Кто и когда создал первый театр в мире. Что такое театр

Театр прочно вошел в нашу жизнь. И даже если мы не говорить о варианте развлечения или времяпровождения, то наверняка многие слышали шекспировское "вся жизнь-театр...". Что же значит театр для людей, и что люди делают в театре и как актеры, и как зрители? Наверное, это зависит от того контекста, в котором это слово используется. А значений, как показывает практика, немало.

Что такое театр: определение

Театр - слово греческое и в буквальном переводе означает "зрелище, смотрю". Наиболее общее определение могло бы звучать так: театр - вид искусства, в котором соединены различные направления, например, литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и другие. А что делают актеры в театре? Соответственно, актеры в театре могут читать стихи, петь, танцевать, рассказывать анекдоты, выполнять различные трюки. Но это не единственная трактовка театра, есть и такие значения:

  • Театр - это зрелище, для обозначения постановки или пьесы.
  • Театр - это сцена или арена (часто используется для обозначения переносного значения, например, "театр военных действий и т. п.).
  • Театр как мир идей и творческих образов самого автора постановки (например, "театр Чехова").
  • Театр как здание.
  • Театр как учреждение, юридически зарегистрированное (например, Театр на Таганке или Театр на Малой Бронной).

Мы видим, что театр развивается сообразно его родителю - обществу, обрастая новыми значениями. И если ранее театр воспринимали буквально и использовали иcключительно в прямом смысле, то со временем значения стали шире. А обогатились и расширились они за счет того, что слово стали употреблять еще и в образной метафорической форме, отражая не только физический мир, но и мир внутренний, духовный.

Для любого современного человека театры стали неотъемлемой частью запланированного культурного досуга. И многих интересует история возникновения театра, ведь был же период, когда не было театров? Сложно вспомнить, когда это было, ведь самые первые театры появились еще в первобытных общинах.

В те далекие времена люди еще не понимали, почему идет дождь, отчего вдруг похолодало и, чем они провинились перед Всевышним, что он послал снег или сильный дождь. Чтобы им ничего не угрожало, они старались перед каждым важным событием провести театрализованный обряд. Информация о подобных событиях подарила нам возможность понять, как появился театр и почему ему уделялось такое внимание.

От первобытности к современности

Первобытный театр, естественно, не был похож на современные постановки. Здесь не шла речь о профессионализме или таланте – люди старались театрализовать события так, как они чувствовали, вкладывая в каждое событие, душу и все свои переживания. Они искренне верили, что, чем более эмоционально они смогут представить свою преданность, тем лучше будет, например, урожай. Все это сопровождалось импровизированной музыкой и песнями.

Позже, где-то в третьем тысячелетии до н.э. в Египте уже проводились более организованные театральные сценки о покровителях ремесленников и земледельцев. Греция стала родиной карнавальных представлений, которые организовывались преимущественно под открытым небом. Здесь были популярны народные театры. Актеры практически всегда должны были быть в масках.

Эпоха Возрождения – в этот период ставились преимущественно комедийные представления. Их устраивали на городских площадях, и посмотреть зрелище собиралось множество людей.

Где-то в конце 16 ст. – начале 17 столетия мир узнал оперу, а уже позже, к середине 18 века появился балет, первые оперетты появились только в середине 19 столетия.

Постановки прошлых лет сегодня

Говоря о театре 18-19 столетия, мы уже рассуждаем о представлениях и постановках, в которых принимали участие талантливые актеры. Они ставились на сцене и сами сооружения театров кардинально отличались от первобытных и эпохи Возрождения. Так, еще с конца 19 века к нам пришла великолепная постановка балета «Щелкунчик». И в те времена, и сейчас были доступны не всем. Это связано, конечно же, с большой и постоянно растущей популярностью постановки. Если раньше позволить себе такую роскошь, как театр могли лишь избранные, знатные дамы и господа, то сегодня они доступны каждому. Несмотря на ажиотаж, связанный с билетами, люди продолжают находить альтернативные способы приобретения билетов. Так, к примеру, вы их можете заказать на нашем сайте. Это избавит вас от очередей и непредвиденных неприятных ситуаций.

Сегодня театр приобрел иной облик. Он стал символом и гордостью в каждой стране. Архитектурные ансамбли, декоративное оформление и просторные залы, портреты известных поэтов, постановщиков и создателей театров, как правило, всегда украшают холл. На современной сцене мы часто видим представления, которые впервые ставились еще при Царе. Да, они претерпели некоторые коррективы, возможно, в некоторые были внесены более реальные события, а где-то художественные руководители решили добавить музыкальное оформление, объединив оперу с балетом. Но, тем не менее, это все еще раз подтверждает, что театр был всегда и в прошлом, и в будущем он будет привлекать внимание зрителей, пусть даже на сцене будет представлен спектакль прошлого столетия – это наша история и для многих это важная составляющая формирования культуры и традиций.

θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу). Театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.
2) Театр – это род искусства, представляющий собой художественное отражение реальности посредством драматического действия. В театре актеры, перевоплощаясь в героев действия, воссоздают перед зрителями искусственную реальность, показывают развитие ситуации. В зависимости от формы актерской игры, выделяют драматический театр, оперный театр и балетный театр. Это основные формы театра, но существует еще несколько промежуточных. Также театром называют здание, в котором происходят театральные представления.

История театра

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся - его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Средние века в применении к театру выдвинули определение Theatrum Mundi, что в переводе с латыни означает "мир в театре". Сценическое про странство мыслили как модель мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения. В эпоху Возрождения на театр всё чаще стали возлагать задачи исправления пороков. Осуждая "низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной", - говорится в одном из сочинений того времени. А в эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко - как "очищающее нравы" и поощряющее добродетель. Эти идеи позже развил русский писатель и драматург Н. В. Гоголь. Для него сцена - "это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра". Тезис "театр - университет" сохраняет значение по сей день.

Во времена тирании и цензуры театр становился не только кафедрой, но и трибуной. Со сценических подмостков звучали призывы к свободе и сопротивлению. В годы революций XX в. появился лозунг "Искусство - оружие" (был популярен в 20х гг.). И театр стал выполнять ещё одну задачу - пропагандистскую.

Рассуждая о театре, А. С. Пушкин писал, что "дух времени требует перемен на сцене драматической". Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Но мастера театра - творцы, и потому они способны не только понять настоящее, но также предвидеть будущее. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены.

Театру не однажды предрекали гибель, но он каждый раз выживал - выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителей, суждена долгая жизнь. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия. Посещение хорошего спектакля - идёт ли он в прославленном театре или на маленькой студийной сцене - всегда духовное наслаждение и настоящий праздник.

ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.

В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.

Типичная барочная декорация. Художник Ж. Л. Депре.XVIII в.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство - устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале.Большое значение всегда придавали театральному зданию. Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от по вседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте - чтобы поддержать интерес публики. Главное лицо в спектакле - актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ - своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не сам исполнитель, а его роль. Она творение актёра, созданное голосом, нервами и чем то не уловимым - духом, душой. Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но тем не менее они подчинены воле руководителя - режиссёра. Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены "заговорить". И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.

Зритель сознательно (а порой и бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра продолжается.


Ссылка на источник материала: 1)

Античный театр

Для того чтобы из синкретического искусства народных обрядовых празднеств родился театр, необходимо было разделение участников празднества на исполнителей и зрителей, - профессионализация исполнительства, в свою очередь, привела к обособлению различных видов театрального искусства .

Древнегреческий театр родился из обрядовых игр, посвященных богам - покровителям земледелия, в первую очередь Дионису : в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров », одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально - «песнь козлов») . Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора . Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, - в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате - преобразование хора сатиров в драму .

С конца VI в. до н. э. в Афинах ежегодно, в марте - в дни праздника Великих Дионисий - ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. В первый день праздника зрителям в специально сооруженном театре представляли пять комедий, в течение последующих трех дней - три тетралогии, каждая из которых состояла из одной сатировской драмы и трех трагедий . Со II половины V в. до н. э. такие же представлния устраивались и в январе - в праздник Леней . Спектакли игрались в костюмах, соответствовавших прежде всего характеру постановки: так, трагедии исполняли в длинных цветных костюмах с дорогой отделкой, высоких прическах, сапогах на толстой кожаной подошве (котурнах) и «трагических» масках; для комедий, помимо соответствующих масок, выбирали короткие костюмы, часто использовали накладные животы, горбы и прочие приспособления, придававшие телу гротескные формы .

В эпоху империи театр постепенно приходил в упадок; уже Сенека писал свои трагедии не для постановки на сцене, а для чтения в узком кругу. На сцене же трагедия уступала своё место пантомиме; для изображения одного сценического персонажа нередко требовались уже два исполнителя: один читал стихи, второй производил соответствующие движения и жесты .

Театр Средневековья

Среди гистрионов существовала особая группа вагантов (от лат. clirici vaganti - бродячие клирики), или голиардов, - недоучившихся семинаристов и разжалованных священнослужителей, развлекавших народ пародиями на католическую литургию . Однако сложные отношения с церковью были не только у вагантов, - так, Томас Кэбхем, архиепископ Кентерберийский , в конце XIII века из известных ему видов гистрионов выделил лишь один, который «можно терпеть»: тех, что «зовутся жонглёрами, воспевают подвиги королей и жития святых и утешают людей в их печали и горестях» . Искусство гистрионов во всех своих проявлениях оставалось сугубо мирским и в значительной своей части питалось языческим мироощущением, - христианские воззрения вдохновляли иное направление нарождающегося театра .

В противовес языческим, христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению действенную иллюстративность . Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет , происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию, - диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. Текст ранней литургической драмы полностью совпадал с текстом литургии, но постепенно становился всё более свободным и отделялся от собственно службы; в XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления .

Изначально статичная и символическая, литургическая драма постепенно становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории , противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, - в дальнейшем представления давались на паперти , что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам . На паперти литургическая драма постепенно утратила связь с церковным календарём: представления могли разыгрываться и в ярмарочные дни; принятая в церкви латынь постепенно заменялась национальными языками .

Во второй половине XIII получили широкое распространение представления, посвящённые житиям святых - миракли , которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более «бытовым» оформлением . В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, - известны, в частности, «Игра о беседке» и «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Галя. Однако и миракли, и светские пьесы уже разыгрывались не на церковной паперти, а в любительских кружках, которые поначалу обычно находились под покровительством церкви, но, с развитием в городах цеховых ассоциаций, постепенно отделились от неё и в дальнейшем существовали при городских корпорациях .

Одновременно в городах зарождался жанр мистерий - массового, площадного, самодеятельного искусства, в котором мистика сочеталась с реализмом. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит .

Театр эпохи Возрождения

Новый театр родился в Италии, где, с одной стороны, дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма - вплоть до первой половины XV века, в то время как за пределами Италии она исчезла ещё в XIII; с другой стороны - относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий - rapresentazioni sacre . Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты - Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи , глава Флорентийской республики . Увлечённые античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее .

Параллельно развивалась другая тенденция: в 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, - со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки , Плавта и Теренция . Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримских авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра - античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты - постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения .

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов - на рубеже XV-XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было . Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актёра и драматурга Анджело Беолько , члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы (tipi fissi) , - в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте , появившуюся в середине XVI века, вскоре после его смерти . Однако в точном переводе с итальянского commedia dell’arte в то время означала «профессиональный театр», - понятие «комедия масок» появилось позже .

На протяжении долгого времени спектакли играли во дворцах, импровизированная сцена, нередко с огромными затратами сил и материальных средств, могла сооружаться для одного-единственного спектакля. Лишь в 20-х годах XVI века начали появляться специальные театральные здания, при этом принципы постройки заимствовались у Витрувия : как в Древнем Риме, зрительный зал строился в виде амфитеатра . В 1519 году был зафиксирован первый (с античных времён) случай применения занавеса - в Риме, в Ватиканском дворце , во время представления папе Льву X «Подменённых» Ариосто ; этот занавес, который, как в Древнем Риме, падал вниз в специально сделанный жёлоб, был сделан по картону Рафаэля .

Новый итальянский театр родился как придворный, однако очень скоро завоевал популярность в самых широких слоях итальянского общества, к интересам и вкусам которых он начал приспосабливаться на рубеже XV-XVI веков: мифологические сюжеты постепенно уступали место сюжетам из современной жизни, которые, в свою очередь, диктовали и новые принципы оформления спектаклей и иной стиль актёрской игры .

Италия в области театрального искусства пролагала пути, по которым следовали и другие страны ; комедия дель арте, благодаря постоянным гастролям итальянских артистов - с конца XVI и на протяжении всего XVII века - в Испании, Франции, Англии и Германии, стала для этих стран школой сценического искусства . . Итальянским гуманистам принадлежали и первые попытки создать теорию драмы - путём комментирования «Поэтики » Аристотеля , как высшего авторитета древнего мира в области театра. И хотя Аристотель говорил о необходимости соблюдения только одного единства - действия, комментаторы пошли дальше: замечание Аристотеля о том, что у греческих трагиков действие обычно совершается в течение одного оборота солнца, Джиральди Чинтио возвёл в закон единство времени; другой комментатор, по-своему истолковав текст Аристотеля, добавил требование единства места, - в 1570 году Лодовико Кастельветро в своей «Поэтике» выстроил теорию трех единств, которая стала законом для театра эпохи классицизма .

Театр эпохи классицизма

Драматический театр в России

В России театр родился поздно - лишь во второй половине XVII века: в православной церкви не были приняты инсценировки служб, скоморошество , зародившееся ещё в XI веке, жестоко преследовалось и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича , города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, - театр в Россию был импортирован из Западной Европы . В 1672 году был создан первый придворный театр, однако просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» - театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием» . В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия , при которой также был создан театр, сыгравший в дальнейшем важную роль в развитии письменной драматургии .

Актёр в драматическом театре

В деятельности средневековых гистрионов присутствовали лишь примитивные элементы актёрского искусства: импровизация, диалог, пластика, - о создании характеров речь ещё не шла, гистрионы всегда действовали только от своего лица . С другой стороны, жёсткие каноны католической церкви также исключали понятие «характер». Актёрское искусство как таковое зарождалось в рамках мистерий: включавшиеся в них фарсы предполагали создание определённых типажей; характеры, хотя и неизменные, присутствовали в театре Анджело Беолько .

В средневековый театр, как и в античный, женщины не допускались, но в полупрофессиональных итальянских труппах они появились уже в первой половине XVI века. Ещё в XV веке женщины присоединялись к странствующим группам гистрионов (saltimbanchi); что же касается театральных трупп, то в качестве певиц, а возможно, и в качестве актрис они участвовали уже в труппе Беолько. В 50-60 годах XVI века уже были известны имена некоторых актрис: Фламинии, Винченцы Армани и польки Цуккати .

Режиссура в драматическом театре

Театральные системы

В драматическом театре непосредственным выразителем действия является актёр, создающий характер персонажа в предлагаемых пьесой обстоятельствах . В западно-европейском театре сложились два основных принципа актёрской игры - «переживание», предполагающе внутреннее перевоплощение, вживание актёра в образ, и «представление», стремящееся раскрыть прежде всего отношение к образу . Искусство «переживания» связано в первую очередь с реалистическим театром, хотя в тех или иных формах существовало и раньше, в частности в театре эпохи Возрождения и в искусстве романтиков . «Представление» всегда было связано с театром условным, в том числе средневековыми церковными представлениями, итальянской комедией дель арте , театром эпохи классицизма . Во второй половине XIX века в качестве теоретика «школы переживания» выступил великий итальянский актёр Томмазо Сальвини (1829-1915), его главным оппонентом был Коклен-старший (1841-1909), предпочитавший переживанию рационалистически выверенное мастерство .

В XX веке на основе этих традиций сложились две актёрские системы: «переживание» («психологический театр») связывают обычно с именем К. С. Станиславского - не только его теоретическими трудами, в частности разработанной им системой работы актёра над ролью, но и всей практикой Художественного театра ; «представление» чаще всего связывают с именем Бертольта Брехта , теоретика «эпического театра », который нашёл своё практическое воплощение в созданном Брехтом театре «Берлинер ансамбль » .

Поздно родившийся русский драматический театр традиционно был театром переживания, однако ещё задолго до Брехта, в самом начале XX века, театральные режиссёры в России искали иные средства выразительности, одни, как Всеволод Мейерхольд , отчасти и Евгений Вахтангов , - в порядке отрицания натурализма Художественного театра , другие, в первую очередь руководители МХТ, Станиславский и Немирович-Данченко , - стремясь через условность и символику «обогатить реализм», разгрузить сцену от быта, преодолеть захлестнувший драматический театр натурализм, чтобы ярче выявить «жизнь человеческого духа» .

Многие режиссёры, прежде всего Е. Вахтангов и А. Таиров , в своих поисках приходили к различным сочетаниям «переживания» и «представления»; В. Мейерхольд создал ГосТиМ как образцовый театр «представления», где мхатовский психологизм заменяла музыка, как конструктивный элемент сценического действия , однако в поздних своих спектаклях и Мейерхольд приближался к «школе переживания» .

Сам Брехт главное отличие своего театра от театра Станиславского видел не в противопоставлении переживания представлению: «Станиславский, - говорил он, - ставя спектакль, главным образом актёр, а я, когда ставлю спектакль, главным образом драматург. …Вы можете и от меня услышать, что всё зависит от актёра, но я целиком исхожу из пьесы, из её потребностей… Как драматургу, мне нужна способность актёра к полному вживанию и полному перевоплощению, которую Станиславский впервые разбирает систематически; но, кроме того и прежде всего, мне нужно дистанцирование от образа» . Если у Станиславского вживание в образ было результатом работы актёра над ролью, то Брехту оно было нужно на другой стадии репетиций: сначала вживание - для создания полнокровного характера, а в итоге - дистанцирование от него, ради выявления отношения к образу . «Когда я видел Эрнста Буша в „Галилее “, - писал Георгий Товстоногов , - в классическом брехтовском спектакле, на сцене колыбели брехтовской театральной системы, в Берлинском ансамбле, я видел, какие великолепные „мхатовские“ куски были у этого замечательного актера» . В целом же система Брехта была в большей степени режиссёрской, что вполне соответствовало тем изменениям во взаимоотношениях режиссёр-актёр, которые характеризуют драматический театр XX века .

Во второй половине XX столетия выбор той или иной системы нередко определялся драматургическим материалом: так, коллективы, исповедующие «психологический» театр, могли обращаться к пьесам Брехта и близких ему по духу драматургов и достигали успеха в той мере, в какой им удавалось изменить стиль исполнения .

Примечания

  1. Шабалина Т. Драматический театр (неопр.) . Энциклопедия Кругосвет. Проверено 16 ноября 2012. Архивировано 9 января 2013 года.
  2. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). - М. : Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 5 .
  3. Театр / Родина М. Т. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Трагедия // Словарь античности. Составитель Йоханнес Ирмшер (перевод с немецкого). - М. : Элис Лак, Прогресс, 1994. - С. 583 . - ISBN 5-7195-0033-2 .
  5. Трагедия // Словарь античности. Составитель Йоханнес Ирмшер (перевод с немецкого). - М. : Элис Лак, Прогресс, 1994. - С. 565 . - ISBN 5-7195-0033-2 .
  6. Трагедия // Словарь античности. Составитель Йоханнес Ирмшер (перевод с немецкого). - М. : Элис Лак, Прогресс, 1994. - С. 566 . - ISBN 5-7195-0033-2 .
  7. Дживелегов А., Бояджиев Г. Истоки западноевропейского театра // . - М. : Искусство, 1941.
  8. Дживелегов А. , Бояджиев Г. История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  9. Аверинцев С. С., Бояджиев Г. Н. Гистрион // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). - М. : Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 1 .
  10. Дживелегов А., Бояджиев Г. Гистрионы // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  11. Дживелегов А., Бояджиев Г. Фарс // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  12. Дживелегов А., Бояджиев Г. Театр раннего Средневековья. Историческое предпосылки // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  13. Дживелегов А., Бояджиев Г. Литургическая драма // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  14. Дживелегов А., Бояджиев Г. Литургическая драма на паперти // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  15. Дживелегов А., Бояджиев Г. Миракль //

Началась еще в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство и не было образования. Но люди знали, что такое театр. Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корнями он уходит в загадки древнейших народных массовых обрядов, игрищ и празднеств. Возникшие на этой основе традиционные первичные действа комического и трагедийного характера (типа сатурналий, мистерий) содержали элементы драматического (в мифологическом оформлении) сюжета, включали танцы, диалог, хоровые песни, ряженье, маски. Постепенно происходило отделение действия и обрядово-культовых основ, выделение из толпы хора героев, превращение массового значимого празднества в организуемое зрелище. Все это создало предпосылки для появления столь любимой всеми литературной драмы. Принужденное расчленение на зрителей и актеров выявило общественные важные функции этого

Данный процесс отчетливо выразился в театре Древней Греции, который оказал огромное влияние на активное развитие европейского искусства. В городах-государствах он стал важной главой общественной жизни. Что такое театр в Древней Греции? Представления тогда являлись всенародным большим празднеством. На огромных, гигантских амфитеатрах, находящихся под открытым небом, собирались целые десятки тысяч завороженных зрителей. Помимо имеющихся профессиональных актеров могло разыгрываться представление и самими гражданами — непосредственно участниками хора. Танец и музыка оставались необходимыми, главными элементами действия.

Что же такое театр в Древнем Риме? Здесь развилась более активно постановочная сторона большинства спектаклей, изменился даже тип сцены, возросла профессиональная театральная техника, возникли разнообразные виды представлений (музыкально-танцевальные зрелища на мифологические сюжеты — пантомимы, которые, достигнув в эпоху Империи своего расцвета, оставались вплоть до 5 в. наиболее популярным театральным жанром).

Европейский театр Средневековья практически прекратил существование. Уильям Шекспир и еще несколько драматургов в XV в. возродили его. Тогда все без исключения роли в спектаклях исполняли мальчики и мужчины. Актрисы впервые появились в популярных труппах итальянских бродячих актеров, которые разыгрывали комедии «цель арте» (небольшие комические пьесы с обязательным участием персонажей-масок).

Гуманистическая культура периода Ренессанса возрождала традиции античного театрального искусства, объединив их с богатыми традициями народного национального достояния. В пьесах известных драматургов данной эпохи раскрывалась история в острейших политических и социальных конфликтах.

Подъем театра связан с активным распространением классицизма, общественная почва которого — укрепление неких абсолютистских режимов в некоторых европейских странах. Задачей актеров стало создание сложного образа героя, который преодолевает в ходе внутренней борьбы и жестоких испытаний собственную раздвоенность между требованиями общества и частным интересом. Современные проблемы в этот период приобретали как отвлеченный, так и общезначимый характер. Вот что такое театр классицизма.

Во второй половине 18-го века он становится главным выразителем идей бурного буржуазного Просвещения. В искусстве актеров того времени высокая гражданственность отлично сочеталась с активным стремлением к созданию новых целостных характеров, проявляющих интерес к исторической правде.

Романтизм стал выразителем чаяний демократической массы и гуманистических идеалов. Под знаменем этой эпохи в драме развернулась серьезная борьба с таким себе эпигонским классицизмом — за народность, историзм, национальную самобытность.

Реализм, что был подготовлен театром а потом и романтизмом, приобрел достойные самостоятельные формы в 30-40гг. 19 в. и достиг наивысшего господствующего положения к середине столетия.

В современном театре производится синтез очень многих видов искусства, общественных проблем и эмоций — психологического анализа, высокой нравственной проблематики, непосредственности эмоционального состояния, достоверность и гротеск, переживание и отстранение, лирика и сатира. Все это вступает в самые смелые и неожиданные сочетания. Что такое театр современности? Это ярко выраженная тенденция стремления к повышенной активности образов, к экономии важных художественных средств, а также их содержательности. Сегодня этот вид искусства немыслим без режиссера. Также значимой сейчас является сценография.