Кто такой и а гончаров. Иван гончаров краткая биография

Иван Александрович Гончаров - писатель, классик русской литературы. Действительный статский советник, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860).

Детство и юность

Иван Гончаров появился на свет 6 июня 1812 г. в городе Симбирске, что на волжском берегу, ныне город носит имя , в честь вождя мирового пролетариата. Будущий писатель родился в суровую годину наполеоновского нашествия. Однако, слава Богу, до их далёких краев так и не добрался, споткнулся на полпути. Мальчик рос в обеспеченной семье: оба его родителя происходили из зажиточных купеческих родов. Отец - Александр Иванович, мать - Авдотья Матвеевна, урождённая Шахторина. Их большой каменный дом находился в самом центре Симбирска. В этом доме в окружении многочисленной дворни мальчик и провёл своё детство. Многие картинки быта дворовых людей, сделанные Гончаровым в детстве, впоследствии нашли своё отражения в творчестве писателя.

Гончаров рано потерял отца, когда это случилось, ему было всего семь лет. Однако, его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов принял самое деятельное участие в воспитании мальчика. Николай Николаевич был интересным, образованным человеком, бывший моряк, он многое успел повидать на своём веку. Демократ по натуре, Трегубов оказал сильнейшее влияние на духовное развитие мальчика. Крёстный несколько лет обучал мальчика различным наукам.

В десять лет Гончарова определили на обучение в в коммерческое училище. Это была традиция зажиточных купеческих семей. В училище Гончаров провёл восемь лет. Обучение не сильно занимало его, ему было скучно. Однако юноша много читал, активно занимался самообразованием. По воспоминаниям писателя, в те годы главным его учителем была русская литература. В годы юности Гончарова на свет появилась бессмертная поэма - «Евгений Онегин». Поэма печаталась отдельными главами, юный Гончаров очарованный пушкинскими строками, с нетерпением ожидал выхода каждой новой главы. Любовь и преклонение перед пушкинским талантом писатель пронёс через всю свою жизнь. Творчество Пушкина укрепило в юноше желание заниматься исключительно литературной деятельностью.

В августе 1831 г. Гончаров поступил в Московский университет, на факультет словесности. Его однокашниками по университету были многие выдающиеся люди того времени. Молодого Гончарова буквально окружало целое созвездие в будущем великих имён: , Огарёв, Станкевич, . В университете Гончаров провёл три интересных плодотворных года. Покинув Альма-матер, молодой человек принимает решение остаться жить в одной из столиц. Общение с интереснейшими людьми и многообещающие творческие перспективы влекли его в самый центр жизни. Однако перед этим Гончаров решил съездить на родину, с целью навестить матушку, сестёр и крёстного отца.

Начало творческого пути

Прибыв в Симбирск, Гончаров, привыкший к деятельной и шумной столичной жизни, поразился его патриархальной тишине. Как показалось юноше, за годы, проведённые им в Москве, в родном городе ничего не изменилось. Затхлая атмосфера провинции навевала на Гончарова скуку и оцепенение. Подобные наблюдения ещё более укрепили его в мысли об отъезде. Однако симбирский губернатор, весьма впечатлённый образованным юношей, сделал предложение Гончарову занять должность его секретаря. После многих колебаний молодой человек всё-таки согласился. Чиновничья доля оказалась серой и нудной и быстро надоела Гончарову. Спустя всего лишь одиннадцать месяцев он уехал в .

В северной столице Гончаров устроился в департамент внешней торговли министерства финансов - на должность переводчика иностранной переписки. Служба была не обременительной и не занимала много времени, но в тоже время давала скромный доход. Молодой писатель получил реальную возможность для осуществления своих мечтаний о серьёзной литературной деятельности. В тот же период Гончаров познакомился с Николаем Аполлоновичем Майковым, академиком русской живописи. Он был представлен ему в качестве репетитора латинского языка и русской словесности. Гончаров занимался с сыновьями Николая Майкова - в будущем знаменитыми Аполлоном и Валерианом. Дом Николая Майкова являлся одним из культурных центров тогдашнего Петербурга. Лучшие люди искусства и науки были постоянными гостями Майкова.

В доме Николая Аполлоновича Гончаров познакомился и общался со многими интереснейшими людьми своего времени. Одним из них был знаменитый русский критик Белинский. Между ними завязались дружеские отношения, Гончаров был частым гостем Белинского в его доме на Невском проспекте. В 1846 г. в доме Литераторов Гончаров прочитал Белинскому свой первый роман «Обыкновенная история». Великий критик по достоинству оценил и писательский талант автора, и глубину нового произведения. Дружба с Белинским сыграла серьёзнейшую роль в становлении Гончарова как личности и как автора. В 1847 г. роман был опубликован в журнале «Современник». Произведение пришлось впору к настроениям русского общества той поры и получило множество самых благоприятных откликов у читателей.

Фрегат «Паллада»

В XIX в. между и Североамериканскими Соединёнными штатами (САСШ) существовала серьёзнейшая конкуренция в районе Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждая из держав претендовала на экономическое и военное доминирование над многими азиатскими территориями. Одним из объектов этих споров являлась Япония, страна, которая с 1639 г. была закрыта для иноземцев. По законам Японии любой незваный пришелец, ступивший на землю Страны восходящего солнца, должен быть немедленно казнён. Страна микадо ревниво оберегала свои традиции. Однако девственный японский рынок являлся весьма лакомым кусочком и для русских, и для американских капиталистов. Синхронно правительствами России и Америки было принято решение о направлении к берегам Японии военных эскадр. Целью каждой из них было заключение торгового договора. Русская эскадра под командованием адмирала Путятина, помимо заключения торгового договора, также имела целью посещение и инспектирование американских владений Российской империи на Аляске. Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли, был откомандирован в личные секретари адмирала Путятина. Писатель отправился в путешествие на флагмане русской эскадры - 52-пушечном фрегате «Паллада».

В 1853 г. и русские и американцы появились близ берегов Японии. По прошествии некоторого времени, миссии обеих эскадр увенчались успехом, вот только методы были применены абсолютно различные. Американский коммодор Мэтью Перри выполнил свою миссию с помощью теперь уже стандартных традиций американской политики, поставив эскадру на траверзе Эдо - столицы Японии (ныне город Токио). Он под угрозой пушек просто заставил японцев подписать торговый договор. Русский же адмирал Путятин пошёл по иному пути. Посредством мирных переговоров и налаживанием дружеских отношений он в 1855 г. подписал с японцами договор, идентичный американскому.

С самого начала плавания Гончаров стал вести подробнейший дневник о событиях, происходивших вокруг. Путешествие продлилось два с половиной года, а дневник стал основой для написания книги «Фрегат Паллада». Где только не довелось побывать писателю: Англия, Южная Африка, Индонезия, Япония, Китай, Филиппины. Обратно Гончаров возвращался не по морю, а по суше, из края в край он проехал всю Россию. Столь длительный и обширный вояж принёс писателю огромное количество различных впечатлений и эмоций - эмоций, которые всегда так ценны и необходимы в жизни творческого человека. Кого только не повстречал и с кем только не познакомился писатель за время своих странствий. Люди разных характеров, профессий, социальных статусов стали для него прототипами будущих персонажей.

Гончаров прибыл в Санкт-Петербург 13 февраля 1855 г., и уже совсем скоро в журнале «Отечественные записки» появился его первый очерк об этом замечательном путешествии. Следующие очерки на протяжении нескольких лет с успехом публиковались в различных популярных изданиях. В 1858 г. книга «Фрегат Паллада» вышла отдельным изданием. Талантливое перо Гончарова подарило русскому читателю яркое, полнокровное описание природы других стран, обычаев жизни людей, традиции других культур. Книга получилась справедливой, объективной и остро социальной. Автор, исповедовавший высокие культурные принципы, выступил в роли независимого наблюдателя. Он метко описывал события, происходившие, как на борту корабля, так и за его пределами.

Писательская зрелость

По возвращении Гончаров некоторое время проработал в министерстве финансов. Чуть позднее он смог заполучить должность цензора, что несказанно обрадовало его, поскольку подобная служба имела непосредственное отношение к литературе. В 1857 г. Гончаров вышел в отставку с целью полностью посвятить себя литературе.

Минуло два года, и в 1859 г. на свет появилось интереснейшее произведение того времени, роман «Обломов». Название этого романа послужило названием для целого социального явления, широко распространённого на Руси - «обломовщина». Появление романа «Обломов» было отмечено громогласным успехом у публики. Комично-трагический персонаж Обломова вызвал острейшую полемику в интеллигентном русском обществе. Созданный Гончаровым барин Обломов, карикатурное существо, появившееся на свет в результате социальных несуразностей, существовавших в России, стал притчей во языцех. Роман яростно обсуждали люди всех политических воззрений - от реакционеров до социалистов. Высказывались разные мнения, но никто не оставался безразличен. После публикации романа Гончаров заслуженно стал в один ряд с величайшими русскими писателями.

По иронии судьбы следующий роман автора «Обрыв» выйдет в свет лишь через двадцать лет. Остро нуждаясь в средствах, писатель был вынужден вновь пойти на службу. Около года проработав редактором новой газеты «Северная почта», являвшейся печатным органом министерства внутренних дел, он был назначен членом совета по делам печати, другими словами, писатель вновь вернулся к цензорской деятельности. На этой должности Гончаров показал себя как убеждённый консерватор. Некрасовский «Современник», а также журнал Писарева «Русское слово» подвергались постоянному давлению со стороны цензора Гончарова. Особенно яростно писатель выступал против нигилизма, социализма и коммунизма. Гончаров проводил активную проправительственную политику.

В 1867 г. по состоянию здоровья Гончаров подал прошение об отставке. Прошение было удовлетворено, писателю была назначена пенсия. Гончаров вновь смог вернуться к работе над романом «Обрыв». Написание романа шло тяжело, физическое состояние Ивана Александровича оставляло желать лучшего. Иногда, как видно из писем друзьям, Гончаров был не уверен в том, что сможет завершить роман. Однако он его дописал и таким образом завершил свою гениальную трилогию романов: «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Гончаров создал объективное и талантливое описание эпохи упадка крепостничества в России. Он дал нам полнейшее впечатление о жизненных и социальных реалиях того времени.

Последние годы

Роман «Обрыв» стал последним крупным произведением Гончарова. В письмах к Тургеневу он называл роман «Обрыв» дитём своего сердца. В последующие годы Гончаров не занимался активной литературной деятельностью. Он написал всего лишь несколько очерков и этюдов и вёл оживлённую переписку с друзьями-писателями. Для написания нового большого романа, как говорил сам Гончаров, у него не хватает ни нравственных, ни физических сил.

15 сентября 1891 г. Иван Александрович Гончаров скончался в возрасте 79 лет от воспаления лёгких. Писатель был похоронен в Александро-Невской лавре, впоследствии его прах перенесли на Волково кладбище.

Наследие

Писатель Иван Александрович Гончаров стал одним столпов великого и нерушимого здания под названием Русская литература. В наше время созданы блестящие экранизации произведений Гончарова, позволяющие окунуться и прочувствовать непередаваемую атмосферу России крепостнической. Увидеть удивительные типы людей, рождённые уникальной социальной обстановкой того времени.

Дмитрий Сытов


Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в небогатой купеческой семье. Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск. Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 7 лет.

Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд. Шахторина). В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера Авдотьи Матвеевны. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров позже, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать! Зато она во всю нашу жизнь и до конца своей была для нас нравственным авторитетом».

Особое влияние на формирование личности Гончарова оказал его крёстный отец, симбирский дворянин Николай Николаевич Трегубов. В очерке-воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров вывел Н. Н. Трегубова под фамилией Якубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – пишет Иван Александрович.

Образование Гончаров получил в Москве, вначале в Императорском коммерческом училище, а затем в университете.

Весной 1835 года молодой Гончаров, окончивший к этому времени словесное отделение Московского университета и проработавший год в канцелярии симбирского губернатора, решает уехать в Петербург. Наверное, так же, как и Александр Адуев – герой его будущего романа «Обыкновенная история» – он мечтал о «карьере, счастье, фортуне». Только в отличие от героя романа мечта Ивана Гончарова имела чёткий характер – его самым заветным желанием было стать профессиональным литератором.

Две трети своей долгой жизни Гончаров прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Жизнь складывалась так, что почти тридцать лет он должен был отдать службе, жалованье многие годы было единственным источником его существования. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить…» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. В 1852-1855 гг. он принимал участие в дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат "Паллада"» (1858). Как чиновник И.А.Гончаров дослужился до чина Действительного Статского Советника, был членом Государственного Совета по делам печати. Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России.

Только в тридцать пять лет осуществилась мечта Гончарова – в №№ 3 и 4 журнала «Современник» за 1847 год он опубликовал свой первый роман «Обыкновенная история». После публикации этого романа Иван Гончаров занял в русской литературе, по словам В. Г. Белинского, «одно из самых видных мест». А Л. Н. Толстой так отозвался о гончаровском романе: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. В откликах известных литераторов того времени (И. С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная». «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова».

Над задуманным в Симбирске летом 1849 года романом «Обрыв» Гончаров проработал в общей сложности двадцать лет. Писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение. Этот роман был очень дорог ему: «…любимое дитя моего сердца и моей фантазии», – писал он об «Обрыве». Роман получился многоплановым и многосюжетным, в нём автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России и надежды на её будущее. В июне 1868 года, работая над четвёртой частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…»

Ярким событием в жизни писателя стало плавание на фрегате «Паллада» к берегам Японии. Мечта о кругосветном путешествии зародилась у Гончарова в детстве под впечатлением рассказов крёстного Н.Н.Трегубова о морских походах и сражениях на Чёрном море, участником которых он был. В сорок лет судьба дала шанс осуществить эту мечту. Вице-адмирал Е.В.Путятин, возглавлявший дипломатическую миссию, искал для неё секретаря, причём человека, «который бы хорошо писал по-русски, желательно литератора». Среди русских писателей не нашлось охотника отправиться навстречу опасностям долгого и тяжёлого плавания. Иван Александрович узнал о предложении Путятина случайно и сразу начал хлопотать о назначении.

Десять месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию. Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, которого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь».

Книга очерков И.А.Гончарова «Фрегат "Паллада"» до сегодняшнего дня считается эталоном в жанре путешествий в мировой литературе. Бесспорно, сам автор дорожил этой книгой. В 1879 году, когда после литературного чтения на петербургских Высших женских педагогических курсах среди курсисток зашла речь о романе «Обрыв», писатель вмешался в разговор со следующими словами: «Я бы вам рекомендовал моё любимое произведение, которое мне никогда не надоедает … Читайте «Фрегат "Палладу"»!»

Жизненный путь писателя завершился 15 сентября 1891 г. на восьмидесятом году жизни. По завещанию его похоронили на Новоникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1956 г. прах Гончарова был перенесён на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова - стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» - были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» - отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855-57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя - Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.

Известный русский прозаик и критик Иван Гончаров родился 6 июня 1812 года в богатой купеческой семье в городе Симбирске. По стечению счастливых обстоятельств он получил очень хорошее образование для своего времени, проходил начальное обучение в частном пансионе, откуда вышел не молодым недорослем, а хорошо воспитанным молодым человеком с достаточным запасом знаний. Он проявляет не только положенную по купеческому происхождению деловую хватку, но и большие способности к словесности. Поэтому, проведя несколько скучных лет в Московском коммерческом училище, он в 1831 году поступает в Московский университет на отделение словесности. Его не влекут философские вопросы и проблемы общественно-политической жизни. Гораздо интереснее для него теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура, театр и поэзия. Очень эмоционально он воспринял посещение университета, потому, что преклонялся перед гением русской поэзии, и как он сам выразился – "был в чаду обаяния его поэзии”. Во время учебы в университете, в печати появляется и первый его литературный опыт, который остался незамеченным.

Еще находясь в университете, Гончаров знал, что не вернется в родной город, его влекли культурные центры – Москва, Петербург. Поэтому, пробыв в Симбирске около года после окончания университета, Иван Александрович перебирается в Петербург и служит мелким чиновником в Министерстве финансов. Никаких карьерных стремлений он не проявляет, все его мысли в свободное время поглощает литература. Он входит в общество петербургской литературно-артистической интеллигенции, и именно в такой круг, где искусству поклоняются ради искусства. Несомненно, что это знакомство значительно обогатило эстетическую сторону жизни прозаика, хотя пытливый ум и врожденная склонность к основательности делала его инородным в этом кругу. Позже, он знакомится с Белинским, которого привела в восторг повесть Гончарова "Обыкновенная история”. Знаменитый критик прочитал ее в рукописи, дал лестную оценку литературному таланту и мастерству молодого писателя, но знакомство не переросло в дружбу из-за аполитичности Гончарова. Тем не менее, читающая публика не просто приняла очень хорошо первое произведение – это был всеобщий успех. "Фрегат Паллада" и "Обломов" В 1852 году он смог осуществить свои мечты о путешествиях, которые еще в детстве сложились у него от впечатлений из-за воспоминаний своего крестного, моряка и помещика Трегубова.

Иван Александрович попадает в экспедицию адмирала Путятина и отправляется к далеким берегам Японии. Экспедиция по морю длится более двух лет. Гончаров смог повидать Англию, Южную Африку Малайю, Китай и Японию. В Петербург он возвращается сухопутным путем, через сибирскую тайгу и степи Заволжья. Итогом этого путешествия стали два тома путевых записок, изданных в 1858 году под названием "Фрегат Паллада”. Во время экспедиции Гончаров начинает писать свое главное произведение - роман "Обломов”. Этот роман, который без преувеличения стал событием не только в литературной, но и общественной среде российского общества, а имя Ивана Александровича стало в один ряд со знаменитыми русскими писателями-реалистами. Вымышленное имя его героя Обломова послужило возникновению для определения целого духовного слоя в русском обществе, и стало называться "обломовщина”. Многие ошибочно имя Обломов ставят синонимом к образу жизни и характером самого Ивана Гончарова, и это неверно. Гончаров, не смотря на свою внешнюю сдержанность, был очень энергичным и деятельным человеком. Работая цензором с 1856 года, он помог выходу в свет "Записок охотника” Тургенева, некоторых стихов , роман Писемского "Тысяча душ”. Зная о наследственной предрасположенности к душевной болезни, Гончаров не был женат и не имел детей. Последние годы его жизни были омрачены болезнями и одиночеством. Умер Гончаров 15 сентября 1891 года.

Иван Гончаров — русский писатель, цензор, переводчик, литератор. Его перу принадлежит произведение «Обломов» и другие шедевры.

Иван гончаров — это образец писателя, который сумел филигранно выразить особенности русского общества, морально-нравственные ценности, надежды.

Иван Гончаров знаком многим любителям литературы, это самобытный русский самородок, достойный гражданин своей эпохи. Он проявил себя и в качестве литературного критика, знатока словесности, кроме того, был он на государственной службе, находясь в звании статского советника.

Родился он в 1812 году в городе Ульяновске, который в то время назывался Симбирском. Принадлежал к купеческому сословию, детство провел в городе, в семейном гнездышке-имении.

Первые годы писателя

Первые годы оказали значительное влияние на все последующее творчество, мировоззрение. Большой дом и хозяйство он сравнивал с целой деревней, поскольку в импровизированных складах была мука, пшено, другая провизия, имелись погреба и амбары, ледники — это было необходимо для обеспечения нормальной жизни семейства, дворовых крестьян. Впоследствии он с удовольствием описывал жизнь русского быта.

В возрасте 7 лет умер его отец, и воспитание в полной мере легло на плечи матери и крестного Николая Трегубова. Он отличался широтой взглядов, и мальчик впоследствии очень тепло отзывался о его человеческих качествах, которые также во многом позволили ему сформироваться, как личность. Крестный помогал не только словом, но и делом, впоследствии их два имения объединились, таким образом жизнь стала ещё более насыщенной, интересной.

В возрасте 10 лет мальчика посчитали уже достаточно взрослым для прохождения дальнейшего обучения в Москве, и он обучался в Коммерческом училище на протяжении 8 лет.

Нельзя сказать, что это было лучшее время в его биографии, впоследствии писатель опишет этот этап жизни как скучный, малоинтересный. Однако этот период помог ему расширить интеллект, он приобщился к отечественной литературе, познакомился с трудами Карамзина, Державина, с другими видными деятелями.

Первым кумиром можно назвать Пушкина, Гончаров с нескрываемым восхищением описывал впечатления от его поэмы и восхищался человеческими качествами писателя. Гончаров понял, насколько гибким и выразительным может быть русское слово, оно затрагивает до глубины души. Именно пушкинские высочайшие стандарты были взяты им за образец словесности, поэтому неудивительно, что и сами литературные творения Гончарова тоже можно охарактеризовать как образец, классика.

Университетские годы

Писатель окончательно понял, что Коммерческое училище - это абсолютно не его стезя, которая, скорее, разрушает душу, нежели наполняет знаниями. Он отправил трепетное письмо к материи, прося ее написать прошение об исключении из числа студентов, что и было выполнено. Однако это вовсе не означало, что юноша разочаровался в образовании. Напротив, он взял планку, которая была ещё выше.

В 1831 году он поступил в знаменитый Московский университет на словесный факультет. Университет и по сей день считается лучшим в стране, так было и в те годы, а вместе с Гончаровым студентами числились такие будущие литературные светила, как Лермонтов и Тургенев, Белинский, Герцен, Огарёв.

После окончания университета в 1834 году он хотел остаться в Москве, приезжая и в Санкт-Петербург. Эти два города казались ему самыми передовыми, они сосредоточили в себе всё лучшее, самую образованную часть населения. Собственно, до сих пор Москва, Санкт-Петербург привлекают талантливую молодежь.

Гончаров был неприятно удивлён изменениями своего родного города, точнее, их полным отсутствием. За всё то время, что он пробыл в столице, город так и не вышел из спячки, ничего в нём не изменилось, совершенно не чувствовался прогресс. Это удручало писателя, он желал вернуться обратно, но остался в Симбирске, где проживала его мать, сестры.

Творческий путь писателя

Однако слава о талантливом юноше с пылким умом уже начала распространяться, в том числе и в Симбирске. Гончаров получил предложение от самого губернатора, который желал, чтобы молодое дарование работало у него в качестве секретаря. Да, решение далось нелегко, поскольку Гончаров предчувствовал, что работа, хоть и почетная, но во многом однообразная, рутинная. Однако этот опыт можно назвать бесценным, ведь писатель понял, как функционируют винтики бюрократического механизма. Это впоследствии пригодилось ему в литературных трудах.

Через 11 месяцев он, всё же, принимает решение о возвращении в Петербург, где он так жаждал начать полноценную жизнь, наполненную событиями, полезную для общества. Практически сразу после приезда ему удалось устроиться на весьма хорошую высокооплачиваемую должность переводчика в Министерство финансов. Он подружился с Майковыми, известными людьми Санкт-Петербурга, преподавал их детям латынь и русскую словесность.

До сих пор в Санкт-Петербурге сохранился известный дом Майковых, это был не просто дом, а настоящая литературная Мекка, где собирались сливки, элита общества: живописцы, литераторы, музыканты, критики, и все люди, которым были интересны процессы, происходящие в русском обществе. Эти люди словно предчувствовали скорое изменение общественной формации.

Основа творчества

Одним из первых и популярных произведений стало сочинение «Мильон терзаний», это творение наполнено острой иронией, меткими наблюдениями жизни творческой интеллигенции того времени.

Во время написания Гончаров познакомился с Белинским, который, как и Пушкин, пополнил его духовную и нравственную копилку, обогатил новыми идеями. Белинский также хорошо отзывался о творчестве Гончарова, признавая его таланты.

Далее последовало написание «Обыкновенной истории», это первый роман известной трилогии: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В романе писатель четко показывает конфликты русского общества, раздробленность, явную отчуждённость романтизма и реализма.

Путешествия по миру

Можно сказать, что Гончаров — счастливый человек и в чём-то баловень судьбы. Благодаря своему обаянию, пытливости ума, превосходному образованию и известности в литературных кругах, у него появилась возможность не только обеспечить себя финансово, но и повидать мир.

В 1852 году он был принят на службу в качестве секретаря к вице-адмиралу Путянину. Путятин был направлен на североамериканский континент, поскольку в то время Аляска принадлежала России. Кроме того, вице-адмиралу приходилось путешествовать на другой конец света в Японию. До сих пор дальние путешествия будоражат умы, а в то время такая возможность была неслыханной удачей.

Иван Гончаров отправился в кругосветное путешествие вместе со своим начальником, он вернулся в Санкт-Петербург в 1855 году с потрясающими впечатлениями, которые в полной мере отразил в очередном литературном шедевре «Фрегат Паллада».

В Министерстве финансов он работал не только в качестве переводчика, но и цензором, что придавало его положению невскую двусмысленность. В российском обществе активно зарождались предреволюционные идеи, которые на то время не носили ярко выраженный революционный характер, но выражались в четком осознании необходимости перемен. Поэтому многие представители интеллектуальной элиты общества недолюбливали цензоров, ведь в их задачу входило недопущение распространения идей, которые могут пошатнуть сложившиеся устои. Многие люди воспринимали Гончарова, как классового врага, не доверяли ему. В то время он создаёт второй роман своей знаменитой трилогии – «Обломов».

Писатель никак не мог отшлифовать свой литературный бриллиант, поскольку служебные дела отнимали слишком много времени. Сказалось и то, что его должность вызывает недоверие среди творческой интеллигенции. Поэтому им было принято решение об уходе со службы, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.

В полностью законченном виде роман вышел в 1859 году, он также был успешен. Обломов - это собирательный персонаж, целое философское осмысление, социальное явление, которое показало инертность российского общества. На писателя обрушилась большая слава, однако Иван Александрович всегда оставался скромным человеком. Собственно, он был равнодушен к признанию, его крайне интересовала литература.

Последнее произведение в его жизни

Последнее произведение знаменитой трилогии — «Обрыв». Далось оно нелегко, поскольку сам писатель говорил, что пишет медленно, не всегда успевает отследить меняющиеся социальные явления жизни. У него уходило на написание много физических сил. Плюс, он состоял в переписке с представителями творческой интеллигенции, что также отнимало у него массу времени. Писатель активно создавал и очерки, посвященные поездкам по Восточной Сибири, Волге. Несмотря на то, что творчество давалось ему тяжело, ведь работал он с полной самоотдачей, за свою жизнь он создал немало произведений. Некоторые из них вышли уже после его смерти.

Умер писатель в 1891 году. Его здоровье ослабло, поэтому обычная простуда в итоге стала для него смертельным недугом. Похоронен писатель на Никольском кладбище при Александро-Невской Лавре.

Известие о смерти быстро разнеслось по Москве и Петербургу, по всей России, некролог был опубликован в «Вестнике Европы».

Многие люди, которых интересует биография Ивана Гончарова, желают узнать больше и о его личной жизни. Так получилось, что Иван Гончаров не был женат, детей у него нет. Он не скрывал, что долгое время был безответно влюблён в Ю.Д. Ефремову, но она вышла замуж за другого. Писатель сосредоточился на литературном творчестве, он уже не надеялся влюбиться вновь. В 1855 году его, однако, снова посетило светлое чувство к Елизавете Васильевне Толстой, которой он буквально бредил, любил страстно и безнадежно. К сожалению, этот союз также не состоялся, поскольку Елизавета Васильевна вышла замуж за археографа, историка, русского государственного деятеля А.И. Мусина-Пушкина.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .