Почему Гоголь называет смех самым положительным персонажем? В пьесе Ревизор

1. "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, <...> и за одним разом посмеяться над всем" - Н. В. Гоголь

2. Комедия начинается, вопреки всем правилам построения пьес, сразу с завязки: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". После этих слов сюжет начинает стремительно развиваться.

3. В итоге все поняли, что Хлестаков - не ревизор. Немая сцена - символ нравственной расплаты за действия чиновников. Едет настоящий ревизор.
""Ревизор" этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя." - Н. В. Гоголь

4. Гоголь считал, что единственным положительным героем в комедии является смех: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. <...> Это честное, благородное лицо - был смех".

5. Говоря о новаторстве комедии, важно отметить, что характер Хлестакова был новым в литературе. Да, и до Н. В. Гоголя в комедиях осмеивались плуты и мошенники, лгуны и хвастуны, но характеристика таких персонажей обычно исчерпывалась какой-либо одной чертой. А Хлестаков становится героем более сложным, это обобщенный образ, включающий в себя многие пороки.

Гоголь не наделяет своих героев какими-то исключительными чертами добродетельности или порочности, как это делалось раньше. Его герои реалистичны, и поэтому их нельзя разделить на «плохих» и «хороших». Каждый из них «болен» какой-либо социальной хворью.

6. В "Ревизоре" разоблачаются все пороки общества. Ю. Лотман: "Чтобы показать, насколько уродлива эта привычная жизнь, нужен был взрыв, неожиданный случай, такой, как приезд ревизора..."

7. Рассматривая композицию, мы видим, что одна ситуация является
началом и концом пьесы, завязкой и развязкой.

Но если в начале пьесы сообщение о ревизоре вызывает бурную деятельность и всеобщую сплоченность, то в конце известие почтмейстера сначала всех разобщает, а появление жандарма вновь сплачивает, но при этом лишает движения и приводит к окаменению.

Комедия совершает замкнутый круг.

8. Здесь можно встретить яркие говорящие фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Этот сатирический прием заимствован Гоголем у классицистов. Гоголь выступает тонким мастером речевой характеристики героев. Речь каждого персонажа представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.

Основа комедийности пьесы - алогизм, излюбленный прием Гоголя-сатирика. В ней, как и во многих произведениях писателя, многое алогично и не поддается объяснению с точки зрения здравого смысла. Как бы поменялись местами городничий и Хлестаков.


Н.В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» показывает чиновников исключительно с отрицательной стороны, обличая все их пороки. Возникает вопрос, на который сложно ответить однозначно: есть ли в этой пьесе хотя бы один положительный герой? Сам Н.В. Гоголь считал, что единственным положительным героем в комедии является смех: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.… …Это честное, благородное лицо – был смех».

По словам самого Н.В.

Гоголя, задумывая «Ревизора», он «решился собрать в кучу все дурное в России». Но с какой целью? Прежде всего, писатель хотел высмеять такие пороки русских чиновников, как казнокрадство, чинопочитание и трусость. И у него это получилось, ведь комедия вышла «смешнее черта».

Самое интересное, что смех в этой пьесе разный по своему характеру: в некоторых эпизодах он шутливо-добродушный, но встречается и горькая ирония и гротеск. Было бы ошибочно полагать, что пьеса «Ревизор» написана с целью рассмешить читателя. Напротив, она призывает задуматься над многими вещами.

Автор ставит своих героев в такие ситуации, когда они проявляют худшие, самые отвратительные из своих свойств. И первый из этих героев – Хлестаков. Стоит ему попасть в обстановку всеобщего подхалимства, как он показывает себя «во всей красе».

Он берет взятки, нагло волочится одновременно за женой и дочерью Городничего. Хлестаков врет так, что становится стыдно за него. Он начинает вести себя высокомерно и развязно.

А городничий, который уже ничего не соображает от страха и бормочет, что унтер-офицерская жена «сама себя высекла»? А Бобчинский, обращающийся к Хлестакову с просьбой сообщить царю, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»? Все эти люди жалки, ничтожны и не заслуживают ничего, кроме презрения.

Но почему в «Ревизоре» нет ни одного положительного персонажа? Главная цель Н.В. Гоголя – выставить пороки чиновников на всеобщее обозрение, на посмешище всему миру, ведь все это – самый грозный карающий суд. В обществе, которое описал автор, неоткуда появиться положительному герою.

Таким образом, смех для Н.В. Гоголя – средство нравственного исправления людей. И поскольку его можно назвать персонажем комедии, он является единственным положительным героем в ней. Смех утверждает торжество правды, честности и справедливости.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Действительно, положительных героев в комедии “Реви­зор” нет. Интересна мысль о том, что “смех” - единственное честное и благородное лицо. Это, конечно, не развлекательный, а грозный смех, смех сквозь слезы.

В пьесе осмеиваются человеческие пороки: трусость, жад­ность, чинопочитание, отсутствие уважения к себе и другим. Косность системы, где рука руку моет, где всё переплетено в клубок, где плохие люди поддерживают и покрывают плохих, потому что это им выгодно. Страшно становится после того, как посмеешься вдоволь!

Закон несоответствия реализован в комедии так: пустоголо­вый, легкомысленный Хлестаков приобретает, пусть на корот­кое время, могущество; неглупый человек городничий не рас­познает мнимого обмана; он же, неглупый человек городни­чий, вместо того, чтобы организовывать порядок в городе, заботится только о том, чтобы прикрыть недостатки.

Можно продолжать бесконечно. Несоответствия пронизы­вают произведение, делают его смешным.

Глоссарий:

  • положительный герой в ревизоре
  • положительный герой ревизора
  • есть ли в комедии ревизор положительный герой
  • есть ли положительные герои в ревизоре
  • положительный герой в комедии ревизор

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Согласны ли вы с автором, что “было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней (комедии. – Авт.) во все продолжение ее. Это чест­ное, благородное лицо...
  2. Образ города в комедии “Ревизор” создается из реплик ге­роев, потому что авторские характеристики в пьесах отсутству­ют. Что же мы узнаем о жизни города? Она довольно...
  3. Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что...
  4. Среди героев произведений А. П. Чехова есть положительные персонажи – настоящие интеллигенты, душевные и открытые. Они вызывают у читателя восхищение и желание подражать им в...

В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой - смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это - смех сквозь слезы.Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь - и на действующих лиц, и на зрителей - мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически - страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» - восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме - ярко и образно. Тут и городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо - тяп-ляп, полицейский Держиморда - по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор - вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времен


«Ревизор» - комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям написания произведения. В комедии отсутствуют положительные герои и любовная тема. Скорее всего, зритель видит пародию на любовь, наблюдая за ухаживаниями Хлестакова за женой и дочерью городничего.

Сам автор считал главным положительным героем своей пьесы смех. Высмеивание пороков высших чиновников и городского начальства лежит в основе всей пьесы. Ведь у каждого из них рыльце в пуху. Каждый из чиновников города N замешан на взяточничестве, разворовывании государственных денег, лицемерии и двуличности. Не случайно Гоголь не называет конкретного города, намекая на то, что таких городов в России очень много. В каждом из них вершит суд продажный судья. Не важно, в каком виде он предпочитает взятки – породистыми щенками или деньгами. Непорядочный почтмейстер позволяет себе читать чужие письма, а главный чиновник, отвечающий за уровень образования в городе, сам отличается недалеким умом.

Местное светило медицины в образе уездного лекаря морит горожан голодом. Полицейские в городе не следят за порядком, а нарушают его сами, постоянно вступая в драку. Автор обращает внимание читателя на то, что взяточничество, плутовство и доносы царят не только в городе N, но и во всей России.

Город N воспринимается не только как отдельный уездный город, а как вся существующая на то время система общественного строя. По существу Гоголь акцентировал в своем произведении внимание на кризис общества 30-х годов, в котором непрофессионализм, продажность, лицемерие и безответственность заполонили все уровни власти и были характерны почти для каждого чиновника.

Самовлюбленный недалекий и глупый Хлестаков среди погрязших в казнокрадстве и лести городских чиновников был запросто принят за ревизора. Если бы среди представителей городских властей оказался хотя бы один порядочный человек, ему бы не стоило труда раскусить самозванца. Но каждый чувствовал за собой «грешки» и боязнь быть разоблаченным застилала способность здраво рассуждать и мыслить.

Комедия «Ревизор» актуальна и поныне. Нет – нет, да и приходится сталкиваться в реальной жизни с зарвавшимся городничим или чиновником, подобным попечителю богоугодных заведений. В наши дни комедия помогает узнавать таких «героев», чтобы вовремя вывести их на чистую воду.

Обновлено: 2017-01-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.