Григорий мелехов в поисках социальной правды. Григорий мелехов в поисках жизненной правды Шолохов григорий мелехов в поисках правды

Герой романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” – Григорий Мелихов – простой казак из середняков, попавший в водоворот первой мировой войны, революции и гражданской войны. В это лихое время, он, искусный воин, оказывается нужен всем – и белым, и красным. В круговерти войны Мелехов оказывается во всех противоборствующих армиях гражданской войны и пытается понять, на чьей стороне правда.

Сначала он с красными, возглавляемыми Подтелковым и Кривошлыковым. Тут сказывается присущая Мелехову нелюбовь к офицерам-дворянам, которым

Чужды интересы народа, в том числе и казачества. Однако именно дикая расправа Подтелкова над пленными офицерами-белогвардейцами отвращает Григория от красных. Он зло бросает вожаку красных казаков, которого самого собираются казнить мучительной смертью:

“Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал!” Но гнев Григория Мелехова остужает его товарищ Христоня: “Пойдем, сталбыть, к коням. Ходу! Нам

С тобой тут делать нечего. Господи Божа, что делается с людьми!..” Предстоящая казнь Подтелкова, Кривошлыкова и их товарищей тоже потрясает Григория. Не дожидаясь ее начала, он покидает Понамарев хутор, где вершится расправа над пленными.

Сам Григорий тоже после расстрела красными брата Петра способен отдать приказ истребить пленных красноармейцев. Способен изрубить в открытом бою бессчетно красных матросов. Но такие действия он предпринимает лишь в минуты крайнего гнева или вызванного боем возбуждения. В спокойные минуты он отпускает с миром пленного врага, а про тех же порубленных матросов, остыв, с тоской говорит “в какую-то минуту чудовищного просветления”:

“Кого же рубил!..” И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся даже, на губах: - “Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога… в Бога мать… Смерти… предайте!..” Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: “Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы… Что ж вы глядитее-е?.. Ахахаа-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!..” Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов… Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и такое черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья. Поистине, “что делается с людьми”! Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: “Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали… Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался… В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам”. Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков, и от “кадетов”, но быстро понимает, что никакой “третьей силе” в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилие над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления “временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части”.

Григорий, “угнетаемый бездельем”, хотел “влиться в какую-либо воинскую часть”, но друг и ординарец Прохор Зыков решительно отсоветовал это делать: “Ты, Григорий Пантелеевич, видать, окончательно спятил с ума! - возмущенно заявил он. - За каким мы чертом полезем туда, в это пекло? Дело конченое, сам видишь, чего же мы будем себя в трату давать зазря? Аль ты думаешь, что мы двое им пособим! Пока нас не трогают и силком не берут в часть, надо, как ни мога скорее, уезжать от греха подальше, а ты вон какую чертовщину порешь! Нет, уж давай, пожалуйста, мирно, по-стариковски отступать. Мы с тобой и так предостаточно навоевались за пять лет, зараз нехай другие пробуются!”

И Григорий соглашается с его доводами. Ведь Мелехов тоже устал от войны, хотя есть у него военная жилка, удаль, даже какая-то тяга к сражению-то. Оттого-то и скучно Григорию в отступлении без настоящего дела. Однако ни одну из сторон в гражданской войне он не считает правой, и по этой причине быстро остывает к борьбе за дело, которое не считает справедливым. К красным Мелехов потом поступает служить, чтобы искупить прежние грехи, а против поляков сражается даже с энтузиазмом, почти как против немцев и австрийцев в первую мировую.

Вернувшийся в хутор Татарский потерявший руку Прохор Зыков рассказывает Аксинье о Григории: “Вместе с ним в Новороссийском поступили в конную армию товарища Буденного… Принял наш Григорий Пантелевич сотню, то бишь эскадрон, я, конечно, при нем состою, и пошли походным порядком под Киев. Ну, девка, и дали мы чертей этим полякам! Шли туда, Григорий Пантелевич и говорит: “Немцев рубили, на всяких там австрияках палаш пробовали, неужели у поляков черепки крепше? Сдается мне, их легше будет рубить, чем своих - русских, как ты думаешь?” - и подмигивает мне, оскаляется. Переменился он, как в Красную Армию заступил, веселый из себя стал, гладкий как мерин… Говорит, буду служить до тех пор, пока прошлые грехи замолю. Это он проделает - дурачье дело нехитрое… Возле одного местечка повел он нас в атаку. На моих глазах четырех ихних уланов срубил. Он же, проклятый, левша сызмальства, вот он и доставал их с обоих сторон… После боя сам Буденный перед строем с ним ручкался, и благодарность эскадрону и ему была”. Тем не менее благодарность легендарного командарма Первой конной не спасла Мелехова от подозрений. А когда буденновцев перебросили в Крым против Врангеля, Григорию пришлось рубить уже не поляков, а своих, русских людей. После ранения на врангелевском фронте Мелехова из Красной Армии демобилизовали, не слишком полагаясь на его благонадежность.

Слова Григория о том, что у поляков “черепки” не крепче, чем у немцев, нельзя понимать как радостную готовность убивать людей. Радуется, если можно так сказать, Мелехов лишь тому, что приходится убивать чужеземцев, а не соотечественников. Однако, как видим, пришлось ему позднее убивать и русских, возможно, тех же братьев казаков, сражавшихся под знаменами Врангеля.

Григорий, возвращаясь на хутор, рассчитывает, что его оставят в покое: “Он кончил воевать. Хватит с него. Он ехал домой, чтобы, в конце концов, взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…” Григорий, кажется, нашел свою правду: тихая семейная жизнь, с детишками, с женой. Бывшему другу и нынешнему зятю он признается: “Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело – и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все. Ты поверь, Михаил, говорю это от чистого сердца”. Однако Кошевой не верит, и мечтам Григория о спокойной мирной жизни не суждено сбыться.

Угроза ареста вынудила Григория бежать с родного хутора, а случай привёл его в банду Фомина, где он уже не правду искал, а просто скрывался от преследования. Он решил уехать с Аксиньей на Кубань и там начать новую жизнь, но его возлюбленная погибла от шальной пули.

После этого Мелехов “еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность и для него, и для других”. В конце концов Григорий, не дожидаясь амнистии, возвратился домой.

В финале “сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Шолохов провёл своего любимого героя по всем кругам ада гражданской войны, наконец, подвёл к мирному берегу и здесь оставил его. И хотя сам прекрасно понимал, что ожидало Григория Мелехова впереди, не мог и не хотел этого говорить, а потому оставил видимость счастливого конца. В эпоху революционных катаклизмов честным людям счастья не бывает.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.

Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».

Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»

Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.



Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.

Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».



Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

«Вечные» темы: человек и история, война и мир, личность и масса в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий.

Шолохову, видимо, было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Н. Островский «открыл» всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

Казачество возникло из отчаянно смелых людей, искавших свободы. Это были крепостные крестьяне, бежавшие от произвола помещиков из России на Дон. Здесь, на границах страны, частыми были вражеские набеги, поэтому свою плодородную землю казакам приходилось защищать с оружием в руках. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно. За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет. В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Жизнь отдельного человека Шолохов рассматривает как уникальную ценность, с неповторимым набором чувств и эмоций, с причудливым переплетением событий. Каждый человек влияет на жизнь окружающих так же, как и их действия отражаются на его судьбе. Такой взгляд писателя был непривычен во времена великих политических потрясений, когда речь шла о массах, а жизнь одного человека ничего не стоила. Уже в то время Шолохов понимал, что уход из жизни даже одной личности – это невосполнимая утрата для всего человечества, поскольку каждый из нас приведен на землю со своей миссией. Уважение и восхищение жизнью – вот что поражает в романе, где изображены беспрерывные войны и смерти тысяч людей.

Роман наполнен философскими размышлениями автора о человеке и истории. Писатель рисует суровую и правдивую картину событий, когда история вторгается в жизнь людей, разрушая ее. Пронзительное горе матерей, потерявших своих сыновей далеко от дома, на полях Первой мировой войны, нельзя оправдать ничем. Война противоречит самой сути человека, которому по высшему закону убивать нельзя. Человек на этой планете – для созидания. Из всех живых существ только он может облагородить и изменить мир к лучшему.

Любовь, семья, мирный труд – все погибает во время войны или необратимо меняется. Героев Шолохова можно разделить на два лагеря. Для первых губительные изменения очевидны. Это Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой. Практически все мужское население втянуто в битвы, смысл которых им непонятен. Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди, как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление.

Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.

Каждый день он сталкивается с насилием, и каждый раз не может принять жестокую реальность, оправдать ее, людей и себя. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами, чтобы понять происходящее, объяснить его себе, найти правду. Когда мать упрекает его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он признается, что жестоким его сделала война.

Война убивает лучших, утверждает Шолохов. Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Поняв это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор. Он хочет работать на родной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов пишет не об ответственности личности перед историей, а о прямо противоположных отношениях. Его героев без их желания затягивает в водоворот гражданской войны, и выплывают они совершенно другими. Они вынуждены принять одну из сторон, понимая, что так или иначе правды не знают ни те ни другие.

В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. «Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают… Казакам эта власть окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы — одно ярмо». Григорий хорошо понимает трагизм своего положения, осознает, что его всего — лишь используют в качестве винтик: «…спутали нас ученые люди… стреножили жизню и нашими руками вершают свои дела».

Душа Мелехова страдает, по его словам, «оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их…» судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненных противоречий. Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказывал отпускать пленного казка — хопреца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать Котлярова и Кошевого, первым протянул руку Михаилу, но тот не принял его великодушия:

«- Враги мы с тобой… — Были. — Да видно и буде. — Не понимаю. Почему? — Ненадежный ты человек… Григорий усмехнулся: — Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю… Ежели все помнить — волками надо жить. — Ну, что ж, убил, не отказываюсь! Доведись бы мне тогда тебя поймать я и тебя бы, как миленького!»

И выплескивается у Мелехова наболевшее: «Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай бы все это… Нехай оно все идет пропадом!» Это человек устал от горя утрат, ран, метаний, но он намного добрее Михаила Кошевого, Штокмана, Подтелкова. Григорий не растерял человеческого, его чувства, переживания всегда искренние, они не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду.

Встречаясь со множеством маленьких правд, готовый принять каждую, Григорий попадает в банду Фомина. Пребывание в банде — одна из самых тяжелых и непоправимых его ошибок, герой сам ясно понимает это. Вот, как Михаил Александрович Шолохов передает состояние героя, лишившегося всего, кроме умения наслаждаться природой. «Шумела вода, прорываясь сквозь гряду вставших на ее пути старых тополей, и тихо, певуче, успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов. Погожие и безветренные стояли дни. Лишь изредка в ясном небе проплывали белые, распушившиеся на вышнем ветру облака, и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали, коснувшись дальнего берега».

Мелехов любил смотреть на разметавшуюся у берега, бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняет страдания». Глубина переживаний Григория соединена здесь с эмоциональным единством природы. Это переживание, конфликт с самим собой разрешается для него отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели».

«В конце произведения Григорий отказывается от всей своей жизни, обрекает себя на тоску и страдания. Это тоска человека, смирившегося с поражением, тоска покорности судьбе».

Кто же он, Григорий Мелехов, главный герой романа? Сам Шолохов отвечая на это вопрос, говорил: «Образ Григория — это обобщение исканий многих людей… образ мятущегося человека — правдоискателя… несущего в себе отблеск трагизма эпохи». И права была Аксинья, когда в ответ на жалобу Мишатки, что ребята не хотят с ним играть, потому что он — сын бандита, говорит: «Никакой он не бандит твой отец. Он так… несчастный человек».

Только эта женщина всегда понимала Григория. Их любовь — самая замечательная история любви в современной литературе. В этом чувстве раскрывается душевная тонкость, деликатность, страстность героя. Безоглядно отлается он любви к Аксинье, воспринимая это чувство как дар, как рок. Поначалу Григорий еще будет пытаться разорвать все связи, соединяющие его с этой женщиной, с неприсущей ему грубостью и резкостью скажет ей он известную поговорку. Но ни эти слова, ни молодая жена не смогут его оторвать от Аксиньи. Не будет он таить своих чувств ни ль Степана, ни от Натальи и на письмо отца ответит прямо: «Вы спрашивали, чтоб я прописал, буду я аль нет жить с Натальей, но я вам, батя, скажу, что отрезанную краюху не приклеишь».

В этой ситуации основное в поведении Григория — глубина, страстность чувства. Но такая любовь несет людям больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и том что любовь Мелехова к Аксинье — это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в это, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену — на это он не способен. И не потому, что Мелехов — эгоист, просто он — «дитя природы», человек плоти и крови, инстинкта. Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо.

Аксинья манит его знакомым запахом пота, дурнопьяна, и даже ее измена не может вырвать любовь из его сердца. Он пытается забыться от терзаний и сомнений в вине и разгулье, но и это не помогает. После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. «Единственно, что оставалось ему в жизни, — это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра».

Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини и черным диком солнца. «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».

Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григория. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.

Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями — становится метафорой удела человеческого».

Григорий Мелехов в поисках социальной правды

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Григория Мелехова вобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя, проявляется духовность прозы, художественное мастерство...
  2. В глазах Кошевого Григорий по-прежнему враг, ибо ему памятны дни восстания. Он судит Григория по его действиям, не вникая в...
  3. Дата рождения — 12 марта — 1940 Дата смерти — 15 июня — 2000 Григорий Израилевич Горин (настоящая фамилия —...
  4. Григорий Михайлович Стрелец (настоящая фамилия писателя) родился 29 ноября 1899 г. в с. Щербанивци на Киевщине в бедной крестьянской семье....
  5. Григорій Мелехов у пошуках правди Із Григорієм Мелеховим ми знайомимося в часи його юності. На перших сторінках роману «Тихий Дон»...
  6. Реализм XX века, в отличие от реализма XIX века, не противостоит другим литературным направлениям, а взаимодействует с ними. Как правило,...
  7. Дата рождения — 23 декабря — 1904 Дата смерти — 01 марта — 1938 Вже протягом кількох десятиліть постать Григорія...
  8. В первых своих опытах в прозе Тургенев шел по следам Лермонтова, от которого он взял романтический ореол вокруг своих первых...
  9. Сочинение-размышление на примере произведений «На дне» и «Гнусный обманщик». Концепция пьесы М. Горького «На дне» основана на двух понятиях —...
  10. Ы Повествование ведется от лица водопроводчика Григория Ивановича. Он рассказывает, к чему его привело увлечение аристократкой. Он советует не связываться...
  11. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  12. Большой путь проходит каждый читатель романа Сервантеса «Дон Кихот» хитросплетениями ума и воображения рыцаря из Ламанчи. Много поколений до нас...
  13. Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. Сенека. Человек рождается не просто для того, чтобы...
  14. Один из основателей экспериментального театра «Арте нуэво», где в конце 40-х годов была осуществлена постановка нескольких его пьес в «авангардистском»...
  15. В сложной структуре романа «В поисках утраченного времени» нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. «Я»...
  16. В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле...
  17. В верховьях Днепра на берегу реки Припять стоит живописный город Чернобыль. Он старинный — свое летосчисление он начинает с 1118...
  18. Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» — один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших...

Жизнь прожить — не поле перейти.

Народная пословица

Драматические судьбы основных действующих лиц, же-стокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, отражают в романе Шолохова «Тихий Дон» мучи-тельные поиски исторической правды на пути строитель-ства народом новой жизни.

Григорий Мелехов — настоящий донской казак, хозяй-ственный и трудолюбивый, замечательный охотник, наезд-ник, рыболов. До войны и революции он вполне счастлив и беззаботен. Горячая приверженность к воинской службе, славе выручает его в первых испытаниях, на полях крова-вых сражений в 1914 году.

Но Григорий не хочет крови и этим отличается от остальных. Он не желает и войны, но постепенно заме-чает, что все его таланты, его жизнь, молодость уходят в опасное ремесло убивания людей. Мелехову некогда побыть дома, нет времени и возможности уделить внима-ния семье, любящим его людям. Окружающая его жес-токость, грязь, насилие заставили Григория по-новому посмотреть на жизнь.

В госпитале, где Мелехов находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него появляется сомнение относительно правильности сохранения вернос-ти царю, воинскому долгу.

1917 год застал Григория в беспорядочных и мучи-тельных попытках определиться в это «смутное время». Но его ошибка в том, что он пытается отличить правду по внешним признакам, не вникая в суть. Сначала Мелехов сражается за красных, но убийство ими безоружных плен-ных отталкивает его, и когда большевики приходят в его родной хутор, творя грабежи и насилие, он с холодной яро-стью вступает в борьбу с ними. И снова не знает, что де-лать и как поступить.

Глубинные сомнения отталкивают Мелехова и от крас-ных, и от белых: «Все они одинаковы... Все они — ярмо на шее казачества». В это время мучительных раздумий Григорий узнает о восстании казаков против большевиков в верховьях Дона и выступает на стороне восставших. Он думает: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боро-лись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отбить жизнь, право на нее; надо биться крепко, не кача-ясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость дает борьба».

Разжалование, смерть жены и многие другие болезнен-ные удары судьбы впоследствии доводят Григория Меле-хова до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного, героически воюет с поляка-ми, желая очиститься этим перед большевиками.

Но для Григория нет спасения в советской действи-тельности, где даже нейтралитет считается преступлени-ем. И он завидует белогвардейцам, думая, что им с самого начала было все ясно, «а мне и доселе все неясное. У них прямые дороги... а я с 17-го хожу по вилюжинам как пьяный, качаясь».

Пытаясь избавиться от сомнений, Григорий бежит с род-ного хутора, но после долгих скитаний, тоски по детям, по Аксинье, тайно возвращается, чтобы забрать любимую жен-щину. Он хочет начать новую жизнь в надежде пробрать-ся на Кубань. Но счастье длится недолго: в дороге их настигает конная застава, Аксинья погибает. Григорию больше некуда и незачем торопиться. Материал с сайта

Неделями скрываясь в лесной чаще, Григорий испы-тывает нестерпимое желание «походить... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать».

Мелехов возвращается в родной хутор. «Вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей, со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

В образе Григория Мелехова М. Шолохов воплотил бес-конечные поиски простым народом исторической правды, позволяющей построить честный, светлый, справедливый и счастливый мир для большинства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • григорий мелехов в поисках правды
  • что отталкивало григорий мелехова от белых
  • «григорий мелехов в поисках правды»
  • григорий мелехов в госпитале (кн. 1. финал).
  • сочинение на тему григорий мелехов в поисках правды в романе тихий дон

Григорий Мелехов – один из центральных персонажей в эпическом произведении М. Шолохова «Тихий Дон». Роман-эпопея является настоящей энциклопедией народной жизни в переломный период русской истории. Григорий – собирательный образ человека, который оказался перед нелегким выбором между взаимоисключающими взглядами.

Мелехов – типичный представитель казачества, связанный с ним многовековыми традициями и обычаями. Он не представляет себе жизни в отрыве от своих национальных корней. Григорий наделен всеми качествами настоящего казака. Он - мужественный и отважный человек, готовый поддержать товарища в любой ситуации.

Вместе с тем Мелехову присуще неосознанное стремление к правде и справедливости. Если подавляющее число казаков без раздумий встают на сторону белого движения просто в силу незыблемых традиций, то Григорий хочет самостоятельно во всем разобраться.

Переломом в душе Мелехова становится Первая мировая война. Участвуя в боевых действиях, он сразу обращает на себя внимание своим бесстрашием. При этом в его душе зарождается сомнение в справедливости войны вообще. Мелехов понимает, что генералам глубоко плевать на страдания простых солдат.

С этого времени Мелехов уже не чувствует спокойствия. Он признается себе и окружающим, что потерял устойчивую опору в жизни. Традиции казачества оказались иллюзией, не дающей истинного ощущения правды. Душа Григория мечется в поисках выхода. Его духовная опустошенность постепенно наполняется лозунгами красного движения. Мелехову кажется, что он нашел то, к чему стремился.

В рядах большевиков Григорий продолжает совершать подвиги. Но и борьба за очередную правду оборачивается кровью невинных людей. Мелехов понимает, что помимо красных и белых, которые одинаково творят жестокости и беззакония, должна существовать какая-то «настоящая» правда. Она выше политических убеждений и исходит из души человека.

Автор не ставит точки в судьбе Мелехова, давая читателю возможность самому разобраться в проблеме поиска правды. Внутренняя борьба Григория – важная философская тема. Проблема нелегкого выбора может коснуться любого человека.

2 Вариант

Что такое правда? Какая она? Каждый из нас, наверное, ответит на этот вопрос по-своему и будет прав, потому что это понятие противоречивое и неоднозначное. Как отличить правду от лжи? Какой выбор сделать? Одни сразу определяются с выбором, а другие мечутся, сомневаются в правильности сделанного ими выбора. Их душу терзают сомнения, и они начинают мучительные поиски правды. Иногда на это уходит целая жизнь.

Одним из таких правдоискателей является Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Познакомившись с произведением, мы узнаем о нем следующее: родился в потомственной семье донских казаков, имевших крепкое хозяйство, материальный достаток. От предков он унаследовал такие качества характера, как честность, любовь к крестьянскому труду, сострадание, гордость и независимость. Отличался от других казаков храбростью, глубиной чувств, добротой. Главная черта его характера состояла в том, что он постоянно пытается найти свою истину, ради которой стоило служить и ради чего стоило жить. Не приемлет неправду.

Первая мировая война стала началом жизненных испытаний героя. Она разделила казаков на красных и белых, поставив каждого перед выбором. Наш герой не смог сам разобраться во всём происходящем, он не встретил такого человека, который бы смог ему всё объяснить простым и доступным ему языком. Бывало так, что он смутно чувствовал правду, а как это доказать, не знал, поэтому вынужден был подчиниться, с чем внутренне был не согласен. Оказавшись на войне, Григорий проявляет себя как смелый и решительный человек, никогда не прячется за спины других, но быстро разочаровывается. Он чувствует, что все делает неправильно. Для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна. Ему хочется найти такую правду, которая будет приемлема для всех и всем будет хорошо.

Получив ранение, Мелехов попадает в госпиталь, где знакомится с большевиком Гаранжой. Под его влиянием происходит прозрение героя, который все больше убеждается в том, что жил в иллюзиях, далёких от реальности. Он понял смысл империалистической войны и возненавидел её.

Поиски правды наиболее обостряются в период Гражданской войны. Встреча с Ефимом Извариным посеяла в душе Григория сомнения, он пытается с ним спорить, но полуграмотный, терпит фиаско в словесных баталиях со своим противником, у него не хватает знаний для того, чтобы доказать свою правду.

Таким образом, путь к правде был для Григория долгим, мучительным, сложным, но на этом пути он остался человеком.

Мелехов ищет правду

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» является отличным примером произведения, затрагивающего почти все проблемы человечества. Читая данный роман порою сложно понять, что является главной темой данного произведения, однако путём тщательного анализа произведения можно выделить поиск личностью главного героя своего места в мире как самую упоминаемую в тексте.

Главным героем романа выступил Григорий Малехов. На его нелёгком жизненном пути встретилось большое количество испытаний, связанных с жизнью в начале двадцатого века – в кровавое время воин и больших перемен. Будучи участником боевых действий Григорий добился больших успехов: получил звание офицера, был удостоен множества наград, но при этом не достиг главной цели жизни. Его постоянно мучил вопрос: «В чём смысл жизни?». Он так и не смог понять, зачем людям войны, зачем победы и власть. Григорий участвует в гражданской войне в 1918 году в отряде белых под командованием старшего брата. Со временем в попытках понять, кто прав в этой братоубийственной войне, а кто нет он становится бандитом, но и в таком окружении он не чувствует себя спокойно. Беспокойные мысли приходят к Григорию. Он всё никак не может найти ответа на свои вопросы. В конце концов рискуя своей жизнью он возвращается на родину в родную деревню. Встреча с родными: женой, сыном и сестрой придаёт ему сил и желания жить. Однако позже героя ждёт большая трагедия: жену убивают пулей, которая предназначалась ему самому. Он остаётся один с ребёнком, сестрой и её мужем, который на тот момент является его главным врагом.

На мой взгляд М.А. Шолохов в образе Григория вместил все черты типичного деревенского человека тех времён. Мало кто из простых крестьян понимал смысл войны, захвата власти и возможные последствия того или иного исхода войны. Малехов – человек с достаточным уровнем интеллекта так как может рассуждать на очень сложные темы, однако из-за необразованности и отсутствия жизненного опыта он не может найти себя в этой жизни. Основным препятствиям становится война. В те времена вооруженные конфликты привели не только к гибели большого количества людей, но и к печальным последствиям среди выживших.

Григорий Малехов – хороший пример того, как сильно может поломать судьбу человека война. Из-за конфликтов он теряет много времени, жену, веру в себя. К тому же ему часто приходилось убивать ради выживания, чего он явно не желал делать, что отняло у него пожалуй самое большое богатство – чистую совесть. Война превратила простого труженика Григория в трагического героя, несчастного бандита, который ищет правду жизни и всё никак не может её отыскать, обрекая себя на вечные безуспешные потуги.