Эстетическая программа искусства классицизма. Этико-эстетическая программа. духовную сторону бытия человека

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - это направление в искусстве, литературе и эстетике XVII-XVIII вв. Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в античной художественной культуре. Для них разум и античность - синонимы. Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам. Наиболее целостную эстетическую систему сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил французский рационализм Реме Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждения о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть -идея принципиального взаимопонимания. Подчинение государству, исполнение государственного долга - высшая добродетель индивида. Человек-мыслитель уже не как свободное существо, что характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненное чуждым ему нормам и правилам, ограниченное неподвластными ему силами. Этот период характеризуется не только упрочением абсолютистской власти, но и расцветом мануфактуры, чего не знало Возрождение. Таким образом, характеризуемый период отличается победой регламентирующего мануфактурного производства, успехами в области точных наук, расцветом рационализма в философии. В этих условиях складывается теория и практика эстетики классицизма

Рационализм и нормативизм эстетики классицизма. Классицизм - одно из важнейших направлений искусства. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, живописцев и музыкантов, зодчих, ваятелей и актеров, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера, музыка Люлли, поэзия Лафонтена , парковый и архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.

Согласно кодексам искусства, от художника прежде всего требовалось "благородство замысла". Сюжет картины обязательно должен был иметь назидательную ценность. Поэтому особенно высоко ценились всякого рода аллегории, в которых более или менее условно взятые образы жизни непосредственно выражали общие идеи. Самым высоким жанром считался "исторический", куда входили античная мифология, сюжеты из знаменитых литературных произведений, из Библии и тому подобное. Портрет, пейзаж, сцены реальной жизни считались "малым жанром". Самым незначительным жанром был натюрморт.

Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее полно изложил правила и нормы классицизма крупнейший теоретик этого направления Никола Буало (1636-1711) в трактате » Поэтическое искусство », который был задуман по образцу «Науки поэзии» («Послание к Пизонам») Горация и завершен в 1674 г.

Классицизм - это художественное направление эпохи абсолютизма. Классицизм складывается во Франции в 17 веке, в эпоху Людовика ХІУ, вошедшего в историю знаменитой фразой: «Государство – это я». Крупнейшими представителями классицизма во французской литературе являются трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер, баснописец Лафонтен. Эстетическая программа классицизма была изложена в стихотворном трактате Никола Буало «Поэтическое искусство».

Предметом искусства, по мнению классицистов, может быть только высокое, прекрасное. «Чуждайтесь низкого, Оно всегда уродство…»- писал Буало. В реальной жизни высокого, прекрасного немного, поэтому классицисты обращались как к источнику прекрасного к античному искусству. Заимствование сюжетов, героев из античной литературы – характерная черта классицизма.

Пафос классицизма, формировавшегося в эпоху, когда государство в форме абсолютной монархии играло прогрессивную роль, - утверждение главенства государственных интересов над личными. Этот гражданский пафос по-разному выражался в разных жанрах.

Классицисты создали строгую жанровую систему. Жанры делились на высокие (к ним относились трагедия, эпическая поэма, ода) и низкие (комедия, басня, сатира). Все жанры были четко отделены друг от друга, для каждого существовали законы, которых должны были придерживаться писатели. Так, для трагедии классицизма обязательными были конфликт чувства и долга, закон трех единств («Пусть всё свершится в день И в месте лишь одном…» - писал Буало), пятиактная композиция и александрийский стих как форма повествования. Нормативность классицистической эстетики не стала препятствием для художников, лучшие из которых в пределах строгих законов классицизма смогли создать яркие, художественно убедительные произведения.

Особенности трагедий классицизма. Трагедия Корнеля «Сид»

Трагедия была ведущим жанром литературы классицизма.

В эстетике классицизма была тщательно разработана теория трагедии. Основные законы её следующие. 1. В основе трагедии лежит внутренний конфликт чувства и долга. Этот конфликт принципиально неразрешим, и трагедия заканчивается гибелью героев. 2. Сюжет трагедии подчиняется закону трёх единств: единства места (все события происходят в одном месте), единства времени (все события происходят за 24 часа), единства действия (в трагедии нет побочных сюжетных линий, не работающих на основной конфликт). 3. Трагедия пишется стихом. Определен и размер: александрийский стих.

Одна из первых великих классицистических трагедий – «Сид» Пьера Корнеля (1637). Герой трагедии – мужественный и благородный рыцарь Родриго Диас, воспетый в испанском героическом эпосе «Песнь о моем Сиде» и многочисленных романсах. Действие в трагедии Корнеля движется конфликтом чувства и долга, который реализуется через систему частных конфликтов, перетекающих друг в друга. Это конфликт чувства и государственного долга (сюжетная линия инфанты), конфликт чувства и фамильного долга (сюжетные линии Родриго Диаса и Химены) и конфликт фамильного долга и государственного долга (сюжетная линия короля Фернандо). Все герои трагедии Корнеля после мучительной борьбы выбирают долг. Утверждением идеи государственного долга и завершается трагедия.

«Сид» Корнеля был восторженно принят зрителями, но стал объектом острой критики в литературной среде. Дело в том, что драматург нарушил основополагающие законы классицизма: закон единства жанра (в «Сиде» трагедийный конфликт получает благополучное разрешение), закон трёх единств (в «Сиде» действие происходит в течение 36 часов в трех разных местах), закон единства стиха

(стансы Родриго написаны не александрийским стихом). Со временем отступления от классицистических норм, допущенные Корнелем, забылись, сама же трагедия продолжает жить в литературе и на сцене.

Классицизм - эстетически значимое направление в искусстве, зародившееся в 17 в., развивавшееся в 18 и прослеживающееся в 19 вв. Характеризуется обращением к античной классике как к строгому нормативному образцу совершенной гармонии. Эстетические идеи классицизма формируются в ключе распространявшего в ту эпоху свое господство рационализма - философско-научной доктрины, согласно которой разум - высшая способность человека, позволяющая ему познавать и даже преобразовывать мир, становясь отчасти вровень с Богом, реорганизовывать общества. Разум, с точки зрения рационализма, - не только главная, но и единственная полностью адекватная способность человеческого ума. Чувства - это только предпосылка рациональных умозаключений, сами по себе туманящие ясную истину; мистическая интуиция ценна своей включенностью в систему рациональной аргументации. Такое воззрение не могло не сказаться на соотношении сфер культуры, которое начало формироваться в высших кругах общества стран Европы: наука, философия и математика в особенности - вот главные движущие силы прогресса познания; искусству отведена более скромная, вторичная роль сентиментального наслаждения, легкого развлечения и доходчивого, впечатляющего назидания; традиционная же религия, не «просветленная» рациональным идеями философского деизма, - это полезная для общественного организма вера простого необразованного народа - своего рода стабилизатор в области общественных нравов.
Классицизм опирается на нормативную эстетическую теорию. Уже Рене Декарт, французский математик и философ первой половины 17 века, в своих оригинальных для того времени сочинениях «Рассуждение о методе», «Компендиум музыки» и др. утверждает, что искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. При этом язык произведений искусства, по Р. Декарту, должен отличаться рациональностью, композиция строиться на строго установленных правилах. Главная же задача художника - убеждать, прежде всего, силой и логикой мыслей. Для нормативной эстетической теории классицизма характерны рационализм, выверенная ясность, формальный расчет с ориентацией на пропорциональность, целостность, единство, уравновешенность и завершенность форм, связь с идеями политического абсолютизма и морального императива. Нормативные принципы классицизма предполагали четкое деление на высокие и низкие жанры.
Эти принципы классицизма проявляются во всех видах искусства: В театре, придерживавшемся идейных обобщений Н. Буало (Корнель, Расин, Мольер, Лопе де Вега, и др.); в литературе (Лафонтен) в архитектуре, особенно светской - дворцово-парковой (образ Версаля) и гражданской, так и церковной (Лево, Ардуэн-Мансар, Лебрен, Ленотр, Джонс, Рен, Кваренги, Баженов, Воронихин, Казаков, Росси и др.); в живописи (Пуссен, Веласкес, Вермеер, Рембрандт, Ван Дейк): В скульптуре (Канова, Торвальдсен и др.) в музыке (Глюк, Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен и др.) Некоторые из перечисленных великих творцов искусства в своих глубоких выразительных замыслах выходили за рамки строгой нормативности классицизма, постулируемой им раздельности высокого и низкого жанров, но их творчество все же объединяется принципами выразительной ясности, лаконизма и стройности стиля, характерных для этой эпохи.
Наиболее ярким представителем эстетической теории искусства той эпохи был Никола Буало (1636 - 1711) - французский поэт-сатирик, теоретик классицизма, нормы и правила которого изложены им в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» - своеобразном наставлении начинающему поэту, художнику.
Н. Буало - сторонник преобладания в творчестве поэта (и в искусстве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Он считает, что произведения искусства обращены не столько к чувству, сколько к разуму. Наиболее важные признаки красоты - то, что легко улавливается разумом - это ясность, отчетливость. Все непонятное одновременно и некрасивое. Ясной должна быть идея произведения, его воплощение, ясны и отчетливы части и вся архитектоника произведения. Простота и ясность - вот мотив знаменитого принципа «трех единств», распространявшихся Н. Буало на поэзию и драматургию в их совершенной композиционности: единства места (действие географически локализовано, хотя и предполагает смену сцен), единства времени (действие должно укладываться в одни сутки, один день), единство действия (сменяющие друг друга сцены должны соответствовать временному порядку событий). При этом и изображаемые характеры на должны меняться на протяжении всего произведения. Эти принципы, по мысли Н. Буало, являясь прямыми проявлениями законов разума, дисциплинируют творческие возможности поэта и позволяют читателю или зрителю без препятствий, легко, а потому и удовлетворяюще полно понять передаваемое содержание.
Правдоподобие - ключевое понятие эстетики искусства Н. Буало. Поскольку Н.Буало представляет прекрасное как разумное и естественное. Разум — основа общезначимости норм вкуса. Тем самым, прекрасное так или иначе подчиняется истине. Но правда жизни это и нормативная идеализация, а не одно лишь верное отображение. Красота, по Н. Буало, вносится в мир неким разумным духовным началом, и произведение искусства, как продукт разумной деятельности, оказывается совершеннее творений природы. Духовная красота ставится выше физической, а искусство - выше природы.
Н. Буало конкретизирует сложившуюся в классицизме теорию жанров при их делении на высшие и низшие: Так, трагедия должна изображать высокое и героическое, а комедия - низкое и порочное. Герои комедии - простой народ, излагающий свои мысли не выспренним языком риторики, а легким современным светским языком.
Новые идеи Просвещения во многом были связаны с принципами классицизма и представляли органичное единство с ним во многих явлениях культуры 18 века. Эпоха Просвещения в своих аксиоматических началах столь же рационалистична, что и нарождавшееся мировоззрение 17 в.. но в отличие от раннего рационализма, Просвещение - это целая программа, направленная уже не столько на овладение силами природы за счет научного познания ее законов (этот процесс, начатый в 17 в., конечно, продолжался), сколько на трансформацию всей культуры и всего общество на началах разума, на основе новых научных знаний, во многом противоречащих духовной традиции, коренившейся еще в установках Средневековья. Проект Просвещения, авторы которого - французские, английские и немецкие мыслители (Д.Дидро, Вольтер (М.Ф.Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Д.Юм, И. Гердер и др., многие из которых были членами тайных мистических обществ рационалистического толка, таких, как иллюминаты (от лат. illuminatio - просвещение) - состоял в целом ряде взаимосвязанных направлений: консолидация научных знаний и распространение рационального знания нового типа на вопросы философского понимания человека, общества, культуры, в том числе и искусства; распространение научных знаний и ценностей новой генерации среди широких слоев общества, обращаясь к образованной публике; совершенствование законов, по которым живет общество, вплоть до революционных преобразований.
В связи с этим одна из линий философии Просвещения - выявление границ познающего разума и его связи с другими познающими и деятельными силами человека, такими, как осмысляющее чувство - отсюда появление философской эстетики как самостоятельной дисциплины, - такими, как воля, сфера которой трактовалась как сфера практического разума. Соотношение естественности и культуры понималась просветителями по-разному: доминирующим идеям культурно-цивилизационного прогрессизма противостоял тезис естественности человека, броско выраженный в призыве Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе». Еще один аспект, связанный с реализацией программных задач Просвещения - выход познания на горизонты мировой культуры, начало освоения внеевропейского опыта культуры, искусства и религии и, в частности, появления понятия мировой художественной культуры (И. Гете).
Идеи Просвещения в искусстве - выразились в ряде новых явлений художественной жизни 18 в. - в демократизме - выходе искусства за рамки светских салонов, кабинетов и дворцов в публичные концертные залы, библиотеки, галереи, в обращении к темам народной жизни и национальной истории, в отказе от героического аристократизма и воспевании образов простолюдинов, в смешении высоких и низких жанров, в популярности бытового жанра и жанра комедии; в интересе к общественной жизни и прогрессу; в антиклерикализме и карикатурно ироничной критике обветшалых пережитков средневековья и порочных нравов, в том числе прикрываемых личной благочестия; в либерализме - проповедании свободы личности и в то же время в нравственной проповеди простоты и естественности человека, скоординированых с благом общества; в широких энциклопедических интересах и внимании к внеевропейским культурам; в реализме - отображении простой натуры, социального контекста и психологической ауры человеческих образов, в идиллической приверженности к естественности и верности человеческому чувству в противовес могущему ошибаться разуму.
В литературе и театре это сказалось в творчестве Бомарше, Лессинга, Шеридана, Гольдони, Гоцци, Шиллера, Гете, Дефо, Свифта; в живописи - Хогарта, Гейнсборо, Рейнольдса, Шардена, Греза, Давида, Гойи, Левицкого; в скульптуре - Гудона, Шубина и др.
Многие идеи просвещения претворялись в формах искусства, выработанных эстетикой классицизма, так что можно говорить о реальной близости этих стилей при определенном идейном размежевании их принципов. Некоторые просветительские мотивы гармонировали и с игривым и изысканным придворным стилем рококо. В рамках идей позднего Просвещения сформировался оригинальный стиль сентиментализма (особенно в поэзии и живописи), характеризующийся мечтательностью, чувствительностью, особой ролью передаваемого чувства в постижении жизни и сострадания (симпатии) в моральном воспитании, природосообразности и идиллической пасторали - в духе философии Ж.Ж.Руссо. Сентиментализм с одной стороны, и повышенно выразительные символические образы таких творцов искусства конца 18 в., как Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Гойя, Ж.-Л.Давид позволяют говорить об особом этапе предромантизма, подготовленного в недрах эстетики и художественной жизни эпохи Просвещения.
Философские идеи эстетики Просвещения ярко выразились в творчестве ряда крупных мыслителей 18 в., среди которых:
Александр Баумгартен (1714 - 1762) - немецкий философ, последователь Лейбница и Вольфа, основоположник эстетики немецкой классической философии. В 1735 г.
А.Баумгартен впервые ввел термин «эстетика», которым он обозначил философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Эстетические воззрения Баумгартена изложены в трудах: «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», «Эстетика».
Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) - немецкий философ - просветитель, драматург, литературный критик, теоретик искусства, выступавший за сближение литературы и искусства с жизнью; за освобождение их от оков сословно-аристократической нормативности. Искусство, по Лессингу, есть подражание природе, толкуемое широко, как познание жизни. Обосновывая теорию реалистического искусства, опирается на терминологию Аристотеля и творчество Шекспира для борьбы с классицизмом. Основное теоретическое произведение Лессинга: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии».
Иоганн Гёте (1749 - 1832) - немецкий поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. В молодости Гёте - один из вождей движения «Буря и натиск». Искусство, по Гёте, призвано противостоять отжившим условностям, обветшалой морали, бороться против угнетения личности. Искусство И. Гёте трактовал как «подражание» природе. По сути дела он сформулировал идею «Типизации». Для обозначения любой творческой силы Гёте ввел понятие «демоническое». Основные работы И. Гёте: «Простое подражание природе. Манера. Стиль», «Учение о свете».
Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Главное произведение И. Канта по проблемам эстетики - «Критика способности суждения». Эстетическое начало оказывается у И. Канта основополагающей априорной (определяющей конституцию сознания до всякого эмпирического опыта) формой - формой незаинтересованного, универсального по своему приложению суждения вкуса. Суждение вкуса связано со способностью чувствовать удовольствие или неудовольствие на основе принципа «целесообразности без цели», производными от которой оказываются практическая целесообразность действия человеческой воли и законосообразность активности разума. Основные категории эстетики Канта - целесообразность (гармоническая связь частей и целого), прекрасное и возвышенное. Кант развеял рационалистические и утилитаристские представления о прекрасном, сведя чувство прекраснного к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетической формы. При этом основное достоинство произведения искусства, по И.Канту, не столько их жизненное содержание, сколько совершенная форма, апеллирующая к доопытной эстетической способности человека. Сущность возвышенного, по Канту, в нарушении привычной меры. Суждение о возвышенном требует развитого воображения и высокой моральности. Для восприятия искусства нужен вкус, для творения - гений - уникальная личность, наделенная высокой степенью творческого воображения.
Георг Гегель (1770 - 1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии, взгляды которого сформировались под влиянием рационализма, свойственного эпохе Просвещения. Однако Г. Гегель в своей поистине универсальной философской системе преодолел рамки просветительских идей. При формировании своей оригинальной методологии он испытывал влияние и ранних романтических мотивов, которые были заметны в концепциях немецких философов начала 19 в. И. Фихте и Ф.Шеллинга. Г.Гегель сделал метод рациональной рефлексии более совершенным, способным постигать противоречия бытия и сознания, интегрировать в себе как строго рационально-логические, так и специфически эстетические и даже мистические модели движения мысли, вписывающиеся, по Гегелю, в более широкие координаты диалектической логики, правда, превращавшиеся, тем самым, в модальности разума. Г. Гегель - создатель системы объективного идеализма на основе метода диалектики.
В ранний период творчества Г. Гегель считал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте. Позднее, эстетика предстает у Г.Гегеля как философия искусства. Искусство занимает подчиненную, в сравнении с философией как абсолютной формой самопознания духа ступень в историческом развитии исторического сознания.
Новизна эстетики Г.Гегеля зрелого периода состояла в акцентировании связи искусства и красоты с деятельностью человека и с развитие «объективного духа», то есть, иными словами, культуры общества в целом. Красота по Гегелю всегда человечна. Предельно общей эстетической категорией у Гегеля выступает прекрасное. Эстетике Гегеля присущ исторический принцип рассмотрения материала. Диалектическую триаду саморазвития искусства образуют, последовательно сменявшиеся в ходе истории, его формы: символическая (Древний Восток), классическая (Античность) и романтическая (Христианская Европа). В Эстетике Гегеля были подробно рассмотрены виды искусства. Всюду он старался уловить принцип развития. Главное произведение, в котором изложена эстетическая концепция Г. Гегеля - «Лекции по эстетике».

В искусстве и эстетике классицизма (XVII в), состоявшие на почве идей французского абсолютизма, центром появилась активная деятельная личность - герой. Его характера не свойственный титанический масштаб который отличал героев. Возрождения, а также целостность характера и активное направления воли на достижение цели, которая определяла героев греческой античноститі.

В русле идей механистического материализма эпохи разделил мир на две независимые субстанции - духовную и материальную, мыслящего и чувственную, герой искусства классицизма предстает индивидуализированным олицетворением нием названных противоположностей и призван определиться относительно приоритетов. Героической фигурой он становится благодаря предоставлению преимуществ ценностям, которые олицетворяют"всеобщее", причем под"всеобщим"классицизма м понимал такие достаточно условные ценности, как дворянская честь, рыцарская преданность феодала моральном долгу перед правителем и под. Доминирование философского рационализма мало положительного направления я в смысле утверждения идей целостности государства под властью сильной личности. В искусстве оно обусловило умозрительность характеров и конфликтов героев трагедии. Исследователи справедливо отмечают, что классицизм" добывал гармоничное начало не из недр самой человеческой натуры (эта гуманистическая"иллюзия"была преодолена), а по той общественной сферы, в которой герой действовал".

Методологической основой эстетики классицизма стал рационалистический метод. Декарта, основанного на математическом знании. Он отвечал содержания идеологии абсолютизма, который стремился регламентировать все стр. ны культуры и жизни. Теория страстей, мотивированная философом, узалежнювала души от телесных возбуждений, вызванных внешними раздражителями. Рационалистический метод использовала теория трагедии в духе картезианства применила принципы поэтики. Аристотеля. Эта тенденция ярко прослеживается на примере трагедий самых выдающихся драматург ов классицизма -. П. Корнеля и. Ж. РасинРасіна.

выдающийся теоретик эстетики классицизма. О. Буало (1636-1711) в работе"Поэтическое искусство"(1674) преподает эстетические принципы искусства классицизма. Основой эстетического автор считает подчинения пошлин тца законам разумной мысли. Однако это не означает отрицания поэтичности искусства. Меру художественности произведения он узалежнюе от степени истинности произведения и правдоподобия его картин. Отождествляя восприятия пр екрасного с познанием истины с помощью разума, он творческое воображение и интуицию художника также узалежнюе от умжнює від розуму.

O. Буало призывает художников к познанию природы, но советует подвергать ее определенном очистке и исправлению. Большое внимание исследователь уделял эстетическим средствам выражения содержания. Для достижения идеала в искусстве он считал необходимым руководствоваться строгими правилами, вытекающие из некоторых всеобщих принципов есть, он придерживался идеи существования определенной абсолютной красоты, а значит, и возможных средств его твор ения. Основное назначение искусства, по мнению. О. Буало, - изложение рациональных идей, окутанных покровом поэтически прекрасного. Цель его восприятия - сочетание разумности мысли и чувственного наслаждения доцильнис ю фортю форм.

Рационализация форм опыта, в том числе художественного, отражена также в дифференциации жанров искусства, эстетика классицизма делит на"высокие"и"низкие"Автор считает, что их нельзя смешивать, поскольку они никогда не превращаются друг в друга. По. О. Буало, героические действия и благородные страсти - сфера высоких жанров. Жизнь обычных простых людей - сфера"низких"жанров. Именно поэтому, отдаю или должное произведениям. Жана-Батиста. Мольера, он считал их недостатком близость к народному театру. Итак, эстетика. О. Буало сосредоточена на создании предписаний, которых должен придерживаться художник, чтобы его произведение е дповидав идеи красоты как упорядоченности содержания и формы учитывая разумной целесообразности содержания и надлежащего поэтичности его формсту й належної поетичності його форми.

Определенные эстетические идеи содержат трактаты. П. Корнеля, посвященные теории драмы. Основной смысл последней драматург видит в"очистной"действия театра, вроде аристотелевской"катарсиса"Театр должен объяснить зритель чам события произведения так, чтобы из театра они могли пойти, развеяв всякие сомнения и противоречия. Ценным для теории эстетики есть идея вкуса, обоснована. Ф Ларошфуко (1613 - 1680) в работе"Максимы"Автор рассм ядае противоположные тенденции в познании, обусловленные различиями между вкусами и умом. В середине названной эстетической сферы противоположности повторяются в виде вкуса: страстного, связанного с нашими интересами, и общего, что направляет нас к истине, хотя разница между ними относительная. Оттенки вкуса разнообразные, ценность его суждений претерпевает изменения. Философ признает существование доброго вкуса, пр оторюе путь к истине. Несмотря декларативность эстетических идей классицизма, духовный и социальный грунт, на котором они росли, а именно - становление национальных государств с сильной единоличной властью (ко роль, император) - оказался чрезвычайно плодотворным для практики искусства. На основе идей классицизма высокого расцвета достигли драматургия, театр, архитектура , поэзия, музыка, живопись. Во всех этих видах мыс тецтва складывались национальные художественные школецтва складалися національні художні школи.

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? 3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? 4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?