Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)

Путешествие в прошлое или экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»
"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"
Среди многочисленных форм работы по патриотическому воспитанию музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В нашем детском саду силами администрации, педколлектива, родителей и воспитанников обустроен мини-музей «Мордовская изба». В небольшой комнате воссоздана обстановка мордовской избы, где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением.
У нас в группе есть уголок национальной культуры: здесь представлены книги о Мордовии, куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки мордовских мастеров. В беседах, играх с детьми мы обращаемся к народным традициям, показываем красоту родного города, рассказываем о талантливости, умелости мордовского народа, пробуждая интерес к истории родного края. Но разве можно сравнить даже самые содержательные беседы с «путешествием в прошлое». Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба» произвела неизгладимое впечатление на наших воспитанников. Для детей было все необычно, ново, интересно. Вместо привычных вещей они увидели много неизвестных предметов: керосиновую лампу, лучину, прялку, ступу. Удивили их приспособления, предназначенные для глажки белья: зубчатая доска и валик (рубель) и утюг, разогревающийся раскаленными углями. Узнали ребята, что печь занимала в избе центральное место: на ней спали и в ней готовили еду. Вызвали интерес и другие, необходимые в домашнем хозяйстве предметы: необычная «стиральная машинка», представляющая собой ребристую доску, корзинки, горшки, кочерга, ухват. Понравились не похожие на привычные сандалии плетеные лапти. Любовались дети вышивками мордовских мастериц, и много еще замечательного узнали и увидели малыши в музее. Глаза детей горели от удивления и восторга. Особое впечатление произвела на них люлька, подвешенная к потолку, в которой мамы укачивали своих малышей, напевая им мордовские колыбельные песни. Мы тоже послушали запись колыбельной песни, почувствовали нежность, напевность мордовской речи. После экскурсии в группе наши детки укачивали своих кукол, напевая: «Баю-бай…»
Так через предметы старины и увлекательный рассказ экскурсовода дети познакомились с историей своей малой Родины.
Мы еще не раз посетим нашу «Мордовскую избу», еще не все рассмотрено, еще многое предстоит узнать нашим воспитанникам о жизни и культуре своих предков. Встреча с музеем всегда бывает радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Погружаясь в прошлое, мы пробуждаем добрые чувства и с заботой строим счастливое будущее.

Воспитатели: Зазулина О.Н.,
Шляпина Е.Н. 14 группа

Перечень экспонатов

Мини – музея «Русская изба».

Перечень экспонатов. Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.

Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы – стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.

Русская изба – так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, чтобы зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтобы богатым стать, шерсть для тепла, а ладан для святости.

Красный угол – красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь стояли стол и скамейки, а в углу на особой полочке стояли иконы. Это было особое место в доме. Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.

Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только избу обогревала, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. «Когда в печи жарко – тогда и варко».

Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

Бабий кут – правый от печки угол. Здесь хозяйничали женщины дома. Здесь находились небольшой стол и стенная полка, где размещались немногочисленные предметы кухонной утвари. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.

Рукомойник – это ёмкость для мытья рук, её можно использовать для мытья посуды.

Ухват – предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.

Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.

Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.

Стол, лавки - делались из дерева своими руками.

Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.

Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Прялка – приспособление для прядения пряжи.

Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.

Сундук – использовали для хранения вещей. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.

Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Лапти – обувь, сплетённая из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.

Самовар - Самовар изобрели очень давно в городе Туле. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.

Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбил, того из дома выживает.

Забор – дом огорожен забором.

уголка народного быта в группе детского сада.

1.​ Прялка – 1 шт.

2.​ Печка – 1 шт.

3.​ Сундук – 1 шт.

4.​ Волшебный ларец – 1 шт.

5.​ Кукла в национальном костюме – 1 шт.

6.​ Домовенок Кузя – 1 шт.

7.​ Хохломская посуда (ложки, миска, стаканчик)

8.​ Глиняная посуда (кувшин, миска, горшок»

9.​ Чугунок -2 шт.

10.​ Стол – 1 шт.

11.​ Лавка – 1 шт.

12.​ Керосиновая лампа – 1 шт.

13.​ Фонарь – 1 шт.

14.​ Коромысло – 1шт.

15.​ Веретено – 1 шт.

16.​ Люлька – 1 шт.

17.​ Самовар – 2 шт.

18.​ Матрешки – 5 шт.

19.​ Плетеная корзиночка – 1 шт.

20.​ Короб – 1 шт.

21.​ Ухват – 1 шт.

22.​ Сарафаны – 8 шт.

23.​ Рубахи – 8 шт.

Дидактические игры

1.​ «Одень куклу».

2.​ «Славянские узоры».

3.​ «Как рубашка в поле выросла».

4.​ « В деревенской избе».

5.​ «Как жили люди на Руси».

1.​ «Предания старины глубокой».

2.​ «Русские народные костюмы».

3.​ «Приглашение к столу».

4.​ «Народные промыслы»

5.​ «Ремесла на Руси».

6.​ «Славянская семья».

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)

Галина Трофимова

Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа.

Рассматривание мордовских национальных костюмов.

Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».

Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц, потешек, закличек.

Слушание национальной мордовской музыки.

Проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.

Ход экскурсии.

В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.

В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.

Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.

Итог занятия:

В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».

Вам понравилось? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.

Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя опрос, как среди детей, так и среди родителей, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Была создана инициативная группа из воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующей.

Идея Проекта: из прочитанной литературы, интернет ресурсов, в результате посещения Арзамасского Краеведческого музея, из рассказов пожилых людей, стало ясно, что в русской избе не было случайных предметов, а месторасположение каждого было определенным и традиционным. Мы решили не отступать и воссоздать полную имитацию русской избы. Вдоль стен у нас располагаются лавки, в «красном углу» обеденный стол, в углу печь в ней чугунок рядом стоит ухват, ткацкий станок как особая гордость хозяек тогдашнего времени, на полу самотканые коврики.
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Сотрудники детского сада провели большую работу в данном направлении, на общем родительском собрании объявили о создании музея «Русская изба», творческой группой подготовлена и роздана информация для родителей по данному направлению. Данная тема была вынесена на обсуждение на групповых родительских собраниях

Цель проекта.
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта.
Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода (печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.