Социальное прогнозирование: анализ методов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Прогнозирование и проектирование

Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, которые позволяют на основе анализа эндогенных (отражающих собственные свойства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) значащих переменных объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определенной достоверности относительно перспектив их развития (по Р.В. Ленькову).

По оценкам отечественных и зарубежных ученых, сегодня насчитывается 150-200 различных методов научного прогнозирования. Однако число методов, которые можно назвать базисными и наиболее распространенными в практике социальной прогностики, значительно меньше и достигает 15-20 .

Чрезвычайное многообразие методов было вызвано уникальностью и сложностью социальных систем. С одной стороны, при социальном прогнозировании необходимо получение качественной содержательной информации об объекте, а с другой - возможность дальнейшей ее формализации для получения количественных оценок и статистических данных.

Методы прогнозирования могут быть классифицированы по различным признакам и основаниям: а) по степени формализации; б) принципам действия; в) способам получения и обработки информации; г) направлениям и назначениям прогнозирования; д) процедуре получения параметров прогнозной модели и др.

Традиционное социальное прогнозирование использует такие методы, как экстраполяция, моделирование, метод экспертных оценок. Однако сегодня палитра методов настолько обширна, что требуется составить их классификацию (табл. 9.2).

Теперь коротко о каждом из них.

Очень широко в прогнозировании используются экспертные методы - начиная от аналитических записок и заседаний круглых столов с целью согласования мнений и выработки обоснованного решения до специальных экспертных оценок, призванных дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Качество экспертной оценки, ее надежность и обоснованность в решающей степени зависят от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных заключений, которые включают следующие этапы: отбор состава экспертов и оценка их компетентности; составление анкет для опроса экспертов; получение экспертных заключений; оценка согласованности мнений экспертов; оценка достоверности результатов; составление программы для обработки экспертных заключений.

Таблица 9.2

Методы прогнозирования (на основе материалов Р.В. Ленькова)

Экспертные

Интуитивные

Индивидуальные экспертные оценки

Коллективные экспертные оценки

Аналитиче-

Метод написания сценария

Метод Дельфи

Морфологический анализ

Дерево целей

Матричные методы

Методы аналогий

Фактографические

Статистиче-

Методы экстраполяции

Интерполяционные методы

Корреляционные и регрессионные методы

Опережающие

Методы динамики патентования

Решение такой непростой задачи, как прогнозирование новых направлений, необходимое для определения перспектив, тенденций, требует более совершенных научно-организационных методов получения экспертных оценок.

Один из них - метод Дельфи, который предусматривает сложную процедуру получения и обработки ответов. Этот метод был разработан в 1950-1960 гг. в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войн. Особенностями метода являются заочность, многоуровневость, анонимность. Суть его состоит в том, чтобы с помощью серии последовательных действий - опросов, интервью, мозговых штурмов - добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью метода Дельфи проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами (рис. 9.6).

Особенностью метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто не связанных друг с другом и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа экспертов. Метод исключает непосредственный контакт экспертов между собой, и следовательно, групповое влияние, конформизм, возникающие при совместной работе, позволяют избегать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций, дают возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).

Прогнозы, получаемые с помощью метода Дельфи, строятся на исследовании и достоверном знании с учетом взглядов и мнений экспертов относительно будущего состояния объекта. При этом большую роль играет интуиция, которая может подсказать правильное решение, поскольку основывается на опыте эксперта. Вместе с тем изучение интуитивных прогнозов обнаруживает, что «они представляют собой скорее беспорядочные обрывки систематического мышления, некритические экстраполяции нынешнего состояния дел и повторения других прогнозов» (Э. Янч, 1974).

Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень

Рис. 9.6.

неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д. При написании сценариев обязательно заводится какое-либо условие. Например: в каком направлении может пойти социальное развитие России, если будет работать закон о налогах, если будет качественное образование, если снизится влияние теневой экономики, если сократится преступность.

Метод морфологического анализа - упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизирующей информации по всем возможным вариантам его развития, основан на опыте и интуиции. Включает в себя следующие приемы:

  • ? систематизированное рассмотрение характеристик объекта;
  • ? стремление не пропустить ни одной из них;
  • ? ничего не отбрасывать без предварительного исследования.

В результате создается новая информация об изучаемом объекте и выражается оценка всех возможных альтернатив.

Метод экстраполяции - его суть состоит в построении рядов (статистических или логических) показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты перспективы прогноза. В социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограниченны. Это вызвано рядом причин. Социальные процессы не всегда развиваются по кривым, близким к логико-математическим функциям. Неучет этого приводит к упрощенным схемам прогнозов и соответственно к серьезным ошибкам.

Огромную роль в социальном прогнозировании играет морфологический синтез, который предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Этот метод предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или оценки. Данный метод отвечает на следующие типы вопросов: 1) какие средства необходимы для получения прогнозной информации; 2) какова последовательность наступления событий; 3) как проследить применение всех средств, всех методов, всех этапов решения данной проблемы? Но особенно значимо в этом методе требование не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования.

В числе методов, применяемых в социальном прогнозировании, значительную роль играют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние интересуемого объекта исследования - социального процесса или явления. Основное значение прогнозного сценария связано с определением перспектив и основных векторов развития, а также с выявлением основных факторов фона развития и критериев для оценки уровней достижения цели.

Кроме того, используется структурно-логическое прогнозирование. Этот метод связан с необходимостью и возможностью решения проблемы при сохранении функций, но при изменении структуры и значений параметра объекта прогнозирования за время упреждения. При этом используется качественная логическая и количественная информация, математическая теория графов. Прогнозные графы могут быть ориентированными или неориентированными, содержать или не содержать циклы, быть связанными или несвязанными и т.д. Совместно с деревом целей они определяют развитие объекта в целом, участвуют в формулировке прогнозных целей, выработке сценария, в определении уровней и критериев эффективности прогнозов.

Дерево целей - метод прогнозирования, который состоит в том, что конечная цель делится на ряд составляющих, каждая из которых тоже делится на более частные и т.д. Использование этого метода позволяет системно проследить порядок движения к заданной цели и выработать желаемую последовательность шагов, этапов продвижения.

Метод моделирования связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать наиболее эффективный для данных условий вариант. Модель является важным инструментом научной абстракции, позволяющим выделить, обособить и проанализировать существенные для исследователя характеристики объекта, его свойства, взаимосвязи элементов по цепочке «причина - следствие», структурные и функциональные параметры. Модель всегда упрощает действительность, следовательно, смоделировать явление означает описать его в обобщенной форме: воспроизвести функции объекта («функциональная аналогия»), раскрыть внутреннюю структуру («структурная аналогия») или оценить динамику его развития в целом («аналогия отношений», «аналогия внешней формы», «субстрактная аналогия») (по Г.Я. Буш).

Прогностические модели имеют свои особенности, состоящие прежде всего в том, что моделируется ожидаемое, предстоящее развитие объекта. Модель здесь выступает в роли некоторой вспомогательной гипотезы, поэтому ее построение отличается дополнительными трудностями.

Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность как зависимость получения максимального результата от минимальной затраты ресурсов. Метод моделирования позволяет рассматривать систему, которая со временем может менять свое состояние, и этим процессом можно управлять. Метод моделирования основан в большей степени на математическом моделировании, однако все эти методы имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Бесспорно, использование моделей повышает точность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый. Однако как метод моделирование может страдать недостаточной точностью и эластичностью при прогнозе, особенно на длительный период.

Очень подробно достоинства и недостатки всех методов описаны у Р.В. Ленькова . Группа методов аналитического моделирования считается, по его мнению, достаточно эффективным средством прогнозного исследования. Преимуществом этой группы методов, отличающим ее, в частности от методов интуитивного прогнозирования, является то, что возрастает объективность прогноза, расширяются возможности рассмотрения различных вариантов развития объекта. Однако при формализации многое остается за пределами анализа, и чем больше степень абстрагирования, тем беднее сама модель.

Существенным дополнением к традиционным, классическим методам является и метод трендового моделирования. Тренд характеризует основную закономерность движения во времени, существующую динамику развития объекта в целом, в некоторой степени свободную от случайных воздействий.

Последнее время получили распространение комплексное прогнозирование, социальное прогнозирование в которых представляет лишь одно из направлений. К комплексным системам прогнозирования относят одну из новейших технологий прогнозирования Форсайт, или созидательную технологию воздействия на будущее.

Форсайт (от англ, foresight - взгляд в будущее) - одна из новейших технологий предвидения технологических процессов, будущего развития явлений технического, социального, ментального характера. Зародившись в 1950-е гг., получает все более широкое распространение в настоящее время. Фактически это инструмент, увязывающий алгоритмы различных методов прогнозирования (метода Дельфи, написания сценариев и др.) с общими подходами к управлению социально-экономическим развитием общества и интересами национального бизнеса.

Особенностью Форсайта является активный прогноз, включающий в себя элементы действенного влияния на будущее, предполагающий активное познание и видение средне- и долгосрочной перспективы, ведущий к формированию стратегических областей научных исследований и появлению базовых технологий, направленных на получение крупнейших экономических и социальных выгод (Б. Мартин).

Первые масштабные инициативы по определению приоритетных областей развития науки предприняла в 1950-е гг. американская корпорация RAND, позже эту идею подхватили в Японии, где начиная с 1970 г. каждые пять лет проводились масштабные исследования долгосрочных перспектив развития сферы науки и технологий. В начале 1980-х гг. в США стартовал национальный проект по разработке «критических технологий». А к середине 1990-х к поиску приоритетов инновационного развития подключились многие страны Европы, Азии, Латинской Америки, в том числе государства с переходной экономикой .

Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии ориентирован на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, метод Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT -анализ (применяется в системе стратегического планирования), мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину интересуемого явления, привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2 тыс. экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тыс. экспертов.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование, поскольку он позволяет проводить оценку возможных перспектив инновационного развития, очерчивая не только возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества; конкретные форсайт-проекты включают проведение опросов заинтересованных групп населения (жителей региона, молодежи и др.) в решении их проблем или проблем конкретного региона; также Форсайт нацелен на желаемый результат, разработку практических мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Основными принципами инструментария Форсайта являются:

  • ? вовлеченность (commitment) общественных сил (бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества) в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработку более полного комплексного видения будущего, достижение консенсуса и согласования путей достижения будущего;
  • Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1. С. 8-15.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ЦСП и М, 2013,с. 89-90.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Сущность и общая характеристика социального прогнозирования

Заключение

Список литературы

Введение

социальный прогнозирование моделирование экспертиза

На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который связан с управлением процессом.

1. Возникновение социального прогнозирования

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 - 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.

2. Сущность и общая характеристика социального прогнозирования

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.

Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определенными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний. Можно сделать вывод, что предсказание - это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Схематически процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1)выбор объекта социального прогнозирования: это может быть любой социальный объект, начиная от индивида и заканчивая человечеством как составной частью ноосферы;

2)выбор направления исследования: экономическое, юридическое, собственно социальное и т.д., в разных уровнях социальной сферы очень трудно выдержать «чистую» линию прогнозного исследования, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер;

3)подготовка и обработка информации по прогнозной базе, соответствующая требованиям информация - одна из гарантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент социального прогнозирования;

4)выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечает требованию научности исследования.

5)собственно прогнозное исследование;

6)обработка результатов, анализ полученной информации, относящейся к проблеме исследования;

7)определение достоверности прогноза.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному следованию предоставляется лишь по прошествии того времени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.

В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой.

Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности.

Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории дей-ствия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения - достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично.

1. В социальной сфере улучшение положения одних людей может создавать напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное решение одних социальных проблем может порождать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

- оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

3. Способы социального прогнозирования

В настоящее время насчитывается около 150 методов и процедур прогнозирования. Их подразделяют на различные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, в основе которых лежат как эмпирические, так и теоретические методы.

К общенаучным методам относятся: анализ, синтез, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, экспериментирование и др. Интернаучные представлены мозговой атакой, методом Дельфи, к ним же относятся утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы представляют прогнозы по изобарическим картам, тестам и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к разработке все новых и новых технологий социального прогнозирования, накопляет достаточно большой и емкий научный потенциал, раскрывающий содержание как социальных позиций, так и социологического характера проблем. Поэтапное создание парадигмы нелогично по самой своей сущности. Сложность заключается в представлении характеристики таких технологий, а не в их применении.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

1. Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что следующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно построить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения.

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

«Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке».

Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектировании. Приемы моделирования способны облегчить задачи проектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходуизложения своей точки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обыденных форм визуализации, широко применяемой в моделировании. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться и где ждать успеха, а где провала.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия.

Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению. Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта.

Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется.

Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны.

При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза.

Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией.

Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

Заключение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

- экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

- моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

в) прогнозная оценка эксперта.

Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

- как действительно может протекать развитие;

- каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Список литературы

Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1995

Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы прогностических исследований в социальной сфере. Возникновение и влияние социального прогнозирования. Основы социального прогнозирования. Методы социального прогнозирования. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2008

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Социальное прогнозирование как метод научного познания. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования. Основные способы получения прогнозной информации. Основные преимущества коллективных экспертных оценок. Метод прогнозной экстраполяции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2016

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Основные предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования как инструмента обоснования социальной политики государства. Система социальных прогнозов и программ в Российской Федерации. Прогнозные расчеты показателей социального развития.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Сущность, истоки возникновения и развитие социального прогнозирования: понятия, термины, этапы и функции. СП на рубеже 19-20 столетий, Римский клуб и его роль в исследованиях. Дети-сироты как объект социальной работы, проблемы и программа их адаптации.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Методы прогнозирования. Результаты прогнозов и требования к ним. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. Теоретические основы социального проектирования.

    реферат , добавлен 15.03.2005

    Определение вариантов развития. Изучение потребностей и интересов различных категорий людей, их сознания и социально значимого поведения. Сущность социального прогнозирования. Этапы процедуры прогнозирования. Закономерности общественного развития.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках. Роль интуиции в социальном предвидении. Сравнительное планирование и моделирование. Технологическая культура. Методы социального прогнозирования: краткая характеристика.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Роль социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом. Методы построения прогнозов. Экспертная оценка-значение и функции экспертной оценки и ее отличия от информации массового опроса. Ценность социального прогнозирования.

Социальное прогнозирование – междисциплинарный комплекс исследований, связанных с определением вариантов развития социальных процессов и выбора наиболее приемлемых, способных обеспечить их реализацию.

Виды социальных прогнозов

Метод прогнозирования: прогнозная экстраполяция метод экспертных оценок, «мозговая атака», метод Дельфи и т.п.

Социальное прогнозирование – предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

Метод прогнозной экстраполяции;

Метод экспертных оценок;

Коллективная экспертиза, мозговая стадия;

Метод моделирований;

Метод математического моделирования.

Слово «прогнозирование » происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который свя­зан с управлением процессом.

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии како­го-либо явления в будущем .

В узком значении прогнозирова­ние означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количес­твенными оценками и с указанием более или менее опреде­ленных сроков изменения этого явления .

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содей­ствовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходи­мых путей и средств претворения в жизнь намечаемой програм­мы действии.

Под прогнозом сле­дует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности . Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о буду­щем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную мо­дель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достовернос­ти высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным явля­ется то, что прогнозирование исходит из многозначности раз­вития.

Прогноз имеет конкретный харак­тер и обязательно связан с определенны­ми количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний.

Можно сделать вывод, что предсказание – это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное про­гнозирование - определение вариантов развития и выбор на­иболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, време­ни и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность воз­можных решений.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, спе­цифические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую сте­пень вероятности . Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возмож­ных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматри­ваемую систему, правильно определить вероятностные количе­ственные и качественные параметры ее развития в перспекти­ве, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает ди­рективным характером.

В заключение можно сказать, что ка­чественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей об­щество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пре­делах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия про­гнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предви­дение социальных явлений и процессов и управление ими тесно свя­заны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный про­цесс, мы можем активно содействовать его развитию, способст­вовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сфе­рах смысл нововведения - достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематич­но. Чем это определяется?

1. В социальной сфере улучшение положения одних людей мо­жет создавать напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное решение одних социальных проблем может порож­дать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования : эк­страполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, мо­делирование и экспертизу является достаточно условной, по­скольку прогностические модели предполагают экстраполя­цию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогно­зов также используются методы аналогии, дедукции, индук­ции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнози­ровании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процес­са), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что сле­дующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квад­раты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расче­тах будущей численности населения, его половозрастной и семей­ной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рас­считано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно пост-
роить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экст­раполяции как метода прогнозирования в некотором роде ог­раничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного раз­вития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные осо­бенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (умень­шенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструирован­ный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоин­ство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социаль­ном проектировании точнее говорить, что созданная на основе за­мысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огруб­ляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектиро­ванию и прогнозированию.

«Укоренившееся со школьных лет представление о том, что мо­дель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке».

Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектиро­вании. Приемы моделирования способны облегчить задачи про­ектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходу изложения своей точ­ки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обы­денных форм визуализации, широко применяемой в моделирова­нии. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться и где ждать успеха, а где провала.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только вы­работать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и спо­собы достижения согласия.

Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр.

Анализ и моделирование социальных систем в последнее вре­мя разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экс­пертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определен­ности параметров, подлежащих изучению.

Экспертиза в контексте исследований по искусственному ин­теллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или пло­хо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело обще­системный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания зада­чи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Среди основных видов социального прогнозирования выделяют следующие виды: поисковый прогноз, нормативный прогноз.

Под поисковым прогнозом понимается обозначение потенциальных состояний объекта исследования в будущем на основе анализа тенденций его развития в прошлом и настоящем. При использовании поискового прогноза в качестве вида прогнозирования исследователь пытается исходить из такого прогноза, чья реализация будет являться выражением желаемых целей и включать в себя ряд наиболее вероятных состояний социального объекта, которые можно анализировать с различных позиций. В итоге подобного поиска должно образоваться “дерево возможных результатов” с определением в нем приоритетов, значимости ключевых и производных условий их достижения.

Под нормативным прогнозированием понимается определение необходимых и достаточных средств для достижения возможных состояний объекта или желаемой цели. Данный вид предполагает более однозначную картину возможного социального будущего, а, следовательно, и более конкретные формы противостояния тем процессам, которые для общества будут опасными.

Само социальное прогнозирование по времени упреждения может быть: 1) оперативным (условно в пределах года); 2) краткосрочным (от года до пяти лет); 3) среднесрочным (от пяти до пятнадцати лет); 4) долгосрочным (свыше пятнадцати лет).

13 Типовая методика прогнозирования

Типовая методика со­циального прогнозирования, содержит 44 операции, сведенные в семь процедур:

1. Разработка программы исследования (предпрогнозная ори­ентация): определение и уточнение объекта, предмета, цели, за­дач, структуры, рабочих гипотез, методики и организации иссле­дования.

2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ: уточне­ние параметров «инновационного поля», формулирование аль­тернативных вариантов, ранжирование их на основании приори­тетности.

3. Построение модели прогнозного фона и ее анализ: рассмот­рение внешних факторов, влияющих на судьбу нововведения, определение возможных последствий нововведения для систе­мы (стандартный прогнозный фон содержит семь групп данных: 1) научно-технические и экологические, 2) демографические, 3) эко­номические, 4) социологические, 5) социокультурные, 6) внутри­политические, 7) внешнеполитические).

4. Поисковый прогноз: вариативное непосредственное «взвеши­вание» последствий намечаемого нововведения с определением «дерева проблем».

5. Нормативный прогноз: определение возможных путей реше­ния проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инно­вация; коррекция данных «взвешивания» последствий, получен­ных в прогнозном поиске.

6. Верификация прогноза: определение степени его достоверно­сти, точности и обоснованности.

14 Основные методы социального прогнозирования.

Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

Факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

Направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

Особенности, специфика развития наиболее важных составных;

Наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

Определяется круг экспертов;

Выявляются проблемы;

Намечается план и время действий;

Разрабатываются критерии для экспертных оценок;

Обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Понятие «социальное прогнозирование»

Изначально социальное прогнозирование получило название «футурология». С латинского оно переводится как учение о будущем.

Определение 1

В широком смысле этого слова, футурология выступает в качестве исследования будущих событий и явлений, а также социального устройства; и создания представления о будущем всего человечества, опираясь на опыт прошлого и происходящие события в настоящем. В узком же смысле, футурология может считать отдельной областью научного знания, которая включает в себя всю совокупность перспектив развития отдельного человека или всего общества в целом.

Футурология также может быть сразу нескольких видов:

  • Религиозная футурология;
  • Художественная футурология;
  • Научная футурология.

Прогнозирование, а также процесс, которые выстраивается на его основе – выработка прогноза – это вероятность суждения о состоянии конкретного явления или процесса, но уже в будущем, с учетом его нынешнего состояния и возможностей развития. Также прогнозирование – это один из метод научного исследования, которые позволяет выявить перспективы развития определенного явления. Преимущественно прогнозирование связано с количественными показателями, нежели с качественными, но при этом оно совершенно не исключает и их значимость. В целом, как мы ранее указали, прогнозирование (футурология) осуществляется на нескольких основных уровнях:

  1. Бытовой уровень (например, использование народных примет для определения погоды, урожайности);
  2. Художественная литература (определение вымысла, интуиция);
  3. Строгие рациональные формы (научное прогнозирование, которые используют ученые в различных сферах жизни человека).

Что касается прогнозирования, которое относится к развитию социальных явлений и процессов, то оно носит название «социальное прогнозирование». Состояние общества, его развитие в будущем всегда было объектом исследований. Прогнозирование в социальной сфере напрямую связано с целеполаганием, а также планированием, программированием тех или иных явлений, проектирование и управлением, что будет очень эффективно сказываться на достижении именно того результата, который наиболее благоприятен и ожидаем.

Социальное прогнозирование может быть сразу нескольких типов. Во-первых, это поисковые прогнозы, которые осуществляются для поиска совершенно новых тенденций или альтернатив развития. Во-вторых, нормативные прогнозы – прогнозирование возможности появления и внедрения новейших норм, традиций и правил в обществе. В-третьих, аналитические прогнозы - поиск вероятных следствий, которые порождаются реальными причинами тех или иных процессов и явлений. Последний тип прогноза – прогнозы-предостережения, которые направлены на выявление и предупреждение наиболее нежелательных путей развития процессов и явлений в обществе.

Ключевые методы футурологии

Замечание 1

Для осуществления социального прогнозирования чаще всего используют как качественные, так и количественные методы социологического исследования. прогнозирование само по себе выступает в качестве отдельного метода, а также способа исследования какого-либо объекта прогнозирования. Он направлен на то, чтобы выявить тенденции развития и разработать прогноз по наиболее благоприятным способам улучшения ситуации в будущем. Совокупность всех правил, методов, а также используемых приемов составляет методику социального прогнозирования.

Одним из наиболее распространенных методов социального прогнозирования является метод экспертных оценок. Чаще всего он используется в рамках организации долгосрочных прогнозов. В данном случае прогнозирование осуществляется на основе мнения, которое высказывает эксперт данной области. Перед ним ставится задача, и после ее анализа производится создание прогноза (причем, как благоприятного, так и нежелательного). Отметим, что эксперт – это специалист с достаточным уровнем знаний и квалификации, который относится к проблемной сфере.

Экспертные оценки также могут быть индивидуальными или коллективными. К методам индивидуальных экспертных оценок относят следующие: аналитический метод (анализ какой-либо ситуации, составление аналитической записки по результатам исследования); метод интервьюирования – осуществление непосредственного контакта с экспертом по принципу «вопрос-ответ»; метод написания сценария (определение логики развития того или иного процесса или явления с учетом времени и различных внешних факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние).

Что касается метода коллективных экспертных оценок, то здесь также следует обратить внимание на достаточно разветвленную структуру. Во-первых, сюда входит метод комиссий (так называемое коллективное совещание, в ходе которого определяется актуальная проблема, выявляется процесс, его нынешнее состояние и возможные состояния в будущем); метод «Дельфи» - он состоит в том, что необходимо организовать систематический сбор экспертных оценок, обеспечить их математическую и статистическую обработку, а затем уже корректировку экспертами своих собственных оценок на основе результатов каждого цикла обработки данных.

Методика экспертной работы при организации социального прогнозирования может включать в себя несколько ключевых этапов, которые связаны друг с другом. Если один этап будет упущен, то есть вероятность некорректных результатов прогнозирования. К этапам следует отнести следующие:

  • Определение круга экспертов в той или иной области по изучаемой проблеме, процессу или явлению;
  • Выявление круга проблем или одной актуальной проблемы, которая должна быть разрешена и спрогнозированы ее возможные последствия;
  • Обсуждение плана действий а также временного промежутка;
  • Разработка критериев, которые будут использоваться дл создания экспертных оценок;
  • Обозначение форм и способов, в которых будут выражены результаты экспертизы. Это может быть написание аналитической записки, организация «круглого стола» с дальнейшим обсуждением и дискуссией, научная конференция, публикация в сборнике или выступление экспертов с представлением результатов их работы – презентация.