Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Проблема межнациональных отношений

Межэтнические отношения - субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений - личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни - в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»


Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Дружественный;

Нейтральный;

Конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности ». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач :

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

  • 2.2. Развитие этнической психологии в России вxxвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом
  • 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  • 3.2. Зарубежная этнопсихология вXiXвеке
  • 3.3. Зарубежная этнопсихология вXXвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей
  • 4.1. Человечество. Этнос. Нация
  • 4.2. Психологическая основа нации
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей
  • 4.4. Психологические предпосылки целостности нации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
  • 5.1. Содержание психологии нации
  • 5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации
  • 5.1.2. Динамическая сторона психологии нации
  • 5.2. Свойства национальной психологии
  • 5.3. Функции национальной психики
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
  • 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  • 6.2. Своеобразие проявления национальных установок
  • 6.3. Психологические особенности этнической стереотипизации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава седьмая.Национально-психологическиеособенности представителей разныхнародов России
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса
  • 7.2. Тюркские и алтайские народы России
  • 7.3. Финноугорские народы России
  • 7.4. Буряты и калмыки
  • 7.5. Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
  • 7.6. Представители еврейской национальности
  • 7.7. Народы Северного Кавказа
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
  • 8.1. Украинцы и белорусы
  • 8.2. Народы Прибалтики
  • 8.3. Народы Средней Азии и Казахстана
  • 8.4. Народы Закавказья
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
  • 9.1. Американцы
  • 9.2. Англичане
  • 9.3. Немцы
  • 9.4. Французы
  • 9.5. Испанцы
  • 9.6. Финны
  • 9.7. Греки
  • 9.8. Турки
  • 9.9. Арабы
  • 9.10. Японцы
  • 9.11. Китайцы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов
  • 10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов
  • 10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения
  • Задания для самоконтроля
  • Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
  • 11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
  • 11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
  • 11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
  • 12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
  • 12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
  • 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях
  • 13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях
  • 13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений
  • 13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
  • 14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
  • 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований
  • 14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований
  • 14.4. Надежность этнопсихологических исследований
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Библиография
  • Содержание
  • Крысько Владимир Гаврилович Этническая психология Учебное пособие
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей

    Нации на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрица­тельные, способствующие возникновению недоверия во взаимо­отношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регла­ментируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

    Эффективной может стать та этническая общность и такие условия ее взаимоотношений с другими этносами, при которых, вы­полняя свои официальные и неофициальные роли, каждый человек мо­жет (и это стимулируется другими людьми) проявить свои уникаль­ные свойства и способности.

    Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перерас­пределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

    Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным за­конодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств конкуренция создает условия соревнования и борь­бы как между отдельными общностями, так и региональной и центральной властью. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

    Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количе­ство материальных, и других ресурсов.

    В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и из­меняющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

    Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные - создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное проти­востояние.

    Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Например, в Дагестане проживают сорок народов, и все они считают территорию своей республики общей. С другой сто­роны, есть нации, считающие, что их территория должна при­надлежать только им самим.

    Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

    Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

    Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

    Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

    Различают четыревозможныхрезультата контактов с представителями других этнических общностей.

    1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

    2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

    3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

    4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и явля­ются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одина­ково родным и знакомым .

    Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

    геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

    ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

    сегрегации, когда группы существуют раздельно;

    интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

    Из сказанного видно, что всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние (психоло­гические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

    На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами - экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

    На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подо­зрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

    Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия - это препятствия психологического характе­ра, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

    В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общ­ностей и групп необходимо вовремя прогнозировать, выявлять и уст­ранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотно­шениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средства­ми, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.

    Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

      истории развития межнациональных отношений, истори­ческой памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

      уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

      структуры культурного развития нации - преобладания сель­ского или городского населения, уровня образования и профес­сиональной квалификации .

    Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

    Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

    Нужно принимать во внимание и возможность негативного отношения к представителям народов, ассоциирующихся в глазах тех или иных наций с административно-командным аппаратом. Так, у нас в стране есть такое отношение прежде всего к русским, а на уровне автономных республик - к народам, давшим назва­ние республике, например у эвенков, юкагиров и русских к яку­там, у эскимосов к чукчам.

    Особой проблемой в России является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период ста­линских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

    В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих ре­гионов нашего государства начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство национальной вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми раз­ными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «тор­говцы-воротилы» для центра европейской части России - «кав­казцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «заши­бающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей ко­торых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

    Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения в то же время поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, воз­никающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями.

    Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с тем известного отказа от ряда традиционных пред­ставлений и норм, что является необходимым условием эффек­тивной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требованиям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества. Со­вершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях - результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.

    Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

    У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психо­логии народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.


    В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.

    Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".

    Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.

    Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.

    Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".

    Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.

    Проблема межнациональных отношений очень актуальна в современном обществе. Назвать человека представителем другой национальности часто означает обидеть его. Моя клиентка, девочка 12-ти лет, горько плакала от того, что ей кто-то в разговоре приписал принадлежность к другой национальности.

    Казалось бы, современному человеку понятно, что все нации равноправны. Взрослые люди, по моим наблюдениям, на вопрос известного теста “Кто я?” в первую очередь отвечают “человек”, ” житель земли” – в большинстве случаев.

    Даже понятие “национализм” в наше время приобрело позитивную окраску. Оно трактуется сейчас как приверженность духовным и культурным ценностям своей нации, осознание ценности нации как высшей формы общественной жизни. При этом оно противопоставляется понятиям “национальный экстримизм”, “шовинизм”.

    Есть версия о том, что само слово “нация” происходит от слова “наши”, общего для индоевропейского праязыка.

    Национальные противоречия

    И всё же на сегодняшний день существует немало межнациональных противоречий во всех странах мира, даже в т.н. развитых странах. Это объясняется в первую очередь нестабильностью сегодняшнего мира, отсутствием чего-то надежного и постоянного. В этом неустойчивом мире человеку важно найти устойчивую группу, с которой он бы себя отождествил, принадлежность к которой с удовольствием бы признал. При этом далее неизбежно разделение по типу “свой – чужой”. Главное в этом вопросе – какое отношение устанавливается в каждой такой группе к тем, кто признается “чужими”.

    В первую очередь для ребенка или взрослого, испытывающих затруднения в этом вопросе, необходимо возникновение
    доверия к миру. Необходимо ощущение и понимания того, что в затруднтельных ситуациях мир людей не оставит тебя в полном одиночестве, всегда находится поддержка в трудных ситуациях, и это базовое свойство нашего мира.

    Далее, конечно, важно пробудить или поддержать уверенность человека в собственных силах, убежденность в том, что в самой нестабильной ситуации он сможет сохранить равновесие. Психологи в своей работе постоянно прилагают усилия для возникновения и развития этих ценных установок.

    В результате у человека исчезают растерянность, озлобленность, его жизненная позиция становится устойчивой и дружелюбной по отношению к окружающим, в том числе и к представителям других наций.

    Внутренняя, психологическая устойчивость дает возможность заинтересованно и непредвзято относиться к другим этническим группам. Известный русский социолог и культуролог Н.Я. Данилевский утверждает, что многообразие устойчиво, а однообразие неустойчиво.

    Изначальная, естественная заинтересованность по отношению к представителям другой, “не нашей” культуры необходима для осуществления нормального мультикультурного процесса в современном обществе. И развитие качеств, связанных с принятием другого (то, что сейчас называют толерантностью) необходимо для любого социума. Поскольку однообразие может стать причиной его угасания.

    Но это не отменяет знание истории своей нации, ее традиций и достижений. Уважение к своему народу и отстаивание его интересов также базируется на доверии к миру и на ощущении своего человеческого достоинства. Интерес к прошлому и настоящему своей нации, ощущение ее перспективы, стремление действовать во благо своего народа – это свойства современного развитого человека.

    Взаимопонимание между такими большими социальными группами как этносы начинается со взаимопонимания между человеком и его ближайшим окружением – семьей, коллегами, соседями… Современный цивилизованнный человек ищет способы оптимального сосуществования со своими соседями по жизни. Современные психологи ищут и предлагают способы осуществить это как на уровне межличностных, так и на уровне межнациональных отношений.

    Межкультурное общение уже не является чем-то особенным в сегодняшнем мире. Все люди разные, имеют собственные убеждения, культурные особенности и религиозные различия. Но это вовсе не означает тот факт, что между партнерами не может быть ничего общего или они не смогут общаться, дружить или создавать семьи. Напротив, вопрос о межкультурном браке на сегодняшний день является одной из увлекательных тем для исследования психологами планеты.

    Межнациональные браки

    Ведь здесь существует ряд нестандартных аспектов, которые только начинают открываться ученым в вопросах межкультурного взаимодействия.

    Но как простому человеку наладить общение с представителем, порой, абсолютно другого мира, который просто не знает никаких психологических тонкостей?

    В действительности, намного реже поликультурное взаимодействие возникает спонтанно. Это может быть встреча на каком-либо мероприятии или вечеринке. Но чаще всего встреча происходит за счет посещения другой страны или виртуального чата, сайта знакомств.

    В первую очередь, не стоит теряться, так как это такой же человек, только отличающийся некоторыми тонкостями в поведении.

    Как правило, при первом контакте, конфликтные ситуации возникают редко, поэтому первой задачей является собрать как можно общей информации.

    После завершения первого контакта, лучше всего поискать информацию о религии, правилах, культуре и прочих особенностях, которые помогут определить рамки общения.

    Так, например, ученый-психолог Хофстеде определил, что каждая культура может быть измерена по нескольким параметрам: отношение ко времени, разграничение собственного пространства, к какому типу культура относится и т.д.

    Стоит учитывать и эмоциональный аспект культуры, так как, к примеру Западная Европа предпочитает более сдержанный тон общения, в то время как южане любят громко разговаривать и тактильные контакты.

    Отдельного рассмотрения заслуживает религиозный фактор. Не рекомендуется заводить дискуссии на подобные темы, так как по мнению многих психологов, это одна «святая из святых» и вовсе неуместно будет приводить собственные доводы на этот счет. Человек может расценить это как неуважение или непринятие.

    Межкультурным браком сегодня никого не удивишь. Благодаря путешествиям, сайтам знакомств все больше людей выбирает себе партнера из другой страны.

    Успех в межкультурных отношениях

    Для успешного межкультурного контакта стоит тренировать умение слушать и не проявлять резкие эмоции. Каждая культура имеет собственные значения и соображения на этот счет, поэтому от подобных действий лучше воздержаться.

    Кроме того, стоит внимательнее относится к символике. У одной культуры знак или символ может означать оскорбление, а у другой в принципе отсутствовать какое-либо соображение на этот счет.

    Прочтите также: