Новый европейский театр. Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр. Специальные проекты в рамках фестиваля

Можно ли увидеть на фестивале «NET – Новый европейский театр» ужасный спектакль? Конечно, да – хотя бы потому, что критерии «прекрасного» и «ужасного» у каждого свои, а понравится всем, разве что, купюра в 100 евро (ненавистники есть, поди, даже у Чарли Чаплина ). Но совершенно точно, что на NET"е не бывает ненужных, никчемных, необязательных спектаклей: арт-директора фестиваля Марина Давыдова и Роман Должанский идеально чувствуют, что такое живой актуальный театр.

NET-2016 открывается 17 ноября неожиданно камерно – почти stand up’ом британской группы Forced Entertainment «Праздники будущего» , занимательным футурологическим конгрессом для камерной аудитории: о том, что нас, возможно, ждёт, шеффилдские искусники расскажут с Малой сцены Театра наций . Но не спешите сетовать на нынешний скромный бюджет феста, в былые годы привозившего в Москву большие и дорогие постановки суперзвезд – Марталера и Фабра, Тальхаймера и ван Хове, Питера Брука, Кэти Митчелл, Жозефа Наджа, Корнеля Мундруцо, Деклана Доннеллана, Филиппа Кена: список можно длить и длить. В последние дни фестиваля компания израильского хореографа Ясмин Годдер покажет перформанс Climax, одно из главных событий летнего венского фестиваля Wiener Festwochen. Выдающийся французский хореограф Жером Бель устроит на большой сцене Театра наций Gala с участием непрофессиональных танцовщиков. А вторым, неофициальным открытием NET"а станет гастроль уникального итальянского режиссера Пиппо Дельбоно со спектаклем «Евангелие» .

Уничтожение границ между искусствами – генеральная тенденция современности, которую фиксирует NET: рядом со спектаклями разной степени нетрадиционности на фестивале есть место выставке великого немецкого хулигана Кристофа Шлингензифа (она открывается 24 ноября в галерее на Солянке ) и видеоинсталляции берлинского коллектива Anonymus «10 10 10» (с 20 по 28 ноября в Новом пространстве Театра наций ). Логическая кода фестиваля – Climax Ясмин Годдер, радикальный микс физического театра и contemporary art, где ничто не разделяет танцовщиков и зрителей, а политический контекст рождается из близости наблюдателей и артистов.

Впрочем, и для «Евангелия», заключенного в привычный прямоугольник сцены, понятие границ относительно. Его автор Пиппо Дельбоно – грузный человек с замечательной пластикой, доверяющий своему только кажущемуся неуклюжим телу. Актер и режиссер, делающий достоянием общественности свою жизнь, семью, память, грёзы, политические и эротические пристрастия – в поэтических фильмах-эссе и многофигурных театральных композициях: труппа Дельбоно – по сути, его семья, и её маленький солдат – глухонемой 80-летний Бобо, освобожденный Дельбоно из психиатрической клиники, после 50 лет заточения, – для Пиппо не менее важен, чем его недавно скончавшаяся мать (она когда-то и спрашивала блудного неверующего сына, отчего бы ему не инсценировать Евангелие? ). В «Евангелии», как всегда у Дельбоно, – хотя нет, острее, чем всегда – «личное» сливается с «общественным»: среди героев спектакля – настоящие герои нашего времени, беженцы из Сирии, Афганистана и Африки, угроза (или надежда? ) старой Европы. У этого спектакля есть «двойник» – одноименный фильм, показанный на . Театральное «Евангелие», увидеть которое может только «чистая», обеспеченная публика, Пиппо посчитал буржуазным и, дабы вернуть теме ясность, а себе – смысл жизни, отправился в лагерь беженцев, чтобы разыграть тот же сюжет с нелегальными эмигрантами, ожидающими решения своей судьбы в новом европейском лимбе.

NET традиционно открывает новые театральные пространства – причем, буквально: так один из самых незабываемых проектов, спектакль-«бродилку» английского театра dreamthinkspeak «Не оглядывайся» играли в цехах «Фабрики»: они превращались в царство мертвых, по которому блуждали уподобившиеся Орфею зрители. В 2016-м на NET’е тоже будет свой Аид – проект «Театра.doc» «Тибетская книга мертвых» ; его играют в заброшенном депо на Курском вокзале. А рядом в афише – спектакль, привязанный всё к той же больной теме вынужденной эмиграции – это «Разговоры беженцев» Константина Учителя и Владимира Кузнецова, «внедряющие» пьесу Бертольта Брехта в реальное пространство: в Москве это Ленинградский вокзал.

Возвращаясь к звездам режиссуры, без которых немыслим NET. К ним без натяжки можно причислить и нашего соотечественника Дмитрия Волкострелова. NET привозит спектакль «Карина и Дрон» , поставленный им по пьесе Павля Пряжко в казанской творческой лаборатории «Угол» – с начинающими актерами, ровесниками героев пьесы о современных тинейджерах, чьи отношения и даже язык для многих сродни инопланетным. Спектакль начинается со слов Карины «Хочу съесть бигмак и большую картошку », заканчивается репликой Дрона «Зашкалило на косплей », между ними – 55 минут подростковой трепотни, непонятной, странной, смешной и бездонной. Большинство ремарок драматурга – вроде «целуются, обнимаются, прощаются », «берет планшет, переписывает домашнее задание на листик » – режиссер либо сводит к аскетичной пластике (в прямой контакт шестеро героев не вступают и с мини-подиумов вдоль сцены ни разу не спускаются ), либо заменяет игрой света, либо вообще игнорирует. Но вот вступительную ремарку Пряжко – о громком тягучем звуке, вроде бы шедшем из недр Земли в 2012-м году, – Волкострелов материализует: гул, смешивающийся с обычным городским шумом, беспрестанный. И предполагает множество трактовок: это и не поддающийся рациональному объяснению саунд Вселенной. И мощный барьер – между героями с их teenage angst’ом, микроскопическими трагедиями, любовными объяснениями, необходимостью перекрикивать друг друга. Между поколениями – за старшее отвечает публика, которой приходится напряженно вслушиваться в текст. Между индивидуумами, для которых ни одно новое время не отменит проблему экзистенциального одиночества. Космические темы, космический спектакль.

Один из ярчайших театральных фестивалей России вновь порадует зрителей прорывными работами европейских драматургов и смелыми экспериментами отечественных служителей Мельпомены.

С момента своего появления в 1998 году, «Новый Европейский Театр» или NET прочно закрепил за собой образ «передового форпоста» прогрессивной западной сцены на постсоветской почве. Создатели арт-форума поставили перед собой цель привнести в столичный, – а, в более широком понимании, и в русский, – культурный ландшафт все самое смелое и авангардное, чем живут сегодня ведущие театры Европы. Сделать Москву международным полюсом притяжения, где будут встречаться «новые волны» европейского и российского искусства. Для решения столь масштабной задачи «Новый Европейский Театр» использует богатейшую жанровую палитру современного театра – от новаторского взгляда на классическую драму до мультимедийного перформанса.

Площадками фестиваля NET ежегодно становятся лучшие культурные пространства столицы, среди которых – Театр Наций, Центр им. Вс. Мейерхольда, Электротеатр Станиславский, Государственная галерея на Солянке. Согласно духу новаторского творчества, лежащему в концептуальной основе NET, действие фестивальных показов легко покидает «насиженные» театральные подмостки. Живыми декорациями для спектаклей и танцевальных представлений становятся музейные залы, ночные клубы или депо московских вокзалов. К основным площадкам театрального фестиваля обычно присоединяется уютный лофт «Боярские Палаты» в здании Союза театральных деятелей России, где разворачивает свою работу Фестивальный клуб NET.

Цена билетов фестиваля NET – от 700 рублей. Часть мероприятий культурного форума доступна для бесплатного посещения.





У NET больше нет. Однако на его афишу нынешнего года вместе с этим печальным обстоятельством повлияло и другое, более оптимистичное — в России появилось много нового, интересного, поискового театра. В афише — разные форматы, от иммерсивного (то есть вовлекающего зрителя в действие) шоу до спектакля-бродилки. Кроме них в афише одна выставка, открывающая для российской публики имя немецкого художника , и несколько мастер-классов, в том числе звезды contemporary dance, израильтянки Ясмин Годдер. В офф-программе — казахский проект «Медея. Материал» молодого режиссера и продюсера Рустема Бегенова. Нынешний NET как будто утверждает, что теперь театр живет в одном поле, в ситуации большого диалога и обмена идеями, а паспорт, как и прописка, принципиального значения не имеют. Парадоксальная в эпоху неоконсерватизма мысль на самом деле отражает реальное положение дел: русское конвертируется. «Газета.Ru» выбрала из программы NET те события, на которые корреспонденты намерены отправиться сами.

«Карина и Дрон» (Творческая лаборатория «Угол», Казань)

«Карина и Дрон»

Первая постановка режиссера-минималиста Дмитрия а за пределами столиц была сделана в Казани. Здесь усилиями молодого продюсера Инны Ярковой и ее команды открылось пространство «Угол» — настоящий угол в бывшем фабричном здании, где начинающие художники работают с новыми текстами и формами и куда приходит не испорченная театром аудитория. Волкострелов вместе с актрисой сначала провели кастинг среди казанской молодежи, а потом и сам спектакль по пьесе «Карина и Дрон». Герои пьесы белорусского драматурга Павла Пряжко, старшеклассники 15 лет, разговаривают друг с другом через гаджеты и живьем, разбираются в путаных отношениях, ездят из одной точки города в другую и заставляют зрителя прислушиваться к гулу времени, который еле заметно, но вполне определенно сопровождает нашу жизнь. Поставленные на постаменты в отдалении друг от друга, герои «Карины и Дрона» инсталлированы в музейное пространство — мы смотрим на них как на диковинные, но при этом сверхобыденные экспонаты, пришедшие на сцену прямо с улицы.

«Gala» (Компания Жерома Беля; совместный проект фестиваля NET, Театра наций и Французского института в России)

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Уникальная возможность увидеть сочинение французского хореографа Жерома Беля — концептуалиста, работающего над эмансипацией зрителя и низвержением роли художника как бога-демиурга. В его постановках участвуют любители — как The Show must go on, а также люди с особенностями развития — как в Disabled Theater. Для спектаклей Беля есть термин non-dance , то есть отказ от «хорошо сделанного» танца в пользу перформанса. «Gala» и в самом деле представляет собой гала-концерт — коллективное шоу с участием непрофессионалов, в котором физическое несовершенство тел не только не скрывается, но является объектом восхищения художника.

«Climax» (Компания Ясмин Годдер, Тель-Авив)

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Работа Ясмин Годдер, выпускницы школы мастера contemporary dance Марты Грэм, знакомит с новым именем современного израильского танца (хотя воспитывалась Годдер в Нью-Йорке). Изначально сделанный для выставочного пространства, «Climax» является одновременно исследованием специально разработанного языка движения и голоса. И шире — амбивалентности положения современного человека внутри маленьких сообществ и большого мира, которое оборачивается то покоем, то тревогой, так хорошо знакомой жителям Израиля.

«Разговоры беженцев» (Летний фестиваль искусств «Точка доступа», Санкт-Петербург)

«Разговоры беженцев»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Счастливая идея сделать променад-спектакль на Финляндском вокзале в Петербурге принадлежала Константину Учителю, педагогу Театральной академии и великому умельцу фантазировать на любую увлекательную тему. Спектакль (а его можно играть на любом вокзале) номинировали на «Золотую маску» в категории «эксперимент». Но еще до «Маски» можно прогуляться с двумя героями брехтовской пьесы, Циффелем и Калле, которых играют два отличных питерских артиста — и . «Беженцы» с микрофонами-петличками мимикрируют под обычных пассажиров, растворяясь в толпе и снова материализуясь, как в фильмах про шпионов. А зритель будет следить (предварительно выбрав, как именно) за двумя живыми людьми, перемещаясь по кафе, вокзальным перронам и закоулкам, невольно примеряя на себя личину невидимок в штатском.

«Дыхание» (Театр наций)

«Дыхание»

Екатерина Григорьева/netfest.ru

Свежая премьера театра — камерный и очень чисто сделанный спектакль , экс-главного режиссера Новой сцены Александринки. После трехгодичной и очень насыщенной работы в Петербурге сделал версию пьесы британца Дункана Макмиллана, известной по спектаклю в «Шаубюне» (его, кстати, тоже показывали в рамках фестиваля NET). Стерильная, подчеркнуто лаконичная история двух одиночеств — мужчины и женщины, благополучно пребывающих в состоянии «отношений», которые на самом деле друг от друга далеки, как видеоизображение — от реального человека. Две хорошие актерские работы, и из новосибирского «Глобуса», концептуальное и очень красивое пространство художницы , звукосреда композитора , точная работа с физикой тела хореографа — в этом «Дыхании» есть все признаки «европейского театра», что бы это ни значило.

«Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» (Электротеатр «Станиславский»)

«Золотой осел»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Пятидневный проект , худрука Электротеатра «Станиславский», прописан в Москве — но, будучи включенным в афишу фестиваля NET, он невольно становится зрелищем уникальным. Так оно и есть: именно увидев всю картину целиком, зритель «Золотого осла» обнаруживает силу нового формата, смысл которого — в принципиальной незавершенности и открытости. Сложенные нелинейным образом по сюжетам романа Апулея части-модули сочинены очень разными режиссерами-учениками Юхананова и комментируются им самим тут же, в присутствии публики. Эти комментарии (выраженные иногда в мягком, иногда — в брутальном ключе, но всегда — максимально развернуто к общекультурному контексту) во многом являются подарком зрителю. Хоть неофиту, хоть профессионалу — обоим таким образом открывается возможность широкого, великолепно оснащенного ликбеза.

«Медея. Материал» (Творческое объединение ORTA совместно с Гете-Институтом Казахстана, при участии Казахской национальной консерватории имени Курмангазы)

«Медея. Материал»

netfest.ru

Решенный по рецептам «ландшафтного музыкального театра», этот проект Рустема Бегенова — попытка перекинуть мост между универсальным и уникальным, глобалистским и локальным, техногенным и наивным. Соединив тексты немца Хайнера Мюллера и казаха Олжаса Сулейменова, девушек из модельного агентства и музыку современного казахского композитора Санжара Байтерекова, русский и казахский языки, режиссер выскочил из гетто профессионального театра. Идея «Медеи» заключена в застревании сегодняшнего человека между разными культурами и временами — сегодня о мультикультурализме говорить больше не приходится, и двуязычный спектакль не о том, что все друг друга понимают. У Бегенова все в первый раз: и московский показ в рамках офф-программы NET, и создание нового казахского театрального центра; к этому режиссеру нужно присмотреться.

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением»
(куратор Маргарита Осепян. Государственная галерея на Солянке )

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Сокровище программы нынешнего фестиваля — организованная при поддержке Гете-Института московская выставка немецкого художника, режиссера, акциониста Кристофа Шлингензифа, умершего в 2010 году в неполные 50 лет. Шлингензиф известен своими акциями, взрывавшими общественное пространство и становившимися причиной репрессий в адрес художника: так, после одного из уличных перформансов с участием безработных ему был запрещен вход в берлинский универмаг KDW. В конце 1990-х он создал мифическую политическую партию «Шанс-2000» и участвовал в выборах (эта затея обрела новое обличье уже в 2000-е, когда эстонский театр NO99 придумал партию «Единая Эстония» и баллотировался с ней в Рийгикогу, то есть в парламент этой страны). Словом, Шлингензиф — фигура острая, политически заряженная, радикальная и беспощадная к самому себе. На выставке, которая является частью цикла «Стены перформанса» галереи на Солянке, покажут видео из его перформансов и спектаклей, фрагменты интервью с художником и фотографии.£