Все направления в литературе. Литературные направления и течения. Литературные школы

План.

2. Художественный метод.

Литературные направления и течения. Литературные школы.

4. Принципы художественного изображения в литературе.

Понятие о литературном процессе. Концепции периодизации литературного процесса.

Литературным процессом называется процесс изменения литературы во времени.

В советском литературоведении ведущей концепцией литературного развития было представление о смене творческих методов. Метод описывался как способ отражения художником внелитературной действительности. История литературы описывалась как последовательное становление реалистического метода. Основной акцент делался на преодоление романтизма, на образовании высшей формы реализма – социалистического реализма.

Более последовательная концепция развития всемирной литературы была выстроена академиком Н.Ф.Конрадом, который тоже отстаивал поступательное движение литературы. В основе такого движения лежала не смена литературных методов, а идея открытия человека как высшей ценности (гуманистическая идея). В своей работе «Запад и Восток» Конрад пришел к выводу об универсальности для всех литератур понятий «Средневековье» и «Ренессанс». Период античности сменяется Средневековьем, потом Ренессансом, за ним следует Новое время. В каждый следующий период литература все больше сосредотачивается на изображении человека как такового, все больше осознает самоценность человеческой личности.

Аналогична концепция академика Д.С.Лихачева, по мнению которого литература русского Средневековья развивалась в сторону усиления личностного начала. Большие стили эпохи (романский стиль, готический стиль) должны были постепенно сменяться авторскими индивидуальными стилями (стиль Пушкина).

Наиболее объективна концепция академика С.С.Аверинцева, она дает широкий охват литературной жизни, включая современность. В основе этой концепции – представление о рефлексивности и традиционности культуры. Ученый выделяет три больших периода в истории литературы:

1. Культура может быть нерефлексивной и традиционной (культура древности, в Греции – до 5 в. до н.э.) Нерефлексивность означает, что литературные явления не осмысливаются, нет литературной теории, авторы не рефлексируют (не подвергают анализу свое творчество).

2. культура может быть рефлексивной, но традиционной (с 5 в. до н.э. – до новой эры). В этот период возникает риторика, грамматика, поэтика (рефлексия по поводу языка, стиля, творчества). Литература была традиционной, существовала устойчивая система жанров.

3. Последний период, который длится до сих пор. Рефлексия сохраняется, традиционность нарушается. Писатели рефлексируют, но создают новые формы. Начало было положено жанром романа.

Изменения в истории литературы могут носить прогрессивный, эволюционный, регрессивный, инволюционный характер.

Художественный метод

Художественный метод - это способ освоения и отображе­ния мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев лите­ратурного произведения, в мотивировках их поведения, по­ступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Понятием «метод» (от гр. «путь исследования») обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению советского литературоведения середины 20 века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направ­ление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, раз­ных направлений и течений.

Литературные направления и течения. Литературные школы

Кс.А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определен­ным этапам развития литературы. В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи». Для «реальной критики» - Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова - направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности. Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ худо­жественного миропонимания. Нет заданного списка литературных направлений, так как раз­витие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д.С.Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению».

Термином «литературное течение» обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм - общее название разных группировок в искусстве и литературе XX века, которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, - включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, има­жинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литера­турных направлений и течений.

Течение - более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. Нередко общность художественных принципов в течении образует «художественную систему». Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р.Декарта («картезианский рационализм»), к которому относят творчество П.Корнеля, Ж.Расина, Н.Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П.Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения - «прогрессивный» и «консервативный», но есть и другие классификации.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок). Литературная школа - небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически - в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «уставы» и «правила». Нередко такое объединение литераторов имеет ли­дера, «главу школы» («щедринская школа», поэты «некрасовской школы»).

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности - вплоть до общности тематики, стиля, языка.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе.

Многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, «озерная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом.

Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой литературные группы, объединенные «лидером», имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII века образовала школу Спенсера.

Следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом - значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы. Направления, течения, школы - это, по выражению В.М.Жирмунского, «не полочки или коробки», «по которым мы «раскладываем» поэтов». «Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций».

Литературный процесс - явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как «течение» и «направление», следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

Стиль традиционно включается в раздел «Теории литературы». Сам термин «стиль» в применении к литературе имеет целый ряд значений: стиль произведения; стиль творчества писателя, или индивидуальный стиль (скажем, стиль поэзии Н.А. Некрасова); стиль литературного направления, течения, метода (например, стиль символизма); стиль как совокупность устойчивых элементов художественной формы, определяемых общими чертами мировоззрения, содержания, национальных традиций, присущих литературе и искусству в определенную историческую эпоху (стиль русского реализма второй половины XIX века).

В узком смысле под стилем понимают манеру письма, особенности поэтического строя языка (лексика, фразеология, изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и т. д.). В широком значении стиль - это понятие, используемое во многих науках: литературоведении, искусствоведении, лингвистике, культурологии, эстетике. Говорят о стиле работы, стиле поведения, стиле мышления, стиле руководства и т.д.

Стилеобразуюшие факторы в литературе - это идейное содержание, компоненты формы, конкретно выражающие содержание; сюда относят и видение мира, что связано с мировоззрением писателя, с его пониманием сущности явлений и человека. Стилевое единство включает и структуру произведения (композицию), анализ конфликтов, их развитие в сюжете, систему образов и способы раскрытия характеров, пафос произведения. Стиль как объединяющее и художественно-организующее начало всего произведения вбирает даже способ пейзажных зарисовок. Все это - стиль в широком смысле слова. В своеобразии метода и стиля выражаются особенности ли­тературного направления и течения.

По особенностям стилевого выражения судят о литературном герое (учитываются атрибуты его внешнего облика и форма поведения), о принадлежности здания к той или иной эпохе в развитии архитектуры (стиль ампир, готический стиль, стиль модерн и т.п.), о специфике изображения действительности в литературе конкретной исторической формации (в древнерусской литературе - стиль монументального средневекового историзма, эпический стиль XI-XIII веков, экспрессивно-эмоциональный стиль ХIV-XV веков, стиль барокко второй половины XVII века и др.). Никого сегодня не удивят выражения «стиль игры», «стиль жизни», «стиль руководства», «стиль работы», «стиль застройки», «стиль мебели» и т.п., и всякий раз, наряду с обобщающим культурологическим смыслом, в эти устойчивые формулы вкладывается конкретный оценочный смысл (например, «я пред­почитаю этот стиль одежды» - в отличие от других и т.п.).

Стиль в литературе - это вытекающая из познания общих законов действительности, функционально применяемая совокупность средств выражения, реализуемая соотношением всех элементов поэтики произведения с целью создания неповторимого художественного впечатления.

Художественное направление обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств.
Выделяют следующие направления:
Классицизм - художественное направление в литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Представители: А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир

Сентиментализм - (вторая половина XVIII - начало XIX века) - от французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. Особое внимание - к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Представители: Н.М.Карамзин.

Романтизм - (конец XVIII - вторая половина XIX в.) - наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме). В России русский романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия. Представители: В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Натурализм - направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно точное и объективное воспроизведение действительности, порой приводившее к подавлению индивидуальности автора.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Представители: Н.В.Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, А. И. Солженицын и др.

Модернизм - Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Литературное течение обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Литературное течение - это разновидность литературного направления .

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Представители: А.А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, Ф.К.Сологуб.

Акмеизм - течение в русской поэзии 10 — 20-х гг. XX века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.Представители: А.Ахматова, Н.Гумилёв, С. Городецкий.

Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в. Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Представители:В.Маяковский, братья Бурлюки, В.Хлебников, И.Северянин и др.
Имажинизм - (название восходит к английскому «имажизм», шгаее — образ) — литературное течение в России 1920-х гг. В 1919 г. с изложением его принципов выступили С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич и др.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.

При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).

Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ .

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ

1. КЛАССИЦИЗМ

Основное литературное направление в России XVIII века.

Главные черты

  1. Подражание образцам античной культуры.
  2. Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
  3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
  4. Жесткие границы между родами и жанрами.
  5. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).

Основные жанры в поэзии

Ода, сатира, историческая поэма .

Главные правила построения драматических произведений

  1. Правило "трех единств": места, времени, действия.
  2. Деление на положительных и отрицательных персонажей.
  3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
  4. Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
  5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
  6. Пять действий.
  7. Говорящие фамилии.
  8. Длинные нравоучительные монологи.

Главные представители

Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).

Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782).

Традиции классицизма в литературе ХІХ века

Крылов . Жанровые традиции классицизма в баснях.

Грибоедов . Черты классицизма в комедии "Горе от ума".

Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.

Главные черты

  1. Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
  2. В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
  3. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
  4. Отрицание всех правил классицизма.
  5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.

Основные жанры

Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.

Основные жанры в русской поэзии

Элегия, послание, песня, баллада, поэма.

Главные представители

Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).

Россия - Жуковский.

Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков

Грибоедов . Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".

Пушкин . Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".

Лермонтов . Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".

Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.

Главные черты

  1. Создание типических (закономерных) характеров.
  2. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
  3. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).

В России становление реализма начинается в 1820-х годах:

Крылов . Басни.

Грибоедов . Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).

Пушкин . Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.

Лермонтов . Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.

Гоголь . "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842).

Тютчев, Фет . Черты реализма в лирике.

В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма.

Программные произведения писателей критического реализма

Проза

Гончаров . Роман "Обломов" (1848-1858).

Тургенев . Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861).

Достоевский . Роман "Преступление и наказание" (1866).

Лев Толстой . Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869).

Салтыков-Щедрин . "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886).

Лесков . Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881).

Драматургия

Островский . Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).

Поэзия

Некрасов . Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).

Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века:

Чехов . Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904).

Горький . Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).

Бунин . Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).

Куприн . Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).

После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:

Шолохов . Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).

Булгаков . Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).

Замятин . Роман-антиутопия "Мы" (1929).

Платонов . Повесть "Котлован" (1930).

Твардовский . Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945).

Пастернак . Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955).

Солженицын . Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959).

Шаламов . Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973).

Астафьев . Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).

Трифонов . Повесть "Старик" (1978).

Шукшин . Рассказы.

Распутин . Повесть "Прощание с Матерой" (1976).

5. МОДЕРНИЗМ

Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).

ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.


Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.

Исторические события

Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, - все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.

В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России - это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

Классицизм

Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.

Реализм

Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

Публицистика и сатира

Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода - сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» - так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления - Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.

Критика

Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры - очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.

Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Пушкин и Гоголь

Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них - образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.

Лермонтов

Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.

Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.

Понятия «направление», «течение», «школа» относятся к терминам, описывающим литературный процесс — развитие и функционирование литературы в историческом масштабе. Определения их являются в литературоведческой науке дискуссионными.

Под направлением в XIX веке понимался общий характер содержания, идей всей национальной литературы или какого-либо периода ее развития. В начале XIX столетия литературное направление ассоциировалось в целом с «господствующим направлением умов».

Так, И. В. Киреевский в статье «Девятнадцатый век» (1832) писал о том, что господствующее направление умов конца XVIII века есть разрушительное, а новое состоит в «стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен...

В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания... одним словом, то, что напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом».

Еще ранее, в 1824 году, В. К. Кюхельбекер заявил о направлении поэзии как основном ее содержании в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Кс. А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определенным этапам развития литературы.

В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи».

Для «реальной критики» — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова — направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности.

Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ художественного миропонимания.

Это единство часто обусловлено сходством культурно-исторических традиций, нередко связано с типом сознания литературной эпохи, некоторые ученые полагают, что единство направления обусловлено единством творческого метода писателей.

Нет заданного списка литературных направлений, так как развитие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

К примеру, в рамках романтического мировосприятия могут быть выделены общенаправленческие черты романтизма, такие, как мотивы разрушения привычных границ и иерархий, идеи «одухотворяющего» синтеза, пришедшего на смену рационалистической концепции «связи» и «порядка», осознание человека как центра и тайны бытия, личности открытой и творческой и т. д.

Но конкретное выражение этих общих философско-эстетических основ миропонимания в творчестве писателей и само их мировоззрение различно.

Так, внутри романтизма проблема воплощения всеобщих, новых, внерациональных идеалов получила воплощение, с одной стороны, в идее бунта, кардинального переустройства существующего миропорядка (Д. Г. Байрон, А. Мицкевич, П. Б. Шелли, К. Ф. Рылеев), а с другой — в поиске своего внутреннего «я» (В. А. Жуковский), гармонии природы и духа (У. Вордсворт), религиозном самосовершенствовании (Ф. Р. Шатобриан).

Как видим, такая общность принципов является международной, во многом разнокачественной, и существует в достаточно размытых хронологических рамках, что обусловлено во многом национальной и региональной спецификой литературного процесса.

Одинаковая последовательность смены направлений в разных странах служит обычно доказательством их наднационального характера. То или иное направление в каждой стране выступает как национальная разновидность соответствующей международной (европейской) литературной общности.

Согласно этой точке зрения французский, немецкий, русский классицизм считаются разновидностями международного литературного направления — европейского классицизма, который представляет собой совокупность наиболее общих типологических признаков, присущих всем разновидностям направления.

Но следует непременно учитывать, что часто национальные особенности того или иного направления могут проявляться гораздо ярче, чем типологическое сходство разновидностей. В обобщении же присутствует некоторый схематизм, который может искажать реальные исторические факты литературного процесса.

К примеру, наиболее ярко классицизм проявил себя во Франции, где он представлен как законченная система и содержательных, и формальных признаков произведений, кодифицирован теоретической нормативной поэтикой («Поэтическое искусство» Н. Буало). Кроме того, представлен значительными художественными достижениями, оказавшими влияние на другие европейские литературы.

В Испании и Италии, где историческая ситуация складывалась иначе, классицизм оказался направлением во многом подражательным. Ведущей в этих странах оказалась литература барокко.

Русский классицизм становится центральным направлением в литературе также не без влияния французского классицизма, но приобретает собственное национальное звучание, выкристаллизовывается в борьбе «ломоносовского» и «сумароковского» течений. В национальных разновидностях классицизма много различий, еще больше проблем связано с определением романтизма как единого общеевропейского направления, в рамках которого нередко встречаются весьма разнокачественные явления.

Таким образом, построение общеевропейских и «мировых» моделей направлений как наиболее крупных единиц функционирования и развития литературы представляется весьма сложной задачей.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д. С. Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Именно им, по мнению критика, обусловлено сходство «поэтических явлений», произведений разных писателей.

Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению». Оба понятия обозначают возникающее на определенной стадии литературного процесса единство ведущих духовно-содержательных и эстетических принципов, охватывающее творчество многих писателей.

Под термином «направление» в литературе понимают творческое единство писателей определенной исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности.

Направление в литературе рассматривают как обобщающую категорию литературного процесса, как одну из форм художественного мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни, связанную со своеобразным художественным стилем. В истории национальных литератур европейских народов выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.