Исторические корни современных эстрадных программ. История эстрады. История массовых праздников. Информационное обеспечение обучения

Тема 6. Панорама основных направлений в области мировой эстрады

Тема 7 Поп-музыка в 90-х и начале 21 века

Контрольный урок

РАЗДЕЛ III. Рок культура
Тема 1. Рок-музыка как явление музыкальной культуры ХХ века.

Тема 2. Рок-музыка США 1950-х годов.

Тема 4. Обзор направлений рок-музыки 1970х-1980х годов.

Тема 5. Обзор направлений рок-музыки 1990х годов.

Тема 6. Обзор направлений рок-музыки XXI века.

Тема 7. Рок-музыка в СССР

Тема 8. Панорама основных направлений современного отечественного рока

Раздел IV Массовые жанры музыкального театра

Тема

Тема 4. Рок-мюзикл

Тема 5. Рок-опера

Доклады студентов

Дифференцированный зачет

ИТОГО:

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Образовательное учреждение, реализующее программу подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета для групповых занятий.

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, видео- и аудиоаппаратура (телевизор, DVD-проигрыватель, проигрыватель виниловых и CD-дисков, проектор, ноутбук, рояль)

Технические средства обучения: телевизор, DVD-проигрыватель, проигрыватель виниловых и CD-дисков, проектор, ноутбук (доступ в сеть Internet)

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

  2. Список литературы

  1. Конен В. Рождение джаза.-М.,1984.
  2. Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. –Ташкент, 1992.
  3. Сарджент У. Джаз.-М., 1987.
  4. Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня.-М., 1978.
  5. Шнеерсон Г. Американская песня.-М., 1977.
  6. Эрисман Ги. Французская песня.-М., 1974.

Тема 1. Джаз как явление музыкального искусства

Определение джаза. Микстовая природа джазовой культуры. Исторические, социальные и художественные предпосылки зарождения джаза. Периодизация истории джаза.

Коммуникативная открытость джазовой культуры. Взаимодействие с академической музыкой («Третье течение»), с фольклором народов мира («Четвертое течение»).

Использование академическими композиторами выразительных средств и приемов джаза.

Тема 2. Истоки джаза

Смешанная природа истоков джазовой музыки.

Негритянские корни (импровизационное музицирование, особая ритмическая организация - свинг, специфические приемы вокального – лабильного – интонирования. Дерти-тоны, шаут-, граул-, холлер-эффекты).

Европейские традиции в джазе (традиция концертного музицирования, исполнительские составы, тональная гармония, метроритмическая организация, квадратность композиционных структур)

Американская бытовая культура. Менестрельный театр.

Тема 3. Жанры афроамериканского фольклора

Общие жанровые черты – респонсорный принцип, лабильное интонирование, роль ритмического начала.

Духовные жанры – спиричуэлс, госпел, ринг-шаут, джюбили.

Трудовые песни – work-song: уличные, полевые, плантационные.

Тема 4 Блюз: этапы развития жанра

Архаический («сельский») блюз - фольклорный жанр импровизационной природы.

Классический блюз – жанровые черты (образное содержание, блюзовая форма, блюзовый лад, блюзовое интонирование, blue area, гармония блюзового квадрата). Исполнительницы блюза – Б. Смит, И. Кокс, А. Хантер и другие.

Блюз в модерн-джазе. Инструментальный блюз; развитие жанра в различных стилях современного джаза.

Тема 5. Рэгтайм

Истоки жанра; rag music, кейк-уок.

Жанровые признаки: «синкопированная мелодия на фоне метрономически точного движения восьмыми в аккомпанементе», «сюитный» принцип организации формы. Особенности исполнительской техники.

Композиторы-рэгтаймисты: Скотт Джоплин, Томас Тарпен, Джеймс Скотт и другие.

Развитие рэгтайма – жанры Advanced, Novetly.

Рэгтайм-опера. «Тримониша» (С. Джоплин)

Тема 6. Стили раннего джаза

Миграция афроамериканцев из сельской местности в города, и образование первых джазовых центров (Нью-Орлеан, Чикаго, Канзас Сити, Нью-Йорк).

Новоорлеанский стиль. Marching band, их роль в формировании первых джазовых ансамблей. Инструментальный состав джазовых оркестров, функции инструментов.

Творчество Д. Р. Мортона, С. Беше, Л. Армстронга.

Распространение джаза на Восточном побережье и Среднем Западе (Канзас Сити, Мемфис и др.)

Чикагский стиль. Диксиленд и его роль в развитии джаза. Деятельность «Original Dixieland Jazz Band» (руководитель Джек Лейн). Баррел-хаус-стиль. Жанр буги-вуги.

Тема 7. 1920-1930 годы. Расцвет джаза. Эпоха свинга

1920-е годы – «век джаза» (Ф. С. Фитцджеральд). Перемещение центра развития джаза в Нью-Йорк.

Симфоджаз, как пример сближения джаза с традициями академической музыки. Творчество Дж. Гершвина. «Порги и Бесс» – первая опера, написанная на основе негритянского фольклора.

Свит-музыка – направление танцевально развлекательного джаза. Творчество Дж. Керна, К. Портера и других.

1930-е годы – «эра свинга». Расширение сферы бытования джаза (дансинг-холлы, рестораны, отели; музыкальное оформление шоу, мюзиклов, кинофильмов). Танцевально-развлекательная функция джазовой музыки, как следствие ее коммерциализация.

Преобладающее положение биг-бэндов. Принципы секционной группировки инструментов. Функции аранжировщика и импровизатора. «Стандартизированность» музыкального языка.

«Именные» биг-бэнды (Ф. Хендерсона, К. Бейси, Д. Эллингтона, Б. Гудмена, Г. Миллера, В. Германа и др.)

Тема 8. Начало эпохи модерн-джаза. 1940-е годы. Стиль бибоп.

Социально-политические причины формирования бибопа – первого стиля модерн-джаза. Переориентация джаза из области массовой культуры в статус элитарного искусства.

Ориентация на камерное музицирование, вследствие чего формирование малых исполнительских составов – комбо. Усиление роли импровизационности.

Усложнение системы музыкально-выразительных средств джаза за счет «заимствований» достижений современной академической музыки. Возрождение традиций лабильного фольклорного интонирования и проявление их в гармонической области джаза.

Корифеи бибопа - Д. Гиллеспи, Ч. Паркер, Т. Монк.

Тема 9. 1950-е годы. Стиль кул и другие течения

Кул (прохладный) – как реакция на hot-stile бибоп. Развитие тенденций 1940-х годов – тяготение к камерности музицирования, обновление музыкального языка, усиление импровизационного начала. Интеллектуализация джаза, сближение его с музыкой академической традиции.

Представители стиля кул – Д. Брубек, П. Дезмонд, Б. Эванс. «Modern jazz quartet».

Стиль прогрессив – стиль концертного джаза на основе традиций свингового биг-бэнда. Руководители оркестров С. Кентон, В. Герман, Б. Реберн и другие.

Тема 10. 1960-е годы. Авангардные стили джаза

Фри джаз – первый авангардный стиль джаза. Социальные предпосылки появления стиля. Тяготение к использованию современных сложных средств музыкального языка при свободном отношении к формообразованию, тематизму, гармонической «сетке», равномерной метрической пульсации.

«Модальный» джаз, как разновидность фри-джаза. Главная установка стиля - импровизация на избранный звукоряд.

Представители фри-джаза – О. Коуэлмен, Дж. Колтрейн, Ч. Мингус, А. Шепп и другие.

Тема 11. Джазовые стили 1960-1970 годов

Взаимодействие джаза с различными музыкальными культурами, в целях поиска источников обогащения джазового языка.

Этно-стили. Афрокуба и босса-нова – джазовая музыка латиноамериканского колорита. Характерные черты – танцевально-жанровый ритм, расширение группы ударных за счет использования различных экзотических инструментов.

Джаз-рок – направление, основанное на синтезировании джаза с рок-стилистикой. Обогащение джазового саунда за счет привлечения специфических электромузыкальных инструментов. Джаз-рок в музыке М. Девиса, Ч. Кореа и других.

«Третье течение» - направление, объединяющее академические музыкальные традиции («первое течение») с джазом («второе течение»). Установка на написание оркестровых композиций в крупных формах, отход импровизационности на второй план. Представители «третьего течения» – Г. Шуллер, «Swingle Singers».

«Четвертое течение» или «world music» – новая волна этно-джаза с 1970-х годов. В основе – опора на самобытный национальный мировой фольклор. Творчество Джона Маклафлина, Яна Гарбарека, Джона Зорна, Сан Ра.

Тема 18. Джаз в Советской России

1920-е годы в России – «джазовый бум». Гастроли в СССР зарубежных джазовых коллективов и солистов-джазменов. Первые джаз-бэнды: «Эксцентрический джаз-бэнд В. Парнаха» (1922), оркестр А. Цфасмана (1926), Теа-джаз Л. Утесова-Я. Скоморовского (1929). Популяризация джаза с помощью кинематографа («Веселые ребята» Г. Александрова, с оркестром Л. Утесова). Создание Государственного джаза СССР (под руководством М. Блантера и В. Кнушевицкого) и Джаз-оркестра Всесоюзного радио (под руководством А. Варламова, позже – А. Цфасмана)

Эстрадно-развлекательная ориентация джазовой музыки в 1930-1940-е годы; сближение с советской массовой песней. «Песенный джаз». Деятельность оркестров под руководством О. Лундстрема, Э. Рознера. Творчество композиторов И. Дунаевского, Н. Богословского и других.

1940-1950-е годы – время резкой критики и запрещения джаза, как отражение идеологии государства и внешнеполитической жизни СССР. «Подпольный» джаз. Творчество Ю. Саульского.

1950-1960-е годы – «хрущевская оттепель» - время создания джазовых клубов, организация джазовых фестивалей. Гастроли зарубежных джазменов. Участие советских музыкантов в зарубежных джазовых фестивалях.

Постепенная легализация джаза в 1980-е годы. Появление первого самостоятельного джаз-клуба в Ленинграде (1986 год), публикации о джазе в журнале «Музыкальная жизнь», выход фильма «Мы из джаза» (режиссер К. Шахназаров) с участием оркестра под управлением А. Кролла (1983 год).

Тема 19. Джаз в постсоветской России

Отечественные джазмены, выдвинувшиеся в 1960-1980 годы: А. Кузнецов, А. Козлов, Г. Гольштейн, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Крамер, В. Ганелин, В. Чекасин, А. Кондаков и другие. Вокалисты – Л. Долина, И. Отиева, В. Пономарева.

Многообразие стилей в деятельности отечественных коллективов и солистов 1980-х годов: Ретро-стили (Ленинградский диксиленд), бибоп (Д. Голощекин), кул-джаз (Г. Лукьянов и его ансамбль «Каданс»), фри-джаз (В. Гайворонский, В. Волков).

Появление новых фигур в отечественном джазе в 1990-е годы – А. Ростоцкий, А. Шилклопер, В. Толкачев, Н. Кондаков, А. Подымкин и другие.

Раздел 2

Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки

Песня, как один из самых распространенных эстрадных жанров. Истоки популярной песни. Хронология развития жанра: Античная эпоха (синтез поэзии и музыки), Средневековье (песни трубадуров, труверов, миннезингеров, менестрелей и др.), Возрождение (песни с инструментальным сопровождением в профессиональном искусстве и бытовом музицировании), вторая половина XVIII-XX вв. – ответвление от песенного жанра романса, XIX в. разделение жанра песни в двух направлениях – эстрадная (ориентированная на массового слушателя) и «серьезная» (сфера деятельности академических композиторов).

Специфические черты жанра – коммуникативность, демократичность, особенности текста («песенная поэзия»). Многообразие песенных жанров:

· по формам бытования (детская, студенческая, солдатская, городская и др.)

· по жанровым ориентирам (гимн, плач, гимн и др.)

Центральное положение жанра песни в культуре музыкальной эстрады

Тема 2. Французский шансон

Истоки шансон в народных песнях, в творчестве трубадуров и труверов. В 15-XVI вв. шансон – многоголосная песня, обобщившая национально-песенные традиции французской музыки.

XVII век – исполнение городских песен профессиональными музыкантами – Гро Гийом, Жан Соломон и др.) Разнообразие тематики.

XVIII век – деятельность «театров шансонье». Исполнители шансон – Жан Жозеф Ваде, Пьер-Жан-Гара и др.

XIX век – творчество шансонье. Многообразие артистических масок – «сельский парень» (Шевалье), «щеголь» (Франт) и др. Акцент в исполнительской манере не столько на вокальном искусстве, сколько на артистичности.

ХХ век – шансон в творчестве Жака Бреля, Жильбера Беко, Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Ива Монтана. Традиции шансон в творчестве Джо Дассена и Мирей Матье.

Тема 3. Советская массовая песня

Роль жанра песни в советском музыкальном искусстве 1920-1930-х годов.

Массовая песня как пример социального заказа; средство массовой агитации. Демократизм жанра, массовый характер распространения. Кино, как средство массовизации жанра. «Кинопесни» И. Дунаевского.

Значение массовой песни в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

1950-1060-е годы. Усиление влияния жанра песни на область академических жанров (песенная опера) и массовую музыку (песенный джаз).

Творчество советских композиторов-песенников – М. Блантер, С. Туликов, В. Соловьев-Седой, Я. Френкель, А. Пахмутова и др.

Тема 4. Жанр эстрадной песни: этапы развития в отечественной эстраде

Появление жанра на рубеже XIX-XX веков. Первые жанры музыкальной эстрады в России – куплеты, «жестокий» и цыганский романс. Популярные исполнители певцы первой половины ХХ века – И. Юрьева, А. Вяльцева, П. Лещенко и другие.

Развитие эстрадной песни в Советской России – в творчестве Л. Утесова, М. Бернеса, М. Кристаллинской, Э. Пьехи и других исполнителей. Творчество ВИА («Земляне», «Электроклуб», «Веселые ребята»). Группы, ориентированные на ретро-стиль («Браво», «Доктор Ватсон»), на фольклорную специфику союзных республик («Ялла», «Песняры», «Мзиури»).

Современные исполнители эстрадной песни – А. Пугачева, С. Ротару, Л. Вайкуле, Ф. Киркоров, В. Леонтьев и другие. Определяющая установка в современной эстраде на шоу, визуальную яркость и эффектность, обесценивание вокального мастерства (пение под фонограмму).

Авторская песня, как альтернатива эстрадному искусству. Камерность исполнения, максимальная приближенность к слушателю. Исполнители авторской песни – Александр Галич, Юрий Визбор, Новелла Матвеева, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Дольский, Юлий Ким и другие.

Творчество Булата Окуджавы. «Тема Москвы»; песни-воспоминания, песни-стилизации.

Своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого; предельная эмоциональность, яркая характерность героев, сатира. «Цикличность» песен – военные, исторические, бытовые и другие.

Тема 6. Панорама основных направлений в области отечественной современной эстрады

Жанр песни, как доминирующий в современной эстраде. Основная ориентация композиторов-песенников на шлягер; шаблонность, упрощенность музыкального языка. Изменения в жанровой специфике авторской песни под влиянием эстрады (А. Розенбаум, О. Митяев), «русского шансона» (М. Шуфутинский, А. Новиков). Современная эстрадная песня как фоновая часть повседневности.

Альтернативный путь развития эстрадной песни – «театр песни» Е. Камбуровой, в синтезе с фолк-роком (И. Желанная).

Раздел 3

Тема 1. Рок как явление музыкальной культуры ХХ века

Рок-культура как социокультурное явление; форма современного городского фольклора, дающая возможность самовыражения. Специфические средства рок-музыки – опора на модели (кантри, блюз, коммерческая музыка), но при этом проблемность содержания, стремление к глубине тем и образов.

Электронные инструменты, как определяющие специфический рок-саунд.

Тема 2. Рок-музыка США 1950-х годов

«Взрыв» рок-н-ролла в США в 1950-е годы. Истоки – ритм-энд-блюз, кантри, вестерн.

Исполнители рок-н-ролла – Б. Хейли, Дж. Льюис, Э. Пресли. Специфика стиля – тембровый состав (три электрогитары и ударные), танцевальная ориентация.

Тема 3. Британский бит 1960-х годов

Бит-музыка как одна форм молодежной танцевально-развлекательной музыки 1960-х годов. Музыкальные характеристики бит-музыки.

Разновидности бит-музыки (хард-бит, софт-бит, мейнстрим-бит и другие). Распространение в США и Европе.

Творчество группы «Битлз». Формирование самобытного исполнительского стиля. Творческие тенденции, определившие магистральные направления развития рока.

Тема 4. Обзор направлений рок-музыки 1970х – 1980х годов

Конец 1960-1970 годов – зрелый период развития рок-музыки. «Разветвленность» творческих течений.

Психоделический рок как отражение идеологии хиппи. Медитативность композиций, усложнение музыкального языка. Творчество группы «Pink Floyd».

Прогрессивный рок – тематика протеста, против государственной политики, расизма, войны, безработицы. Альбом «Pink Floyd»

«The Wall».

Арт-рок - направление, характеризующееся усложнением музыкального языка за счет сближения с традициями академической музыки, джаза. Творчество групп «Emerson, Lake & Palmer», «King Crimson».

«Хард-рок» – усиление электронного звучания, жесткость ритма, тяжесть саунда. Творчество групп «Uriah Heep» «Black Sabbath».

Глэм-рок – направление рока, связанное с усилением зрелищности, театрализации концертных выступлений. Представители глэм-рока – Фредди Меркьюри, Фрэнк Заппа.

Тема 5. Рок-музыка в СССР

Конец 1960-х годов – время проникновения в СССР западной рок-музыки. Восприятие рока как формы протеста против официальной идеологии государственной системы.

«Легализованный» рок в исполнении филармонических ВИА («Веселые ребята», «Поющие гитары», «Песняры»); лирическая тематика, танцевально-развлекательная направленность песен.

Оппозиция «филармоническому року» – группа «Машина времени».

Фольклорное направление в рок-культуре – «Песняры», «Сябры», «Ялла».

ВИА и музыкальный театр. «Поющие гитары» - «Орфей и Эвридика» (музыка А. Журбина), «Ариэль» - «Сказание о Емельяне Пугачеве» (музыка В. Ярушина), «Аракс» - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (музыка А. Рыбникова), «Рок-ателье» - «Юнона и Авось» (музыка А. Рыбникова).

Рок-андеграунд – клубы в Ленинграде (группы «Аквариум», «Алиса», «Кино»), Москве («Звуки Му», «Бригада С»), Уфе «ДДТ» других городах. Свердловск – один из центров отечественного рока (группы «Урфин ДЖюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Сансара», «Сахара», «Смысловые галлюцинации» и другие).

Тема 6. Панорама основных направлений современного рока.

Разветвленность направлений современного рока. Влияние на развитие рок-культуры компьютерных технологий. Стандартизация музыкального языка, нивелирование авторского начала, доминирование студийных форм существования музыки над концертными.

Современные техно-направления:

Хип-хоп – направление, объединяющее настенные росписи – граффити, танец брейк-данс, музыкальное направление – рэп.

Хаус – течение, основанное на соединении техно-музыки и диско. В основе - смешение рельефных ударных басов (диско) и «тяжелого» электронного саунда (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.)

Рейв – направление, представляющее образ жизни в целом. Рэйв-вечеринка-массовая клубная дискотека. Рэйв-разновидность техно-музыки, характеризующаяся доминированием ритма над мелодией, максимальной громкостью.

Раздел 4

Тема 1. Мюзикл: история возникновения, этапы развития жанра

Мюзикл – один из ведущих массовых жанров музыкального театра. Истоки жанра - менестрельный театр, ревю, водевиль, мюзик-холл, музыкальные сценки. Многообразие жанров выразительных средств, используемых в мюзикле (оперетта, водевиль, современная поп - и рок-культура, хореография). Роль джазового искусства в формировании жанровой специфики мюзикла.

Этапы развития жанра (1920-1930-е годы, 1930-1960е годы, 1970-1980- годы, современный мюзикл).

Формирование жанра в 1920-е годы, как отражение повышенного спроса публики на развлекательную культуру. Черты массового искусства в мюзикле – схематичность сюжета, зрелищность, «шаблонность» языка упрощенность лексики.

Особенности драматургии классического мюзикла на примере произведений Дж. Гершвина («Леди, будьте добры»), Дж. Керна («Отлично, Эдди»), К. Портера «Целуй меня, Кэт»), И. Блейки и др.

Тема 3. Расцвет жанра мюзикла (1940-1960-е годы)

Новые жанровые черты

Расширение тематики; «освоение» сюжетов классических литературных произведений – К. Портер «Целуй меня, Кэт» (по «Укрощению строптивой» В. Шекспира, Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» (по «Пигмалиону Б. Шоу), Л. Бернстайн «Вестсайдская история» (по мотивам «Ромео и Джульетты» В. Шекспира) и др.

Усиление роли танца. Привлечение к постановке известных хореографов: Б. Фосса в «Чикаго» и «Кабаре», Дж. Роббинса и П. Геннаро в «Вестсайдской истории»

Киномюзиклы – перенесение театрального мюзикла в кино, а также создание мюзикла на основе кинофильма («Оливер!», «Моя прекрасная леди», «Человек из Ламанчи»)

Тема 4. Рок-опера

1960-1070-е годы – появление рок-оперы. Традиция объединения композиций на основе единой сюжетной линии в альбом («Стена» группы Pink Floyd»).

Ранние рок-оперы – «Волосы» Г. Макдермота, «Спасение» Т. Лина и др.

Специфика рок-оперы на примере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера. Другие рок-оперы композитора – «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы».

Тема 5. Рок-мюзиклы

Рок-мюзиклы в России – «Орфей и Эвридика» А. Журбина, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Джордано» Л. Квинт и другие.

Современная джазовая и эстрадная музыка находится в постоянном развитии. Она включает как сложившиеся музыкальные жанры и формы, так и новые стилистические течения. Поэтому указанный курс постоянно дополняется и обновляется по материалу. Программа поделена на несколько разделов. Первый раздел посвящен развитию джазовой музыки. Учащиеся должны получить представление об основных этапах развития джазовой музыки, понять общие закономерности в развитии ее стилей, познакомиться с лучшими образцами зарубежной и отечественной джазовой классики, а также с творчеством композиторов, аранжировщиков и выдающихся исполнителей джаза. Вторая часть программы посвящена обзору основных направлений эстрадного песенного творчества. В третьем разделе мы проследим развитие рок-музыки и четвертый, заключительный рок-опере и мюзиклу.

Задачей курса «История стилей музыкальной эстрады» в среднем профессиональном учебном заведении является расширение художественного кругозора студентов, а также развитие их способности ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях в своей художественной практике. Поэтому основным требованием к самостоятельной работе студента является изучение рекомендуемой литературы и прослушивание аудиоматериала к уроку.

Данный предмет дополняет цикл специальных и теоретических дисциплин. Изучение курса « История стилей музыкальной эстрады » предполагает межпредметные связи с такими дисциплинами, как музыкальная литература, специальность, ансамбль, оркестр.

Освоение предмета способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое выполнение домашнего задания будет способствовать раскрытию творческих возможностей студента, расширению кругозора.

  1. Работа с вопросником.
  2. Работа с дополнительной литературой, рекомендованной педагогом (предполагает конспектирование).
  3. Выполнение рефератов.
  4. Слушание музыки.
  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • ориентироваться в основных стилистических разновидностях эстрадной музыки и джаза;
  • ориентироваться в вопросах философии и психологии эстрадно-джазовой музыки;
  • отличать мастеров джаза от их коммерческих двойников.

Текущий контроль – выполнение рефератов

Знания:

  • основные исторические этапы становления и развития эстрадной музыки и джаза в контексте социально-экономических, национально-этнических и художественно-эстетических явлений;
  • основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития;
  • специфические джазовые приемы (импровизационность, метроритмические особенности, свинг, артикуляцию);
  • средства музыкально-исполнительской выразительности эстрадно-джазовой музыки;
  • особенности развития и стилистики отечественного джаза;
  • взаимодействие джаза с другими видами музыкального искусства

Опросы по вопроснику, викторины, сообщения с использованием дополнительной литературы и обобщением материала, изученного в классе

5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Овчинников, Е. История джаза: учебник. В 2-х вып. / Е. Овчинников. – Москва: Музыка, 1994. – Вып. 1.
  2. Клитин, С. Искусство эстрады 19-20 века / С. Клитин. – Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2005.
  3. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – Москва: Советский композитор, 1990.
  4. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / сост. А. Троицкий. – Москва: Книга, 1990.

Дополнительная литература

  1. Айвазян А. Рок 1953/1991.- С.-Пб.,1992
  2. Баташев А. Советский джаз.-М.,1972.
  3. Бенсон Росс. Пол Маккартни. Личность и миф. – М., 1993.
  4. Бриль И. Практическое руководство по джазовой импровизации.-М.,1979.
  5. Бычков Е. Пинк Флойд (Легенды рока).-Караганда, 1991.
  6. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз».-Л., 1990.
  7. Дмитриев Ю. Леонид Утесов.-М., 1983.
  8. Дэвис Хантер. Битлз. Авторизованная биография.-М., 1990.
  9. Козлов, А. Рок: история и развитие / А. Козлов. – Москва: Синкопа, 2001.
  10. Кокорев, А. Панк-рок от А до Я / А. Кокорев. – Москва: Музыка, 1991.
  11. Коллиер Дж. Луи Армстронг. М., 1987
  12. Коллиер Дж. Становление джаза.-М.,1984.
  13. Королев, О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок - и поп музыки: термины и понятия / О. Королев. – Москва: Музыка, 2002Коллиер Дж. Дюк Эллингтон. М., 1989
  14. Курбановский А. Рок-блокнот. С.-Пб., 1991
  15. Мархасев Л. В легком жанре.-Л., 1984.
  16. Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. –Ташкент, 1992
  17. Мошков, К. Блюз. Введение в историю / К. Мошков. – Санкт-Петербург: Лань, 2010
  18. Мошков, К. Индустрия джаза в Америке / К. Мошков. – Санкт-Петербург: Лань, 2008
  19. Музыка наших дней / ред. Д. Волохин – Москва: Аванта+, 2002
  20. Панасье Юг. История подлинного джаза.-М.,1990
  21. Переверзев Л. Очерки по истории джаза. // Музыкальная жизнь.-1966.-№3,5,9,12
  22. Переверзев Л. Дюк Эллингтон и его оркестр // Музыкальная жизнь.-1971.-№22.
  23. Переверзев Л. Чарли Паркер.// Музыкальная жизнь.-1984.-№10.
  24. Переверзев Л. Оркестр Олега Лундстрема // Музыкальная жизнь.-1973.-№12.
  25. Поговорим о джазе: размышления великих музыкантов о жизни и музыке / пер. с англ. Ю. Верменич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  26. Сарджент У. Джаз.-М., 1987.
  27. Симоненко П. Мелодии джаза.-Киев, 1984
  28. Скай Рик. Фредди Меркьюри.-М., 1993.
  29. Советский джаз: Проблемы. События. Мастера.-М., 1987.
  30. Троицкий А. Молодежная музыка 80-х // Музыкальная жизнь.-1980.-№12.
  31. Федоров Е. Рок в нескольких лицах.-М., 1989.
  32. Фейзер Л. Книга о джазе. Перевод Ю. Верменича. Воронеж, 1971
  33. Феофанов О. Музыка бунта.-М., 1975.
  34. Фейертаг, В. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник / В. Фейертаг. – Санкт-Петербург: СКИФИЯ, 2009.
  35. Фишер, А. Джазовый стиль бибоп и его корифеи: учебное пособие) / А. Фишер, Л. Шабалина. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010.
  36. Чугунов Ю. Гармония в джазе.-М., 1980.
  37. Шмидель Г. Битлз. Жизнь и песни.-М.,1977.
  1. Избранная дискография по курсу

  1. «АВВА» с60-08353-54
  2. Ансамбль «Арсенал». Второе дыхание с60-2369002
  3. Антология советского джаза. Первые шаги М6045827006
  4. Армстронг Луи. с60-05909-10
  5. Бейси Каунт и семеро из Канзас-Сити с60-10279-80
  6. Бейси Каунт. Когда садится солнце. М60-47075-009
  7. Бейси Каунт. 14 золотых мелодий (2пл). с60-18653-4
  8. Битлз. Вкус меда. с60-26581-006
  9. Битлз. Вечер трудного дня. с60-23579-008
  10. The Beatles. Love songs ВТА 1141/42
  11. Бриль Игорь, джазовый ансамбль. Оркестр приехал с60-14065-66
  12. Брубек Дейв в Москве (2пл.) с60-301903007, с60-30195-001
  13. Гершвин Джордж. Популярные мелодии с60-08625-26
  14. Диско клуб-9. Джазовые композиции с60-19673-000
  15. Голощекин Давид. Ленинградский ансамбль джазовой музыки. 15 лет спустя. с60-20507-007
  16. Гудмен Бенни. Что может сделать лунный свет. М6047507006
  17. Дэвис Майлс и гиганты современного джаза М60-48821-006
  18. Джеймс Гарри и его оркестр. Человек, которого я люблю М60-49229-006
  19. Deep Purple. In Rock П91-00221-2
  20. Джон Элтон. Городской бродяга. с60-24123-002
  21. Джон Элтон. Твоя песня с60-26003-002
  22. Jonn Elton. The one BL1027
  23. Донеган Дороти с60-20423-005
  24. «Квин». Величайшие хиты А60-00703-001
  25. «Криденс», группа. Бродячий оркестр. С60-27093-009
  26. «Лед Зеппелин», группа. Лестница на небеса с60-27501-005
  27. Лундстрем Олег и его оркестр. Памяти Дюка Эллингтона с60-08473-74
  28. Ленинградский диксиленд 33СМ02787-88
  29. Лундстрем Олег и его оркестр. В сочных тонах с60-1837-74
  30. Лундстрем Олег и его оркестр. Серенада Солнечной долины с60-18651-52
  31. Маккартни Пол. Снова в СССР. А6000415006
  32. Миллер Гленн и его оркестр. В настроении М60-47094-002
  33. Музыкальный магазин. Памяти Л.Утесова М6044997-001
  34. Паркер Чарли. М60-48457-007
  35. Pink Floyd. Live А60 00543-007
  36. Питерсон Оскар и Диззи Гиллеспи с60-10287-88
  37. Питерсон Оскар. Трио О. Питерсона. с60-16679-80
  38. Пресли Элвис. Все в порядке М60-48919-003
  39. Роллинг стоунз, группа. Игра с огнем М60 48371 000
  40. Роллинг стоунз, группа. Леди Джейн с60 27411-006
  41. Росс Дайана с60-12387-8
  42. Уайтмен Пол, оркестр п/у М60 41643-44
  43. Уандер СтивиСолнце моей жизни С60 26825-009
  44. Фитцджеральд Элла С60-06017-18
  45. Фитцджеральд Элла поет произведения Дюка Эллингтона С90 29749004
  46. Фитцджеральд Элла. Танцы в Савойе. С6027469006
  47. Хендрикс Барбара. Негритянские спиричуэлсы А 1000185005
  48. Цфасман Александр. Встречи и расставания М6047455-008
  49. Уэббер Эндрю Ллойд. Иисус Христос – суперзвезда П9100029
  50. Уинтер Пол. Концерт Земле с6024669003
  51. Charles Ray. Selected songs. ВТА 11890
  52. Эллингтон Дюк встречается с Коулменом Хокинсом с60-10263-64
  53. Эллингтон Дюк и его оркестр. Концерт (пл.2) с6026783007

Приложение 2

Вопросник

  1. Афроамериканские корни джаза.
  2. Что такое импровизация.
  3. Периодизация стилевой эволюции джаза.
  4. Спиричуэлс:

Время возникновения;

Определение;

  1. Ранний афро-американский фольклор:

2 группы;

Краткая характеристика жанров;

  1. Трудовые песни
  2. Поэтические образы (тексты) спиричуэлов.
  3. Музыкальная стилистика или характерные жанровые особенности спиричуэлов.
  4. Госпел:

Краткая характеристика;

Отличие от спиричуэлов;

  1. Исполнители трудовых песен и спиричуэлов.
  2. Рэгтайм:

Определение;

Характеристика (возникновение, время);

  1. «Sporting life»:

Значение слова;

  1. Скотт Джоплин
  2. Когда был опубликован регтайм «Кленовый лист»?

Объяснить появление.

  1. Кварталы увеселительных заведений Нового Орлеана, Чикаго,

Нью-Йорка.

  1. Особенности менестрельной (черной) эстрады.
  2. Какими танцами завершалась эволюция рэгтайма.
  3. В каких произведениях классической музыки проявляются черты спиричуэла и рэгтайма.
  4. Перечислите жанры и названия спиричуэлов.
  5. Значение слова «блюз».
  6. Время возникновения раннего блюза.
  7. Разновидности блюза (классификация).
  8. Известные представители и исполнители сельского блюза.
  9. Характеристика сельского блюза.
  10. Характеристика городского блюза (время возникновения).
  11. Первая исполнительница блюзов.
  12. «Короли» и «королевы» блюзов.
  13. Характеристика урбанистического блюза (время возникновения).
  14. Отличие блюза от спиричуэла.
  15. Жанровые признаки блюза.
  16. Поэтические образы блюза и его содержание.
  17. Исполнители блюзов.
  18. Первые печатные блюзы. Композиторы. Названия.
  19. Название произведения Дж.Гершвина, в котором используются блюзовые темы.
  20. Жанровые и стилистические модификации блюза. Представители.
  21. Джаз – значение слова. Происхождение.
  22. Город – «Колыбель джаза».
  23. Ранние джазовые стили. Отличия.
  24. Евро-американский тип джазовой музыки. Диксиленд. Представители.
  25. Марчинг-бэнды и стрит-бэнды Нового Орлеана.
  26. Джазмены нового поколения (Новый Орлеан, Чикаго).
  27. Стрит-джаз:

Время возникновения;

Характеристика;

Представители;

Приложение 3

Список терминов для терминологического диктанта

РАЗДЕЛ I. Джазовое искусство

Архаический блюз, архаический джаз, афроамериканская музыка, барбершоп-гармония, баррел-хаус-стиль, биг-бит, биг-бэнд, блокаккорды, блуждающий бас, блюз, блюзовый лад, брасс-бэнд, брейк, бридж, буги-вуги, бэкграунд, гарлемский джаз, граул, граунд-бит, дерти-тоны, «джаззинг», джазовая форма, джангл-стиль, диксиленд, кейк-уок, классический блюз, корус, менестрельный театр, офф-бит, офф-питч-тоны, рифф, свинг, симфоджаз, страйд-стиль

Авангардный джаз, афрокубинский джаз, барок-джаз, би-боп, верс, вест-коуст-джаз, комбо, мейнстрим, прогрессив, скэт, современный джаз, стоп-тайм-техника, «третье течение», фолк-джаз, фор-бит, фри-джаз, фьюжн, хард-боп, олер, хот-джаз, «четвертое течение», чикагский джаз, шафл, электронный джаз, «эра джаза».

РАЗДЕЛ II. Эстрадная музыка

РАЗДЕЛ III. Рок культура

Авангардный рок, альтернативный рок, андеграунд-рок, арт-рок, битники, блэк-металл, брейк-данс, гиттер-рок, глэм-рок, гранж, индастриал-рок, интеллектуальный рок, мейнстрим-рок, панк-рок, прогрессивный рок, ритм-энд-блюз, рокабилли, рок-н-ролл, рэггей, рэйв, рэп, симфорок, фолк-рок, хард-рок, хэви-металл,

Приложение 4

Примерные билеты к дифференцированному зачету

Билет №1

1. Истоки джазовой музыки

2. Французский шансон

Билет № 2

1. Жанры афроамериканского фольклора

2. Этапы развития эстрадной песни в отечественной и зарубежной эстраде

Билет № 3.

1. Рэгтайм

2. Рок-музыка США 1950-1960-х годов

Билет №4

1. Блюз: этапы развития жанра

2. Советская массовая песня

Билет №5

1. Классический джаз. Стиль свинг

2. Рок-музыка в СССР

Билет № 6

1. Стиль кул и другие джазовые течения 1950-х годов

Билет № 7

1. Джазовые стили 1960-1970 годов

2. Британский бит 1960-х годов

Билет № 8

1. Стиль бибоп.

2. Рок-опера и рок-мюзикл

Билет № 9

1. Пути развития джаза в постсоветской России

2. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)

Билет № 10

1. Авангардные стили джаза. Фри-джаз

2. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)

Билет №11

1. Джаз в Советской России

2. Жанр мюзикла: история возникновения, этапы развития

Приложение 5

Критерии оценки ответов студентов на зачете:

Оценка «отлично» выставляется, если ответ по теоретическому материалу содержателен, логично выстроен, с достаточной степенью подробности раскрывает обсуждаемый вопрос, основан на правильном истолковании терминологии, оснащен музыкально-иллюстративными примерами.

Оценка «хорошо» ставится, если ответ по теоретическому материалу недостаточно подробен, имеются незначительные ошибки в использовании терминологии.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ по теоретическому основан на дискретно изложенных сведениях, не создающих полной картины по рассматриваемому вопросу, выявляется плохое знание терминологии.


1.1 История возникновения эстрадного искусства

Слово "эстрада" (от латинского strata) означает - настил, помост, возвышенность, площадка.

Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".

Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade - вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века.

Также существует такое определение эстрады:

Сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных выступлений артиста.

Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является -- "Его Величество номер" -- как говорил Н. Смирнов-Сокольский 1 .

Номер - маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.

В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.

На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del - arte (театр масок ) XVI- п.п.XVII века.

Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.

В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль . Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии масок".

Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные формы эстрадного творчества используются как развлекательное времяпровождение.

Это не случайно. В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальный зал). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения. В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах - в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, получили распространение кафе-концерты, первоначально представлявшие собой литературно-художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок). Развлечение не исключает собой фактора духовности, для артиста эстрады особенно важна гражданская позиция.

Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок дурному вкусу. Для того чтобы не сорваться в пропасть вульгарности и пошлости, артисту необходим истинный талант, вкус и чутьё. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению пёстрого искусства варьете . Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от фр. - обозрение). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец. Варьете имеет свои модификации:

- варьете из отдельных номеров

- варьете-спектакль

- танцевальное кабаре

- ревю

В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу .

Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки.

Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не стоит на месте.

Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е...

Акустические характеристики укулеле

Рисунок 1 Укулеле -- миниатюрная четырёхструнная гавайскаягитара, появившаяся в конце 19 века на островах Гавайского архипелага, расположенного в северной части Тихого Океана. Его создателями являются Португальские иммигранты...

Проблема художественной ценности музыки

Музыка... Что она такое? В чем ее сила? Задумываться над этим люди начали очень давно. «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. ...Поэтому нужно разбираться в голосах...

Необычайно стремительные изменения условий современной жизни требуют от людей адекватных оценок и быстрых решений для более успешной реализации своего потенциала...

Процесс формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов

Молодежный возраст от 17 до 20 лет занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения...

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Очень серьезно на развитие музыкального вкуса учащихся влияют различные направления современной музыки. Это рок - музыка, техно, попса, рэп и другие направления. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве...

Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы - «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления...

Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков

Эстрада -- вид сценического искусства, подразумевающий собой, как отдельный жанр, так и синтез жанров. Он включал в себя пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии...

Эстрада - вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.

Эстрадная музыка - вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.

Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.

Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию, завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова, «Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта.

В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной музыке, с другой - свои, специфические.

Термин «эстрадный оркестр» был предложен Л. О. Утёсовым в конце 40-х гг., что дало возможность разделить два понятия:
музыку собственно эстрадную и джазовую.

У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих признаков: наличие постоянной ритмической пульсации, осуществляемой ритм-секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой музыке свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство - свинг, а формы современного джаза порой достаточно сложны для восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью и чрезвычайной ритмической простотой.

Один из самых распространенных видов эстрадных инструментальных составов - эстрадно-симфонический оркестр (ЭСО), или симфоджаз. В нашей стране становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н. Кнушевицкого, Н. Г. Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадно-симфонических оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых пьес и фантазий на известные темы до аккомпанемента песен и оперетт.

Кроме непременной ритм-секции и полного духового состава биг-бэнда (группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра - деревянные духовые, валторны и струнные (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в ЭСО приближается к симфоническому оркестру: струнная группа доминирует, что связано с преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО; большую роль играют деревянные духовые инструменты; сам принцип оркестровки весьма близок к принятому в симфоническом оркестре, хотя наличие постоянно пульсирующей ритм-секции и более активная роль медной группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой звучание джаз-оркестра. Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа, вибрафон, литавры.

В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по радио и телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в больших эстрадных концертах и фестивалях. Многие советские композиторы пишут музыку специально для ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н. Людви-ковский, О. Н. Хромушин, Р. М. Леденев, Ю. С. Саульский, М. М. Кажлаев, В. Е. Тер-лецкий, А. С. Мажуков, В. Г. Рубашевский, А. В. Кальварский и другие.

К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен: традиционный романс, современная лирическая песня, пес ня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением. Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, - стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого демократизма - в старинном романсе и в современном городском фольклоре.

Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в советских эстрадных песнях звучат темы гражданственности, патриотизма, борьбы за мир и т. д. Недаром песни И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева-Седого, М. И. Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д. Ф. Тухманова и других советских композиторов пользуются любовью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня Соловьева-Седого «Подмосковные вечера». В XX в. сменяли друг друга различные виды танцевальной музыки. Так, танго, румбу, фокстрот сменил рок-н-ролл, на смену ему пришли твист и шейк, большую популярность имели ритмы самбы и босса-новы. В течение ряда лет в эстрадно-танцевальной музыке был распространен стиль диско. Он возник из сплава негритянской инструментальной музыки с элементами пения и пластики, характерных для эстрадных певцов из Латинской Америки, в частности с острова Ямайки. Тесно связанная в Западной Европе и США с индустрией грамзаписи и практикой деятельности дискотек, музыка стиля диско оказалась одним из быстротекущих направлений эстрадно-танцевальной музыки 2-й половины XX в.

Среди советских композиторов, заложивших отечественные традиции в жанре танцевальной музыки, - А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, А. М. Полонский и другие.

К области эстрадной музыки можно отнести современную рок-музыку. В музыкальной культуре Западной Европы и США - это течение, очень пестрое по идейно-художественному уровню и эстетическим принципам. Оно представлено как произведениями, выражающими протест против социальной несправедливости, милитаризма, войны, так и сочинениями, проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же разнородна музыкальная стилистика ансамблей, представляющих это течение. Есть у них, однако, общая основа, некоторые отличительные черты.

Одна из таких черт - использование пения, сольного и ансамблевого, а следовательно, и текста, несущего самостоятельное содержание, и человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники ансамблей или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов. Ведущие инструменты - гитары, а также различные клавишные, реже духовые. Звучание инструментов усиливается различными преобразователями звука, электронными усилителями. От джазовой музыки рок-музыка отличается более дробной метроритмической структурой.

В нашей стране элементы рок-музыки получили свое отражение в творчестве вокально-инструментальных ансамблей (ВИА).

Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности играла значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Страница 1

Слово "эстрада" (

от латинского strata

означает – настил, помост, возвышенность, площадка.

Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада

Это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".

Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade

вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века.

Также существует такое определение эстрады:

Сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных выступлений артиста.

Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является - "Его Величество номер" - как говорил Н. Смирнов-Сокольский1.

Номер

Маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.

В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.

На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del-arte (театр масок) XVI- п.п.XVII века.

Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.

В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль. Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии масок".

Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные формы эстрадного творчества используются как развлекательное времяпровождение.