Смех сквозь невидимые миру слезы ревизор. Отчего в «Ревизоре» смех звучит сквозь слезы (Гоголь Н. В.). Сочинение по литературе на тему: Смех сквозь слезы

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное в России…и за одним разом посмеяться над всем». В пьесе писатель рисует сатирические образы чиновников и комичные ситуации с их участием. Однако обличая пороки общества, Гоголь закладывает мысль об актуальности поставленной им проблемы, отчего смех и звучит в комедии «сквозь слезы».

Для более точного понимания образов героев читателем, Гоголь дает описание портрета, характера, манер речи и прочих деталей каждого персонажа в афише. Благодаря данному приему, еще до начала действия становится известно о взяточничестве городничего, о «чистосердечии и простоте» Хлестакова, об услужливости и суетливости Земляники, а также о других чертах жителей города N. Посредством точного описания каждого из героев, автор подчеркивает сатиричность образа каждого из них и помогает читателю узнать себя в каком-либо персонаже. Это необходимо для осуществления поставленной Н.В. Гоголем задачи: заставить общество задуматься об общечеловеческих пороках и искоренить их.

Стоит обратиться и к ситуациям, воссозданным писателем. Так, например, у судьи Ляпкина-Тяпкина в суде «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками». Как бы комично не звучал данный факт, он говорит о безответственности человека, занимающего пост судьи. Хотя и к своим служебным обязанностям Ляпкин-Тяпкин относится несерьезно: "...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну.”. Так же безответственен и смотритель богоугодных заведений Земляника. Герой давно махнул на все рукой: он знает о воровстве в больницах, но ему совсем нет до этого дела. О своих пациентах Земляника заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Безалаберное отношение к службе проявляет и почтальон Шпекин: герой обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память. Рисуя быт жителей города N, Н.В. Гоголь дает читателю понять, что не так смеша его пьеса, как она печальна.

Отдельное внимание стоит уделить самому яркому персонажу комедии – Хлестакову. Он обычный канцелярский работник и заядлый игрок в «картишки», любить врать и сам легко верит своему вранью. Когда герой понимает, что его признали за ревизора, он быстро вживается в роль, о чем можно сделать вывод из монологов Хлестакова. Например, Хлестаков рассказывает, что с Пушкиным он «на дружеской ноге», да и вообще часто видит литераторов. Герой присвоил себе авторство многих известных произведений, а дом его известен на весь Петербург («Так уж и известен: дом Ивана Александровича.»). Столь актуальный характер, воплощенный Гоголем в комедии, породил понятие «Хлестаковщины», смысл которого заключается во вранье и притворстве, в умении примерять на себя «маски» и убедительно вживаться в роль. Образ Хлестакова как никакой другой доказывает печальность сатиры Н.В. Гоголя.

Таким образом, в комедии «Ревизор», Н.В. Гоголь сатирически обличил общечеловеческие пороки, заставив читателя задуматься о необходимости борьбы с ними.

Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это че­стное, благородное лицо был - смех».

Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Арис­тофана, где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. «Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения - в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Один из них - использование алогизмов, основанных «на внешне абсурдных умозаключениях». И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними - ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кру­гом - воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города - «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу - эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, - это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше сво­его собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора. Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он - важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой. За­метив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хле­стаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии - это грустный взгляд автора на российскую дей­ствительность, это смех «сквозь слезы».

Здесь искали:

  • сатирический пафос комедии ревизор
  • сочинение грусть сквозь смех в комедии гоголя ревизор
  • почему смех в ревезоре Гоголя звучит сквозь слезы?

Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии.
В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, вызывавших у зрителей “смех сквозь слезы…”. После объявления о приезде ревизора городничий сразу отдает распоряжения своим подчиненным о принятии спешных мер в больнице, суде, школах. Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого “просвещенного и вольнодумного” человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Эта сцена дает представление о положении дел в городе. Везде беспорядок и грязь. В суде сторож развел гусей, конечно, это не допустимо в таком заведении, но это не значит, что судья может просто так пустить их на обед, не спросив сторожа. В этом мы видим одно из перечисленных пороков – произвол. Вспомним, с какой готовностью воспринимает почтмейстер просьбу городничего “немножко распечатать и прочитать” каждое прибывающее в почтовую контору письмо.
Много интересных и забавных моментов связано с Хлестаковым. Этот молодой человек по сути ничего собой не представляет, но поражает то, как он вдохновенно и артистично лжет, а чиновники верят каждому его слову и не замечают прорех в этом вранье. Но лжет не только Хлестаков, но и все герои комедии, пытаясь произвести впечатление на ревизора. Городничий утверждает, что к отвращению относится к карточным играм, по его мнению, уж лучше время потратить “на пользу государственную”. А поступает совершнно иначе.
После мы наблюдаем еще один порок – взяточничество. Все чиновники дают взятки ревизору, а Хлестаков охотно их принимает, с каждым разом запрашивая все больше “денег нет у вас, взаймы рублей тысячу?”. Жена и дочка городничего активно готовятся к приезду “столичной штучки”, по его приезду они флиртуют с ним, а Хлестаков, не зная кого выбрать, мечется то к одной даме, то к другой. Уезжая, он обещает жениться на Марье Антоновне, и, конечно же, все поверили. А городничий и его жена уже вовсю фантазируют о жизни в Питере и о назначении городничего на должность генерала.
Одним из пороков комедии помогает узнать правду о Хлестакове и ревизоре “Вижу письмо, а адрес на Почтамтскую улицу от ревизора. Я взял да и распечатал”. Хлестаков открывает всю правду о чиновников в этом письме. Но вместо того, чтобы понять и исправиться, чиновники злятся на него и горюют о своих деньгах. В конце приезжает настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила.

Сочинение по литературе на тему: Смех сквозь слезы

Другие сочинения:

  1. “В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу”, – писал Н. В. Гоголь – автор пьесы “Ревизор”. Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается Read More ......
  2. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех… Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается Read More ......
  3. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется Read More ......
  4. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. Read More ......
  5. В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически Read More ......
  6. Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов в 1825 г. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли Read More ......
  7. Мольер – один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво и точно отображать действительность. Наблюдая за людьми, их поступками, желаниями, страстями, он создавал яркие Read More ......
  8. Николай Васильевич Гоголь – выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик. Его творения являются неисчерпаемым источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного юмора. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития России был Read More ......
Смех сквозь слезы

В замечательной комедии «Ревизор» Н. В. Го-голь легко и свободно вводит читателя в мир захолу-стного уездного городка, отдаленного от столицы. Размеренное течение жизни нарушает «неприятное известие» о приезде ревизора. Подобный сюжет не был нов, о таких случаях ходили забавные анекдо-ты. Даже самого Гоголя однажды приняли за тайного ревизора. Этот сюжет дал возможность замечатель-ному сатирику изобразить всю чиновничью Русь.

Автор выстраивает в пьесе различные комичес-кие ситуации, которые помогают разобраться в по-роках чиновничьего сословия. Наиболее подробно в комедии описан городничий, благодаря репликам, авторским ремаркам, вырисовывается образ мошен-ника, взяточника и самодура. С приездом ревизора к этим качествам добавляются убогость мышления, глупость и трусость. К примеру, на сообщение одно-го из подопечных, что от заседателя «слегка припа-хивает водкой», он рекомендует, чтоб тому «посоветовали заедать луком или чесноком».

Основным объектом гоголевской сатиры избра-но российское чиновничество. Автор попытался со-здать образы-символы, олицетворяющие основные пороки этой социальной группы. Каждый из персо-нажей многопланов, но имеет некую преобладающую черту характера, которая позволяет считать его олицетворением конкретного социального зла. Напри-мер, судья Ляпкин-Тяпкин является воплощением безразличного отношения к делу, абсолютного непо-нимания сути своей деятельности. В то же время он далеко не самый отрицательный персонаж, хотя он и берет взятки, как все чиновники, но оправдывает себя тем, что получает не деньгами, а борзыми щен-ками. Он заядлый охотник, слывет в городе вольнодумцем, потому что прочел пять-шесть книг, а это резко выделяет его из чиновничьей среды. Забавно слушать глубокомысленные выводы самого «просве-щенного» человека в городе, который характеризует приезд ревизора тем, что Россия собирается начать войну с Турцией.

Попечителю богоугодных заведений Земляни-ке Сквозник-Дмухановский говорит, чтобы больных привели в порядок, указывая на то, что в больнице курят крепкий табак, ходят без колпаков и вообще больше похожи на кузнецов. Особое место в коме-дии занимает Лука Лукич Хлопов, насмерть перепу-ганный смотритель уездных училищ, со страхом от-носящийся к лицам вышестоящим: «...со мною если кто-нибудь чином вышестоящим заговорит, у меня души нет и язык как в грязи вязнет». На рассуждения городничего о школьных учителях, например, о том, который, войдя на кафедру, обязательно делает жут-кую гримасу, которая может быть неправильно ис-толкована господином ревизором, Хлопов вспоми-нает, как из-за подобного поведения учителя он по-лучил выговор за то, что юношеству внушаются воль-нолюбивые мысли. Не абсурд ли такое умозаключе-ние, говорящее, во-первых, о пустозвонстве чинов-ничьих рассуждений, а во-вторых, об абсолютной ог-раниченности их кругозора. Не менее смешной выг-лядит фигура почтмейстера, который с такой готов-ностью и пониманием воспринимает просьбу город-ничего «немного распечатать и прочитать» каждое письмо, приходящее в почтовую контору. Шпекин без стеснения читает чужие письма, которые находит более интересными, чем «Московские ведомости». Особенно понравившиеся он оставляет у себя, что-бы зачитать наиболее «игривые» места публике.

Расширить рамки представления об откровенной глупости героев помогает образ Хлестакова, ко-торый был принят за тайного ревизора. Вдохновен-ная ложь этого персонажа заставляет нас уже не улыбаться, а откровенно хохотать. Забавно слушать о роскошных обедах, доставляемых прямо из Пари-жа, из уст человека, ведущего полуголодное суще-ствование. Завравшись, он выдает себя за извест-ного писателя, называя в качестве своего произве-дения популярный журнал «Московские ведомости». Его ложь заходит так далеко, что он присваивает себе авторство «Юрия Милославского», а на вопрос Ма-рии Антоновны, не господина ли Загоскина это сочи-нение, - отвечает: «Ах, да! Это точно Загоскина, а есть еще другой «Юрий Милославский», так тот уже мой». Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.

Таким образом, выставляя на всеобщее обозре-ние пороки государственных служащих. Гоголь бичу-ет их своим беспощадным смехом: И комическое здесь еще более ярко оттеняет трагическую картину чиновничьих злоупотреблений.

Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…
Н. А. Некрасов

Одной из главных особенностей творчества Н. В. Гоголя является юмор. Луначарский назвал Гоголя «царем русского смеха». Отвергая «беспутный» смех, рождающийся «от бездельной пустоты праздного времени», Гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку». Смех — великое орудие воспитания человека. Гоголь поэтому считал, что смеяться должно не над «кривым носом человека», а над его «кривою душою».

Смех в поэме «Мертвые души» — беспощадное орудие зла. Такой смех, обладавший огромным нравственным потенциалом, «восторженным». Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя — это «сначала смешно, потом грустно».

В «Мертвых душах» смешное по своему характеру трагично, то есть как в жизни: серьезное слилось со смешным, трагическое с комическим, ничтожное с пошлым, великое и прекрасное с обыденным. Это переплетение отразилось в определении Гоголем жанра произведения и его названия: с одной стороны, это поэма, то есть возвышенное восприятие и изображение жизни, с другой стороны — название произведения на уровне фарса, пародии. Все персонажи даются в двух измерениях: сначала мы видим их такими, какими они кажутся самим себе, а потом мы их же видим такими, какими видит их писатель. Характеристика каждого персонажа обязательно дается через определенный круг вещей: Манилов неотделим от беседки с голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления»; Коробочка обязательно в окружении множества маленьких пестрядевых мешочков с монетами; Ноздрев с постоянно сбивающейся с одной музыки на другую шарманкой, которую невозможно остановить; , напоминающий средней величины медведя в окружении громоздкой мебели, имеющей странное сходство с ним; Чичиков, обладатель тысячи крестьян, в рваном халате и странном колпаке на голове. Поэма начинается с характеристики брички, в которой приехал Чичиков, и читателю уже кое-что становится известно об этом герое. Гоголь придавал большое значение всем этим мелочам быта, считая, что в них отражается характер человека.

Все характеристики персонажей сопровождаются авторским комментарием, заставляет читателя иронично улыбнуться. Так, Манилов при разговоре о мертвых душах делает такое выражение, «какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра да и то в минуту самого головоломного дела». У Коробочки в споре с Чичиковым, говорит Гоголь, неожиданно появляется «поворот мыслей»: вдруг они (мертвые души) «в хозяйстве-то какнибудь под случай понадобятся». А Собакевич, когда понял, о чем идет речь, спросил Чичикова «очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».

Главы, характеризующие героев, как правило, заканчиваются развернутым авторским комментарием, который снимает серьезность и вносит сатирическую струю. Так, размышляя о характере Ноздрева, которого за жульничество и вранье уже не раз «тузили», однако после этого все с ним встречались «как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего». Такое странное дело, заканчивает Гоголь, «может только на одной Руси случаться». О Собакевиче он замечает как-то вскользь: «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует». Характеристику Плюшкина Гоголь заканчивает разговором с воображаемым требовательным и недоверчивым читателем: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду?» И автор горестно отвечает: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». Характеристики чиновников и дам города NN более обобщенные. Объектом сатиры здесь становились как бы не личности, а социальные пороки общества. Мы видим просто губернатора, который любит выпивать; прокурора, который постоянно моргает; дам — просто приятных и дам — приятных во всех отношениях. Больше всех от Гоголя-сатирика достается прокурору, который, узнав о назначении нового губернатора, пришел домой и отдал богу душу. Гоголь иронизирует: теперь только и спохватились, что у прокурора была душа, «хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».

Помещичий и чиновничий мир населен мерзавцами, пошляками, бездельниками, которых Гоголь выставил на всеобщее осмеяние. Гоголевский «смех сквозь слезы» расширил границы юмора. Смех Гоголя возбуждал отвращение к пороку, он обнажал всю неприглядность полицейско-бюрократического режима, подрывал уважение к нему, наглядно раскрывая его гнилость, несостоятельность, и воспитывал презрение к этому режиму.

Простой человек переставал с почтительной опаской смотреть на сильных мира сего. Смеясь над ними, он начинал сознавать свое моральное превосходство. Некрасов через несколько дней после смерти Гоголя посвятил ему стихотворение, которое очень точно определяет личность Гоголя как писателя:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой…