Бетховен сильная личность. Почему бетховен был сильной личностью. Историческая личность: Бетховен. Основные черты музыкального языка

Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven) — великий немецкий композитор, дирижёр и пианист.

В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта Бетховена родился сын, который был назван Людвигом. Точная дата его рождения неизвестна. Сохранилась лишь запись в метрической книге боннской католической церкви Святого Ремигия о том, что Людвиг Бетховен крещен 17 декабря 1770 года. В 1774 и 1776 годах в семье появились на свет еще два мальчика Каспар Антон Карл и Николай Иоганн.

Уже ребенком Людвиг отличался редкой сосредоточенностью, упорством и замкнутостью. Отец, обнаружив у сына незаурядный талант, часами занимался с ним музыкой. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах.

До десяти лет Людвиг посещал начальную школу, где главным предметом являлась латынь, а второстепенными — арифметика и немецкое правописание. Школьные годы дали маленькому Бетховену весьма мало. Среднего образования Людвигу не удалось получить, так как семья жила в нужде. Однако, занимаясь самообразованием, через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по-латыни, переводил речи Цицерона, овладел французским и итальянским языками.

В десять лет Бетховен начал постигать тайны композиторской техники, учась у органиста и композитора Кристиана Готлиба Нефе. Обучение началось через глубокое и всестороннее изучение творчества великих композиторов. В одной из своих журнальных статей Нефе писал, что изучил с маленьким Бетховеном сборник прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха «Клавир хорошего строя». Имя Баха было в то время известно лишь узкому кругу музыкантов и высоко чтилось ими. К 1782 году относится первое известное нам сочинение Бетховена — фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера. Следующее произведение — три сонаты для клавесина — написано в 1783 году, когда Бетховену шел тринадцатый год. Материальное положение семьи было такого, что мальчик был вынужден работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста.

Окрепнув как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту — в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»

Встретиться вновь двум великим музыкантам не было суждено. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играл в оркестре на альте, выступал с концертами, давал уроки.

В эти годы Бетховен складывается как личность, формируется его мировоззрение. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора. Первый публичный концерт Бетховена состоялся в Вене в 1795 году. Затем молодой музыкант отправился в длительное путешествие — через Прагу, Нюрнберг, Лейпциг — в Берлин. Три года спустя он вновь гастролировал в Праге.

Бетховен учился у лучших музыкантов-педагогов Вены. Моцарт и Гайдн, величайшие из его предшественников, показали ему образец творческого труда в новом классическом направлении. Альбрехтсбергер основательно прошел с ним контрапункт, мастерским владением которого Бетховен справедливо прославился. Сальери обучал его искусству написания оперных партий. Алоис Ферстер учил Бетховена искусству квартетной композиции. В соединении с невероятной трудоспособностью вся эта усвоенная и переработанная им музыкальная культура сделала Бетховена образованнейшим музыкантом своей эпохи.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (а к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 — Патетической (название дано самим композитором), № 13 и № 14, обе имеют авторский подзаголовок: «Sonata quasi una Fantasia» (в духе фантазии). Сонату № 14 поэт Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось навсегда за всем произведением.

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первое венское десятилетие было написано очень много: двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

В 1796 Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Гейлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима.

В Гейлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен отделяется от мира, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы композитор работает над своей единственной оперой «Фиделио». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю, Тридцать вторую, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — Торжественная месса и Девятая симфония с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

В Австрии после поражения Наполеона был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство преследовало любую свободную мысль. Однако слава Бетховена была так велика, что правительство не посмело его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читал партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен поместил племянника в лучшие пансионы, поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но его привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером:»Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нем можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного».

Людвиг ван Бетховен для очень многих людей является настоящим воплощением классической музыки XIX века. Действительно, этот человек сумел сделать удивительно много, изменив отношение общества к самому понятию «музыка».

Поразительно, что сделать это он смог, довольно рано лишившись самого главного инструмента музыканта - слуха.

Отец и дед Людвига ван Бетховена были профессиональными певцами. Так что музыкальная карьера была ему предрешена. Первый раз он выступил перед публикой в марте 1778 года, когда ему исполнилось всего 7 лет. А в 12 лет он написал свое первое произведение - вариации на тему марша Дресслера. Однако, несмотря на то что Людвиг демонстрировал неплохие успехи в игре на скрипке и фортепиано, его интересы не ограничивались одной лишь музыкой. Он тянулся ко всем наукам, казавшимся ему интересными. Может быть, из-за этой разносторонности его прогресс в музыке был чуть медленнее, чем мог бы быть.

Сумрачный гений

Бетховен всегда отличался тем, что не желал идти проторенными путями, а пытался развивать собственные идеи, отталкиваясь от фундаментальных принципов музыки. Он стал первооткрывателем многих принципов композиции и использования музыкальных инструментов. Когда в 1787 году его впервые услышал Моцарт, великий австриец воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» И не ошибся.

В конце XVIII века вся Европа рукоплескала пианисту-виртуозу Бетховену. Но мало кто при этом любил Бетхове-на-человека. Еще с юности он отличался не самым легким нравом.

О характере Бетховена ходили легенды. Однажды он выступал на некоем светском мероприятии, и один из кавалеров принялся разговаривать с дамой, отвлекшись от музыки. Бетховен резко оборвал игру, захлопнул крышку фортепиано и во всеуслышание заявил: «Таким свиньям я играть не буду!» При этом для него не существовало ни званий, ни сословий. Бетховен выражал презрение к светским условностям как своим поведением, так и внешним видом. В сияющем и напудренном XVIII веке он позволял себе ходить небрежно одетым, со взлохмаченными волосами. Это вызывало массу конфузов и вопросов у высшего света. Однако ценители таланта композитора, среди которых были самые высокопоставленные персоны, считали, что гению позволено все. Рудольф, эрцгерцог Австрийский, который брал у Бетховена уроки игры на фортепиано, вполне официально объявил, что любые правила светского этикета не распространяются на его эксцентричного наставника.

Звон в ушах

Резкий и вспыльчивый характер Бетховена в значительной степени объяснялся состоянием его здоровья. С юных лет он страдал от сильных болей в животе, которые никак не проходили, несмотря на все усилия врачей. Но с этим еще можно было смириться. Куда более серьезной бедой стали проблемы со слухом, которые начались у Людвига в 1796 году. В результате воспаления внутреннего уха у него развилась сложная форма тиннитуса - «звона в ушах». Обычно это заболевание развивается у людей в возрасте старше 55 лет, но Бетховен начал страдать от него уже в 26.

До сих пор точно не установлено, что стало причиной воспаления, давшего такое осложнение. Среди вариантов называют сифилис, тиф, красную волчанку, однако достоверно не известно, болел ли композитор хоть одним из этих заболеваний. Зато прекрасно известно о его привычке работать по ночам и периодически окунать голову в таз с ледяной водой, чтобы отогнать сон. Возможно, именно переохлаждение дало толчок к развитию заболевания.

Постоянный звон в ушах мешал Бетховену заниматься музыкой. Чтобы победить болезнь, он надолго уединился в городке Хайлигенштадт под Веной. Но никакие рекомендации врачей не приносили облегчения. Как признавался Бетховен в письмах друзьям, отчаяние от постепенной утраты слуха не раз приводило его к мыслям о самоубийстве. Однако вера в то, что музыкальный талант дан ему свыше, позволила ему отогнать эти мрачные идеи.

Считается, что Бетховен полностью утратил слух в 1814 году. Однако уже задолго до этого он был вынужден полностью перестроить свою жизнь. Композитор пользовался набором специальных слуховых трубок, которые позволяли ему слышать музыку и речь. Однако в быту предпочитал, чтобы собеседники писали свои реплики в тетрадях. Сам он отвечал либо вслух, либо записывая свой ответ там же. Таких «разговорных тетрадей» существовало около 400, однако до нашего времени сохранилось чуть больше половины.

Глубокое понимание теории музыки и способность чувствовать мелодию «внутренним слухом» позволяли Бетховену знакомиться с музыкальными новинками, просто читая партитуру. Именно так, не слыша ни звука, он ознакомился с операми Вебера и Россини, а также песнями Шуберта.

Последний аккорд

Самое удивительное, что, потеряв слух, Бетховен не прекратил сочинять музыку. Уже утратив звуковую связь с миром, он сочинил свои самые известные произведения: сонаты, симфонии и единственную оперу «Фиделио». В своем внутреннем мире он слышал ноты и гармонии с той же отчетливостью, что и раньше. Хуже обстояло дело с выступлениями. Здесь внутренних ощущений не хватало, нужен был «внешний» слух, чтобы понимать эмоции публики. В 1811 году Бетховен был вынужден прервать исполнение своего фортепианного концерта №5 и с тех пор уже никогда не играл публично.

Глухой композитор оставался героем и кумиром для всех любителей музыки. В 1824 году на премьере его последней симфонии (Девятая симфония ре-минор) публика устроила такую бурную овацию, что полицейские чиновники потребовали прекратить аплодисменты, сочтя, что так бурно приветствовать можно лишь императора. Увы, сам Бетховен, дирижировавший оркестром и стоявший спиной к залу, не слышал этих бурных рукоплесканий. Тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к восторженной публике. Увидев рукоплещущую толпу, композитор расплакался, не в силах сдержать свои эмоции - радостные и печальные одновременно.

Болезнь сделала характер Бетховена еще более жестким, чем раньше. Он не стеснялся высказывать самую категоричную критику в адрес властей и лично императора Франца I. Считается, что многие из его «разговорных тетрадей» были сожжены друзьями, чтобы скрыть крамольные высказывания великого композитора. Существует легенда, что однажды Бетховен, прогуливаясь в компании знаменитого писателя Иоганна Вольфганга фон Гете по чешскому курорту Теплице, встретил отдыхавшего там же императора в сопровождении придворных. Гёте почтительно отступил на обочину и замер в поклоне. Бетховен же невозмутимо прошел сквозь толпу придворных, лишь слегка коснувшись рукой шляпы. То, что любому другому стоило бы головы, сошло гениальному смутьяну с рук.

Последние месяцы жизни Бетховен сильно болел и был прикован к постели. Его жизнь оборвалась 26 марта 1827 года. Он умер во время сильной грозы, и его последними словами, по некоторым сведениям, были: «На небесах я буду слышать».

Уже в наше время были проведены исследования сохранившихся образцов волос Бетховена. Оказалось, что содержание свинца в них очень высоко. Исходя из этого, была построена версия, что врач Андреас Ваврух, лечивший Бетховена от болей в животе, многократно прокалывал ему брюшину, чтобы вывести жидкость, а затем накладывал свинцовые примочки. Не исключено, что именно отравление свинцом спровоцировало как потерю слуха у композитора, так и его раннюю смерть в возрасте 56 лет.

Историк Сергей Цветков — о гордеце Бетховене: почему великому композитору было проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо», и как он становился ярым мизантропом, но при этом обожал своих друзей, племянника и маму.


Людвиг ван Бетховен с юности привык вести аскетический образ жизни. Вставал в пять-шесть утра. Умывался, завтракал крутыми яйцами с вином, пил кофе, варить который надлежало обязательно из шестидесяти зерен. В течение дня маэстро давал уроки, концерты, изучал творчество Моцарта, Гайдна и — работал, работал, работал...

Принявшись за музыкальные композиции, он до такой степени становился нечувствительным к голоду, что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья. Говорили, что он постоянно ходил небритым, считая, что бритье препятствует творческому вдохновению. А перед тем как садиться за написание музыки, композитор выливал себе на голову ведро холодной воды: это, по его мнению, должно было стимулировать работу мозга.

Один из ближайших друзей Бетховена Вегелер свидетельствует, что Бетховен «всегда бывал в кого-нибудь влюблен и большей частью в сильной степени», и даже что он редко видел Бетховена иначе, как в состоянии возбуждения, часто доходившего до пароксизма. Впрочем, это возбуждение почти не сказывалось на поведении и привычках композитора. Шиндлер, тоже близкий друг Бетховена, уверяет: «он прожил всю жизнь с девственной стыдливостью, не допустив ни малейшего приближения слабости». Даже намёк на непристойность в разговорах внушал ему отвращение

Бетховен заботился о друзьях, был очень нежен с племянником и питал глубокие чувства к матери. Единственное, чего ему не доставало — это смирения.

О том, что Бетховен — гордец, говорят все его привычки, в большинстве своем обусловленные нездоровым характером.

Его пример свидетельствует, что проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо». Да, он часто говорил любезности (к чему обязывал век), но еще чаще — грубости и колкости. Вспыхивал по любому пустяку, давал гневу полную волю, был до крайности подозрителен. Его воображаемые враги были многочисленны: он ненавидел итальянскую музыку, австрийское правительство и квартиры, выходящие окнами на северную сторону. Прислушаемся, как он бранится: «Я не могу постигнуть, как только терпит правительство эту отвратительную, постыдную дымовую трубу!» Обнаружив ошибку в нумерации своих сочинений, он взрывался: «Что за мерзкое мошенничество!» Забравшись в какой-нибудь венский погребок, он устраивался за отдельным столиком, закуривал свою длинную трубку, приказывал подать себе газеты, копченых селедок и пиво. Но если случайный сосед ему не нравился, он, ворча, убегал. Однажды в минуту ярости маэстро попытался сломать стул об голову князя Лихновского. Сам Господь Бог, с точки зрения Бетховена, всячески мешал ему, посылая то материальные проблемы, то недуги, то нелюбящих женщин, то клеветников, то плохие инструменты и плохих музыкантов и т. д.

Конечно, многое можно списать на его болезни, которые предрасполагали к мизантропии — глухота, сильная близорукость. Глухота Бетховена, по словам доктора Маража, представляла ту особенность, что «она отделяла его от внешнего мира, то есть от всего, что могло бы повлиять на его музыкальную продукцию...» («Отчеты о заседаниях Академии Наук», том 186). Доктор Андреас Игнац Ваврух, профессор венской хирургической клиники, указывал, что для возбуждения слабеющего аппетита Бетховен на тридцатом году жизни стал злоупотреблять спиртными напитками, пить много пунша. «Это явилось, — писал он, — тем изменением в образе жизни, которое и привело его на край могилы» (Бетховен умер от цирроза печени).

Однако гордость не давала Бетховену покоя еще в большей степени, чем его недомогания. Следствием повышенного самомнения были частые переезды с квартиры на квартиру, недовольство хозяевами домов, соседями, ссоры с коллегами-исполнителями, с директорами театров, с издателями, с публикой. Доходило до того, что он мог вылить на голову кухарке не понравившийся ему суп.

И как знать, сколько великолепных мелодий не родилось в голове Бетховена из-за дурного расположения духа?

Использованы материалы:
Колунов К. В. «Бог в трех действиях»;
Стрельников
Н. «Бетховен. Опыт характеристики»;
Эррио Э. «Жизнь Бетховена».

«Понятие личности» - Задание «Разбери по буквам». Субъект. Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: «Личность есть вершинный уровень развития человека. «Психология личности». Индивидуальность отстаивают». Личностью становятся. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность».

«Развитие личности» - Модель структуры личности по К. К. Платонову: Ведущий принцип школьного обучения: Непрерывное развитие всей совокупности качеств личности. Гармонично развитая личность. Развитие личности учащихся общеобразовательной школы. Схема доклада: Уровень темперамента личности. Принципы и формы работы, направленные на развитие личности ребенка.

«Винсент ван Гог» - В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. 1 октября 1864 года ван Гог уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Ван Гог почти не играл с другими детьми. Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей... Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий.

«Биография личности» - Содержание программы по изучению биографического материала. Страницы биографии – знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. 5-6 класс – период «наивного реализма» Интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя.

«Биография Бетховена» - С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. О композиторе. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. БЕТХОВЕН Людвиг Ван (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Великий и всегда известный.

«Структура личности» - В.Н.Мясищев. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. 3. Фрейд. структура личности 3. Фрейда. К.Г. Юнг (1875-1961). 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. 2. «Факторная» стратегия изучения черт личности. Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального.

Л. В. Бетховен – немецкий композитор, представитель венской классической школы (родился в Бонне, но большую часть жизни провёл в Вене – с 1792 г.).

Музыкальное мышление Бетховена представляет собой сложный синтез:

Ø творческих завоеваний венских классиков (Глюк, Гайдн, Моцарт);

Ø искусства французской революции;

Ø нового зарождавшегося в 20-е гг. XIX в. художественного направления – романтизма.

Сочинения Бетховена несут на себе отпечаток идеологии, эстетики и искусства эпохи Просвещения. Этим в значительной мере объясняется логичность мышления композитора, ясность форм, продуманность всего художественного замысла и отдельных деталей произведений.

Примечательно и то, что полнее всего Бетховен проявил себя в жанрах сонаты и симфонии (жанры, характерные для классиков). У Бетховена впервые получил распространение т.н. «конфликтный симфонизм», основанный на противопоставлении и столкновении ярко контрастных музыкальных образов. Чем драматичнее конфликт, тем сложнее процесс развития, который у Бетховена становится основной движущей силой.

Идеи и искусство Великой французской революции наложили отпечаток и на многие творения Бетховена. От опер Керубини идёт прямой путь к опере «Фиделио» Бетховена.

В сочинениях композитора нашли претворение призывные интонации и чеканные ритмы, широкое мелодическое дыхание и мощная инструментовка гимнов песен, маршей и опер этой эпохи. Они преобразили стиль Бетховена. Именно поэтому музыкальный язык композитора хотя и связан с искусством венских классиков, вместе с тем глубоко отличался от него. В произведениях Бетховена, в отличие от Гайдна и Моцарта, редко встречается изысканная орнаментика, плавный ритмический рисунок, камерная, прозрачная фактура, уравновешенность и симметрия музыкального тематизма.

Композитор новой эпохи, Бетховен находит для выражения своих мыслей иные интонации – динамичные, беспокойные, резкие. Звучание его музыки становится гораздо более насыщенным, плотным, драматически контрастным. Его музыкальные темы приобретают небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту.

Слушателей, воспитанных на классицизме XVIII века, ошеломляла и часто вызывала непонимание эмоциональная сила музыки Бетховена, проявляющаяся то в бурном драматизме, то в грандиозном эпическом размахе, то в проникновенной лирике. Но именно эти качества искусства Бетховена восхищали музыкантов-романтиков. И хотя связь Бетховена с романтизмом бесспорна, его искусство по своим главным очертаниям не совпадает с ним. Целиком оно не укладывается и в рамки классицизма. Ибо Бетховен, как мало кто другой, неповторим, индивидуален и многогранен.

Темы творчества Бетховена:

Ø В центре внимания Бетховена – жизнь героя, протекающая в непрестанной борьбе за всеобщее прекрасное будущее. Героическая идея красной нитью проходит через всё творчество Бетховена. Бетховенский герой неотделим от народа. В служении человечеству, в завоевании для него свободы, он видит цель своей жизни. Но путь к цели лежит через тернии, борьбу, страдания. Нередко герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Тяготение Бетховена к героическим образам и идее борьбы обусловлено, с одной стороны, складом его личности, сложной судьбой, борьбой с ней, постоянным преодолением трудностей; с другой – воздействием на мировоззрение композитора идей Великой французской революции.

Ø Богатейшее отражение нашла в творчестве Бетховена и тема природы (6 симфония «Пасторальная», соната № 15 «Пасторальная», соната № 21 «Аврора», 4 симфония, многие медленные части сонат, симфоний, квартетов). Бетховену чуждо пассивное созерцание: покой и тишина природы помогают глубже осмыслить волнующие вопросы, собрать мысли и внутренние силы для жизненной борьбы.

Ø Глубоко проникает Бетховен и в сферу человеческих чувств. Но, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует всё того же героя, способного стихийность чувств подчинить требованиям рассудка.

Основные черты музыкального языка:

Ø Мелодика . Первооснова его мелодики – в трубных сигналах и фанфарах, в призывных ораторских возгласах и маршевых оборотах. Часто используется движение по звукам трезвучия (Г. П. «Героической симфонии»; тема финала 5 симфонии, Г.П. I ч. 9 симфонии). Цезуры Бетховена – это знаки препинания в речи. Ферматы у Бетховена – это паузы после патетических вопросов. Музыкальные темы Бетховена часто состоят из контрастных элементов. Контрастное строение тем встречается и у предшественников Бетховена (особенно у Моцарта), но у Бетховена это становится уже закономерностью. Контрастность внутри темы перерастает в конфликт Г.П. и П.П. в сонатной форме, динамизирует все разделы сонатного аллегро.

Ø Метроритм. Из того же источника рождаются и бетховенские ритмы. Ритм несёт в себе заряд мужественности, воли, активности.

§ Маршевые ритмы чрезвычайно распространены

§ Танцевальные ритмы (в картинах народного веселья – финал 7 симфонии, финал сонаты «Аврора», когда после долгих страданий и борьбы наступает момент торжества и радости.

Ø Гармония. При простоте аккордовой вертикали (аккорды основных функций, лаконичное использование неаккордовых звуков) – контрастно-драматургическая трактовка гармонической последовательности (связь с принципом конфликтной драматургии). Резкие, смелые модуляции в отдалённые тональности (в отличие от пластичных модуляций Моцарта). В поздних произведениях Бетховен предвосхищает черты романтической гармонии: полифонизированная ткань, обилие неаккородвых звуков, изысканные гармонические последования.

Ø Музыкальные формы бетховенских произведений – это грандиозные конструкции. «Это Шекспир масс» - писал о Бетховене В. Стасов. «Моцарт отвечал только за отдельные личности… Бетховен же думал об истории и всём человечестве». Бетховен является создателем формы свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3 и 4 части 9 симфонии). Ему принадлежит заслуга введения вариационной формы в крупную форму.

Ø Музыкальные жанры. Бетховен разрабатывал большинство существовавших музыкальных жанров. Основа его творчества – инструментальная музыка.

Список сочинений Бетховена:

Оркестровая музыка:

Симфонии – 9;

Увертюры: «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» - 4 варианта к опере «Фиделио»;

Концерты: 5 фортепианных, 1 скрипичный, 1 тройной – для скрипки, виолончели и фортепиано.

Фортепианная музыка:

32 сонаты;

22 вариационных цикла (в т.ч. 32 вариации c-moll);

Багатели (в т.ч. «К Элизе»).

Камерно-ансамблевая музыка:

Сонаты для скрипки и фортепиано (в т.ч «Крейцерова» № 9); виолончели и фортепиано;

16 струнных квартетов.

Вокальная музыка:

Опера «Фиделио»;

Песни, в т.ч. цикл «К далёкой возлюбленной», обработки народных песен: шотландских, ирландских и др.;

2 мессы: C-dur и Торжественная месса;

оратория «Христос на Масличной горе».