Казаться улыбчивым и простым самое. Чёрный человек

Через некоторое время после смерти С. Есенина в свет выходит его последние произведение – поэма «Черный человек». Ни для кого не секрет, что поэт предчувствовал свою кончину еще за несколько лет, о чем он часто упоминал в своих стихах. И эта монументальная работа не стала исключением: в ней автор пророчествует смерть и духовный кризис, ставший ее предтечей.

Работать над данной поэмой Есенин начал еще в 1923 году, но она, по словам его современников, вышла слишком большой и мрачной. Что подвигло автора сократить ее, остается загадкой, но даже в упрощенном варианте произведение потрясает своей депрессивностью и глубиной страдания. История создания поэмы «Чёрный человек» тесно переплетается с ее сюжетом. Тогда у поэта уже были проблемы с алкоголем, они тоже нашли свое отражение в тексте. Его близкие всерьез беспокоились о нем, ведь с каждым днем внутренний разлад становился очевиднее, работы – мрачнее, а сам творец вел себя все более нервно и беспокойно.

Работа над созданием произведения началась еще во время американских гастролей, после которых в жизни поэта началась не прекращающаяся черная полоса. Он ощущал, что новая власть ему чужда, что советская Россия в нем не нуждается, что все ждут, когда тонкий лиризм его поэзии сменит революционные марши. Кроме того, было горькое послевкусие от разрыва с Айседорой Дункан. Все эти события и настроения легли в основу поэмы. В 1925 году «Черный человек» был закончен, а в журнале «Новый мир» за январь 1926 года был впервые опубликован.

Жанр, размер и композиция

Творение является обращением, посланием лирического героя к другу, которому он с самого начала сообщает о том, что «очень болен». В этой же форме написаны монологи мужчины в черном, в которых он обращается к автору письма. Таким методом Есенин показывает отношение к жизни двух персонажей. Композиция в поэме «Черный человек» диалогична, напоминает пьесу — представляет собой разговор двух действующих лиц, в котором вкраплены ремарки поэта, указывающие на то, что должно происходить на сцене во время беседы. Также есть пролог и эпилог: вступление (обращение к другу) и заключение (исчезновение гостя и развенчание миража). Основная часть делится на два действия.

Театральная композиция не типична для подобного рода произведений, ведь жанр, избранный Есениным, — лироэпическая поэма. Она показывает не только внутреннее состояние рассказчика, но и живописует его историю, то есть появляется вполне конкретный сюжет.

Произведение написано с помощью тонической системой стихосложения, основанной на равном числе ударений в строке. Размер поэмы «Черный человек» – дольники.

Проблематика

  1. Разочарование. Главный вопрос, который поднимает автор – критический взгляд со стороны на собственное ничтожество. Некое подведение итогов жизни. Человек в цилиндре не является олицетворением смерти, не хочет причинить вред лирическому герою. С помощью его образа поэт хочет посмотреть на себя со стороны, осознать, как он живет. Стихотворение стало полномасштабной исповедью Есенина перед смертью. Соответственно, перед нами открывается главная проблема «Черного человека» — разочарование в себе.
  2. Алкоголизм. В эпилоге автор развеял мрачные фантазии, его судья оказался ведением, алкогольным кошмаром. Он весьма самокритично замечает, что воевал с зеркалом, то есть черный человек – его альтер эго, которое обличало само себя. Иные соображения приходят к нему под влиянием алкоголя, и очевидно, что эффект галлюцинации на какое-то время полностью завладел рассказчиком. Да и сам он признается, что уже болен этим.
  3. Развенчание любви. «Скверная девочка сорока с лишним лет» — это Айседора Дункан, танцовщица, с которой у Есенина был роман. Он закончился, а поэт понял, что ошибался в своих чувствах, а, может, и в возлюбленной. В любом случае он саркастично высмеивает свою страсть, показывая контраст между тем, кого он представлял, и тем, с кем был на самом деле.
  4. Разочарование в творчестве. Лирику свою автор называет «дохлой и томной», подчеркивая, что она служит лишь для обольщения прыщавых курсисток.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Средства выразительности

Поэт активно пользуется такими средствами художественной выразительности, как метафоры: «Осыпает мозги алкоголь». Так он изображает осень собственной жизни, увядание и умерщвление тела и души. Небезучастным остается и суицидальное сравнение, как будто автор и тогда уже думал о повешении:

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги маячить больше невмочь

И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах

Эпитеты, навевающие тоску и страх, тоже в изобилии представлены в произведении: «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты». Также не обошлось без олицетворений, которые трактуют природу в унисон мрачному мировосприятию поэта: «деревянные всадники», «Что ты, ночь, наковеркала?». Кроме того, в глаза бросаются жаргонизмы, которые придают повествованию драматизма и откровенности: «жулик», «морда», «прохвост» и т.д.

Но королями средств художественной выразительности в поэме «Черный человек» являются повторения, причем не только лексические, но и композиционные (первая и вторая части начинаются со слов «друг мой, друг мой…»). Например: «слушай, слушай», «черный человек, черный человек» и т. д.

Черный человек — реквием Есенина

Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит

То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ поэмы «Чёрный человек» Есенина

Поэма «Черный человек», пожалуй, наиболее мрачное и зловещее произведение Есенина. Замысел поэмы возник у поэта еще во время заграничной поездки с А. Дункан. В 1923 г. он читал первый вариант своим друзьям. Они были поражены безысходностью, исходившей от стихотворения. Есенин долго работал над текстом. Окончательный вариант для публикации был готов лишь к концу 1925 г. Те, кто слышал первоначальную редакцию, утверждали, что она была больше по объему и намного трагичнее и страшнее.

С первых же строк Есенин заявляет о своей мучительной болезни, связанной с алкоголем. Учитывая обстоятельства его жизни, это заявление вполне закономерно. Неумеренное пьянство с буйными выходками серьезно воздействовало на поэта. Психика творческого человека особенно чувствительна к внешним раздражителям.

Есенин с ужасом говорит о том, что каждую ночь страдает от посещений таинственного черного человека. Известно, что поэт неоднократно подвергался приступам белой горячки и даже проходил курс лечения. Вероятно, образ черного человека порожден этими приступами полусумасшедшего состояния. Он рассказывает Есенину по книге все обстоятельства безумной жизни «какого-то прохвоста и забулдыги». Незнакомец упоминает не только о негативном, он отмечает, что человек был «к тому ж поэт», полный «прекраснейших мыслей и планов». В книге фигурирует «женщина сорока с лишним лет», в образе которой угадывается А. Дункан.

Измученный рассказом лирический герой начинает отчаянно кричать, пытаясь прогнать черного человека и прекратить эту пытку с чтением чьей-то бесполезной жизни. Но это не помогает: незнакомец упорно сидит и не отрывает от него тяжелого взгляда.

На следующую ночь визит повторяется. Автор пытается избавиться от невыносимого видения и проклинает свою бессонницу. Есенин начинает вспоминать о своем детстве, о простом деревенском мальчике «с голубыми глазами». Дойдя в воспоминаниях до «женщины сорока с лишним лет», он с внезапным ужасом понимает, что в книге, которую читает черный человек, рассказывается о нем самом. Разъяренный поэт кидает трость прямо в «морду» незнакомца…

«Черный человек» — не просто бред страдающего от алкоголизма поэта. Есенин был гением. Настоящий талант всегда расценивается как определенный вид сумасшествия. «Черный человек» — беспощадный самоанализ автора, вызванный стремлением донести до читателя весь ужас своего душевного конфликта.

Произведение Сергея Есенина «Черный человек» очень часто исследователи и литературоведы называют одной из самых загадочных поэм ХХ столетия в русской литературе. Уже с первых строк она интригует, завораживает, погружает в мир таинственных видений, духовных поисков, призраков прошлого, сомнений, которые терзают душу автора… Это путь во внутренний мир Есенина, в мир его жизненных исканий и стремлений познать всю трагическую сущность бытия. Поэма читается на одном дыхании, держит в напряжении до самого конца и после прочтения оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Может показаться, что эта поэма, этот исступленный крик души, эта мощная сила мысли, родилась в одну ночь, в один вечер, когда все то, что поэт хотел нам высказать, вдруг внезапно вырвалось из его души и, подобно ураганному вихрю, мгновенно увлекло за собой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но на самом деле работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» - это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина в 1922-1923 годах, где он, искренне любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение. В своих записях Есенин также упомянул, что влияние на создание данного произведения оказала пушкинская «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери».


Есенин предчувствовал свою скорую гибель, тревожные сомнения не покидали го последнее время до самой смерти. Как и Моцарту, ему, Есенину, накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. В ноябре 1925 года поэт перерабатывает поэму до конца, оставляет ее такой, какую мы сейчас ее видим. Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек:

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Несколько раз, как в бреду, Есенин повторяет цветообозначение «черный», ещё больше сгущая краски, отражая весь трагизм ситуации. Из приведенного отрывка видится призрачный Черный человек, читающий «мерзкую книгу» жизни, как бы ругая лирического героя за содеянные грехи, называя его «прохвостом и забулдыгой». В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей.

Надо отметить, что Черный человек, как явление дьявольской, зловещей силы, вычитывает из книги только самые отрицательные и мрачные моменты, пытаясь все высмеять и вывернуть наизнанку.

Мы видим рассказ Черного человека о жизни самого Есенина, написанный с глубокой самоиронией, даже самоотвращением. В лице Черного человека автор горько высмеивает сам себя за то, что не смог воплотить «много прекрасных мыслей и планов», за свою простоту души, за открытость, честность, или даже, детскую наивность, за изящество… Не обошел стороной Черный человек и уклад в обществе, ту систему, против которой Есенин выступил совершенно один, пытаясь нести в своем творчестве свет, радость и любовь:

Этот человек

Проживал в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

И чуть ниже следуют строки, ставшие знаменитым афоризмом, которые как нельзя лучше отражают всю инструкцию выживания в существующем «порядке»:

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым -

Самое высшее в мире искусство".

Герой пытается прогнать Черного человека:

« …Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай".

Примечательно, что даже в минуты терзания души Черным человеком, поэт умеет замечать и то, что происходит за окном. Это и «ветер, что свистит над пустым и безлюдным полем», это «всадники – деревья», это «плач ночной зловещей птицы». При чтении поэмы невольно вспоминаются строки Пушкина из стихотворения «Бесы», рисующие нам похожую напряженную обстановку: неспокойную природу, вьюгу, мороз, мрачные и смазанные очертания. Тонкие пейзажные зарисовки передают и психологическое стояние лирического героя: одиночество – плач птицы (кстати, по народным приметам и поверьям это всегда было недобрым знаком); беспокойство – вьюга; тревога, волнение – «копытливый стук деревянных всадников». Даже в горячо любимой русской природе поэт не может найти себе утешения, она как бы является отражением его душевных мук.


Образ ночного перекрестка напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами».

Композиция произведения похожа на круги в замкнутом кольце. Лирический герой, душа которого сдавлена кольцом отчаяния, бродит внутри него по кругам пытки Черного человека. Что это за круги? Дважды он упоминает о «какой-то женщине сорока с лишним лет», дважды повторяется строфа, начинающаяся со слов «друг мой, друг мой….я очень и очень болен…», дважды «бормочет» Черный человек «слушай, слушай…», таким образом, герой мечется, не в силах найти выход не только из кругов внутренних противоречий, но и из внешнего кольца действительности он также не в силах вырваться.

Окончательный ответ на то, кто же такой черный человек, открывается читателю лишь в конце поэмы, когда, «взбешенный и разъяренный» герой швыряет свою трость в мучившего его дьявола и остается лишь наедине с самим собой и разбитым зеркалом. Разбитое зеркало – это не только символ несчастья, скорой смерти. Это достаточно многогранный образ, отражающий и собственное лицо, и внутренние противоречия, это магический предмет, уводящий человека в другой мир, в зазеркалье, а ведь там, где есть колдовство, там же встречается и чертовщина.

Занятие литературной критикой в наше время вовсе небезопасно: нужно иметь стальные нервы.

Какое же было удивление, когда после первых абзацев стало понятно, что передо мной некая галиматья, пустопорожний несвязный текст.

После того, как я отошёл от стресса и моя голова перестала махать ушами на шее-ноге, решил вновь вернуться к поэме гениального поэта Сергея Есенина «Чёрный человек» с целью написать отзыв.

Вспомнил один из видео-уроков Дмитрия Быкова как раз по этой поэме. Вновь получил истинное удовольствие от лекции. Данного писателя считаю талантливой личностью. Потому многие посредственности и бездари завидуют ему. Это заключение не относится к объективным критикам его многогранного творчества.

Однако слепо не могу принять полностью некоторые выводы Д.Быкова. Он, не совсем лестно отзываясь о советских литературоведах, сам отчасти допускает их ошибку. Сила выступления Быкова в фактах, косвенно относящихся к поэме. Например, об отношениях Есенина и Маяковского. О том, что «чёрный человек» не так уж и редок у знаменитостей: был он у Моцарта, Некрасова, Высоцкого…

До сих пор я не нашёл полноценных отзывов о знаменитой поэме С.Есенина, за исключением поделок, подобных той, что обнаружил в газете «Литературная Россия». О самой поэме, её сути, критиками не сказано ни слова. Удивительно.

Известно, что «Чёрного человека» Есенин начал писать ещё в конце 1923 года, а окончательный вариант датирован 14 ноября 1925-го. 28 декабря этого же года поэта не стало. Согласно официальной версии, он покончил жизнь самоубийством.

Сразу отмечу, что глупо ставить заочные диагнозы. Быков же это делает, пригвоздив поэта последних лет жизни деменцией. Также некая «тема двойничества» в российской поэзии меня не интересует. Только текст поэмы и сопутствующие сведения.

Известна разгульная, весёлая жизнь Сергея Есенина. Но не всё было гладко. Эмоциональная личность поэта постоянно подвергалась агрессивному воздействию окружения, среды и… алкоголя. Понятно, что уже к 1923 году у него назрела необходимость откровения. Так появился замысел «Чёрного человека». В конечном итоге, после сокращения, осталось три части: две основных и одна короткая заключительная, раскрывающая основной приём автора. На это не обратил внимания ни один критик, работы которых я находил.

Стихотворения, поэмы – не проза. Их следует читать особо. «Чёрный человек» оказывает неизгладимое впечатление на эмоциональных людей. Автор умело использовал тоническое стихосложение и дольник (неровный) в качестве размера. При прочтении стихотворения – читал несколько раз – обратил внимание на появляющийся местами стиль В.Маяковского. Подсказку нашёл в лекции Быкова: поэты были конкурентами и одновременно не могли друг без друга. Потому «чёрный человек» – да и лирический герой – иногда говорит устами Маяковского. Вообще поэма сильная по форме, содержанию, стилю, средствам выразительности…

Почти каждая строфа автономна, но вместе они составляют единое целое. Ошибочным является мнение о раздвоенности сознания поэта (раздвоении личности). Просто автор использует литературный прием и доводит его до совершенства. Перед нами фактически происходят действия спектакля. Вот и начало его – обращение к конкретному читателю (зрителю). Следует помнить, что поэзия во времена С.Есенина была в какой-то мере эстрадная. Т.е., авторы или чтецы исполняли произведения со сцены, на вечерах в компании… Это самая совершенная форма общения с аудиторией. Недаром в шестидесятые годы оттепели, поэты в Советском Союзе собирали тысячи, а на стадионах – десятки тысяч слушателей. Так и должно быть. Только в таком случае многие читатели научатся потреблять и понимать поэзию. Д.Быков, как я понял, имел возможность слышать записи стихотворений Есенина в авторском исполнении. Он искусно продемонстрировал стиль и голос Есенина, читая отрывок из поэмы. Удивительно, но я почти так читаю «Чёрного человека», как когда-то Есенин.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Так начинается поэма. Сразу видно, что лирический герой (в котором без труда угадывается автор) настроен на максимальное откровение. Герой не просто говорит, что у него с похмелья болит голова, а «я очень и очень болен». Это несколько шире, чем головная боль.

Что можно наблюдать в первой части поэмы?

Лирический герой страдает бессонницей. Но не банальной, когда разные мысли лезут в голову. К нему приходит чёрный человек, садится на кровать и не даёт спать всю ночь напролёт, что можно принять как за галлюцинацию, так и за сновидение.

Во второй строфе может показаться элемент бреда. Это касается головы, которая машет ушами. Однако очевидно, что поэт избрал такую форму показа (средство выразительности) своего состояния.

Критики спорят по поводу строк «Ей на шее ноги // Маячить больше невмочь». Возможно, редакторы, при первой публикации в 1926 году, допустили ошибку, приняв букву «ч» за «г» и вместо «ночи» получилось «ноги». Но что такое «шея ночи»? Да и маячить можно перед глазами или на фоне чего-то. Похоже, эти строки так и останутся загадкой. Вообще, некоторые проблемные места поэмы, включая это, можно списать на состояние Есенина в последние годы жизни.

Необходимо отметить, что как раз в 1921–1923 годах происходили довольно значимые события в жизни Есенина: женитьба на танцовщице Айседоре Дункан, поездки за рубеж, относительно длительное проживание в США. После возвращения из Америки в августе 1923 года, через короткое время распадается брак с Дункан. Похоже, это подкосило Есенина. Также он мог ощутить контраст между жизнью в России и США.

И вот в третьей строфе становится понятной цель незваного ночного гостя: он читает строки как бы из Книги Судеб, касающиеся некоего человека, очень похожего на Есенина.

Следует разделить автора и лирического героя. Последний как бы не имеет ничего общего с поэтом: он не узнаёт в описываемом чёрным человеком незнакомце себя. Возможно, это делается сознательно – автор не хочет признавать свой неприглядный образ.

Интересно, что у человека из книги «много прекраснейших мыслей и планов». Смело сказано о стране Советов – страна «самых отвратительных громил и шарлатанов». Каково! 1925 год.

Несколько мистически выглядит упоминание о декабре в пятой строфе. Поэт как раз умер в этом месяце, но… через два года после начала работы над поэмой.

Чёрный человек настойчиво продолжает характеристику неизвестного: «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки», «изящен, к тому ж поэт», небольшой, но ухватистой силы… Говорит о милой женщине сорока с лишним лет… Об «изломанных и лживых жестах». Это как раз та внешняя сторона поведения С.Есенина, которая не соответствует внутреннему его состоянию. В общем, герой уже должен опознать себя. Но… спектакль продолжается, и он выговаривает гостю, продолжая дистанцироваться от человека из книги:

«Чёрный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живёшь водолазовой.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай».

И вот последняя строфа первой части, перед закрытием занавеса.

Чёрный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, –

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Примечательны заключительные четыре строки. Откуда герой знает, что хотел сказать ему чёрный человек и кого мог обокрасть герой (поэт)? В дальнейшем можно понять – обокрасть самого себя.

Есенин использует в поэме, пожалуй, самое главное и важное средство выразительности – повторы. Вторая часть начинается точно такой же строфой, что и первая. Повторением обычно подчеркивают важность событий или состояний, акцентируют на них внимание.

Первая часть закончилась, будто сновидение. Ему на смену приходит другое. Теперь герой у окна, смотрит на заснеженное пространство перед собой. Он одинок: «ни гостя, ни друга не жду». Автор как бы подчёркивает своё одиночество и зиму жизни, ощущение конца.

Обстановка не совсем обычная. «Где-то плачет ночная зловещая птица». Помните: «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло». Оказывается, эта птица по ночам может кричать голосом маленького заблудившегося котёнка.

Появляются деревянные всадники. В общем автор постепенно нагнетает страх, и не зря. Чёрный человек снова тут как тут, садится в кресло героя. Теперь можно узнать, как он выглядит: в сюртуке и цилиндре. На сей раз он более развязан и бесцеремонен: хрипит, нагло смотрит в лицо герою и всё ближе клонится к нему.

Отмечу один момент: за окном луна. Далее вернусь к нему. А пока чёрный человек просто издевается над лирическим героем, называя его подлецом, страдающим бессонницей, который будет читать «свою дохлую томную лирику» даме «с толстыми ляжками», если она тайно придёт к герою. Здесь и ранее речь идёт, скорее всего, об Айседоре Дункан.

Затем гость-наглец неприлично отзывается о поэтах. Приводит пример с длинноволосым уродом, который говорит прыщавой курсистке о мирах, «половой истекая истомою». Некоторые критики видят в длинноволосом поэте Сергея Есенина. Трудно в это поверить, поскольку он был приятной внешности, даже красивым. Разве что, если поэт сам себя считал моральным уродом. В среде современных российских поэтов некоторые считают, что «длинноволосый урод» – это К.Бальмонт.

События движутся к развязке. Чёрный человек продолжает рассказывать о мальчике, не то из Калуги, не то из Рязани (снова дистанцирование от Есенина), желтоволосом, с голубыми глазами. Вновь идёт повтор о женщине «сорока с лишним лет»… Герой не выдерживает, срывается и запускает трость прямо в морду непрошенного гостя, в его переносицу…

На этом заканчивается вторая часть, второе действие. Занавес.

И вот самое главное: развязка, которая вносит строй в как бы разлаженную партию.

…Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…

Так закончилась одна из бессонных ночей лирического героя, которая наковеркала невообразимое.

Возникает закономерный вопрос – где здесь признаки психического расстройства автора? Я вижу мастерское произведение самой высшей пробы, созданное в здравом уме. Иначе не получилось бы. Максимум, поэт мог находиться под воздействием алкоголя. Это действительно поэма, в которой показано отношение Есенина к своей жизни, своей личности. Жёсткое, бескомпромиссное. Поэтом выбрана форма общения с самим собой. Есть в психологии (НЛП) техника «экран», которая позволяет посмотреть на себя со стороны. Есенин пошёл дальше – он использовал ролевую игру, поместив часть своего «Я» в чёрного человека, или иными словами – делегировал ему часть «Я». И не нужно для этого быть сумасшедшим. Подобным способом в жизни пользуются очень многие люди.

Лишь в конце поэмы автор показывает, что лирический герой общался сам с собой: зеркало разбито, чёрный человек исчез, а герой стоит в цилиндре у зеркала. Чёрный человек исчез здесь и сейчас, утром, после того, как герой очнулся ото сна или дремоты. Но на стене, возможно, появится новое зеркало и тогда есть вероятность, что неприятный незваный гость снова навестит героя. А может, за те полтора месяца до трагедии, зеркало не появилось, и поэт вынужден был бороться с чёрным человеком, которого обнаружил в себе.

В какой-то момент Есенин решит покончить с этой гнусной сущностью. Известно, каким способом он это сделал.

«Черный человек» Сергей Есенин

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит

То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта . Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо . Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.