Внесценические персонажи в комедии А. Грибоедова «Горе от ума. Сценические и внесценические персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие – тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается – не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет речь. И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович. Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова, это проявление его смышлености.

А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи. Да и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было узнавать” в героях Грибоедова.

«Горе от ума» - это одно из самых злободневных произведений русской литературы, высмеивающее «барскую» Москву с ее закостенелыми взглядами, раболепным преклонением перед деньгами, чинами, статусом человека. На столкновении такого «фамусовского общества» с представителями нового поколения строится общественный конфликт пьесы. Причем Грибоедов проявляет удивительное мастерство при создании двух противоборствующих сторон: яркие их черты воплощены как в действующих лицах, так и во внесюжетных персонажах.

Последних в комедии довольно много.

Это те персонажи, которые вскользь упоминаются героями пьесы. И хотя в действии внесценические персонажи не участвуют, они имеют важное значесние в развитии конфликта: с ними он расширяется до масштабов всей России.

Всех внесценических персонажей можно разбить на три группы: лагерь Фамусова, лагерь Чацкого и кружок Репетилова. Большая часть примыкает к фамусовскому кругу. Особенно интересен покойный дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Именно его Фамусов считает примером для подражания, именно им он восхищается. Ведь дядя при жизни имел место при дворе, прибыльную должность, значительное состояние, множество слуг. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед людьми. Имел «сурьёзный взгляд, надменный нрав», но когда нужно было «подслужиться, / и она сгибался вперегиб». Выставляя себя посмешищем перед императрицей и высокопоставленными чиновниками, он зарабатывал себе «приветливое слово», приглашения на игру в карты, чины.

Однако Чацкий не разделяет восторженного мнения Фамусова о Максиме Петровиче. Он единственный среди действующих персонажей видит низость и глупость таких вот придворных шутов. В своем монологе «А судьи кто?» он резко осуждает «судей», упоминая при этом еще двух ярких представителей «фамусовского общества». «Нестор негодяев знатных», выменявший преданных слуг на «борзые три собаки» и погруженный «умом в Зефирах и Амурах» помещик, на крепостной балет согнавший отнятых у родителей детей, раскрывают жестокие нравы некоторой части московской аристократии. Эти персонажи равнодушны к жизням своих крепостных, для них имеют значение только собственные интересы. Таким образом, краткое описание этих героев раскрывает многоликость «фамусовского общества».

Но в числе внесюжетных персонажей есть и положительные герои. таков двоюродный брат Скалозуба. Он тоже военный, но прогрессивно настроенный. Несмотря на то, что «чин следовал ему», он все же оставил военную службу и «в деревне книги стал читать». Брат Скалозуба не знаком Чацкому, однако они составляют единый лагерь, ведь имеют общие взгляды и мнения.

Но кроме зарисовки «века нынешнего» и «века минувшего», внесюжетные персонажи имеют еще одну функцию: отражение обстановки в России. Ведь «Горе от ума» все же реалистическая комедия, она зародилась в период широкого распространения декабристских взглядов.

"Горе от ума» - реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века.

По мнению самого И. А. Гончарова, комедия «Горе от ума » стоит «особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью…». Грибоедов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделал огромный шаг вперед. Своей комедией он положил начало критическому реализму в русской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени.

Главная тема рассматриваемого произведения – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие. Вторых всегда больше, но побеждают рано или поздно первые.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения.

Чацкий – борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы. Ему глубоко противна жизнь общества, где царят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью. Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, «начинает новый век». Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.

В своем произведении Грибоедов дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных «тузов» (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти типы, и противопоставил им Чацкого.

Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь – пример служения царице. Дядюшка – идеал Фамусова.

Упал он больно, встал здорово.

Зато бывало в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович. Шутка!

В чины выводит кто? и пенсии дает?

Максим Петрович!

Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь, представители «века минувшего» получали все жизненные блага. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.

Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был почтенный камергер… Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат».

«Что за тузы в Москве живут и умирают!» – восхищался Павел Афанасьевич Фамусов.

Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола:

«Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»

Дамы всесильны. Яркий персонаж – Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Наверняка имеет большую власть в обществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, вскрывая их пустоту, глупость, вздорный характер.

Безусловно, кроме «тузов», есть в дворянском обществе люди и помельче - типичные представители среднего дворянства. Это Загорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами, стараются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием и угодничеством.

Люди типа Репетилова стремятся показать окружающим, что они тоже чего-нибудь стоят. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов дает сатирические характеристики «лучших» его членов, либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и «голова, какой в России нету». Но выразить идеи общества Репетилов может только так: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» – обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.

Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию таких персонажей, как французик из Бордо, мадам Розье. А многие дворянские дети с такими учителями растут «недорослями» и неучами, как и во времена Фонвизина.

Но самые отвратительные внесценические персонажи – это помещики-крепостники, характерные черты которых вобрал «Нестор негодяев знатных», которого обличает в своем страстном монологе главный герой. Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, распродающие отнятых у матерей детей. Главная проблема комедии – взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.

Членов фамусовского общества много, они сильны. Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя в повествование рассказ Скалозуба о двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Князь Федор «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок в своей борьбе.

Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую – к Чацкому.

Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы.

Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.

Особенно хочется отметить язык пьесы. Комедия написана разностопным ямбом, который приближает стихотворную речь к разговорной. И рассказы о внесценических лицах органично вплетаются в повествование.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов отобразил идейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесценических персонажей углубил конфликт произведения, расширил картину нравов московского дворянства.

Сочинение на аналогичную тему.

Сен 16 2015

«Горе от ума» - удивительное. В первой четверти XIX века вошло оно в русскую литературу, в культурную и общественную жизнь страны и с тех пор не только не устарело, но привлекает все больше внимания литературоведов и историков. Кроме того, мы нередко начинаем цитировать «Горе от ума», еще не прочитав его. С детства мы относимся к героям , как к своим знакомым. Особенно интересно то, что мы одинаково живо представляем себе и тех героев, которых можем увидеть на сцене, и тех, кто лишь упоминается в комедии, порой - одной фразой. Княгиня Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна, французик из Бордо, князь Федор - все они известны читателям как персонажи «Горя от ума». Однако на сцене они не появляются.

В комедии можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях. Богатство «Горя от ума» внесценическими персонажами объясняется в первую очередь тем, что Грибоедов создавал свою комедию в тот период, когда на русской сцене господствовал классицизм. Как отмечал В. Г. Белинский, Грибоедов во многом сумел переступить жесткие законы этого художественного метода. В то же время полностью отрешиться от устоявшихся и официально признанных норм классицизма было тогда практически невозможно. Грибоедов строго следовал в своей комедии правилу единства времени и места, входящему в число законов классицизма.

Наверняка это усложняло работу над произведением, в котором важно не только настоящее, но и прошлое героев. В «Горе от ума» дана широкая картина жизни московского общества, хотя не имел возможности показать читателю и зрителю ни Чацкого и Софьи, ни поездки «на поклон» к влиятельным лицам, ни службу Чацкого и Горича, ни собрание в Английском клубе. Принцип единства места мешал Грибоедову вынести действие за рамки дома Фамусовых, то есть показать многие картины жизни московского дворянства. Они оживают в благодаря страстному красноречию Чацкого, а также в словах других героев. Большинство внесценических персонажей лишь упоминается, но говорится о них при этом очень много.

Восклицание Фамусова в конце пьесы: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна, - сразу же ставит эту женщину на один уровень с такими известными и уважаемыми дамами, как Татьяна Юрьевна. Их характеристику можно найти в нескольких репликах Молчалина. Во-первых: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв… Итак, Татьяна Юрьевна и ей подобные - дамы высшего света не только Москвы, но и Петербурга.

Татьяна Юрьевна - сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. Эта деталь характеристики тесно связана с сюжетной функцией внесценических персонажей - светских дам в «Горе от ума». Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна распространяют информацию, выходящую за рамки единства времени и места. Татьяна Юрьевна через Молчалина передает зрителю весть о неудачной государственной деятельности Чацкого, а княгиня Марья Алексевна разнесет по Москве сплетни о Софье уже после происшедшего на сцене. Светские дамы из числа внесценических персонажей комедии осуществляют своеобразную связь между местом и временем действия и тем, что было, будет или происходит за пределами дома Фамусовых. Во-вторых, Молчалин советует Чацкому: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам… …частенько там Мы покровительство находим, где не метим.

Еще одна деталь характеристики и новая смысловая функция, относящаяся ко многим внесцени-ческим персонажам комедии. Татьяна Юрьевна - влиятельное лицо, на поклон к которому принято ездить в поисках покровительства. Это уже характеристика не одной женщины, а всего московского дворянского общества. Не таланты, не ум, а связи и высокое покровительство решают человеческую копирование запрещено 2005 судьбу. Такая смысловая функция - раскрытие принципов, нравов, отношений светского общества - присуща большинству внесценических персонажей «Горя от ума». Слова Молчалина о Татьяне Юрьевне, о покровительстве вступают в противоречие со взглядами Чацкого еще до того, как разгорается конфликт между героем и обществом.

Чацкий с его словами: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким И прекрасным, - оказывается враждебным не только немногим представителям общества, что присутствуют на сцене, но и Татьяне Юрьевне, и множеству других внесценических персонажей. Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою. Среди них выделяются три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными, но наиболее важные.

Это те, кого ставят в пример в фаму-совской Москве: Кузьма Петрович («…богат и на богатой был женат…»), Максим Петрович и Фома Фомич.

Для Чацкого комична выдвижения по службе Максима Петровича, а произведения Фомы Фомича - пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом. Благодаря тому, что в комедию введены такие внесценические персонажи, мы начинаем понимать, каковы мерила ценностей в том мире, который возмущает Чацкого.

Противоречие между героем и обществом становится закономерным. Все эти впечатления постепенно накапливаются у читателя и зрителя. Еще не начался бал у Фамусовых, а мы уже находимся в напряженном ожидании взрыва, который произойдет после объявления Чацкого сумасшедшим. Одна из сюжетных функций внесценических персонажей - усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа - глубоко возмутить главного , заставить его выступить с горячей речью, перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. С этого момента положение главного героя становится трагическим. Смысловая функция «французика из Бордо» полемическая.

Его взгляд на Россию со стороны вызывает у Чацкого мысли о необходимости истребить «нечистый… дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Этот вопрос обращен к залу, к читателю.

Особое место в комедии занимают Репетилов и целый ряд связанных с ним внесценических персонажей. Барон фон Клоц в министры метил, А я- К нему в зятья… - рассказывает Репетилов. Можно ли больше сказать о себе одной фразой?

Карьеризм, двуличие Ре-петилова несомненны. Внесценические персонажи барон фон Клоц, его жена и дочь помогают нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого. Вместе с Репетиловым перед нами возникает его общество, не менее опасное для Чацкого, чем фаму-совское: …во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный!

нас со смеху морит!.. Другой - Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он ? о! диво!.. Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!!..

В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто… Этот «секретнейший союз», эти ничтожные люди извращают идеи, которые дороги Чацкому. Грибоедов метко и резко выступает против глупости. Бессмысленное повторение чужих слов, шумиха убивают идею. Этого не может понять глупец Репе-тилов и пока лишь смутно чувствует Чацкий.

Понять это должны мы - читатели и зрители комедии. В «Горе от ума» множество тайных и явных врагов Чацкого, как среди действующих лиц, так и среди внесценических персонажей. Те же, кого можно условно отнести к «лагерю Чацкого», не входят в число присутствующих на сцене. Если бы хоть один из них был действующим лицом комедии, не создалась бы ситуация, которую И. А. Гончаров связал с пословицей «Один в поле не воин».

Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в ~первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого - иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной. Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха, и ослабевают позиции Фамусовых. Очень интересно упоминание о матери Чацкого.

По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз, - говорит Фамусов. Конечно, это злая выдумка, но за ней стоит женщины, которая не раз поступала, как ненормальная, с точки зрения света. В обществе Фамусова никогда не посмеют сказать такого о Марье Алексевне или Татьяне Юрьевне. Видимо, необычная матери повлияла на формирование «странного» человека Чацкого.

Комедия «Горе от ума» не замкнута в том временном и пространственном круге, где происходит действие. Через внесценических персонажей она связана с прошлым и будущим, с разными людьми и событиями, она не имеет начала, конца, рамок, как и настоящая жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

«Горе от ума» - реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века. Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется внесценическими персонажами, то есть такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем по рассказам главных героев. Для того чтобы расширить рамки произведения, усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. Это новаторский прием Грибоедова-драматурга.

Персонажи, которые помогают обрисовать идеалы, принципы и ценности «века минувшего», - это Максим Петрович, о котором с благоговением вспоминает («Тогда не то, что ныне: при государыне служил Екатерине»).

Фома Фомич, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, «Нестор негодяев знатных», княгиня Алексеевна и другие - все они занимают достаточно высокое социальное положение: чиновники, вельможи, сановники - «тузы».

Другие герои, близкие по духу и мироощущению Чацкому, как бы повторяющие его мир, мысли, поведение, - это князь Федор, и химик, и ботаник, и двоюродный брат Скалозуба.

Роль внесценических персонажей - создать в ограниченных рамках пьесы широкую картину всей жизни тогдашней России. Эти герои не только расширяют рамки произведения, но и помогают лучше понять и оценить действующих лиц.

В отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Как и другие действующие лица, второстепенные персонажи ярко характеризуют фамусовское общество. Среди них наиболее выделяются Загорецкий и Репетилов, необходимые спутники этого общества. Именно фигура Загорецкого доказывает, что дворянское общество глубоко безнравственно. Хлестова так характеризует Загорецкого: «лгунишка он, картежник, вор», но мастер услужить, поэтому для него везде открыты двери. От Горича мы узнаем, что он еще и доносчик («горазд переносить»), Горич остерегает Чацкого высказываться при Загорецком откровенно.

Репетилов является как бы пародией на Чацкого, в его образе осуждаются люди, искажающие и опошляющие высокие идеи. Репетилов будет существовать вечно, тип подражателя всегда возникал в переломные эпохи. Такие как Репетилов стараются называться передовыми и прогрессивными, но на самом же деле за этим скрывается пустота: «Шумим, братец, шумим!»

Но наиболее интересна роль Лизы в комедии «Горе от ума». Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза - незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью, которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам: Скалозубу («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов, который «монашеским известен поведеньем», втихую волочится за служанкой, Молчалив, любящий барышню «по должности», тоже не прочь приударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой. Итак, Лиза играет важную роль в развитии сюжета комедии. Все второстепенные и внесценические персонажи сделали пьесу более интересной и насыщенной. Благодаря им, по замечанию Гончарова, в группе из небольшого числа лиц отразилась вся прежняя Москва, ее дух и нравы.

Особая роль отводится в комедии внесценическим и эпизодическим персонажам, столь широко представленным в комедии. С их помощью расширяются пространственные и временные границы комедии.

Грибоедов создал яркие портреты, без которых трудно представить завсегдатаев Английского клуба или аристократического салона. Сам автор в одном из писем к другу и литератору Катенину писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии».

В череде образов старого барства особое место занимает портрет екатерининского вельможи Максима Петровича. Глава дома - чиновник Фамусов -представляет этого «вельможу в случае» как свой идеал для подражания и адресует его молодому поколению в лице Чацкого. Для Фамусова важно то, что его дядя получал ордена, «на золоте едал, сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом», но самое главное то, что «век при дворе». Таким образом, человек в фамусовском обществе ценился по тому, какой чин он занимал и на «чем едал». Поэтому это общество и борется за то, чтобы все оставалось без перемен. Основным же жизненным принципом являлось следование традициям, непоколебимость авторитетов, социальное превосходство.

Дворянин в России был защищен самим фактом своего происхождения, а если он следовал традициям и устоям своего класса, общества, поклонялся его идеалам, то перед ним открывались неплохие перспективы карьерного роста и материального благополучия. Главное - не быть неудачником, вроде Репети-лова, или угодником без ума, как Загорецкий, которого Чацкий охарактеризовал так: «Молчалин! В нем Загорецкий не умрет!» Загорецкий везде бывает, много знает о членах общества, «мастер услужить»: достает билеты на спектакль Софье, двух арапчонков - для Хлестовой и ее сестры Прасковьи. Молчалин также стремится всем угождать, следуя при этом заветам своего отца «угождать всем людям без изъятья»:

  • Кто другой все мирно так уладит!
  • Там моську вовремя погладит,
  • Там впору карточку вотрет.

Маленький чиновник стремится сделать карьеру, занять определенное место в обществе, стать таким, как Фамусов.

Среди представителей этого общества есть и такие, кто уже имеет чины, например Фома Фомич. «При трех министрах был начальник отделенья», - представляет его Молчалин, на что Чацкий едко замечает: «Пустейший человек из самых бестолковых». Перед нами портрет человека, преуспевшего в жизни, в отличие от Репетилова, который «в чины бы лез, да неудачи встретил». Он хотел жениться на дочери барона фон Клоца, который «в министры метил», получить продвижение по службе и хорошее приданое, но ничего не вышло. Репетилов - неудачливый человек, и общество не воспринимает его серьезно.

С большим уважением и почтением фамусовское общество относится к французику из Бордо, который собирался «в Россию, к варварам», а приехал как будто «в свою провинцию», «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Чацкий негодует против слепого преклонения перед всем иностранным. Английский клуб, изображенный Грибоедовым, тоже можно назвать «слепым подражанием». Пародией на тайные собрания можно считать и «секретнейший союз», собирающийся по четвергам, члены которого сами про себя говорят: «Шумим, брат, шумим». Создать видимость деятельности типично для этого общества, как это типично и для России в целом, что позднее покажет Гоголь в своей бессмертной комедии «Ревизор».

Но еще одно явление, характерное для московского барства, - всевластье женщин. Взять, например, Платона Михайловича Горича, «мужа-мальчика, мужа-слугу», целиком и полностью находящегося под каблуком у своей жены. Его не совсем устраивает то, что Наталья Дмитриевна дает ему наставления, как мать неразумному ребенку: «Ты распахнулся весь и расстегнул жилет!.. Застегни скорей!», но, тем не менее, он ей и слова не говорит поперек.

Такое же положение дел царит и в другой семье: князь Тугоуховский делает все, что и как говорит его супруга: идет на поклон, приглашает в дом гостей. По тому, как эти представительницы слабого пола управляют своими мужьями, мы может судить о них как о властных женщинах, которые не уступят свою власть никому и будут защищать существующие порядки до последнего.