Что пережил мцыри за три дня воли. Три дня на воле мцыри сочинение

(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

сочинение по литературе

Герой поэмы - могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина. Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы.

Да, мир прекрасен! Таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог - гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т.д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.
Таким образом, мы видим: то, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

Сочинение


Первый вопрос: цель побега Мцыри. Мцыри бежал, чтоб «узнать, прекрасна ли земля», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» и чтоб «пройти в родимую страну». Что увидел Мцыри? Ответ в строфах 6-й, половине 9-й, 10-й и 11-й. Убежав во время грозы, Мцыри увидел мир, закрытый от него ранее, монастырскими стенами. Поэтому так жадно вглядывается он в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин (строфа 9), о богатых виноградниках (строфа 11), о спутанных плющом терновниках и густых вечных лесах (строфа 15).

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картины кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова («запели птички», шакал «плачет, как дитя», змея скользит, «играя и нежатся»). Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые: «груды темных скал», разделенные потоком и простершие в воздухе каменные объятия, страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, н черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя.

В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Поэтому пейзаж в «Мцыри», несмотря на правдивость и конкретность, не может быть назван реалистичным. Реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря о виденном л природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок. В создании представления о предметах я явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса» и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например, «прозрачная зелень листов»реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты.
Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты»; деревья, шумящие «толпой, как братья в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой»- образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» - образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

Лермонтов не стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал, как дитя» и т. д. и таких эпитетов, как «юность вольная», «объятья жадные», «родина святая». Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы. Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме, накапливая представления учащихся об особенностях романтического стиля, помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на первый вопрос, «прекрасна ли земля?». Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полок красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: затем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня «блаженными», он говорит, что его жизнь без этих дней

* Ø «была б печальней и мрачней бессильной старости»

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

Другие сочинения по этому произведению

«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри») «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри - образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри - мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю.

Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил ― и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая... Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
    • Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
  • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

    Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

    Таких две жизни за одну.

    Но только полную тревог,

    Я променял бы, если б смог.

    Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

    Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил ― и жизнь моя

    Без этих трех блаженных дней

    Была б печальней и мрачней

    Бессильной старости твоей.

    Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

    И вспомнил я отцовский дом,

    Ущелье наше и кругом

    В тени рассыпанный аул…

    Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

    Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

    … да, рука судьбы

    Меня вела иным путем…

    Но нынче я уверен в том,

    Что быть бы мог в краю отцов

    Не из последних удальцов.

    За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

    Узнать, прекрасна ли земля,

    Узнать, для воли иль тюрьмы

    На этот свет родились мы.

    Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

    То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

    • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
    • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
    • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
    • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -
    • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») - -
    • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение.

    Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь. Новый, пугающий, но манящий мир открывается перед юным послушником. Он поражен красотой окружающей природы, вдохновлен ею. Горы, поля, парящие в небе птицы, навевают мцыри воспоминания о родном крае, который он покинул в глубоком детстве.

    Беглец движется дальше в поисках своей родины. Впервые в жизни он встречается лицом к лицу с бурей. Грозные картины предстают перед ним, но нет в сердце мцыри страха. Напротив, он был бы рад даже «обняться с бурей», потому что чувствует себя счастливым, просто созерцая.

    Грузинская девушка, которую герой встречает на своем пути, восхищает его своей гармоничностью. Множество образов возникает в воображении юного послушника при встрече с ней. Он представляет, как жил бы среди людей, близких ему по крови, какую пользу мог бы приносить деревне.

    Однако мцыри чувствует, что у него есть свой путь, которому он неотступно должен следовать. Его свободолюбивая натура хочет увидеть, узнать как можно больше. Впитать в себя всю ту жизнь, что он упустил за толстыми стенами монастыря.

    Самый драматичный момент в этом произведении – схватка с барсом. Непроглядной, холодной ночью, ощущая нарастающий голод и одиночество, беглец судорожно пытается пробраться через все сгущающиеся деревья. Осознание приходит внезапно – он заблудился. Каким бы дружелюбным ни казался окружающий мир, у него есть и обратная сторона.

    Убей или умри – таковы законы животного мира. Герой решает проверить свою судьбу и вступает в сражение с барсом. Существо, превосходящее послушника по силам и жизненному опыту, было повержено. Хотя и сам победитель был ранен, но эта схватка позволила ему ощутить радость честного соперничества, радость победы.

    Не только раны, нанесенные барсом, стали причиной смерти послушника. Увидев окружающий мир, прочувствовав его, он больше не смог бы жить в душных стенах монастыря.

    Даже за три дня можно успеть многое. А для мцыри этот небольшой срок оказался ценнее всей остальной его жизни. И несмотря ни на что, он умирает счастливым.

    3 дня Мцыри на свободе

    М. Ю. Лермонтов подарил читателям немало замечательных произведений. Достойное место среди них занимает его поэма «Мцыри».

    Это поэтическое повествование о судьбе юноши, именем которого и названо лермонтовское творение.

    Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность, которая попадает в необычные условия. Судьба его очень печальна. Ещё ребёнком попадает он в монастырь, где и суждено ему провести остаток жизни. Мцыри не может смириться с уделом монаха. Жизнь в монастыре для юноши равнозначна смерти. Это место стало для него настоящей тюрьмой.

    Бунтарский дух подталкивает героя на побег. Это событие стало переломным в сознании юноши.

    Всего три дня удалось провести беглецу на свободе. Но это были лучшие дни в его жизни. Невозможно без сочувствия читать строки, описывающие душевное состояние героя в тот момент, когда он оказывается на воле. Природа раскрывает перед ним свою истинную красоту и богатство. Всё, что видит Мцыри, воспринимается им как нечто необычное. Он восхищён полями, лесистыми холмами, горными хребтами, высоким голубым небом в облаках…

    Особое чувство вызывает у юноши снежная вершина Кавказа, пробудившая в памяти героя мысли о родной стороне. Мцыри с нежностью вспоминает родное ущелье, отца, сестёр, природу родных мест.

    Три дня, проведённые на свободе, становятся для него олицетворением жизни. Первое, что приводит сердце беглеца в восторг, - это буря. Пугающая всех своей грозной силой, она становится для Мцыри вестником свободы. Сопровождаемый ею, он бежит, вдыхая свежий запах лесов.

    Путь Мцыри был полон опасностей, однако его это не страшит.

    Самой волнующей является встреча героя с молодой грузинкой. Она заставила встрепенуться сердце юноши и испытать чувства, не знакомые ему прежде. Затаив дыхание, наблюдает смущённый юноша за прекрасной горянкой, которая вселила в его душу пылкое чувство любви. Беглец ещё сильнее осознаёт, что монастырь не его удел.

    Кульминацией кратковременной свободы Мцыри становится его схватка с барсом, в полной мере показавшая стремление к свободе и жизни. Если раньше, отгороженный от внешнего мира монастырскими стенами, Мцыри не дорожит своей жизнью, то теперь он полон желания жить. Герой готов сражаться до последнего вздоха. Победа над барсом далась нелегко. Следы зверя навсегда остались в виде глубоких шрамов на груди бесстрашного юноши.

    Однако жить здесь он больше не может. Три дня, потрясшие его воображение, перевернули сознание героя. Мцыри, потерявший надежду на свободу, предчувствует свою смерть. Однако не она страшит его. С тоской говорит он о том, что труп его не будет захоронен на родине.

    Мцыри – это символ борьбы за свободу человеческой личности.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение по картине Крестьянский мальчик Ванька Жуков Чехова 6 класс

      Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

    • Анализ рассказа Бунина Дурочка

      Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке

    • Образ Николь в романе Мещанин во дворянстве Мольера

      Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу

    • Образ и характеристика Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина сочинение 8 класс

      Мария Миронова - героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову - коменданту Белогорской крепости.

    • Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману