Что в повести Трифонова «Обмен» выходит на первый план при прочтении ее в наши дни? Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности по Ю. Трифонову «Обмен" Причины возникновения «городской прозы»

Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе. Исследователи не могли пройти мимо данного факта: сложилось целое научное направление, анализирующее особенности изображения города в творчестве мастеров слова.

Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.

Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, который ставит целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную, более точную терминологию.

Причины возникновения «городской прозы»

Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что в те годы роль литературы в общественном сознании была важнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.

«Городская проза»: примеры, представители

Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.

Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др.

Анализ творчества Трифонова

В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел, прежде всего, в плане духовном — г ерой «обменял» порядочность на подлость. В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все заново. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, становятся окончательными. Он сломлен, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.

Не удается начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.

Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981) . Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то, что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.

Возникновение женской прозы: представители, примеры

Возникновение «городской прозы» предоставило наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы. В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы . Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др. Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».

Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
IV. Итог урока.

– Каковы ваши впечатления от поэзии 50–90-х годов? Есть ли среди поэтов этой поры ваши любимые?

Урок 79
«Городская проза в современной литературе».
Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные
проблемы в повести «ОБмен»

Цели : дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).

Ход урока

Интимное, интимное берегите: всех сокровищ мира дороже интимность вашей души!

В. В. Розанов

I. «Городская» проза в литературе XX века.

1. Работа с учебником.

– Прочитайте статью (учебник под ред. Журавлева, с. 418–422).

– Что, по-вашему, обозначает понятие «городская» проза? В чем ее особенности?

– Свои выводы оформите в виде плана.

Примерный план

1) Особенности «городской» прозы:

а) это крик боли за человека, «превращаемого в песчинку»;

б) литература исследует мир «через призму культуры, философии, религии».

3) «Городская» проза Ю. Трифонова:

а) в повести «Предварительные итоги» урезонивает «пустых» философов;

б) в повести «Долгое прощание» раскрывает тему крушения светлого начала в человеке в его уступках мещанству.

2. Обращение к эпиграфу урока.

II. «Городская» проза Юрия Трифонова.

1. Жизненный и творческий путь Трифонова.

Сложность судьбы писателя и его поколения, талант воплощения духовных поисков, своеобразие манеры – все это предопределяет внимание к жизненному пути Трифонова.

Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 г. вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошел каторгу. Позже стал членом Военно-революционного комитета в октябре 1917 г. В 1923–1925 гг. возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР.

В 30-е годы отец и мать были репрессированы. В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.

История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»). Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать – тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».

В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького.

Зримо представить писателя помогают воспоминания современников: «Ему было за сорок. Неуклюжая, чуть мешковатая фигура, коротко стриженные черные волосы, кое-где в еле видных барашковых завитках, с редкими нитками седины открытый наморщенный лоб. С широкого, слегка оплывшего бледного лица, сквозь тяжелые роговые очки, на меня застенчиво и незащищенно смотрели серые умные глаза».

Первая повесть «Студенты» – дипломная работа начинающего прозаика. Повесть напечатал журнал «Новый мир» А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 автор получил за нее Сталинскую премию.

Принято считать, что основная тематика писателя – быт, затягивания бытом. Один из известных исследователей творчества Трифонова, Н. Б. Иванова, пишет: «При первом чтении Трифонова возникает обманчивая легкость восприятия его прозы, погружения в знакомые, близкие нам ситуации, столкновения с известными по жизни людьми и явлениями…» Это так, но лишь при чтении поверхностном.

Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».

Критик Ю. М. Оклянский справедливо утверждает: «Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящий… – сквозная и заглавная тема позднего Трифонова…».

2. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

1) – Вспомните сюжет произведения.

Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток – за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.

– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?

2) Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.

Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.

– А что можно сказать о матери героя?

Найдите характеристику в тексте:

«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»

А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой… – Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».

– В чем смысл этих слов?

3) Из чего складывается образ главного героя?

Характеристика образа с опорой на текст.

– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («...Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)

– Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)

– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».

Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».

– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.

«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)

Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.

– Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)

4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»

Оксюморон * миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.

Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…

Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».

– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?

– Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)

III. Итог урока.

– Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?

– Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?

Домашнее задание.

«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».

– Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:

џ Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?

џ Действительно ли у Трифонова нет идеалов?

џ Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?

Уроки 81-82
Жизнь и творчество Александра Трифоновича
Твардовского. Своеобразие лирики

Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.

С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

А. Т. Твардовский

I. Биографические истоки творчества Твардовского.

Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?

Возможно сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А. Т. Твардовского».

II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.

1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Ученик читает наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский – тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

Ученик читает наизусть:

И, сонная, талая, И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва, Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую, Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава. Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

«Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

методическая разработка

План-конспект Урока письма в 11классе «Быт и бытие в повести Ю.В.Трифонова «Обмен» Цель урока:1.Формирование навыков литературоведческого анализа текста, привитие интереса к вдумчивому прочтению текста. 2.Помощь учащимся увидеть за бытовыми подробностями проблемы бытийного характера. 3.Воспитание культуры речи,культуры взаимоотношений,культуры души. Воспитание доброты,нравственности,прививать любовь к близким,помнить о великом долге перед матерью. 4.Умение написать письмо.
Оборудование:
текст повести «Обмен» портрет писателя письма
Методические приемы:
аналитическая беседа
Эпиграф к уроку:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Данте
Ход урока:

1.Вступительная беседа
. 2.
Чтение письма ученика о жизни и творчестве Ю.В.Трифонова.
3.Ответное послание учителя. -Здравствуй, дорогой друг! Юрий Валентинович Трифонов был «чужаком» для советской литературы. Его все время попрекали,что он пишет не про то,что его произведения сплошь мрачные,что он полностью погружен в быт.Каково ваше читательское восприятие повести?Понравилась ли вам эта повесть?(мнения учащихся)
Причина столь разных оценок опять-таки пристрастие писателя к бытовым подробностям.Одних это увлекает,других отталкивает.Быт-это условие существования героев.Кажущаяся обыденность,привычность обманчива.На самом деле испытание бытом не менее трудно,опасно,чем испытания, которые выпадают человеку в острых,критических ситуациях.опасно тем,что человек меняется под воздействием быта незаметно для себя.быт провоцирует человека без внутренней опоры,стержня на поступки,которым сам человек ужасается.И чловек теряется в толпе,не может найти свою тропу. Сюжет повести «Обмен» представляет собой цепь событий,каждое из которых является самостоятельной новеллой.Давайте послушаем первую новеллу. (Письмо учащегося об обмене,об уговорах Лены съехаться со смертельно больной матерью Виктора ради жилплощади) -Как реагирует Дмитриев на предложение об обмене? -Чем заканчивается конфликт? (письмо учащегося о переживаниях Виктора,об угрызениях совести,но несмотря на это о его думах о вариантах обмена,подключая к этому даже Таню) -Здесь важна каждая деталь,поэтому подумайте и скажите мне,что выражает поза Дмитриева в этот момент?Какую внутреннюю борьбу переживает Дмитриев,ощутив на плече руку Лены?Что происходит в сознании Дмитриева,когда он подчиняется Лене?Как реагирует Дмитриев на напоминание жены об обмене утром?(Ответы учеников) -Мы говорили о том,что Дмитриев,обдумывая варианты обмена, подключает к этому даже Таню,женщину,которая по-настоящему любит и понимает его. -Как изменилось за год отношение Дмитриева к Тане?Как проявляется Таня в своем отношении к Дмитриеву?Что испытывает Дмитриев во взаимоотношениях с Таней?Что настораживает в душевном состоянии Дмитриева? (рассказы учеников) -Как и почему так ведет себя Дмитриев,когда Таня читает ему стихи? Какую роль играет в повести пастернаковская строчка,которую повторяет герой?
(Дополнения учителя) _Произнесенные после долгой паузы слова «думал больной» свидетельствует об осознании Дмитриевым своей нравственной болезни, своей душевной ущербности,неспособности жить полноценной независимой жизнью.Утратив свои нравственные основы,он не способен на нравственный поступок. -Как же вести себя человеку в этой ситуации? На помощь человеку приходит спасительный самообман. Вспомните еще одну новеллу,а именно тот момент,как Дмитриев попал в ГИНЕГА?Что испытывает герой в этой ситуации?Чем заканчивается внутренняя борьба?Чем успокоил себя герой?(рассказ учащегося об истории со старым другом Дмитриева Левкой Бубриком,вместо которого Виктора пристроили в институт) -Трифонов столь пристально изучает своего героя,что создается ощущение,что Дмитриев-индивидуальность.Но автор опровергает это мнение.Увы,Дмитриев типичен.Он один из многих.Он человек из толпы.И ничем не выделяется. -Как влияет на Дмитриева толпа?(Читаем из текста) -Какую оценку личности дает Дмитриеву его дед?(«Ты человек не скверный,но и не удивительный») -Была ли у героя возможность стать личностью,индивидуальностью? -Символ духовной деградации героя-потрфель с банками сайры. -Виктору всего 37 лет.И иногда ему кажется,что все еще впереди.Почему же герой делает 2 шага вперед и сразу же 2 шага назад.Почему же герой подчиняется давлению обстоятельств?В чем причина?рассказы учеников) Вы,наверное,заметили,что Виктор располагается между двумя «полюсами»: Дмитриевыми(своей родней) и Лукьяновыми(женой и ее родителями). Дмитриевы-потомственные интеллигенты,а Лукьяновы из породы «умеющие жить».Какая из этих семей вам понравилась?Ведь сегодня люди «умеющие жить» ценятся.Каково ваше мнение?(разделяются на 2 группы)
-А сейчас первое задание группам.Нарисуйте в альбомных листках родословную двух семей.Обратим внимание на семью Дмитриевых. -Дадим слово и второй группе.Какие же они Лукьяновы?Что можно сказать об их родословной?В.каких тонах выдержана авторская характеристика Ивана Васильевича и Веры Лазаревны?Каковы главные черты жизненной позиции Лукьяновых?Унаследовала ли их Лена?(рассказы учеников) -Итак,мы дошли до главных героев-Виктора и Лены.Сюжетный стержень повести-это обмен.И.в связи с этим развертываются события и раскрываются два характера-Лены и Виктора.По данному плану попробуем составить сравнительную характеристику этим двум героям не как мужу и жене,а как представителям двух семей:Дмитриевых и Лукьяновых. План: 1.Отношение к собственной судьбе. 2.Право называться личностью. 3.Отношение к традициям семьи. 4. «Умение жить», вкус к жизни. 5.Нравственная неразборчивость в средствах. Сравнительная характеристика (письма двух учеников) Виктор Лена 1.Человек компромисса,человек Решительна,инициативна,обладает ведомый,постоянно подчиняется сильным характером,легко находит обстоятельствам и внутренняя общий язык с нужными людьми. его борьба кончается не с чем. 2.Была возможность стать лич- На право называться личностью ностью,природа наделила его отказана Лене автором. талантом.Но на право называть-
ся личностью отказана родными. 3.Дед Виктора интеллигентен, Иван Васильевич и Вера Лазаревна Принципиален,гуманен.Мать люди «умеющие жить».Лена,их сохранила эти качества.А Виктор дочь унаследовала эти качества. 4.Виктор безвольный… Лена эне ожидали,что из тебя ргична,привыкла добиваться. всего сама,а не винить обстоятельства. 5.Виктора мучает совесть,но Лена «…она вгрызалась в свои желания, Несмотря на это он подчиняется как бульдог.Такая миловидная женщина- бульдог с короткой стрижкой соломенно- го цвета…Она не отпускала до тех пор, пока желания-прямо у нее в зубах-не превращались в плоть…» -Жизнь меняется только внешне,люди же остаются прежними.Вспомним, что по этому поводу говорил булгаковский Воланд: «только квартирный вопрос испортил всех». «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова,испытанием, которого он не выдерживает и ломается.Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали,что из тебя получится что-то другое.Ничего страшного,разумеется,не произошло.Ты человек не скверный.Но и не удивительный».Это суд и самого автора.Процесс «олукьянивания» протекает неззаметно,вроде бы помимо воли человека,с массой самооправданий,но в результате разрушает человека,и не только морально:после обмена и смерти матери «у Дмитриева сделался гипертонический криз,и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме».Герой становится другим: «еще не старик,но уже пожилой,с обмякшими щечками дяденька». Смертельно больная мать говорит Дмитриеву: «Ты уже обменялся,Витя. Обмен произошел…Это было очень давно.И бывает всегда,каждый день,так что ты не удивляйся,Витя.И не сердись.Просто так незаметно…» В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена.Их сухой,деловой,официальный язык
подчеркивает трагизм происшедшего.Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны.Обмен ценностных представлений состоялся. -Трифонов не ставил перед собой задачи нни осудить,ни «наградить» своих героев:задача была иная-понять.Убеждаемся.что это верно отчасти… Идеалов нет.А в круг нашего обсуждения входят такие вопросы:что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас с нами?Действительно ли у Трифонова нет идеалов?Останется ли,по вашему мнению,эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через тридцать лет? Д\З.Написать письмо другу,взяв за основу эти вопросы.,сделав их предметом обсуждения

Повесть «Обмен» была написана Трифоновым в 1969 г. и напечатана в «Новом мире» в том же году в последнем номере. Она открывала цикл «московских повестей» об актуальных проблемах советских горожан.

Жанровое своеобразие

На первом плане в повести семейно-бытовые проблемы, которые обнажают философские вопросы смысла жизни человека. Это повесть о достойной жизни и смерти. Кроме того, Трифонов раскрывает психологию каждого героя, даже второстепенных. У каждого из них своя правда, но диалога не получается.

Проблематика

Трифонов обращается к теме противостояния двух семей. Виктор Дмитриев, женившись на Лене Лукьяновой, не смог передать ей ценности семьи Дмитриевых: душевную чуткость, мягкость, тактичность, интеллигентность. Зато сам Дмитриев, по выражению сестры Лоры, «олукьянился», то есть стал прагматичным, стремящимся не столько к материальным благам, сколько к тому, чтобы его оставили в покое.

Трифонов поднимает в повести важные социальные проблемы. Современному читателю непонятна проблема главного героя. Советский человек, как будто не имеющий собственности, не имел и права на жизнь в нормальной квартире с комнатами для супругов и ребёнка. И совсем уже диким было то, что комната матери после смерти не может быть унаследована, а отойдёт государству. Так что Лена пыталась спасти собственность единственно возможным способом: обменяв две комнаты в коммуналке на двухкомнатную квартиру. Другое дело, что Ксения Фёдоровна сразу догадалась о своей смертельной болезни. Именно в этом, а не в самом обмене, и заключено зло, исходящее от бесчувственной Лены.

Сюжет и композиция

Основное действие происходит октябрьским днём и утром следующего дня. Но читатель знакомится не только со всей жизнью главного героя, но и узнаёт о семьях Лукьяновых и Дмитриевых. Этого Трифонов добивается с помощью ретроспекции. Главный герой рефлектирует по поводу происходящих с ним событий и собственных поступков, вспоминая прошлое.

Перед героем стоит трудная задача: сообщить смертельно больной матери, которая не знает о серьёзности своей болезни, и сестре, что жена Лена задумала обмен. Кроме того, герою необходимо достать для сестры Лоры, с которой живёт сейчас мать, денег на лечение. Обе задачи герой решает блестяще, так что денег предлагает ему бывшая любовница, а переездом к нему матери он будто бы помогает сестре уехать в длительную командировку.

Последняя страница повести вмещает в себя события полугода: происходит переезд, умирает мать, герой чувствует себя несчастным. Рассказчик добавляет от себя, что снесён дом детства Дмитриева, где ему так и не смогли передать семейные ценности. Так что Лукьяновы победили Дмитриевых в символическом смысле.

Герои повести

Главный герой повести – 37-летний Дмитриев. Он немолод, полноват, с вечным запахом табака изо рта. Герой самолюбив, он воспринимает любовь матери, жены, любовницы как нечто само собой разумеющееся. Жизненное кредо Дмитриева – «привык и успокоился». Он смиряется с тем, что не ладят любящие его жена и мать.

Дмитриев защищает мать, которую Лена называет ханжой. Сестра считает, что Дмитриев олукьянился, то есть предал высокий дух и бескорыстие ради материального.

Самым ценным в жизни Дмитриев считает покой и бережёт его изо всех сил. Другая ценность Дмитриева и его утешение состоит в том, что у него «всё как у всех».

Дмитриев безволен. Он не может написать диссертацию, хотя Лена во всём согласна помочь. Особенно показательна история с Лёвкой Бубриком, которому тесть по просьбе Лены нашёл хорошее место в ГИНЕГА, куда в конце концов пошёл работать сам Дмитриев. Причём Лена всю вину взяла на себя. Всё раскрылось, когда Лена на Дне рождения Ксении Фёдоровны рассказала, что это было решение Дмитриева.

В конце повести мать Дмитриева объясняет подтекст обмена, совершаемого героем: обменяв истинные ценности на сиюминутную выгоду, он утратил душевную чуткость.

Жена Дмитриева Лена умна. Она – специалист по техническому переводу. Дмитриев считает Лену эгоистичной и чёрствой. По словам Дмитриева, Лену отмечает некоторая душевная неточность. Он бросает в лицо жене обвинение в том, что у неё есть душевный дефект, неразвитость чувств, что-то недочеловеческое.

Лена умеет добиваться своего. Желая обменять квартиру, она заботится не о себе, а о своей семье.

Тесть Дмитриева Иван Васильевич был по профессии кожевенником, но продвигался по профсоюзной линии. Его стараниями на даче через полгода установили телефон. Он всегда был начеку, никому не доверял. Речь тестя была полна канцеляризмов, из-за чего мать Дмитриева считала его неинтеллигентным.

Таня – бывшая любовница Дмитриева, с которой он сошёлся 3 года назад на одно лето. Ей 34 года, выглядит она болезненно: худая, бледная. Глаза у неё большие и добрые. Таня боится за Дмитриева. После отношений с ним она осталась с сыном Аликом: муж бросил работу и уехал из Москвы, потому что Таня не смогла с ним больше жить. Муж действительно любил её. Дмитриев думает, что Таня была бы ему лучшей женой, но оставляет всё как есть.

Татьяна и Ксения Фёдоровна симпатичны друг другу. Татьяна жалеет Дмитриева и любит его, в то время как Дмитриев жалеет её лишь на миг. Дмитриев думает, что эта любовь навсегда. Татьяна знает множество стихов и читает их наизусть шёпотом, особенно когда не о чем говорить.

Мать Дмитриева Ксения Фёдоровна – интеллигентная, всеми уважаемая женщина. Она работала старшим библиографом в одной из академических библиотек. Мать настолько простодушна, что не понимает опасности своей болезни. С Леной она смирилась. Ксения Фёдоровна «доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принят участие». Не ценит этого только Лена. Ксения Фёдоровна не склонна унывать, она общается в шутливой манере.

Мать любит бескорыстно помогать далёким знакомым и родственникам. Но Дмитриев понимает, что мать делает это ради того, чтобы слыть хорошим человеком. За это Лена называла мать Дмитриева ханжой.

Дед Дмитриева – хранитель семейных ценностей. Лена называла его хорошо сохранившимся монстром. Дед был юристом, закончившим Петербургский университет, в юности сидел в крепости, был в ссылке и сбежал за границу. Дед был маленький и усохший, кожа дублёная, а руки корявые и изуродованные тяжёлой работой.

В отличие от дочери, дед не презирает людей, если они относятся к другому кругу, и никого не осуждает. Он живёт не прошлым, а своим коротким будущим. Именно дед дал меткую характеристику Виктору: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».

Лора, сестра Дмитриева, немолода, с чёрными с проседью волосами и загорелым лбом. Она каждый год проводит 5 месяцев в Средней Азии. Лора хитра и прозорлива. Она не смирилась с отношением Лены к матери. Лора бескомпромиссна: «Её мысли никогда не гнутся. Всегда торчат и колются».

Художественное своеобразие

Детали автор использует вместо пространных характеристик. Например, увиденный Дмитриевым обвисший живот жены говорит о его холодности к ней. Две подушки на супружеской постели, одна из которых, несвежая, принадлежит мужу, свидетельствуют о том, что между супругами нет настоящей любви.

В центре повести Ю. Трифонова "Обмен" - изображение двух семей Дмитриевых и Лукьяновых, породнившихся благодаря женитьбе двух представителей их молодого колена - Виктора и Лены. Две эти семьи являются в известной степени противоположностью друг друга.

Однако автор не показывает их прямого противостояния, оно выражается опосредованно через многочисленные сопоставления, через коллизии и конфликты в отношениях представителей этих семей. Так, Дмитриевых от Лукьяновых отличают, прежде всего, их древние корни, наличие нескольких поколений в этой фамилии, что обеспечивает преемственность нравственных ценностей, этических устоев, сложившихся в этой семье. Передача этих ценностей из поколения в поколение и обуславливает нравственную устойчивость членов этого рода. Постепенно эти ценности уходят из рода Дмитриевых и подменяются другими.

В этой связи чрезвычайно важен образ деда Федора Николаевича, так как он дает возможность проследить процесс утраты родом Дмитриевых тех качеств, жизненных принципов, которыми жили их предки и которые отличали дом Дмитриевых от других. Дед предстает в повести как некий древний "монстр", так как на его долю выпало немало великих исторических событий, но при этом он остается реальной исторической личностью. Дед воплощает лучшие качеств дома Дмитриевых - интеллигентность, тактичность, воспитанность, принципиальность, которые когда-то отличали всех представителей этого рода. Его дочь, Ксения Федоровна, уже несколько отдалена от отца: ее отличают излишняя горделивость, напускная интеллигентность, неприятие его жизненных принципов (сцена спора с отцом о презрении). Появляется в ней такая черта, как "ханжество", то есть стремление выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. Играя в повести роль идеальной женщины-матери, Ксения Федоровна тем не менее не является положительным героем, так как в ней присутствуют и отрицательные качества. С развитием сюжета мы узнаем, что Ксения Федоровна не такая уж интеллигентная и бескорыстная, какой хочет казаться.

Однако человек - это всегда совокупность отрицательных и положительных начал. Несмотря на свои недостатки, Ксения Федоровна полностью реализует себя как мать. Она с чувством трепетной любви относится к своему единственному сыну, жалеет его, переживает за него, быть может, винит себя за его нереализованные возможности (Дмитриев в молодости умел прекрасно рисовать, но этот дар не получил дальнейшего развития). Таким образом, мать Виктора является хранительницей духовных связей этой семьи, своей любовью как бы духовно скрепляет себя с сыном. Окончательно отделенным, духовно отрезанным от деда является Виктор, у которого по отношению к деду осталась лишь "детская преданность". Отсюда непонимание и отчужденность в их последнем разговоре, когда Дмитриев хотел поговорить о Лене, а дед - размышлять о смерти.

Не случайно со смертью деда Дмитриев ощущает свою отрезанность от дома, семьи, потерю родственных связей. Однако процесс духовного отчуждения Виктора с семьей, принявший после смерти деда необратимый характер, начался давно, с момента его женитьбы на Лене Лукьяновой. Именно в породнении двух домов следует искать истоки разрушения рода Дмитриевых, так как оно положило начало ссорам, скандалам и разногласиям как между семьями, так и внутри них. Род Лукьяновых - иной и по происхождению и по занятиям: это люди практической хватки, "умеющие жить", в отличие от непрактичных, не приспособленных к жизни Дмитриевых. Их семья представлена намного уже: они не имеют дома, то есть родового гнезда, тем самым автор как бы лишает их укорененности, опоры и родственных связей в этой жизни.

Отсутствие родственных уз в свою очередь обусловливает отсутствие духовных связей в этой семье, здесь нет любви, семейной теплоты, человеческого участия. Напротив, отношения в этой семье носят отпечаток официально-деловых, являются неуютными, недомашними. В связи с этим закономерными являются две основополагающие черты этого рода - практицизм и недоверчивость.

Чувство любви подменяется чувством долга, именно из-за ощущения своего долга перед семьей Иван Васильевич материально обустраивает свой дом, материально обеспечивает свою семью, за что Вера Лазаревна испытывает к нему чувство собачьей преданности, так как сама "никогда не работала и жила на иждивении Ивана Васильевича". Абсолютной копией своих родителей является их дочь Лена. Она соединила в себе взятое от отца чувство долга, ответственности перед своей семьей, с одной стороны, и преданность Веры Лазаревны своему мужу, семье, с другой, а все это дополняется тем практицизмом, который присущ всему роду Лукьяновых. Именно поэтому Лена пытается совершить выгодный квартирный обмен во время болезни свекрови, устраивает его на выгодную работу в ГИНЕГА, предавая тем самым друга детства Левку Бубрика, у которого в то время вообще не было никакой работы.

Однако все эти "сделки" не являются для Лены аморальными, так как для нее изначально нравственным является понятие пользы, ибо ее главный жизненный принцип - целесообразность. Практицизм Лены достигает высшей степени. Подтверждением тому является "душевный дефект", "душевная неточность", "недоразвитость чувств", которые отмечает в ней Виктор. А отсюда вытекает и ее бестактность, прежде всего, по отношению к близким людям (затеянный в неподходящее время квартирный обмен, ссора из-за перемещения Леной портрета отца в доме Дмитриевых). В доме Дмитриевых-Лукьяновых нет любви, семейного тепла, дочь Наташа не видит ласки, потому что "мерилом родительской любви" для Лены является английская спецшкола. Отсюда чувствуется постоянная фальшь, неискренность в отношениях между членами этой семьи.

В сознании Лены духовное подменяется материальным. Доказательством тому служит не только английская спецшкола, но и тот факт, что автор ни разу не упоминает о ее каких-либо душевных качествах, талантах, все сводится к материальному.

Вместе с тем Лена намного жизнеспособней своего мужа, она сильнее и мужественнее его в моральном плане. И показанная автором ситуация соединения двух семей, слияние духовных начал и практицизма приводит к победе последнего. Дмитриев оказывается раздавленным своей женой как личность, он окончательно "олукьянивается", становится мужем-"подкаблучником". Надо отметить, что повесть начинается в кульминационный момент жизни героя - смертельная болезнь матери, затеянный в связи с этим квартирный обмен. Автор, таким образом, ставит своего героя в ситуацию выбора, так как именно в ситуации выбора проявляется нравственная сущность человека. В результате оказывается, что Дмитриев - это безвольный человек, постоянно идущий на житейские компромиссы.

Уже с начала повести становится ясной его модель поведения - это уход от решения, от ответственности, стремление во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей. Итог выбора, совершенного Виктором, плачевен - смерть матери, которую он обменял на материальное благополучие, на обустроенный быт. Но самое страшное то, что в Викторе отсутствует чувство вины, он не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей с семьей, всю вину он возлагает на обстоятельства, которые он не смог победить, на "олукьянивание", которое он не смог преодолеть.

И если раньше, в фабульной ситуации повести, когда Лена заговорила об обмене, Дмитриев еще был способен на какую-то борьбу с "олукьяниванием", на защиту своих жизненных принципов, то в конце повести он сам с горечью признает, что ему "действительно ничего не нужно", что он ищет лишь покоя. С этого момента Дмитриев начинает быстро "олукьяниваться", то есть терять те духовные качества, то нравственное воспитание, которые были изначально заложены в нем предками дома Дмитриевых. Постепенно Виктор превращается в хладнокровного, душевно черствого человека, который живет самообманом, воспринимая все как должное, а его юношеские стремления и реальные мечты превращаются в недостижимые грезы. Итог "олукьянивания" - духовная смерть героя, деградация как личности, потеря родственных связей.

Важную смысловую нагрузку в повести несет образ Тани, которая является воплощением нормальных человеческих связей, отношений, истинной любви. В ее мире действует совсем иная, чем в мире Дмитриева, система нравственных ценностей, согласно которой Тане представляется невозможной жизнь с нелюбимым, пусть и любящим ее человеком. В свою очередь, этот любящий ее человек уходит, не устраивая сцен и скандалов, не деля тряпок и метров, но позволяя Тане жить своей жизнью. Это и является настоящей любовью - желание добра и счастья любимому человеку. Важным в образе Тани является еще и то, что она, несмотря на все обрушившиеся на нее несчастья, сумела сохранить свой внутренний, духовный мир.

Именно благодаря своей духовной наполненности, крепким нравственным устоям, духовной силе она сумела выжить в этой жизни, благодаря этим качествам она намного сильнее и крепче Дмитриева. "Обмен", осуществленный Таней, оказался гораздо честнее "обмена" Виктора, так как он был совершен не в погоне за материальной выгодой, а в соответствии с чувствами, по зову сердца. Таким образом, обмен у Ю. Трифонова - это не только материальная сделка, но и духовно-психологическая ситуация. "Ты уже обменялся, Витя.

Обмен произошел", - говорит мать Дмитриева, подразумевая не обмен квартиры, а обмен образа жизни, нравственных ценностей и жизненных принципов семьи Дмитриевых на образ жизни семьи Лукьяновых, то есть "олукьянивание". Таким образом, обмен из сферы бытовых, материальных отношений переходит в сферу отношений духовных. В повести Ю. Трифонова лейтмотивом являются раздумья по поводу убывающих духовных отношений между людьми, истончающихся человеческих связей. Отсюда вытекает главная проблема личности - отсутствие духовных связей с другими людьми и, прежде всего, со своей семьей.

По Ю. Трифонову, отношения внутри семьи в большей степени зависят от духовной близости, от глубины взаимопонимания, а это весьма сложные и тонкие вещи, требующие особого дарования, которого лишена семья Дмитриевых-Лукьяновых. Без этих качеств невозможно существование семьи, остается лишь внешняя оболочка при абсолютной внутренней разрушенности, духовной разъединенности.