Как раскрывается характер печорина во взаимоотношениях с грушницким сочинение. Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери (по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова)

Билет № 18

Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа “Герой нашего времени” (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).

Один из рассказов А. Грина (по выбору учащегося): сюжет, герои, смысл рассказа.

Образ Печорина -- центральный в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него, оттеняя отдельные стороны его характера и поступков, хотя каждый из героев романа интересен сам по себе.

Грушницкий. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Он -- посредственность, ему присуща вполне простительная в его возрасте слабость -- “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он как бы стремится играть роль “существа, обреченного каким-то тайным страданиям”. Грушницкий -- пародия на Печорина. Поэтому он и раздражает главного героя романа, тот начинает своеобразную игру. Печорин раскрывает истинное лицо Грушницкого: мстительного и подлого, способного выстрелить в безоружного человека. Во время дуэли он предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима: “Нам на земле вдвоем нет места!” Грушницкий оттеняет истинность и значительность душевных мук Печорина, этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким проявляется и разрушительная сила индивидуализма Печорина.

Интересно и сопоставление Печорина с Максимом Максимычем. Этот старый штабс-капитан -- человек честный и добрый, его суждения несут отпечаток жизненного опыта и здравого смысла. Он привязан к Печорину, глубоко переживает его холодность при неожиданной встрече. Искренность и непосредственность Максима Максимыча оттеняют по контрасту вежливое безразличие Печорина. Но в то же время очевидно, что Максиму Максимычу, живущему обыденными житейскими заботами, совершенно не понятен мир Печорина, и это если не оправдывает, то как-то объясняет нежелание Печорина отобедать с ним и рассказать ему о своей жизни в Петербурге.

Грушницкий и Вернер -- это две порознь существующие в жизни ипостаси характера Печорина. Первый -- утрированное отражение

чисто внешних печоринских черт, второй воспроизводит немало его внутренних качеств. В этом смысле Грушницкий и Вернер представляют полную противоположность друг другу. Внешняя красота и эффектность Грушницкого контрастируют с непривлекательной наружностью доктора Вернера. Уродливо себялюбивой душе Грушницкого противостоит обаяние “красоты душевной” Вернера: в душе первого нет “ни на грош поэзии”, другой -- “поэт на деле”. Грушницкий -- ограниченный эгоист, Вернер способен на подлинно гуманные чувства. Но характер Печорина намного сложнее простой арифметической суммы качеств одного и другого.

Личность Печорина своеобразно раскрывается и через его отношения с женщинами. О женщинах и любви он говорит с иронией, разуверившись и в том и в другом. Но история отношений Печорина с каждой из героинь приобретает драматический и даже трагический характер. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В “любви дикарки” он искренне пытается найти забвение от мучавшей его тоски, но его беспокойное воображение и ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Смерть Бэлы -- тяжелое обвинение Печорину. Но его вина искупается тем потрясением, которое он испытал. Спустя много лет, когда Максим Максимыч упомянул о Бэле, Печорин “чуть-чуть” побледнел и отвернулся... почти тотчас принужденно зевнув. В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма.

Затевая интригу, Печорин не преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху, самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь.

Вера. Любовь к ней -- глубокое и давнее чувство: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть”. Вера лучше, чем кто-либо другой, “проникла во все тайны” его души. Их любовь -- это любовь-страдание. “Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно”. Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.

В рассказе А. Грина “Зеленая лампа” повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненном падении богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего.

Это рассказ-притча. В нем есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.

Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света -- лампа, во второй -- Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой. Смысл этого рассказа-притчи -- противоестественность стремления позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку. За это и наказан Стильтон.

“Я давно не подходил к вашему окну, -- произнес потрясенный рассказом Ива Стильтон. -- Давно... Очень давно. Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи... Простите меня”.

Другая важная мысль, выраженная в притче, -- тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила этому человеку путь в будущее.

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне через полтора года сдать экзамен для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком...”

Обучение

29.11.2018

«КНЯЖНА МЕРИ»

В повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с простыми людьми и людьми «естественными» -- горцами. И как бы эти люди не отличались друг от друга -- «смирные» или «хищные», -- их объединяет то, что по отношению к Печорину они -- дру-гой социальный круг. Печорин всюду оказывается чужим, при-шельцем из другого мира, вносящим смятение, раздор и стра-дания, нарушающим естественный, традиционный порядок жи-зни, ход ее событий.

Края - это повторяющиеся изображения в романе. Печорин встречает один из этих краевых изображений в Тамани. Печорин называет свою обитель в Тамани «маленькой хижине на самом краю моря» и описывает ее, утверждая, что «почти у подножия ее стен была явная капля к морю, с синими волнами, брызгами и бормотанием, неуклонно ниже». Края прекрасно символизируют жизнь Печорина, он живет на краю и в течение многих раз в романе приближается к падению. Молодая женщина в Тамани почти бросает его в море. Печорин много раз избегает смерти. людей, окружающих его, не так удачливы.

Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже надоела. Он начал читать, учиться, и очень скоро убедился, что в том обществе, которое его взрастило, наука не может дать человек ни счастья, ни славы, в которых он видел смысл бытия. Жизнь обесценилась в его глазах, и его одолели скука, тоска - верные спутники разочарования.

Печорин и Грушницкий участвуют в поединке на скале, другие краевые образы. Печорин стреляет в Грушницкого, а сила пули бросает тело Грушницкого над утесом и в воды внизу. Печорин становится печальной сценой в конце своего пребывания в Тамани. Он видит, как слепой мальчик эмоционально разбивается. Эта сцена похожа на более позднюю сцену в романе, где Печорин сталкивается с собственным расстройством. Слепой мальчик плачет после того, как молодая женщина и Янко покидают его.

Печорин разваливается после того, как Вера и ее муж исчезнут. Михаил Юрьевич Лермонтов - писатель эпохи романтики. Он изображает подсознательное качество природы в этом романе. Печорин, главный герой романа, много раз перегружается настройками романа. Печорин дает длинное и яркое описание пейзажа Кисловодска, он утверждает: Все таинственно: мрачный оттенок извести проходит над вспенивающимся потоком, который ревет от уступа к уступу, пробираясь сквозь зеленые холмы, и овраги, полные тумана и тишины, которые отделяются здесь во всех направлениях, свежесть ароматного воздуха, тяжелая с духами высоких южных трав и белой акации, и непрестанный, сочный звук с ледяными потоками, которые встречаются в подножие долины и весело расхаживают друг друга, пока, наконец, они не спешат в Подкумок.

С этого момента Печорин возвращается в социально близ-кую ему среду. Здесь даже восстанавливаются некоторые свя-зи: Грушницкий -- давний приятель, княгиня Лиговская (со-общает Печорину, что знала его мать и была дружна с его тетушками).

Что изменилось в его отношении с окружающими?

Он, более чем когда-нибудь, чужой и неприкаянный. Его влечет к общению с людьми, он по-прежнему полон любопыт-ства, но в то же время ироничен, насмешлив и колок. После объятий с Грушницким он сообщает о нем такую историю и с такой интонацией, что и у читателя не возникает к нему ника-кого уважения. В решительный драматический момент никого не осталось рядом с Печориным, только Вернер оказывается способным откликнуться.

Печорин боится и в восторге от пейзажа. Печорин чувствует сильную связь с обстановкой в ​​романе. Иногда он более связан к настройкам, чем люди вокруг него. Чтобы доказать, что предопределение существует, и что люди не контролируют свою судьбу, Вулич играет своей жизнью. Печорин рассказывает сцену со следующими строками: Со смешанным страхом и каким-то неописуемым любопытством все глаза бросились туда и сюда между пистолетом и роковым тузом. Он трепетал в воздухе и медленно скользил вниз. Когда он коснулся стола, Вулич потянул триумф.

Азартная игра - важная тема в романе: Вулич - не единственный персонаж, играющий в азартные игры своей жизнью. Печорин постоянно ставит себя в опасные ситуации. Истории в этом романе, в основном, Печорин держит пистолет на голове и видит, оскорбления или нет. Любопытство, которое кратко упоминается в цитате выше, также является еще одной темой в романе. Любопытство управляет хаосом во многих частях романа. Любопытство Печорина заставляет его следовать за слепым мальчиком в Тамани. Это также заставляет его шпионить за Грушницким, драгунским капитаном и принцессой Мэри.

В этой повести Печорин так же деятелен и активен, как и раньше.

Отличаются ли чем-нибудь его поступки в новой истории от тех, что были описаны в первой части?

Новелла «Княжна Мери» раскрывает коллизию добра и зла в образе Печорина и два его начала -- высокое «демоническое» и обыденное, «земное». Два слоя намечаются и в самосознании героя. «Высшее начало», демоническое, улавливается другими персонажами. Так, в монологе Веры видна «программа» харак-тера Печорина, и в ней Печорин не случайно напоминает лер-монтовского Демона. Но если в поэме «Демон» борьба добра и зла носит титанический характер, то в романе, в среде «водя-ного общества», конфликт во внешнем плане мельчится, а са-ма борьба захватывает характеры ничтожные и опускается до уровня оскорбленного мелкого самолюбия.

«Для прабабушки Аурелии Аи, страстного зрителя зарзуэлей, читателя романов и заводчика семьи Кальдерон». Исследователи, которые занимались популярной литературой, находили некоторые проблемы, которые он порождает как объект исследования, - позвольте мне выражение - мультиформ и белок.

Из филологического, историко-литературного подхода и наивно начинающегося со значения слов фразы «популярная литература» первый вывод, который мы достигаем, - это необходимость переосмыслить корпус того, что мы называем популярной литературой. Первое значение словарного словаря Словарь Академии определяет его как «Искусство, которое использует как средство выражения языка», и что касается популярности, шестое значение слова в том же словаре дает следующее определение: «Сказанное формы культуры: считаются самими людьми и составляют их традиции».

В первой части Печорин вел себя, как своевольный эгоист, себялюбец, но его поступки были «крупными», могли объяс-няться страстью, любовью, желанием общения, близостью с людьми. В «Княжне Мери» многие его поступки «мелкие». Он подслушивает, подсматривает, перетягивает к себе слушателей от княжны, чтобы ее позлить; перекупает на ее глазах ковер и проводит мимо ее окон свою лошадь, покрытую этим ковром. И все это ради чего? Ведь он не любит Мери, не собирается ее обольщать, значит, и с Грушницким ему делить нечего.

Он сказал ранее, что популярная литература может быть набором постановок, изображающих людей. Причудливость и живописность, которые объясняют их увлечение жителями гор Паса, потому что они принадлежали к закрытому микромиру, который до недавнего времени имел традиционную систему жизни, основанную на перегонном, торговле, контрабанде и некоторых миграционных перемещениях особенно, как у племенных матерей. В них они показывают миметическую цель, благодаря которой наблюдатель собирает тип в стереотипном изображении и разрабатывает богатые и его живописного платья, его образа жизни и его психологии.

Так какова же цель его поступка?

В записи от 3 июня Печорин пишет о стремлении утвердить свою волю, подчинить ей других людей и обстоятельства.

Этой цели соответствует другая цель, увидеть которую сложно. Можно предложить цепь вопросов, которые помогут понаблюдать за поведением Печорина.

Каков результат печоринских экспериментов над княжной Мери и Грушницким?

С пояса их повесили ножницами и безвредным ножом, край которого никогда не пробовал, кроме мягкого сыра и золотого масла; и во времена воды или зимы покрыты шерстяной капелькой, не умирая. Это пасиеги, твердые люди, трезвые, подозрительные и аристократические: цепкие в своих целях, умелые в своей профессии, сибилитики и таинственные в своих ответах. Его состояние было таково, что этнографические трактаты, такие как Грегорио Ласага Ларрета под названием «Лос-пасегос» или «Адриано Гарсиа Ломас» с аналогичным названием, повлияли на те же темы, предлагая, как и многие костюмы, сделать точную картину реальности пасиеги.

Результат трагический: Грушницкий убит, жизнь княжны разбита; сам Печорин чувствует, что оставил за спиной пепелище. Возвращаясь с дуэли, Печорин увозит «камень на сердце», видит «тусклое» солнце. Покидая Кисловодск, видит на дороге труп коня с воронами на спине. Последнее, что слышит от Грушницкого и княжны, -- это слова о ненависти к нему.

Слова этнографа Ласаги Ларреты раскрывают в этом смысле: «Кому посчастливилось представить верную и законченную картину этого города!». Это гравюра, широко распространенная и известная в свое время, мотивы которой были повторены в нескольких последующих рисунках. Многие из них доступны в фондах Фонда Хоакин Диас. Вместе с этими представлениями пасиеги в его среде другая группа художественных проявлений, более обильная и также известная критиками, является той, которая воссоздает заводчика.

Литературный образ селекционера в этих текстах затрагивает ряд тем, некоторые из которых ближе к социальной реальности этих женщин и другие, которые склонны оценивать положительно или отрицательно мораль и удобство привычки, что более естественных матерей, воспитанных на груди, потомков богатой аристократии и буржуазии. Эти две идеи фигурируют в нескольких текстах Педро Антонио де Аларкон или Антолина Эсперона и других в «Мезонеро-римлянах». В большинстве этих графических представлений о размножающихся популяциях актуальный образ молодой женщины, саноты, лозаны, джампуды, с ее волосами, собранными в булочку и одетых в традиционный стиль, то есть в деревенском костюме к которому добавились некоторые перевязки, указывающие на богатство и новый социальный ранг, который приобрел с его офисом, как ожерелья, как правило, из кораллов или склонов.

Но это крупным планом. А теперь попристальней. Чего до-жидается Печорин, слой за слоем снимая с Грушницкого его наряд и ставя его в истинно трагическую ситуацию?

Он хочет добраться до душевного ядра бывшего приятеля, разбудить в нем человека. Он готов все простить за признание Грушницким своей подлости.

При этом Печорин не дает себе ни малейших преимуществ в организуемых им «сюжетах», требующих и от него, и от его партнеров максимального напряжения сил. В дуэли с Грушницким он преднамеренно ставит себя в более сложные и опас-ные условия, стремясь к чистоте своего эксперимента. Грушницкий перед смертью говорит: «Я себя презираю...» Ну что же, это верная самооценка. Грушницкому стала доступна истина. Этого и добивался Печорин, только удовлетворе-ния это ему не принесло.

Исключительно он представлен «молочным ребенком», у которого есть грудное вскармливание, особенно в фотографических репертуарах и особенно когда речь идет о младенцах. Среди живописных представлений самых интересных пасиег можно упомянуть масло художника Валериано Домингеса Беккера «Нодриза в костюме пасиеги», которое сохранилось в романтическом музее Мадрида. В нем представлена ​​медсестра, одетая в красный носовой платок и несущий на руках ребенка и выращенный, одетый в манере высшего общества.

Наряду с совпадением в воссозданном мире и его характерными типами, оптикой, из которой она собрана, и намерениями ее художественной живописи, в начале этого вмешательства мы ссылались на ту интертекстуальную игру, которая характеризует популярную литературу и которая также присутствует в дискурс обычаев. Это явная демонстрация традиционных источников обычаев и той интертекстуальности, которая характеризуется, по словам популярной литературы Гарсии де Энтериа. Он повествует о любви между Нелой и Перико, которые вступают в брак, когда девушка возвращается разочарование из придворного мира после ее пребывания в Мадриде.

Чего же он добился в другом жестоком эксперименте с княжной?

Он поставил ее на порог совершенно иного этапа в жиз-ни. После мучительных уроков Печорина ее уже никогда не обманут Грушницкие. Она обречена теперь всех, встречающих-ся на ее пути людей, невольно сравнивать с Печориным. А та-ких людей мало, и они не приносят счастья. Теперь ей покажут-ся сомнительными самые незыблемые каноны светской жизни. Однако перенесенные ею страдания -- обвинение Печорину.

Кантабрия в испанской живописи на рубеже веков: Кантабрийские художники и темы на Национальных выставках изобразительного искусства. Городской совет Сантандера. Словарь популярной литературы. Школа современной истории. Диана Виана, Луис. «Концепция популярной литературы и аннексированных понятий», «Антропос», «Популярная литература». Понятия, аргументы и темы. Барселона, с. 17-Эскаланте, Амос. Женщина из Сантандера. Крестьяне в городе. Фольклорный журнал Фонда Хоакина Диаса. Фонд Хоакин Диас-Кая Эспаньа. Размножение матерей, сборник Жозе Мануэля Фрайла Гила. Каталог выставки Разведение матерей. Выставочный зал Фонда Хоакин Диас. Фонд Хоакин Диас. Гарсия Кастаньеда, Сальвадор. Альпинисты рисовали сами. Костумбризм в Кантабрии - общ. ПНР. Отдел культуры достопочтенного. Этнография, Уруэния, стр. 57-Мартинес Арнальдос, Мануэль,. Фольклор и костюмированность. Пардо Базан, Эмилия. Из горы, издание, введение, заметки и приложение Хосе Мануэля Гонсалеса Херрана и Хосе Рамона Сайза Виадеро. Антонелла Канчелли, Мария Катерина Рута, Лаура Сильвестри.

  • Аларкон, Педро Антонио де.
  • Путешествие по Испании.
  • Перес де Урал.
  • Алонсо Лаза, Мануэла.
Повстанцы без причины.

Итак, Печорин не просто утверждает свою волю, при этом он безжалостно разрушает «гармонию неведения», иллюзорные представления о жизни, сталкивая их с реальностью.

Поняв прозрачность счастья, отказываясь от него сам, Печорин заставляет понять это и сталкивающихся с ним людей. Он враг сладостных, но бесчеловечных идеалов. «3ачем же надеяться? -- говорит он "Грушницкому, разозленному равнодушием Мери,-- желать и добиваться чего-нибудь -- по-нимаю, а кто же надеется?» «Для него польза и нравствен-ность только в одной истине». «Действительное страдание луч-ше мнимой радости», -- писал Белинский. Печорин сам под-тверждает это в одной из своих исповедальных дневниковых записей, хотя, по обыкновению, вовсе не ставит себе это в за-слугу: «Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие то-го скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мел-кое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет опра-шивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю пре-спокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!» (За-пись от 3 июня).

Михаил Леронтов, русский Байрон, следовал сценарию романтического мифа: преждевременный и трагический исход в трауре в 27, который увеличил его фигуру, оставив ослепительную, но усеченную работу и непочтительную, неизмеримую жизнь. После смерти Пушкина, также в трауре, этот кантор индивидуализма обвинил эту потерю в царском дворе с поэмой, которая стоила ему его первой ссылки на Кавказ «Южная Сибирь». Лермонтов - еще один в длинном списке цензурированных и репрессированных русских писателей. В Предкавказье Российская империя наложила свою экспансию на кровь и огонь.

Вторгаясь в чужие судьбы со своей сугубо независимой личной меркой, Печорин, как бы провоцирует дремлющие в них до поры до времени глубинные конфликты между социальным, то есть обусловленным средой, воспитанием, и личностно-человеческим началом. И этот конфликт необходим для пробуждения человека в человеке. Значит цель Печорина благая и гуманная? Но этот конфликт становится для людей источником страданий и жизненных катастроф. Печорин благие цели достигает отнюдь не благими средствами. Он нередко переступает грань, отделяющую добро от зла, свободно меняет их местами. И происходит так, что, утверждая свою волю, свою свободу, свое до-стоинство, Печорин попирает чужую волю, свободу, достоинст-во. Его подлинно независимое сознание, его свободная воля переходит в ничем не ограниченный индивидуализм. Он исходит только из своего «я». Отсюда реальная опасность для Печорина -- стать Грушницким, Белинс-кий был прав, когда писал о том, что Печорин порой впадал в Грушницкого, впрочем «более страшного, чем смешного». «Герой нашего времени» -- Печорин, как бы балансирует между трагедией и комедией. Это, как за-метил критик, связано с тем, что писатель изобразил переходное состояние духа, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек - есть только возможность чего-то действительного в буду-щем и совершенный призрак в настоящем».

Его горный пейзаж, идеальное место для романтического отчаяния, также был местом встречи с мусульманской инакостью и свободой для преступников. Как известно, конфликт на Кавказе оставался бездействующим в постсоветский период. Русская ежедневная газета; Самая жестокая война, Аркадий Бабченко; Патологии, Заджар Прилепин; или Салам, Далгат, Алиса Ганиева, хорошо расскажу об этом.

Григорий Печорин. «Герой нашего времени, мои лорды, действительно портрет, но не тот, что у одного человека: это запись, образованная пороками, в полном развитии нашего поколения», - писал Лермонтов в прологе к второе издание этой книги, в ответ на критику, высказанную против этого цикла из пяти историй. Здесь у них есть зеркало, в котором можно увидеть, скажет, и не удивляйтесь. Печорину, главному герою первого романа в значительной прозе русской литературы, подходим разные рассказчики и с дислоцированным хронологическим порядком.

Лермонтов изобразил Печорина жертвой среды и вместе с тем предста-вителем среды. Как человек Печорин вызывает сочувствие и сожаление, как тип русской жизни, он подвергается критике и осуждению. С этим связана ирония Лермонтова, но она относится к личности героя только в той степе-ни, в какой он сам является зеркалом общества. Главный иронический акцент поставлен не на Печорина, а на «печоринстве», как явлении. Вот по-чему так неприятен Печорину Грушницкий -- пародия на «Героя нашего времени».

Таким образом, в повести сталкиваются две «правды», не знающая пределов духовно - нравственная свобода личности и необходимость уважения прав и достоинства другой, даже са-мой незаметной личности.

И на одной дороге этим двум «правдам» не разойтись. Без диалектического единства носителям этих «правд» предстоит при столкновении погибнуть: духовно или физически.

И восстающий против морали современного ему общества, ценящий более всего свою свободу, подчиняющий своей воле всех окружающих, Печорин, по своему собственному признанию, «играл роль топора в руках судьбы». Человек, пренебре-гающий чужой свободой, рано или поздно теряет свою.

Печорин, вступая в жизнь, мечтал прожить ее как Александр Великий или Байрон. Жажда героического, идеал подвига - это то, что вытекало из его максималистских воззрений на мир и на человека. В 30-е годы в связи с попытками постигнуть логику всемирной истории и соотнести национальную историю с историей мировой возрастает интерес к тем выдающимся личностям, чьи деяния приобрели общечеловеческое значение. Отсюда становится ясным, что выбор имен Александра Македонского и лорда Байрона, к которым апеллирует лермонтовский герой, для него не случайность, этот выбор обусловлен духом времени.

Печорин. Произнося это имя, мы сразу вспоминаем красавца офицера из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Но, даже внимательно вчитываясь в строки произведения, возникает много вопросов. Кто на самом деле Печорин – циник, насмешник, дамский угодник или законченный эгоист, любящий только себя?

В произведении несколько новелл, в каждой из которых герой открывается перед нами с новой стороны. Лермонтов показывает Печорина глазами нескольких лиц, а затем дает слово ему самому, используя форму дневника. Все это делается для того, чтобы мы поняли сложную натуру героя.

Как проявляется характер Печорина в новелле «Бэла»

Григорий Александрович Печорин – человек умный, темпераментный, с аналитическим складом ума, но с противоречивым характером, от которого страдает он сам и окружающие его люди.

В новелле «Бэла» мы узнаем о Печорине от штабс-капитана Максима Максимыча. В свое время, Печорин служил в крепости на Кавказе под его руководством. Старый вояка с отеческой заботой предложил молодому офицеру свою дружбу. Григорий с высокомерием не принял протянутой руки.

В этой части романа есть еще и любовная завязка, где герой похож на избалованного эгоистичного ребенка: хочу – беру. Увлекшись юной черкешенкой, Печорин организует похищение красавицы. Когда же цель достигнута – плененная девушка к нему привязалась, Григорию становится скучно. Но в порыве жалости он притворяется заботливым и влюбленным. Кому же нужно такое сострадание, если, в конечном счете, из-за эгоизма и прихоти офицера погибает Бэла и ее отец.

Как проявляется характер Печорина – «Максим Максимыч»

Через пять лет после описанных событий Печорин вышел в отставку. По дороге в Персию он встречается со штабс-капитаном в придорожной гостинице. Старый служака готов броситься на шею молодому офицеру, но тот с пренебрежением и равнодушием смотрит на своего знакомого, вновь отвергая дружеское рукопожатие.

Как проявляется характер Печорина – «Тамань»

В новелле рассказ ведет сам Печорин. Надо отдать ему должное, он ничего не утаивает и не приукрашивает, говорит, как было.

По казенным делам герой задерживается в небольшом местечке Тамань и останавливается в доме глухой старухи. На побережье Григорий встречает ведущих себя очень странно, девушку-ундину и слепого мальчика. Заинтересовавшись происходящим, Печорин начинает следить за ними. Тут-то и проявляется его авантюризм, любопытство, безрассудная храбрость, наивность. В итоге Печорин выясняет, что девушка и слепой связаны с контрабандистами. Но нельзя безнаказанно проникать в чужую тайну – ундина едва его не утопила, а мальчик – обокрал.

Как проявляется характер Печорина – «Княжна Мери»

В рассказе «Княжна Мери» – Печорин двуликий. С одной стороны – это искренний, мужественный, разумный офицер, который защищает княжну от сплетен и пересудов. Рискуя жизнью, он вызывает обидчика Мери, Грушницкого, на дуэль. С другой – самоуверенный, эгоистичный, мстительный человек, который изощренными методами добивается любви наивной девушки. Зная, что Грушницкий любим Мери, Григорий злит его, ухаживая за юной прелестницей. Кстати говоря, любовь Мери не нужна герою. Его влечет само действие, достижение цели – чтобы душа неопытной девушки открылась ему. Когда же Мери влюбляется настолько, что хочет связать с ним судьбу, лукавый повеса прямо говорит, что никогда ее не полюбит. Свои недостойные поступки Печорин оправдывает, ссылаясь на то, что общество Грушницких сделало из него такого «нравственного калеку».

А в сцене с погоней за Верой, мы видим уже другого человека. Это не расчетливый скептик, а настоящий мужчина, который боится потерять любимую женщину. Скачка во весь опор, отчаяние, слезы – все говорит об этом.

Как проявляется характер Печорина – «Фаталист»

Последняя глава показывает нам, что герой не ценит жизнь. Даже возможная смерть для него – игра, помогающая развеять скуку. Рисуется ли Печорин или думает так на самом деле? Понять сложно. Мы только видим, как Григорий, подвергая свою жизнь опасности, утихомиривает отчаянного убийцу. Здесь проявляется храбрость, стальные нервы, героизм офицера.

Печорин – романтический герой своего, да и нашего времени. Он не может применить свои способности, не знает, что сделать героического, полезного, ценного для общества. В итоге, этот незаурядный человек несет людям только несчастья. Герой так и остался для нас загадкой, но может быть это и привлекает читателей?

Меню статьи:

В реальной жизни редко можно встретить человека, обладающего исключительно отрицательными качествами. Их может быть в большинстве, но, какой бы ни был человек, найти хотя бы несколько положительных качеств все-таки возможно. Литература обладает возможностью рисовать самые необычные сюжеты, образы и события – порой ирреальные, которые бы невозможно было осуществить в реальной жизни. Как ни странно, но и здесь нет абсолютно негативных или положительных персонажей. Каждый герой уникален по своему, он может действовать самым бесчестным образом, но при этом не составит труда отыскать в нем хотя бы одно доброе побуждение. Одним из противоречивых персонажей является образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Противоречивость Печорина

Григорий Печорин в романе представляется как двигатель неприятностей, его появление в жизни всех персонажей заканчивается некой трагедией, либо же становится причиной летального исхода. Большинство таких ситуаций создаются непреднамеренно. Печорин не планирует никого убивать или привносить непоправимые последствия в жизнь тех или иных людей, трагизм происходит случайным незапланированным образом, вследствие противоречивого восприятия персонажами действительности, некой доли непонимания сути происходящего.

Положительные качества Печорина

В начале кажется, что позиций на этот счет должно быть значительно меньше, так как вреда он Печорина больше, чем пользы, но на самом деле все далеко не так.

В первую очередь, в глаза бросается образованность и ум персонажа. Печорин получил хорошее образование, но только этот факт не делает его умным – он любознателен по своей природе, поэтому его знание никогда не ограничивались сухими науками, ему всегда хотелось докопаться до истины, постигнуть суть.

Григорий умеет подать себя в обществе – он обладает даром заинтересовать собеседника даже самой обыденной темой, обладает хорошим чувством юмора, что также способствует его коммуникативному влиянию.

Печорин обладает не только знаниями о предмете разных наук, он также хорошо ознакомлен с правилами этикета и успешно применяет эти знания на практике – он всегда вежлив и учтив.

Нельзя не занести в положительные качества его особое внимание к своему гардеробу и состоянию костюма – он всегда выглядит опрятно и элегантно.

Печорин с некой долей трепета относится к женщинам – он заботливо ухаживает за Беллой, ласков и внимателен с княжной. Его забота и внимание становятся возможностью продемонстрировать женщинам свою влюбленность и привязанность.

Григорий – щедрый человек. Его щедрость тесно связана с отсутствием жалости или жадности. Он разрешает своим друзьям брать его лошадей для прогулки, щедро одаривает Беллу подарками – делает он это не из корыстных целей. Им руководят искренние порывы души.



Следующими положительными качествами Печорина, бесспорно, являются решительность и настойчивость – если он определил для себя цель – то будет следовать ей и делать все, чтобы ее достичь как можно быстрее.

Печорин обладает небывалой смелостью. Этот факт тоже можно отнести к положительным моментам в его образе, хотя рассматривать его смелость нужно в контексте событий, так как часто она граничит с безрассудством, что привносит в эту характеристику значительную долю горечи.

Отрицательные качества Григория Печорина

По своей сути Печорин – злой человек, но в нем это качество выглядит привлекательно – оно становится не отталкивающим фактором от его персоны, а, наоборот, притяжательным.

Григорий находит особое наслаждение в процессе игры над чувствами людей. Ему нравится наблюдать за их душевными терзаниями или смятением.

Кроме того он бесчестный и лицемерный. Он позволяет себе крутить роман с замужними женщинами.

Кроме того, не чуждо ему и чувство эгоизма, которое умело сочетается, в его случае, с завышенной самооценкой. Это становится причиной отсутствия друзей у Печорина. Он слишком легко прощается со всеми своими знакомыми и возлюбленными.


Единственного человека претендовавшего на звание друга Григория – Грушницкого, он убивает на дуэли. При чем делает это без тени сожаления. Максима Максимовича, проявившего интерес к его персоне и дружескую симпатию отталкивает.

Несмотря на трепетное отношение к женщинам Печорин грубо с ними обращается, когда его любовный пыл угасает

Поддавшись своей прихоти, он ворует и держит у себя Беллу, что приводит к смерти девушки, но и здесь он не испытывает угрызений совести.

Княжну Мери он грубо и жестоко оставляет – разрушив ее любовь и чувство нежности.

Как Печорин оценивает сам себя

Образ Печорина не лишен доли самокритики. Несмотря на то, что он страдает от завышенной самооценки, его характеристика своей личности и анализ поступков совершенных ним выглядит довольно правдоподобной. Он способен здраво оценить целостность и последствия своих действий.

Печорин считает себя злым, безнравственным человеком. Он называет себя «нравственным калекой», утверждая, что не всегда был таким.

В традициях байронического героя и «лишнего человека» Печорина переполняет уныние и сплин – он не может реализовать свои таланты и творческий потенциал и поэтому пребывает в глубокой депрессии и не видит из ее выхода. Причину, повлекшую такое состояние его души Печорин назвать тоже не может, хотя и осознает, что должен быть какой-то фактор. Григорий не отрицает, что этому может быть вполне логическое объяснение, как, например, излишки воспитания, или вмешательство небесных сил – Бога, который наделил его несчастным характером.

Таким образом, Григорий Печорин – очень противоречивый персонаж, который находится на сломе двух нравственных эпох. Он четко и явно понимает, что старые традиции и принципы уже отжили, они чужды ему и неприятны, но, что должно прийти на смену им он не знает. Его интуитивные поиски не приносят желаемого положительного результата для самого персонажа и становятся губительными и трагическими для жизни других личностей повествования.

Характер Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”: положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы

4.6 (91.25%) 16 votes

Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием» . Вернер в повести представлен свидетелем жизни, чем ее участником. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор - лишь сопровождении Печорина. По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает равнодушным ко всему, не удовлетворенность же Печорина жизни ведет к протесту. Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером.
Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах значительно ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один - раб другого, хотя часто не один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» .
Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури, - говорит он Вернеру перед дуэлью, - я вынес только несколько идей - и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия» . Казалось бы, отношение с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствует о безжалостной холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.
«Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношения с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем не благородстве интриги Печорин совершил удивительное: Кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком.
«Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую - единственную - любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «безумствовать под влиянием страсти» .
Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на «бархатные глаза» еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне. «Упрек» , «Глубокое отчаяние» и пылкость - вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что «ни когда не делался рабом любимой женщины» , с удивлением замечает в себе трепет и боль.
Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она - единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть» .
Тем не менее Печорин признает и глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… » Вера видит не только их: «… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном» .
Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнутая местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар - потеря Веры - обрушивается на него, как невыносимое потрясение. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.