Десятибалльная система: что означает каждая отметка? Как десятибалльная система оценок изменит жизнь российских школьников 10 балльная шкала оценивания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Десятибалльная система оценки
результатов учебной деятельности учащихся
в учреждениях, обеспечивающих получение
общего среднего образования

Общие положения

1. В соответствии с Законом "Об образовании в Республике Беларусь" (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3), Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 49) в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, проводится аттестация обучающихся в целях определения уровня усвоения учебного материала за определенный период обучения.

Устанавливаются текущая, промежуточная и итоговая аттестации учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной и практической формах.

Порядок аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, определяется соответствующими Правилами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

2. Аттестация по каждому учебному предмету осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются в баллах по 10-балльной шкале отметок: 1 (один), 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять).

Отметка "0" (ноль) выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент аттестации.

3. Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с планируемыми целями, требованиями учебных программ, образовательных стандартов.

Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка.

Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальн ое (знаковое) выражение в баллах.

4. 10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловлен ные виды, формы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация.

5. Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:

образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

стимулирующая , заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функц иональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;

социальная, проявляющаяся в дифференцированн ом подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

6. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.

Первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворитель ный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

7. Установленные уровни усвоения учебного материала в целях осуществления контрольно-оцено чной деятельности соотносятся с основными функциями учебного процесса — распознавания, описания, объяснения и преобразования реальных и идеальных объектов изучения.

Основные результаты учебной деятельности учащихся по распознаванию объектов изучения, предъявленных в готовом виде, проявляются в их узнавании, обнаружении, опознании, различении по существенным признакам и свойствам и могут быть выражены словесно, образно, в действии.

Овладение функцией описания проявляется в воспроизведении учащимися отдельных сторон усваиваемого содержания, связей между его различными объектами и на этой основе осуществляется их перечисление, упорядочивание, группировка, классификация и демонстрация путем повествования, рассказа, выполнения упражнений, задач и заданий по известным правилам или образцу. Описание как функция учебного процесса включает и широкий круг видов учебной деятельности, опирающихся на мыслительные операции наблюдения, сравнения, анализа и синтеза.

Функция объяснения заключается в раскрытии сущности объекта изучения, требует от учащихся его предварительного описания и проявляется в установлении и обосновании закономерных связей и отношений, формулировании утверждений, демонстрации доказательств путем доводов и аргументов, логических выводов, выполнения различных заданий на основе известных правил, предписаний, схем, алгоритмов.

Освоение учащимися процедуры объяснения свидетельствует о том, что они умеют применять ранее усвоенные знания, пользоваться разными источниками знаний и применять их содержание для решения познавательных и учебных задач, оформления результатов работы — владеют и оперируют программным учебным материалом в знакомой ситуации.

Сформированность преобразовательн ой функции проявляется во владении и оперировании учащимися усвоенным учебным материалом как на основе заданных условий, ориентиров, известных правил и предписаний, так и в самостоятельном конструировании новых способов решения учебных задач, видоизменении объекта изучения, построении алгоритмов для выполнения заданий, получении практических результатов, связанных с конкретной ситуацией, степень знакомства с которой может быть различной.

8. Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся установленным уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логичес кие, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию реальных и идеальных объектов изучения.

При этом распознавание, воспроизведение программного учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельност и учащихся в выполнении учебных задач.

9. Установленные уровни характеризуют степень усвоения знаний, развития умственных и практических действий, общеучебных, специальных предметных и других умений, познавательной самостоятельност и учащихся.

На каждом из уровней осуществляется градация отметок по два балла по возрастающей от 1 до 10 баллов в виде 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся (табл.1).

На основании представленной 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся устанавливаются соответствующие нормы оценки по всем предметам.

Таблица 1

Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся

Показатели оценки

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных и практических действий по образцу

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти(определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала(описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу

Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала(описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач, заданий

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений задач и заданий по образцу, на основе предписаний)

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации(развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий)

Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации(применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий)

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

10. Аттестация осуществляется по результатам учебной деятельности учащихся посредством контроля уровня усвоения учебного материала по предмету.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Устанавливаются основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся: поурочный, тематический, промежуточный, итоговый.

11. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики материала учебного предмета, количества часов, отводимых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

12. В зависимости от вида контроля, этапа обучения и заданных целей определяются методы, с помощью которых та или иная форма контроля позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве процесса и результатах учебной деятельности учащихся: беседа, опрос, наблюдение, самостоятельные и контрольные работы, дидактические тесты, лабораторные и практические работы, диктанты, сочинения, рефераты, зачеты, экзамены и др.

13. Поурочный контроль учебной деятельности учащихся проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала. Он имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение.

При осуществлении поурочного контроля важным является оценивание процесса учебной деятельности учащихся, их мыслительных операций, познавательных и общеучебных умений, использования ими рациональных способов выполнения задания с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели, волевых усилий и других индивидуальных и личностных качеств. Учитель наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Выставляемая при поурочном контроле отметка в обязательном порядке должна носить интегральный характер как показатель, в совокупности отражающий и характеризующий результаты учебной деятельности учащегося.

При условии усвоения учащимися учебного материала в соответствии с целями, поставленными на уроке, результаты их учебной деятельности оцениваются отметками от 1 до 10 баллов включительно.

14. Тематический контроль проводится для проверки степени усвоения учащимися учебного материала определенной темы программы.

При тематическом контроле требования к оценке результатов учебной деятельности учащихся возрастают, поскольку в данном случае речь идет об оценке результатов относительно завершенного этапа обучения.

В зависимости от специфики предмета, учебной программы определяются количество измерений, устная, письменная, практическая или комбинированная формы и наиболее целесообразные методы проверки.

Количество обязательных контрольных работ для осуществления тематического контроля устанавливается Единым речевым режимом учреждения общего среднего образования, утверждаемым Министерством образования.

Результаты тематического контроля являются определяющими при выставлении отметки за учебную четверть.

15. Промежуточный контроль осуществляется с целью проверки уровня усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени и при необходимости может проводиться в конце четверти (триместра или полугодия) в соответствии с требованиями Единого речевого режима учреждения общего среднего образования.

16. Выставление отметки за четверть (триместр или полугодие) осуществляется на основе результатов тематического и промежуточного контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению учителя) поурочного балла как среднее арифметическое отметок. При этом учитывается динамика индивидуальных учебных достижений ученика на конец четверти (триместра или полугодия).

По учебным предметам, на изучение которых отводится по одному часу в неделю, отметка может выставляться за триместр или полугодие.

17. Проведение итогового контроля, осуществляется в соответствии с требованиями Единого речевого режима учреждения общего среднего образования, Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

18. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам, полугодиям) с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

19. Итоговая отметка учащимся выпускных классов по тем предметам, которые выносятся на выпускные экзамены, выставляется на основе годовых и экзаменационных отметок в соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

20. Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются от самого низкого до самоговысокого балла независимо от вида контроля и уровня изучения учебных предметов (базовый, повышенный или углубленный).

Понравился ответ Леонида, полностью согласен, что оценка по 10 бальной шкале - это перебор, слишком много значений.

Сам я регулярно с 2012 года сижу на Кинопоиске и отмечаю все просмотренные мной фильмы. Друзья, которые так же там зарегистрированы, обычно ставят слишком завышенные оценки, если объективно смотреть на фильм, и слишком занижают, если фильм полнейший кал. Что-то среднее редко встречается, то есть диапазон 2-5 и оценка 6 почти не используются, что печально. Люди бездумно ставят оценки фильмам, а ведь авторы просматривают, как народу из творение.

Лично я образно делю шкалу на 5 частей: 1-шлак/мусор, то что не должно существовать, если фильм в каким-то образом оскорбляет пред части или фильм на столько плох, что его единственная цель - сбор денег на названии, так часто бывает с сиквелами, приквелами, ремейками...

Диапазон 2-4: для меня это плохой фильм, который я и оцениваю соответствующе, хоть он и плохой, но излишне занижать оценку фильму не стоит, фильм редко бывает без каких-либо изюминок, за которые можно и поставить балл; 2 - это уже граница, фильм почти упал в моих глазах.

Диапазон 5-6: здесь располагаются нормальные фильмы или просто средняк. 5 - это фильм, который не впечатлил, да и не особо понравился, почти что плохой фильм, но не переходит в соответствующую категорию, тк я оцениваю не на одних эмоциях, просто фильм не мой. 6 - это почти хороший фильм, который совсем чуть-чуть не дотянул до хороших фильмов, чего то не хватило и все.

Диапазон 7-9: это уже хорошие фильмы, которым стоит рекомендовать людям, после которых нет чувства потерянного времени. 7 - просто хороший фильм, все в нем стандартно, баланс соблюдён во всем, нет заявок на что-то большее, больше развлекательное кино. 8 и 9 - почти одно и то же, тут просто на самом деле, если фильм пришёлся вам по душе и на следующий день после просмотра, со свежей головой, вам хочется вернуться и пересмотреть его или обсудить с друзьями, порекомендовать, то 8. А если фильм перевернул вашу жизнь, поменял образ мышления, заставил пересмотреть ценности, то очевидно, что фильм заслуживает высшей оценки.

Не стоит полошатся на одни эмоции от фильма, следует уделять внимание не одному сюжету и картинке в целом, но и игре актёров, не тупо любоваться ими, какие они красавчики. Наблюдать за бутафорией, бывают очень стильные фильмы, которые за счёт этого и вывозят, тк создают на столько правдоподобную атмосферу, которая буквально заволакивает вас туда. Так же надо уделять внимание звуку, точнее музыке. Это самые простые вещи, для простых любителей кино.

Надеюсь моя система кому-то что-то даст.

На вопрос Если оценивать себя по 10-ти бальной шкале причем за отметки брать такие параметры как: 1) красоту 2) ум (+ см вн) заданный автором WERONIKA лучший ответ это На семёрку я бы себя оценила.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Если оценивать себя по 10-ти бальной шкале причем за отметки брать такие параметры как: 1) красоту 2) ум (+ см вн)

Ответ от [на]~[своей]~[волне] [гуру]
Здравствуйте Frau WERONIKA!
Такая замечательная дуальность «причина и следствие» , что этому стоит посвятить статью.
Человек может считать себя причиной чего-либо, либо следствием чего-либо, и это естественное явление.
Когда человек начинает заниматься духовным ростом, то это, как правило, происходит потому, что его что-то не устраивает. Он чувствует себя следствием чего-то, над чем хочет стать причиной.
Другими словами, он имеет убеждение, что является следствием этого, и хочет почувствовать себя причиной над этим, как-то изменить положение дел.
Занимаясь собой, человек так или иначе пересматривает какие-то принципы, убеждения, мировоззрение; жизнь становится лучше, и теперь он чувствует себя больше причиной в жизни, чем следствием. Его убеждение изменилось – теперь он склонен считать себя причиной в своей жизни, а не следствием.
Многие практики и системы построены именно на этом принципе, и многие люди на это «ведутся» - ведь считать себя причиной (и ощущать) гораздо приятнее, чем следствием. Вам обещают, что вы станете супер-успешным бизнесменом-миллионером, волшебником, магом невиданной силы и т. д. и т. п. Это притягивает, потому что очень уж хочется поверить в сказку и сделать ее реальностью. Но достигают обещанного – единицы.


Ответ от Володимир Гірняк [гуру]
Думаю, некоректно самому себе ставить оценки)) И большинство из ваших критериев можно оценить лишь по поступкам...


Ответ от Ёергей Зевакин [гуру]
У меня получилось около 100 баллов, но тут еще за скромность отсутствует критерий


Ответ от Olga Lol [гуру]
ну. . думаю гдето более ста


Ответ от Desert Rose [гуру]
даа 12 критерий скромность)


Ответ от Павел Гармашов [гуру]
Думаю 5, если по десяти бальной системе.


Ответ от Лёля [гуру]
Боюсь. чт наши оценки не всегда совпадают с оценками окружающих!


Ответ от - [гуру]
Взрослым людям нет дела до игр в песочнице и мерянием друг с другом чем-либо.
Взрослые люди всегда уверены и твердо знают что лучше чем они никого нет.
А если есть то это всего лишь ошибки при обработке данных и неправильные подсчеты)


Ответ от Леди Винтер [гуру]
Я очень люблю себя любимую на все 10 баллов


Ответ от Виктор Бобров [гуру]
Наивысшие


Ответ от Ольга [гуру]
1) Красота - 7баллов.
2) Ум - 9 баллов.
3) Обаяние - 9 баллов.
4) Остроумие - 9 баллов.
5) Чувство юмора - 8 баллов.
6) Умение общаться - 6 баллов. (Я - прямолинейный, резкий, неуживчивый и местами грубоватый человек) .
7) Доброта - 8 баллов.
8) Честность - 7 баллов.
9) Открытость - 6 баллов (немногих людей подпускаю к себе) .
10) Щедрость - 8 баллов.
11) Характер сложен и неоднозначен, от - 9 до +9 баллов, в зависимости от того, какие "грани" характера заблистают сегодня, в той или иной ситуации.
Нет ни одной "десятки" в списке, так как пределу совершенству нет.))


Ответ от --- †Байкер из склепа † --- [гуру]
моя шкала зашкаливает.


Ответ от GEDO [гуру]
Симпатичный я.))


Ответ от Кроме [гуру]
восьмерка, лежащая на боку))


Ответ от Ѕозяйка тихого омута! [гуру]
Бесценна и этим довольна вполне!

Система оценивания знаний – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала. Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная. Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценивание их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния на становление личности

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество. Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив. Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения. Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки. Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно система оценивания в школе. Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно. Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-балльная система: плюсы и минусы

По задумке шкала от 1 до 5 демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

Оценка

Характеристика ученика

Вообще не знает и не понимает учебный материал

Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах

Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и на письме

Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а на письме допускает лишь незначительные ошибки

Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

Плюсы:

  • система традиционная и привычная, а поэтому понятна и ученикам, и родителям;
  • хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.

Минусы:

  • критерии оценивания не дают возможности точно и объективно оценить знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т. д.);
  • система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
  • плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
  • очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя.

10-балльная система: плюсы и минусы

Основное отличие этой системы – более глубокая классификация и детализация учебных достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Оценка

Характеристика

Уровень учебной деятельности

Полное отсутствие учебной активности

Неудовлетворительно

Различие, распознавание, поверхностное знакомство с предметом

Почти удовлетворительно

Удовлетворительно

Запоминание и неосознанное воспроизведение

Весьма удовлетворительно

Понимание теории, осознанность

Весьма хорошо

Очень хорошо

Полное владение теоретическим материалом

Почти отлично

Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний

Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т. д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценивания знаний хоть немного, но более адекватным. Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы. Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.


Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще. По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок. Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.

Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы - это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности как проблема и потребность практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.

НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(десятибалльная шкала)

Структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся

10-балльная шкала Основные показатели степени обученности учащихся Обученность в % Уровень
1 балл – очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя, товарищей, переписывал с доски около 1 % Различие, распознание
2 балла – слабо Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде, переписал работу с какого-то сборника От 2 до 4 % (уровень знакомства)
3 балла – посредственно Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) От 5 до 9 % Запоминание
4 балла – удовлетворительно Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить От 10 до 16 % (неосознанное воспроизведение)
Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда, выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез От 17 до 25 % Понимание
6 баллов – хорошо Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. От 26 до 36 % (осознанное воспроизведение)
7 баллов – очень хорошо Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить её в простейших случаях. От 37 до 49 % Элементарные умения и
8 баллов – отлично Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. От 50 до 64 % навыки (репродуктивный уровень)
9 баллов – прекрасно Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности От 65 до 81 % Перенос
10 баллов – великолепно Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков От 82 до 100 % (творческий уровень)

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИФРОВОЙ ОТМЕТКИ:

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения; использованы знания или умения, превышающие требования школьной программы, творческое применение знаний и умений
9 баллов – прекрасно Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения
8 баллов – отлично Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения
7 баллов – очень хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 1-2 ошибок или 2-3 недочётов по текущему учебному материалу; не более 1 ошибки или 2 недочётов по пройденному материалу
6 баллов – хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 1-2 ошибок или 2-3 недочётов по текущему учебному материалу; не более 1 ошибки или 2 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
5 баллов – недостаточно хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2-3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
4 балла – удовлетворительно Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4 ошибок или 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ошибок или не более 7 недочетов по пройденному учебному материалу
3 балла – посредственно Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4 ошибок или 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ошибок или не более 7 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
2 балла – слабо Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
1 балл – очень слабо Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяются умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) – проверка, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контрольный диктант

1. Объём соответствует количеству слов по чтению.

2. Негрубые (недочёты) ошибки:

  • исключения из правил;
  • повторение одной и той же буквы;
  • перенос слов;
  • единичный пропуск буквы на конце слова:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной» строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

3. Однотипные ошибки

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

5. За одну ошибку в диктанте считаются

  • 2 исправления;
  • две пунктуационные ошибки.

6. Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении)

Выставление оценок за контрольный диктант

Баллы
10 баллов – великолепно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок, 1 недочёт
8 баллов – отлично Отсутствие ошибок, 2 недочёта или 1 пунктуационная
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка и 1 недочёт или 1 орфографическая и 1 пунктуационных
6 баллов – хорошо 2 ошибки или 1 орфографическая и 2 пунктуационных
5 баллов – недостаточно хорошо 3 ошибки и 1 недочёт или 1 орфографическая и 3-4 пунктуационных
4 балла – удовлетворительно 4 ошибки и 1 недочет
3 балла – посредственно 5 ошибки и 1 недочет
2 балла – слабо Не более 6 ошибок
1 балл – очень слабо Наличие более 7 ошибок или 10 недочётов
  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются

  • Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске).

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 12-20)

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки
4 балла – удовлетворительно 2 ошибки и 1 исправление
3 балла – посредственно 3 ошибки
2 балла – слабо 4 ошибки
1 балл – очень слабо 5 ошибок и более

Количество слов для словарного диктанта

Оценки за контрольное списывание

Оценки за грамматическое задание

Изложение

В изложении оценивается :

За изложение ставятся отметки:

«9» – за работу, в которой правильно передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;
«8» – за работу, в которой правильно передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; допущена 1орфографическая или пунктуационная ошибка;
«7» – за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; допущены 2 орфографические ошибки или пунктуационные ошибки;
«6», «5» – за работу, в которой при передаче содержания текста пропущены какие-либо моменты; в построении предложений и в употреблении слов есть недочёты; пропущены 3-4 орфографические и пунктуационные ошибки;
«4», «3», «2», «1» – неудовлетворительные оценки за существенные искажения при передаче авторского текста. В построении предложений нарушен порядок, допущено более 5 ошибок.

Тестирование

Тестирование оценивается по критериям и нормам оценки, как и грамматические задания, или же по уровням: высокий (выполнены правильно все предложенные задания); средний (Выполнены все задания с незначительными погрешностями); низкий (выполнены отдельные задания).

Шкала оценивания по русскому языку (устно)

10 – великолепно Творчески применяет полученные знания на практике, может самостоятельно формировать новые умения и знания на основе полученных ранее знаний, а также имеющихся умений и навыков
9 – прекрасно Знает изученные правила и автоматически, на уровне навыков, использует их при письме. Самостоятельно делает выводы.
8 – отлично Осмысленно применяет полученные знания на практике. При воспроизведении правила приводит свои примеры.
7 – очень хорошо Осмысленно воспроизводит правило, приводит примеры из учебника и свои. Находит орфограммы в тексте и может объяснить их написание.
6 – хорошо Знает правило, применяет его при письме, отличает орфограммы в тексте, иногда допускает ошибки, которые сам исправляет. Все примеры из учебника.
5 – недостаточно хорошо Пересказывает правило и приводит примеры из учебника, находит данные орфограммы в тексте, но иногда может ошибаться.
4 – удовлетворительно Пересказывает правило, всегда приводит примеры из учебника, допуская неточности по содержанию.
3 – посредственно Пересказывает правило, иногда приводит примеры из учебника, но не всегда верно.
2 – слабо Знает название темы, может пересказать правило с помощью подсказок учителя и одноклассников
1 – очень слабо Может назвать тему и найти материал к ней в учебнике

Литературное чтение

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 – великолепно Читает бегло, эмоционально, проникновенно, артистично. Умеет прекрасно анализировать текст, прочитанный самостоятельно. Может составить рассказ, сказку, написать стихотворение и т.п.
9 – прекрасно Чтение беглое, выразительное, эмоциональное, проникновенное. Ученик составляет план и даёт точные характеристики героям. Легко выполняет задания творческого характера (делает собственное выводы и умозаключения).
8 – отлично Читает выше нормы и выразительно. Пересказывает текст, составляет план, даёт характеристики героям, может сравнивать, анализировать, делать выводы, при этом допускает незначительные ошибки, которые сам же и исправляет.
7 – очень хорошо Читает быстрее нормы, но недостаточно выразительно. Пересказывает текст, самостоятельно частично составляет план и даёт краткие характеристики героям.
6 – хорошо Читает текст в пределах нормы, без ошибок, но не выразительно. Может пересказать текст с незначительными неточностями. С помощью учителя составляет план и даёт характеристики героям.
5 – недостаточно хорошо Читает текст в пределах нормы, соблюдает паузы и логическое ударение. Пересказывает текст с единичными ошибками и неточностями.
4 – удовлетворительно При чтении укладывается в норму, допускает незначительное количество ошибок. Частично соблюдает паузы и логическое ударение. Пересказывает текст целиком, допускает ошибки и неточности.
3 – посредственно При чтении текста укладывается в норму, при этом допускает ошибки, не соблюдает пауз и логического ударения. Может с незначительными искажениями пересказать отдельные эпизоды произведения.
2 – слабо Навыки чтения ниже нормы. Может назвать героев произведения и пересказать текст с помощью вопросов учителя.
1 – очень слабо Навыки чтения значительно ниже нормы. Читает произведение с большим количеством ошибок и не может пересказать его содержание.

Математика

Учитывая допущенные в контрольной работе ошибки, учитель должен иметь в виду, что грамматические ошибки, допущенные в контрольной работе, считаются недочётом.
Главным критерием оценки выполнения заданий являются обнаруженные учеником: усвоение правил и определений; умение составлять и записывать условие задачи (при необходимости); умение найти правильное действие и решить его; умение выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); умение применять правила и определения на практике.
В контрольной работе используются разные виды заданий: математический диктант, задачи, примеры на арифметические действия, выражения на порядок действий, уравнения, задания на построение геометрических фигур.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочёты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Контрольная работа. Примеры

Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно Выполнено задание повышенной сложности (логическая задача)
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление (недочёт) или 2 ошибки
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки и 1 исправление
4 балла – удовлетворительно 3 ошибки
3 балла – посредственно 4 ошибки
2 балла – слабо 5 ошибок
1 балл – очень слабо Более 6 ошибок

Контрольная работа. Задачи

Комбинированная контрольная работа

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно Выполнена вся работа (в том числе и задания повышенной трудности) без недочётов, при отличном оформлении
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность. Выполнена вся работа без недочётов, кроме заданий повышенной сложности.
8 баллов – отлично 1-2 исправления
7 баллов – очень хорошо Не менее? верно, нет ошибок при решении задачи
6 баллов – хорошо
5 баллов – недостаточно хорошо Не менее? верно, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче

Не менее? верно, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче, вычислительные ошибки в решении примеров

4 балла – удовлетворительно
3 балла – посредственно
2 балла – слабо Не выполнено больше половины задания
1 балл – очень слабо

Окружающий мир (естествознание)

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Творчески применяет полученные знания на практике, легко формирует новые умения на базе полученных знаний, собственных наблюдений и дополнительных источников информации (словарей, энциклопедий, журналов и т.д.)
9 – прекрасно Легко выполняет задания на творческом уровне, свободно оперирует теорией в практической деятельности. Имеет целостное восприятие окружающего мира.
8 – отлично Демонстрирует полное понимание сути теории, легко применяет её на практике. В выполнении заданий творческого характера допускает ошибки, которые сам же и исправляет.
7 – очень хорошо Чётко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, хорошо видит связь теории с практикой. Может выполнять простейшие мыслительные операции
6 – хорошо Полно, осознанно излагает учебный материал, допуская незначительные недочёты, но испытывает затруднения в выполнении заданий творческого характера
5 – недостаточно хорошо Даёт краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы, демонстрируя осознанность знаний. Допускает ошибки, которые сам же исправляет
4 – удовлетворительно Самостоятельно даёт характеристику изучаемому материалу, допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя и одноклассников
3 – посредственно Может дать краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы с помощью алгоритма или опорных вопросов учителя и товарищей
2 – слабо Читает текст, может неосознанно пересказать его отдельные фрагменты. Отличает изученные объекты от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде (муляжей, таблиц и т.п.), но не может дать им характеристику
1 – очень слабо Читает текст, но пересказать ничего не может

Окружающий мир (обществознание)

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Демонстрирует полное понимание исторического события, понятия, свободно владеет терминологией, способен анализировать исторический источник, привлекает дополнительный материал, может определить историческое значение конкретного исторического события
9 – прекрасно Даёт полную характеристику историческим событиям, привлекая дополнительный материал, свободно владеет исторической терминологией, фактическим материалом, умеет сравнивать и давать оценку историческим событиям
8 – отлично Может изложить историческое событие в логической последовательности, иллюстрирует его конкретными фактами, выявляет причинно-следственные связи, называет точные даты и имена участников
7 – очень хорошо Легко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, но допускает отдельные неточности в последовательности излагаемых событий
6 – хорошо Может изложить конкретное историческое событие, назвать имена участников, дату
5 – недостаточно хорошо Может пересказать конкретное историческое событие, допуская неточности, исправляя их с помощью учителя
4 – удовлетворительно Может кратко пересказать конкретное историческое событие, допуская при этом ошибки, которые исправляет с помощью учителя, запомнил часть конкретных исторических дат
3 – посредственно Может назвать конкретные исторические события, отдельные термины и некоторые исторические личности
2 – слабо Читает текст, может ответить на вопрос, используя прочитанное
1 – очень слабо Читает текст, но не понимает его сути

Литература

  1. «Контроль и оценка в начальной школе. Методическое письмо от 19.11.98».
  2. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок степени обученности по предмету. – М., 2002.