Латинская Америка в XIX веке Тема урока:. Две Америки. Сочинение: Модель этнического развития "плавильный котел" в американском обществе

К началу XIX века испанская колониальная империя в Америке имела территорию более 10 млн. квадратных километров и простиралась от Сан-Франциско до мыса Горн. Огромные просторы тропических лесов, цепи гор, безбрежные равнины, пампа, большие реки, такие, как Амазонка, составляли богатства этого континента.

Чтобы иметь возможность управлять этими землями, испанская корона разделила их на четыре вице-королевства: Новую Испанию, Новую Гранаду, королевство Ла-Плата и Перу.

В начале XIX века в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись «Декларация прав человека и гражданина» и другие документы французской революции.

Разгром наполеоновской армией монархии Бурбонов в Испании создал благоприятные условия для подъема освободительного движения в испанских колониях.

«Война до смерти»

В 1811 году была провозглашена независимая республика в Венесуэле. Освободительное движение возглавило «Патриотическое общество», в котором ведущую роль играли богатые креолы. Среди них выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Негры и индейцы их не поддержали. Учитывая это, Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, крестьянам — землю. На помощь повстанцам из европейских стран прибыли 5 тысяч добровольцев.

Однако Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость. Он повел свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде.

Это был легендарный переход через Анды. С каждым днем становилось все холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь.

Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в единое государство — Великую Колумбию.

Стремясь укрепить независимость молодых латиноамериканских государств, Боливар выступил за их объединение в конфедерацию. Он постоянно боролся за создание демократической республики, где цвет кожи не имел бы никакого значения. Но тщетно пытался Боливар объединить новые независимые государства, имевшие общие язык и религию. Установление его личной диктатуры, хоть и вызванное желанием предотвратить распад Великой Колумбии, вызвало сопротивление. Рост недовольства выразился в многочисленных заговорах и восстаниях. Власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор.

25 сентября 1829 года заговорщики проникли в Президентский дворец в Боготе с целью убить «Освободителя», однако ему удалось спастись. Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 года он ушел в отставку. Больной и разочаровавшийся Боливар написал незадолго до смерти в 1830 году: «Тот, кто служит революции, пашет море!»

Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нем сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Буржуазная революция 1820 года в Португалии привела к новому подъему движения за независимость Бразилии. Бразилия была объявлена независимой империей.

В 1868 году началось массовое восстание против испанских колонизаторов на Кубе. А в следующем году была провозглашена независимая Кубинская республика. Десять лет армия, вооруженная пиками и мачете, вела борьбу с испанцами, но сопротивление повстанцев было сломлено. И только в самом конце XIX века кубинский народ освободился от колониальной зависимости.

Итоги и значение освободительной войны

Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых странах, кроме Бразилии, установился республиканский строй. Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались. Политическая независимость покончила с многочисленными ограничениями, сковывавшими экономическое развитие колоний. Создались более благоприятные условия для развития капиталистического уклада и вхождения в мировой рынок.

В независимых государствах уничтожили рабство, правда, не сразу. В Венесуэле, Колумбии и Перу оно сохранилось до 50-х годов, а в Бразилии — до 80-х годов XIX века. Были отменены подушная подать и принудительная трудовая повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви. В течение XIX века во всех вновь возникших государствах был установлен парламентарный строй и приняты конституции. Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя, упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали понимать свою принадлежность к определенной нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд ученых считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая революционное значение этих событий. Тем более что создание республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть. Развитие капитализма в странах Латинской Америки пошло долгим и мучительным путем.

Век каудильо

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территории. Это сопровождалось бешеной борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времен войны за независимость, захватывавших ее при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканской цивилизации много черт цивилизации традиционной, когда господствуют «клановые» связи между «патроном» (хозяином), «вождем» и подчиненной ему массой («клиентелой» — от слова «клиент»). Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

Суть этого явления состоит в том, что вокруг «сильной» личности сплачивается круг людей, рассчитывающих решить свои проблемы при помощи «патрона». В политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение управлять толпой, завоевав ее доверие. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона. Эти отношения выражает принцип: «Все для друзей, а для врагов — закон». Часто за маской «любимца толпы» скрывались честолюбие и ожесточенное соперничество отдельных семейств.

В XIX веке начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны. Пожалуй, не было в XIX в. ни одной страны в Латинской Америке, которой удалось бы избежать «каудильизма».

Медленное развитие экономики

Десятилетия междуусобных войн гибельно отразились на экономическом развитии латиноамериканских стран. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX века ряд стран втягивается в мировой рынок.

В Чили в 1832 году были открыты богатые залежи серебра, потребность в котором в Европе возрастала; после захвата США Калифорнии туда активно вывозилось чилийское зерно. К концу XIX века в Чили освоили добычу селитры и начался экспорт ее на мировой рынок. Между 1880 и 1910 годами объем промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

В Аргентине во второй половине XIX века набирал силу лагерь сторонников свободной торговли, так как для этого появились благоприятные обстоятельства. Промышленная революция на европейском континенте увеличила потребности в продовольствии и сырье. Внутри страны тоже расширялся спрос на товары, чему способствовал большой приток иммигрантов, обеспечивающих страну рабочими руками.

К концу XIX века экономика Аргентины покоилась на двух прочных столбах — животноводстве и земледелии. Животноводство было связано с выращиванием скота и экспортом мороженого мяса, 2/3 которого поставлялось в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьей дохода к началу XX века оставался экспорт кофе, золота, серебра и тропических фруктов. Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

Страны латиноамериканского региона к началу XX века по уровню капиталистического развития выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабаленного крестьянства. Фактически здесь господствовала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

Латиноамериканский «плавильный котел»

XIX век явился временем складывания латиноамериканских наций. Они формировались из представителей разных народов, живших в границах одного государства. Как и в США, здесь действовал «плавильный котел», в котором смешивались различные расы и нации: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Общество в латиноамериканских странах формировалось под влиянием испанских и португальских обычаев, в системе отношений между людьми здесь всегда соблюдалась иерархия. Каждый должен был здесь знать свое место, свой клан, связывать свое благополучие с «большим» или «маленьким» покровителем, каудильо. Отсюда и склонность к установлению авторитарных режимов.

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. В Мексике, например, еще в XVI веке сформировался культ Святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Постепенно из местного он превратился в культ, охвативший население всей страны, объединил жителей Мексики. Каждый, кто поклонялся Святой Марии Гуаделупской, считался принадлежащим к мексиканской нации.

Вообще католическая религия и католическая церковь играли очень большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением были индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население, домашние часовни. Ученые считают, что индейцы после уничтожения их идолов колонизаторами перенесли в католичество свое стремление поклоняться «божественным силам», боготворить их и даже превращать в простой амулет. Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о «чудесах», о «явлениях» святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах еще с доколумбовых времен принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения.

В Латинской Америке сформировалась особая цивилизация, отличная от европейской и от североамериканской. Войны за независимость, обретение этой независимости, а затем десятилетия кровавых междоусобных войн, медленное развитие капитализма, разрешение конфликтов не столько путем реформ, сколько путем революций и установления авторитарных режимов, слабость демократии сделали историю латиноамериканцев трагической.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история

Вашингтонский Центр исследования иммиграции опубликовал очередное исследование работы гигантского социального механизма под названием «плавильный котел», который якобы превращает прибывших в США иностранцев в полноправных и полноценных американцев.
Согласно этому отчету, который основан на данных Бюро переписи населения, коренными американцами (native-born Americans) считаются все, кто родился на территории США, а иммигрантами - все легально и нелегально проживающие в стране иностранцы и их родившиеся в Америке дети в возрасте до 18 лет.
Отчет установил, что сегодня иммигранты составляют больше половины всех занятых на сельскохозяйственных работах; 41% водителей такси и 48% уборщиков и уборщиц, но
в то же время примерно треть программистов и 27% врачей. Оперируя этими данными, авторы отчета говорят, что иммигранты приспосабливаются к новой жизни по мере своего пребывания в ней, но сильно отстают от коренных американцев в таких областях, как заработки, собственные дома и медицинские страховки. 43% иммигрантов, которые прожили в США минимум 20 лет, «сидят на велфэре», то есть на шее государства, и их почти вдвое больше, чем коренных американцев, и почти на 50% больше, чем новых иммигрантов. Таким образом, заключает отчет, проблема полной ассимиляции сложнее преодоления барьера языка и культуры.
Выражение «плавильный котел» (melting pot) появилось в США в конце XVIII века, как метафора перехода гетерогенного общества в гомогенное, то есть ассимиляции этнических групп, прибывших на постоянное жительство в другую этническую среду. Позже оно было дополнено учеными терминами «иммиграция» и «мультикультура», а в быту словами «мозаика» и даже «миска салата» (salad bowl). Выражение «плавильный котел» прочно вошло в обиход с начала ХХ века, когда пароходы с иммигрантами штурмовали американские порты и британский еврей Израэль Зангвилл написал и поставил в Нью-Йорке пьесу с таким названием. Это была иммигрантская адаптация трагедии Шекспира, где Ромео Монтекки превратился в еврея-иммигранта из царской России, а Джульетта Капулетти в христианку по имени Вера, тоже иммигрантку из России. «Плавильный котел» исправно переплавлял «мультикультурную» иммиграцию в американцев, дети которых становились коренными янки, создавая Америку как государство (state) и как нацию (nation). Сейчас это совсем не так, и «мульткульти» означает право этнических групп сохранять свой язык, свою культуру и свои традиции, а данью принявшей их стране стали налоги и обязанность заседать присяжными в судах.
Отчет Центра исследования иммиграции занимает 96 страниц и появился в разгар предвыборной борьбы, когда оба соперника по мере своих политических убеждений заигрывают с многомиллионной общиной нелегальных иммигрантов, рассчитывая на голоса их легальных соотечественников, уже получивших американское гражданство. В основном речь идет о возможности младшей, законопослушной и мало-мальски образованной части нелегалов временно легализоваться. Кардинально же речь идет о возможном увеличении числа легальных иммигрантов. Автор отчета и глава центра Стивен Камарота считает, что аргументы pro и contra этой проблемы скорее не количественные, а качественные.
«Нам известно, что в основном это люди бедные, - сказал Камарота газете Washington Times, - и не рассказывайте, будто у них все идет хорошо, как того многим хочется услышать. Прогресс есть, и отдельные меры его усиливают, но в общем положение совсем не такое, как нам хотелось бы, особенно для тех, кто наименее образован. Они сильно отстают от коренных [американцев], хотя прожили здесь по двадцать лет». Как и остальные эксперты проблем массовой иммиграции, Стивен Камарота имеет в виду не грамотных маляров из Молдовы или горничных из Намибии, а иммигрантов из Мексики и стран Латинской Америки - костяк дешевой рабочей силы на наших полях и огородах.
Эта перспектива не встречает восторга у большинства избирателей, но большинство наших политиков выступают за рост легальной иммиграции. Будучи сенатором, Барак Обама поддерживал проекты законов, которые предлагали взвинтить приток иммигрантов до сотен тысяч в месяц, и став президентом, он не сменил позицию. «Нашим фермам нужно дать законную возможность нанимать работников, на которых можно положиться, и открыть таким работникам дорогу к легальному статусу, - заявил Обама в прошлом году, выступая в техасском городе Эль-Пасо у мексиканской границы. - И наши законы должны уважать соблюдающие правила семьи и быстрее воссоединять их, а не раскалывать». Республиканец Митт Ромни, очевидный соперник Обамы на ноябрьских выборах, тоже призвал к легализации иммигрантов, хотя только студентов, изучающих науки высокой технологии, и членов семей обладателей гринкарт. «Наша система иммиграции должна помогать крепким семьям, а не разделять их, - сказал Ромни в июне на встрече с членами Национальной ассоциации выборных и назначенных чиновников-латиноамериканцев во Флориде. - Наша страна выигрывает, если матери, отцы и их дети живут вместе под одной крышей».
По данным отчета Камароты, здесь играет роль демография: в Массачусетсе, например, годовой доход семьи коренных американцев составляет в среднем 89 тыс. долларов, а семьи иммигрантов - 66 тыс. В Вирджинии это отношение составляет 93 тыс. и 80 тыс. долларов. С одной стороны, семьи иммигрантов в Вирджинии платят больше подоходных налогов, но, с другой стороны, эти семьи больше пользуются велфэром. По части происхождения иммигрантов отчет установил, что мексиканцы составляют 57% потребителей социальной помощи по бедности, тогда как англичане всего 6%, что немудрено, если учесть количество в Америке тех и других. На долю коренных американцев приходится 23% такой помощи.
Грибоедов зря утверждал, что горе бывает от ума. Сегодня 25% учащихся государственных средних школ США у себя дома говорят не по-английски.
В отчете центра Стивена Камароты отмечено, что прожившие в США по 20 лет иммигранты с дипломами бакалавра и выше преуспевают немного, но больше, чем коренные американцы. Иммигранты со средним образованием живут хуже таких же коренных янки, вне зависимости от того, как долго они находятся в США.
По мнению специалистов, иммигранты новой волны ассимилируются тоже по-новому. Профессор Джордж Борхес из Гарвардского университета говорит, что второе поколение американцев - дети нынешних иммигрантов - к 2030 году все равно будут на 10% отставать по уровню жизни от коренных американцев. В своем докладе «Ассимиляция завтра» профессора-демографы Университета штата Калифорния Дауэлл Майерс и Джон Питкин утверждают, что, напротив, к 2030 году иммигранты 1990-х годов станут жить припеваючи, причем 71% из них получат американское гражданство. Недавняя рецессия затруднила их «путь наверх», но не сбила с пути, которым шли к ассимиляции предыдущие поколения иммигрантов. Тем не менее, считают Майерс и Питкин, легализация 11 млн иностранцев, которые сейчас незаконно находятся на территории США, не поможет, а только повредит процессу ассимиляции - работе гигантского «плавильного котла» Америки. Сегодня работу этого котла отображает уже не пьеса Израэля Зангвилла «Melting Pot» по мотивам трагедии Шекспира, а скорее спектакль-гротеск «Russian Transport» по пьесе Эрики Шеффер, который с зимы этого года играют на сцене театра Acorn на 42-й улице рядом с Бродвеем.
Закон суров, гласит римская мудрость, но это закон. Федеральный закон США обязывает иммиграционные власти отказывать в визах иностранцам, которые могут стать потенциальными иммигрантами, но не в состоянии содержать себя и таким образом увеличат армию получателей государственной помощи. На прошлой неделе группа сенаторов-республиканцев направила в Министерство внутренней безопасности (куда входит Служба иммиграции) и в Госдепартамент письмо с просьбой разъяснить, почему там при рассмотрении заявлений на визы не учитывают, станут ли заявители получателями 80 видов велфэра. Ответа на свое письмо сенаторы пока не получили.

Проблема межнациональных взаимоотношений, умения людей различного этнического и религиозного происхождения мирно сосуществовать в рамках одного государства, умение быть разными, но при этом равными друг другу - это одни из главных проблем, которые волнуют современное общество.

В настоящее время в мире насчитывается более 2000 наций, проживающих в 197 государствах.

Человечество в скором будущем будет жить в условиях полиэтнических стран, так как с каждым годом усиливаются. Возникают новые территориальные образования.

Сегодня национальная проблема приобрела мировое значение. Вместе с борьбой против угрозы ядерной войны и охраной окружающей среды она вошла в число важнейших вопросов глобального масштаба. Острейшие этнические конфликты существуют в Анголе, Нигерии, Ираке, Украине. Националистическими идеями прониклось население многих стран мира. В разных формах этнический вопрос выступает на первый план общественной жизни Франции, Великобритании, Бельгии, Испании, Канады.

Среди ученых бытует мнение, что именно национализм в конце XX века чуть не подвел человечество на грань новой катастрофы.

Проблема межнациональных взаимоотношений очень актуальна и в США, одном из крупных многонациональных государств мира, где проживает около 106 этнических групп. Национальный вопрос в истории этой страны всегда был одним из главных. США - это страна иммигрантов, именно так ее называл Рузвельт, а Кеннеди Джон написал книгу «Нация иммигрантов».

Опыт США в сфере уникален. Благодаря постоянному притоку населения в результате переселения, люди разных национальностей вливаются в страну вместе со своими традициями, культурой, языком и острыми этническими проблемами. В результате смешения населения, пестрого в расовом и этническом отношении, происходил процесс формирования американской народа, который получил вполне определенное название - "плавильный котел наций". Об этой модели межэтнического развития общества и пойдет речь в статье.

Определение понятия

Само понятие "плавильный котел" или "плавильный тигель" - является переводом с английского языка выражения melting pot. Это модель этнического развития общества, которая пропагандируется в американской культуре. Доминирование этой мысли связано с идеалами представления о свободном демократическом обществе, в котором люди спокойно уживаются с расово и этнически разными соседями.

Данная концепция очень схожа с политикой мультикультурализма.

В соответствии с теорией "плавильного котла", формирование американской нации должно было идти по формуле смешивания или сплавления всех народов. При этом предполагалось как культурное, так и биологическое слияние (смешивание). Эта теория отрицала наличие каких бы то ни было социальных, этнических или национальных конфликтов в обществе. Известный американский исследователь Манн А. считал, что термин плавильный котел в США стал национальным символом 20-го столетия.

Происхождение понятия

Само понятие было сформулировано в пьесе британского драматурга и журналиста Зангуилла Исраэля, который очень часто посещал США и знал жизнь, обычаи и культуру страны. Суть литературного произведения заключалась в том, что в США происходило слияние или смешивание различных народов и культур, в результате чего образовалась единая американская нация. Пьеса была названа «Плавильный котел». Это выражение стало очень популярным сначала в американской культуре, а затем и во всем мире. Чуть позже была сформирована целая концепция развития общества с одноименным названием.

Суть концепции тоже заимствована из пьесы, где главный герой, глядя с корабля, который прибыл в порт Нью-Йорка, воскликнул, что Америка - это величайший котел, в котором переплавляются все И что именно так Всевышний создал американскую нацию.

История развития теории слияния наций

История слияния народов из разных стран в один общий этнос или культуру интересовала ученых и писателей еще до появления пьесы «Плавильный котел». Эссе на эту тему и описания американского народа как единой нации прослеживаются у авторов, историков и философов еще в XVIII веке. Например, Пейн Томас, англо-американский философ и писатель, в своей книге «Здравый смысл» описывает американцев как единый народ, который образовался из выходцев из Европы, которые там были гонимы из-за своих идей религиозной и гражданской свободы.

Но самым первым автором, который использовал выражение «плавильный котел» для описания американского народа и общества, стал француз Кревкер Джон, который в своих «Письмах американского фермера» рассуждал на тему, кто такой американец. Он писал, что в Америке все национальности смешиваются в новую расу, которая однажды изменит весь мир.

История концепции в XIX веке

Наибольшую популярность концепция приобрела в XIX веке. Ее поддержал выдающийся интеллектуал той эпохи Эмерсон Ральф.

Рузвельт Теодор в своем четырехтомном произведении «Покорение Запада» описывает колонизацию Запада, восхваляет американскую силу, которую он видел в единстве. И в заключении он пишет, что американский индивидуализм был закален именно мощью единения.

Одну из основополагающих ролей в изучении концепции занимает труд историка Тернера «Значение и границы в Американской истории», в котором он уделяет большое внимание географическому фактору. «Плавильный котел» в его научной работе - это процесс американизации. Согласно его теории, все иммигранты американизировались по основным направлениям. Кроме того, он считал, что американская идентичность не заимствована из Европы, что она возникла в результате непрерывного продвижения поселений на Запад. Он утверждал, что вначале границей Европы было Атлантическое побережье, но с продвижением вглубь континента происходило постепенное удаление от европейского влияния и развитие нации по американскому типу.

Критика теории

Теория слияния наций была воспринята негативно сторонниками культурного плюрализма (они выступают за сохранение этнических и культурных традиций в составе национальной общности). Плюралисты критиковали дискриминацию и ущемление прав меньшинств, к которым относили представителей желтой и черной расы в США.

Если в концепции «плавильного котла» меньшинства являются второстепенными и постепенно должны исчезнуть, то плюралисты считают меньшинства главным элементом в структуре общества, и они должны развиваться и сохранять свою самобытность и культуру.

Концепция культурного плюрализма, теоретически оформилась в 20-х годах XX столетия. Основные доктрины теории были изложены в научной работе американского философа Каллена Г. «Демократия против плавильного котла», в которой он писал, что можно изменить стиль одежды, религию, мировоззрение, но нельзя изменить своего происхождения. Именно плюралисты считают, что этнические группы объединяют не культура и язык, а происхождение, и поэтому американское общество, по их мнению, это салатница, в которой разные культуры мирно уживаются, при этом сохраняя свою самобытность.

Преимущества и недостатки теории

Среди преимуществ данной теории можно назвать то, что она создала благоприятную общественную атмосферу, свела до минимума риски терактов и других всплесков насилия.

Эта концепция позволила увеличить производственные силы страны, создавая термин американский народ или американская нация, что было выгодно для экономики страны в то время.

Эта теория усилила процесс ассимиляции других народов, стирая границы и противоречия между культурами. При этом шел активный процесс формирования и обогащения американской культуры.

Среди недостатков можно выделить слишком идеалистичную направленность этой концепции. Кроме того, она предполагала жесткую ассимиляцию, что, как показала практика, не входило в планы иммигрантов.

Теория не смогла долго продержаться, о чем свидетельствуют наличие ряда национальных общин, которые, считая себя гражданами США, остаются мексиканцами, евреями, украинцами, китайцами, арабами и так далее. Скорее всего, теория не смогла отразить всего многообразия тех процессов, которые происходили в обществе многонациональной страны.

Так обстояли дела со сплавлением наций в США. Что же происходило в Латинской Америке?

Концепция "плавильного котла" в Латинской Америке

Латиноамериканские нации стали складываться в XIX веке. Они формировались из разных народов и этносов, проживавших в границах того или иного государства. Как и в США, здесь действовал "плавильный котел", в котором смешивались нации и расы: индейцы, выходцы из Португалии, Испании и других стран Европы, негры, арабы, выходцы из Азии.

Общество в этих странах формировалось под влиянием португальских и испанских обычаев, в системе отношений меду людьми всегда была иерархия. Каждый знал свое место, отсюда и склонность к авторитарным режимам.

Сработала или нет концепция "плавильного котла" в Латинской Америке?

В эссе, в публицистической литературе и даже научных работах некоторые ученые считают, что нет. Процессу смешивания народов и этносов способствовало языковое единство (большинство стран говорят на испанском, только Бразилия на португальском языке), общая религиозная принадлежность (католичество), социальное сходство, общее для стран колониальное прошлое, но слишком очевидны были различия в поведении, обычаях, традициях, менталитете между европейскими мигрантами, потомками индейцев и выходцами из Африки.

И, несмотря на так называемое латиноамериканское братство, среди стран континента просматривается недоверие и соперничество. Яркий пример - испаноговорящая Аргентина и португалоговорящая Бразилия. Если первая заселена выходцами из европейских стран, то вторая в этническом составе населения имеет в большей степени африканские корни, именно в Бразилию в XVI-XVIII веках привозили сотни тысяч рабов с африканского континента. И сложно ожидать, что эти две страны в будущем смогут образовать единое государство.

Плавильный тигель Европы

Если ничего не изменится, то в ближайшем начнет напоминать Нью-Йорк или некоторые государства Латинской Америки, которые опровергают концепцию смешивания или сплавления наций. Например, в Нью-Йорке уживаются множество культур: китайцы и корейцы, пакистанцы и пуэрториканцы, мексиканцы и русские. Некоторые этнические группы слились, например, ирландцы и испанцы, поляки и евреи, другие сохранили свою индивидуальность: живут в своих кварталах, говорят на своем языке и соблюдают свои традиции. Но все они подчиняются общим законам и употребляют в общественных местах стандартный официальный государственный английский язык.

Концепция плавильного котла не сработала ни в США, ни в Латинской Америке. Сработает ли этот принцип в Европе, или она будет напоминать Нью-Йорк? Ответ на этот вопрос человечество узнает в самое ближайшее время.

Урок № 26 Дата 08.12.2016 г. автор Зиновьева Юлия Григорьевна

Урок истории в 8 классе с валеологической направленностью

Тема: Латинская Америка в XIX веке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Создать представление у учащихся о странах Латинской Америки в XIX веке;

2. Развивать умения выделять в тексте главное, уметь давать характеристику исторической личности, работать с контурной картой, умение составлять план ответа, развивать монологическую речь;

3. Воспитывать чувство взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Оборудования и материалы: учебник, доска, мел, контурные карты: «Латинская Америка в XIX в.», «Политическая карта мира».

Литература:

1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М., 2012.

2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). – Учебное издание. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Latino - america .​ ru (интернет-источник).

План урока:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

2. Проверка домашнего задания (10-15 минут)

3. Изложение нового материала (15 минут)

4. Первичное закрепление (4-5 минуты)

5. Постановка домашнего задания (1-2 минуты)

6. Подведение итогов урока (3-4 минуты)

Основные понятия: колония, империя, метрополия, гражданская война, освободительные войны, Латинская Америка, каудильо, каудильизм, латиноамериканский «плавильный котел».

Ход урока

Организационный момент (2-3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

Здороваются, с разрешения учителя садятся.

Дежурный встает, называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания (10-15 минут)

Вспомните, что было задано на дом?

1) Действительно, мы на прошлом уроке рассматривали США после Гражданской войны.

Несколько человек (4) будут работать индивидуально (карточки с тестовыми заданиями)

В то время, как дети работают индивидуально, идет фронтальный опрос.

1)Расскажите, каковы были условия расцвета США? Благодаря чему Штаты, в столь сжатые сроки совершили «экономическое чудо»? Спрашиваю одного ученика.

2) Работа с понятиями, заданными на дом: спрашиваю по одному человеку:

а) Что такое «Доктрина Монро»? Благодаря кому она была создана? В чем сущность доктрины?

Б) Охарактеризуйте «доктрину открытых дверей». С какой страной она связана?

В) Дайте оценку «дипломатии большой дубинки»? Как она работала на практике?

Г) А что подразумевают под «дипломатией доллара»?

После фронтального опроса ученики с индивидуальным заданием сдают тесты на проверку (оценка будет известна на следующем уроке). Остальным оценка известна после комментирования учителем устных ответов.

Вспоминают, отвечают, что было задано.

Примерный ответ ученика:

В 60-90 гг. 19 века экономическое развитие США удивило мир. Этому способствовал ряд факторов:

1)США имели обширную территорию, которая составляла единый внутренний рынок;

2) у страны не было опасных соседей, угрожавших её безопасности

3)богатые природные ресурсы Америки и плодородные земли подталкивали к усиленному экономическому развитию;

4) за счет мигрантов быстро увеличивалось население страны.

Отвечают по одному человеку.

Изложение нового материала (15 минут)

На прошлых уроках мы начали изучать главу «Две Америки», почему две Америки?

Правильно. И начнем мы с карты.

1. Работа с картой – показать на карте Северную и Южную Америку, обозначьте границы США.

Одну Америку мы с вами изучили. Теперь нам предстоит изучить другую часть Америки – Южную (или Латинскую).

Так какая тема сегодняшнего урока?

Правильно! Только обратимся к параграфу 26 и запишем тему полностью и правильно!

Помимо темы мы также запишем план урока:

План урока

3. Век каудильо.

И прежде чем начать наш с вами урок, поработаем, как всегда, со словарем, так как по ходу урока у вас могут возникнуть затруднения с теми понятиями, которых вы еще не знаете.

1) Каудильо –

2) Каудильизм –

3) Гражданская война –

Хотелось бы начать с того, что когда 500 лет назад великие географические открытия привели европейцев в Новый свет, произошло прямое «столкновение» двух миров – с одной стороны - мира индейцев и, а с другой стороны - мира испанцев и португальцев. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Экономически страны Латинской Америки были более отсталые, чем США, к началу XIX века все страны Латинской Америки были колониями других стран. Каких?

Давайте откроем карту, а один человек будет у доски работать.

«Образование независимых государств в Л.А. в начале 19 века» и посмотрим, от каких стран была зависима Л. А.?

К середине XVIIв. к Латинская Америка была колонизирована. Кроме Бразилии, захваченной португальцами,вся Южная Америка принадлежала Испании.

А теперь пользуясь картой, попытайтесь самостоятельно дать определение, Латинской Америке.

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке).

На территории Л.А. проживали - …. с. учебника 212 , прочитать, выписать, какие народы проживали в Л.А. (различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран).

1. Время освободителей. Симон Боливар.

Но постепенно эта ситуация начала меняться.

Страны Латинской Америки за XIX все получили независимость в ходе освободительной борьбы. Для того, чтобы посмотреть, а какие же территории получили независимость, поработаем с учебником и все той же картой. Ваша задача: прочитать пункты «Время освободителей» и «Независимость – это единственное благо», и на основе прочитанных пунктов выписать страны и тот год, когда эта страна получила независимость в 19 веке (работа на 5-7 минут)

Среди освободительного движения выделился молодой парень. Симон Боливар . Кем же он был? Какими качествами обладал?

Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра видео о нем.

Просмотр видео (3-4 минуты)

Валеопауза – показать на карте по одной стране в Латинской Америке (по одному выходят к карте).

2.Итоги и значение освободительных войн.

Чтение с разбором учебника с. 209 , составление плана ответа «Итоги освободительных войн».

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

3. В странах Л.А существовал такой феномен как Каудильо - режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.

4. Медленное развитие экономики.

С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа - США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела. В экономике Л.А. хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.

Работа с учебником на с. 211 «Медленное развитие экономики», прочитать, выписать с карты учебника какую продукцию вывозили из стран Латинской Америки.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. На рубеже XIX-XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек. Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония - Куба - добилась независимости в 1898 г. - Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы? В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Примерный ответ: Потому что есть Северная Америка, а есть Южная Америка.

Ученик выходит к доске и показывает.

Южная Америка.

Запись в тетради:

Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен.

План урока

1. Время освободителей. Симон Боливар.

2. Итоги и значение освободительных войн.

3. Век каудильо.

4. Медленное развитие экономики.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

Работа со словарем. Запись в тетрадь:

1) Каудильо – вождь, влиятельный политический лидер.

2) Каудильизм – диктаторская, тираническая власть.

3) Гражданская война – война, на территории одной страны, когда воюющие стороны граждане одной страны.

Запись в тетради:

1)Гвиана (колония сразу трех государств – Великобритании, Нидерландов и Франции)

2) Бразилия (У Портуалии)

3) Практически вся Южная Америка под гнетом Испании.

Запись в тетради:

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке.

На территории Л.А. проживали - различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Читают, выписывают.

Так кто же такой, Боливар? Слушаю версии детей. Записываем вместе.

Вывод (с записью в тетрадь): Симон Боливар – это человек, который обладал незаурядным полководческим талантом; возглавил патриотическое движение за свободу Венесуэлы; память о С. Боливаре сохранилась в названии одной из стран Латинской Америки (Боливии).

Выходят к доске и показывают страны.

«Итоги освободительных войн»:

    1.Все страны Л.А. получили независимость.

    2.Создались условия для развития хозяйства.

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

Слушают.

Ископаемые: медь, серебро, медная руда, селитра (используется для удобрений)

Аргентина вывозила: мороженое мясо.

Бразилия вывозила: кофе, золото, серебро, каучук, фрукты)

Мексика вывозила: золото, серебро

Колумбия – Индиго, кофе.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Первичное закрепление (4-5 минут)

Задаю вопросы – дети отвечают.

1.Почему в Латинской Америке возникло освободительное движение?

2.Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе?

3.Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?

Составить синквейн, связанный с темой урока. Латинская Америка.

Синквейн – это не простое стихотворение, а творческая работа. Работать будете в парах. Примерный вариант:

Латинская америка – страна

Зависимая, многонациональная.

Освободилась в 19 веке, традиционность, отсталость

Латинская Америка – «плавильный котел»

Л.а. – своеобразная страна.

Думают, отвечают.

Составляют синквейн по теме.

Домашнее задание

Домашнее задание с. 211 учебника, заполнить таблицу:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по кросскультурным проблемам управления персоналом

Концепция "Плавильного котла"

Введение

В 20-х годах ХХ столетия англоконформизм уступил место новой модели этнического развития "плавильного котла" или "плавильного тигля". В истории американской общественной мысли эта модель занимает особое место, ибо основной социальный идеал, который сводился к тому, что в подлинно свободном, демократическом обществе люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей, существовала в США долгое время." "Эта теория представляет собой вариант возникшей сразу после американской революции теории "амальгамации", т.е. свободного слияния представителей различных европейских народов и культур.

"Плавильный котел" наряду с теорией англоконформизма составили теоретическое ядро классической школы этничности в Соединенных Штатах Америки. Как писал М.Гордон, "хотя англокон-формизм в различных своих проявлениях был преобладающей идеологией ассимиляции, в американской исторической практике существовала и конкурирующая модель с более общими и идеалистическими тонами, имевшая своих приверженцев с XVIII столетия, а затем и продолжателей".

Мультикультурализм-- политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ.melting pot ), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Модель «Плавильного котла»

Плавильный котёл, он же «плавильный тигель»-- это модель этнического развития, активно пропагандируемая в американской культуре. Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей.

Плавильный котел является метафорой для гетерогенного общества. Оно становится все более однородным, различные элементы "плавления вместе" соединяются в гармоничное целое с общей культурой. Особенно, этот термин используется для описания ассимиляции иммигрантов в Соединенные Штаты. Метафора получила широкое распространение в 1780-х гг. мультикультурализм плавильный котел интеграция иммигрант

После 1970 г., модель плавильного котла была оспорена сторонниками мультикультурализма, которые утверждают, что культурные различия в обществе являются ценными и должны быть сохранены, предлагая альтернативные метафоры мозаики или салатницу - сочетание различных культур, которые остаются различными.

В восемнадцатом и девятнадцатом веке, метафора "плавильный котел" была использована для описания слияния различных национальностей, этносов и культур. Она была использована вместе с понятиями как "город на холме" или «новая земля обетованная», для описания Соединенных Штатов.Эта метафора являлась символом для идеализированного процесса иммиграции и колонизации различных национальностей, культур и рас. Она была связана с утопической идеей видения появление американского "нового человека".

Первое использование в американской литературе понятия "плавление" можно найти в трудах Сент-Джона де Кревкер. В своих письмах от американского фермера (1782) Кревкер пишет, в ответ на свой вопрос, "Кто же этот американец, этот новый человек?" Он говорит, что американец - это тот, кто, оставив все свои древние предрассудки и привычки, получает новые, от нового образа жизни. Здесь люди всех наций растаяли в новую расу людей, чьи труды и потомство в один прекрасный день вызовут большие изменения в мире".

В то время как «плавление» было в общем пользовании, точный термин «плавильный котел» вошел в обиход в 1908 году из названия пьесы британского журналиста и драматурга Израэля Зангвилла, который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы «Плавильный котел» заключалась в том, что в Соединенных Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. Главный герой пьесы-- молодой иммигрант из России Горас Элджер, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: «Америка-- это созданный богом величайший плавильный котел, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские-- все в этот тигль. Так господь создает нацию американцев».

Что касается иммигрантов в Соединенных Штатах, "плавильный котел" процесс, который приравнивался к американизации, то есть культурной ассимиляции и аккультурации. "Плавильный котел" - метафора, которая подразумевает таяние культур и этнических групп в процессе смешения браков, но процесс культурной ассимиляции или аккультурации также может произойти и без смешения браков.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, европейская иммиграция в США стала мощнее, что конечно отразилось в увеличении количества иммигрантов. Начиная с 1890-х годов, большое число групп иммигрантов из Южной и Восточной Европы, такие как итальянцы, евреи, и поляки прибыли в Соединенные Штаты. Многие вернулись в Европу, но тех, кто остался, были объединены в культурно плавильный котел, принимая американский образ жизни.

В начале двадцатого века, смысл недавно популярной концепции плавильного котла была объектом постоянного обсуждения, которое сосредоточилось на вопросе иммиграции. Дебаты вокруг концепции плавильного котла велись в направлении подхода к этому вопросу. Главный вопрос состоял в том, как нужно подходить к проблеме иммиграции и как этот вопрос влиял на американское общество. Плавильный котел был приравнен либо к аккультурации либо полной ассимиляции иммигрантов из Европы и других стран. Дискуссия была сосредоточена на различии между этими двумя подходами к иммиграции.

Недостатки модели

Основные недостатки:

Во-первых, в США по сей день существует межнациональная рознь. Определенная часть мигрантов ассимилируется в общую массу, в основном это те, кто заключают смешанные браки. Большая же часть мигрантов - это те, для кого овладение английским языком вызывает трудность, и кто не сумел адаптироваться в новой среде. Они стремятся к компактному проживанию, тяготеют к общению в своих национальных общинах. Они трепетно сохраняют свой язык, самобытность, национальные традиции, и добровольно “прыгать” в “плавильный котел” не собираются. Во всех городах страны функционирует множество национальных общин. Для справки: 18% населения США - афроамериканцы, 20% - выходцы из Латинской Америки, значительная часть - китайцы.

Во-вторых, никакая ни большая, ни тем более маленькая нация, не желает быть "сваренной" в "плавильном котле", даже если это поддерживается либерально-демократическими идеями.

В-третьих, нация, которая в силу своего численного превосходства над другими, вынужденная принять на себя роль "бульона", неизбежно частично утрачивает собственную национальную самобытность, т.к. разбавляется другими.

Если открыть любой учебник по металловедению, то видно, что переплавиться в единый сплав могут лишь металлы со сходной кристаллической структурой. Если же Вы в процессе плавки будете бросать в котел разнохарактерные исходные элементы, то в результате получите груду металлосодержащего мусора с раковинами и трещинами, из которого при обработке невозможно создать ни единой детали или заготовки.

Кроме того, даже готовый получившийся сплав, отвечающий всем вашим требованиям, в процессе обратной операции вновь можно разъединить на исходные металлы, причем в чистом виде без всяких примесей. Это правило безукоризненно работает и в других областях науки, техники и даже повседневной жизни. Сколько бы вы ни соединяли в химической колбе самые разнообразные вещества в любых немыслимых растворах, они никогда не утеряют своих свойств, за счет которых все элементы вновь могут быть выделены в чистом виде.

Физические и химические неустранимые свойства материи точно так же проявляют себя и в биологии в виде вечных и неистребимых расовых признаков.

Дебаты «Много культур - одна Европа»

«Плавильный котел», «миска с салатом» или «историческая общность»?

Эксперты из разных стран пытаются определить наилучший способ интеграции иммигрантов

Открытые дебаты «Много культур - одна Европа» стали центральным событием международного фестиваля «День Европы» проводимого в Санкт-Петербурге в четвертый раз. Участники дебатов - как приглашенные из европейских университетов профессора, так и представители принимающей стороны - попытались определить, что такое европейская идентичность, и какой вариант интеграции мигрантов из стран третьего мира предпочтительнее для России - американский «плавильный котел» или европейский «мультикультурализм».

В чем заключается европейская самоидентификация, попытался сформулировать президент Европейского университетского института во Флоренции (EUI) Жозеп Боррель Фонтельес. С его точки зрения, базовыми характеристиками Европы являются демократия, права человека, приоритет закона и социальная солидарность. Что же касается общеевропейской культуры, то здесь синьор Фонтельес настроен скептично: «Мы наблюдаем явное доминирование американской и англосаксонской традиций, которые воспринимаются всеми народами. В то же время в Германии мало желающих слушать французскую музыку, и наоборот», - заметил он.

Впрочем, участники дискуссии в зале отмечали, что все перечисленные президентом EUI признаки европейской самоидентификации в полной мере подходят к США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии - странам, которые населены потомками иммигрантов, преимущественно из Старого Света.

«Плавильный котел» трансформируется

Кстати, «мультикультурализм», о закате которого в начале этого года заявили лидеры Франции, Великобритании и Германии, впервые был провозглашен именно правительствами Канады и Австралии. Об этом напомнил доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко, неоднократно читавший лекции в университетах Болоньи (Италия), Джорджа Мейсона в Вашингтона, а также в Гарварде.

Американский интеграционный принцип «плавильного котла» Ткаченко охарактеризовал так: «Эта модель была реализована государством, которое было заведомо мощнее, богаче, привлекательнее других государств планеты. И с этим нельзя не считаться. Модель "плавильного котла" предполагала, что представители разных наций приезжают в Америку, принимают существующую культуру, и расстаются со своими национальными особенностями, становясь американцами. То есть, государство ставило условие, а люди с ними соглашались, или нет».

Вместе с тем в последние десятилетия в американских мегаполисах стали появляться крупные национальные кварталы - китайские, корейские, итальянские, - жители которых в значительной степени сохранили традиционный уклад своей исторической родины, считаясь при этом американцами. Это, по мнению участников дискуссии, свидетельствует о том, что модель «плавильного котла» трансформируется.

«Иммигранты должны нести свою долю ответственности»

В значительной степени американский опыт интеграции иммигрантов был заимствован во Франции, - уверяет директор Центра европейских исследований Европейского университета Санкт-Петербурга Мария Ноженко. А вот в Бельгии применен метод, который Ноженко условно называет «миской с салатом»: «Там сохраняется разнообразие национальных сегментов, но при этом они “заправлены” неким соусом, а именно - государством, которое помогает им и поддерживает во всем».

Вопрос об ответственности самих иммигрантов перед принявшей их страной участники дискуссии отдельно не затрагивали. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила затронуть эту тему Жозепа Борреля Фонтельеса.

«Это - двусторонний процесс, - начал комментарий президент Европейского университетского института во Флоренции. - Конечно, иммигранты должны нести ответственность перед обществом, в которое хотят интегрироваться. Они не могут приехать в другую страну и вести себя так, как им хочется».

На уточняющий вопрос: несут ли иммигранты ответственность перед принимающей стороной, или только должны ее нести, президент EUI, немного поколебавшись, повторил: «Они не всегда несут эту ответственность, но они должны ее нести, и эта ответственность велика!».

«События на Манежной площади стали шоком»

Между тем, националистические силы в России в последнее время все чаще выражают недовольство не только поведением трудовых мигрантов, но и самим фактом их пребывания в местах с преимущественно русским населением. Недаром, из зала докладчикам напоминали и о национальных столкновениях в карельском городе Кондопога, имевших место в сентябре 2006 года, и о марше националистов на Манежной площади в Москве, в конце прошлого года, и об убийствах студентов из стран третьего мира в Санкт-Петербурге.

Станислав Ткаченко, который является руководителем коллектива разработчиков программы «Толерантность» при администрации Санкт-Петербурга, признал, что «события на Манежной стали настоящим шоком для общества, для государства и для институтов власти».

На вопрос, какая из двух моделей - «правильный котел», или «миска с салатом» является наиболее подходящей для России, Ткаченко замечает: «Россия уже не выбрала ни ту, ни другую модель. Президент Медведев сказал несколько дней назад на Ярославском форуме, что у нас должен быть третий путь - "создание российской нации". Если проанализировать этот путь, то Медведев там же упомянул о таком явлении, как “историческая общность советский народ”, и сказал, что не нужно смеяться над этой моделью; она была, в принципе, хороша, так как представляла собой баланс их двух крайностей - американского “плавильного котла” и европейского мультикультурализма».

Насколько успешным окажется опыт «создания российской нации», говорить пока рано. Можно лишь напомнить, что в царской России далеко не всех устраивало название «россиянин», и после революции многие нации поспешили воспользоваться правом на самоопределения. А с началом Перестройки «историческая общность советский народ» начала испытывать все большие трудности, в конце концов, приведшие к распаду СССР. Об этих фактах вспоминали присутствовавшие на дискуссии студенты и журналисты, но развернутых ответов со стороны докладчиков не получили. Правда, организаторы открытой дискуссии пообещали вернуться к теме интеграции мигрантов во время проведения следующего «Дня Европы».

Литература

1. Авдеев В. Б. Антирасовый миф о «плавильном котле»

2. Открытые дебаты «Много культур - одна Европа», международный фестиваль «День Европы», Санкт-Петербург, 2011г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Подходы к определению понятия "мультикультурализм" и его смысловые уровни. Глобализация и миграция как факторы активизации мультикультурных процессов. "Мультикультурализм" в системе международных отношений стран ЕС. Россия как полиэтническое государство.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2013

    Определение присутствия в мировой культуре разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий в особенностях исторических условий формирования обычаев и традиций. Рассмотрение модели А. Моля распространения культурных образцов.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2010

    Понятие и роль культурного наследия. Концепция культурного консерватизма в Великобритании. Развитие концепции культурного наследия в России и в США. Финансирование культурных объектов. Венецианская конвенция об охране культурного и природного наследия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Современный музейный мир России. Период между мировыми войнами. Становление музейного дела в 1917 - начале 1920-х гг. Массовая национализация культурных ценностей. Сохранение культурного наследия и приобщение к нему. Развитие местных краеведческих музеев.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2011

    Мультикультурализм: теоретико-доктринальный уровень исследования сущности и основных проблем европейского мультикультурализма. Швеция, Нидерланды и Великобритания перед проблемой мультикультурализма. Истоки немецкого "мультикультурализма" и его значение.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Понятие игровой концепции культуры в целом. Игровая концепция культуры в осмыслении Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассета и Е. Финка. Краткий сюжет и игровая концепция культуры романа Г. Гессе "Игра в бисер". Отражение проблемных мировоззренческих аспектов.

    реферат , добавлен 10.11.2011

    Изучение понятия мультикультурализма, правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином правовом, социальном, экономическом поле. Оценка политики мультикультурализма как средства развития современного многонационального государства.

    реферат , добавлен 29.04.2015

    Тенденции культурной глобализации в современной культуре. Функции музыкальной культуры и ее трансформации в современном мире. Особенности локальных музыкально-культурных традиций. Способы их функционирования в условиях современного российского общества.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2014

    Формы преемственности и общая характеристика традиций и обрядов как наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры, их роль в представлениях старших школьников о семье. Методы передачи культурных ценностей на Востоке и в славянских странах.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2011

    Сущность мультикультурализма, его современное значение в научном дискурсе. Значение глобализации и ее роль в процессах миграции и интеграции различных культурных миноритарных групп. Основные черты мультикультурализма в Германии, Франции, США и Канаде.