Исторические условия развития культуры древней месопотамии. Культура междуречья. Миф о творении

Шумеро-Аккадская культура.

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам.

Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом.

Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ".

В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность.

На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.

Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Культура Старовавилонского царства.

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония, Центром ее был город Вавилон (Ворота Бога), цари которого во 2 тыс. до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада.

Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал считаться как царь богов.

Согласно учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Культ небесных светил становится исключительно важным в Вавилонии.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Была создана шестидесятеречная система, которая существует по сей день в исчислении времени. Вавилонские астрономы высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений.

Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Классической формой храмов Вавилонии была высокая ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды".

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка.

Культура Ассирии.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако,эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Особенностью ассирийского искусства, является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня. Культура Сасанидского Ирана.

Искусство Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников. Оно более спокойное: в нем нет той жестокости, которая была свойственна искусству ассирийцев, но в то же время преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - прежде всего крылатых быков, львов и грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Культура Месопотамии»

I. Религия и мифология

Шумеры были убеждены в том, что они созданы богами только для того, чтобы те приносили им жертвы и работали на них. Боги заранее определили судьбу каждого человека, которому остается только слепо подчиняться року, безропотно принимая все, что уготовано ему судьбой. Шумерские божества не умели вести хозяйство, поэтому они и сотворили первых людей.

Существует два основных варианта шумерского мифа о сотворении человека. Согласно первому, бог Энки и богиня Нинмах вылепили первых людей из глины подземного мирового океана, замешанной на крови какого-то убитого ими бога. Затем Энки и Нинмах определили судьбу первого человека и устроили по этому поводу пир. Охмелев, они снова начали лепить людей, но теперь у них стали выходить уроды. Во втором варианте рассказывается, что раньше люди росли под землей, как трава. Бог Энлиль пробил мотыгой дыру в земле, через которую люди вышли на поверхность.

Энки создал Эреду и поднял его со дна подземного океана на поверхность. Продвигаясь к верховьям Тигра и Евфрата, бог Энки создает плуг, мотыгу, обучает изготовлению кирпичей, определяет судьбу городов и стран, назначая им богов-покровителей. Этот бог является устроителем мирового порядка на земле.

Вторым по святости для шумеров был город Ниппур -- культовый центр бога плодородия и жизненных сил Энлиля. Энлиль -- один из первых примеров умирающего и воскресающего бога, представления о котором связаны со сменами времен года и циклами жизни природы.

Завершал триаду самых могущественных шумерских богов Ану -- бог неба, символ высшей власти. Главной женской богиней шумерского пантеона была Инанна -- «звезда утреннего восхода».

Поскольку вера не стремилась установить диктат над человеком, его жизнь регулировалась не столько религиозными предписаниями, сколько экономическими и политическими реалиями. Участие обычных жителей города в религиозной жизни сводилось к наблюдению за различными праздничными и траурными церемониями, которые устраивали жрецы.

Смерть воспринималась как нечто обычное и естественное. После смерти жители Шумера и Аккада попадали в мрачное подземное царство, где более или менее сносное существование ведут только души тех, по ком был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павших в бою и многодетных родителей. Все остальные влачили довольно жалкое существование среди облаков пыли в кромешной темноте, питаясь отбросами и утоляя жажду соленой водой.

В Вавилоне пантеон древних шумеров был значительно расширен и усложнен. При этом пантеон пополнялся за счет личных (семейно-общинных) богов древних семитов. На вершину возносились личные покровители царей и их приближенных.

Общая структура вавилонских богов была следующей: во главе находился бог Эллиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» -- Бела). Однако верховный бог был только избран царем богов советом из числа 7 основных божеств. Миром же по-прежнему правила триада шумеров -- Ану, Эллиль и Энлиль. Именно их окружал совет богов, каждый из которых понимал трех первых. Ану правил на небе, в мировом океане -- Энлиль, а вот для людей самым значимым, действительно, был Эллиль, которому было подвластно все между небом и омывающим землю океаном.

Символом природы, умирающей и оживающей, являлся бог Таммуз -- возлюбленный богини Иштар (шумерская Инанна). Миф о Таммузе и Иштар является еще одним примером легенды об умирающем и воскресающем боге. Таммуз не занимал первых мест среди божеств, которым поклонялись вавилоняне. Он для них был богом земледелия и духом растительности. Некоторые исследователи считают, что бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Иштар, был отдан ею в подземное царство вместо нее. По другой версии, в преисподнюю приходится спускаться Иштар, чтобы получить волшебный напиток.

Вкратце история такова. Умирающий и воскресающий бог Думузи (шумерское имя Таммуза) проводит под землей каждые полгода. Культ Думузи-Таммуза, вероятно, вследствие интенсивного месопотамского влияния, получил распространение и в сиро-палестинском регионе, где он сохранялся довольно долго.

Согласно Библии, у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза. По-видимому, этот культ отправляло и сиро-арамейское население Сирии и Месопотамии в I тысячелетии до н. э. По свидетельству арабского автора X века н. э. ан-Надима, обряд, аналогичный описанному в Библии, существовал у сабиев в Харране (Северная Месопотамия). Женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, размолов его кости и пустив их по ветру. Во время церемонии ели сырое зерно, фрукты и овощи.

II. Письменность, литература и наука

Сама идея зафиксировать и передать мысли при помощи рисунков и понятных условных значков пришла в голову людям многих неолитических племен. Так появились петроглифы -- знаки, передававшие понятия, как правило, сакрального (священного) характера. Однако там, где экономика развивалась достаточно бурно, очень скоро потребовалось вести учет ценностей. У людей возникла потребность в достаточно сложной системе знаков, которые могли передавать человеческую речь и выражать достаточно сложные понятия.

Первые шумерские иероглифы, появившиеся в Протописьменный период, были сначала только своего рода подсказками, неким сигналом, при помощи которого можно было вспомнить зафиксированное сообщение. Чтобы передать какую-либо сложную информацию, древнейшим * шумерам приходилось составлять настоящие ребусы. Сначала этого вполне хватало, чтобы вести простые хозяйственные расчеты. Но с развитием шумерского общества, когда понадобилось более или менее точно передать на письме человеческую речь, данная система усложнилась и изменилась самым коренным образом. После 2500 года до н. э. шумерское письмо развилось до такой степени, что стало возможным записывать сложные тексты религиозного характера и даже поэмы.

Шумеры писали на самом доступном и дешевом материале -- на плитках из чистой глины, выдавливая знаки тонкой тростниковой палочкой. Затем исписанную табличку обжигали в печи, что давало возможность хранить ее практически вечно. Первоначально иероглифические знаки шумерского письма были округлыми и достаточно сложными. Но чем сложнее становилась сама письменность, тем проще становились ее знаки -- они превратились в набор прямых черточек, которые делались нажимом ребра прямоугольного среза палочки. Этот нажим делался под углом, в результате чего черточка была похожа по форме на маленький клинышек -- поэтому месопотамское письмо и было названо клинописью.

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Чаще других декламаторы исполняли различные версии «Сказания о Гильгамеше». До наших дней дошли три варианта этого древнего литературного шедевра. В сказании поэтами не просто соединялись шумерские сказки, былины о славном герое. Гильгамеш -- аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильгамес», что, возможно, означает «предок героя». Весьма вероятно, что Гильгамеш был реальной исторической личностью -- пятым правителем I династии города Урука в Шумере (конец XVII -- начало XVI века до н. э.). Вскоре после смерти он был обожествлен, и в «царском списке» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность.

Шумеры изобрели достаточно гибкую систему школьного образования, которая оказалась необыкновенно эффективной, что позволило ей на тысячелетия пережить своих создателей. Обучение было разбито на несколько этапов.

К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятиричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятиричная система" вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов.

Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему Пифагора о свойствах прямоугольных треугольников, могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).

Скорее всего чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни. Число я, отношение длины окружности к ее диаметру, вавилоняне грубо принимали равным трем.

Наряду с математикой в Междуречье появилась и астрономия. Столь большое внимание к достоверности наблюдений за звездным небом часто объясняется потребностями земледелия, но не только этим. Жителей интересовал астрологический аспект жизни звезд. В Междуречье была в основных чертах составлена картина доступного для изучения невооруженным глазом звездного неба. Это заложило основу астрономических достижений греческой и других европейских цивилизаций Средиземноморья.

Астрологический аспект наблюдений за звездами сказался в несовершенстве принятого в Междуречье календаря.

После возвышения Вавилона он стал единым (до этого в каждом городе вели свой календарь), но под нужды земледелия принятая система отсчета времени была не приспособлена. В добавление к двенадцати 29- и 30-дневным месяцам приходилось вводить «високосные» месяцы.

История в Междуречье трактовалась с точки зрения астрологии. Путем сравнения карт и исторических хроник изучали влияние расположения светил на события земной жизни.

Известны записи медицинских и химических рецептов на аккадском языке. Они обязательно сопровождаются описанием колдовских действий, необходимых для получения «правильного» продукта. С XII века до н. э. в Вавилоне занимались изготовлением стеклянной глазури.

Были неплохо изучены анатомия животных й особенности их поведения, что объясняется потребностями гаданий и предсказаний.

Географы Вавилонии составили карту мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером чуть больше Междуречья. Но реальные географические познания семитов были гораздо шире. Купцы, несомненно, знали морской путь в Индию (позже дорога туда была забыта) и о существовании страны Куш (Эфиопия), слышали о Тартессе (Испания).

III. Архитектура и искусство

Главной архитектурной формой шумерского зодчества был храм. Расцвет храмостроительства приходится еще на Протописьменный период, когда древние шумеры начали сооружать святилища из глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями, которые возводились на высоком каменном фундаменте. Как правило, для строительства выбирали возвышенность, куда до время разлива не добиралась вода. Сам храм состоял из трех основных частей: собственно святилище -- длинный дворец (целла), где помещали статую бога, и два боковых помещения, разделенные на четыре предела. В одном конце целлы помещали алтарь, а на другом -- стол для жертвоприношений. Наружная стена храма представляла собой правильное чередование ниш и выступов. Первоначально целла была просто открытым внутренним двором, но затем превратилась в закрытое помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях и никогда не переносить его на новое место привело к тому, что при перестройках платформа-фундамент все время увеличивалась, что привело к возникновению совершенно оригинальной формы архитектуры Месопотамии -- зиккурата. Зиккурат представляет собой прямоугольный высокий ступенчатый храм, на вершине которого было расположено святилище, попасть в которое можно было по широкой наружной лестнице. Уже в Раннединастический период территорию храма начали обносить высокой стеной.

До наших дней в наиболее сохранном виде дошел зиккурат царя Ур-Намму в городе Уре. Глинобитные кирпичи рассыпались от времени, и сегодня храм представляет собой огромный холм высотой около 20 м, возвышающийся над окрестностями. Первоначально верхние ярусы зиккурата опирались на громадную усеченную пирамиду. Нижний ярус храма был выкрашен в черный цвет, средний -- в красный, а верхний -- в белый. Позднее, когда начали строить семиярусные зиккураты, добавились желтый и голубой цвета.

Шумерские правители возводили себе дворцы; Примером этому служит раскопанное в Кише сильно укрепленное здание, которое являлось соединением дворца и храма. Система мощных оборонительных стен защищала дворцовый комплекс не только от внешнего врага, но и от самого города. Во дворце было множество жилых комнат, имелась парадная лестница, ведущая во двор собраний, у вершины которой энси выступал перед народом. Также во дворце находилась галерея с колоннами, стены которой были украшены мозаикой с батальными сценами.

Шумерские города застраивались стихийно, без какой-либо единой планировки. Между глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими и толстыми стенами.

В Шумере существовала достаточно высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра иди мягкого камня -- песчаника или известняка. Это искусство было весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц -- застывшие маски с несколько птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. Часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).

Широко распространенные рельефы изображали сцены охоты или мифологические сюжеты. Изображение было поделено на несколько параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу вверх. Особенно искусно были выполнены многочисленные цилиндрические печати. Резчики изображали людей в строго определенных позах: полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, глаза -- в фас. Животные и птицы также изображались в профиль, только некоторые детали (рога, глаза, крылья) -- в фас. Собственно, из глубокого рельефа и родилась скульптура, появление которой говорит о начале пространственно-художественного мышления. Сам шумерский рельеф представлял собой небольшую плитку из мягкого камня, созданную в честь какого-либо значительного события. Классическим примером этого является так называемая «стела коршунов» энси Лагаша Эанатума, выполненная около 2500 года до н. э.

Искусство аккадцев отличалось гораздо большим реализмом. Впервые скульпторы стали правильно передавать пропорции человеческого тела, они пытались если не добиться портретного сходства, то выработать единый тип реалистического изображения человеческого лица. Все это свидетельствовало о появлении у художника интереса к отдельной человеческой личности. Работы, выполненные в «аккадской» манере, отличают: тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически, правильная передача мускулатуры и движения человеческих тел. Подлинными шедеврами аккадской пластики являются: стела царя Нарамсина и медная голова царя Саргона Древнего.

В конце II тысячелетия до н. э. начался невиданный расцвет ассирийской культуры, вобравшей в себя черты шумерской, аккадской, хеттской, хурритской и египетской культур. Раскопки, благодаря которым были -обнаружены Ниневия, Ашшур и царские резиденции, явили миру скрытую на протяжении тясячелетий под слоем земли великую культуру исчезнувшей Ассирийской империи.

Практически все города Ассирии являлись мощно укрепленными крепостями с толстыми стенами и глубокими рвами. В храмовом строительстве по-прежнему господствовал зиккурат, который, однако, больше не господствовал над городом, уступив ведущее место дворцу. Застройка носила следы единой планировки, что особенно заметно в царских резиденциях. Каждый ассирийский царь строил для себя новую резиденцию, являвшуюся по сути дела городом. Наиболее известной резиденцией является Дур-Шаррукин, выстроенная Саргоном II.

Дворец-цитадель в Дур-Шаррукин представлял собой целый комплекс, выстроенный на гигантской 14-метровой платформе площадью в 10 га. К этой платформе вели два широких пандуса, по которым можно было подъехать к дворцу, состоявшему более чем из 200 помещений. У входа в здание стояли огромные 5-метровые каменные статуи крылатых львов с человеческими лицами -- добрых духов-хранителей шеду.

Комнаты и галереи дворца были покрыты росписями или облицованы глазурованными цветными кирпичами, а также украшены множеством рельефов и статуй. Ассирийская скульптура была довольно сильно связана с архитектурой. Сами статуи первоначально являлись декоративно обработанной колонной. Для ассирийских мастеров была характерна педантичная проработка мельчайших складок одежды и завитков прически, создание массивных гипертрофирован--но мускулистых форм.

Многочисленные громадные ассирийские рельефы невольно наводят на мысль о целых армиях художников, которые трудились над их созданием. Главными их темами были сцены войны и охоты. Тщательно выполненные рельефы было принято раскрашивать, что еще больше увеличивало впечатление помпезности и блестящей роскоши империи. Скульпторы подчеркивали физические качества человека -- тяжелые руки, массивные ноги, вздутые мускулы, каменная, даже в движении статичная поза -- все это создавало образ сильных, железных и жестоких правителей-воинов.

На руинах Ассирии ненадолго расцвело Нововавилонское Царство, главными памятниками которого являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км 2 . Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7 м, вторая -- 8 м, а третья -- 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.

Город имел четкую планировку, проявившуюся в системе пересекающихся прямых улиц, так называемых «дорог процессий». Однако кварталы между этими улицами были застроены, как правило, беспорядочно. Через весь город с северо-запада на юго-восток проходила главная улица, которая соединяла храм бога Мардука с главными воротами города, посвященными Иштар. Сейчас эти ворота, облицованные синими глазурованными кирпичами, находятся в Пергамон-музее в Берлине.

В Новом Вавилоне было более 50 больших и маленьких храмов. Среди них выделялся семиярусный зиккурат Этеменанки -- знаменитая вавилонская башня, «Дом основания неба и земли». Высота этого храма, в последний раз восстановленного при Набопаласаре и Навуходоносоре II, превышала 90 м. Всего вавилонскую башню выстраивали заново не менее 5 раз. До наших дней от этого сооружения сохранился только фундамент.

Другим не менее знаменитым вавилонским зданием были Висячие сады Семирамиды, которые древние греки считали вторым из семи чудес света. Предание гласит, что это строение было возведено по приказу Навуходоносора II для его любимой жены-мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале XX века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата.

Подобные документы

    Зарождение и особенности существования мифологии, культуры и религии наиболее известной из древнейших цивилизаций - Древнего Египта. Литература, просвещение и наука египтян. Культура Древней Месопотамии, мораль, письменность и музыка ассиро-вавилонян.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Изучение истории становления культуры Месопотамии - страны, занимавшей равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенной в их нижнем и среднем течении. Этапы развития письменности (клинописи), литературы и науки. Угасание культуры Месопотамии.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Общая характеристика территории Древней Месопотамии, описание культуры и архитектуры. История появления письменности, распространения шумерской клинописи. Литература и словесность в Междуречье, уровень развития наук. Архитектурные постройки - Зиккураты.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Развитие знаний народов Месопотамии. Междуречье - своеобразный перекресток Древнего Мира. Загадка возникновения шумерского этноса. Пантеон богов Месопотамии. Шумерская мифология. Основные черты вавилонского архитектурного и изобразительного искусства.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2012

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

Плодородная долина, находящаяся между реками Тигр и Евфрат называется Месопотамией или Междуречьем. На этой территории в древности существовало в разные периоды несколько государств:
 Шумер (28-22 века до н.э.);
 Аккад (24-22 века до н.э.);
 Вавилон (19-7 века до н.э.);
 Ассирия (10-9 века до н.э.).
Все эти государства, объединенные общим именем Месопотамия, считаются выдающейся древней цивилизацией. В Междуречье была очень развита наука, культура и искусство. Особенно были развиты такие науки, как математика и астрология. В Вавилоне начали изготавливать стекло очень рано, примерно в 17 веке до н.э. Мало кто знает, что идея делить циферблат часов на 12 частей принадлежит именно народам Междуречья.
Месопотамия известна своими достижениями в архитектуре, например, дворцовыми и храмовыми сооружениями. Европейскими археологами в 50- х годах 19 века были обнаружены при раскопках три огромных кургана. При вскрытии их нашли руины храмов и дворцов, потрясающих своей величественностью.
Культурному развитию Шумера и Аккада, а в дальнейшем и Вавилона с Ассирией способствовала необходимость орошения полей для занятия земледелием и скотоводством. Жители междуречья строили весьма внушительные ирригационные системы. А при разливе Тигра и Евфрата приходилось сооружать дамбы для остановки воды.
Общеизвестно также, что письменность появилась именно на территории Междуречья. Ее появление ученые датируют 5 тысячелетиями до н.э. Писали в Месопотамии на табличках, изготовленных из глины, пока она была мягкой. Вместо современной ручки выступала деревянная палочка. Такое письмо называлось клинописью. До сегодняшнего дня дошли некоторые такие «книги» различного содержания: и научного и литературного. Но еще раньше клинописи пользовались иероглифами, где каждый знак обозначал слово. Эпос междуречья сохранился в виде таких памятников литературы, как «Поэма о Гильгамеше». В этом произведении повествуется о полубоге, который познает себя и получает жизненный опыт, путешествуя по миру.
Музыкальное искусство также пользовалось уважением в Двуречье. Существовали даже ансамбли, выступающие перед народом. Известно, что шумеры считали своих богов приверженцами музыки. В те времена уже были музыкальные инструменты, такие, как флейта, лютня, барабаны.
Очень интересны религия и мифология Древнего Двуречья. Как и в Египте народ Месопотамии основополагающим считал космический порядок. Но, как ни странно, в космосе все было устроено довольно хаотично. Там сталкивались воли и интересы различных богов. Сами же боги несколько походили на людей, и имели что-то вроде своего государства, где главными были бог земли Анну и его сын Энлиль. Помимо них существовало еще множество богов: луны, земли, воды, ветра и т.д. Причем боги создали людей как собственных слуг. Практиковалось жертвоприношение. Кроме богов верили и в существование добрых и злых демонов.
Из правителей Месопотамии один из самых известных – царь Хаммурапи. Его имя связано с эпохой расцвета Вавилона. Он объявил верховным божеством Мардука, бога солнца. Но самое знаменитое деяние этого царя – создание первого в мире свода законов. Номы и правила, зафиксированные на камне, регулировали жизнь вавилонян.
По сей день Древняя Месопотамия является примером для подражания станам Дальнего и Ближнего Востока. Очень тудно оценить в полной мере весть вклад, который внесли государства Междуречья в развитие мировой Цивилизации. Невероятно впечатляют их достижения в различных сферах деятельности. Многие государства, существовавшие в более поздний временной период не могут похвастаться подобными достижениями в науке и культуре.

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Отделение государственного и муниципального управления

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология» на тему:

«Культура Месопотамии »

Выполнила: Фазылова И.А.

1 курс, 3 группа

Шифр У-06074у

Проверила: Ляпина Е.И.

Новосибирск 2006 г.


Введение 3

1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,

основные этапы ее развития. 4

2. Культура Шумера, его письменность, наука,

мифологические сказания, искусство. 6

3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,

литература, архитектура и искусство. 8

4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,

литература, архитектура, искусство. 12

5. Мифология Двуречья. 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21


ВВЕДЕНИЕ

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

А так как занимаясь какой – либо областью культуры: искусством, литературой, архитектурой и т.д., следует знать историческое развитие данной области: «прецеденты развития» и интересные факты, то постоянный интерес к течению культурной жизни должен быть неотъемлемой частью жизни каждого интересующегося культурой человека.

В наше время, без сомнения, все понимают важность и ценность изучения исторического развития культурологии. Любой человек, считающий себя интеллигентным, культурным человеком должен разбираться в стремительном течении культурной жизни и по возможности участвовать в ее круговороте.

Множество литературы, описывающей бытность древних народов, представляет большой интерес, так как позволяет разобраться в особенностях жизнедеятельности разных народов, в особенностях принятия ими решений при жизни в различных климатических условиях и при различных условиях жизни (государственный строй).

1 КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА В ДВУРЕЧЬЕ ТИГРА И ЕВФРАТА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Основателями всей вавилонской культуры были шумеры. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") - древнейшая на земле эпическая поэма.

Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб").

Культура Древнего Вавилона связана с земной сферой существования

человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить бурным течением потока истории в междуречье Тигра и Евфрата.

Культура Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером. Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства - охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.


2 КУЛЬТУРА ШУМЕРА, ЕГО ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ, ИСКУССТВО.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Им принадлежит первая глиняная карта. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще белее древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все их них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. До н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы – Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное слияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.


3 КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело такжескотоводство . металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значениешумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Системарелигиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством былаархитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося.

Высокого уровня достигла шумерская литература.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при цареХаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них -Законы Хаммурапи - стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является такжеВавилонская башня . Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука - главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилониигастрономии иматематик е. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии - как и во всем Двуречье - ведущим искусством былаархитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийскиерельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».