Педагогическая мастерская
Петриченко Н.В., учитель гимназии № 10
«Ты и твое имя»
Урок-творческий проект в 4-м классе
Цель урока:
- подготовка выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене;
- развитие творческих способностей учащихся.
- умение работать со справочной литературой
Задачи:
- закрепить знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
- познакомить учащихся с организацией проектной деятельности:
- создать справочник, как продукт проектной деятельности (всеми учениками класса с помощью учителя и членов семьи).
Оборудование:
- компьютерная версия презентации;
- видеофильм;
- справочник «Ты и твое имя»;
- выставка книг
Ход урока - презентации:
слайд - Урок-презентация «Ты и твое имя»
слайд - Путешествие в прошлое
1 ведущий - В нашем учебнике «Русского языка» есть рубрика «Путешествие в прошлое». В этом учебном году она рассказывает о происхождении и значении имен людей.
2 ведущий - В учебнике дано только краткое значение имени, да и то двенадцати имен, а нас 28! И мы решили узнать о наших именах, но не только их краткое значение.
1 ведущий - Мы составили план работы.
3 слайд - План работы
- Выяснить, что означает имя, из какого языка оно пришло в русский язык.
- Узнать у родителей, почему они выбрали именно такое имя, чем они руководствовались.
- Сделать генеалогическое дерево имен своей семьи.
- Собрать сведения о людях, которые носили или носят такие же имена.
1 ведущий - А когда Нине Васильевне дали список ее будущего 1 класса, мы увидели, что на следующий год в 1 классе «Б» будут учиться шесть девочек с именем Дарья, у нас возник вопрос: Может, существует мода на имена? Мы решили найти ответ и на этот вопрос.
2 ведущий - Отвечать на вопросы Нина Васильевна попросила всех учеников класса. Некоторые ребята начали работу без энтузиазма, но со временем их это увлекло.
1 ведущий - Первое, что мы сделали, пошли в нашу гимназическую библиотеку.
1-й кадр видео (на фоне кадров Н.В.) В читальном зале нам дали книги по нашей теме (показ книг), но их оказалось недостаточно для всех, поэтому мы провели только самое общее знакомство с книгами. Ребята попробовали найти свои имена, но там оказались не все. Это было 15.04.
2 - кадр видео . На следующий день, а это было воскресенье, ребята отправились в другие библиотеки, взяли книги и по группам собрались дома у ребят. Вместе работать веселее и интереснее...
4 слайд - Справочник «Ты и твое имя»
2 ведущий - А результатом нашей работы стал справочник имен, который мы сделали вместе с Ниной Васильевной и нашими родителями. Сегодня мы представляем вам его.
5-й слайд
1 ведущий - Согласно словарю В.И.Даля, имя - это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность».
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять одного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
6-й слайд
2 ведущий - В 988 году Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.
7-й слайд - Выскакивают имена
Перекличка имен (ведет учитель).
Старославянские имена: Светлана - светлая, чистая.
Латинские имена:
Альбина - белая.
Валерий - сильный, здоровый.
Валерия - здоровая, бодрая, крепкая.
Сергей - ясный, высокочтимый.
Юлия - пушистая, июльская.Древнееврейские имена:
Анна - грациозная, миловидная, благодать.
Мария - печальная.
Яна - милость божья.Греческие имена:
Алена светлая, сияющая.
Ангелина - ангельская.
Анастасия - воскрешающая,
Андрей - мужественный.
Артем - здоровый.
Юрий - земледелец.
Денис - принадлежащий Дионису. (У древних греков это бог жизненных сил)
Дарья - сильная, побеждающая.
Диана - божественная.
Екатерина - чистая, непорочная.
Ирина - мир, покой.
Никита - победитель.
Петр - камень, скала.
София - мудрость.
Алексей - защитник.
Учитель: Готовясь к этому уроку, некоторые из вас сумели даже найти песни, стихи со своим именем. И они подтверждают значение ваших имен. Имя Алексей произошло от греческого «защитник». Послушайте песню «Алеша».
Звучит песня.
Учитель -
Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну и что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.
8-й слайд
1 ведущий - С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в полной, затем к нему начинают прибавлять отчество.
9-й слайд - (пустой)
Стихотворение.
2 ведущий - В православной традиции имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадач или был наиболее близок ко дню рождения малыша. Так святой становился невидимым защитником человека.
Учитель - У нас в классе только Ангелине и Валерии дали имена по церковному календарю.
Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рождение телесное. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин. И сейчас некоторые люди празднуют именины, но и день рождения тоже. В справочнике есть приложение именинного календаря.
В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда ребенка называют согласно семейной традиции, часто в память или в честь дорогого человека. Бывает, что малыша называют именем любимого литературного героя или какого-нибудь знаменитого, уважаемого человека. Родителям хочется, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами.
Чем же руководствовались ваши родители при выборе имени?
1 ведущий - 7 человек из нас получили имена потому, что родителям понравилось их звучание.
Диана, а тебе как выбрали имя?
А тебе, Андрей?
А Юле Герасимовой?
Альбина, тебе как?
А как Ирине?
Юля Дитятева, а тебе как?
А тебя, Екатерина?
А тебе, Никита Мальцев? Так, значит, все-таки существует мода на имена?
10-й слайд - Мода
Рассказ ученика о моде на имена.
2 ведущий
- Но самая большая часть ребят нашего класса получила свои имена в память или в честь дорогого человека, или согласно семейной традиции.
Сергей, тебя в честь кого назвали?
София, а тебя 9
Тебя, Яна?
А тебя, Анастасия?
3-й кадр видео
Учитель Я предложила вам сделать генеалогическое дерево имен своей семьи. Вы на славу потрудились вместе со своими родителями. Все ваши чудо деревья здесь. Не вместилось только одно - Петра Кружили на. Расскажи, пожалуйста, как ты работал над ним.
11-й слайд -( генеалогическое дерево)
Рассказ Кружилгша Петра.
Учитель Такие же имена, ребята, как у вас носили или носят знаменитые люди. Расскажите, пожалуйста, о них.
12-16 слайды - (портреты)
Рассказы учеников.
- ведущий- Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека, на его характер. Разумеется, если бы это влияние было полным и решающим, то все Никиты, Юли, Пети жили бы совершенно одинаково. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб.
- ведущий А у нас в классе есть две Юли. Может быть, вы согласитесь нам рассказать одинаковые вы по характеру как ваши имена или нет?
А вы, Никиты, не расскажите нам? А может быть Пети? Спасибо вам за откровенность.
Учитель А от чего же по вашему зависит характер человека? Поэтому можно лишь сравнивать какой характер в действительности и совпадает ли он с описанием в книге. Бывает, что очень много совпадений. Я вам сейчас зачитаю характеристику одного имени, послушайте и подумайте, кому может принадлежать это имя? Он - само добродушие, мягкость. В детстве это баловень и любимец. Он - интеллектуал, он ни за что не станет обходить или разрушать преграду. Он обладает незаурядным художественным вкусом, хорошо рисует. Кто же это может быть? А как вы догадались?
Итак, ребята, вы ответили на все вопросы нашего плана работы над проектом. Давайте подведем итоги.
17-й слайд - (Цель проекта)
Создать справочник в помощь ребятам, которые заинтересуются этой проблемой. Петр Кружилин точно заинтересовался этой проблемой. Может кто-нибудь еще? Но вы на следующий год уходите в 5 класс, а как же «Справочник»
Спасибо за урок! Я желаю вам удачи!Тема: Ты и твое имя.
Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;
2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.
Ход занятия.
Организованное начало урока.
Психологический настрой.
Сообщение темы занятия.
Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя.
Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
Не знаю, не знаю – пробормотал Комар.
Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: « Иди к доске …» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!
Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.
*Нужны ли людям имена? Зачем?
Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имен друзей и знакомых. Вы увидите. Что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо вам придется настолько сложно многословно описывать людей, что вы откажетесь от этой затеи.
Сообщение темы .
II Возникновение имен.
Древнерусские имена.
Волк Тихомир Вера
Зубр Добрыня Надежда
Белка Светлана Любовь
Некрас Владимир
Нехорошко Людмила
Крив Владислав
Первуша Любомир
*Прочитайте имена в первом столбике. Это одни из древних имен. Как вы думаете, почему родители так странно называют своих детей?
* Как вы думаете, откуда могло появиться имя Первуша, Третьяк?
Можно ли догадаться, почему возникли мена, приведенные во 2 столбике?
Заимствованные имена.
В русский язык пришло много имен из языков других народов. В таком случае определить их значение, не зная иностранного языка, невозможно. Такие известные имена, как Игорь, Олег, Ольга, носили русские князья, пришли с севера. Это приспособленные к русскому произношению имена Ингвар, Хельг, Хельга.
Игорь Ингвар
Ольга Хельга
Олег Хельг
Много имен пришло к нам из еврейского, греческого, латинского языков. Эти имена тоже имеют свое значение.
Александр - (греч) – защитник людей
Антон - (греч) – противник
Андрей - (греч) – мужественный
Сергей - (греч) – высокий, крепкий
Ирина - (греч) – мир и спокойствие
Мария - (древнегреч) любимая
Акмарал - белый олененок
Айгуль - лунный цветок
Асель - мед
Арман - мечта
Алима - ученая
* А знаете ли вы, что означают ваши имена?
В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен – ономастика.
III Правописание имен.
Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы.
Языковые игры
* Отгадать ребусы
Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему?
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Саши, а у Сани
С горки сани едут сами.
* Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка.
* Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.
В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка»
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит
* Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек?
Наталья, Наточка,
Наташенька, Наталенька,
Натуленька, Натусенька.
Екатерина, Катенька,
Катюша, Катерина,
Касенька.
Любовь, Любонька,
Любаня, Любаша,
Любушка, Любочка,
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечкаю
Побежали в лавочку
И купили пряничка.
*Сколько имен упомянуто?
IV Итог занятия
*Что нового вы узнали сегодня на занятии?
* Что же такое имя?
Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:
в минуту рождения каждый –
и низкий, и знатный –
имя свое от родителей
в сладостный дар получает.
Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращенно Дита
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея
Звали мама и сетра
Девочку Идейкой
А ребята со двора стали
Звать Индейкой
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Все придется вековать
Неразлучно детям.
(Пожелание детям)
У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.
Тема урока: «Ты и твоё имя »
Урок-исследование.
Учитель МОУ СОШ № 19 г. Новороссийска
Цель: Расширить представление детей об именах, отчествах и фамилиях. Задачи:
Предметные :
Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств и фамилий, объяснить их происхождение.
Метапредметные:
Познавательные - формирование умения искать информацию, умения
Классифицировать, формирование умения анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи, умения доказывать.
Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать свои действия, оценивать результат, мобилизовать силы.
Коммуникативные - умение работать в команде: дискутировать,
планировать учебное сотрудничество.
Личностные – формирование умения культурно общаться, привитие нравственных понятий «толерантность», «уважение», «любовь».
Личностные:
приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи; помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах родного дома, семьи; воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.
Оборудование: репродукция картины «Три богатыря»; портреты Ивана Грозного, Петра I; мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
СЛАЙД 1
На прошлом уроке мы с вами говорили о родословных. Вспомните, какими интересными и богатыми получились ваши семейные древа и сколько в них имён.
Ребята, перед вами картина русского художника Васнецова «Богатыри».
Вспомним их имена.
Скажите, у Добрыни Никитича «Никитич» это что? (Мнения разделяются, ухватиться за неправильный ответ «отчество», попросив доказать)
На самом деле это не так. На Руси в те времена не было понятий: имена, отчества, фамилии. А были в основном прозвища, которые гораздо позднее перешли в фамилии.
Догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (Имя)
СЛАЙД 1 (клик 2)
Да, мы будем говорить об именах. Итак, тема нашего урока «Ты и твоё имя»
2. Проверка домашнего задания.
Как вы думаете, зачем человеку имя? (Дети выражают своё мнение)
Основное предназначение имени – это, конечно, отличие его носителя от других людей.
С самого начала человеческой истории детям давались имена при рождении или вскоре после рождения.
– Сколько имён в нашем классе? (28 +1)
Дед старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий… Муций… и Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий… Атом… Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…
Бабка с нехрестями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь поспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
СЛАЙД 2
Кто из вас знает, что означает ваше имя и почему вас так назвали?
Справка для учителя:
АЛЕКСАНДР – др. греч., означающее «защитник людей».
АЛЬБИНА – латин. «белая».
АНАСТАСИЯ – греч. «воскресшая».
АНДРЕЙ – др. греч., означающее «мужественный».
АННА – др. евр. «благодать».
ВАЛЕРИЯ – латин. «сильная», «здоровая».
ВЕРОНИКА – греч. «несущая победу».
ВИКТОРИЯ – латин. «победа».
ДЕНИС – греч., означающее «посвящённый Дионису» (богу вина).
ДМИТРИЙ – греч., означающее «посвящённый Деметре» (богине земледелия и плодородия).
ЕКАТЕРИНА – греч. «чистота».
ИВАН – др. евр., означающее «милость Божия».
ИГОРЬ – др. герман., означающее «защитник» или др. сканд. «воинственный»
КИРИЛЛ – греч. «господин».
МАРИЯ – др. евр. имеет несколько значений «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая» или «госпожа».
НИКОЛАЙ – греч. «победитель народов».
НИКОЛЬ – греч. от муж. Николай
ОЛЕГ – др. сканд. «святой», «священный».
РОМАН – латин. «римлянин».
СОНЯ – греч. «мудрая».
ЮРИЙ – греч., означающее «земледелец».
Из каких источников вы брали сведения о своём имени?
Справка для учителя:
· Харченко
· Савенко
· Ткаченко
АБРАМОВ – в святцах есть имена Авраам, Авраамий, разговорный вариант – Абрам. Смысл в них один: в переводе с древнееврейского – «отец многих народов».
АЛЬБОВ – фамилия из семинарских, искусственно образованных. Альбус переводится с латинского как «белый». Быть Беловым будущему священнослужителю, по понятиям тех времён, несолидно, вот и сделали Белова Альбовым.
5. , Матвеева тетрадь по Кубановедению 3 класс.
6. Советская энциклопедия.
7. Суперанская русских имён.
8. Суперанская русских личных имён.
9. и др. Тайна имени.
10. Шешко именослов.
Тема: Ты и твое имя.Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени; 2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.
Ход занятия.
- Организованное начало урока.
Психологический настрой.
Сообщение темы занятия.
- Древнерусские имена.
- Заимствованные имена.
Акмарал - белый олененок Айгуль - лунный цветок Канат - крыло Ауэз - голос, звук Асель - мед Арман - мечта Алима - ученая
* А знаете ли вы, что означают ваши имена? В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен – ономастика. III Правописание имен.Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы. Языковые игры * Отгадать ребусы
Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему?
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Саши, а у Сани
С горки сани едут сами.
*
Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка.
*
Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.
В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка»
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит
*
Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек?
Наталья, Наточка,
Наташенька, Наталенька,
Натуленька, Натусенька.
Екатерина, Катенька,
Катюша, Катерина,
Касенька.
Любовь, Любонька,
Любаня, Любаша,
Любушка, Любочка,
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечкаю
Побежали в лавочку
И купили пряничка.
*Сколько имен упомянуто?
IV Итог занятия*Что нового вы узнали сегодня на занятии?
*Что же такое имя?
Имя
- отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:
в минуту рождения каждый –
и низкий, и знатный –
имя свое от родителей
в сладостный дар получает.
(Гомер)
Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращенно Дита
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея
Звали мама и сетра
Девочку Идейкой
А ребята со двора стали
Звать Индейкой
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Все придется вековать
Неразлучно детям.
(Пожелание детям)
У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.Тема: Ты и твое имя.
Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;
2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.
Ход занятия.
- Организованное начало урока.
- Психологический настрой.
- Сообщение темы занятия.
Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя.
Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
Не знаю, не знаю - пробормотал Комар.
Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: « Иди к доске …» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!
Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.
*Нужны ли людям имена? Зачем?
Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имен друзей и знакомых. Вы увидите. Что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо вам придется настолько сложно многословно описывать людей, что вы откажетесь от этой затеи.
Сообщение темы.
II Возникновение имен.
- Древнерусские имена.
Волк Тихомир Вера
Зубр Добрыня Надежда
Белка Светлана Любовь
Некрас Владимир
Нехорошко Людмила
Крив Владислав
Первуша Любомир
*Прочитайте имена в первом столбике. Это одни из древних имен. Как вы думаете, почему родители так странно называют своих детей?
* Как вы думаете, откуда могло появиться имя Первуша, Третьяк?
Можно ли догадаться, почему возникли мена, приведенные во 2 столбике?
- Заимствованные имена.
В русский язык пришло много имен из языков других народов. В таком случае определить их значение, не зная иностранного языка, невозможно. Такие известные имена, как Игорь, Олег, Ольга, носили русские князья, пришли с севера. Это приспособленные к русскому произношению имена Ингвар, Хельг, Хельга.
Игорь Ингвар
Ольга Хельга
Олег Хельг
Много имен пришло к нам из еврейского, греческого, латинского языков. Эти имена тоже имеют свое значение.
Александр - (греч) - защитник людей
Антон - (греч) - противник
Андрей - (греч) - мужественный
Сергей - (греч) - высокий, крепкий
Ирина - (греч) - мир и спокойствие
Мария - (древнегреч) любимая
Акмарал - белый олененок
Айгуль - лунный цветок
Асель - мед
Арман - мечта
Алима - ученая
* А знаете ли вы, что означают ваши имена?
В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен - ономастика.
III Правописание имен.
Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы.
Языковые игры
* Отгадать ребусы
Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему?
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Саши, а у Сани
С горки сани едут сами.
* Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка.
* Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.
В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая - маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка»
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит
* Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек?
Наталья, Наточка,
Наташенька, Наталенька,
Натуленька, Натусенька.
Екатерина, Катенька,
Катюша, Катерина,
Касенька.
Любовь, Любонька,
Любаня, Любаша,
Любушка, Любочка,
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечкаю
Побежали в лавочку
И купили пряничка.
*Сколько имен упомянуто?
IV Итог занятия
*Что нового вы узнали сегодня на занятии?
* Что же такое имя?
Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:
в минуту рождения каждый -
и низкий, и знатный -
имя свое от родителей
в сладостный дар получает.
Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращенно Дита
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея
Звали мама и сетра
Девочку Идейкой
А ребята со двора стали
Звать Индейкой
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Все придется вековать
Неразлучно детям.
(Пожелание детям)
У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.