Живопись какая. Что такое живопись? Изобразительное искусство Китая

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называютпортретом . Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Существуют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Портреты могут образовывать ансамбли – портретные галереи, объединяемые по профессиональному, семейному и др. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.). В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах 1–3 вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение – бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни. В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок. 1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок. 1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок. 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515–1520, Париж, Лувр), А.Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х.Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок. 1636, Дрезден, Картинная галерея). Благодаря Ван Дейку , Рубенсу и Веласкесу появляется тип королевского, придворного портрета: модель показывается в рост на фоне драпировки, пейзажа, архитектурного мотива (Ван Дейк Портрет Карла I , ок. 1653, Париж, Лувр).

Параллельно существует линия психологического портрета, портрета-характера, группового портрета: Ф.Халс Групповой портрет роты св. Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д.Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), Ф.С. Рокотов Портрет Майкова (ок. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д.Г.Левицкий Портрет М.А. Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея). Интересен и разнообразен портрет 19–20 вв.: Д.Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э.Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О.Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им. Пушкина), В.Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О.А.Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И.Н.Крамской Портрет писателя Л.Н.Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И.Е.Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называетсяисторическим жанром. Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими – бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов.

В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы , 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111–114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17–18 вв. его рассматривали как «высокий» жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629–1631, Мадрид, Прадо). Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений: Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Л.Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э.Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Начало 19 в. – новый этап в развитии исторического жанра, который начался с возникновением романтизма, подъемом утопических ожиданий: Э.Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами (1840, Париж, Лувр), К.Брюллов Последний день Помпеи (1830–1833, С.-Петербург, Русский музей), А.А.Иванов Явление Христа народу (1837–1857, Москва, Третьяковская галерея). Реализм 2-й половины 19 в. обращается к осмыслению исторических трагедий народов и личностей: И.Е.Репин Иван Грозный и его сын Иван (1885, Москва, Третьяковская галерея), В.И.Суриков Меншиков в Березове (1883, Москва, Третьяковская галерея). В искусстве 20 в. проявляется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии: В.А.Серов Петр I (1907, Москва, Третьяковская галерея), художники объединения «Мир искусства». В советском искусстве ведущее место заняла историко-революционая композиция: Б.М.Кустодиев Большевик (1920, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos – предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом: С.Боттичелли Рождение Венеры (ок. 1484, Флоренция, Уффици), А.Мантенья Парнас (1497, Париж, Лувр), Джорджоне Спящая Венера (ок. 1508–1510, Дрезден, Картинная галерея), Рафаэль Афинская школа (1509–1510, Рим, Ватикан). В 17 в. – нач. 19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище: Н.Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П.П.Рубенс Вакханалия (1619–1620, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Д.Веласкес Вакх (Пьяницы ) (1628–1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С.-Петербург, Эрмитаж), Дж. Б.Тьеполо Триумф Амфитриты (ок. 1740, Дрезден, Картинная галерея). С 19–20 вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи Битва при Ангиари (не сохранилась), Микеланджело Битва при Кашине (не сохранилась), Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен, А.Ватто Тягости войны (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя Бедствия войны (1810–1820), Т.Жерико Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа Резня в Хиосе (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называютбытовым жанром . Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в 14–15 вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В 16 в. в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был И.Босх (Семь смертных грехов , Мадрид, Прадо). На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество П.Брейгеля : он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты (Крестьянский танец , Крестьянская свадьба – ок. 1568, Вена, Музей истории искусств). 17 в. можно назвать веком «жанра» во всех живописных школах Европы: Микеланджело да Караваджо Гадалка (Париж, Лувр), П.П.Рубенс Крестьянский танец (1636–1640, Мадрид, Прадо), Я.Йорданс Праздник бобового короля (ок. 1638, С.-Петербург, Эрмитаж), А. ван Остаде Флейтист (ок. 1660, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ян Стен Больная и врач (ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум), Ф.Халс Цыганка (ок. 1630, Париж, Лувр), Ян Вермеер Дельфтский Девушка с письмом (конец 1650-х, Дрезден, Картинная галерея). В 18 в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, «пасторалей», становится изысканной и грациозной, ироничной: А.Ватто Бивуак (ок. 1710, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Б.Шарден Молитва перед обедом (ок. 1737, С.-Петербург, Эрмитаж). Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр в 19 в. в живописи утверждал демократические идеалы, часто с критическим подтекстом: О.Домье Прачка (1863, Париж, Лувр), Г.Курбе Мастерская художника (1855, Париж, музей Орсе). Бытовой жанр, ориентированной на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи 19 в.: А.Г.Венецианов На пашне. Весна (1820-е, Москва, Третьяковская галерея), П.А.Федотов Сватовство майора (1848, Москва, Третьяковская галерея), В.Г.Перов Последний кабак у заставы (1868, Москва, Третьяковская галерея), И.Е.Репин Не ждали (1884, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называетсяпейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж: П.Брейгель Пасмурный день (Канун весны ) (1565, Вена, Музей истории искусств), П.П.Рубенс Охота на львов (ок. 1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт Пейзаж с прудом и арочным мостом (1638, Берлин – Далем), Я. ван Рейсдаль Лесное болото (1660-е, Дрезден, Картинная галерея), Н.Пуссен Пейзаж с Полифемом (1649, Москва, ГМИИ им. Пушкина), К.Лоррен Полдень (1651, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гварди Площадь Сан Марко, вид на базилику (ок. 1760–1765, Лондон, Национальная галерея). В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы: барбизонцы, К.Коро Утро в Венеции (ок. 1834, Москва, ГМИИ им. Пушкина), А.К.Саврасов Грачи прилетели (1871, Москва, Третьяковская галерея), И.И.Шишкин Рожь В.Д.Поленов Московский дворик (1878, Москва, Третьяковская галерея), И.И.Левитан Золотая осень (1895, Москва, Третьяковская галерея), Э.Мане Завтрак на траве (1863, Париж, Лувр), К.Моне Бульвар Капуцинок в Париже (1873, Москва, ГМИИ им. Пушкина), О.Ренуар Лягушатник (1869, Стокгольм, Национальный музей).

Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер Похороны на море (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне Впечатление, восход солнца (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин Малая гавань в Сорренто (1826, Москва, Третьяковская галерея).

Архитектурный пейзаж – разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще , 1809–1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини).

Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727–1728, Вашингтон, Национальная галерея).

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называетсянатюрмортом (фр. nature morte – мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т.н. «обманкой», которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари Куропатка со стрелой и перчатками (1504, Мюнхен, Старая пинакотека). Уже в 16 в. натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, «ванитас» с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет: монументальность картин Ф.Снейдерса (Натюрморт с лебедем , Москва, ГМИИ им Пушкина), Ф.Сурбаран , составлявший простые композиции из немногочисленных предметов (Натюрморт с четырьмя сосудами , 1632–1634, Мадрид, Прадо). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света (П.Клас, В.Хеда, В.Калф, А.Бейерен). В 18 в. в лаконичных натюрмортах Ж.Б.Шардена утверждается ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни: Атрибуты искусства (1766, С.-Петербург, Эрмитаж). Разнообразны натюрморты 19 в.: социальные подтексты в полотнах О.Домье; прозрачность, воздушность в картинах Э.Мане; монументальность, конструктивность, точная лепка формы цветом у П.Сезанна . В 20 в. открываются новые возможности натюрморта: П.Пикассо , Ж.Брак сделали предмет главным объектом художественного эксперимента, изучая и расчленяя его геометрическую структуру.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Нина Байор

Литература:

Суздалев П. О жанрах живописи. – журнал «Творчество», 1964, № 2, 3
История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985
История мирового искусства. БММ АО, М., 1998



Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

Живопись, как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учеными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сценки охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.

Монументальная живопись Различают две главные разновидности монументальной живописи фреску (от итальянского fresco - свежий) и мозаику (от итальянского mosaique, буквально - посвященная музам).

Фреска - это техника живописи красками, разведенными чистой или известковой водой, по свежей сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.

Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объемов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно). Среди русских монументалистов хорошо известны имена А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, А.В. Васнецова, Б.А. Тальберга, Д.М. Мерперта, Б.П. Милюкова и др.

Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры, пейзаж, портрет.

В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться. Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в. зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.

Помимо названных видов живописи существуют декорационная - эскизы театральных и кинодекораций и костюмов,- а также миниатюры и иконопись .

Памятником высокого мастерства древнерусской живописи XV в. по праву считается созданный Андреем Рублевым шедевр - икона «Троица», хранящаяся во Всероссийском музейном объединении «Государственная Третьяковская галерея» (ил. 6). Здесь в совершенной, высшей для своего времени форме выражен нравственный идеал гармонии духа с миром и жизнью. Икона наполнена глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех ангелов вписано в круг, подчиняющий себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Просветленные, чистые тона, особенно васильково-голубой («голубец») и прозрачно-зеленый, сливаются в тонко согласованную гамму. Эти цвета контрастны темно-вишневому одеянию среднего ангела, подчеркивая ведущую роль его фигуры в общей композиции.

Красота русской иконописи, имена Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Прохора с Городца, Даниила Черного открылись миру лишь после того, как в XX в. научились расчищать древние иконы от позднейших записей.

К сожалению, бытует упрощенное понимание искусства, когда в произведениях ищут обязательной понятности сюжета, узнаваемости того, что живописец изобразил, с позиций «похоже» или «непохоже». При этом забывают: не во всех видах искусства можно найти прямое сходство того, что изображено на холсте, с картиной знакомой конкретной жизни. При таком подходе трудно оценить достоинства живописи Андрея Рублева. Не говоря уже о таких «неизобразительных» видах творчества, как музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство.

Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник передает свои идеи и чувства, отражающие действительность. В живописи "очное изображение действительности реализуется через художественный образ, линию и цвет. Несмотря на все свое техническое совершенство, живопись еще не является художественным произведением, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя.

При абсолютно точном исполнении художник лишен возможности проявить свое отношение к изображаемому, если он ставит себе целью передать лишь сходство!

У известных мастеров изображение никогда полностью и точно не передает действительности, а лишь отображает ее с определенной точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в данном случае. Результатом такого активного отношения к действительности будет не просто точное изображение, а художественный образ действительности , в котором автор, обобщая отдельные детали, подчеркивает самое главное, характерное. Таким образом, в произведении проявляются миропонимание и эстетическая позиция художника.

Натюрморт - одно из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху. Через целенаправленный отбор объектов изображения и их трактовку он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства.

Для сравнения возьмем натюрморт, принадлежащий кисти выдающегося советского живописца М.С. Сарьяна (1880-1972), «Ереванские цветы» (ил. 7). Свое отношение к цветам мастер выразил в словах, ставших эпиграфом к монографии его творческих работ: «Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? ...Увидев цветы, сразу же заражаешься радостным настроением... Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и плодах»1.

"За кажущейся легкостью и непосредственностью письма стоит большая живописная культура и огромный опыт высокоталантливого художника. Его умение, как бы на одном дыхании написать большую (96x 103 см) картину, сознательно игнорируя детали, типичные для творческой манеры живописца, стремящегося пере-дать главное - безграничное богатство красок природы родной Армении.

Бытовой жанр , или просто «жанр» (от французского слова genre - род, вид) - наиболее распространенный вид станковой картины, в которой художник обращается к изображению жизни в ее повседневных проявлениях.

В русском изобразительном искусстве бытовой жанр занял ведущие позиции в XIX в., когда свой вклад в его развитие внесли 154 выдающиеся представители демократического направления в живописи: В.К. Перов (1833- 1882), К.А. Савицкий (1844- 1905), Н.А. Ярошенко (1846 -1896), В.Е. Маковский (1846- 1920), И.Е. Репин (1844-1930).

Несомненной творческой удачей А.А. Пластова (1893- 1972) считается картина «Весна», в которой художник выразил целомудренное и тонкое чувство преклонения перед материнством. Великолепно смотрится на фоне легкого весеннего снега фигура матери, повязывающей платок на голове ребенка. Много жанровых картин художник посвятил простым жизненным ситуациям односельчан.

Исторический жанр сформировался в русском искусстве во второй половине XIX в. Он по¬мог передовым русским художникам с пристальным вниманием отнестись к прошлому Родины, к острым проблемам тогдашней действительности. Своих вершин русская историческая живопись достигла в 80-90-е годы прошлого столетия в творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, К.П. Брюллова. Известный русский художник П.Д. Корин (1892-1967) создал триптих (композицию из трех отдельных полотен, связанных общей темой) «Александр Невский». Работа создана в суровое время Великой Отечественной войны (1942-1943). В тяжелые годы войны художник обратился к образу великого воителя Древней Руси, показав его нерасторжимую связь с народом, с самой русской землей. Триптих Корина стал одним из самых ярких документов героического периода нашей истории, выразивших веру художника в мужество и стойкость народа, подвергшегося суровым испытаниям.

Батальный жанр (от французского bataille -битва) рассматривается как разновидность исторического жанра. К выдающимся произведениям этого жанра можно отнести картины А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928), «Оборона Севастополя» (1942) и «Сбитый ас» (1943).

Пейзаж часто используется как важное дополнение к бытовым историческим и батальным картинам, но может выступать и как самостоятельный жанр. Произведения пейзажной живописи нам близки и понятны, хотя человек на полотне нередко отсутствует.

Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья. Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев: «Грачи прилетели» А.К. Саврасова , «Оттепель» ФА. Васильева, «Рожь» И.И. Шишкина, «Ночь на Днепре» А.И. Куинджи, «Московский дворик» ВД. Поленова и «Над вечным покоем» И.И. Левитана . Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы.

Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были у И.К. Айвазовского (1817-1900), изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени, эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Замечательны работы в этом жанре советских пейзажистов: СВ. Герасимова (1885-1964) , автора таких полотен, как «Зима» (1939) и «Лед прошел» (1945),

Н.П. Крымова (1884-1958), создателя полотен «Осень» (1918), «Серый день» (1923), «Полдень» (1930), «Перед сумерками» (1935) и др., акварели А.П. Остроумовой-Лебедевой (1871-1955)-«Павловск» (1921), «Петроград. Марсово поле» (1922), картины A.M. Грицая (род. 1917 г.) «Летний сад» (1955), «Полдень» (1964), «Май. Весеннее тепло» (1970) и др.

Портрет (от франц. portraire - изображать) - образ, изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Одним из важнейших критериев портретной живописи является сходство изображения с моделью (оригиналом). Возможны различные решения композиции в портрете (погрудныи, поясной, в рост фигуры, групповой). Но при всем разнообразии творческих решений и манер главное качество портретной живописи - не только передача внешнего сходства, но и раскрытие духовной сущности портретируемого, его профессии, социального положения.

В русском искусстве портретная живопись начала свою блестящую историю с начала XVIII столетия. Ф.С. Рокотов (1735-1808), Д.Г. Левицкий (1735-1822), В.А. Боровиковский (1757-1825) к концу XVIII в. достигли уровня высших достижений мирового искусства.

В начале XIX в. русские художники В.А. Тропинин (1776-1857) и О.А. Кипренский (1782-1836) создали широко известные портреты А.С. Пушкина.

Продолжили традиции русского живописного портрета художники-передвижники: В.Г. Перов (1833/34-1882), Н.Н. Ге (1831 - 1894), И.Н. Крамской (1837-1887), И.Е. Репин (1844-1930) и др.

Блестящим примером решения композиций портретов видных деятелей науки и искусства служит серия полотен, созданных художником М.В. Нестеровым (1877-1942) . Мастер как бы застал своих героев в самый напряженный момент работы их творческой, сконцентрированной мысли, духовного поиска (ил. 13). Так решены портреты известных советских скульпторов И.Д. Шадра (1934) и В.И. Мухиной (1940), академика И.П. Павлова (1935) и видного хирурга С.С. Юдина (1935) .

Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.

Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие» жанры (фр. grand genre) и «низкие» жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким — портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.

Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.

Анималистика, или анималистический жанр

Анималистика, или анималистический жанр (от лат. animal — животное) – жанр, в котором основным мотивом выступает изображение животного. Можно сказать, что это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Например, на широко известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» природа изображена самими художником, а медведи – совершенно другим, как раз специализирующемся на изображении животных.


И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Как подвид можно выделить Иппический жанр (от греч. hippos — лошадь) – жанр, в котором центром картины выступает изображение лошади.


Н.Е. Сверчков «Лошадь в конюшне»
Портрет

Портрет (от фр. слова portrait) – картина, на которой центральным является изображение человека или группы людей. Портрет передает не только внешнее сходство, но также отражает внутренний мир и транслирует чувства художника по отношению к человеку, чей портрет он пишет.

И.Е. Репин Портрет НиколаяII

Жанр портрета подразделяется на индивидуальный (изображение одного человека), групповой (изображение нескольких человек), по характеру изображения — на парадный , когда человек изображен в полный рост на заметном архитектурном или пейзажном фоне и камерный , когда человек изображен по грудь или по пояс на нейтральном фоне. Группа портретов, объединенных по какому-либо признаку, образует ансамбль, или портретную галерею. Примером могут выступать портреты членов царской семьи.

Отдельно выделяется автопортрет , на котором художник изображает себя.

К. Брюллов Автопортрет

Портрет является одним из древнейших жанров – первые портреты (скульптурные) присутствовали уже в древнем Египте. Такой портрет выступал как часть культа о загробной жизни и являлся «двойником» человека.

Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) – жанр, в котором центральным является изображение природы – реки, леса, поля, море, горы. В пейзаже главным моментом является, конечно, сюжет, но не менее важно передать движение, жизнь окружающей природы. С одной стороны, природа прекрасна, вызывает восхищение, а с другой – довольно сложно отразить это на картине.


К. Моне «Поле маков у Аржантёя»

Подвидом пейзажа является морской пейзаж, или марина (от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – изображение морской баталии, моря или других событий, разворачивающихся на море. Яркий представитель маринистов – К.А. Айвазовский. Примечательно, что многие детали этой картины художник писал по памяти.

И.И. Айвазовский «Девятый вал»

Однако зачастую художники стремятся и море рисовать с натуры, например, У.Тернер для написания картины «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье», провел 4 часа привязанным на капитанском мостике корабля, плывшего в шторм.

У. Тернер «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье»

Водную стихию изображают также и на речном пейзаже.

Отдельно выделяют городской пейзаж , в котором главным предметом изображения выступают городские улицы и здания. Разновидностью городского пейзажа является Ведута – изображение городского пейзажа в виде панорамы, где непременно выдержаны масштаб и пропорции.

А. Каналетто «Площадь Сан-Марко»

Различают и другие виды пейзажа – сельский, индустриальный и архитектурный . В архитектурной живописи основной темой выступает изображение архитектурного ландшафта, т.е. здания, сооружения; включает в себя изображение интерьеров (внутреннего убранства помещений). Иногда Интерьер (от фр. intérieur — внутренний) выделяют как отдельный жанр. В архитектурной живописи выделяют еще один жанр — Каприччо (от итал. capriccio, каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия.

Натюрморт

Натюрморт (от франц. nature morte – мертвая природа) – жанр, посвящённый изображению неодушевленных предметов, которые помещены в общую среду и образуют группу. Натюрморт появился в 15-16 вв., однако как отдельный жанр сформировался в 17 в.

Несмотря на то что слово «натюрморт» переводится как мертвая природа, на картинах букеты цветов, фрукты, рыба, дичь, посуда, — все выглядит «как живое», т.е. как настоящее. С момента своего появления и по сей день натюрморт является важным жанром в живописи.

К. Моне «Ваза с цветами»

Как отдельный подвид можно выделить Ванитас (от лат. Vanitas — суета, тщеславие) — жанр живописи, в котором центральное место на картине занимает человеческий череп, изображение которого призвано напоминать о суете и бренности человеческой жизни.

На картине Ф. де Шампаня представлены три символа бренности бытия — Жизнь, Смерть, Время через образы тюльпана, черепа, песочных часов.

Исторический жанр

Исторический жанр – жанр, в котором на картинах изображены важные события и социально значимые явления прошлого или настоящего. Примечательно, что картина может быть посвящена не только реально происходившим событиям, но и событиям из мифологии или например, описанным в Библии. Данный жанр очень важен для истории как для истории отдельных народов и государств, так и человечества в целом. На картинах исторический жанр бывает неотделим от других видов жанров – портрета, пейзажа, батального жанра.

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Батальный жанр

Батальный жанр (от франц. bataille — битва) - жанр, в котором на картинах которого изображают кульминацию сражения, военные действия, миг победы, сцены из военной жизни. Для батальной живописи характерно изображение на картине большого количества людей.


А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»
Религиозный жанр

Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Иконопись в переводе с греч. означает «молитвенный образ». Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т.к. призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.

А. Рублев «Троица»

Как переходный этап от иконописи к портрету выделяется Парсуна (искаж. от лат. persona — личность, особа).

Парсуна Ивана Грозного. Автор неизвестен
Бытовой жанр

На картинах изображаются сцены повседневной жизни. Зачастую художник пишет о тех моментах жизни, современником которых он является. Отличительные черты этого жанра – реалистичность картин и незамысловатость сюжета. Картина может отражать обычаи, традиции, строй обыденной жизни того или иного народа.

К бытовой живописи относятся такие знаменитые картины как «Бурлаки на Волге» И. Репина, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева.

И. Репин «Бурлаки на Волге»
Былинно-мифологический жанр

Былинно-мифологический жанр. Слово миф происходит от греч. «mythos», что значит предание. На картинах изображаются события легенд, былин, преданий, древнегреческих мифов, древних сказаний, сюжеты произведений фольклора.


П. Веронезе «Аполлон и Марсий»
Аллегорический жанр

Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание). Картины пишутся так, что они имеют скрытый смысл. Идеи и понятия невещественные, невидимые глазу (власть, добро, зло, любовь), передаются через образы животных, людей, иных живых существ с такими присущими им характеристиками, которые обладают символизмом, уже закрепленным в сознании людей, и помогают понять общий смысл произведения.


Л. Джордано «Любовь и пороки обезоруживают правосудие»
Пастораль (от фр. pastorale — пастушеский, сельский)

Жанр живописи, воспевающий и поэтизирующий простую и мирную сельскую жизнь.

Ф. Буше «Осенняя пастораль»
Карикатура (от итал.caricare — преувеличивать)

Жанр, в котором при создании изображения сознательно применяется комический эффект путем преувеличения и заострения черт, манеры поведения, одежды и пр. Цель карикатуры – оскорбить, в отличие, например, от шаржа (от фр. charge), целью которого является просто подшутить. Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, гротеск.

Ню (от фр. nu — нагой, раздетый)

Жанр, на картинах которого изображают обнаженное человеческое тело, чаще всего – женское.


Тициан Вечеллио «Венера Урбинская»
Обманка, или тромплёй (от фр. trompe-l’œil — обман зрения)

Жанр, характерные черты которого — особые приемы, создающие обман зрения и позволяющие стереть грань между реальностью и изображением, т.е. обманчивое впечатление того, что объект трех мерен, тогда как он двухмерный. Иногда обманку выделяют как подвид натюрморта, однако иногда изображают в этом жанре и людей.

Пер Боррель дель Касо «Убегая от критики»

Для полноты восприятия обманок желательно рассматривать их в оригинале, т.к. репродукция неспособна передать полностью тот эффект, который изобрази художник.

Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки»
Сюжетно-тематическая картина

Смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, пейзажа и др.). По-другому этот жанр называют фигурной композицией, ее характерные черты: главную роль играет человек, наличие действия и общественно-значимой идеи, обязательно показаны взаимоотношения (конфликт интересов/характеров) и психологические акценты.


В. Суриков «Боярыня Морозова»

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Изображение на плоскости предметов материального и духовного мира. Один из основных видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на многочисленные виды, жанры. Живопись масляная – произведение, написанное масляными красками Живопись настенная – произведение живописи, исполненное непосредственно на специально подготовленной поверхности кладки стены, потолка или свода здания. Другое название – живопись монументальная. Живопись темперная – основная техника иконописания в России. Основой темперной краски является желток куриного яйца, разбавленный квасом. Краски в процессе работы накладываются постепенно, многослойно и в определенном порядке. С XVII в. по настоящее время завершающий слой иногда исполняется масляными красками. Икона пишется на специально обработанной доске.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Живопись

Pictores и Pictura.

Искусство Ж. у греков находилось в тесной связи со скульптурой, разделяя с нею идеальное миросозерцание и очень долгое время было в этом младенческом состоянии. До Персидских войн живописцы пользовались, кажется, одноцветной краской, которой они рисовали очертания, тени же означали штриховкой. Древнейшим местом этого искусства в Греции был, по всей вероятности, дорийский Пелопоннес, по преимуществу Коринф и Сикион; коринфянин Клеанф, говорят, первый рисовал силуэты, Ардик и Телефан усовершенствовали линейные чертежи, Клеофант изобрел одноцветную Ж. (монохромию), Киомн Клеонский первый придал движение и наклоненность своим фигурам и первый обратил внимание на драпировку фигур. До 94-й ол., когда афинянин Аполлодор ввел в употребление кисть, все искусство Ж. состояло в рисовании изображений при помощи грифеля на доске, предварительно покрытой краской; сами краски накладывались массой и не слитно посредством губки. Вообще же на картинах древнейших живописцев встречаются только 4 цвета (Plin. 35, 7, 32): белый и черный, желтый и красный. Этими только цветами пользовался даже сам Зевксис, если же кто употреблял большее число красок, подвергался опасности, усилив привлекательность, умалить высоту искусства. К произведениям этого рода искусства принадлежали частью стенные картины (преимущественно альфреско), частью же картины, рисованные на досках; первые писались на свежей штукатурке, а последние на дереве и вделывались в стены, напр., храмов. Писались картины на досках клеевыми красками; позднейшие энкаустические картины писались восковыми красками, которые растирались сухими грифелями и затем расплавлялись посредством жаровни. Век Перикла, следовательно середина и 2-я половина 5 в. до Р. X., считается временем наибольшего процветания этого искусства, наравне с процветанием всех вообще изящных искусств, служивших подспорьем Ж. К этому времени принадлежат и картины больших размеров; появились не только разрисованные залы, но и собственно картинные галереи (пинакотеки). Следует назвать Пинена, брата Фидия, и фасосца Полигиота (получившего в Афинах в 463 г. право гражданства), известных по написанной ими сообща картине «Марафонское сражение» в??????? в Афинах. Последний славился искусством рисовать женщин в просвечивающих одеждах; он же устранил заимствованную от египтян неподвижность в выражении лица тем, что стал рисовать рот несколько открытым; его картины были действительно портретами (на одной, напр., легко можно узнать Елпинику, сестру Кимона), писанными хотя с натуры, но уносившими в идеальный мир. У Павсания (10, 25) сохранилось превосходное описание одной из самых больших картин, находившихся в Лесхе (см. ?????, Лесха) в Дельфах, на которой была представлена завоеванная и дымящаяся Троя и греки у Геллеспонта, обремененные добычей и окруженные пленными, в тот момент, когда они готовятся к отплытию: «Художник вполне сумел изобразить здесь контраст между группами греков на первом плане и разорением Трои, опустошенные улицы которой видны через сломанные местами стены. Корабль Менелая стоял у берега, готовый к отплытию, близ его виднеется Елена, виновница войны, окруженная ранеными троянцами; в другой группе греческих вождей видна Кассандра; почти все хранят глубокое молчание, исключая Неоптолема, который еще преследует и убивает троянцев. На другой стороне Лесхи был изображен вход в преисподнюю, в царство мрака с Одиссеем на берегу Ахеронта, Тартаром с его страшными муками и Элисием с тенями блаженных. На первой из этих картин было нарисовано более 100 фигур, на другой более 80: к каждой фигуре, по древнему обычаю, было приписано и имя » . Кроме того, были известны как живописцы отец Полигнота Аглаофонт и внук последнего того же имени. Последнему приписывались главным образом две картины, на одной из которых был изображен Алкивиад как победитель на играх. ср. Cic. Brut. 18. Cic. de or. 3,7. Quint. 12, 10. В общем, Ж. дополняла архитектуру; ее произведения служили для украшения как частных зданий, так и галерей и храмов. В то время как пластика быстро шла вперед в своем развитии, живопись развивалась медленно и достигла верха совершенства вскоре после Пелопоннесской войны, т. е. тогда только, когда пластика после самого высокого процветания начала несколько падать. Современниками и последователями Полигнота были: Микон из Эгины, замечательными его картинами были: «Антиноя» , «Аргонавты» , «Астеропа» , «Пелий» , «Тесей» , «Акаст» и др.; он же разрисовал отчасти и??????? в Афинах, где им были изображены - битва амазонок и Марафонское сражение, особенно же ему удавались изображения лошадей; сын его; далее Онат из Эгины и Дионисий Колофонский; самостоятельно затем выступил в качестве декоративного живописца Агафарх (см. Agatharchus, Агафарх), удовлетворявший также требованиям роскоши, которая начала уже проникать в частную жизнь греков; но еще более в этом отношении выдается вышеназванный Аполлодор, именуемый скиаграфом, потому что кроме изобретения кисти ему приписывалось также и искусство в распределении света и тени. Hiс primus species exprimere instituit, говорит о нем Плиний (35, 9, 36), primusque gloriam penicillo iure contulit; neque ante eum tabula ullius ostenditur, quae teneat oculos. По его стопам следовал и ученик его Зевксис из Гераклеи в Великой Греции, живший ок. 397 г., хотя, впрочем, он принадлежал к другой школе, а именно к ионийской, склонной к нежности и пышности, в противоположность школе аттической; ему особенно хорошо удавалось изображение женского тела. Доказательством этому служит написанная им по заказу кротонцев «Елена» (была поставлена в знаменитом храме Геры Лакинии), представлявшая совершенную красоту в виде земной женщины; подобным же образом воплотил он самую высшую идею целомудренной скромности в образе Пенелопы. Разнообразных эпических композиций, как у Полигнота, нет у Зевксиса, равно как не видно на его картинах и выражения различных душевных состояний; главное его внимание было обращено на картинность, внешнюю сторону предмета, на иллюзию; по отношению к позднейшему времени ему недоставало художественного и разнообразного сопоставления красок. Об его состязании с Паррасием (см. Паррасий). Последний и Тиманф из Сикиона были его современниками; о картинах последнего, между которыми выдавалась «Жертвоприношение Ифигении» , где он изобразил Агамемнона с закрытым лицом для выражения большой печали, уже в древности было высказано мнение, что они заставляют зрителя более догадываться, чем сколько в них выражается на самом деле; фантазия зрителя дополняет недосказанное не потому только, что эти картины изображали нечто идеальное, но и потому, что в них заключается богатство мотивов. Главная заслуга сикионской школы, напротив, состояла в строго научном выполнении рисунка и в самой тщательной отчетливости его. Основателем этой школы был Евпомп Сикионский, главным же ее представителем был Памфил, который первый методически изучал искусство и применял свои теоретически-геометрические познания к рисункам; ученик его Меланфий наиболее выдавался искусным расположением и композициею картин и весьма много способствовал усовершенствованию колорита. Он причисляется, между прочим, к тем 4-м живописцам (Апеллес , Эхион , Никомах), которые употребляли только 4 цвета. Во время Александра Великого Ж. достигла самой высокой степени привлекательности и прелести, благодаря главным образом Апеллесу, уроженцу острова Коса, ученику Памфила (356-308 гг.). Он соединял в себе достоинства обеих школ, стараясь при этом еще глубже проникнуть в истинное значение Ж. и вдохнуть в свои произведения богатство и разнообразие жизни; он соединял верность природе с творческою силою, чем и заслужил особенное расположение Александра; последний особенно хвалил его картины за грацию, ?????; на первом плане у него было совершенство формы, а не идеальность содержания. В технике, как по отношению к самому рисунку, так и относительно выбора красок для эффектных сцен, он был мастером своего дела. В храме Артемиды Эфесской написано было им изображение Александра, бросающего перуны Зевса, причем поднятая рука и молния, показавшаяся на поверхности, возбуждали величайшее удивление. Он же рисовал и полководцев Александра в различных положениях, то отдельно, то группами. К образцовым его произведениям с идеальным содержанием принадлежала «Артемида» , окруженная хором из молодых женщин, приносящих жертву, и Афродита Анадиомена, выплывающая из моря; эта последняя картина, по приговору всех древних, считалась образцом грации; впрочем, нижняя часть этой картины осталась неоконченной, смерть похитила Апеллеса за работой, и ни один из последующих художников не осмеливался взяться за окончание ее. Первоначально она находилась в храме Афродиты на острове Косе, откуда Август перенес ее в Рим и велел поставить в храм причисленного к богам Цезаря. Более к сикионской школе принадлежали: Евфранор , слава которого заключалась в тонкости изображения богов и героев; Эхион , из произведений которого замечательна картина новобрачной (вольное подражание которой составляет, может быть, альдобрандиевская свадьба в Ватиканском музее в Риме) и Павсий из Сикиона, который первый, говорят, начал украшать Ж. потолки в комнатах, большею частью фигурами мальчиков, цветами и арабесками, причем главным образом славился он своими цветочными картинами (Plin. 35, 40 упоминает о прекрасной Гликерии, искусной в плетении венков, изображение которой он представил на состязание); он славился за то, что довел энкаустический способ до высокой степени развития. В это время, т. е. ок. 370-330 гг., процветал также фиванец Аристид, замечательный преимущественно своим искусством изображать битвы и завоевания городов и мастерским уменьем придавать своим картинам жизнь и выразительность, хотя распределение красок у него было не особенно удачно. На его картине, изображавшей битву македонян с персами, было помещено до 100 фигур; мастерским его произведением считалась печальная сцена при разгроме города, причем особенное внимание обращала на себя главная группа, изображавшая умирающую мать и младенца, ловящего ее грудь; но она отстраняет его из боязни, чтобы вместо молока он не сосал кровь. Еще большей славы достиг около этого времени Протоген из города Кавна в Карии, который до 50 г. жизни поддерживал свое существование самыми обыкновенными работами; но знаменитый Апеллес узнал это и, оценив его искусство, купил у него за значительную сумму денег некоторые картины, показывая этим своим согражданам неумение их ценить работы Протогена и вместе с тем стараясь возбудить в них подозрение, будто он желал их выдавать за свои собственные. Это помогло бедному человеку составить себе у сограждан имя. Над наилучшей своей картиной, где он изобразил Иалиса (см. Иалис) охотником с задыхающейся в стороне собакой, работал он 7 или даже 11 лет. Когда Деметрий Полиоркет осаждал Родос, он не мог решиться произвести нападение с той стороны, где, как он знал, находилась эта картина, и из-за этого не одержал победы. Он отправил стражу для охранения художника, мастерская которого была на самом опасном месте за городскими стенами, и даже сам лично посетил его. Эта картина во время Плиния находилась в Риме, в храме мира, но уже во время Плутарха была уничтожена огнем. Его картина «Покоящийся сатир» , которую он поместил на одной колонне, была написана им во время осады, когда кругом гремело оружие, и считалась также образцовым произведением. Главная заслуга Протогена, равно как и Апеллеса, заключалась не столько в богатстве мысли или в поэтическом содержании, сколько в очаровательно-художественном выполнении, причем иллюзия доведена было до самой высокой степени; но у Апеллеса это было следствием его природного дарования, а у Протогена это достигалось величайшим его терпением и замечательным старанием. В то время как все удивлялись в его работах прилежанию и усидчивости, в работах его современника, Никомаха, уроженца города Фив, жившего в конце 4 в. до Р. X., сына и ученика Аристодема, больше всего дивились скорости исполнения в соединении с замечательной художественностью. Им написаны были - «Похищение Прозерпины» , в Капитолии, в храме Минервы; «Богиня победы» , ехавшая на четверке, и «Скилла» в храме богини мира. Далее замечательны еще: Феон с острова Самоса, возбуждавший удивление живостью своей фантазии и живший во время македонских царей Филиппа и Александра ; ему принадлежат: «Безумный Орест» и кифаред «Фамирис» , Никий, родом из Афин (рисовал животных и битвы энкаустическим способом; многие из его картин находились в Риме; к самым лучшим принадлежала «Царство теней по Гомеру» ; хвалили в его картинах колорит, положение и округленность фигур, особенно женских), Антифил («Мальчик, раздувающий огонь» , «Мастерская для шерстяных работ» ) и Ктесилох (представил в карикатурном виде рождение Диониса из бедра Зевса). По всей вероятности, к Александрийскому времени принадлежит Аэтион (??????) с его знаменитой картиной - «Бракосочетание Александра с Роксаной» (Cic. Brut. 18, где некоторые, впрочем, читают Эхион; Lucian de merс. cond. 42. imagg. 7). С этих пор искусство начинает падать и отличается уже не изяществом и изобретательностью, а только тщательностью в отделке. Так, Пейраейк передавал кистью сцены из обыденной жизни, изображал с замечательным искусством мастерские сапожников, цирюльников, кухни, рынки и т. п., что особенно ценилось римлянами, которые уважали не столько замысловатость композиции, сколько правильность и отчетливость рисунка; таким образом, он стал лучшим мастером настоящей жанровой Ж., так называемой рипарографии. Что касается до римлян, то следует главным образом указать на их недостаток в понимании художественных произведений; даже взятие Коринфа долго не могло произвести благотворного переворота в искусстве. Очень часто встречались примеры, когда солдаты и полководцы не только не уважали, но даже уничтожали драгоценные произведения Ж. Муммий не понимал, напр., каким образом Аттал Пергамский мог так дорого ценить картину Аристида, изображавшую Вакха; полагая, что в ней скрывается какая-то тайная сила, он взял ее с собою и поместил в храм Цереры. Но вскоре затем римляне и в данном случае достаточно ясно проявили свою алчную систему колоссального скопления чужих сокровищ; они стали украшать свои жилища, столовые залы, дачи и т. п. драгоценными картинами. Поэтому-то, в общем, можно указать только на отдельные имена художников, как, напр., Тимомах из Византии, славившийся своим уменьем трогательно изображать обуздываемые страсти, как он доказал на своей картине «Неистовый Аякс» , которую Цезарь приказал поставить в Риме; жил Тимомах в последнем столетии до Р. X. Во время Августа славился Лудий. Между тем в царствование императоров переселилось в Рим много греческих живописцев, о таланте и вкусе которых можно составить себе понятие по изящным украшениям в знаменитых банях Тита. Подобным же образом развилась с целями роскоши и мозаика; указывают прежде всего на Coca Пергамского, который на полу одной комнаты составил изображение бассейна с голубями, но наилучшим произведением мозаики считалось изображение целой «Илиады» на полах великолепного корабля царя Гиерона II Сиракузского. Наши сведения об источниках и предметах древней Ж. чрезвычайно скудны. Вновь открытые остатки картин близ Афин на греческих надгробных памятниках не имеют особенно цены, многочисленные же рисунки на греческих глиняных сосудах свидетельствуют уже о некоторой ремеслености, а стенописные картины, найденные в Геркулануме и Помпеях, не принадлежат ко времени процветания этого искусства и могут рассматриваться как более или менее легкие комнатные украшения. Вообще и в Ж. древние отличались выбором и прекрасных фигур, простотою сцен и композиций и правильностью рисунка, но в применении законов перспективы в картинах больших размеров, в тенях, происходящих от известного сочетания и слияния цветов, а главным образом в поэтической глубине они далеко уступали новейшему искусству. ср. историю искусств Schnaase, Kugler´a, L?bke и др.; особенно Brunn, Geschichte der. griech. K?nstler, II, стр. 3-316 и W?rmann, die Malerei des Alterhums (в Woltmann´a Gesch. der Malerei, т. ?, 1879, стр. 32-140).

Отличное определение

Неполное определение ↓