Итальянский оперный театр. Оперные театры италии. Театр Ла Фениче в Венеции

Если вы хоть раз бывали в Италии, то вы знаете, чем гордятся жители Аппенинского полуострова. Галерея Уффици и собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Колизей и фонтан Треви в Риме, Базилика Святого Марка и Гранд Канал в Венеции. Кажется, в этом списке чего-то не хватает? Правильно, недостает миланского театра Ла Скала, одного из самых известных оперных театров мира..

Ласковое имя

Тех, кто немного знаком с итальянским языком, название театра Ла Скала может удивить. Действительно, итальянское слово skala в переводе на русский обозначает, как ни странно, обычную лестницу. Но на самом деле свое имя театр получил от церкви Санта-Мария делла Скала, на месте которой он и был построен. А церковь так окрестили в честь могущественной покровительницы, одной из рода правителей Вероны, которые носили фамилию Скалигер.

Миллион лир на новый театр

В 70-х годах XVIII века в Милане уже существовал Королевский Герцогский театр. Но в 1776 году он был поглощен пожаром, так что жителям города пришлось задуматься о создании нового театра — терять славу столицы итальянской оперы не хотелось. С согласия императрицы Марии-Терезы Австрийской известному архитектору Джузеппе Пьермарини было поручено спроектировать новое здание на месте церкви.

В XVIII веке в Милане уже существовал Королевский Герцогский театр

Театр обошелся городу почти в миллион лир, что по тогдашним меркам было огромной суммой! 90 самых именитых городских аристократов распределили между собой расходы и раскошелились. На создание блестящего образца неоклассического стиля архитектору Пьермарини и его помощникам понадобилось два года, и уже в 1778 году театр был открыт для посетителей.

Здание театра Ла Скала

Центр миланской жизни

С самого своего открытия Ла Скала полюбился зрителям. Зал театра, выполненный в виде огромной подковы (100 на 38 метров!), оснащенный почти двумя сотнями лож, каждая из которых вмещала до 10 зрителей, богато украшенный позолотой, никогда не пустовал.

Зал театра, выполненный в виде огромной подковы

Правда, далеко не все горожане приходили в театр послушать оперу. В то время Ла Скала стал настоящим центром миланской жизни. Его оборудовали игорными комнатами и буфетами, в стенах театра проводили картежные вечера, балы и даже корриду!



Зал театра Ла Скала

Россини, Верди и Чайковский

Первым произведением, поставленным на сцене новорожденного театра, стала опера Антонио Сальери «Узнанная Европа», которую композитор написал специально для боевого крещения Ла Скала. Интересно, что после реконструкции в 2004 году «Узнанная Европа» вновь открыла череду постановок на подмостках театра. Наверное, жители Милана видят в этом что-то символичное.

На сцене театра беспрерывно ставились шедевры именитых композиторов

На сцене театра беспрерывно ставились шедевры именитых композиторов. За многие годы своей работы Ла Скала успел посотрудничать с Керудини, Паизиелло, Россини (знатоки даже говорят об особом россиниевском периоде в истории театра). Нельзя не упомянуть Доницетти, Беллини, Пуччини и, конечно, Верди! Правда, с миланским театром последний подружился не сразу. После постановки его «Жанны Д`Арк» композитор расторгнул контракт с Ла Скала и ушел. Чуть позже вернулся снова, уже по уши влюбленный в этот театр. На сцене «миланца» не раз ставились произведения и русских классиков. Например, с восторгом были приняты «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Катерина Измайлова» Шостаковича.


Джузеппе Верди

Битва титанов

Конечно, разве бывает театр без исполнителей? В числе знаменитых оперных певцов, выступавших на сцене Ла Скала, можно называть Карузо и Руффо, де Лука и Скипа, Джильи и Бензанцони, Канилья и Дель Монако, а также известнейшего русского певца Шаляпина! Середина XX века любителям оперы запомнилась как легендарное противостояние двух примадонн — Тебальди и Каллас. У каждой из певиц появился свой настоящий фан-клуб. Страсти иногда накалялись настолько, что поклонников оперных див приходилось разнимать полиции. Нельзя сказать, кто победил в этом соперничестве, но в 1955 году Каллас заслужила титул «божественной», исполняя партию в «Травиате».



Рената Тебальди


Мария Каллас

Двадцатилетний гений

Для многих любителей оперы название театра Ла Скала прочно ассоциируется с именем его самого знаменитого дирижера — Артуро Тосканини. Впервые на сцену миланского театра он вышел в 1887 году в 20 лет, уже тогда будучи знаменитым — он прославился, исполняя в Бразилии «Аиду». Юный дирижер дебютировал с оглушительным успехом, взял в руки бразды правления театром и ввел железную дисциплину. Тосканини был неутомим, он проводил многочасовые репетиции, невзирая на то, что многие актеры едва не валились с ног от усталости. В начале 30-х годов гению пришлось покинуть Италию из-за несогласия с идеологией правительства, и дирижер уехал в Америку. Когда в 1943 году Тосканини узнал, что театр разрушен бомбами, он впал в уныние. В 1945 он пожертвовал миллион лир на восстановление своего любимого детища, а уже в 1946 приехал в солнечный Милан, чтобы вновь дирижировать в обновленном театре.



Артуро Тосканини

Рука об руку с балетом

Кроме оперы театр Ла Скала знаменит, конечно, и своим балетом. Самые именитые балетмейстеры Европы работали на подмостках этого театра: Росси, Франки, Клерико, Вигано, Тальони, Казати — это далеко не полный список.

Кроме оперы театр Ла Скала знаменит, конечно, и своим балетом

На сцене Ла Скала выросла целая плеяда прекрасных танцоров и танцовщиц: Вулькани, Пелозини, Фабиани, Франки, Черрито, Сальвиони и многие другие. Среди постановок и до сих пор известны «Творения Прометея», «Весталка», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дафнис и Хлоя», «Ромео и Джульетта».

Екатерина Астафьева

Мне предстоит путешествие по Италии, и я не могла не задаться вопросом - а что там с оперными театрами? Куда сходить?
Ценные советы дала amoit . Публикую с ее разрешения.

Сезон в разных театрах Италии начинается по-разному.

В Ла Скале никогда не была и в ближайшее время не собираюсь. Объясню почему. Чтобы насладиться спектаклем, не покупайте никогда там билеты в ложи. Ничего не увидите толком и непонятно услышите ли. Билеты и в ложу стоят немалых денег. Хорошо бы в партер. Но там цены просто ненормальные. Афишу их смотрю регулярно и вижу много хороших спектаклей в сезоне (иногда с хорошими режиссерами и дирижерами и певцами). Я пока для себя решила не тратить бешеных денег на поход в этот театр (тем более, что политика нынешнего главного дирижера мне не близка). Так что про этот театр ничего пока советовать не смогу:-)

Несколько лет назад попали почти случайно в Театро Реджо в Парме. Я большая поклонница Верди и там каждый год проходит вердиевский фестиваль. Вот на него собственно и поехали. На Риголетто с Лео Нуччи и Джессикой Пратт. Театр неплохой: очень красивый внутри и с интересной историей и великими режиссерами и певцами за плечами. К сожалению, последние годы, их оперный сезон очень короток (извечные финансовые проблемы): начинается в начале января и ограничивается 3-4 операми. В этом году мое внимание было нацелено только на Симона Боканегру в постановке того же Де Ана. Стоит смотреть афишу и смотреть, что дают в октябре на ежегодный фестиваль Верди и начиная с января, на хоть и короткий, но сезон. Театр широко не известен во всем мире, как Ла Скала или Феличе венецианский, но на мой взгляд, заслуживает внимания. Сам город Парма очень мил и Вы можете не только сходить в театр, но и посмотреть Театр Фарнезе, красивейший собор, дом Артуро Тосканини, национальную галлерею и много другое. Недалеко надохится Буссето и Сант Агата (имение Верди). Но туда можно добраться только на машине.
Очень мне нравится Театро Реджо в Турине. Театр исторический, но пожар в начале 20 века разрушил внутреннюю часть здания. Из исторического остался один фасад. Но внутри театр отремонтировали и теперь это один из лучших европейских залов с великолепной акустикой на 1500 мест. Видно и слышно отлично с любого места зала. Всегда несложно купить билеты и у них один из самых длинных сезонов: 12 опер начиная с сентября и заканчивая маем. Постановок много и часто заслуживающх внимание. Уже упомянутый мною шедевральный Дон Карло. Там же мы слушали Онегина с нашими Ладюком и Виноградовым. Туда же ездили слушать гала Верди в прошлом году с Фриттоли и Альваресом. Вот этот театр я Вам очень рекомендую! Сам Турин великолепен! Вы совместите поездку в театр с посещением одного из красивейших городов Италии (я Турин очень люблю и уверена, что Вы его тоже оцените по достоинству).

Вообще, в Италии очень много оперных театров: В Генуе, В Лукке, во Флоренции, в Модене в Неаполе. Они есть практически в каждом городе, даже самом крохотном.

В Торре дель Лаго ежегодно проходит фестиваль Пуччини. Правда это очень специфически: сцена расположена на озере и сами понимаете есть ньюансы: комары и ветер (если не в ту сторону, звуком наслаждаться будут утки на озере). Фестиваль идет все лето. Возможно, что разок было бы интересно на него попасть. Прямо в шаге хотьбы вилла композитора (очень интересна для посещения!)В Прошлом году там пела Гулегина Сантуццу (не удивляйтесь, что Масканьи.. дают не только оперы Пуччини). Очень я хотела попасть, но не сложилось. Билеты не дешевые, но опять же на хороший состав не жалко.

В Пезаро Россиниевский ежегодный фестиваль. Откровенно говоря я до него пока не добралась, но хотела бы. Опять же буду смотреть состав. Про театральный сезон сказать ничего не могу так как пока там не была. Про Анкону тоже самое.

Римская опера совершенно шикарная! Тоже стоит побывать.

Хорошие исполнители кочуют по театрам вместе с хорошими постановками:-) Обратите внимание на итальянского тенора Франческо Мели. Я его слушала в Эрнани и Бале Маскараде Верди (в римской опере и в театре Пармы соответственно).

Лучше следить за перемещением артистов и туда и ехать:-)

Во Флоренции на Маджо Музикале Фьорентино можно услышать много хорошей музыки и гениальных исполнителей. : в апреле Мацуев будет выступать с Зубином Мета. В позапрошлом году мы там слушали невероятное исполнение Вагнера и Фантастической симфонии Берлиоза Клаудио Аббадо.

Кстати, летом бесконечная череда спектаклей на Арене ди Верона. Пока там не была. Но думаю, Вам это может быть интересно. Там часто поют хорошие исполнители и ставят хорошие режиссеры. Есть своя специфика (под открытым небом), но все же. Это вариант, если хочется хорошей оперы летом:-)
Вот еще забыла Вам сказать про Театро Комунале в Болонье! Там тоже бывают чудесные постановки с замечательным составом.

Репертуарного театра в Италии нет и в театре нет как таковой труппы, за исключением оркестра и главного дирижера театра. Поэтому состав и собственно произведения, надо смотреть в начале сезона на сайте театров. Опять же повторюсь, но хорошие исполнители поют во всех, перечисленных мною театрах. Они поют по всей Италии.
Театров не мало. Их очень много и параллельно Вы можете много чего увидеть. Другое дело, что придется перемещаться по всей стране. Вот это может быть не очень удобно: совершать марш броски из Турина в Рим (например), а потом в Болонью. Я недавно сама составляла себе программу на ближайшее время. Из летнего будет Веселая вдова в Турине, постановка того самого Де Аны! Певцы не самые лучшие, он все же (Алесандро Сафина... может Вы его знаете). Точный каст можете на сайте театра посмотреть. Это все конец июня-начало июля. В Болонье будет Cosi fan tutte. Вот здесь состав поинтереснее: Корчак, Горячева, Альбергини. Мели будет петь в Кармен в Генуе весь май. Анита (та, что Вы слушали в Мете) будет в Кармен в Риме в июне. Сезон пока идет и достаточно активно. Сегодня и 6 апреля в Парме поют Ловцов жемчуга с Корчаком в главной роли.

Авторы очерка - Л. А. Соловцова, О. Т. Леонтьева

Родина оперы - Италия. Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения, этот жанр возник в конце XVI в. В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства. Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой; Отказавшись от средневековой полифонии, выдвинули новый, гомофонно-речитативный стиль. По словам Б. Асафьева, речитативные пасторали флорентинцев были «своего рода пропилеями» к опере.

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом - декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в.- творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Алессандро Скарлатти (1660-1725).

Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции, где создал лучшие свои сочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкально-выразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при Этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на протяжении XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исполняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции. Пытаясь подражать прославленным мастерам bel canto, менее талантливые вокалисты часто переходили в своем исполнении границы художественно оправданного.

Увлечение певцов виртуозной техникой влияло и на творчество композиторов. Уступая вкусам публики и привычкам певцов, композиторы часто перегружали арии виртуозными украшениями. Приобретая внешний блеск, музыка постепенно теряла ту эмоциональную выразительность, которой было отмечено творчество А. Скарлатти и его ближайших последователей. Певцы-виртуозы заняли в опере первое место, оттеснив на второй план композитора и либреттиста. Сочиняя оперу, приходилось прежде всего обеспечивать «эффектными номерами» выступающих в ней любимцев публики.

Композиторов неаполитанской школы даже в период ее наивысшего расцвета мало занимали вопросы драматургии. Сформировавшийся в Неаполе тип так называемой «серьезной» оперы (опера seria) представлял собой в основном чередование арий и речитативов; ансамбли существенной роли не играли; хоры почти отсутствовали; главное место занимали арии и дуэты, выражавшие чувства героев; в речитативах преимущественно излагались события, ход драмы. По мере того как усиливалась власть виртуозов-певцов, внимание к драматическому содержанию все более ослабевало. Весьма отрицательно сказались на развитии оперы seria вкусы завсегдатаев придворных театров. Фабулы оперных либретто часто сводились к бессодержательным любовным интригам.

Героико-пасторальная тематика, сюжеты из мифология и средневековья служили лишь канвой, дающей повод для блестящих виртуозных арий. Насколько равнодушны были и исполнители и слушатели к стилистическому единству музыки, можно судить по тому, что в 20-х гг. XVIII в. распространился тип опер, в которых все акты принадлежали разным композиторам. Такие оперы назывались пастиччо («паштет»).

Неоднократно на протяжении XVIII в. и поэтами и композиторами делались попытки укрепить драматургию «серьезной» оперы. Немалая заслуга принадлежит в этом поэтам А. Зено и Пьетро Метастазио. Но схематизма в построении оперного спектакля они не преодолели: как и их предшественники, Зено и Метастазио исходили не из требований драматургии, а из установившегося порядка в распределении арий и речитативов по актам. Музыкальная драматургия оперы оставалась по существу прежней; в частности, речитативные эпизоды носили характер формальных связок между вокальными номерами. Во время исполнения речитативов публика обычно громко разговаривала или покидала зал, чтобы закусить и поиграть в карты.

Сказанное не означает, что «реди итальянских композиторов не было серьезных, мыслящих художников. Во второй половине XVIII в., в эпоху итальянского просветительства, усиливались стремления повысить художественный уровень «серьезной» оперы, однако никто из итальянских композиторов не решался в ту пору отойти от общепринятой структуры оперы seria, отказаться от бессодержательной виртуозности арий.

Одновременно с «серьезной» оперой в недрах той же неаполитанской школы зародилась и комическая опера (опера buffa). С первых шагов завоевав широкую популярность, она быстро распространилась по всем городам Европы, вытесняя «серьезную» оперу даже со сцен придворных театров.

Истоками своими уходящая в XVIII в., итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен и интермедий, которыми перемежались венецианские и неаполитанские оперы того времени; ее другим источником были диалектные (основанные на народных говорах) комедии, исполнявшиеся обычно с незамысловатыми песенками. Как жанр комическая опера утвердилась в интермедиях Джованни Баттиста Перголези (1710-1736); в последней четверти века она достигла классической зрелости в произведениях Джованни Паизиелло (1740-1816) и Доменико Чиморозы (1749-1801). Демократическая по своим устремлениям, опера buffa возникла как реакция против оторвавшегося от жизни искусства «серьезной» оперы, возникла в ответ на запросы новой эстетики, требовавшей от искусства конкретной связи с современностью.

Итальянская комическая опера показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников; высмеивала пороки и нередко пародировала самый жанр «серьезной» оперы. Ходульному пафосу оперы seria, ее виртуозным ариям и утратившим выразительность речитативам опера buffa противопоставила комедийно-бытовую тематику, простые народные и бытовые напевы, живые танцевальные ритмы, характерные речитативы, столь близкие скороговорке народных диалектных комедий. Большое значение в комической опере приобрели насыщенные действием динамичные ансамбли.

На пути своего развития опера buffa эволюционировала; отдельные элементы «серьезной» оперы проникали в комическую, и наоборот. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно даже в XIX в.

На заре всколыхнувшего всю Италию национально-освободительного движения (первые десятилетия XIX в.) эстетическим выразителем прогрессивных идей становится литературный романтизм. Первые итальянские романтики, участники революционного движения поэты-карбонарии, считали основной задачей искусства и литературы служение народу. Они боролись за развитие национальной культуры, призывали к изучению жизни народа, его дум и чаяний, истории и искусства.

Воспитывая в итальянском народе национальное самосознание, они призывали страну к объединению и к свержению ига поработителей.

Национально-освободительное движение нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под прогрессивным воздействием итальянского литературного романтизма. Отказываясь от традиционных мифологических сюжетов, итальянские композиторы обращались к человеку, к его душевному миру.

Творчество Джоаккино Россини (1792-1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них - «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера buffa достигла наивысшего расцвета.

Россини обогатил также область «серьезной» оперы, переживавшей в ту пору глубокий идейный и драматургический кризис. Правда, в его произведениях оставалось немало условностей, нарушавших естественность драматического развития. Достаточно сказать, что Россини с легкостью переносил фрагменты музыки из одной оперы в другую. И тем не менее в жанре «серьезной» оперы он создал ряд замечательных сочинений.

Россини обратился к героической тематике, отвечающей запросам современности; в его операх зазвучали мощные хоры, появились динамичные, развитые ансамбли, красочным и драматически выразительным стал оркестр. «Вильгельм Телль» Россини положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Творчество гениального Россини и его младших современников и последователей - Винченцо Беллини (1801-1835) и Гаэтано Доницетти (1797-1848) - лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обновили музыкальный язык итальянской оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне. Они умели создавать мелодии, в которых выявлялись лучшие стороны дарования певцов. С именами Россини, Беллини и Доницетти связана исполнительская деятельность таких великих певцов, как Дж. Паста, Дж. Рубини, М. Малибран, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, Дж. Гризи, утверждавших славу итальянской оперы на всех европейских сценах.

Расцвет итальянской оперы был непродолжительным. Создав «Вильгельма Телля» (1829), Россини опер больше не писал. В середине 30-х гг. умер молодой Беллини. К началу 40-х гг. творчество тяжелобольного Доницетти шло под уклон. Национальная опера вновь переживала серьезный кризис. Итальянские сцены наводнял поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными подражателями Россини, Беллини и Доницетти. В произведениях, которые по большей части создавались наспех, к очередному сезону, и тотчас же забывались, вопросам идейного содержания и проблемам драматургии уделялось чрезвычайно мало внимания. Оперные мелодии изобиловали эффектами, не вытекавшими из характера образов, а порой даже вступавшими в противоречие с содержанием. Композиторы продолжали писать на либретто, составленные по принятым трафаретам; музыкальные номера в операх следовали по привычным схемам, не связанные органически действием.

Созданию полноценных оперных либретто мешала рутина, царившая в оперных театрах. Даже тогда, когда либретто писали лучшие поэты того времени - такие, как знаменитый Феличе Романи, - когда либреттисты обращались к произведениям классиков мировой литературы, они укладывали сюжеты в стандартную схему, что неизбежно обедняло их.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813-1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования, Италия не имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Первые героические оперы композитора, появившиеся в 40-х гг., были рождены нараставшим подъемом революции, когда все культурные силы страны включились в освободительное движение. Убежденный демократ и патриот, Верди создавал искусство высоко-идейное и вместе с тем доступное широким массам. Величайшая заслуга музыканта в том, что с первых творческих шагов, опираясь на традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства, по пути неутомимых поисков драматической правды.

Проницательный художник и прирожденный драматург, он понял, что формальная рутина, равнодушие к драматическому содержанию завели итальянскую оперу в тупик. Осознав, что в схематизме построения коренятся основные дефекты итальянских опер, он вел неутомимую борьбу за создание драматически полноценных либретто и активно руководил работой своих либреттистов.

Верди постоянно стремился к реалистической жизненности характеров и драматических ситуаций. Он искал новые драматически-правдивые формы. Все выразительные средства в опере он старался подчинить выявлению основной идеи.

Пройдя через увлечение «неистовым романтизмом» Гюго и близких к нему испанских романтиков, критически освоив достижения современной ему западноевропейской оперы, Верди в своих поздних произведениях - в «Аиде», «Отелло» и «Фальстафе» - достиг идеального слияния действия, слова и музыки, пришел к созданию подлинной реалистической музыкальной драмы.

В 70-80-х гг. прошлого века в итальянской опере, переживавшей период исканий и борьбы направлений, двумя полюсами, вокруг которых группировались музыкальные силы, были имена Верди и Вагнера. Увлечение немецкими романтиками - и особенно Вагнером,- стремление подражать им захватило значительную часть итальянской молодежи. Увлечение это, сводившееся нередко к простому подражанию, имело свои положительные и отрицательные стороны.

Изучение немецкой музыки вызвало у итальянских композиторов повышенный интерес к гармонии, полифонии, оркестру. Но в то же время они шли по ложному пути, отметая традиции итальянской оперы, отбрасывая классическое оперное наследие. Даже к творчеству Верди они относились пренебрежительно. Наиболее ярким представителем этого направления был Арриго Бойто (1852-1918), опера которого «Мефистофель» пользовалась в ту пору большим успехом.

В последнее десятилетие века вагнеризму, распространявшемуся по Италии, противопоставило себя новое оперное направление - веризм (от слова «vero» - истинный, правдивый). Почва для возникновения оперного веризма была подготовлена литературным движением 80-х гг., носящим то же название.

Первая веристская опера - «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890) - была написана на сюжет новеллы Джованни Верга. И «Сельская честь», и вслед за ней «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892) имели огромный успех у публики, уставшей от туманного символизма в оперных сюжетах итальянских подражателей Вагнера.

Творческое кредо веризма - жизненная правда. Тематику своих опер веристы брали из обыденной жизни. Герои их - не выдающиеся личности, а обыкновенные, заурядные люди с их интимными драмами. В этом итальянский веризм близок к французской лирической опере. На мелодическом языке итальянских веристов сказалось влияние чувствительной мелодии Гуно, Тома, Массне. Особую любовь среди веристов завоевало реалистическое творчество Бизе и Верди. «Кармен» Бизе веристы ценили так же высоко, как оперы Верди, от которого они восприняли подчеркнутую эмоциональность музыки и остроту драматических ситуаций. Именно этими чертами своего творчества, а также темпераментными, доступными мелодиями веристы завоевали широкую популярность. Однако трактовка сюжетов в их операх нередко приобретала мелодраматический характер. Желая показать повседневную жизнь «без прикрас», веристы часто подменяли реалистическое воспроизведение действительности «фотографированием» ее. И это приводило к измельчанию характеров, подчас - к поверхностной иллюстративности музыки, к натурализму.

К веризму в значительной мере примыкает и творчество наиболее выдающегося среди итальянских композиторов XX в. Джакомо Пуччини (1858-1924), не избежавшего в своих ранних операх влияния немецкого романтизма. По основным творческим устремлениям и по характерным чертам стиля Пуччини - верист, хотя многое в его творчестве выходит за пределы веризма. Пуччини - наиболее талантливый и многогранный среди композиторов этого направления.

Веризм Пуччини проявляется прежде всего в его отношении к оперному сюжету. В обыденной, неприкрашенной жизни Пуччини находит материал для глубоко волнующей драмы. Музыкальная речь его всегда эмоционально правдива. По богатству и свежести музыкального языка композитор выделяется среди своих современников - веристов. И хотя Пуччини не смог подняться в творчестве до реалистических вершин Верди, но по эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по органической ясности мелодики, по силе и яркости драматического дарования он - прямой наследник Верди и подлинно итальянский художник.

Лучшее наследие итальянской классической оперы - творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и, в особенности, Верди. Произведения этих композиторов входят в репертуар большинства музыкальных театров, неизменно звучат в концертах и по радио.

Итальянской классической опере, с ее прогрессивным идейным содержанием, с прочными национальными традициями, с ее подлинной «вокальностью», принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Далее, в XX в. итальянские композиторы ярче проявили себя в формах инструментальной музыки. Однако и опера в современной Италии не забыта. Автором десяти опер, из которых особым успехом пользовалась поставленная в 1904 г. в Турине опера «Воскресенье» по роману Л. Толстого, был Франко Альфано (1877-1954). В начале XX в. выступил в оперном жанре Отторино Респиги (1879-1936), представитель итальянского импрессионизма, переживший также значительное влияние Римского-Корсакова. Его первыми операми были «Король Энцио» (1905) и «Семирама» (1910), поставленные в Болонье. В 1927 г. на сцене Гамбургского театра прозвучала его опера «Затонувший колокол» по одноименной драме Герхарда Гауптмана. В позднем периоде своего творчества Респиги эволюционировал к неоклассицизму. Результатом этого поворота была свободная обработка оперы К. Монтеверди «Орфей» (1935), сыгравшая важную роль в возрождении и новом открытии оперного творчества этого великого итальянского композитора.

Крупнейшим представителем старшего поколения современных итальянских композиторов, работавших в оперном жанре является Ильдебрандо Пиццетти (1880-1968). Его композиторский стиль сформировался в изучении классических и доклассических традиций национального искусства. Пиццетти постоянно сочинял оперы для знаменитого миланского театра «Ла Скала». На премьерах многих из них дирижировал прославленный Артуро Тосканини. Первой была «Федра» по драме Габриэля д"Аннунцио (1915). С успехом ставилась в 1928 году опера «Фра Герардо» на сюжет исторической хроники Пармы XIII в. Пиццетти, сочинившего пятнадцать опер, нельзя назвать новатором в музыкальном театре, но произведения его всегда имели достаточный успех, чтобы оставаться подолгу в репертуаре. В годы после второй мировой войны маститый композитор продолжал интенсивно работать для театра. Новые оперы Пиццетти появлялись регулярно: в 1947 г. - «Золото», в 1949 - «Ванна Лупа», в 1950 - «Ифигения», в 1952 - «Калиостро». В этих произведениях сохранились некоторые черты позднего итальянского веризма, сочетающиеся с влиянием Дебюсси (утонченной и напевной декламации его «Пеллеаса и Мелизанды»). В свои поздние годы старый итальянский мастер не утратил высокого авторитета в оперном театре. Примечательно, что именно три его последние оперы оказались наиболее удачными и завоевали признание за пределами Италии: это «Дочь Йорио» на текст Г. д"Аннунцио (1954), поставленная в Неаполе известным режиссером Роберто Росселини, «Убийство в соборе» (1958) и «Клитемнестра» (1964). «Убийство в соборе», опера с особенным интересом принятая английской публикой, написана на стихотворный текст популярной пьесы современного английского поэта и драматурга Т. С. Элиота. Драма повествует о жизни и смерти архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета, бывшего канцлером английского короля Генриха II. Два мотива образуют глубокий идейный конфликт этого произведения: демагогически обоснованное «исторической необходимостью» политическое убийство Беккета - «во имя абсолютной власти монарха» - и добровольно принятое героем мученичество. Драматург в композиции своей пьесы заранее предусмотрел возможную музыкальную структуру. Он оригинально сочетает формы католического богослужения и древнегреческой трагедии с комментирующим хором.

По масштабу творческого дарования и роли в музыкальном театре рядом с Пиццетти может быть поставлен лишь Джан Франческо Малипьеро (1882-1973). Как и многие итальянские композиторы XX в., он прошел через увлечение импрессионизмом, сказавшееся в особом внимании к оркестровой красочности. Но уже в 20-х гг. этот композитор обратился к глубокому изучению итальянских мастеров барокко и Ренессанса и стал приверженцем широко распространившегося неоклассицизма. Посвятив много времени и сил редактированию и реставрации сочинений Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди, Малипьеро сам подвергся сильному стилистическому воздействию этих композиторов. Большое значение в формировании его стиля имела также диатоническая мелодика старинной народной песни и григорианского хорала.

Малипьеро сочинил не менее тридцати различных музыкально-театральных произведений. С 1918 по 1922 г. композитор работал над оперными трилогиями «Орфеиды» и «Гольдониана». В 1932 г. он завершил третью трилогию под названием «Венецианская мистерия». Одна из самых известных опер Малипьеро - «История подмененного сына» (1933) по пьесе Луиджи Пиранделло. Отметим также оперы «Забавы Калло» (1942) по повести Э. Т. А. Гофмана «Принцесса Брамбилла» и «Дон-Жуан» (1964) по «Каменному гостю» Пушкина.

Обзор оперного творчества современных итальянских композиторов старшего поколения был бы неполным без имени Альфредо Казеллы (1883-1947), хотя область инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекала этого крупного мастера значительно больше, чем опера. В оперном жанре он сочинил три произведения: «Женщина-змея» (1931) по пьесе К. Гоцци (стилизация староитальяиской оперы buffa), одноактную камерную оперу «История Орфея» (поставлена в 1932 г.) и одноактную оперу-мистерию «Пустыня искушения» (1937), выполненную по государственому заказу в фальшивом «монументально-парадном» стиле и повествующую о «культурно-созидательной» миссии итальянской армии, оккупировавшей Эфиопию. В условиях фашистской диктатуры творческие усилия даже самых талантливых композиторов часто ограничивались и искажались демагогически извращенными требованиями «этнографизма», «историзма» и ложно трактуемой народности и политической актуальности. Эти требования в атмосфере провинциальной замкнутости характеризовали собой псевдоклассицизм «муссолиниевской эпохи», которая хвастливо именовала себя «золотым веком» искусства.

Принципиальным противником фашизма и его политики в искусстве оставался Луиджи Даллапиккола (1904-1975), творчество которого получило заслуженное признание уже в послевоенные годы. В молодости Даллапиккола был близок общераспространенному в Италии неоклассическому направлению, но уже в конце 30-х гг. его музыка обнаруживает черты экспрессионизма. Популярности Даллапиккола в послевоенные годы немало способствовали две одноактные оперы, поставленные в ряде стран как телевизионные спектакли. Это «Ночной полет» (1940) по повести А. де Сент-Экзюпери и «Заключенный» (1949) по новелле В. де Лиль-Адана «Пытка надеждой». Даллапиккола - яркий выразитель идей итальянского Сопротивления в музыкальном искусстве. В его опере «Заключенный» действие переносится в Испанию XVI в. В испанской тюрьме томится безымянный борец за свободу Фландрии. Его мучают лживыми обещаниями свободы, провокационными слухами о событиях на его родине и, наконец, ведут на казнь. У слушателей не остается сомнений в том, что тема оперы - фашистский террор и Сопротивление, борьба с политической диктатурой, посягающей на свободу личности и народа.

Музыка Даллапиккола глубоко выразительна, хотя сложность его музыкального языка и препятствует временами легкому восприятию его сочинений.

В 50-е и 60-е гг. итальянские оперные театры ставили сочинения некоторых композиторов, прославившихся прежде своей музыкой для кино. Это Нино Рота (1911-1979) и главным образом Ренцо Росселини (1908-1982), брат известного кинорежиссера. Усилия этих композиторов ознаменовали собой попытку демократизации и актуализации современной итальянской оперы. Росселини в своих операх «Война» (1956), «Вихрь» (1958), «Спрут» (1958), «Вид с моста» (1961) сознательно выбирал современные сюжеты и стремился к упрощению музыкального языка, сближению своей музыки с фольклором и массовыми песенными жанрами.

Еще более решительный опыт обновления итальянского музыкального театра представляет собой опера Луиджи Ноно (1924-1990), «Нетерпимость», с 1961 г. завоевавшая широкую известность за пределами Италии. Этим произведением композитор намеревался возродить традицию политического, агитаторского театра Брехта. Идейно-эстетическая программа Ноно требовала решения ряда сложных проблем, и прежде всего композитору предстояло как-то совместить требования доступности, доходчивости произведения с новыми, современными техническими средствами композиции. Ноно один из тех немногих представителей послевоенного «авангарда», кто принимает марксистское учение о роли искусства в жизни общества и сознает необходимость создания искусства для народа, искусства, понятного широким массам слушателей. Поэтому в своей опере Ноно заботится о простоте и напевности, вводит популярные мелодические обороты, характерные народно-танцевальные ритмы, в целях остроты и непосредственности воздействия использует говорящий хор. Поющиеся хоры, предварительно записанные на магнитофонную пленку, транслируются через многочисленные репродукторы. Их мощное «стереофоническое» звучание должно вызывать представление о монументальной музыке улиц и площадей, о музыке под открытым небом. Либретто оперы, написанное самим композитором, очень сжато и схематично, допускает варьирование отдельных сюжетных ситуаций в интересах наибольшей актуальности содержания. В текст включается монтаж из разных стихотворных строф разных авторов, афористических высказываний, лозунгов, которые, с точки зрения композитора, ясно выражают дух времени. Первый вариант оперы имел название «Нетерпимость. 1960» и содержал протест против войны в Алжире. Ставившаяся позже, эта опера была наполнена иными злободневными лозунгами, цитатами из политически-актуальных документов текущего дня. Опера начала свой путь по европейским сценам политическим скандалом на венецианском фестивале 1961 г. Причиной скандала была ее тема - сопротивление насилию, непримиримость, пропаганда идей социалистического преобразования общества. Это произведение ставилось во многих европейских театрах, несмотря на его несколько «пробный», экспериментальный характер. Оно существует теперь уже в новом варианте под заголовком «Нетерпимость. 1970», корректированное новыми режиссерскими приемами, новыми сюжетными деталями, но композитор все еще продолжает дальнейшие поиски в этом направлении, стремясь к возможно более полному синтезу драматургических приемов современного политического театра с новыми музыкально-выразительными средствами.

Театр "Олимпико" - это один из трех ренессансных театров, которые сохранились до наших дней. Его оформление - это самая старинная декорация в мире. Расположен театр в городе Виченца, что в итальянском регионе Венето. История создания Строительство театра началось в 1580 году. Архитектором выступил один из самых знаменитых мастеров Ренессанса Андреа Палладио.Перед тем как преступить к созданию проекта Андреа Палладио изучил строение десятков римских театров. Землю для нового театра ему не...

Театр Массимо - это один из крупнейших оперных театров не только в Италии, но и во всей Европе, который славится своей превосходной акустикой. ...

Большинство путешественников знают заранее, какие достопримечательности Италии они желают посетить. Если говорить о Милане, то пунктом номер один для...

Театр «Сан-Карло» в Италии – один из старейших оперных театров мира, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.Читайте также: итальянцы предлагают внести...

Театр Гольдони, ранее именуемый Театром Сан Лука и Театром Вендрамин ди Сан Сальваторе, является одним из главных театров Венеции. Театр находится...

Культурный отдых в Италии, безусловно, не будет полноценным без посещения театра. Предпочитаете культурный отдых и хотели бы побольше узнать о театральной жизни в Италии? Давно мечтаете посмотреть итальянскую оперу на родине жанра, но не знаете, как это организовать? Тогда вы зашли на правильный сайт. В рубрике театры Италии вашему вниманию предлагается полезная информация о графике работы и репертуаре итальянских театров. Также здесь вы сможете узнать множество интересных фактов про театры Италии, о истории их возведения и легендах, окутывающих знаменитые здания.

Знали ли вы, что в роли театральных подмостков в Италии могут выступать даже древние амфитеатры, которым уже более двух тысяч лет? А то, что оперные театры Италии такие, как Ла-Скала и Сан-Карло по праву называют лучшими существующими в мире? Заинтересованы в изучении истории их возведения? Желаете узнать о репертуаре и стоимости билетов во всемирно известные опертые театры Италии? Тогда данная рубрика сайта создана специально для вас.

театр Ла Скала — Teatro alla Scala (МИЛАН)

Жемчужина мировой музыкальной культуры. Трудно представить себе театр с более блестящей историей, чем знаменитая Ла Скала. Более чем за 300 лет существования эти стены видели очень многое, но сумели сохранить, пожалуй, самое важное для театра – неповторимое очарование и таинственность. Концертный сезон в «Ла Скала» длится с декабря по июнь (осенью на его сцене проводятся симфонические концерты). Особой торжественностью отличается открытие сезона. Это всегда 7 декабря – день Св. Амвросия, святого покровителя Милана. Увы, билеты иногда раскупаются за полгода вперед, поэтому заказывайте заранее. Примерная стоимость билета — опера/балет: партер 260/150 ; амфитеатр 80-260/125 ; балкон 40-105/30-80 евро

Амфитеатр — Arena di Verona (ВЕРОНА)

Античный римский амфитеатр известен своими оперными и концертными постановками, проводимыми в нём. Построен в 1 веке до н.э. По величине здание из розового веронского камня уступает лишь римскому Колизею. В античные времена на ней проводились гладиаторские бои, в Средние века - рыцарские турниры. В XVI и XVII вв. зрительские трибуны полностью перестроили, и нынешняя Арена представляет собой грандиозный зрительный зал на 25 тыс. мест, на сцене которого даются феерические оперные представления под открытым небом. Обладает исключительной акустикой здания. В наши дни каждый год в период с июня по август проводится, обычно, четыре различные сценические постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. В зимние месяцы опера и балет дают представления в Академической Филармонии.

Примерная стоимость билетов на премьеры в Филармонию: партер опера/балет — 90/60 евро; амфитеатр опера/балет — 70/ 50; ложа бенуара опера/балет — 60/35; балкон опера/балет -55/40. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 10 евро. Стоимость билетов в Арену: партер 220 евро, амфитеатр 95, балкон 40. Дети до 4 лет не допускаются.

Сан Карло — Teatro di San Carlo (НЕАПОЛЬ)

Оперный театр в Неаполе был построен по приказу Карла III для замены обветшавшего театра Сан Бартоломео. Открылся в 1737 г. , на то время в театральном зале помещалось до 3300 зрителей, что делало театр самым просторным в мире.

Примерная стоимость билетов на премьеры: партер опера/балет — 170/130 евро; амфитеатр опера/балет — 110/ 100; ложа бенуара опера/балет — 90/50; балкон опера/балет -60/40. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 10 евро. .

Театр La Fenice (ВЕНЕЦИЯ)

Сердце музыкальной жизни Венеции. Необычный театр с водным причалом и элегантной набережной. Театр, построенный в 1792 году, пережил два пожара и каждый раз, оправдывая свое название, словно птица Феникс, возрождался из пепла. После последнего ужасающего объятия пламенем, почти полностью уничтожившим театр, новый, восстановленный «Ла Фениче» открыл свои двери для публики 14 декабря 2003 года.

Примерная стоимость билетов на премьеры: партер опера/балет — 190/140 евро; амфитеатр опера/балет — 160/ 100; ложа бенуара опера/балет — 110/90; балкон опера/балет -70/50. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 10 евро.

Оперный театр — Teatro dell’Opera di Roma (РИМ)

Один из самых больших оперных театров в Европе, который может вместить до двух тысяч двухсот меломанов. Здесь идут оперные и балетные спектакли в постановках звёзд мировой режиссуры. Именно в Римской опере прошла мировая премьера «Тоски» Пуччини, целого ряда опер Масканьи, среди которых «Сельская честь», «Ирис», «Маски». На его сцене пела Амелита Галли-Курчи – обладательница самого знаменитого колоратурного сопрано начала прошлого века, теноры Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Тито Скипа.

Летом оперные спектакли проходят под открытым небом в Термах Каракаллы. Когда-то они слыли восьмым чудом света. Летом 1990-го года на развалинах Терм Каракаллы состоялся легендарный концерт трех теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти.

Примерная стоимость билетов на премьеры: партер опера/балет — 160/90 евро; амфитеатр опера/балет — 130/ 80; ложа бенуара опера/балет — 60/35; балкон опера/балет — 35/30. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 20 евро.