Елена котовская - христианские святыни европы - наследник. Западная европа глазами православного паломника

Кельн-Трир-Эшо-Страсбург-Париж-Шартр-Амьен-Брюгге-Прюм-Ахен

Главная святыня Европы - Терновый венец Господа в соборе Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris). Поклониться этой святыни и была основная цель паломничества группы прихожан Покровского храма.

Святыню выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15 часов. Потому и маршрут был рассчитан так, чтобы в этот день быть в Париже. Это был четвертый день нашего путешествия. С утра мы посмотрели достопримечательности города, а потом, ближе к назначенному времени, добрались до собора. Отстояв в очереди, мы вошли в него. Собор был полон людей. Мы остановились в проходе, оглядываясь, куда бы нам приткнуться. И вдруг из хранилища к алтарю двигается процессия. Священники в белых облачениях, с кадилом, со свечами, а за ними несут Терновый венец. Прошли мимо нас и положили Его на аналой, для поклонения.

Ковчег, в котором хранится Терновый Венец

Мы даже не успели осознать, что произошло. В таком шоковом состоянии разбрелись по собору, занимая свободные сидячие места. В это время шла служба. Что-то читали и пели, нам не понятное. На аналое лежало орудие пыток и в душе росло покаянное чувство. Ведь мы до сих пор распинаем Христа своими грехами. Потом это чувство сменилось спокойствием и тишиной, от присутствия Божия. И потекла молитва за родных и близких, за болящих и страждущих, за всех, кого не было рядом с нами. Мужчины в белых накидках и белых перчатках стали поднимать по очереди ряды людей. И человеческая река двинулась поклониться и приложиться к святыни. Мы сидели далеко и ждали, когда Господь позовет и нас. Никто не лез без очереди, ни толкался. Так же было как у Плащаницы Господа в Турине.

В соборе Парижской Богоматери

А теперь о самом венце. Первоначально Терновый венец находился в Константинополе, в Фаросской церкви. Когда крестоносцы в 1204 году захватили Константинополь, многие святыни были расхищены и оказались на Западе. Точно известно, что Терновый венец был выкуплен святым королем Франции Людовиком IX у венецианцев. За сорок километров до Парижа он снял свои регалии и обувь, вместе со своим братом принес святыню на плечах в город, в специально построенную Святую капеллу. Позже святыню перенесли в собор Парижской Богоматери.

Терновый венец Господень - это венок из прутьев терновника, переплетенных с прутьями ароматического растения зизифуса. С практически не сохранившимися шипами. Венок помещен в хрустальное кольцо с золотой оправой. Диаметр венка 21 см. Хранится в ковчеге.

Другие Святыни собора. Палатинский крест - ковчег для хранения частиц Креста и Гвоздя Господних.

А теперь вернемся к началу паломничества. Посещаем самый высокий готический собор Европы в г.Кельне, который строился 630 лет, как ковчег для мощей трех Волхвов, мудрецов с Востока, хранящихся здесь. Поклоняемся и мы мудрецам и поем кондак Рождества.

Далее город Трир. Город святых равноапостольных Константина и Елены. Здесь жила святая равноапостольная царица Елена с сыном Константином, после того как Констанций Хлор развелся с ней и женился на Феодоре. Только после смерти Констанция, когда войска провозгласили Константина императором, стала жить при дворе, в Риме.

Решетка перед ковчегом с Хитоном

«Разделиши ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21.19) Он не сшит, а ткан непрерывною нитью. На нем были обнаружены большие кровяные пятна на задней спинной стороне. Это позволяет предположить, что после бичевания Господь был одет в нее для несения креста на Голгофу. Хранится Хитон в ларце свернутым из-за ветхости. Его переложили на ткань, обработанную антисептическими средствами для защиты от всевозможных повреждений. Извлекается из ковчега крайне редко. Последний раз такое событие было в 1984 году. Там же в сокровищнице - частицы мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла, часть цепи, которой был скован апостол Петр, чаша царицы Елены.

В этот же день мы посетили монастырь апостола Матфея, от 70-ти. Приложились к его мощам, под спудом. Здесь же покоятся мученики Фивейского легиона и св. Евхарий и Валерий.

Утром следующего дня переезжаем в г.Эшо, где в церкви св. Трифона хранится ковчег, в котором находились мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В свое время мощи святых Веры, Надежды и Любови были сожжены, а благочестивые христиане собрали пепел и хранили, пока храм не открылся. Теперь этот пепел, а может, и сохранившиеся частички мощей хранятся в ковчеге. Отдельно хранятся частичка мощей св.Софии, а так же частичка Креста Господня.

Четвертый день. С утра отправляемся в Париж, к мощам равноапостольной царицы Елены, которые находятся в крипте церкви Сен-Ле-Сен-Жиль, переданные сюда монахом Дон-Гроссар, который, спасая их от осквернения во время Французской революции, хранил их у себя 28 лет. Здесь разрешают служить и русским.

Величественный собор Сент-Мари-Мадлен хранит частицу мощей равн.ап. Марии Магдалины. Погребена святая мироносица была в Эфесе, где она помогала апостолу Иоанну Богослову. Потом ее мощи были перевезены в Константинополь, а оттуда часть мощей - в Париж, а Ее глава в Прованс, в город Сен-Максимен, недалеко от Марселя, но туда мы не попали.

В этот же день поклоняемся Терновому венцу Спасителя, на другой день выезжаем в Шартр. В IX веке здесь появилась драгоценная святыня - Риза Пресвятой Богородицы.

Часть Ризы Божией Матери
Собор Нотр-Дам (XII в.), где хранится Риза
Пресвятой Богородицы, г.Шартр (Франция)

«Какую поистине благодать заключает в себе эта Божественная и Всесвятая Риза, которую, как мы веруем не только надевала на Себя Матерь Бога-Слова, но в ней носила и питала млеком Своим Богомладенца-Христа...» (Византийский временник 1895 г.) «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахерне» Феодора Синкелла повествует, что по завещанию Самой Пречистой, Риза была передана вдове, присутствующей на погребении Богоматери. И в течении четырех веков хранилась избранными представительницами ее рода, пока два брата Галвий и Кандид не обнаружили ее в маленькой деревне у Назарета и не привезли во Влахерн. Там для нее построили храм. Это от Нее чудо видели князья Аскольд и Дир во время похода на Константинополь, когда патриарх Фотий опустил Ризу в спокойное море, которое вдруг вскипело и потопила множество русских кораблей. Многие спасшиеся, в том числе Аскольд и Дир, приняли святое крещение. В последствии Ризу разделили на части. Одна из них находится в Успенском соборе Кремля, часть в Риме, но наиболее значительная часть в кафедральном соборе Нотр-Дам-де Шартр, построенном в 1260 году в Честь ризы Пресвятой Девы. Там нам разрешили отслужить молебен.

В этот же день мы успели побывать на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де Буа. Здесь была отслужена панихида. Надпись на могиле: «Русские люди, где бы вы не были, любите Россию, настоящую, прошедшую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми».

Сегодня шестой день нашего паломничества, воскресенье. Отправляемся на службу в православный храм св.Александра Невского в Париже. С утра успеваем заехать в маленький храм Московского Патриархата «Трех Святителей», переоборудованный в храм из гаража. Храм же св.Александра Невского - большой, красивый не только с наружи, но и внутри. Здесь мы причащаемся.

Небесным покровителем Парижа является св. Дионисий Ареопагит. Он был обезглавлен на холме Монмартр (гора мучеников) вместе со священником Рустиком и диаконом Елевферием. Побывали мы и там. На вершине холма величественный собор. Оттуда виден весь Париж.

Эйфелеву башню тоже посмотрели со смотровой площадки, где встретились с курсантами морских училищ с барка «Крузенштерн».

Удивительный и пожалуй самый красивый город, который мы посетили Это город Брюгге. Его называют маленькой Венецией, из-за множество каналов, по которым возят гостей города на катерах. Но нас больше интересует базилика Святого Василия, но ее здесь больше называют базиликой Святой Крови, в честь хранящейся там святыни. В прозрачном сосуде из горного хрусталя находится Кровь Господа Иисуса Христа, собранная на месте распятия на Голгофе куском овечьей шерсти. Эта святыня так же была вывезена крестоносцами, среди которых были и жители Брюгге. Там основано Братство Святой Крови. Нам тоже удалось приложиться к этой святыне.

Из Прюма переехали к святыням г.Ахена: пелены Богомладенца Христа, Ризы Пресвятой Богородицы, Плат от усекновения Главы крестителя Иоанна. Город Ахен трансформировался от слова Аква (вода), так как здесь находятся сероводородные источники. Там лечился когда-то Петр I.

Не ко всем святыням могли мы попасть за одну поездку. Вечером улетаем домой. За все благодарим Бога. Слава Богу за все!

Галина Александрова
июнь 2013 года

Часто россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе, задают вопрос: » Откуда православные святыни в Западной Европе? Перед, чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир

Отвечают руководители Паломнического и культурно-просветительского центра Св. апостола Фомы в Европе Тимофей и Эльвира Китнисы.

Люди забывают, что и у нас и у западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть наш церковный Православный календарь, там это все отражено. Многие святыни относятся именно к тому периоду, а многие вывезены с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.

Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима – варварским королевствам, для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.

Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова , к его мощам в Сантьяго – де – Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.

Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь , и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя, таким образом, христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.

Например, мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии , которые вот уже более 1200 лет назад были принесены в маленький городок Эшо (русский перевод – «Ясеневый остров») , рядом со Страсбургом, или Глава св. царицы Елены - в германском городе Трире .

В России им посвящено множество храмов, их имена так близки русскому человеку так, что даже забывается, что события их земной жизни проходили на территории современной Европы. Ведь святые мученицы приняли мученический венец в Риме, а св. царица Елена начинала свою равноапостольную проповедь в Трире, где сохранился дворец ее сына св. Константина, куда она передала из Иерусалима часть Хитона Господа Иисуса Христа . Когда люди узнают об этом, они начинают совершать поездки в Европу, молиться этим святым, обращаться к их небесному заступничеству.

(Македония) – один из древнейших городов Европы, находящийся на высоте около 700 м над уровнем моря на восточном берегу Охридского озера – глубочайшего озера на Балканах и одного из чистейших озер Европы. Город Охрид расположен на месте греческой колонии Лихнидос, которая была основана во II в. до н.э. В начале VII в. здесь поселились славяне, назвавшие свой город Ахрид («На горе»). Охрид известен бесценной коллекцией византийской религиозной живописи (XI-XIV вв.) и шедеврами древнего зодчества. К византийско-христианским памятникам Охрида относятся: монастырь Святого Пантелеймона (IX в.), базилика Святой Софии (XI в.), церковь Святого Климента (XIII в.). В 30 км от Охрида, на южном берегу Охридского озера, находится монастырь Святого Наума (X-XII вв.). Он знаменит великолепными резными дубовыми иконостасами, бесценными иконами и фресками. В IX в. один из учеников Кирилла и Мефодия – Климент, основал в Охриде первую школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык и разработал кириллицу.

(Болгария) находится в 8 км от Софии, у подножия гор Витоша. Село Бояна, известное в прошлом как крепость Батил, играло важную роль в войнах с Византией. Строительство церкви, состоящей из трех приделов, началось в Х в. Вначале была построена небольшая крестово-купольная каменная постройка, почти квадратная в плане. В начале XIII в. постройка была расширена – появилась вторая двухэтажная церковь, которую назвали Калояновой. Ее нижний этаж служил усыпальницей для местных бояр. Фрески церкви, выполненные в середине XIII в., имеют большую художественную ценность. Боянская церковь является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников средневековой архитектуры в Восточной Европе.

(Болгария) образуют пещерный монастырь Святого Архангела Михаила, расположенный в 20 км к югу от города Русе на севере . Это группа маленьких церквей, часовен, келий, пещер, высеченных в скалах на высоте 30 м над живописным каньоном реки Русенский Лом. Фрески церквей, датированных XIII-XIV вв., выполнены уникальными красками в стиле драматического реализма. Наиболее хорошо сохранились Часовня Господев Дол и Внутренняя церковь. В часовне Господев Дол на стенах келий обнаружены вырезанные тексты. В период расцвета монастыря количество церквей и часовен достигало 40, монашеских келий было около 300.

(Болгария) находится в 20 км от Дупницы и в 120 км от Софии. Монастырь был основан в Х в. Святым Иваном Рильским – отшельником, канонизированным православной церковью. Его аскетическое жилище и могила были преобразованы в монастырь. Сейчас в монастыре находится обширная библиотека, содержащая также 9 тысяч древних книг и 250 рукописей, относящихся к XI-XIX вв. Один из главных экспонатов расположенного здесь исторического музея – деревянный крест, который в конце XIX в. двенадцать лет вырезал монах Рафаил. По окончании работы он ослеп. В настоящее время в Рильском монастыре живет около десятка монахов.

(Сербия) – крупнейший и богатейший из православных монастырей страны, расположенный близ города Кралево. Монастырь был заложен в конце XII в. основателем средневекового сербского государства. Церковь Успения Богородицы конца XII в. сочетает черты романского и византийского архитектурных стилей. Интерьеры церкви украшены фресками XIII-XVI вв. В ансамбле монастыря особо выделяются две церкви, построенные из белого мрамора и содержащие бесценные собрания византийской живописи XIII-XIV вв. В монастыре живет и трудится около 30 монахов.

(Сербия) включают более 1,8 тысячи византийско-романских религиозных объектов, в основном церквей и монастырей. За это исторический край Косово нередко называют «сербским Иерусалимом». В 1389 г. в Косово состоялась битва сербов с оттоманскими турками. Тогда сербский князь Лазарь отказался от победы, приняв поражение и смерть ради сохранения христианской веры своего народа. Православные памятники Косово включают монастыри в городах Печ, Дечани, Призрен. В женском монастыре Гричаница близ Приштины (XIV в.) сохранились росписи XIII-XIV вв., сербские иконы и рукописи XIV-XVI вв. Среди других памятников Косово: крепость Звечан XI в., архитектурный комплекс Патриархии (XIII в.) в городе Печ, руины крепости Вишеград и монастыря Святого Архангела (XIV в.) в городе
Призрен.

(Сербия), основанный в XIII в. в первой столице , служит напоминанием о связях между западной цивилизацией и Византией. В средние века здесь был мавзолей сербских королей, а в монастыре проживало не менее 100 монахов. В XIV и XVII вв. монастырь сжигался и разорялся турками. Центральное место монастырского комплекса занимает церковь Святой Троицы, где особую ценность представляют фрески XIII-XIV вв. Стены церкви украшены сусальным золотом и имитацией золотой смальты. Причем, в настенной живописи соединились черты одновременно римско-католического и эллинского искусства.

(Румыния) был основан в конце XVII в. принцем Константином Брынковяну в исторической области Валахии, на юге . Опоясанный со всех сторон мощными оборонительными стенами, монастырь считается шедевром «стиля Брынковяну». Его двухъярусные галереи со встроенными верандами, балконами и лестницами богато украшены каменным орнаментом с изображением цветов, листьев, плодов и животных. Вход в церковь предваряет резная дверь из грушевого дерева. Интерьеры расписаны яркими фресками. В храме находится усыпальница Константина Брынковяну.

(Румыния) начали возводиться с середины XIV в., когда были созданы независимое Молдавское княжество и Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Всего в исторической области Молдова, на востоке Румынии, сохранилось около 50 православных церквей. Отличительная особенность этих церквей – высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Фасады многих церквей оформлены фресками XV-XVI вв. Главными из них являются церковь Святого Николая (конец XV в.) и церковь Трей-Иерахь (XVII в.). Кроме того, в исторической области Молдова находятся римско-католический, евангелический и армяно-грегорианский храмы.

(Румыния) отличаются отсутствием византийского стиля и потому имеют внешний облик, нетипичный для культовых построек Восточной Европы. Марамуреш – покрытая лесами горная область на севере Румынии. Здесь построено восемь деревянных православных церквей с уникальным обликом. Основной объем постройки – большая бревенчатая изба с высокой двухъярусной крышей и резным крыльцом. Над ней к небу тянется башня с островерхим деревянным шатром. Самой высокой башней обладает церковь женского монастыря в Бырсане – 57 м. Церкви строили для себя сельские общины в соответствии с собственными возможностями и архитектурными представлениями. Стенные росписи церквей – бесхитростные изложения библейских сюжетов, напоминающие скорее сценки из жизни местных поселян.

() была основана в середине XI в. и получила свое название от пещер (печер), в которых обосновались первые монахи. В конце XVI в. монастырь стал именоваться лаврой. Самые древние здания монастыря – Успенский собор (XI в.) и Церковь Спаса на Берестове (XII в.). «Визитной карточкой» лавры является собор Святой Софии. Собор был построен в XI в. по указу Великого князя Ярослава, где он и похоронен. Во времена Древней Руси в храме проходили церемонии возведения на престол великих князей, хранились важные государвенные и церковные документы. Главный иконостас собора был создан в конце XVII в. Стены, столбы и своды собора украшают великолепные фрески. Вокруг 12-купольного собора находятся монастырские строения XVII в., выполненные в стиле украинского барокко: колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и др.

– Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Перед чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир?

– Этот вопрос часто задают россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе. Люди забывают, что у нас и западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть в наш церковный Православный календарь – там это все отражено. Поэтому многое относится именно к тому периоду. А еще многое вывезено с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.

Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима варварским королевствам, которые совершались для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.

Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова к его мощам в Сантьяго–де–Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.

Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь, и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя таким образом христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.

– А как относятся к православным паломникам доминирующие конфессии этого региона – католики и протестанты? Как они сами поклоняются святыням?

– Протестанты выпадают из паломнической тематики. Они не почитают святых, иконы и т.д., можно перечислить по пальцам одной руки случаи, когда та или иная святыня по разным обстоятельствам находится в протестантском храме. Так что здесь стоит говорить, прежде всего, об отношении римо-католиков к нашим паломникам.

В конце 80-х годов в России падает “железный занавес”, и одновременно идет возрождение интереса к Православию. Многие сознательно принимают веру, среди них немало интеллигентных, думающих людей. Поэтому постепенно стала появляться информация о том, и что на Западе не только существуют святые, но и многие из них близки к русской православной традиции. Например, мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, которые вот уже более 1200 лет назад были принесены в маленький городок Эшо (русский перевод – «Ясеневый остров»), рядом со Страсбургом, или Глава св. царицы Елены – в германском городе Трире. В России им посвящено множество храмов, их имена так близки русскому человеку, что даже забывается, что события их земной жизни проходили на территории современной Европы. Так, святые мученицы приняли мученический венец в Риме, а св. царица Елена начинала свою равноапостольную проповедь в Трире, где сохранился дворец ее сына св. Константина, куда она передала из Иерусалима часть Хитона Господа Иисуса Христа. Когда люди узнают об этом, они начинают совершать поездки в Европу, молится этим святым, обращаться к их небесному заступничеству.

Поначалу западные христиане удивлялись, не столько самим православным паломникам, как нашей традиции поклонения. Дело в том, что на Западе, особенно за последние два века утвердилась другая форма поклонения. Они молятся святыням, но не прикладываются к ним. Традиция поклонения в нашей форме была утеряна. Сейчас мы часто наблюдаем, как миряне – католики, глядя на наши группы, обращают внимание на их поведение, многие, глядя на это, становятся в очередь и с явной радостью прикладываются к нашим общим святыням.
Святыни пребывают в храмах, но западные христиане зачастую не обращают особого внимания на них. Нас очень удивило, когда мы первый раз поехали служить Божественную Литургию к мощам Иоанна Крестителя в город Амьен, нашего благочинного – архимандрита Иосифа (Пустоутова) – провели в ризницу, где в старом шкафу хранилась Честная Глава Пророка и Крестителя Господня. Представляете, не в общедоступном для поклонения пространстве храма, а в старом, правда, очень добротном, шкафу! Отец Иосиф проделал большую работу, вел переписку, переговоры со священноначалием и клириками тех соборов, куда мы ездили поклоняться. Благодаря этой переписке и нашим регулярным группам многие святыни стали доступными. Место нахождения главы святого Иоанна Предтечи определили теперь за стеклом. Она находиться там постоянно, а по специальным договоренностям, в дни памяти Пророка и Крестителя Господня Иоанна, Его Глава выносится на престол и служится Православная Литургия, собирая большое число молящихся.

Похожая история была у Плата Пресвятой Богородицы, в котором Пречистая Дева была в ночь Рождества Спасителя. Как нам рассказал архиепископ Шартрский Михаил Пансар, любезно встречая нас, ворота решетки открыли впервые за 36 лет, для нашей группы православных паломников.

Хочется обратить внимание на то, что встречают нас тепло, как братьев во Христе. Было поразительно, когда епископ Шартрский, одетый скромно, улыбаясь, проводил нам экскурсию по собору, показывал святыни, подземную крипту с фресками византийского образца (первый собор строился до разделения церквей), знаменитые Шартрские витражи 12 века.

По нашему пятилетнему опыту приёма паломников мы видим, что часто приезжают люди, имеющие предвзятое и даже агрессивное отношение к западному христианству. Но, все же, переламывая эти чувства, они приезжают поклониться дорогим православному сердцу святыням. Для них является открытием, что к нам, оказывается, относятся как к христианам, и я глубоко верю, что у людей, которые побывали в наших поездках, уже не возникнет желания, увидев в православном монастыре группу христиан, например из Франции, сопровождать их косыми взглядами.

Удивительная история связана с традицией поклонения Терновому Венцу Спасителя. Всего лишь лет 5-6 тому назад его выносили один раз в году в Страстную Пятницу, сейчас это происходит значительно чаще – первую пятницу каждого месяца. Хочется надеяться, что для такого секуляризированного города как Париж это поворотное в его духовной истории событие. Сейчас в соборе Парижской Богоматери множество людей со всего мира собирается, чтобы почувствовать благодать присутствия Господа, прикоснуться к великой святыне Страстей Господних. Очень много христиан из Индии, а нужно сказать, что в современной истории это страна новомучеников и исповедников. Церковь Христова там терпит гонения. Много приходит и парижан, а что особенно удивительно… детей. Целые школы! Для современной Франции это совершенно не свойственно. Ведь по соображениям ложной политкорректности, людям становиться затруднительно в школах открыто встречать Рождество или читать Библию. И вдруг… детям резервируется в храме специальное место, они молятся, после этого прикладываются к Святыне точно так же, как и мы. Это выглядит как чудо.

Какие программы пользуются наибольшей популярностью?

Наиболее известная наша программа – паломничество к святыням Франции и Германии, кульминацией которой является поклонение Терновому Венцу Спасителя .

Сейчас в Соборе Пресвятой Богородицы в Париже можно поклониться этой святыне, приложиться к ней. Особенно благодатно совершать паломничество к Терновому Венцу Великим Постом. Ведь именно в этот период Церковь вспоминает события, связанные со Страстями Господа и в этой паломнической программе мы можем прикоснуться к святыням, свидетельствующим о Крестной Смерти Спасителя – Терновому Венцу и одному из гвоздей распятия в Париже, Нешвенному хитону Господа в Трире.

Мы предлагаем два варианта поездки, как на самолете, так и на автобусе. При этом и в том и в другом случае паломники живут в комфортабельных отелях и совершают путешествие на удобном автобусе.

В Трире – городе святых Константина и Елены, паломники проживают в гостинице Святого апостола Фомы. Этот отель 3* создан специально для приема православных паломников .

“St. Thomas – TdF” GmbH
Паломнический центр апостола Фомы в Европе

тел: +49 6502 30 96
факс: + 49 6502 30 96
+ 49 176 621 39 404

Святые места Европы. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Европы.

Благодаря неоценимой помощи Юрия Минулина, генерального директора Паломнической службы «Радонеж», мы продолжаем публикацию статей, посвящённых совершенно особому виду путешествий - паломническим турам. Наша нынешняя тема - святые места Европы. Пусть вас не удивляет, что первая часть статьи посвящена историческому экскурсу: он очень важен для того, чтобы понять, с какими именно целями верующие люди отправляются в Европу. Кроме того, это ещё и просто очень интересно.

Одна из характерных черт православия - почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество - путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда они привозили пальмовые ветки (отсюда и появилось слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, настроем путешественников, хоть «технические» детали во многом и совпадают. Возможны варианты совершения паломничества в группе или самостоятельно, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Зачастую в первую паломническую поездку отправляются с группой, а затем посещают святые места самостоятельно.

Немного истории

Места, которые посещают паломники - это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершённым Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. В этой статье мы остановимся на рассказе о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная её составляющая - одна их самых сложных тем в паломнических турах. Поэтому сейчас мы вкратце расскажем, как складывалась в Европе её христианская традиция.

Представим себе Римскую Империю - раздробленные государства, через которые прошли варвары и разграбили все сокровища, которые собирались здесь веками. Восток, не затронутый сильными набегами в 3 веке, отделяется и составляет Восточную империю, в которую входят Греция, Турция, Ближний Восток и Северная Африка. В последствии элементами этой империи станут Болгария , Румыния и часть Италии. Запад же в это время дробится, и именно с этого момента начинается период, который в истории назовут ранним Средневековьем. Появляются Великая Римская Империя Карла Великого, Королевство Франков и т. д., постепенно складываются государства в Восточной Европе. А, как известно, в средние века основой любого государства были его святыни. По всей Европе ходят монахи и странствующие священники. Начинают зарождаться первые ростки христианства, которые были переданы апостолами. Ведь апостолы по церковной традиции прошли с проповедью по всему Средиземноморью. Как правило, именно эта тема затрагивается при разработке паломнических программ в такие страны как Греция , Мальта , Турция и Италия .

Другое событие, которое повлияло на формирование христианской традиции Европы - крестовые походы на Ближний Восток, которые начались в 11 веке. Из этих походов крестоносцы начали привозить всевозможные святыни.

Ватикан и Собор Святого Петра

А как появилась первая христианская святыня? История говорит следующее: в 3 веке царица Елена - мать императора Константина - решила поехать на Ближний Восток, чтобы убедиться в том, что Христос действительно существовал как историческая личность. Опираясь на рассказы местных жителей, она находит те места, где был Иисус, и начинает там раскопки. И находит старый город, остатки городской стены, храм и несколько крестов. Перед Еленой встаёт вопрос - что это такое? По уже церковной легенде в этот момент мимо проносили больного, она попросила приложить его ко всем крестам, и если он выздоровеет или почувствует облегчение - значит, это тот самый крест, на котором был распят Спаситель. И больной выздоровел, а Елена поняла, что это Крест Господень. Именно в этот момент и появилась первая христианская святыня. Если до этого времени апостолы ходили и проповедовали только словом, то теперь у христиан появляется материальная, осязаемая ценность. Слово «святыня» материализуется, и люди начинают относиться к новой для них религии уже не просто, как к чему-то неизвестному.

Большая часть Животворящего Креста сейчас находится в Риме в храме Иерусалимского Креста Господня. Если перечислять римские святыни, обязательно стоит упомянуть «Святые Ясли Иисуса» - они находятся в базилике Санта-Мария Маджоре, а также и «Святую лестницу» (сейчас находится в храме Сан-Лоренцо), по который Спаситель шёл к Пилату. Она была привезена в Европу уже крестоносцами. В небольшом, но очень важном для всей христианской культуры городке Лоретто находится перенесённый теми же крестоносцами из Назарета Дом Пресвятой Богородицы.

Другие значимые святыни, перевезённые из других стран: Терновый Венец Спасителя - находится в Париже , в Соборе Парижской Богоматери. В Страсбурге - мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, в Праге - мощи Вячеслава Пражского и Людмилы. В Венеции - мощи Святого Марка (Собор Св. Марка), в Риме - мощи Св. Апостола Петра (Собор Св. Петра) и мощи Св. Апостола Павла (базилика Сан-Паоло-Фуори-Ле-Мура). В Бари - мощи Святителя Николая Чудотворца (базилика Сан-Никола), в Турине - Святая Плащаница, вывезенная крестоносцами из Константинополя.

Ещё один из переломных моментов в православной истории - Седьмой Вселенский Собор (8 век), на котором утвердили, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности: с этого момента икона становится реликвией. Чудотворные иконы появляются во многих странах и привлекают паломников со всего света.

Святыни Кипра: Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Франции: Марсель - аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс - кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.

Святыни Черногории: Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог - мощи святого Василия Острожского.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Практика

Теперь перейдём к практической стороне организации паломнических туров по Святыням Европы. Если туристы-паломники не планируют посещение какой-то одной определённой святыни, то лучше выбрать или взять за основу средний автобусный «эконом-тур» по Европе. Это может быть как оборотный автобусный тур (туда и обратно на автобусе) либо другой вариант, когда турист дорогу туда осуществляет на самолёте - например, до Берлина или Ганновера , а потом пересаживается на автобус и совершает паломничество по включённым в программу Святым местам.

При выборе объектов размещения лучше всего останавливать свой выбор на недорогих придорожных гостиницах или отелях среднего класса со всеми удобствами. Питание, как правило - завтраки, а обеды и ужины - в дороге.

В зависимости от того, какие именно Святые места хочет посетить паломник, следует подбирать и продолжительность тура. Большое путешествие по Европе обычно продолжается свыше 15 дней. Посещаемые страны - Финляндия , Швеция , Дания , Германия , Италия и Франция . Большей популярностью пользуются маршруты продолжительностью не более 12 дней, но они, конечно, охватывают меньшее число стран.

Маршруты должны строиться и по малым, и по средним городам. Если это крупный город - возможна остановка на несколько дней. При этом при составлении маршрута и формировании программы тура всегда нужно учитывать, чтобы люди успевали на богослужение. Поэтому всегда крайне желательно, чтобы место размещения было не очень далеко от храма. Питание должно соответствовать постам и постным дням. Прибывать к месту размещения лучше с утра, а не с вечера, чтобы паломники смогли подготовиться к литургии.