Жизненный путь и духовные искания пьера безухова. Нравственные искания пьера безухова

В романе-эпопее JI. Н. Толстого « Война и мир » Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер - человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного «стержня» бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.

При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз подчеркивает, «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребенка.

Перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать «лучшим человеком».

ОПьере сказано, что у него с улыбкой «исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе...» О нем Болконский говорит, что Пьер единственный «живой человек среди всего нашего света».

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком.Ю одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой - уважение к Безухову основано не на приверженности графа «общим для всех» ценностям, а на «свойствах» его имущественного положения.,Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, «караулившая» его, несколько раз успевает его остановить.

Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.

Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы.

Второй этап внутреннего развития Пьера - события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен «покуситься» на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возможность «возвращения» человечности.

Поиски правды и смысла жизни приводят Безухова в масонскую ложу. Принципы масонов кажутся Безухову «системой правил).ной жизни ». Пьеру кажется, что в масонстве он на шел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства ». Но и здесь его ждет разочарование. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.

Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Но «просто солдатом» герой романа стать тем не менее не хочет. Решив «казнить» французского императора, Безухов, по мнению Толстого, становится таким же «безумцем», каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Поле Бородина открыло Пьеру новый, незнакомый ему мир простых, естественных людей, но прежние иллюзии не дают графу принять этот мир как конечную истину. Он так и не понял, что историю творят не одиночки, а народ.

Плен, сцена расстрела изменили сознание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни, «механическое» уничтожение «виновных». Мир превратился для него в бессмысленную груду осколков. Встреча с Каратаевым открыла Пьеру ту сторону народного сознания, которая требует смирения перед волей Бога. Пьер, считавший, что истина «находится» у людей, потрясен той мудростью, которая свидетельствует о недоступности истины без помощи свыше. Но победило в Пьере иное - стремление к земному счастью. И тогда стала возможной его новая встреча с Наташей Ростовой. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно счастливым человеком.

Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. Пьер считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Но декабризм становится новым заблуждением Безухова, близким по смыслу попытке Болконского включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - путь к реальному изменению русского общества. По замыслу Толстого, герой романа должен был быть сосланным в Сибирь. И только после этого, пережив крушение «ложных надежд», Безухов придет к окончательному пониманию подлинных законов реальности...

Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале эпопеи и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и все время думал. Он все время был недоволен собой и пересматривал себя.

Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершать огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.

Пьер Безухов - мой любимый герой в «Войне и мире». С момента, когда «массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» входит в великосветский салон Анны Павловны Шерер, и до последних страниц романа мое внимание приковано к нему. Он привлекает прежде всего неустанными «поисками мысли», стремлением жить по совести, чувствовать себя «вполне чистым». Пятнадцать лет жизни Пьера проходят на наших глазах. Много соблазнов, ошибок, поражений было на его пути, но много и свершений, побед, преодолений. Жизненный путь Пьера - это непрекращающиеся поиски достойного места в жизни, возможности приносить пользу людям. Не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность самоусовершенствоваться, становиться лучше - вот путеводная звезда Пьера.

Он, незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, десять лет (с 10 - до 20-летнего возраста) жил и учился за границей, возвратился оттуда свободно мыслящим человеком, бонапартистом по убеждениям, очень далеким от реальностей русской действительности. Пьер тяготится своим двусмысленным положением незаконного сына, но посещает свет. Ему все интересно, он боится пропустить умные разговоры, сам стремится «все полнее высказать». В то же время он неразборчив в знакомствах (кутежи в компании Анатоля Курагина и Долохова), излишне доверчив, беспорядочно тратит свои силы.

Став законным графом Безуховым, обладателем огромного состояния, Пьер позволяет князю Василию обмануть себя и женить на бездушной красавице Элен. Он ведет тягостный для себя образ жизни: стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю ненужность этого, затем порывает с женой и, отдав ей большую часть своего состояния, не видя никакой цели в жизни, уезжает, чтобы быть подальше от Элен и той грязи, в которую его окунули. Подавленный, разочарованный в людях, недовольный собой, Пьер мучительно размышляет о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?»

Встреча с масоном Баздеевым кажется ему даром небес. Сближение с масонами открывает, как кажется Пьеру, широкое поле деятельности, направленной на благо людей. Вызвав в контору всех управляющих, он распоряжается облегчить участь своих крепостных, освободить от барщины женщин, имеющих маленьких детей, построить школы, больницы, приюты. Но, не имея жизненного опыта, непрактичный Пьер опять позволяет себя обмануть, и положение его крестьян еще более ухудшается. Безухов становится во главе петербургского масонства. Он мечтает создать всемирную организацию, вовлечь в нее лучших людей, чтобы бороться с пороками, невежеством и произволом. Но масоны, увлекаясь мистикой, вовсе не стремились к активной общественной деятельности. Предложение Пьера было отвергнуто, а он постепенно начинает понимать, что снова ошибся: масоны вовсе не старались помочь ближнему, а вступали в ложи, чтобы приобрести связи с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Что же делать? Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима. Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только «мундиры и кресты», а вовсе не общественные преобразования. Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить.

Таков путь Пьера Безухова, прекрасного, чистого человека, будущего декабриста.

Высшие духовные нравственные ценнос-
ти, осознание которых ведет героев к гармо-
нии с миром, - вот что утверждает русская
классическая литература XIX века. В романе
«Война и мир» Л. Н. Толстой на примере Пье-
ра Безухова показывает человека, который
ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
На мой взгляд, писатель не случайно обраща-
ется в своем произведении к 1812 году. Собы-
тия этого времени сказались на людях раз-
ных сословий, заставили их по-новому ос-
мыслить жизнь, понять, что в ней является
самым ценным и дорогим. То есть сама геро-
ическая эпоха 1812 года помогает человеку
прийти к полному согласию с жизнью, найти
ее смысл.
. Пьер Безухое - один из самых любимых
и дорогих Толстому героев. Писатель пока-
зывает его в постоянном движении, в сомне-
ниях и поисках, в непрерывном внутреннем
развитии. Толстой прослеживает, как меня-
ется характер Пьера Безухова, формирует
мировоззрение передового человека эпохи -
декабриста. Но жизненный путь Пьера, пол-
ный открытий и разочарований, это не ти-
пичный путь декабриста, а только особая,
толстовская версия этого пути.
В.начале романа перед нами предстает
толстый, массивный молодой человек с ум-
ным, робким и наблюдательным взглядом.
Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив,
легко поддается чужому влиянию, он выде-
ляется среди остальных посетителей свет-
ского салона своей естественностью, искрен-
ностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи француз-
ской революции, восхищается Наполеоном,
желает то «произвести республику в России,
то самому быть Наполеоном…» Не найдя еще
смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей
наивности, доверчивости, неумения разби-
раться в людях совершает ошибки. Мне ка-
жется, что одной из таких ошибок была его
женитьба на Элен Курагиной. Этим необду-
манным поступком Пьер лишает себя всякой
надежды на счастье. Он осознает, что насто-
ящей семьи у него нет. В Пьере растет не-
довольство самим собой. Он расходится с
женой, отдает ей значительную долю своего
состояния, после чего стремится найти при-
менение своим силам и способностям в дру-
гих сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петер-
бург, дожидаясь на станции в Торжке лоша-
дей, задает себе нелегкие вопросы: «Что дур-
но? Что хорошо? Что надо любить, что ненави-
деть? Для чего жить, и что такое я…» Поиски
правды и смысла жизни приводят его к масо-
нам. Он страстно желает «переродить пороч-
ный род человеческий». В учении масонов
Пьера привлекают идеи «равенства, братства
и любви», оно дает герою веру в то, что в ми-
ре должно быть царство добра и правды, а
высшее счастье человека состоит в том, чтобы
стремиться к их достижению. Поэтому Пьер
Безухов начинает поиски возможностей для
воплощения справедливых и гуманных идей
в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь
крепостных. Он сочувствует им и заботится
о том, чтобы наказания были только увеща-
тельными, а не телесными, чтобы мужики не
были отягощены непосильной работой, а в
каждом имении были учреждены больницы,
приюты и школы. Ему кажется, что он нашел
наконец цель и смысл жизни: «И только те-
перь, когда я… стараюсь… жить для других,
только теперь я понял все счастье жизни».
Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий
путь в его дальнейших исканиях. Но скоро
наступает разочарование и в масонстве, так
как республиканские идеи Пьера не разделя-
лись его «братьями», и к тому же Пьер ви-
дит, что и в среде масонов существуют хан-
жество, лицемерие, карьеризм. Все это при-
водит Пьера к разрыву с масонами и к тому,
что он попадает в жизненный тупик и по-
гружается в состояние безысходной тоски и
отчаяния.
«К чему? Зачем? Что такое творится на
свете?» - эти вопросы не переставали тре-
вожить Безухова. Эта не прекращающаяся
внутренняя работа подготовила его духовное
возрождение в дни Отечественной войны
1812 года. Не будучи военным, как Андрей
Болконский, желая разделить судьбу стра-
ны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер
принимает участие в Бородинском сражении.
Он формирует на свои средства полк, берет
его на обеспечение, а сам остается в Москве,
чтобы убить Наполеона как главного винов-
ника народных бедствий. И именно здесь мы
видим, как раскрывается в полной мере доб-
рота Пьера. Он не может видеть многочис-
ленные человеческие драмы, оставаясь при
этом пассивным свидетелем, и поэтому, не
думая о собственной безопасности, защищает
женщину, заступается за помешанного, спа-
сает из горящего дома ребенка. На его глазах
чинят насилие и произвол, казнят людей, об-
виненных в поджогах, которых они не совер-
шали. Все эти жуткие и тягостные впечатле-
ния еще больше усугубляются обстановкой
плена, где происходит крушение веры Пьера
в справедливое устройство мира, в человека
и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встре-
ча с Платоном Каратаевым, которая сблизи-
ла героя с простыми людьми. Этот солдат за-
ставляет Пьера опять светло и радостно по-
смотреть на мир, поверить в добро, любовь,
справедливость. В результате общения с Пла-
тоном Каратаевым Пьер обретает «то спо-
койствие и довольство собой, к которым он
тщетно стремился прежде», он «…узнал не
умом, а всем существом своим, что человек
сотворен для счастья, что счастье в нем са-
мом, в удовлетворении естественных челове-
ческих потребностей…» Пьер Безухов всегда
искал ответ на вопрос: «В чем смысл жиз-
ни?» «Он искал этого в филантропии, в ма-
сонстве, в рассеянности светской жизни, в
вине, в геройском подвиге самопожертвова-
ния, в романтической любви к Наташе. Он
искал этого путем мысли, и все эти искания
и попытки обманули его». Герой закономерно
приходит к идеям декабристов, вступает в
тайное общество, чтобы вести борьбу со всем
тем, что мешает жить, унижает честь и до-
стоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого
человека, у которого хорошая семья, верная
и преданная жена, который любит и любим.
Таким образом, именно Пьер Безухов дости-
гает в «Войне и мире» духовной гармонии с
окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе
«Война и мир», имеют общечеловеческое зна-
чение. Его роман, по словам Горького, - «до-
кументальное изложение всех исканий, кото-
рые предприняла в XIX веке личность силь-
ная, в целях найти себе в истории России
место и дело…»

Нравственные искания Пьера Безухова.(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Любимые герои Толстого:Наташа Ростова,Андрей Болконский Марья Болконская,Пьер Безухов - на протяжении романа меняются.Они совершают поступки,делают ошибки,стараются их исправить,и сами себя строго судят за содеянное.Каждый из них ищет смысл жизни.Для чего он родился? Ответы в романе разные.Обратимся к Пьеру.Ради него задумывался роман,который первоначально назывался "Декабристы".Писатель хотел рассказать о возвращении в Москву ссыльного декабриста (это был Пьер) .Но,разрабатывая его образ,Толстой увлёкся героем и решил вернуться в прошлое декабриста и понять,как сформировался такой характер,под воздействием каких обстоятельств?..
Впервые мы встречаем его в салоне А.П.Шерер,в 1804 году,он вернулся из-за границы и проникнут идеями французской революции.Его кумир -Наполеон.Пьер умён и добр,он очень естественен,за что его любит саркастичный Андрей Болконский.Увлечение светской жизнью и её радостями пройдёт быстро.Но под влиянием окружающих его людей Пьер совершает ряд ошибок.Участвует в кутежах и бесчинствах в компании Курагина и Долохова.На время делается игрушкой в руках хитрого князя Василия Курагина,который его обирает и женит на своей дочери,безнравственной Элен.Пьер предаётся чревоугодию: много ест,пьёт,ведёт недостойный образ жизни..Стреляется на дуэли с Долоховым,осознавая ненужность этого поступка.Рвёт отношения с женой,отдав ей большую часть своего состояния Пьер уезжает подальше от столиц,не видя никакой цели в жизни.Но отказ от такой жизни даёт Пьеру возможность её изменить.Он становится масоном.Это учение возродило героя к жизни.Идея самосовершенствования привлекла его.Он стремится улучшить положение своих крестьян.(и хотя не всё удаётся из -за доверчивости и неопытности Безухова,мы радуемся новым поступкам героя)Но настоящим апогеем возрождения Пьера стала война 1812 года.Мы видим героя на Бородинскомполе,подносящим ящики со снарядами и не уклоняющимся от пуль.Мы видим,что он на свои средства снарядил полк.Мы видим его на улицах захваченной Москвы.Он намерен убить Наполеона,как всемирное зло.Он спасет девочку.Он попадает в плен.Холод,голод,вши,грязь и бесправность не делают героя рабом. Он восклицает "Они хотят поработить меня,мою бессмертную душу!" Напротив.Он встречает в плену Платон Каратаева.который оказал огромное влияние на его мировоззрение.Пьер понял,что все прелести сытой жизни - ерунда.Герой приходит к выводу,что надо жить "ради простоты,добра и правды "С этой мыслью он возвращается из плена.женится на Наташе (которую давно любил,ценя в ней как раз простоту и добро ".)Пьер становится декабристом,чтобы служить облегчению участи своего народа.
Таким образом, Пьер,нашёл смысл жизни в служении Родине и своему народу.Он типичный герой своего времени,хотя таких людей было и немного.Для него характерна неудовлетворённость жизнью.стремление к полезной деятельности,патриотизм.

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.