Какие последствия промышленой революции кажутся вам наиболее важными и почему. О последствиях четвёртой промышленной революции

1. Укажите социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Какие внутренние и внешние факторы способствовали развитию экономики?

Предпосылки:

В результате колониальной торговли были накоплены значительные капиталы, причём именно у предпринимателей;

Знать Великобритании также не считала зазорным заниматься предпринимательством;

Разбогатевшие предприниматели в Великобритании относительно легко могли войти в число дворян;

Колониальная империя стала обширным рынком сбыта товаров;

Достигло высокого уровня разделение производства сложных изделий на мелкие операции;

В условиях продолжающейся политики огораживания массы безземельных крестьян представляли подходящий рынок рабочей силы.

Таким образом, главным внешним фактором начала промышленной революции была колониальная империя Великобритании. К внутренним относится политика огораживания и особая идеология британского общества, в котором не было чёткого противопоставления дворянства и предпринимательства.

2. Какие изменения в социальной структуре и общественных отношениях происходили в английском обществе в эпоху колониальных захватов? Объясните, почему положение английских «низов» было крайне тяжелым.

Постепенно вырабатывалась особая культура правящего слоя Великобритании, для которого землевладение и предпринимательство считалось одинаково почётным делом. Человека принимали в зависимости от того, какой у него капитал, при этом не важно, каким способом этот капитал нажит (за исключением незаконных способов).

При этом продолжался процесс обезземеливания крестьян в результате политики огораживания. Лишившиеся земли люди приходили в города, где попадали в работные дома за попрошайничество. Именно из таких обездоленных людей вышли не только колонисты, но и новый для Европы того времени класс – рабочий. Однако жизнь этого беднейшего класса была незавидной. Не только тяжёлый, но и монотонный труд портил здоровье, тем более что продолжительность рабочего дня законом не ограничивалась; зато законом ограничивалось повышение зарплаты.

3. Охарактеризуйте политику правящих кругов Англии, расскажите о её политическом развитии.

После реставрации монархии в обществе наступила относительная стабильность. Король и парламент боролись порой жёстко, но только в виде политических дебатов. Ситуация изменилась со смертью не оставившего законных наследников Карла II. В правление второго сына Карла I Якова II правительство не скрывало своих прокатолических симпатий. Они стали главной причиной Славной революции, заменившей Якова II на мужа его сестры Марии – Вильгельма II Оранского. С этого времени неотъемлемой частью политики правящих кругов стало неуклонное англиканство. Католикам законодательно было запрещено занимать престол и места в палате лордов.

В результате Славной революции полномочия парламента начали во многом напоминать нынешние. Частью политической жизни стало равновесие отдельных ветвей власти, включая парламент и королевское правительство. Но сам парламент формировался не всем населением. Палата общин избиралась от определённых городов. При этом для избирателей действовал высокий имущественный ценз. В итоге парламент представлял интересы только высшего слоя общества, включая предпринимателей. В этом парламенте на весь XVIII век сохранилось политическое противоборство между вигами (представлявшими больше предпринимателей), на основе которых развились либералы и тори (представлявшими земельную аристократию), которые позже также стали называться консерваторами.

4. Назовите технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота.

Изобретения:

Прядильный станок с «летучим челноком» Д. Кея 1733 года;

Новый способ выплавки чугуна с использованием каменного угля 1735 года;

Механическая прялка «Дженни» Д. Харгривса 1765 года;

Фабрика Аркрайта возле Дерби 1771 года, где механизмы приводились в движение водяным колесом;

Усовершенствованная паровая машина Дж. Уатта 1781 года.

5. Укажите последствия промышленного переворота. Какие противоречия в обществе он породил? В каких формах выражался протест рабочих против их угнетенного положения?

С одной стороны промышленный переворот увеличил мощь экономики страны и благосостояние население в целом. С другой из-за него росло число неимущих, потому что теперь уже из-за конкуренции с фабриками и заводами разорялись ремесленники, кустарные производства и даже мануфактуры. Кроме того, машинный труд требовал меньше физических усилий, потому предпринимателям выгоднее было нанимать женщин и детей, чей труд стоил дешевле. В концу XVIII века в Англии лишь от 10% до 25% рабочих составляли мужчины старше 18 лет. Последние в основной своей массе оставались безработными и оказывались социально опасным элементом.

Протест рабочих выражался в разных формах. Самой простой было разрушение станков и других промышленных машин, названный луддизмом. Другой формой стало проведение забастовок. Они требовали уже большей организации, потому проводились специально создававшимися рабочими союзами.

6. Какое значение имели промышленный переворот и модернизация общества?

Промышленный переворот не просто перестроил экономическую сферу. Кардинальные изменения начались в структуре общества. Кроме того, он серьёзно укрепил господство Европы в мире. Потому можно сказать, что промышленный переворот и модернизации сыграли ключевую роль в мировой истории.

Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения в социальной сфере. Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе. Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности.

В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура. Общество разделилось на классы - социальные группы, отличающиеся между собой по отношению к средствам производства, месту и роли в процессе производства, способу получения дохода. Ведущее значение в экономическом развитии приобретают основные промышленные классы: фабричная буржуазия и пролетариат. Торгово-промышленная деятельность становится наиболее прибыльной сферой.

В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации. Верхний слой (элита) западного общества по-прежнему был представлен земельной аристократией и верхушкой финансовой буржуазии. Однако в этот круг постепенно входила и крупная торгово-промышленная буржуазия. При этом соотношение между аристократией и буржуазией в процессе промышленной революции менялось в пользу последней. Ведущей тенденцией в это время было усиление класса промышленной буржуазии, утверждение ее господствующего положения в обществе. Крупная торгово-промышленная буржуазия уже либо сливалась с земельными собственниками, либо вытесняла их из экономической и политической жизни.

Новое явление в социальной структуре западного общества - формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества. Наблюдался и быстрый рост городской мелкой буржуазии - мелкие торговцы, владельцы предприятий сферы услуг (различных мастерских, небольших ресторанов, гостиниц, парикмахерских) .

На другом полюсе социальной структуры в эти годы находились трудящиеся классы, наемные работники. Среди них ведущие позиции занимал быстро формирующийся фабрично-заводской пролетариат. Последний, благодаря своей относительной однородности и высокой концентрированности, был наиболее организованной и сознательной силой. Остальная же масса рабочих, занятых на мелких предприятиях (мануфактурах, ремесленных мастерских) , была весьма разноликой и разобщенной.

Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии (самостоятельных хозяев) и безземельных батраков (сельских наемных рабочих) .

Заметно изменились организация и условия труда: повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого) . На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции - перемещения многих разорившихся и обедневших европейцев за океан.
*******

Более подробную информацию читайте в источнике.

Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира Кларк Грегори

14. Социальные последствия промышленной революции

Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1848)

Движущей силой промышленной революции было увеличение объема знаний. Тем не менее больше, чем какая-либо другая группа, от нее, как ни странно, выиграл неквалифицированный труд. Маркс и Энгельс с их мрачными пророчествами, обнародованными в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии», не могли сильнее ошибиться в отношении участи неквалифицированных рабочих. На рис. 14.1 демонстрируется типичный образ бедствий, принесенных промышленной революцией, сумевший сохраниться в современном массовом сознании. В реальности же все обстояло совершенно иначе. К 1815 году реальная заработная плата как сельскохозяйственных рабочих, так и городских неквалифицированных трудящихся начала в Англии неудержимый рост, который в итоге сделал обеспеченными все слои населения.

РИС. 14.1. Трудоспособные неимущие бьют камень на щебенку для дорог в Бетнал-Грин (Лондон), 1868 год

Ошибочно даже представление о том, что промышленная революция первоначально оказалась более выгодной для владельцев земли и капитала, чем для трудящихся. С 1760 по 1860 год реальная заработная плата в Англии росла быстрее, чем реальная выработка на одного человека. Достижения в сфере знаний дали очень скромное вознаграждение или не дали вовсе никакого вознаграждения новаторам, владельцам капитала и земли и обладателям человеческого капитала. В результате современный экономический рост, с самого начала принося наибольшие выгоды самым обездоленным группам доиндустриального общества - и в первую очередь неквалифицированным рабочим, - способствовал снижению социального неравенства.

Но если до сих пор экономический рост оборачивался для людей благом, нет никаких гарантий того, что в дальнейшем он будет способствовать насаждению равенства между обществами. Впереди нас может ожидать мрачная антиутопия, предрекаемая многими авторами, в которой заработки неквалифицированных рабочих упадут ниже социально определенного прожиточного минимума и общества будут вынуждены постоянно содержать значительную часть населения за счет государственной казны.

РАЗДЕЛ ПРИБЫЛИ

Чтобы понять, почему основные выгоды от повышения эффективности в современной экономике достались неквалифицированному труду, отметим, что при повышении выпуска на единицу факторов производства - капитала, труда и земли - средние выплаты владельцам этих факторов производства должны увеличиваться. Однако фундаментальное уравнение роста ничего не говорит нам о том, как именно распределяется прибыль. В формальном плане необходимо лишь, чтобы выполнялось равенство

g

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий

Из книги Россия при старом режиме автора Пайпс Ричард Эдгар

ГЛАВА 1 ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Что бы ни писали патриотические русские историки, когда Господь сотворял род людской, Он поместил россиян отнюдь не в том месте, где они пребывают ныне. В самые ранние времена, по которым у нас имеются какие-либо

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями Как мы показали в предыдущей главе, платой за успешную агрессию становится проникновение в культуру победившей цивилизации экзотической культуры ее жертв. Внутренний пролетариат

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Хотя в случае Второй мировой войны речь шла о глобальном и многонациональном противоборстве, при подведении ее итогов историками чаще всего избирается национально-исторический взгляд, обращенный, как

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

На пути к промышленной революции Во второй половине XV века в Европе резко повысился интерес к науке. Причина понятна: массовый переезд сюда ученых из поверженной турками Византии. Возможно, та же причина привела к повороту от всеобщего языка науки, латинского, к

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 7. Англия как родоначальница промышленной революции Английская революция создала необходимые условия для развития английского общества, англо-саксонской цивилизации. В XVII–XIX вв. Англия становится лидером мирового развития, страной, постоянно вносившей огромный

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Социальные последствия более широкого применения монеты Другой источник обращения денег в городе был связан с потреблением. Повторю старое определение великого немецкого историка Зомбарта: «Город - любое поселение людей, существование которых зависит от продуктов

автора Сказкин Сергей Данилович

РЕВОЛЮЦИЯ ЦЕН И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Развилась новая организация торговли и. финансовых операций – сделки на биржах, развился и новый вид наживы.-спекуляция. На фондовой бирже совершались всевозможные финансово-кредитные операции: заключались займы, учитывались

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Социальные последствия экономических изменений Успехи, феодального землевладения -дворянства имели в экономически развитых провинциях Севера то- влияние каким они пользовались в центральных и южных провинциях. Поэтому, хотя мануфактуры Фландрии, Брабанта, Турне и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ЛЮДИ И ТЕХНИКА. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Ф. Бродель полагал, что «техника есть сама толща человеческой истории». Она постоянно воздействует на человеческую жизнь, то подталкивая ее вперед, то удерживая в определенном равновесии. Это означает, что техника подобно

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

49. Социальные последствия заморской экспансии Ни один автор не описал социальные последствия экспансии с такой проницательностью, как Жил Висенти. Если это утверждение может еще и сегодня вызывать недоумение, то причиной служит тот факт, что португальцев учили видеть в

Из книги Крым. Военная история [От Ивана Грозного до Путина] автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Глава третья. Война за продолжение промышленной революции Что собой представляли результаты первого этапа промышленной революции, который в России закончился перед Крымской войной? Промышленная революция, хотя и началась в России с запозданием, но шла куда более

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1.3. Экономические проблемы и социальные последствия Весь межвоенный период политическая жизнь в республике проходила под знаком неблагоприятной экономической ситуации. Кроме цикличных колебаний конъюнктуры, которые характерны для кризисных лет 1921-1923 и 1930-1934,

Из книги Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира автора Кларк Грегори

11. Загадка промышленной революции Итак, промышленная революция была единственным значительным событием в экономической истории всего мира. И у вас нет для него никакого объяснения. Что же это за теория? Ирад Кимхи (в беседе с автором, 2006) Вопрос о том, почему промышленная

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 19. Социальные последствия информационной революции Составление кейса Данное задание рекомендуется выполнять в продолжение работы над эссе по проблемному направлению «Изменение социальной структуры западного общества на рубеже ХХ – XXI вв.». Кроме того, для

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.