Сочинение "что значит быть человеком". Быть человеком Как быть хорошим человеком: развиваем силу воли

Как трудно стать настоящим человеком…

Летом я прочитал книгу «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Я тоже люблю путешествовать, но пока география моих походов очень невелика: мы ездим всей семьёй в Рязань, в Москву к родным, в ближайшие городки, например, в очень древний город Зарайск... И я всегда во время этих поездок представляю, что на самом деле мы едем далеко-далеко и даже ещё не знаем, куда приедем в конце. Так хочется объездить всю свою страну, такую огромную, узнать о новых землях, людях, их жизни и обычаях! Но у нас нет такой возможности. А как было бы здорово!

С книгой Сельмы Лангерлёф я знаком уже давно. В ней рассказывается о мальчике, который был злым, жестоким, бессердечным. Он ни к кому не относился с уважением. За это гном сделал Нильса очень маленьким, превратил его в гнома. И в таком виде Нильс вместе с домашним гусём Мартином пустился в путешествие с дикими гусями, которые улетали в тёплые страны.

За время путешествия гуси становятся для Нильса друзьями. Постепенно он начинает понимать, как важно заботиться о ком-то и как важно, чтобы о тебе кто-то заботился. Дома он вообще не задумывался об этом. Он попадает в разные ситуации, в которых гусям требуется его помощь. И Нильс начинает заботиться о них, а гуси ‒ о нём. Мартин приносит Нильсу орехи, чтобы его порадовать, а Нильс пускается бегом через лес только затем, чтоб сказать белке Тирле спасибо. Он начинает ценить внимание к себе, впервые хочет сделать в ответ что-то хорошее, хотя бы поблагодарить. Если честно, для меня это тоже становилось открытием. Я, конечно, стараюсь не забывать поблагодарить, стараюсь вежливо обращаться с окружающими. Мама меня всегда этому учила. Но во время чтения я ещё раз понял, насколько это важно.

А когда Нильс сражается с лисой, спасая родную стаю, понимаешь, что он стал настоящим мужчиной. Он, как солдат, защищает тех, кто ему дорог. В этот момент он совершенно забывает о себе, вообще не думает о том, выживет ли он сам. Главное, чтобы они выжили. Мне кажется, этот эпизод очень важен и для Нильса, и для гусей, и для Мартина. Это уже начало пути к настоящему подвигу, который он совершает в замке: он практически один уничтожает целую армию крыс! Настоящий герой.

Вместе со стаей он облетел всю Швецию. Много повидал Нильс, и, когда вернулся в родной дом, стал совсем другим мальчиком. Гном сказал ему, что он сможет вернуться в прежний вид, когда его друга подадут к столу с яблоками. Нильс не сразу понял его. Ужасное условие открылось для него, когда он подслушал разговор родителей о том, что нужно зажарить Мартина, пока тот опять не увязался за дикими гусями. Когда Нильс понял, что колдовство Гнома разрушится после смерти любимого Мартина, он сразу побежал к сараю, чтобы выпустить его. Нильс даже не задумывается, что теперь он останется маленьким навсегда, что никогда не сможет обнять маму. А ведь ему так хотелось этого! Да и вообще, как он будет жить дальше? Получается, он отдал свою прежнюю жизнь за жизнь любимого друга, зная, что теперь никогда не станет таким большим, как раньше. Я думаю, не каждый мальчик смог бы так. Наверно, и не каждый взрослый. Это была настоящая победа, самая трудная ‒ потому что он победил самого себя. А гном, оказывается, этого и хотел, только проверял Нильса. А ведь и правда, многие не задумываются о том, что быть человеком ‒ это очень ответственно и трудно. Настоящим человек становится только тогда, когда сможет делать что-то для других, даже рискуя собой. Я думаю, такие книги очень важны, мне хочется, чтоб все ребята обязательно её прочитали.

История Нильса ‒ это только часть замечательной книги о Швеции, удивительной стране. Сельма Лагерлёф написала эту книгу для шведских школьников как учебник географии. В книге много легенд и сказаний о шведской земле, её истории, о древних городах и людях, которые там жили. Я читал эту книгу с большим удовольствием, мысленно переносился в далёкую чудесную страну. Сказочная страна Швеция даже снилась мне во сне. Когда я вырасту, я очень хочу поехать туда, посмотреть своими глазами на старинные замки, поросшие лесами горы, прохладные и прозрачные реки, познакомиться с жителями, найти новых друзей.

Было бы здорово, если бы у нас тоже были такие учебники. Я бы с удовольствием учился по ним.

Прочитав эту книгу, я захотел побольше узнать о своей родной стране. Может быть, я и не смогу поехать в Швецию, но по России обязательно попутешествую. Наша страна огромная, с разнообразной природой. Вряд ли можно было бы облететь её на Мартине. А на самолёте многое можно пропустить.

Я живу в небольшой деревне Ситьково, её название, наверно, мало кто знает. Зато у нас очень красиво. А ещё недалеко от нас находится село Константиново, где родился Сергей Есенин. Мы ездили туда с родителями. Когда стоишь на берегу Оки, кажется, раскинь руки ‒ и полетишь, далеко-далеко... Константиново ‒ тоже небольшая деревня. А можно ли её пропустить, не заметить? Как много тогда не узнаешь о России! А если отправиться в другую сторону, то совсем близко от нас имение писателя Достоевского Даровое. Совсем маленькая деревушка, а в ней родился писатель, которого не только в России, но и в Швеции, и во всём мире знают. А Зарайск? Небольшой городок ‒ а он даже старше Москвы! Он тоже рядом. Сколько красивых легенд связано с ним!

Наверно, когда я вырасту, я сам напишу такой учебник о своей стране. И иллюстрации к нему попрошу сделать своих маму и папу, они художники. Только летать не буду ‒ буду ходить. Чтоб не пропустить какую-нибудь малюсенькую деревушку, такую русскую, что дух может захватить.

__________________________

Николай Косяков, 11 лет, д. Ситьково, Рязанская область. Финалист конкурса «Книжный эксперт XXI века» (второй сезон)

  1. 1. Составила заведующая библиотекой СОШ №2 Шадрина Марина Геннадьевна п. Борисоглебский 2011 год.
  2. Некоторые люди обладают особой притягательной сило..." target="_blank"> 2.
    • Некоторые люди обладают особой притягательной силой. Почему?
  3. Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждо..." target="_blank"> 3.
    • Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждой, но и чем-то ещё?
  4. Они приветливы, любознательны, настойчивы, стремятс..." target="_blank"> 4.
    • Они приветливы, любознательны, настойчивы, стремятся к знаниям и т.д.
  5. 5.
    • Как вы думаете для чего живет человек?
    • Чтобы оставить после себя добрую память.
  6. Должна ли быть у человека цель жизни? Да, должна б..." target="_blank"> 6.
    • Должна ли быть у человека цель жизни? Да, должна быть обязательно.
    • Человек поступает так или иначе в зависимости от того, какой целью в жизни он задался.
  7. Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь ми..." target="_blank"> 7.
    • Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь мир, и тогда он применяет насилие. Например, Гитлер во время второй мировой войны. Кто-то приходит с миссией спасти весь мир, например, Иисус Христос.
  8. А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего..." target="_blank"> 8.
    • А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего существования. И тогда он проживает бесцветную, скучную жизнь, такой человек не знает как использовать ему свои знания и способности, которыми он обладает, куда направить свои усилия и, зачастую, сожалеет в конце жизни о бездарно потраченном времени.
  9. Человек рождается не для того, чтобы бесследно исч..." target="_blank"> 9.
    • Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Он рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке, в своих детях, в добрых делах, в труде.
  10. Писатели, поэты оставляют после себя литературное н..." target="_blank"> 10.
    • Писатели, поэты оставляют после себя литературное наследство - книги, которые любит и читает народ.
    • Хорошая книга - это и герои, которые на время чтения становятся для нас добрыми друзьями. Зачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие.
  11. Сказка - один из любимых народных жанров - занимает..." target="_blank"> 11.
    • Сказка - один из любимых народных жанров - занимает достаточно заметное место в литературном наследии.
    • И хотя Россия не дала такого классика жанра, как Андерсен, русская литературная сказка внесла свой вклад в сокровищницу словесности. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские классики отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков-Щедрин, Лесков и Куприн.
  12. Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества на..." target="_blank"> 12.
    • Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества народа и осуществлявшие различными способами его мечты и желания, воспитывали в человеке его достоинства, пробуждали надежды и стремления к жизни лучшей, счастливой, красивой. Сказки помогали разбираться в сложности человеческих отношений, видеть в жизни хорошее и плохое, разоблачали подлость и трусость, ложь и предательство, ханжество и лицемерие.
  13. Родился в..." target="_blank"> 13. Толстой Алексей Николаевич (1882 - 1945)
    • Родился в семье аристократа, по отцу приходился дальним родственником Л.Н. Толстому. А. Н. Толстой не только писал специально для детей, но призывал писателей воспитывать в ребенке любовь к Родине, «эмоции добра», здоровую творческую фантазию.
  14. А.Н. Т..." target="_blank"> 14. Сказочный герой в произведениях А. Толстого
    • А.Н. Толстой принимал активное участие в создании советской литературы для детей. Он подготовил сборник русских народных сказок, включил в него 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных. В детскую литературу А.Н. Толстой вошёл с книгой "Сорочьи сказки" (1910).
  15. Наибольшую славу приобрела сказка " target="_blank"> 15.
    • Наибольшую славу приобрела сказка "Золотой ключик, или ПриключенияБуратино»
    • (1936).
    • Толстой подарил детям, так полюбившуюся им куклу Буратино – пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. (1924). Едва родившись, сказка Алексея Толстого стала самой главной сказкой нашего детства.
  16. Назовите героев сказки «Золотой ключик» А. Толстого..." target="_blank"> 16.
    • Назовите героев сказки «Золотой ключик» А. Толстого?
  17. Буратино - деревянная кукла, вырезан..." target="_blank"> 17. Герои книги
    • Буратино - деревянная кукла, вырезанная из полена шарманщиком Карло. Буратино - непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун. Он не хочет учиться. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг.
    • Папа Карло - шарманщик, который вырезал Буратино из полена, Джузеппе по прозвищу Сизый Нос - столяр, друг Карло, Карабас-Барабас - доктор кукольных наук, владелец кукольного театра, Дуремар - продавец лечебных пиявок, Мальвина - кукла, девочка с голубыми волосами, Артемон - пудель, преданный Мальвине Пьеро - кукла, поэт, влюблён в Мальвину, Арлекин - кукла, партнёр Пьеро по сцене Лиса Алиса - мошенница с большой дороги, Кот Базилио - мошенник с большой дороги, Черепаха Тортилла - обитает в пруду, дарит Буратино золотой ключик Говорящий Сверчок - предсказывает Буратино его судьбу.
  18. 1 . Какое прозвище было у столяр..." target="_blank"> 18. Ответьте на вопрос
    • 1 . Какое прозвище было у столяра Джузеппе, друга папы Карло? (Сизый нос, красный нос)
    • 2. Какая профессия была у папы Карло? (Шарманщик, столяр)
    • 3. Где жил папа Карло? (В каморке под лестницей, на чердаке)
    • 4. Насекомое, похожее на таракана, жившее в каморке у Карло? (Сверчок, таракан)
    • 5. Какую книгу подарил своему сыну Буратино папа Карло? (Азбуку с картинками, букварь)
    • 6. Директором какого сказочного заведения был Карабас Барабас?
    • (Кукольный театр, кинотеатр)
    • 7. Сколько стоил входной билет в кукольный театр Карабаса - Барабаса? (4 сольдо, 4 рубля)
    • 8. Назовите печальный персонаж сказки, который был возлюбленным Мальвины (Пьеро, Арлекин)
    • 9. Сколько золотых подарил Карабас Барабас Буратино за полученные от него сведения о потайной дверце? (5 золотых, 10 золотых)
    • 10. Как звали хитрого хромого кота, героя сказки про Буратино? (Кот Базилио, Кот Леопольд)
  19. 11. Как звали лису, верного друга Базилио, в сказке..." target="_blank"> 19.
    • 11. Как звали лису, верного друга Базилио, в сказке про Буратино? (Алиса, Мурка)
    • 12. Как называется страна, где, по словам кота Базилио, есть Поле Чудес? (Страна Дураков, Страна ОЗ)
    • 13. Какие магические слова надо произнести, чтобы проросли золотые монеты, закопанные Буратино? (Крекс, фекс, пекс, по щучьему велению)
    • 14. Девочка с голубыми волосами, артистка театра Карабаса. (Мальвина, Дюймовочка).
    • 15. Как звали пуделя, верного друга Мальвины? (Артемон, Азор)
    • 16.Какому предмету учила Мальвина Буратино? (Арифметике, чистописанию)
    • 17. С какой обитательницей пруда познакомился Буратино? (Черепаха, пиявкой)
    • 18. Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Золотой ключик, рваный ботинок)
    • 19. Как звали друга Карабаса Барабаса, ловца пиявок? (Дуремар, Мистер Твистер)
    • 20. Что скрывалось за холстом в каморке папы Карло? (Дверца, дыра)
  20. 20. Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) – писатель, драматург.
    • Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. Начал публиковать рассказы в 1938 ("Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка» и составившие основу первого сборника Носова "Тук-тук-тук", 1945). В этих, а также последующих произведениях (сборники рассказов "Ступеньки", 1946; "Весёлые рассказы", 1947; "Фантазёры", 1957; "Приключения Толи Клюквина", 1961, и др.
  21. Однако самыми популярными историями в биографии пис..." target="_blank"> 21.
    • Однако самыми популярными историями в биографии писателя Н. Носова стали, несомненно, рассказы о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности.
    • Автор получил за трилогию Государственную премию Крупской.
    • Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 года по мотивам американских комиксов Палмера Кокса.
  22. У Носова получилась страна, нет, целая планета лили..." target="_blank"> 23.
    • У Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов. коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учёние профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка. Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).
  23. Незнайка. Расскажи о нём.
  24. " target="_blank"> 24.
    • Незнайка. Расскажи о нём.
  25. Незнайка - коротышка среднего роста с большой голов..." target="_blank"> 25.
    • Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу (типа сомбреро), канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность.
  26. Какой город..." target="_blank"> 26. Викторина по произведениям о Незнайке.
    • Какой город придумал Н. Носов? (Изумрудный, Солнечный, Цветочный город)
    • Коротышки, живущие с Незнайкой в Солнечном городе? (Чубурашка, Знайка, д-р Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Старуха Шепокляк, Цветик, Гунька и т.д., Торопыжка, Авоська)
    • Назовите героя книги, который все знает и умеет, и совсем этим не хвастается? (Знайка, упрямый Егор)
    • Кто из героев носит ярко-оранжевую рубашку с зелёным галстуком и желтые канареечные брюки? (Незнайка, Пилюлькин)
    • Этого героя по-настоящему звали Пудиком. Но, как известно, великие люди любят себе давать красивые имена. Какое же имя он себе выбрал? (Цветик, Солнышко)
    • Чем занимался Цветик? (Писал стихи, писал песни)
  27. Кто мог потерять эту вещь: градусник? (доктор Пилю..." target="_blank"> 27.
    • Кто мог потерять эту вещь: градусник? (доктор Пилюлькин, Айболит)
    • Кто из наших героев мог бы потерять очки? (Знайка, Тортилла)
    • Какой головной убор всегда носит Незнайка? (Ярко-голубую шляпу)
    • Кто из девочек-малышек также были в Зелёном городе? (Одноглазка, Синеглазка, Снежинка, Медуница, Чернавка,Белочка, Золушка,Заинька и др.).
    • Кем были Винтик и Шпунтик? (Механик и его помощник, Учитель и ученик)
    • Чем был славен Сахарин Сахариныч Сиропчик? (Любил газированную воду с сиропом, любил кока-колу)
    • Как звали Коротышку-художника? (Тюбик, акварель)
  28. 28. Александр Мелентьевич Волков (1891 – 1977)- русский советский писатель, драматург, переводчик.
    • Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного фельдфебеля и портнихи. Читать научился в трехлетнем возрасте, но в доме отца книг было немного, и с 8 лет Саша стал мастерски переплетать соседские книги, имея при этом возможность их прочитать. Уже в этом возрасте читал Майн Рида, Жюля Верна и Диккенса; из русских писателей любил А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина. В начальном училище учился только на отлично, переходя из класса в класс только с наградами. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником.
  29. А. Волков большой знаток иностранных языков. Неожид..." target="_blank"> 29.
    • А. Волков большой знаток иностранных языков. Неожиданный поворот произошёл в жизни Александра Мелентьевича когда он решил изучить ещё и английский. В качестве материала для упражнений, ему принесли книгу Л. Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочёл её, рассказал двум своим сыновьям, и решил перевести. Но в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора.
  30. Сказка Волкова зажила..." target="_blank"> 30. Волшебник изумрудного города
    • Сказка Волкова зажила самостоятельной жизнью. А сказка называлась «Волшебник Изумрудного города».Существует множество изданий сказки, и их тексты зачастую не совпадают. Книга многократно перерабатывалась автором, и если ранние версии представляют собой перевод сказки Баума с заменой некоторых эпизодов, то в поздних и образы персонажей, и объяснения событий значительно изменены, что создаёт свою, заметно отличающуюся от Оз атмосферу Волшебной страны.
  31. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и..." target="_blank"> 31.
    • Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных изменений.
  32. Всего же Волков написал шесть сказочных повестей об..." target="_blank"> 32.
    • Всего же Волков написал шесть сказочных повестей об Изумрудном городе, которые были переведены на многие языки мира общим тиражом в 25 миллионов экземпляров.
  33. Как Элли оказалась в Волшебной стране? (..." target="_blank"> 33. Викторина
    • Как Элли оказалась в Волшебной стране? (ее унесло ураганом, прилетела на воздушном шаре)
    • Где была Родина Элли, где находился фургончик фермера Джона? (в Канзасе, в Техасе)
    • Какие 4 волшебницы правили в Волшебной стране?
    • (Виллина, Бастинда, Гингема, Стелла, Блум, Флора, Муза, Текна, Лейла и Рокси)
    • В какую страну попала Элли после урагана? (Жевунов, Ревунов)
    • Кого совсем не было в стране Гудвина? (собак, крокодилов)
    • Как звали королеву мышей? (Рамина, Стелла)
  34. Как звали жителей Голубой страны,? (Жевуны, Малыши..." target="_blank"> 34.
    • Как звали жителей Голубой страны,? (Жевуны, Малыши)
    • Кто из 4 волшебниц правил Жевунами? (Гингема, Рамина)
    • Как в голубой стране прозвали Элли и почему? (Фея убивающего домика, потому что ее дом раздавил Гингему, Фея, упвшая с неба)
    • Кого из трех друзей Элли встретила первым, какое было желание?
    • (Страшилу, он мечтал получить мозги, Дровосека, мечтавшего о сердце)
    • Кого из друзей Элли встретила вторым и о чем он мечтал. (Железный Дровосек мечтал о сердце, Страшилу, мечтавшего о мозгах)
    • Какое несчастье случилось с друзьями при переправе через реку? (быстрое теченье унесло плот, они потерялись)
    • Кто и как спас Страшилу с середины реки? (Аист перенес его, Гудвин)
    • Кто смог помочь огромному льву покинуть опасное поле? (мыши, волки)
  35. Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям са..." target="_blank"> 35.
    • Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям саблезубых тигров или с вирепых волков? Свирепых волков
    • У Бастинды был о дин глаз или два? один
    • Кто смог победить волков Страшила или Д ровосек? Дровосек
    • Кто смог победить стаю ворон с железными клювами С трашила или Дровосек? Страшила
    • Кого следующими отправила Бастинда погубить друзей п чёл или мышей? Пчёл
    • Схватку с летучими обезьянами герои выиграли или п роиграли?
    • проиграли
    • Элли смогла победить Бастинду с помощью обезьян или в едра воды?
    • Ведра воды
  36. Гудвин оказался не волшебником, а… (обычным челове..." target="_blank"> 36.
    • Гудвин оказался не волшебником, а… (обычным человеком, колдуном)
    • Гудвин дал Страшиле мозги из … (отрубей и иголок, из опилок)
    • Дровосек получил сердце из … (шёлка, из ситца)
    • Свою смелость Лев получил в виде….(напитка, каши)
    • Гудвин улетел из Волшебной страны на…. (воздушном шаре, на ракете)
    • Элли пришлось отправиться к Стелле в … (розовую страну, в сиреневую страну)
    • В сказочном лесу Лев, чтобы стать царём зверей победил…. (огромного паука, ужа)
  37. Родила..." target="_blank"> 37. Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф (1858-1940)
    • Родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлёфа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот. В семье было пятеро детей, и Сельма была четвёртым ребёнком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.
  38. С детства Сельма мечтала писать. Но сначала нужно у..." target="_blank"> 38.
    • С детства Сельма мечтала писать. Но сначала нужно учиться и как-то зарабатывать на жизнь. И в 1882 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, затем в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. Она становится учительницей в школе для девочек. Еще молодой учительницей Сельма стала профессиональной писательницей.
  39. Самая известная сказочная книга «Удивительное путеш..." target="_blank"> 39.
    • Самая известная сказочная книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культуре. Это был сказочный путеводитель по Швеции начала века. В нем показана вся страна глазами ребенка. В книге не было границы между наукой и сказкой. В неё вошёл колоссальный познавательный материал, множество легенд и преданий.
  40. С.Лагерлёф написала около тридцати крупных произвед..." target="_blank"> 40.
    • С.Лагерлёф написала около тридцати крупных произведений, но лучшим осталось "Чудесное путешествие Нильса...". Книгу перевели на многие языки. Еще до революции она была издана в России. С.Лагерлёф лауреат Нобелевской премии (1909), первая женщина - почётный член шведской Академии наук.
  41. 1. В какой стране жил Нильс? в..." target="_blank"> 41. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
    • 1. В какой стране жил Нильс? в Швеции, в Польше
    • 2. Кто заколдовал Нильса? гном
    • 3. Куда летела стая диких гусей? в Лапландию, В Париж
    • 4. Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей? Лис, волк
    • 5. Что случилось с чудесным городом мастеров Винетой? город был затоплен, разрушен
    • 6. Кто передал Нильсу волшебную дудочку?
    • Филин, дятел
    • 7. Нильс спас Глиммингенский замок...
    • от крыс, от тараканов
    • 8. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи? Акка, Стелла
    • 9. Орёл Горго не нападал на гусей, потому что он...
    • был приёмным сыном гусыни - предводительницы стаи, был дедушкой гусыни-предводительницы
    • 10. Кем или чем были бронзовый и деревянный? Памятниками, чайниками
  42. 42. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич 08(20).02.1852 - 27.11(10.12).1906)
    • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич, русский писатель. Родился в семье военного. Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельёвской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» и рассказом «Несколько лет в деревне» . Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.
  43. " target="_blank"> 43. «Детство Тёмы»
    • "Детство Темы" - повесть автобиографическая. В ней писатель рассказал о собственном детстве, о пережитых им самим и запомнившихся ему на всю жизнь детских своих радостях, проступках, мечтах. Он писал: "В "Детстве Тёмы" вы прочтете много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я все рассказал без утайки, без рисовки".
    • С первых же страниц повесть увлекает динамичностью сюжета и заинтересовывает судьбами героев и, прежде всего, судьбой восьмилетнего мальчика Тёмы - "живого, как огонь, подвижного, как ртуть, неуравновешенного, вечно взбудораженного, возбужденного, впечатлительного, безрассудного…" но у которого... "в этой сутолоке чувств сидит горячее сердце".
  44. 1. Кого спас Тёма? а) друга.; б) кошку...." target="_blank"> 44. Викторина
    • 1. Кого спас Тёма? а) друга.; б) кошку.в) с обаку.
    • 2. Как звали друга Тёмы, сына Еремея и Настасьи? а) И оська
    • б) Ванька. в) Тимошка.
    • 3. Какова кличка лошади, сбросившей мальчика? а) Рыжий.
    • б) Г недко. в) Адмирал.
    • 4. Куда решили сбежать Тёма и его друзья? а) в Африку. б) в Австралию. в) в А мерику.
    • 5. Самый дорогой человек в жизни Тёмы: а) сестра. б) отец.
    • в) м ать.
  45. 45.
    • Сколько лет Тёме в начале повести?
    • Что вызвало переживания Тёмы?
    • Чем был опасен Гнедко?
    • Какие чувства испытывает Тёма, задумав проехать верхом?
    • Что пришлось ему преодолеть ради спасения друга?
    • Почему мясника мама назвала грубым, но добрым человеком, а Тёму грубым и злым?
    • Гимназия подарила Тёме друга. Расскажите. Чем привлёк Иванов мальчика?
    • Как шли к своей цели мальчики?
    • Чем закончилось путешествие?
    • Как решил исправить ситуацию?
    • Чему научил Тёму этот случай?
  46. сломал цветок отца; <..." target="_blank"> 46. Ответы
    • сломал цветок отца;
    • молодой, резвый, неуправляемый жеребец;
    • «его сердце усиленно бьётся и замирает от мысли, как поразятся все, когда увидят его верхом…»;
    • «Он чувствовал жар в теле, в голове, общую слабость, болезненное желание упасть в траву, закрыть глаза и так лежать без движения.»; преодолел страх перед мертвецами;
    • Тема ответил злом на добро;
    • добрыми чёрными глазами, Иванов был интересным рассказчиком;
    • экономили на еде, строили лодку, Тёма опять врёт маме;
    • провалил экзамены, мог остаться на второй год;
    • покончить жизнь самоубийством;
    • он повзрослел
    • Человеку бояться чего же?
    • Чтобы век не напрасно он прожил!
    • Не истратил себя на пустое,
    • Не задёргал себя суетою!
    • Чтобы жизнь не прошла стороною,
    • Чтоб достойно прошёл всё земное!
    • Чтоб сказали о нём: «Не забудем»,
    • Много доброго сделал он людям!
  47. http://images.yandex.ru/yandsearch?text..."> 50. Литература:
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?text
    • http://licey-biblio.ucoz.ru/blog/knige_a_tolstogo_quot_zolotoj_kljuchik
    • ttp://www.pupsam.ru/volkov/
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?r
    • www.prometeus.nsc.ru/gorod/garin/yazko.ssi
    • http://www.ua-lib.ru/kratko-zl/printout.php?id=159&bookid=1
    • 1. А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик».
    • Тверь, 1998. –66 с.
    • Детская литература: уч.пособие для учащ. Пед. Училищ / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение,1989. – 339с.
    • Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752с
    • Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.-М.: Либерея, 1999.-432с.
    • Русские литературные сказки / Сост. Н.А. Листиковой.- М. Просвещение, 1990.- 464с
    • Сказки русских писателей / Сост. Авт. Коммент. В.П. Аникин.-М.: Детская литература, 1988.- 688с.
Открытый урок литературы в 3-м классе по системе Л.В.Занкова.

Тема урока:

«Как трудно стать человеком.

Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром и со сказкой.

Цели:


  • Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте.

  • Учить навыкам выразительного и выборочного чтения; активизировать творческое воображение учащихся через рисунки (к понравившимся отрывкам) в произведении.

  • Воспитывать на примере главных героев этически развитого человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении.

Оборудование:

Учебник литературного чтения для 3 класса;

Портрет писательницы;

Выставка книг.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса, оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Минутка настроения: «Обмен карточками (солнышки, тучки).


  1. Введение в тему.

  1. Беседа по иллюстрации к главе

Сегодня мы начинаем знакомство с новой главой учебника «Как трудно стать человеком». Рассмотрите иллюстрацию. Что, на ваш взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший ее. Исследуйте каждый фрагмент иллюстрации.

Ответы детей. (Я увидел мальчика со щенком. Дровосек с топором, Буратино сидит, сложив руки, лебедь больше чем мальчик и т.д.).

Как вы думаете, почему художник изобразил на одной странице настоящих и вымышленных персонажей?

В чем заключается смысл названия этой главы?

Ответы детей.


  1. Работа над новой темой урока.

  1. Чтение стихотворения Григория Горина на доске.

Попробуй из живого

Сделать еще более живое –

Вот это настоящая работа!

Григорий Горин

Пауза.

Что необычного заметили в строках этого стихотворения?

Что хотел донести до нас поэт?

Ответы детей.


  1. Работа над иллюстрацией к стихотворению в учебнике на стр.58.

Удалось ли художнику передать живость девочки на листе бумаги?

Что для этого необходимо?

Ответы детей.


  1. Закрепление пройденного.
− Ребята, мы с вами работаем в главе «Как трудно стать человеком» и постараемся ответить на данный вопрос.

Блицтурнир

− Кто из героев путешествовал на стрекозе? (В сказочной повести Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)

− Как звали девочку, путешествующую на ласточке? (Дюймовочка из сказки Андерса».)

− А какое земноводное животное путешествовало и с кем? (Лягушка на утках, автор Всеволод Гаршин.)

-Молодцы!

4.Физминутка

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

− А путешествие – это интересное занятие? Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Сегодня на уроке нам предоставляется замечательная возможность отправиться в сказочное путешествие вместе с писательницей Сельмой Лагерлёф и ее сказочным героем – мальчиком по имени Нильс.

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала


  • Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

  1. Сведения о биографии писательницы Сельмы Лагерлёф.

А кто такая Сельма Лагерлёф?

Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (швед. Selma Ottiliana Lovisa Lagerlof, 1858-1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909).
Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу.

Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906-1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик».

3. Знакомство с портретом писательницы.

Рассмотрите внимательно портрет писательницы. Что вы можете сказать о этой женщине?

Обратите внимание на ее удивительные глаза, но в тоже время строгий взгляд.

4. Работа над домашним заданием.

–Вам было задано на дом, подготовить сообщение о писательнице Сельме Лагерлёф. Давайте послушаем, что интересного вы нашли и узнали сами о ней.

Зачитываются сообщения детей.

1. В начале советско-финской войны Лагерлёф послала правительству Финляндии свою нобелевскую медаль, чтобы помочь этой стране собрать средства для борьбы с агрессией СССР. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.

2. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.

3. Основные произведения
* Сага об Иёсте Бёрлинге (Gosta Berlings saga, 1891)
* Иерусалим (Jerusalem, 1902)
* Чудеса Антихриста (
* Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, 1906-1907)
* Девочка с фермы на болоте (1907)
* Сказка о сказке и другие сказки (1908)
* Возница (Korkarlen, 1912),
* Император Португалии (Kejsarn av Portugallien, 1914),
* Морбакка» (Marbacka, 1922)
* Перстень Лёвеншёльдов (Lowenskoldska ringen, 1925),
* Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Lowenskold, 1925).В библиотеке ВВМ
* Анна Сверд (1928).

V. Знакомство со сказкой Сельмы Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

1. Чтение 1-2 абзаца учителем на стр.58

А сейчас давайте перейдем к знакомству со сказкой.

В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик, по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка от дверного колокольчика.

Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.

Интересное начало? Что вы можете сказать о Нильсе?

Ответы детей. (С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он ловил двойки и считал ворон).

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Герой Сельмы Лагерлёф положительный или отрицательный персонаж?

Ответы детей.

2. Чтение по цепочке с 3 абзаца стр.58 до слов «Нильс прямо глазам не верил» стр 60.

Кого увидел Нильс в своей комнате?

Ответы детей.

Какими мы обычно представляем себе гномов?

Ответы детей.

Давайте узнаем, каким увидел Нильс гнома.

На голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных башмачках поблескивают серебряные пряжки.

3. Чтение по цепочке до стр.62

Что можете сказать о поступке Нильса по отношению к гному?

Ответы детей.

Ваше мнение о том, кто дал затрещину Нильсу?

Ответы детей.

4. Самостоятельная работа учащихся

Чтение стр.62-66.

VI . Подведение итогов урока.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

Что особенно вас затронуло? Хотели бы дочитать сказку до конца?

Ответы детей.

А с продолжением сказки мы с вами познакомимся на следующих уроках.

VII . Задание на дом.

Чтение стр.58-66, пересказ, составить план к тексту, нарисовать гнома.

Открытый урок литературы

в 3-м классе по системе Л.В.Занкова.

Тема урока:

«Как трудно стать человеком.

Сельма Лагерлёф

«Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром

и со сказкой.

МОУ «Бураковская СОШ»

Учитель начальных классов –

Сычева Т.Е.

Почему не каждый может быть Человеком?

Все мы – люди, но не каждый из нас Человек с большой буквы «Ч», это не опечатка. Только часть россиян может похвастаться своей человечностью и человеколюбием, а именно из этого можно понять, каким именно человеком вы являетесь. Почему же не каждый может назвать себя Человеком с гордо поднятой головой? Потому что не хранит в сердце к людям, не готов смириться с чужими пороками и недостатками, которые могут раздражать, не понимает, почему других и помогать им. Перечислять можно без перерыва, но для чего попросту писать то, о чем и так знает почти каждый.

Интересно вот что: каждый Человек может видеть в себе недостатки, назвать их, но ни слова не сказать о недостатках своих друзей, близких, знакомых и малознакомых людей. А вот простой человек всегда скажет, какие все вокруг, укажет им и собеседникам на недостатки, но забудет, что у самого есть и свои недостатки, или же посчитает их совершенно незначительными по сравнению с недостатками других. Отсюда становится понятно, что не каждый человек может стать Человеком! Однако, если вы хотите измениться, то все это в ваших силах, стоит только лучше присмотреться к другим на наличие достоинств и к себе на наличие недостатков.

Как стать настоящим Человеком.

Человеком быть не тяжело, достаточно им правила, которые не превратят вас в животное, а оставят на уровне Человека. Для начала необходимо научиться быть честным с собой и с окружающими. Это не только по-человечески, но и проще для жизни, вам не придется вспоминать, о чем вы соврали и что утаили.

Что стоит отнести сюда:

  • не врать людям (даже во благо),
  • не утаивайте то, что может быть важным и то, что вы считаете не важным для себя,
  • не обманывайте себя, не обманывайтесь по отношению к людям,
  • не забывайте отдавать долги, если пришлось одолжить.

Что еще говорит о вас, как о Человеке, как стать Человеком? Это вежливость. Старайтесь разговаривать с людьми так, как было бы приятно вам, иначе вы не сможете стать человечнее. Вежливость – это умение не «совать нос» не в свое дело, правильно отвечать, учтиво разговаривать, чувствовать разницу в возрасте, поле, значимости и пр. Старайтесь здороваться первым, а не ждать, когда поприветствуют вас, пропускайте пожилых людей вперед, придерживайте им двери, подавайте руку при необходимости девушкам, женщинам, детям и старикам, чтобы им было удобнее спуститься с лестницы, даже если вы незнакомы, уступайте сидячее место в общественном транспорте нуждающимся в этом.

Важно, чтобы стать человеком, быть трудолюбивым. Без труда вы не только становитесь глупее и теряете хороший внешний вид, но и перестаете ценить жизнь, людей и труд окружающих. Старайтесь работать столько, сколько позволяет здоровье, не считайте года до пенсии. Работа – это важно для Человека, чтобы не погибнуть, чтобы «цвести».

И обаятельный. Умейте выслушать людей, умейте правильно рассказать свою историю, умейте посмеяться, где необходимо и промолчать, где это требуется. Чаще улыбайтесь, улыбка раскрывает в вас потенциал доброты и человечности.