Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования. Как проводится обряд. Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев

Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.

Елееосвящение — великое Таинство


Соборование в 2018 году. Расписание можно посмотреть в том, храме, который вы посещаете. Во многих храмах обряд проводится в воскресенье. Прежде, чем отправиться в храм, вы должны подготовиться. Что нужно взять с собой? Прежде всего, свечи, немного масла, салфетку или небольшое полотенце, можно взять священный кагор, как пожертвование.

Одеться нужно так, чтобы священник смог без препятствий наложить крест елеем на определенные участки тела.

Нужно ли поститься? Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме:

  • Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство.
  • Внимательно слушать богослужение.
  • В начале чинопоследования читаются молитвы и канон.
  • Затем - отрывки из Нового Завета.
  • имена всех присутствующих.
  • Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
  • По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
  • Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова.

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства...


Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Проходить ли Соборование здоровому человеку?


Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться (если до этого не исповедались) и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом.

Соборование – одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные.

Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.

Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.

Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.

Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие.

Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как:

  • убийство, в том числе аборты,
  • блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации,
  • обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам,
  • вызывание духов и других тяжких грехах.

В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать.

Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию».

Соборование — это не медицинская процедура


Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться.

Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи. И, конечно не ждать исцеления от заболеваний.

Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней.

Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие.

Ответы на волнующие вопросы

Можно ли проходить обряд беременным женщинам? Можно!

Некоторые люди специально приносят масло для освящения. Их интересует вопрос: что делать с маслом после Соборования? Важно помнить, что масло нельзя раздавать другим людям, как, например, святую воду. Этот елей принадлежит только вам. Можно смазывать больные места, добавлять в пищу.

Что делать после соборования? Если вы не причастились, то надо причаститься. Можно взять с собой злаки и священный елей, а дома понемногу добавлять в пищу. Елеем крестообразно помазываются больные места. Часто спрашивают, а можно помазать интимные места. Бог создал человека таким, каким он есть. Можно лечить все больные места.

Если у вас остался елей и злаки с прошлого года, то их надо сжечь, потом закопать пепел под деревом. Можно отнести в храм, где все это сжигают.

Можно ли мыться после обряда? Церковь не запрещает. К причастию надо прийти чистым духовно и телесно.

Многие думают, что при проведении Соборования снимаются все грехи, которые человек не высказал на исповеди. Это не так. Человек должен все рассказать на исповеди и раскаяться. Исповедь проводится до Елееосвящения или после.

Уважаемые друзья, я старалась подобрать ответы многих священников. Пост только начался, поэтому у вас есть время посетить храм, пройти Соборование, исповедоваться и причаститься. Это очень важно для очищения души от тяжести грехов.

Евангельское чтение:
Лк. 18:10-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, мы с вами, вступая в период подготовки к Великому посту, поднимаемся на вторую ступень этого удивительного времени. Первая неделя была неделей о Закхее, а вторая, нынешняя – о мытаре и фарисее. Мы читали небольшой отрывок из Евангелия, который полагается читать в этот день.

Знакомая для многих история о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисеи, или «особенные», как переводится это слово, появились в период Вавилонского пленения, когда царь Навуходоносор забрал с собой еврейского царя Иоахима и часть израильского народа в Халдею и там, в персидском царстве, евреи и жили, сохраняя свои традиции. Нравственное падение всё же стало основанием для завоевания территорий их некогда могучего государства, а оскудение в вере привело к тому, что увлечение халдейской мудростью, оккультными знаниями, различными веяниями, не имевшими связи с традицией почитания Бога, пленили верхушку этого народа, людей, отвечавших за знание Божественных истин. Именно в тот период появляется течение, именуемое фарисейством. Это течение постепенно выхолащивало понимание Божественного Закона, сохраняло формальное, но утрачивало духовное.

И вот один из таких людей, фарисей, пришёл в храм помолиться, чтобы, войдя в Божий дом, явить, согласно нынешнему чтению, то состояние, которое сюда приносит каждый из нас. Как вошёл в Божий храм тот человек? Он вошёл основательно, серьёзно, с чувством собственного достоинства и ощущением того, что Бог ему должен. Он настолько был в этом убеждён, что сомнений у него не было. Поэтому и молитва его была соответствующей: он благодарил Бога за то, что он – особенный. Более того, Господь, ведая чувства того человека, в Священном Писании привёл даже текст молитвы, которую совершал тот человек. Кто записал те слова? Господь. Так и молился тот несчастный: «Спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как прочие, не такой, как мытарь, я отличаюсь от него».

Порой проводишь параллели между тем, что встречается в Писании, и тем, что наблюдаешь в жизни. Я не могу судить, не имею права на это, но, просматривая некоторые свои состояния, понимаю, что с подобной фразой я встречался. Это было десять лет назад, когда в составе протокольной службы Святейшего Патриарха Кирилла, только восшедшего на Патриарший Престол, мне довелось побывать на Украине. Я был неприятно удивлён отношением к собратьям-христианам, которое наблюдалось среди духовенства. И ещё для меня было неожиданным увидеть в дорогом мне городе Киеве (я там служил в армии, защищая территорию большой страны) надписи, мелькавшие на многих местах: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль». У Фёдора Михайловича Достоевского есть замечательное высказывание. О нём рассуждают люди в том числе и святой жизни, среди которых – выдающийся богослов Сербской Церкви преподобный Иустин (Попович), утверждавший, что большего знатока души среди русских писателей он не знает. Фёдор Михайлович говорил: «Русский – значит православный». Независимо от понятия крови, ибо у Господа нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца, ни белоруса. Различные веяния, имеющие отношение к особенностям, к обособлению и утрате единства, во все времена актуальны.

Заметьте, фарисей этот ушёл из храма не неоправданным, Бог его любит и оправдание своё – определённое – он получил. Но он был менее оправдан, чем тот мытарь, который осознавал своё недостоинство. Слова, которые мы с вами слышали за Всенощным бдением, звучат в начале Постной Триоди на Полиелее: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» – двери покаяния как условие вхождения в Небесное Царство. Каждый из нас в своей жизни от чего-то обособляется, но самое худшее и опасное – обособление от Бога и Его Божественного Слова. Оно может происходить в сознании одного человека, в семье, в государстве, в социуме и вообще в мировом сообществе, потому что, утрачивая понимание того, что все мы – дети одного Бога и часть одного целого, вообще одна большая семья, человек обособляется. Гордясь своими талантами, данными Богом, нередко молится так же, как этот несчастный фарисей. Заметьте, это ведь человек достойный по своим проявлениям, человек, который достиг немалого: он воздержан, он десятую часть своего дохода ежемесячно отдаёт на благие дела, действуя в согласии с Божьим Законом, понимая, что это значимо и важно.

Эти удивительные понятия тоже требуют небольшого объяснения. Человек совершает в этой жизни различные вклады. Есть организации, помогающие нам приумножить свои сбережения. К сожалению, часто, вставая на этот путь, человек теряет свои накопления, но вот совершая благое дело, непременно приумножает то, что отдаёт. Я знаю семьи, которые сознательно пришли к готовности десятую часть своего дохода жертвовать на Божий храм. Я знаю поразительные случаи приумножения. У нас есть семьи, взявшие на себя попечение о ладане – душистой смоле, используемой за Богослужением и символизирующей приятность нашей молитвы к Богу. Есть семьи, решившие обеспечивать храм просфорами – особым хлебом, используемым для совершения Литургии. У нас осталась ещё одна «вакантная опция» – это вино. Возможно, кто-то захочет взять это на себя. Так было издавна. Так вот, один случай с семьей, первой откликнувшейся на призыв и проявившей самую большую активность. Я был под впечатлением от того, что совершилось в их жизни: вечером глава семьи принёс мне коробку ладана, а затем написал сообщение: «Батюшка, мы под впечатлением: я неожиданно получил большую премию». Когда на следующий день я пришёл в нашу Воскресную школу и встретился с его супругой, она сказала: «Батюшка, у нас продолжение: мы получили ещё средства». Это всё работает.

Видя сердце фарисея, Господь его оправдывает, и тот уходит из храма с благословением продолжать свои труды. Господь, как пчела, собирает нектар в любом месте и ищет в сердце человека то, что тот готов принести к алтарю Божьему.

А что же мытарь? Сборщик податей, сотрудничавший с оккупантами-римлянами, презираемый в народе. Он делает эту работу сознательно и, принимая различные денежные суммы, он ворует, и это всем известно. Эти люди трудились таким образом во все времена – взимая налоги, запускали свои руки в то, что им не принадлежит. Почему же этот человек уходит более оправданным? Потому что, осознавая свои грехи, он понимает, что он и стоять-то в храме недостоин. Ему стыдно, и в момент раскаяния и готовности больше так не поступать на него нисходит Божественная благодать.

Рассказ об этом событии всякий раз орошает наше сердце в преддверии Великого поста той незримой Божественной силой, которая сподобляет каждого из нас задуматься и осознать важность предстоящего пути. Важно осмыслить и постараться воспринять то лучшее, что есть в жизни и деятельности фарисея, и вместе с тем – глубину покаяния, явленную в поступке мытаря. Есть в Священном Писании такие слова, обращённые к каждому из нас: «Могий вместить да вместит». Ибо степень вмещения Божьего слова и расширение его в нашем сердце и уме напрямую зависит от нашей готовности к тому, чтобы Господь зашёл в наше сердце, уврачевал наши недуги и даровал нам и покаяние, и вразумление, и умиление. Чтобы и здесь открыть двери общения с Ним, и иметь чаяния и надежду войти в Царстве Небесное, чтобы пребывать там с Ним вместе. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.

Что такое Соборование?

Соборование – одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Совершение Таинства Соборовани

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

Таинство Соборования идет к нам с глубоких православных времен. Основная традиция данного действия заключается в том, что весь обряд проводится семью священнослужителями, именно отсюда и происходит название данного обряда. В некоторых случаях таинство совершается всего лишь одним священником, но такое происходит только в самых крайних случаях. Таинство священнодействия проводится в виде промазывания тела человека специальным маслом (елеем), поэтому у данного обряда имеется и второе наименование — елеосвящение.

Когда проводится Соборование в 2018 году? По всем основам таинство совершается в период длительности поста, но Соборование допустимо делать в течение всего года людям с тяжелыми заболеваниями.

История Соборования

Как и иные традиции православия, обряд Соборования пришел к нам с Библейских времен. Спаситель народа Христос помогал всем больным и страждущим, он исцелял их души и тела. Производилось лечение путем чтения молитв, крещения и освящения человека святой водой. Апостолы или ученики Христа также помогали людям исцеляться от страшных недугов и тяжелых болезней .

В истории православия был такой случай, когда апостол Павел путешествовал по миру и на ночь остановился в одном доме. Жителем этого жилища был больной человек, который мучился сильнейшими недугами желудка. Павел путем молитв и возложения рук на тело больного быстро исцелил этого человека.

Соборование с самых ранних времен и проводилось не путем смазывания маслом частей тела, а в виде возложения рук целителя на больное место у человека. Все действие исцеления проводилось с чтением молитв и священных песен. Немногим позже больных стали смазывать священным маслом, что и является основой Соборования. В течение 7-ми дней подряд священники приходили к больным и совершали священный обряд.

Считается, что при таинстве людям прощаются их грехи. Именно по этой причине обряд совершается в период длительности Великого поста, когда верующие отрекаются от своих страстей, грешных помыслов, а соединяются с Богом и свято действуют по его предписанным основам. В течение поста верующие активно молятся, исповедуются, проводят таинства Соборования и очищения от греховных мыслей.

Расписание Соборования в 2018 году

Когда будет Соборование в 2018 году, в это время верующему человеку позволяется очиститься от старых и давно забытых грехов . В момент проведения обряда человеку предлагается исповедаться, а совместно с промазыванием тела происходит очищение души и тела от всего плохого, что этот человек даже и вспомнить не может. Исповедоваться верующему предлагается тогда, когда он пожелает. Это может быть перед таинством или же после него. Случается так, что верующий не может рассказать о своих страшных грехах даже своему священнику, а при обряде такие грехи ему прощаются.

Сам обряд проводится с обязательным соблюдением необходимых правил. Во-первых, в момент таинства священнослужитель читает молитвы. Во-вторых, обряд проводится 7 раз, при этом молитвы читаются всегда с разными значениями. Промазывание человека маслом также совершается 7 раз. В основу таинства входит молитва об исцелении от недугов и болезней, такие слова признаны совершенными, поэтому при любом Соборовании совершенная молитва обязательно должна быть прочтена.

В некоторых книгах описано, что Соборование проводится только над умирающими или сильно больными людьми, но такое мнение ошибочное. Многие уверены, что после таинства обряда даже самый больной человек способен при помощи Божьих сил исцелиться. Это, действительно, так. Но и здоровому человеку полагается совершить такое таинство, ведь после Соборования он обретает духовное исцеление и очищение от грехов. Обряд проводят каждому верующему, кто пожелает пройти через подобное таинство.

Расписание Соборования в 2018 году создается ежегодно и записывается в . Как уже указывалось выше, таинство проводится для верующих в период длительности Великого поста, но начало его проведения положено только со второй недели после начала священного испытания. Великий пост в будущем периоде берет свое начало с 14 марта, соответственно таинство обряда можно будет совершать уже с 21 марта.

Заранее создается расписание Соборования в Москве в 2018 году. Обряд собирает всех верующих в храме Иоанна Предтечи. Таинство проводится по субботам, начиная со второй недели после Великого испытания. Все это означает, что Соборование в храме будет проводиться с 26 марта . Время проведения обряда еще может быть изменено, но на сегодняшний день в расписании указывается, что начало Соборования будет в 15 часов.

Каждый верующий человек выбирает свои основы для дальнейшей жизни, но Господь Бог позволяет выбирать всем жизненный путь без грехов и злых помыслов.

Задать вопрос священнику - 8-915-382-49-49 - Священник Андрей- К священнику обращаются - батюшка или отец Андрей. Вы можете договориться об индивидуальном собoрование.

Соборование в 2016 году, расписание, когда проводится. Если говорить про расписание - то пожалуй вы уже опоздали. Как правило данное таинство проводится великим постом или Рождественским постом. Что же теперь делать? Ответ самый простой - если вы чувствуете, что вам просто необходимо участие в данном таинстве - вы можете пройти его индивидуально. В начале страницы вы видите телефон по которому вы можете позвонить и задать все необходимые вопросы непосредственно священнику - настоятелю храма Преподобного Максима Исповедника.

Совершать таинство соборования или елеосвящения - помазывание освященным маслом (елеем) можно не только в период великого или рождественского поста, но и в течение всего года. Смысл самого таинства именно в том, что бы принять его или участвовать в нем нужно тогда, когда к человеку подходит болезнь, как физическая, так и духовная. Главное, что бы с верой подойти к этому таинству и веровать, что оно поможет. Сомневаться в этом совсем не приходится. Господ сам говорит нам - только веруйте. Верою преодолеваются все болезни и невзгоды.

Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таин.

Соборование или елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время.

Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его».

Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. В напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Помимо исцеления от болезней в таинстве елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи. Поэтому и здоровые физически люди во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения.