Русская культура в 14 16 веках. Русская культура в XIV-XVI вв. Культура России конца XV–XVI вв


Монголо-татарское нашествие и вторжение немецких рыцарей поставили страну на край гибели.

Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), «Китежная легенда». Последний историко-культурный памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в.).

Со 2-й половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными захватчиками в Куликовской битве. После этого исторического события возрождаются старые и развиваются новые города-центры хозяйственной жизни и культуры.

Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (за Доном). Это произведение написано в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е гг. XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле – это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV–XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие продолжали традиции архитектуры домонгольского периода (преемственность культур). Они использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру). Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Грабарь: «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) и церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1361 г.) и церковь Спаса Преображения (1374 г.). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш – фресками. Церковь Спаса Преображения, построенная в Новгороде, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым велось и гражданское строительство. В Новгороде была построена Грановитая палата (1433 г.). Новгородские бояре строили себе каменные палаты. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость. Архитектура зданий суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла девять километров. Псковские мастера завоевали на Руси большую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти XIV в. (сооружение белокаменной крепости Московского Кремля). Кремль постоянно строился и разрастался.

Велось строительство и в других городах. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – на высоком подклете, с галереей.

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV–XV вв. также, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода.

Иконопись развивается в Новгороде и Пскове. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к золотому веку. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Особое место среди художников XIV–XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г.). Произведения Феофана Грека – фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым они расписывают Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Другим известным мастером этого времени является великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430 гг.). Его творчество знаменовало собой подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Наиболее известное нам его произведение – икона «Троица». В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии.

Культура России конца XV–XVI вв.

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Все это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим». Экономические и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. В 1563 г. было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая русская печатная книга «Апостол ».

Среди литературных памятников того времени – огромный 10-том-ный свод церковной литературы «Чтения ежемесячные». Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IV.

Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой ». Он защищал патриархальный уклад в семье. В книге давались советы, как быть бережливым и т.д.

Архитектура периода XV – XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве.

Создание русского централизованного государства было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв. В это время в строительстве стали использовать кирпич. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 – 1495 гг. белокаменные стены Кремля заменили кирпичными.

В 1475 – 1479 гг. был сооружен новый Успенский собор, который стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484 – 1489 гг. был построен Благовещенский собор – домовая церковь великих князей.

В 1505 – 1508 гг. был построен Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразился светский стиль архитектуры. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, а затем и царей (до Петра I).

В московском Кремле возводились также и светские постройки, например Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных приемов.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа , в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций. Примером шатрового храма стал Покровский собор (собор Василия Блаженного). Собор был построен в 1555 – 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI в. огромный размах получило «крепостное строительство».

В Москве была возведена линия укреплений (Китай-город, потом Белый город). Работами этими руководил известный мастер Федор Конь, он также построил Смоленский Кремль.

Живопись периода конца XV – XVI вв. представлена произведениями талантливого русского художника Дионисия. Он расписывал Успенский собор.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета.

Живопись этого периода характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.

По мнению академика Д. С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры…»



Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Русская культура XIV — первой трети XVI в. развивалась под воздействием ряда факторов. Это — зависимость страны от Орды и понимание русским обществом ее тяжести, борьба за освобождение страны, все более глубокое осознание не только идеи византийского наследия, но и идеи об особом месте Руси в окружающем мире как «святого царства», противостоящего и католическому Западу, и исламскому Ближнему Востоку. Еще одним важным фактором стало объединение русских земель. Дело в том, что между Северо-Западом Руси (Новгород, Псков) и ее Северо-Востоком (Москва и другие русские земли) имелись существенные различия не только в социально-экономическом и политическом, но и в культурном развитии. Культура Северо-Запада Руси была более открыта по отношению к европейскому миру, психология новгородца не исключала приобщения к западным культурным ценностям. Московская Русь была несравненно более замкнутой, несла в себе идею собственной исключительности и мессианства, особой великой и спасительной значимости для истинного христианства. Однако новгородский вариант историко-культурного развития был насильственно прерван при Иване III, а окончательно — позже, при Иване IV. Московский же вариант в значительно большей степени опирался на начала традиционализма, церковной ортодоксии, морального неприятия тех видов деятельности, которые были связаны с обогащением, на предпочтение духовных начал по отношению к материальным. И если в культурном развитии Руси киевского времени ощущался прорыв к новым началам европейского христианского мира, то послемон-гольская Русь, за исключением ее Северо-Запада, все более замыкалась в себе.
Присущее новгородской культуре свободомыслие выразилось в проникновении через Новгород в XIV—XV вв. еретических учений, выражавших сомнение в ортодоксальной церковной догматике и опиравшихся на особенности мышления людей развитого средневекового города. Так, стригольники выражали сомнение в необходимости церковной организации и даже в божественной природе Христа, видя в нем проповедника и учителя, но не Бога, а человека. Еще дальше пошли «антитринитарии», или «жидовствующие», отвергавшие иконы и основной догмат христианства о троичности Бога (Бог един в трех лицах: Бог-Отец. Бог-Сын. т.е. Иисус Христос, и Бог-Дух Святой). Не случайно, по-видимому, именно в Новгороде в конце XV в. впервые появился полный перевод Библии на русский язык с греческого, сделанный по замыслу архиепископа Геннадия.
Носителем русской культурной традиции 14-16 веков выступали широкие слои населения города и села. Частично эта традиция была нарушена вследствие нашествия Батыя и последующих мероприятий ханской власти, когда ремесленники в конце XIII в. угонялись в Орду или даже в Монголию на строительство новой столицы Каракорума. Это привело к утрате ряда специальностей, связанных с художественным ремеслом. В то же время в народной культуре на смену былине стали приходить песни на исторические сюжеты, прежде всего о борьбе с Ордой, как, например, песни о восстании в Твери против баскаков 1327 г., а также плачи русских пленников и пленниц, которых угоняли в рабство в Орду, а позже — в Крым.
В письменной литературе продолжал сохраняться жанр воинской повести. Это — цикл повестей о Куликовской битве, одна из которых, «Задонщина», имела прямую связь со «Словом о полку Игореве». Во второй половине XV — начале XVI в. распространился жанр публицистики, в произведениях которой так или иначе проводится идея богоизбранности Руси и ее права на византийское наследие. Повесть о Темир-Аксаке рассказывала об избавлении Руси от нашествия хорезмского эмира Тимура в 1395 г. с похвалой великому князю московскому Василию I, пользовавшемуся будто бы Божьим покровительством. «Повесть о новгородском белом клобуке», созданная, возможно, новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым, сообщала о том, как принявший христианство римский император IV в. Константин в благодарность за исцеление возложил на голову папы Сильвестра белый клобук — символ церковной власти и благочестия. Затем белый клобук попал в Константинополь патриарху Филофею. Когда же Филофею пришла весть о скором захвате Константинополя «агарянами» (мусульманами) за умножение грехов, о гибели там христианства, он отправил белый клобук архиепископу Великого Новгорода Василию. В повести высказывалась идея, что после гибели первого и второго Рима «на третий Рим», т.е. на Русскую землю, падет благодать Святого Духа. По существу это была идея преемственности духовной власти: от Рима через Константинополь к Руси. Идея же о преемственности светской власти содержалась в «Сказании о князьях Владимирских», где утверждалась мысль о прямом происхождении рода великих князей московских от римского императора Августа, брат которого Прус якобы был прямым предком родоначальника русской княжеской династии Рюрика. К жанру описания путешествий относилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина второй половины XV в., содержавшее ценные сведения об Индии. Что касается летописания, то оно все более принимало официальный характер, особенно московское.
Подъем, который переживала Русь в XIV в., отразился на строительстве и архитектуре. Незадолго до Куликовской битвы в Москве был выстроен белокаменный Кремль вместо деревянного, представлявший собой мощное оборонительное сооружение. Большая перестройка кремлевских сооружений происходила при Иване III и Василии III. Для строительства Успенского собора Кремля был приглашен известный мастер из Болоньи Аристотель Фиораванти. В перестройке кремля участвовали и другие итальянские мастера, создавшие Архангельский собор, Грановитую палату для посольских приемов, а также начавшие строить колокольню Ивана Великого, сооружение которой завершилось позже, при царе Борисе Годунове. Кремлевский Благовещенский собор соорудили псковские мастера. Все это обширное строительство было призвано подчеркнуть в глазах приезжавших в Москву иностранцев мощь Московской державы и ее правителей.
Живопись органически соединила в себе два начала, связанные с развитием местных традиций и усвоением византийского влияния. Работы прибывшего из Константинополя во второй половине XIV в. мастера Феофана Грека отличаются характерным для византийской живописи мрачным колоритом и в то же время скрытой в образах огромной внутренней силой. Таков лик «Пантократора» (Вседержителя) из росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Младший современник Феофана Грека русский живописец Андрей Рублев расписывал ряд соборов, в том числе Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Самое известное его произведение — икона Троица, на которой изображены три ангела, принесшие Аврааму и Сарре благую весть. Русская традиция выразилась в несравненно более светлом, радостном, умиротворенном колорите, чем у Феофана Грека, а образы ангелов проникнуты глубоким внутренним спокойствием, сосредоточенностью и одухотворенностью. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, а также Даниила Черного связан расцвет русской живописи на рубеже XIV—XV вв. В работах выдающегося художника второй половины XV в. Дионисия заметно влияние со стороны высшей светской и церковной власти. Его фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря отличаются не только светлым, радостным колоритом, но и повышенным вниманием к технике живописи, стремлением не столько к выражению внутреннего содержания, сколько к созданию внешнего впечатления. Помимо фресок, ему принадлежит иконописное изображение известного церковного и политического деятеля времени Дмитрия Донского митрополита Алексия, умершего незадолго до Куликовской битвы.
Культура Руси, сумев пережить тяжесть нашествия и власти Орды, а также связанного с этим отрыва от европейского мира, частью которого при всей своей самобытности она являлась в киевский период, все же сохранила свою оригинальность и оказалась способной к дальнейшему развитию, а в некоторой степени — к восприятию идей и тенденций европейской культуры.

Лекция, реферат. Культура русских земель и Русского государства в 14-16 веках - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, использования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества. Наиболее распространенным было обучение при монастырях. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские "мастера грамоты" встречались крайне редко. Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики. В качестве "учебных пособий" использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. Важнейшим явлением культуры 16в. стало начало книгопечатания. В 1564г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым был напечатан "Апостол" - первая русская печатная книга. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый букварь. Однако в 16в. Печатали в основном богослужебные книги. 16в. Дал яркие произведения общественной мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального строя - дворянства.

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели - укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

"Летописец начала царства" описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. "Степенная книга" содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV. Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства.

В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и других городах.

Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов. В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы "бытовизма". Широкое распространение получили иконы богородичного цикла "О тебе радуется", что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется круг тем живописи. Поскольку противостоять этой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также "бытийное письмо", т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. "Бытийным письмом" была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.). Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

БЫЛО УТРАЧЕНО ИСКУССТВО ЦЕЛОГО РЯДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

> В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

> Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

Воинская повесть Задонщина , составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве .

> Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

> Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

> В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол . Типография работала в основном на нужду церкви.

В 1574 ГОДУ ВО ЛЬВОВЕ ИЗДАЕТСЯ ПЕРВАЯ РУССКАЯ АЗБУКА.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русск ий дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии.

> Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам.

ИВАН ГРОЗНЫЙ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ И УВАЖАЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТОМУ БОЛЕЗНЕННО ПЕРЕНЕС ЕГО ОТЪЕЗД.

Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам не себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле.

> Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые).


«Царево молчание» (Иван Грозный), художник Павел Рыженко
ДОМОСТРОЙ

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи

> Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

> Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

> В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов . Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

> Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

ЕГО КИСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ ШЕДЕВР МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ — ИКОНА ТРОИЦА.

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи.

> В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ ВПЕРВЫЕ ВОЗВЕДЕН БЕЛОКАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

> Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.