Проект по профориентации в детском саду в старшей группе детского сада. Краткосрочный проект в детском саду. Старшая группа

Проект старшейгруппы « Вода »

Вода - основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке.

Актуальность проекта:

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Цель проекта:

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни;

Задачи проекта:

-формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель), о разных её состояниях;

-учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе;

- познакомить с обитателями водоёмов;

-учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

- воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;

-воспитывать интерес у детей к живой природе.

Методы исследования:

-Наблюдения,

-беседы с детьми о воде,

-чтение художественной литературы,

-рассматривание иллюстраций,

- самостоятельное рисование,

-заучивание стихотворений,

- отгадывание загадок,

- физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры,

-информационные листы для родителей

Наблюдения :

- За «огородом» на подоконнике,полив цветов;

- Наблюдения на прогулках затающим снегом, капелью.

Ход проекта:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию (можно ли прожить без воды) .

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

-Кому нужна вода?

-Кто живёт в воде?

-Где в природе встречается вода?

Поэтапное решение проблемы:

Цель : Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах.

3.Проведение темы по всем образовательным областям.

4.Экспериментальная деятельность.

5. Выставка работ детей;

6.Выход: Викторина «КАПИТОШКИНЫ ЗАБАВЫ»

Художественная литература:

- Чтение рассказов, стихов, сказок о воде. «Дождик»Л.Квитко; «Первый снег» Я.Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи»Д.Максимович.

Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений.

Загадывание тематических загадок.

Трудовая деятельность .

«Напоим цветы водой» , «Расти семечко».

Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения засыхают, теряют листья.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

Утренняя беседа: «Что мы знаем о воде?»

Познание (расширение кругозора)

Тема: «Вода-источник жизни».

Цель: Расширять познания по теме, воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

-Рисование «Берегите воду».

Цель:- Прививать бережное отношение к воде,как к источнику жизни;

-Учить рисовать

- Пальчиковая игра « звенит капель»

Чтение худ.литературы: «Весна» Богдан Чалый;

П.и «Ручеёк»

ВТОРНИК.

Утренняя беседа « откуда берётся вода?»

Развитие речи «Разучивание стихотворения « Волшебница – вода ».

Цель: развивать слуховую память,артикуляционный аппарат,учить произносить стихотворение в разном темпе и с выражением.

Математика «Потерялись капельки».

Цель: закреплять счёт в пределах 10,закреплять знания цветов, продолжать учить сравнивать 2 группы предметов.

Пальчиковая игра «А я по воду пошёл».

Чтение худ. литературы: «Я под краном руки мыла».

Д.и «угадай-ка»(учить отгадывать загадки по теме)

СРЕДА.

Утренняя беседа: «Можем ли мы прожить без воды?»

Экспериментальная деятельность: «Вода в различных состояниях.

Свойства воды».

Цель:

-Наблюдение за водой в различных её состояниях (снег, лёд, пар).

- Пронаблюдать свойства воды (без запаха, бесцветная,прозрачная,растворитель,текучая).

Аппликация « Стакан газированной воды».

Цель: Закреплять знание различных напитков на основе воды, продолжать учить аккуратно вырезать мелкие детали из цветной бумаги (пузырьки газа) и наклеивать на композицию.

Чтение худ.литературы: «Горные ручьи» Д.Максимович.

Вечернее развлечение« Надувание мыльных пузырей.»

Задачи : доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой; следить за правильностью выполнения вдоха (через нос, учить направлять струю воздуха при выдохе).

ЧЕТВЕРГ.

Утренняя беседа «Весенние изменения в природе. Состояния воды»

Развитие речи: « составление рассказа по картине «Круговорот воды в природе».

Цель: -Учить составлять рассказ по картине, развивать связную речь и последовательность,дополнять рассказ товарища.

Игра-эксперимент «Тонет- не тонет»

Задачи: обогащать чувственный опыт детей, их представления о многообразии свойств предметов окружающего мира, развивать умение узнавать и называть их.

Чтение худ.литературы:«Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия;

ПЯТНИЦА.

Утренняя беседа « Что мы знаем о воде?- говорят она везде!»

Рисование «На воде» - коллективное

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования на поверхности воды, учить выполнять несложные изображения, развивать творческие способности, фантазию.

Викторина «Капитошкины забавы»

Подготовила и провела воспитатель старшей группы Микуленене Н.О.

Выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления.

Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, которые носят отражательный характер, где ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми и события, детям трудно направить содержание игры, расширить ее, организовать детский коллектив. Отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянное пополнение знаний о социальной действительности, о деятельности людей. Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Внедряя эту программу, перед воспитателем ставилась цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Для выполнения этой задачи, наряду с другими, была использована такая форма работы как «Встреча с интересным человеком». Огромная роль в процессе формирования положительного отношения к труду у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к труду ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение. Дошкольное детство - самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к трудовой деятельности человека. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта:долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5-7лет. Основной целью является создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях. Для достижения поставленной цели разработала анкету для родителей (Приложение №1), диагностический инструментарий с целью выявления знаний дошкольников о профессиях (Приложение №2) примерное перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с профессиями (Приложение№3), организована традиция «Встреча с интересными людьми», где с успехом проходят и экскурсии. Исходя из поставленной цели были определены и задачи:

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения , но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности: профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы; домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п; труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п. хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др. Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со старшей группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. На момент пребывания детей в средней группе (сентябрь) был составлен вопросник для родителей, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек. На родительском собрании воспитателем было рассказано о желании проводить "Встречи с интересными людьми". Родителям было объяснено, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, воспитатель наметил план встреч таким образом, чтобы они (встречи) помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался первый этап работы . Второй этап - это подготовка мероприятия. Он предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой - со взрослым. Первые встречи проводятся с сотрудниками группы и детского сада. Прежде всего, пробуждался интерес детей к предстоящей встрече или теме. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, в группу вносилась вышивка. Рассматривалась с детьми. Воспитатель восхищался работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале у детей обязательно закладывалось положительное отношение, и только потом давалась информация. Предлагалось узнать дома у взрослых - умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве. В группе открывалась выставка из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему.

Рассказывалось об истории вышивки,

Показывались пяльцы, наперсток, разные иглы, объяснялось, зачем они нужны, как их можно использовать ,

Вносились образцы, выполненные в разной технике,

Демонстрировались разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть,

Показывались образцы тканей: ситец, лен, вафельная ткань и др.

Рассказывалось, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, это могут быть просто картины и разнообразные украшения,

Обращалось внимание на аккуратность, чистоту вышивок,

Демонстрировалось, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).

Понимание детей подводилось к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать. Дети выразили желание пригласить ее на встречу. Может возникнуть вопрос - зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие, в таком случае, проходит более оживленно. Детям предлагалось подумать, что бы им хотелось узнать у человека, с которым планируется встреча. Индивидуально с каждым обговаривались вопросы, давалась установка на то, что вопрос надо запомнить. Вместе с детьми решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором будет рассказывать. Например, игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми - для того, кто любит печь. Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей. Параллельно велась работа с взрослыми. Давался перечень детских вопросов, советы, что понадобится на мероприятии. Родителям подсказывалось, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, любителю вышивать, советовалось на встрече показать детям канву из соломки, ее дети еще не видели, внести капроновые нитки, с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки предлагалось принести разнообразные пряности, чтобы дети могли понюхать и попробовать. Родителям озвучивались педагогические приемы, которые можно было бы использовать в процессе встречи. Например, во время встречи с пекарем предлагалось вылепить булочки всем вместе. Обращалось внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.

Гостю предлагалось подумать, какой подарок он приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то и закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это могла бы быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся их шитьем, или жезл при встрече с полицейским. Часто встреча включала в себя практическую часть, и дети становились участниками трудовой деятельности. Например, любители домашней выпечки , готовили вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Решая нравственные задачи, накануне мероприятия с детьми готовился подарок и приглашение для взрослого, организовывалась "школа этикета". Обговаривалось, как гостя будем встречать, где удобнее предложить раздеться, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решалось, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты. Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Встреча начиналась с приема. Дети встречали, помогали гостю раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем воспитатель проводил знакомство. Представляя гостя, обязательно называлось его имя, отчество, профессия и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращалось внимание гостя на индивидуальные особенности каждого. (Это Марина- она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом…). Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть. В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Воспитатель обращал внимание на значимость того, чем занимается гость, восхищался "золотыми руками", которые помогают в жизни. Если позволяло время, гость приглашался к столу, и проводилось чаепитие. Такая работа планируется проводиться в группе в течение двух лет. Её результаты приносят свои плоды. К концу старшей группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечали раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы , передавать домашние задания.

Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствуют по два человека от семьи. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то, уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера 90% родителей. Уже после первой "Встречи с интересным человеком" дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Те мамы, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились. Стали советоваться с воспитателями, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.

Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Ребята легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.

Использованная литература:

«Беседа с дошкольниками о профессиях» Т.В. Попова, 2005г.

«Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина, 2007г.

«Учимся, говорим, играем» Г.И Сергеенко, 2006г.

«Развитие речи в детском саду» Г.А. Кошлева,2009 г.

«ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнилеева,

Приложение №1.

Уважаемые родители!

С целью обогащения знаний дошкольников об окружающем мире, просим ответить Вас на следующие вопросы:

1. Как называется ваша профессия? Знает ли ваш ребенок что-либо о вашей профессии?

2. Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии?

3. Какие орудия труда необходимы для вашей профессиональной деятельности?

4. Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества?

5. Каковы ваши увлечения, хобби?

6. Интересуется ли ваш ребенок вашей профессиональной деятельностью или вашим увлечением?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Диагностика «Выявление знаний дошкольников о профессиях» По методике Ф.Г.Даскаловой

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы по теме «Что такое профессия?».

Проведение исследования. С детьми 5-6 лет проводят индивидуальную беседу: «Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»

Обработка данных. Результаты по каждой беседе оформляются в таблицу.

Подсчитывают среднее число названных дошкольниками профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу

Примерное содержание представлений дошкольников о профессиях


Возраст детей

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Осознают общественную значимость результатов труда взрослых.

Имеют полное представление о труде строителей (каменщика, маляра, плотника), крестьян (хлебороба, животновода, овощевода), работников швейной фабрики (закройщика, швеи), работников транспорта (шофера, водителя, машиниста).


Расширяются представления о труде взрослых: его содержаний, коллективном характере.

Имеют представления о профессиях моряка, космонавта, учителя, библиотекаря.

Складывается обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.


Приложение №3

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом людей

старших дошкольников



Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повара, работники прачечной, музыкальный руководитель, медсестра и т.д.

Расширять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2.

Сентябрь

Труд людей в сельском хозяйстве: хлебороб

Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

3.

Октябрь

Труд работников почты

Расширять представления детей о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Приемщица посылок принимает посылку , взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Почтальон доставляет почту на дом

4.

Ноябрь

Особенности труда людей в библиотеке

Пополнять знания детей о профессии библиографа: в библиотеке устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Активизировать словарь детей: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки


5.

Декабрь

Беседа с инспектором ДПС

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС

6.

Январь

Труд работников ателье

Формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит, в примерочной делают примерки одежды.

Активизация словаря: разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.


7.

Февраль

Труд строителей

Познакомить детей с обобщающим словом строитель. Дать представление детям строительных профессиях: каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др. Учить детей группировать, объединять профессии по общему признаку.

8.

Март

Беседа с плотником.

Уточнять представления детей, что в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. Активизировать словарь детей: молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка.

9.

Март

Беседа о труде медицинских работников

Углубить представление детей о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи»; благодарить за внимание и заботу.

10.

Апрель

Экскурсия в школу

Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена», учитель учит читать, писать, считать. Вызвать у детей желание пойти в школу

11.

Апрель

Беседа о профессии космонавта

Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.

12.

Май

Беседы о труде людей разных профессий

Человек славен трудом, экскурсии к памятным местам в честь героев

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе


Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников просвещения: детский сад, школа

Продолжать формировать понимание трудовых процессов сотрудников детского сада ; учить строить наглядно-схематическую модель трудового процесса. Углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; воспитывать эмоционально-положительное отношение к школе и желание учиться.

2.

Октябрь

Труд работников торговли

Уточнять представления о труде работников торговли, о профессиях (кассир, продавец, водитель, товаровед), о функциях, которые выполняют представители этих профессий, о материалах, оборудовании, которыми пользуются.

3.

Ноябрь

Труд людей в библиотеке

Познакомить с историей происхождения и изготовления книги, ее составные части(обложка, переплет, страницы, иллюстрации); показать как она преобразовывалась под влиянием творчества человека; воспитывать бережное отношение к книге. Познакомить с работой читального и абонементного залов. Формировать представления о библиотеке и профессии библиотекаря

4.

Ноябрь

Экскурсия в парикмахерскую

Углубить представления детей о взаимосвязи труда всех работников парикмахерской: дамский мастер, мужской мастер, мастер по маникюру, визажист, кассир, администратор. Визажист-мастер по прическам и макияжу, эта профессия очень важна и нужна везде. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность, желание следить за своим внешним видом.

5.

Декабрь

Труд работников ателье

Расширять представления детей о взаимосвязи труда разных профессий, занятых на одном производстве: приемщица, закройщик, портной, модельер. Углубить представления детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), определять их особенности. Модельеры разрабатывают новые современные модели обуви, платьев, костюмов и др. Чтобы стать модельером, нужно уметь рисовать и обладать хорошим вкусом; именно они диктуют моду для всех нас. Активизировать словарь детей: лекало, манекен, мерка, сантиметр, примерочная.

6.

Декабрь

Труд работников ДПС

Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора; закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице.

7.

Январь

Труд военных, строителей, пожарных, спасателей.

Знакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях; воспитывать чувство ответственности. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать пожарных, спасателей.

8.

Февраль

Труд медицинских работников

Углублять знания детей о профессиях врача: терапевта, инфекциониста, хирурга, окулиста, стоматолога, рентгенолога. Уточнять знания детей о том, что врачи работают в поликлинике, больнице, им помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, дают лекарства, водят на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают мед.сестрам ухаживать за больными. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь.

9.

Март

Труд мам

Расширить представления детей о профессиях мам. Их важности для людей ; воспитывать уважение к труду мамы и желание помогать ей.

10.

Март

Труд людей в сельском хозяйстве

Подводить к пониманию взаимосвязи сельскохозяйственных работ в разное время года и их влияния на результат труда (правильно и вовремя проведенные зимние и весенние работы – будет хороший урожай). Дать представление о том, что на результат сельского труда оказывают влияние погодные условия. Учить понимать взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий (рабочие в городах на заводах изготавливают с\х технику, перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села, и т.д.)

11.

Апрель

Наблюдение за работой сантехника, электрика, столяра, рабочего по ремонту мебели (в детском саду)

Формировать обобщенные представления о труде взрослых. О социальной значимости труда людей. Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд. Воспитывать интерес и уважение к результатам их деятельности (бережное отношение к предметам и вещам).

12.

Апрель

Инженеры и изобретатели

Формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И.П.Кулибине, А.С.Попове, А.Н.Туполеве); развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны.

13.

Май

Профессия диктор радио и телевидения, журналист

Дать представления детям о профессии диктора. Диктор должен знать отлично родной язык, чтобы правильно и четко, без запинок произносить слова; он должен быть дисциплинированным и вежливым. Дать представления о профессии журналиста – она очень важная и почетная; журналист первым узнает все новости, а потом их рассказывает нам.

14.

Май

Человек трудился всегда

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям

Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ

Краткосрочный педагогический проект

«Волшебница вода

(для детей старшей группы )

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы , родители.

Срок реализации проекта : неделя

Актуальность :

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности

Объект : Вода в нашей жизни .

Гипотеза : Мы предположили, что без воды нельзя прожить

Проблема : Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы :

Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости;

Ухудшение экологической обстановки

Цель проекта : Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи :

Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное) ;

Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

Развивать навыки элементарного экспериментирования;

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты :

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Овладеть элементарными навыками экспериментирования

Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи) .

Принципы реализации проекта :

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта :

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты) .

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Этапы реализации проекта :

I этап : подготовительный

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.) .

4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

5. Сбор иллюстративного материала

II этап : основной

Направление работы Цель Пособия и оборудование

I блок – Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Вода , вода – кругом вода » Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое) .

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде. Конспект

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Конспект

Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил Конспект

Собери мозаику «Кораблик»

Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

Пальчиковая игра «Водичка – вода » , «Моем руки» , «речка и рыбка» , «По воду» Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. -

II блок – Познавательное развитие

Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов

Опыт №1 : «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода , три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета

Опыт № 2 «Живая вода » Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода »

Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях : жидком – вода ; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег

Опыт № 5 «Очистка грязной воды» . Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.

III блок – Речевое развитие

Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек» , Л. Люшина «Капелька» , Э. Мошковской «Капля в море» , Г. К. Андерсона «Дюймовочка» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» , «История одного пруда» , «Жила – была Река» , Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Книги

Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.

«Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата Книга

IV блок – Художественно-эстетическое развитие

Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений Лист бумаги, цветные карандаши

Рисование живительная влага Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши

Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей

Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги Белая бумага

V блок – Игровая деятельность

Разрезные картинки Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки

Животные водоемов Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема

Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность Карточки с изображением различного состояния воды : водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

VI блок – Физическое развитие

Подвижная игра : «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.

Подвижная игра : «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода » Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность Мяч

Создание снежных фигурок Закрепить приёмы : скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей. Снег, лопатки, ведерки

Совместная деятельность родителей и детей

1. Изготовление макета отдельных частей аквариума (водоросли, камни, рыбки и т. д.)

Цель : Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

2. Поиск необходимых материалов и сбор водопада

III этап : Заключительный

В ходе реализации проекта «Волшебница вода » у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Результат работы :

1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы

2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме

3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу

4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Тема работы «Вторая жизнь мусора»

Выполнили:
Селюнина София
Ромащенко Элина
Старшая логопедическая группа
БДОУ г. Омска «Детский сад
№ 207 комбинированного вида»

Руководитель:
Гринченко Елена Николаевна
воспитатель

Введение
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно, — это мусор. Мы родились, живем и растем в городе Омске. Нам часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяются еще столько же мусора. И во всем этом роются бродячие собаки. А весной наш город превращается в мусорное поле. Но потом организовывают субботники, приезжают машины, весь мусор грузят и увозят. «Куда?» Взрослые отвечают: «На свалку!»

В Омске в данный момент существует один варианта утилизации мусора –вывоз на городскую свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет. В ходе беседы по этой теме выявилась проблема : Что делать с мусором? А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

Таким образом, цель нашей исследовательской работы – это узнать всё о способах утилизации мусора и научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.

Задачи:
— узнать, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома;
— познакомиться со способами «борьбы» с мусором;
— научиться изготавливать полезные изделия из бытового мусора;
— показать родителям, насколько интересным и радостным может быть творчество в домашних условиях и в детском саду.

Также интересное исследовательское занятие для старшей группы:

Основная часть
Что делать с мусором? Этой проблемой мы заинтересовались тогда, когда у нас в группе скопилось много пустых стаканчиков из-под мороженого, ложечек и коробочек из-под сока, которые не вошли в мусорное ведро. Няня дала нам мусорный пакет. Мы спросили: «Куда уносят мешки с мусором?». Нам ответили: «В мусорные контейнеры».

В течение недели мы проследили, что чаще всего выбрасывают в детском саду и дома. Узнали, что дома больше всего накапливаются бытовые отходы. Это бумага, пластмасса и пищевые отходы. А в детском саду в основном накапливается бумага. После этого мы решили провести опрос у детей нашей группы. Задавали вопросы: Кто больше всего мусорит? Куда вы выбрасываете мусор?

Нам стало интересно, что дальше происходит с мусором. Воспитательница сказала, что потом мусор увозят на свалку, сжигают или утилизируют. И нам дали домашнее задание: спросить у родителей, что такое утилизация, посмотреть в энциклопедии и в интернете.

Мы узнали, что утилизация – это когда мусор перерабатывают и используют второй раз. Это самый лучший способ избавиться от мусора. Но для этого нужно строить специальные заводы и учиться раскладывать мусор по разным пакетам. Интересно, а мы можем дать вторую жизнь мусору? Что мы можем сделать из мусора?

Осенью мы листья собирали,
Дружно в яму засыпали.
А весною на огороде
В почву их добавили,
Чтобы овощи росли,
Урожай нам принесли.
Из пробок и бутылок сшили нам дорожки,
Чтобы по ним ходили наши ножки.
Каждый день мы закаляемся,
Здоровьем наполняемся.

Как использовать бутылки
Нам придумать помогли.
На занятья физкультурой
Родители нам кегли принесли.
Мы газеты рвали, мяли,
Но выбрасывать не стали.
Её в рисунки добавляли
И поделки собирали.

Собрались мы в нашей группе
Чтоб научиться говорить.
Упражненья на дыханье
Надо часто проводить.
Из стаканчиков веселых
Получились ветрячки,
А из фантиков красивых
Сделали мы бабочки.
Теперь научимся мы быстро
Дышать и говорить отлично.

Ложечки нам тоже пригодились,
Мы по ним считать учились.
А если их правильно сложить,
Можно нужную фигуру получить.

А еще на праздник
Сщили нам наряды.
Показать их всем
Мы были очень рады.

Потом выставку организовали
И гостей мы приглашали.
Участвовал весь детский сад
В проекте «Мусор вокруг нас».

Мы узнали много нового и интересного о мусоре и о том, что такое утилизация. Научились создавать полезные вещи из мусора. В работе принимали участие дети нашей группы, родители и воспитатели. У нашей группы фантазии не занимать, а доказательство тому – это наши готовые изделия.

Выводы
Можно ли мусору дать «вторую жизнь»? Да. Мы узнали много нового и интересного о мусоре и о том, что такое утилизация. Научились создавать полезные вещи из мусора. В работе принимали участие дети нашей группы, родители и воспитатели. У нашей группы фантазии не занимать, а доказательство тому – это наши готовые изделия.

Название: Детский исследовательский проект для детей старшей группы «Вторая жизнь мусора»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа детского сада

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: БДОУ города Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»
Месторасположение: город Омск, Омская область

Проектная деятельность в старшей группе по теме: "Такие разные тарелки"

Описание материала : Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию творческий проект: Такие разные тарелки" для старшей группы детского сада.
Продолжительность : краткосрочный.
Тип проекта: творческий, ознакомительно-ориентировочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
-лепка посуды из солёного теста, роспись;

-дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
-проведение исследовательской деятельности «Какие разные тарелочки» (Опыты по сравнению)
-история появления тарелок (беседа)

Для педагогов:
- презентация «Такие разные тарелки»
- разработка тематического проекта по теме
- создание презентации;
-выставка книг с загадками о тарелке;
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
-создание тарелки в технике папье - маше


- создание папки передвижки «История тарелки»
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-подбор художественной литературы, изготовление книги стихов и загадок про тарелку


Сбор экспонатов.
Исследовательский:
- знакомство с разными видами тарелок(Просмотр презентации "Разные тарелки"
-откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
- опыты по сравнению

Создание продукта по проекту:
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- организация выставки поделок из тарелок,


- организация выставки расписанных тарелок из солёного теста;


- выставка, подготовленная родителями