Историческое развитие струнных смычковых инструментов. Смычковые музыкальные инструменты

В хордофонах , как следует из их названия (от греч. "хорда" — струна), звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн:

1) через воздействие на них смычка: скрипка,виола да гамба, равель, ребек:

Скрипка

виола да гамба

ребек

2) с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором). В этом случае инструменты могут иметь шейку, гриф и резонаторы — лютня, гитара, мандолина:

Лютня.

Гитара.

Мандолина.

или не иметь шейки с грифом, а представлять собой только лишь гармонический ящик или резонатор, как, например,кифары :

Струнные инструменты могут быть щипковыми (перебор струн) — псалтерионы, гусли, цитра:

Псалтерион.

Цитра

Гусли.

или ударными дульсема, цимбалон :



Цимбалон.

Стоит отметить, что в Средневековье "потомки" ударных струнных инструментов получили клавишный механизм. Таким образом, прямым наследством средневековых псалтерионов и цитр мы должны считать клавесин, спинет и верджинел, ввиду того, что их струны ударяются маленькими медиаторами.

клавесин

Спинет.

Верджинел.

Между тем к "генеалогии" дульсемы принадлежат клавикорды, пианино и рояль .

Клавикорд.

Пианино.

Рояль.

Струнные смычковые инструменты.

Звучание струнных смычковых инструментов.

Cмычковые инструменты известны с VIII в., и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток — в музыкальные культуры Индии и Китая, в то же время по персидскому пути — на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон , прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам, прежде всего к равелям (трехструнная пастушеская скрипка). Лижерика - тоже старинный трехструнный инструмент Хорватии. Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу.

Но самым значимым смычковым инструментом Средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула .

В действительности от названного инструмента в конце XV в. произошла виола да гамба , известная также в Кастилии как виуэла де пиерна , смычковая виуэла или виолон , инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко.

Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопроано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапозон виолы был закреплен ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.). Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен — Коломба (ум. между 1691 и 1701), Де Маши (1685 — 1692), Луи де Ка д"Эрвелуа (1670 или 1680 — ок. 1760), Антуан Форкере (1671 или 1672 — 1745) и Марен Маре (1656 — 1728). Также в Англии XVI — XVII вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол: Тобиас Хьюм (ок. 1569 — 1645), Орландо Гиббонс (1583 — 1625), Кристофер Тай (1498 — 1572), Метью Локк (ок. 1630 — 1677), Генри Перселл (ок. 1659 — 1695) и Джон Дженкинс (1592 — 1678).

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов — семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель и контрабас) . Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемленный корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

Контрабас, виолончель, альт, скрипка (слева — направо)

Tomaso Albinoni — Adagio — String Quartet

Наконец, среди семейства струнных смычковых инструментов следует упомянуть так называемую виолу де руэда (колесная виола), производную от средневекового инструмента, называвшегося "органиструм".

Звук у этого инструмента извлекается посредством трения о струны колеса, приводимого в действие рукояткой. Начав вращаться, колесо задевает струны и издает звук, который напоминает (в известной степени) звук волынки. Инструмент имел несколько разных басовых струн и, кроме того, две мелодические струны в унисон. Хотя его происхождение связывают с монастырской музыкой, он быстро стал народным инструментом, типичным для бродячих музыкантов, которые его использовали для аккомпанемента своему пению.

Струнные щипковые инструменты.

Щипковые хордофоны были известны также с древности.

Звучание струнных щипковых инструментов.

Уже в III тысячелетии до н.э. инструмент наподобие лиры был очень популярен в Месопотамии. Вывезенный в Грецию, он был здесь усовершенствован и позже распространен и в Риме. Согласно мифу, первая лира была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Она имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной. Сначала для натяжения струн использовали деревянные и костяные колки, позднее — металлические.

К древним струнным щипковым инструментам относится также кифара, обладающая узким прямоугольным деревянным корпусом (резонатором), двумя ручками, прикрепленными к корпусу в продольном направлении, и перекладиной, соединяющей ручки. Струны были одинаковой длины, но разной толщины, что позволяло регулировать высоту звука.

Другая ветвь струнных щипковых инструментов — арфы упоминаются уже в Книге Самуила (Ветхий завет). Также эти инструменты были известны в Месопотамии, в Африке и некоторых частях Азии. Позднее Арфа проникла в Европу, а в V в. стала известна в Ирландии.

Необходимо упомянуть также лютню, которая была очень популярна во всех музыкальных культурах мира.

Allemande performed by Robert Barto on Baroque Lute. This sonata can be heard on the Naxos recording "Weiss volume 8" 8.570109

Но наиболее популярной из группы щипковых хордафонов является, несомненно, гитара. Правда, в эпоху Возрождения гитара уступала в популярности виоле и лютне.

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

  • смычковые;
  • щипковые.

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них - скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле - поддерживать мощную басовую опору.

Скрипка, виолончель, контрабас. Пожалуй, самые известные инструменты, на которых играют смычком. И то, не многие знают, что контрабас – это тоже смычковый инструмент. Большинство привыкли видеть контрабас в руках чернокожего дяди с сигарой в зубах, неторопливо щипающего струны. Но тем не менее. Смычковых в Мире великое множество.

Большинство из них — это народные инструменты, которые не претерпели никаких существенных конструктивных изменений со временем, и дошли до наших дней почти в том же виде, в каком они были сотни лет назад. Наша эпоха повсеместной электрификации породила электроверсии скрипки и контрабаса, что открыло перед исполнителями абсолютно новое и обширное поле для экспериментов, учитывая огромное количество дополнительных обработок к ним. Как бы то ни было, принцип работы этих инструментов остаётся одинаковым и неизменным для всех.

Рассмотрим скрипку и смычок для неё.

С конструкцией скрипки всё более-менее понятно – деревянный полый корпус, гриф, колки, струны. Со смычком тоже – деревянная трость, вдоль которой натянут пучок конских волос.

Самый интересный вопрос – это процесс звукообразования. Смычком водят по струнам в оба направления, другой рукой зажимая их. Появляется звук, по сути – скрип. Колебания от струн передаются в корпус, который начинает резонировать и, за счёт этого, мы можем слышать звук скрипки.

Рассмотрим подробнее.

Конский волос, который образует полотно смычка, довольно грубый по своей фактуре и имеет зазубрины, которые можно увидеть под микроскопом. Плюс – предварительно его натирают канифолью, для улучшения сцепления со струной. Сами струны производят различными способами и из различных материалов. Самым распространённым материалом для скрипичных струн является метал, нейлоновые полимеры и жилы животных.

Да, жилы животных. С таких струн всё началось и их производят до сих пор, добавляя в волокна различные капроновые нити, подвергая всевозможной обработке для улучшения прочности и нанося дополнительную обмотку из различных материалов.

Так вот.

Смычок, при движении в одну из сторон, слегка подкручивает струну, за счёт сцепления и своей фактуры, но, в момент предельного сопротивления, струна срывается и проскальзывает, при трении создавая колебания, и, соответственно, звук.


Это всё происходит очень быстро и звук воспринимается однородным. Чем короче струна, тем больше колебаний она совершает, соответственно, звук становится выше. Таким образом, скрипач, зажимая струну на грифе в разных местах, регулирует звуковысотность инструмента.

Смычковые инструменты являются безладовыми. Это означает, что высоту звука скрипач регулирует, ориентируясь сперва на свой слух, а в дальнейшем на опыт.

И это не удивительно, так как механизм действия очень схож, с той разницей, что голосовые связки раскачивает воздух из лёгких, а скрипичную струну смычок, при этом, та самая безладовость инструмента привносит некой спонтанности в исполнение, так как малейшее движение пальцев скрипача, которые зажимают струну, влияют на её длину, а значит и на высоту звука.

Люди же не машины, и именно это, с технической точки зрения, несовершенство, добавляет обаяния в музыку, ведь так или иначе, беря в руки инструмент и начиная на нём играть, человек отражается в звуке полностью, как в зеркале…

Тем более, если это звук скрипки.

Струнными называют музыкальные инструменты, в которых источником звука является колебание струн. В системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля - Закса они получили название «хордофоны».

История возникновения струнных инструментов

Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.

А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание. На этом принципе построена конструкция струнно-смычковых инструментов.

Смычковые струнные инструменты

Одними из первых смычковых инструментов были виолы. Как отдельное семейство они возникли в 15 веке. Виолам характерен нежный матовый тембр слабой силы. Они представлены несколькими разновидностями: альтовые, дискантовые, контрабасовые, теноровые. Каждой подгруппе характерен свой размер и, соответственно, высота звучания. Виолы принято держать вертикально, на коленях либо между ними.

Появившись в 15 веке, быстро приобрела популярность во всей Европе, благодаря сильному звуку и виртуозным возможностям. В итальянском городе Кремоне появились целые семьи мастеров скрипичных дел, чьи скрипки по сей день считаются эталоном. Это всем известные фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, сформировавшие так называемую кремонскую школу. И сегодня играть на скрипке Страдивари - большая честь для самых именитых музыкантов всего мира.

Вслед за скрипкой появились другие смычковые инструменты - альт, контрабас, виолончель. Они сходны по тембру и форме, но различаются между собой размерами. Высота звука будет зависеть от длины струн и размеров корпуса: контрабас дает низкую ноту, а скрипка звучит минимум на две октавы выше.

По очертаниям струнно-смычковые инструменты напоминают виолу, только с более изящными формами и круглыми «плечами». Выделяется среди них контрабас, которому делают «покатые» плечи, чтобы позволить музыканту дотянуться до струн.

Для разных смычковых инструментов характерен разный способ расположения: компактные альт и скрипка удобно держать на плече, а вот громоздкие контрабас и виолончель ставят вертикально на пол или специальную подставку.

И еще один важный факт: именно струнно-смычковым инструментом обычно доверяется главная роль в оркестре.

Струнные щипковые инструменты

Второй подвид струнных музыкальных инструментов, щипковые - это сольные, часто любительские, инструменты. Самым распространенным среди них является гитара, применяемая в различных музыкальных жанрах начиная с 15 века и по сегодняшний день.

К этому же типу инструментов относят балалайки, гусли, домры и их разновидности - от пикколо до контрабаса. Они особенно популярны в фольклорных оркестрах, реже используются в симфонических.