О чем заставляет задуматься вампилов старший сын. Анализ на уроках литературы. C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик (по-бурятски «яма») Иркутской области в учительской семье. Отец его, Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, дочь иркутского священника, вела в той же школе математику – алгебру и геометрию. Саша был третьем сыном и четвертым ребенком в семье.

То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном – в этом усматривается больший знак судьбы, чем имя Александр, данное ему отцом в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта.

Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова? Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием, как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне. Детство, предоставленное самому себе, своей абсолютной свободе, таящее в себе не только постоянную смертельную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности в бесконечном и вечном мире Природы. Именно в этом слиянии с Природой душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала её.

В возрасте 21 года Вампилов, окончив Иркутский государственный университет, пишет свой первый рассказ «Стечение обстоятельств» и активно печатается в иркутских газетах, в том числе и в «Советской молодежи» под псевдонимом А. Санин. Ранние очерки и статьи Вампилова имеют конкретно – исторический план, точные географические координаты: это Сибирь, новостройки 50 – 60х годов, Братск, Ангарск, Красноярск, Саяны, Усть – Илим. Его мир населяют первопроходцы и покорители тайги, которые строят «белые города» (так называется один из ранних очерков писателя). Героика и торжественность, свойственные его персонажам (лесорубам, вальщикам, плотникам, штукатурам, шоферам) – дань автора духу своего времени, времени научно-технических преобразований.

II. Прижизненные постановки

Корни интереса будущего писателя к драматургии и театру, психологический путь его к осознанию своего призвания – одна из «загадок» Вампилова». Ни в роду, ни в непосредственном окружении его до того, как он уже стал автором, никаких связей с театром не было; регулярно посещать театр он до переезда в 1955 году в Иркутск просто не мог. Но, по – видимому, первый мощный импульс увлеченности сценой Вампилов получил еще в детстве в Кутулике на каком–то из выездных спектаклей профессионального театра – об этом повествует рассказ «Солнце в аистовом гнезде», интонация которого автобиографична.

По воспоминаниям актера В. П. Букина, в 1961 г. учащиеся студии при Иркутском Драматическом Театре под руководством режиссера М. Б. Шнейдермана подготовили и сыграли в качестве учебной работы сценку «Свидание» из только что вышедшего первого сборника рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», причем молодой автор по приглашению студийцев консультировал их работу. Этот первый скромный опыт делового контакта с театром, вероятно, повлиял на решение заняться драматургией, но долго не получал продолжения.

Именно в ту пору, в начале 60х, создавая собственную модель драмы, Вампилов, по свидетельствам ряда лиц (в частности, журналиста П. В. Забелина), остро критически отзывался о ряде пьес и спектаклей современного репертуара и почти перестал посещать «живой» театр в качестве зрителя. Во все последующие годы он бывал на постановках не своих пьес крайне редко; сведений о его впечатлениях, отведенных спектаклям, в литературе, даже мемуарной, практически нет. Очевидно, что влияние практики современного театра на драматургию Вампилова было минимальным.

В то же время его пьесы писались не «в стол» и не для «чтения», а прямо предназначались сцене. По завершении каждую из них автор предлагал театрам – прежде всего Московским и местному, Иркутскому.

Рукописи, а потом и первые публикации (выходившие, как правило, в Иркутске) становились известными довольно широкому кругу людей театра, переговоры с автором о постановках вели многие театры разных городов. Но необычность мира в интонации этих пьес смущала и отпугивала не только чиновников, медливших с разрешением к исполнению на сцене даже опубликованных текстов (немало подробностей на эту тему содержится в переписке Вампилова с Якушкиной), но и режиссеров и актеров, привыкших к иному уровню и качеству драматургии. Так, обсуждение «Утиной охоты» художественным советом Иркутского драматического театра в 1967 году обнаружило полное непонимание и резкое неприятие пьесы старейшинами театра и вылилось в конфликт и временный разрыв между драматургом и коллективом.

III. Загадка пьесы «Старший сын»

1. История создания

Пьеса написана в 1965г. Первоначальное название (обозначенное, например, в отрывке, напечатанном в Иркутской газете «Советская молодежь 30 мая 1965г.)- «Женихи». Под названием «Предместье» поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова в ноябре 1969г. (режиссер В. Симоновский).

Из всех пьес Александра Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекает внимание наших театров. В сезоне 1975-1976гг. , например, пьеса, шла сразу в 52 театрах страны. В 1976г. был снят телевизионный художественный фильм «Старший сын» (режиссер В. Мельников). Пьеса идет за рубежом: в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других странах.

2. Сюжет и жанровые особенности пьесы.

Действие пьесы начинается с грубоватого розыгрыша, недоброй мистификации. Двое подгулявших, промерзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища.

Недоверчивые жители предместья не расположены пускать к себе поздних гостей с улицы. «Человек человеку брат, ты, надеюсь, об этом слышал?» - это формула почти ернически звучит в устах Сильвы.

Как известно, существует много хороших, идеальных лозунгов, заветов и правил. Но каждодневность не по лозунгам строится. А частная жизнь, домашняя жизнь, семейное, дружеское общение идут сами по себе. Более того, чем идеальнее лозунг, тем нагляднее разрыв между ним и будничными обыкновениями жизни. На этом построена завязка пьесы «Старший сын».

Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит молодым людям неожиданно – она навеяна пародийно звучащей фразой о «страждущем брате». И вот уже Бусыгин, вошедший в роль пропавшего сына Сарафанова, выпивает, закусывает и отдыхает самозванцем в незнакомой квартире. Случай с Бусыгиным, навязавшимся в сыновья Сарафанову, - это анекдот, ставший жанрообразующим компонентом, так происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством» построения сюжета.

Анекдот подчеркивает неожиданность жизни, сообщает ей яркость красок. Жесткий розыгрыш в «Старшем сыне», казалось бы, удался Бусыгину и Сильве вполне. «Чему посмеешься, тому и послужишь», - говорит пословица. Беззащитная, доверчивая душа старика Сарафанова защитила сама себя.

Вся его жизнь - это самообман, мираж. Оттого он так легко и попадается на розыгрыш Бусыгина, что всей предшествующей иллюзорностью своей жизни подготовил к этому себя. По свойствам души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни. Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним миром, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Иначе бы бедность реальности, когда он принужден идти в поношенном черном костюме с кларнетом в руках за очередным покойником, задушила бы его.

Сарафанов – пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто.

Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из–за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин. Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит лжи, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Бусыгина волнует все, что происходит в семье Сарфановых. Он ощущает свою ответственность за Васеньку и Нину. Одним словом, Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.

В доме Сарафановых тоже существует ложь. Отец и сын друг другу лгут. Отец лжет, что все еще работает в филармонии, дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже лгут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия, однако эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и ложь Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.

Бусыгин - сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга. Бусыгин мог бы продолжать свою жизнь с «отцом», но не смог. Он не смог бы жить с ложью. Но, несмотря на то, что все уже выяснилось, он все-таки продолжает чувствовать себя сыном Сарафанова.

3. Художественное своеобразие пьесы

Фольклорная традиция в творчестве драматурга рассматривается в связи со всей идейно – образной системой его художественного мира.

Во всех пьесах Вампилов создает глобальный образ мира вне уклада – образ «глухой, неведомой тайги», «темного леса». Один из героев пьесы, Сильва, имеет лесное прозвище. Мифологема темного леса связана у Вампилова с темой всенародного одичания.

Эх, да в Черемхове на вокзале

Двух подкидышей нашли

Не удалась жизнь и у другой героини – у Макарской. Также подчеркивается одиночество старшего поколения в лице Сарафанова.

В пьесе «Старший сын» случайно услышанные имя и фамилия становятся и движущей силой конфликта произведения, и силой, способной духовно преобразить героя. Обращает на себя внимание то, что не все герои в пьесе имеют личные имена. Нет имени у Макарской, Сильвы. Нет имени – значит, человек как личность не состоялся, не сложилась его судьба. Давая Бусыгину имя «Владимир», автор, возможно, хотел подчеркнуть, что с появлением этого человека в доме Сарафанова воцарится мир и спокойствие. Имя другого героя, Сарафанова, «Андрей» в переводе с древнегреческого означает «мужчина». Да, он по мере сил пытается защитить свою семью, детей, дом от неприятностей, даже его ложь о филармонии у читателя и зрителя не вызывает осуждения.

Значимо и имя младшего сына: именно «Васенька», а не Василий, что подчеркивает его детскость, незрелость, необдуманность многих его поступков.

В мифологии дать имя означает определить судьбу. И развитие действия, и финал пьесы «Старший сын» завершают образное решение мифологической матрицы. Бусыгину ничего не остается, как стать если не кровным, то духовным сыном Сарафанова, наследником его идей добра, любви, творческого отношения ко всему сущему как единственного спасения человека от инерции существования.

Таким образом, в комедии «Старший сын» предпринимается опыт устроения дома. Действие пьесы начинается буквально с поисков «одиноких, неполносемейных» Бусыгиным и Сильвой «теплого дома». Этот мотив соединяется с другим – поиском отца: Бусыгин, «не знающий своего отца», «еще пионером» поклялся найти его. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

В драматургии Вампилова библейские мотивы впервые активно используются в комедии «Старший сын» как в явной цитатной форме, так и в форме подтекста. Эти два плана разыгрываются в разных эмоциональных регистрах и образуют довольно сложный и противоречивый комплекс. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

В ироническом тоне, в комедийных мероприятиях обыгрываются библейские мотивы братства («Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога», «Все люди – братья»), блудных детей (Нина, Васенька), бегущих из дома отца, «огня карающего» (пожар, устроенный Васенькой в доме Макарской) и «царства» - всеобщего примирения в финале.

Художественно обрабатывая мотив дома в библейских образах, драматург выполняет соборную функцию: под крышей дома Сарафанова происходит восстановление семьи, примирение поколений, духовное братание людей с «тонкой душевной организацией», объединяющихся против «толстокожих».

В пьесе центральным становится мотив игры. Игра – обман предстает как пора творческого жизненастроения. Сарафанов – сочинитель оратории «Все люди братья» и Бусыгин – сочинитель и актер истории о побочном сыне – осуществляют свои «сочинения» в действительности, в акте породнения, без обмана.

Настойчиво пробивается в центр сценического пространства мотив смерти. Сарафанов – первый вампиловский герой, остро переживающий свое экзистенциальное одиночество. Он буквально «брошен» на произвол судьбы отечеством, в сражениях за которое бывший музыкант, мобилизованный в артиллерию, потерял слух. Он брошен женой, дети готовы бросить его. Все это приводит Сарафанова в «похоронный оркестр», олицетворяющий его одинокое «бытие - при – смерти».

Сарафанов горько: «Теперь я свободен и на старости лет могу наслаждаться одиночеством».

В семье Сарафановых «скандалы и свары Сарафановских детей» (М. Туровская) – не так уж безобидны: за ними встают серьезные проблемы, волнующие автора: проблемы дома, семьи, одиночества, конфликт отцов и детей.

4. «Старший сын» на экране

Впервые в 1975 году на киностудии «Ленфильм» снял художественный фильм «Старший сын» режиссер В. Мельников. В этом фильме снялись очень известные актеры. Евгений Павлович Леонов сыграл Сарафанова, главного героя, Николай Караченцев сыграл одну из лучших своих ролей – Бусыгина. К Михаилу Боярскому, снявшемуся в роли Сильвы, и Наталье Егоровой (Нина) известность пришла после этого фильма. Макарскую сыграла Светлана Крючкова.

«Старший сын» Мельникова «добросовестно» (кроме пролога) повествует строго «по Вампилову».

5. «Старший сын» на сцене братского драматического театра.

На сцене Братского драматического театра воспроизвели заново спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын» в ноябре 2006г (первая была в 2000 году).

Коллектив театра под руководством иркутского режиссера Сергея Болдырева представил на суд зрителей свое видение этой пьесы. Главные роли исполнили Дмитрий Евграфов (Бусыгин), Евгений Винокуров (Сарафанов). Также в спектакле были заняты актеры: Инесса Бычкова (Нина), Роман Бубнов (Васенька), Виктор Головин (Сильва), Ирина Кузнецова (Макарская), Валерий Корчанов (сосед).

Зритель с первых минут оказывается в особой атмосфере: эмоциональный фон создает музыкальная композиция Консуелы Веласкес «Besame mucho».

Особое впечатление производит игра самих актеров на музыкальных инструментах.

Необходимо отметить, что режиссер стремится сохранить атмосферу самой пьесы, как требовал А. Вампилов: «Точно, как в книге».

Помогли осуществить постановку: художник – постановщик А. Штепин, художник по костюмам Н. Корнева, хормейстер О. Кеппул, режиссер О. Кравзе, монтировщики Д. С. Кашкарев, В. А. Рахимулин.

Никто в зале не остался равнодушным: кто–то сочувствовал Сарафанову, кто-то - Бусыгину, обманом вошедшему в семью, а кто-то, жалел себя, узнавая в Макарской, героине Ирины Кузнецовой, свою неудачную жизнь.

Да, это пьеса о Нас, о Наших близких, о Нашем общем Доме.

Заключение

Для художественного мира Вампилова характерно взаимопроникновение лирического и комического, комического и трагического. Особую роль играют парадокс, ситуации абсурда, анекдот. В зависимости от прочтения определяется жанровое своеобразие пьес. Так, «Старший сын» называют комедией лирической, сатирической, или трагикомедией. Это определяет акцент режиссера, актеров, иначе говоря, случай.

Всегда так: трагедия с элементами комедии и комедия с элементами трагедии. Создатель «Утиной охоты» не делал ничего особенного, он просто пытался воспроизвести в своих произведениях жизнь такой, какая она есть. В ней же не бывает только черного и белого, существование человека наполнено полутонами. Наша задача - рассказать об этом в статье, в которой будет произведен анализ. Вампилов, «Старший сын» - в фокусе внимания.

Сразу следует оговориться, что необходим и краткий пересказ (он будет содержать некоторые аналитические наблюдения) вампиловского шедевра. К нему мы и приступаем.

Неудавшаяся вечеринка на четверых

Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив - небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были - на улице.

И вдруг они наблюдают, как пожилой человек - Сарафанов Андрей Григорьевич - кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

Наша задача - анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) - его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин - безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

Неожиданное пополнение семейства

Молодые люди не ошибаются: действительно дверь в квартиру Сарафановых остается открытой, а расстроенный недавней любовной неудачей Васенька собирается бежать из дома, как выясняется чуть позже, его цель - тайга. Дочь Сарафанова (Нина) не сегодня-завтра уедет на Сахалин, на днях она выходит замуж за летчика. Другими словами, дома царит раздрай, и его жителям не до гостей, хоть ожидаемых, а хоть и нет, поэтому пришельцы удачно выбрали момент. Нам это тоже пригодится, чтобы провести анализ. Вампилов («Старший сын») пьесу свою написал филигранно, все персонажи исполняют свои партии безупречно и реалистично.

Бусыгин делает вид, что знаком с отцом Васеньки и говорит такую фразу: «Все мы, люди, - братья». Сильва начинает раскручивать эту идею и доводит ее до того, что Владимир - это неожиданно обретенный сводный брат Васеньки. Юноша в шоке, Бусыгин тоже от прыти товарища слегка ошалел, ну что делать, на улице-то не хочется ночевать. Они разыгрывают этот спектакль перед Сарафановыми. Как показывает анализ, Вампилов («Старший сын») пьесу начал с розыгрыша. В основании драмы у него лежит шутка, а вся пьеса, кажется, что-то вроде комедии, но это только на первый взгляд.

Вася ищет, что бы выпить. Молодые люди, включая 10-классника, употребляют. Потом появляется Сарафанов, а неудачливые провожающие скрываются на кухне. Вася рассказывает отцу всю историю его старшего сына. Старик начинает вслух вспоминать подробности встречи с возможной матерью Владимира и невольно выдает прохиндеям всю нужную информацию, а они жадно ловят каждое слово: имя женщины, город (Чернигов), нужный возраст старшего сына, если бы он был.

Затем Владимир появляется, отвечает на все вопросы отца правильно. Дом захлестывает всеобщее ликование, и продолжается пьянка, но теперь уже к ней присоединился Сарафанов старший.

На шум выходит Нина и требует объяснений. Сначала девушка не верит старшему брату, затем и она проникается к нему доверием.

Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

Между Бусыгиным и пожилым человеком моментально налаживается контакт, и отец открывает всю душу перед блудным сыном. Они проговорили всю ночь. Из ночного общения Владимир узнает подробности жизни Сарафановых, например, то, что Нина скоро выходит замуж за летчика, а также душевные муки самого отца. Как тяжело жилось семье. Под впечатлением от ночного разговора, после того как отец ушел спать, Владимир будит Семена и упрашивает его быстро уйти, но в дверях их застает Андрей Григорьевич. Он просит старшего сына принять фамильную реликвию - серебряную табакерку. И тут с Владимиром случается духовный переворот. То ли ему стало очень жалко старика, то ли себя, ведь он своего отца не знал. Бусыгин вообразил, что он перед всеми этими людьми в долгу. Он поверил, что он им родня. Это очень важный момент в исследовании, а анализ пьесы Вампилова «Старший сын» двигается дальше.

Любовь как объединяющая сила

Когда отшумел праздник, надо было убирать со стола и вообще приводить в порядок кухню. Это вызвались делать двое - Бусыгин и Нина. Во время совместного труда, который, как известно, объединяет, любовь вынула свой и пронзила сердце каждого из молодых людей. Дальнейшее повествование лишь вытекает из такого знакового события. К такому выводу подводит нас анализ пьесы Вампилова «Старший сын»

К концу уборки Бусыгин, например, позволяет себе очень едкие и колкие замечания в адрес без пяти минут мужа Нины. Она же их не то чтобы отвергает, но и не слишком противится яду брата. Это говорит о том, что "родственники" уже на дружеской ноге друг с другом, а за быстрое развитие доверительных отношений в короткий срок может отвечать только сильная взаимная симпатия.

Спонтанно возникающая любовь между Владимиром и Ниной выстраивает весь дальнейший сюжет и является той силой, которая сплачивает вновь семью Сарафановых в единое целое.

Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова

Таким образом, памятуя о недавно зародившейся любви, читатель понимает, что Владимир теперь не иллюзорно, а действительно становится своим в семье Сарафановых. Неожиданный гость становится тем гвоздем, который не дает родным людям утратить связи между собой, он их соединяет, становится центром. Сильва же, наоборот, оказывается все более чужим Бусыгину и тому дому, куда их по случайности занесло, поэтому Семен старается хоть что-то извлечь из сложившейся ситуации и пытается закрутить роман с Наташей Макарской. Замечательную пьесу написал Вампилов - «Старший сын» (анализ и краткое содержание продолжаются).

Явление жениха

В день уборки кухни должно произойти знаменательное событие: Нина планирует познакомить отца со своим женихом - курсантом летного училища Михаилом Кудимовым.

Между утром и вечером происходит целая цепь событий, о которой стоит упомянуть хотя бы кратко: Макарская меняет свое отношение к Васеньке с гнева на милость и приглашает его в кино. Тот мчится покупать билеты, не подозревая, что Сильва уже плетет свою паутину соблазна. В нее он рассчитывает поймать Наташу. Та с готовностью, естественно, уступает любителю женщин, ведь Семен ей более подходит по возрасту. Сильва и Наташа должны встретиться ровно в 22:00. На это же время воодушевленный паренек берет билеты на киносеанс. Наташа с ним идти отказывается и раскрывает тайну, что к ней ночью приходил Андрей Григорьевич сватать за Васятку.

Пламенный юноша в отчаянии, он снова бежит собирать рюкзак, чтобы прочь уйти из дома в объятья тайги. Кое-как персонажи в предельном нервном напряжении дожидаются вечера и прибытия жениха.

Представление сторон как-то сразу идет вкривь и вкось. Новоиспеченный старший брат и Сильва подшучивают над курсантом, тот не обижается, так как «любит веселых ребят». Сам Кудимов все время боится опоздать в военное общежитие, и вообще, смотрины ему в тягость.

Вот появляется отец семейства. Познакомившись с Сарафановым, жених начинает мучиться от того, что он не может припомнить, где же он видел лицо будущего тестя. Пожилой человек, в свою очередь, говорит, что он - артист, поэтому, наверное, лицо его видел летчик либо в филармонии, либо в театре, но тот все это отметает. И вдруг, как гром среди ясного неба, курсант говорит: «Вспомнил, я видел вас на похоронах!» Сарафанов вынужден сознаться, что да, действительно, он уже 6 месяцев не работает в оркестре.

После раскрытия тайны, которая уже не являлась ни для кого секретом, так как дети давно были в курсе, разыгрывается еще один скандал: с криками и стонами уходит из дома Вася, полный решимости добраться-таки до тайги. Жених также, увидев достаточно, спешит вернуться в военное общежитие до его закрытия. Сильва уходит в кино. У отца семейства случается истерика: он тоже хочет куда-то уйти. Его успокаивают Бусыгин и Нина, музыкант поддается. Все это очень важно, так как имеет прямое отношение к кульминации. Мастерски все сделал Вампилов. «Старший сын» (анализ произведения мы приводим) продолжается.

Катарсис

Затем Владимир признается Нине, что он ей не брат и, что еще хуже, он ее любит. В данный момент, наверное, по замыслу автора с читателем должен произойти катарсис, но это еще не совсем развязка. Ко всему прочему в квартиру вбегает Васятка и признается, что он поджег квартирку Макарской как раз в то время, когда она там была с Сильвой. У последнего пришли в негодность брюки из-за хулиганской выходки юноши. Для полноты картины из своей комнаты вышел несчастный отец с чемоданом, готовый ехать в Чернигов к матери Владимира.

Сытый по горло спектаклем на волне разочарования от испорченной одежды, Семен закладывает Бусыгина и говорит, что Владимир такой же сын Сарафанову, как он ему племянница, и уходит.

Сарафанов не желает верить и утверждает обратное. Более того, даже предлагает Володе переехать из студенческого общежития к ним. В хитросплетении всех этих событий Бусыгин обнаруживает, что он снова опоздал на электричку. Все смеются. Все довольны. Так заканчивается пьеса, которую написал Александр Вампилов. «Старший сын» (анализ также это показывает) - чрезвычайно трудное и неоднозначное произведение для оценки. Нам остается подвести некоторые итоги.

Семья, попавшая в тупик

Теперь, когда мы всю историю знаем, можно поразмышлять над тем, кем выступил во всей это истории «старший сын».

Очевидно, что семья разваливалась на части: отец потерял работу, стал пить. Стены одиночества стали сходиться, он был в отчаянии. Дочери надоело тянуть всю семью (она вынуждена была работать, поэтому и выглядела старше своих 19 лет), ей казалось, что отбытие на Сахалин в качестве жены военного летчика - это замечательный выход. Все же лучше, чем такая жизнь. Васенька тоже искал выхода и не находил, поэтому решил уйти в тайгу, раз прибиться к более опытной женщине (Наташе Макарской) у него не получилось.

Во время ночного разговора, когда отец посвящал сына в подробности своей жизни и деталей быта своей семьи, он очень точно описал ситуацию, ее можно было уместить в одну фразу: «Все бегут, предчувствуя огромную трагедию, нависшую над ними». Только Андрею Григорьевичу бежать некуда.

Бусыгин как спаситель

Старший брат пришел именно тогда, когда он нужен был всем. Владимир восстановил баланс и гармонию семьи. Их любовь с Ниной наполнила опустевшие резервуары семейной благодати, и никому никуда уже бежать не хотелось.

Отец почувствовал, что у него есть сын, старший сын, на которого можно опереться. Нина поняла, что на остров не обязательно ехать, а брат смог победить свою болезненную привязанность к девушке намного старше себя. Естественно, под любовью Васи к Наташе скрывалась глобальная тоска по матери, чувству защищенности и комфорту.

Единственный персонаж пьесы, который остался в абсолютном проигрыше, - Сильва, так как все другие основные персонажи образовали некоторый внутренний круг. Из него был исключен только Семен.

Разумеется, выиграл в итоге и Владимир Бусыгин: у него появился отец, о котором он так мечтал с самого детства. Другими словами, пьеса заканчивается сценой общей семейной гармонии. На этом хочется закончить краткий анализ. «Старший сын» Вампиловым написан блестяще, и это не только замечательное, но и глубокое произведение, ставящее серьезные вопросы перед читателем.

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес.

Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) - свел случай на танцах.

Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин - старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах.

С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова - десятиклассник Васенька - влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.

Нина - умная, красивая девушка и при этом практичная и расчетливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный.

Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения.

Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу - это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». На-чавшись с безответственного вранья, с почти водевильной си-туации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцен-трической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров. Оказывается (примени-тельно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, зако-выристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще оду-хотворялся чувством. Все знают: врать — это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.

Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочув-ствуют» — к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Понача-лу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить мо-лодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно бро-шенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привык-ший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, гово-рит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слы-шал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, оста-лась одна оболочка. Ерничая, Бусыгин пытается восстановить содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» Вот за сло-во «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бу-сыгин включается в игру — обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти. Но пружина уже отпущена, и собы-тия раскручиваются помимо логики.

Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открыто-стью примет его — своего старшего сына. Росший без отца Бусы-гин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяю-щим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происхо-дит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет обе-речь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым. Он, чужой человек, пытается сплотить эту стран-ную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущно-сти любят друг друга — безумно, как-то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им. Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спек-такль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все — выдумка, вра-нье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бу-сыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он гово-рил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блажен-ного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неуме-ние постоять за себя, приспособиться. Но интересно, что не с ней — серьезной, знающей всему цену — остались дети, а с «бла-женным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь — любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, — все это ничего не меняет… Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. …Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья». Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса — об их братстве.

Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая прав-да, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебни-ках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки — не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.

У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безогляд-ная правда. В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое досто-инство. Вот этого и не почувствовал Кудимов — по всем пара-метрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих пове-денческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обая-тельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный. Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит толь-ко правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью. Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампиловских ценностей, где важнее всего — умение чувствовать дру-гого, любить.

Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрыва-ет», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками. Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухо-те души, заторможенности чувств.

Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы вре-мени. 1960-е годы с моральным кодексом строителя коммуниз-ма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли-гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драма-тургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляю-щихся противоречий. Материал с сайта

Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называет-ся она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мело-драма или лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножанровость». Интересно, что в пьесе с удивительной точностью со-блюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме — места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (раз-витие одной сюжетной линии). Как в классицистической коме-дии герой делает три попытки выхода из им же созданной си-туации. Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, — двойственное сущест-вование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бо-марше), и в своей настоящей сущности. В «Старшем сыне» Бу-сыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, обо-рачивается истинным родством душ и сердечностью. В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл название пьесы старший сын сочинение
  • почему вампилов назвал свою пьесу старшим сыном
  • анализ пьесы старший сын кудимов
  • как Бусыгин из сына самозванца превращается в родного для Сарафановых человека
  • впечатление о драме старший сын

Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписы­вается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практи­чески не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный па­рень, который никогда не врет. Бусыгину становится инте­ресно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, ко­торый и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафа­нова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном ту­пике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, не­благодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафа­нов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни бы­ло, а я считаю тебя своим сыном», - говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, по­нимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика до­казать свою правоту оборачивается никому не нужной про­блемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармо­нии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампи- лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувст­вами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Сарафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.