О чем молятся святым петру и павлу. Иконография первоверховных апостолов петра и павла

Согласно учению православной церкви, каждому человеку во святом крещении придается ангел-хранитель, который на протяжении всей жизни оберегает его от дьявольских козней и руководит помыслами, направляя их на исполнение Божьих заповедей. Принято считать, что у родившихся в период с 24 августа по 23 сентября ангелы-хранители - святые Павел, Александр и Иоанн. О первом из них мы поговорим подробнее.

День памяти верных слуг Господних

В своей земной жизни святой Павел - ангел-хранитель миллионов христиан, - являлся одним из наиболее горячих последователей учения, принесенного в мир Спасителем нашим Иисусом Христом. За свое служение Господу он вместе со своим ближайшим сподвижником святым Петром был наречен Первоверховным апостолом. Русская православная церковь отмечает их память ежегодно 12 июля. В этот день принимают поздравления и все те, кого Господь передал под покров ангела-хранителя − святого Павла. Фото с изображением его иконы, открывает нашу статью.

Обращение в христианскую веру

Известно, что будущий Первоверховный апостол Павел происходил из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, и по рождению мог претендовать на римское гражданство. Получив воспитание в кругу ортодоксальных евреев, он с возрастом превратился в непримиримого гонителя христиан, считая их подлинным воплощением зла.

Но случилось так, что в 34 году (то есть уже после Распятия и Вознесения Иисуса Христа), получив Божье откровение, он исполнился истинной веры и вступил на путь апостольского служения. Приняв крещение, он сменил данное ему при рождении имя Савл на Павел. Исполнение своей великой миссии будущий ангел-хранитель святой Павел начал с того, что стал проповедовать учение Спасителя на площадях и в синагогах. Не раз разъяренные толпы иудейских фанатиков пытались расправиться с ним, но каждый раз Господь отводил от него руки убийц.

Спаситель гибнущих душ

Еще во дни своей земной жизни, став для многих людей ангелом-хранителем, святой Павел совершал длительные путешествия, обращая их в истинную веру, и, тем самым, спасая от мрака вечной смерти. Везде по пути его следования появлялись тайные христианские общины, из которых впоследствии вышли тысячи мучеников за веру, на чьей крови поднялось здание Христианской церкви.

Постоянная готовность умереть за имя Господне придавала ему сил и помогала безропотно переносить скорби и лишения, а ниспосланный свыше дар чудотворения давал возможность необычайно ярко воздействовать на сознание окружавших его язычников. И сегодня, глядя на иконы ангела-хранителя святого Павла, нельзя не заметить присущее ему выражение глубокой одухотворенности и стремления к самопожертвованию ради спасения людских душ.

Мученическая кончина

Земной путь первоверховного апостола Павла, по мнению историков Церкви, завершился в 64 - 67 гг. Точную дату установить не удалось. Не существует и единого мнения относительно обстоятельств его гибели, известно лишь, что он был обезглавлен в Риме по приговору, вынесенному императором Нероном. Причиной же, по одной версии, стала помощь, оказанная Павлом святому Петру в его противостоянии Симону волхву и обращение во Христову веру двух любимых жен самого императора.

Однако есть основания полагать, что вспышку гнева он спровоцировал тем, что сумел сделать христианином главного придворного виночерпия. В любом случае будущему святому Павлу, как римскому гражданину, отсекли мечом голову, что в то время являлось своего рода привилегией. Не будь у него гражданства, его бы ждала долгая и мучительная смерть на кресте.

Прославление святого апостола

После мученической кончины, ставшей достойным завершением его жизненного пути, душа новопреставленного воспарила ко Господу, и обрела вечное блаженство у Его Престола. Великий проповедник учения Христова стал для бесчисленного множества людей их ангелом-хранителем. Святой Павел, явился примером того, как даже самый яростный гонитель христиан, обрекший себя на вечные муки, может, получив отпущение своим грехам, стать одним из столпов истинной веры.

В IV веке, после того как христианская вера обрела официальный статус и стала главенствующей религией Римской империи, в честь первоверховных апостолов Петра и Павла были возведены два собора, один - непосредственно в столице, а другой в Константинополе. С тех пор посвященные им торжества, проходившие по Юлианскому календарю 29 июня, получили столь широкое распространение, что Медиоланский епископ Амвросий - выдающийся религиозный деятель той эпохи, писал, будто в них принимает участие весь мир.

Помощники и заступники рода человеческого

Прежде чем перейти к разговору о том, как помогает ангел-хранитель святой Павел тем, для кого он является небесным покровителем, остановимся на кратком описании тех небесных сил, к сонму которых он был причислен по воле Творца. Об их бытие известно со слов Иисуса Христа, приведенных в 18-й главе Евангелия от Матфея. Указывая на окруживших Его детей, Он говорил что их ангелы-хранители взирают на лик Отца Небесного. Миссия же их состоит в том, чтобы помогать человеку в добрых делах, и хранить его от злых сил.

Значение ангела-хранителя святого Павла, как и всех прочих бесплотных духов, придаваемых людям в момент совершения над ними таинства Крещения, неизмеримо велико. По учению православной церкви, некрещеный, а следовательно, лишенный заступничества небесных сил человек находится во власти демонов - падших духов, служителей сатаны. Зачастую именно они, переполняя его сердце злобой и ненавистью к близким, толкают на безрассудные поступки.

В то же время рядом со всеми чадами Христовой Церкви, обретшими благодать в крещенской купели, незримо пребывает посланник Господень, оберегающий их, и избавляющий от нападок врага рода человеческого. Одним из таких небесных посланников и является ангел-хранитель святой Павел. Он, как и прочие небесные воины, не покидает человека на протяжении всей его жизни, если только тот сам не отгонит его греховными делами и помыслами.

Свидетельства отцов Церкви

Святой праведный Иоанн Кронштадтский − выдающийся деятель Русской православной церкви, оставивший после себя богатое литературное наследие, в начале XX века писал о том, что если бы не ангелы-хранители, то род человеческий непременно был бы уничтожен бесами, чья злоба по отношению к нему не знает границ. В своих сочинениях он неоднократно подчеркивал, что предназначение ангелов-хранителей состоит в том, чтобы уберечь и сохранить людей, кои являются творениями Божьими, и должны унаследовать жизнь вечную, заняв место падших ангелов.

Церкви, сподобившиеся получить откровения Божии, и сохранившие их в своих писаниях, учат, что служение небесных посланников, не завершается с окончанием земной жизни того, кому они приданы Творцом всего сущего. Их великая миссия продолжается и после того, как отделившись от тела, его душа покидает тленный мир.

На пути к вратам вечности

Чем помогает ангел-хранитель святой Павел умершему человеку? Прежде всего тем, что сопровождает его душу на всем пути воздушных мытарств. Вместе со вторым ангелом, специально посланным из Чертога Небесного, он противостоит демонам, стремящимся увлечь ее во мрак преисподней, перечнем совершенных при жизни грехов. В своих руках святой держит книгу, с записями всех ее добрых дел, и если они оказываются весомее прежних беззаконий, то слуги тьмы в бессилии отступают.

Из трудов святых отцов известно также, что помощь небесных посланцев бывает необычайно своевременна и деятельна главным образом потому, что с людьми их роднит духовная близость. Более того, многие из них, прежде чем стяжать венец во Царствии Божьем, прошли путь земной жизни. Ярким примером тому может служить святой ангел-хранитель Павел. Молитва об исцелении, возносимая перед его честным образом обладает необычайной силой именно по тому, что сам он некогда претерпел все те страдания, которыми недуги изнуряют людскую плоть.

Помогают ли молитвы, возносимые небесному заступнику

Несмотря на то что во дни своей земной жизни Первоверховный апостол Павел не имел личного общения с Иисусом Христом и не сподобился войти в число Его ближайших учеников, за свою проповедническую и миссионерскую деятельность, благодаря которой светом истинной веры озарились народы, утопавшие прежде во мраке язычества, он почитается как один из основных столпов христианства.

Поистине велики его заслуги в спасении людских душ. Недосягаемы для сил ада становились те, для кого был ангелом-хранителем святой Павел. Молитвы, возносимые ему искренне верующими людьми, не оставались безответными. Единственным непременным условием была их искренность и убежденность молящихся во всесилии Господа, перед Которым он за них непрестанно ходатайствовал.

Поклонение святых Первоверховных апостолов на брегах Днепра

Почитание святого Павла на Руси началось сразу же после того, как из Византии над ней воссиял свет новой веры. Достаточно сказать, что его образ был в числе первых, принесенных в Киев святым равноапостольным князем Владимиром, и там же была возведена первая, освященная в его честь церковь.

Не остался в безвестности и его ближайший сподвижник - святой Петр. Со временем на Руси появилось великое множество посвященных им храмов, под сводами которых звучали специально написанные молитвы. Иконы святого Павла − ангела-хранителя, а также Первоверховного апостола Петра, испокон века являлись обязательной принадлежностью любой, даже самой маленькой, церкви.

Храм в Новгороде и собор на Неве

В начале XVI века на территории Новгорода в их честь был основан мужской монастырь. Через два столетия, когда на берегах Невы, волею государя Петра I строилась новая столица государства Российского - Санкт-Петербург, ее сердцем стал, возведенный на Заячьем острове, «Собор Первоверховных апостолов Петра и Павла» − так звучит официальное название этого величественного сооружения. Он же дал название окружавшей его крепости, и всему городу, что было не случайно, поскольку Государь считал святых первоапостолов своими небесными покровителями. Характерно, что именно этому собору впоследствии суждено было стать усыпальницей русских царей и членов августейшей фамилии.

Имя, ставшее общенародным

Имя Павел на Руси с давних пор получило широкое распространение и во святом крещении часто давалось младенцам, появившимся на свет, не только в дни, указные для этого в святцах, но и в иные периоды. Причина заключалась в необычайно высокой популярности святого среди всех слоев российского общества. Известно, что его носили многие лица, оставившие яркий след в отечественной истории.

Среди них были православные святые, такие, как преподобный Павел Камельский, исповедник Павел Прусиадский, священномученики Павел Виерей и Павел Филицин, а также многие другие представители духовенства. Были высокопоставленные государственные деятели и военачальники. Но чаще всего, оно во все века встречалось у выходцев из простого народа, свято верившего в несокрушимую силу святого ангела-хранителя Павла. Икону, на которой он был изображен вместе с другим Первоверховным апостолом - святым Петром, можно было увидеть и в княжеских дворцах, и в простых деревенских избах.

Молитва ко святому угоднику Божию Павлу

В завершение разговора, уместно будет остановиться на древней молитве, возносимой ко святому Первоверховному апостолу Павлу как в праздник, посвященный его памяти, и отмечаемый 12 июля, так и в остальные дни.

О, святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий ветие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольский обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ее текст представлен выше. Напечатанный на церковно-славянском языке современным шрифтом, он не представляет сложности для понимания.

В этой молитве святой Павел именуется «сосудом Божьим» и «православным витием». Этими и, сопутствующими им метафорами, подчеркиваются заслуги первоапостола в утверждении Христовой веры и обращении в нее язычников. Далее, следуют адресованные к нему мольбы о помощи в преодолении душевных немощей, препятствующих человеку обрести благодать во Царствии Божьем. Завершается молитва выражением уверенности во всесилии святого, дарованном ему Отцом Небесным.

Учение Христа не сразу стало известно всему миру. На то, чтобы распространить Евангелие по странам и контитентам, потребовалось время. А также - люди, которые его проповедовали, их называют апостолами. Святые Петр и Павел в православии называются первоверховными, они самые известные ученики Иисуса.


Биография

На самом деле эти два человека встретились уже после того, как Христос вознесся на небо. Вот несколько интересных фактов:

  • Павел никогда не видел Христа, когда тот пребывал на земле. Будучи рьяным иудеем, Савл даже жестоко преследовал христиан. Существует версия, что он участвовал в казни первомученика Стефана.
  • Петр и его брат были первыми, кого призвал Спаситель. Необразованный рыбак с окраины империи, имеющий вспыльчивый характер - сегодня апостол Петр известен повсеместно.
  • Петр стал первым апостолом, который исповедовал Христа Сыном Божиим.
  • Павел встретил Господа по дороге в Дамаск и несколько дней оставался слепым, после чего последовало его обращение.

Святые апостолы Петр и Павел, хотя их судьбы не похожи, для многих стали учителями, обратили ко Христу тысячи людей еще при жизни.


Почитание в храмах

В православии существует особенный церковный праздник, которому предшествует летний пост - день апостолов Петра и Павла. Поэтому и на иконе святых часто можно увидеть вместе, поскольку оба они много сделали для становления Церкви Христовой. О чем можно молиться перед таким образом? Просьба может быть любой, но существуют некоторые традиции.

  • Оба помогают тем, кто хочет обрести веру, способствуют усвоению Слова Божьего.
  • Св. Павел покровительствует студентам, исцеляет тех, кто страдает от духовных и душевных недугов. При жизни он воскрешал умерших. Позаботится он и о тех, кто начинает собственное дело, если оно полезно окружающим - ведь апостол был известен тем, что много работал.
  • Св. Петр помогает тем, кого мучает жар или другой физический недуг. Является покровителем моряков, рыбаков.

Молиться можно кратко, или прочитать акафист - зависит от расположения души. Важно, чтобы молящийся понимал, что Господь исполняет лишь те желания, которые угодны Его воле. Ведь святые не могут противоречить Создателю, они духовные наставники верующих. Власть творить чудеса была дана им как награда от Бога за веру и работу над собой.


Окончание жизненного пути

Большинство апостолов завершили свои жизни трагически. Дело в том, что в те далекие времена христианство было лишь небольшой сектой. Правители считали последователей новой религии опасными, ощущали угрозу власти. Поэтому старались уничтожить всех, кто считал Христа Богом, крестил людей в свою веру.

Например, Петр, уже будучи в преклонном возрасте, был взят под стражу и казнен через распятие, как и Христос. Такое суровое испытание может выдержать только подлинная вера. Своих палачей апостол попросил перевернуть его вниз головой, чтобы не уподобиться своему Учителю. Ведь после своего известного отречения он ощущал себя недостойным умереть также, как Учитель.

Над местом казни был воздвигнут Собор апостола Петра, всем известное место в Риме. Намного позже археологи нашли научные доказательства тому, что это действительно оно, после долгих поисков были обнаружены также останки святого христианского учителя.

Павла тоже ждала мучительная смерть - но он формально являлся гражданином Рима, хотя бы и был евреем по рождению. Поэтому к нему была применена более «почетная» казнь - отсечение головы. Ведь распинали только людей низшего сословия, разбойников, бродяг.

Церковное предание утверждает, что апостолы были лишены жизни в один день. Павел был выведен за город - на месте его смерти царь Константин возвел храм. Учеными подтверждено, что мощи в его основании принадлежат знатному римскому гражданину.

Храмы святым апостолам Петру и Павлу

В России существует несколько известных храмов Апостолов Петра и Павла:

  • Собор в г. Москва (принадлежит ЕЛЦР), построенный в самом начале прошлого века. Здание построено в стили эклектика, является частью культурного наследия нашей страны. Многие приходят сюда на экскурсии, чтобы послушать орган или богослужение. Храм действующий, в нем проводятся службы на разных языках. При соборе существует также комплекс церковных зданий, составляющих единый архитектурный ансамбль - часовня, дома для причта и два духовных училища.
  • Собор в г. Санкт-Петебурге, относится к РПЦ, находится на территории Петергофа, в живописном месте. Расположение выбирал лично император Александр III. Церковь представляет собой яркий пример русского стиля, с шатровыми куполами и разноцветными росписями. Строительство продвигалось медленно, освящение состоялось в 1905 г. На нем присутствовала царская семья. Собор был закрыт большевиками незадолго до начала 2-й мировой. Лишь в 1974 г. была признана ценность здания как памятника культуры. В начале 90-х храм был возвращен церкви и заново освящен.

В народе также любят этих святых, даже многие цари носили имена Петр или Павел. Тяжел был их жизненный путь, но велика и награда, которой Христос удостоил их на небесах. Молитвами апостолов, Господь да помилует нас!

Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Святые апостолы Петр и Павел - храмы, иконы, молитва was last modified: Июнь 14th, 2017 by Bogolub

Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

«Паси агнцев Моих».

Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

« Что нам делать? » — спрашивали его.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

«Куда идешь Господи?»

и услышал ответ:

«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

Апостол позже так писал об этом:

«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

«уверовал, дивясь учению Господню».

После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

Такие разные личности, такие различные судьбы!

Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

ВИДЕОФИЛЬМ

Даже на миниатюре Хлудовской Псалтири. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской (ср. Фил. 3:5) внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде . Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир , а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иван Грозный вместе с другими чтимыми святынями вывез её из Великого Новгорода в Москву .

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород.

После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник.

В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (ср. Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами - чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке. Апостол Петр, повторяя благословляющий жест Христа, также сложил руку в именословном благословении, а десница апостола Павла со сложенными перстами находится на уровне груди, словно он осеняет себя крестным знамением. Фигуры апостолов слегка развернуты друг к другу - и к находящемуся между ними Спасителю.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение - примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная.

Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» - иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простерты ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом.

Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина . Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными - как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая - сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе - и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 6, 2015 г.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111