Мамонтов меценат краткая биография. Савва Мамонтов: исключительный тип. Банкротство и последние годы

90 лет назад, 6 апреля 1918 г., умер Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный деятель, крупный промышленник

Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября (по старому стилю 3 октября) 1841 года в Ялуторовске Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье.

Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Успешно продолжая отцовское дело железнодорожного строительства, С.Мамонтов создал крупное состояние, разбогатев на железнодорожном строительстве. Был главным акционером общества Московско‑Ярославско‑Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно‑Сибирских чугуноплавильных заводов.

Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики.

В 1870‑1890 годах его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие).

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.

В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно‑театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля.

Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), основателем Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.

Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи и, наконец, кавалером ордена Владимира 4‑й степени. Он был также автором книги "О железнодорожном хозяйстве России".

В начале 1990‑х годов С.Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско ‑Ярославско‑Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Из‑за нехватки финансовых вложений, связанных с промышленным кризисом в 1899 году С.Мамонтов разорился.

С.И. Мамонтов умер 6 апреля 1918 года после длительной болезни в Москве в доме у Бутырской заставы. Похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.

Мамонтовский период усадьбы Абрамцево. Село Абрамцево (до 2004 года ‑ дачный посёлок) расположено в городском поселении Хотьково Сергиево‑Посадского района Московской области.

Впервые Абрамцево упоминается в XIV веке. Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 года, когда его приобретает писатель С.Аксаков, которого посещали многие литераторы, актеры, философы, историки, некоторые даже подолгу жили в гостеприимном аксаковском доме.

В 1870 году, через 11 лет после смерти Аксакова, имение Абрамцево было приобретено крупным предпринимателем и любителем искусства Саввой Ивановичем Мамонтовым, которому усадьба принадлежала до 1900 года. Увлекавшийся пением, музыкой и ваянием Мамонтов привлек к себе молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники, в красной гостиной старинной усадьбы собирались его друзья: И.Е. Репин, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский, В.А.Серов, В.А.Коровин, И.И.Левитан, Ф.И.Шаляпин и многие другие. В 1878 году здесь образовалось своеобразное творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства под названием «Абрамцевский Художественный кружок», сыгравший большую роль в развитии национальной художественной культуры России конца XIX- начала XX века. Членов этого кружка объединяло общее стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» являлось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники, которые отдых совмещали с работой. В окрестностях Абрамцева В.Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Аленушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал в столовой Абрамцевского дома. Здесь же устраивались совместные вечерние чтения, которые незаметно вылились сначала в домашний театр, где при участии Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучал на всю Россию голос и имя Ф.Шаляпина, а волшебные декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир. Здесь возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей.

Пытаясь возродить художественные кустарные промыслы, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно‑резчицкую и керамическую. Благодаря им в конце XIX века в окрестностях усадьбы возникла школа абрамцево‑кудринской резьбы по дереву. Возникновение промысла тесно связано с Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе Мамонтова в 1882 году столярно‑резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско‑кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно‑промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична

В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР "О преобразовании музея‑усадьбы, Абрамцево" в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник "Абрамцево".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Савва Мамонтов родился 2 октября 1841 года в купеческой семье. Его отец, Иван Федорович Мамонтов, занимался винным откупом в Тобольской губернии. Именно здесь у него и его жены Марии Тихоновны Лахтиной родился четвертый ребенок - Савва. Всего у супругов было семеро детей, но две дочери умерли еще в детстве. В 1843 году Иван Федорович стал купцом первой гильдии, а в 1849 году вместе с семьей он переехал в Москву, где возглавил все откупное хозяйство Московской губернии. И в Сибири, и в Москве дела у Ивана Тимофеевича шли хорошо, благодаря чему семья могла жить на широкую ногу. На первой Мещанской улице Мамонтовы арендовали роскошный особняк, где устраивались балы и званые вечера. Некоторое время спустя в Москву переехал и брат Ивана Тимофеевич, Николай Тимофеевич, также купец и предприниматель.

Образ жизни братьев Мамонтовых, несмотря на их принадлежность к купечеству, сильно отличался от того, как жили другие представители этого класса. Важное место в их жизни занимало искусство, литература, музыка, театр. По воспоминаниям современников Иван Федорович манерами и внешностью больше походил не на купца, а на английского премьера. Особо влиятельных связей среди московских предпринимателей и купечества Мамонтовы не имели. Во-первых, они сами к этому не слишком стремились, а местные торговцы и промышленники не очень благосклонно относились к богатым приезжим откупщикам. Надо сказать, что спустя десять-пятнадцать лет Мамонтовы уже прочно закрепились и в Москве, завоевали авторитет и заняли видное место в купеческой среде и в городском управлении.

Но вернемся к истории жизни сына Ивана Тимофеевича - Саввы Мамонтова. После переезда в Москву методы воспитания детей в семье несколько изменились. Старшим сыновьям (Федору, Анатолию и Савве) наняли гувернера. Им стал выпускник Дерптского университета Ф.Б. Шпехт, который обучал мальчиков европейским манерам и иностранным языкам. Вместе с тем, в ходу оставались и старые способы - за ослушание или нерадивость детей укладывали на кровать и секли.

В 1852 году после смерти Марии Тихоновны Иван Федорович с детьми переехал в большой, но менее великолепный дом на Новой Басманной. Отец всерьез волновался о судьбе своих сыновей, и хотел дать мальчикам хорошее образование. Савву и Анатолия отец отдал на обучение во Вторую Московскую гимназию, располагавшуюся на Елоховской улице. В гимназии Савва успехами в учебе не отличился, и через год отец перевел его в петербургский Институт Корпуса гражданских инженеров (Горный корпус). Это было очень перспективное решение - в России как раз начинало развиваться железнодорожное строительство, и важность инженерной профессии постоянно росла.

В 1854 году Савва вместе с двумя двоюродными братьями выдержал экзамен и был зачислен в корпус. Учащиеся Горного корпуса получали общие и специальные профессиональные знания, а также проходили военную подготовку. При выпуске им присваивался чин. Савва Мамонтов проучился в Петербурге два года. Преподаватели отмечали его хорошее поведение, но недостаточное прилежание. Дело в том, что Савва предпочитал заниматься только теми предметами, которые его интересовали. Например, его увлекающаяся натура была покорена немецким языком. Савва быстро его выучил, и имел по этому предмету высшие баллы, в то же время по латыни у него были только двойки и тройки. Такое положение вещей не устраивало отца, и он писал 14-летнему Савве: "Я благословляю тебя, прошу и приказываю бросить лень, учиться хорошо и баллами в успехах показать мне, что ты послушный и заботливый к исполнению отцовских приказаний сын". Обучение в Горном корпусе закончилось внезапно. Во время эпидемии скарлатины умер двоюродный брат Саввы, Валерьян, и Иван Федорович решил забрать сына в безопасную Москву, чтобы продолжить его обучение в той же Второй гимназии, в которой Савва учился до отъезда в Санкт-Петербург.

В 1860 году, когда Савве было уже почти 19 лет, он провалил экзамен по латыни в выпускном 7-м классе, не получил свидетельство и был оставлен на второй год. Однако, знающие люди порекомендовали отцу способ, как обойти эту проблему. Для поступления в петербургский университет свидетельство об окончании гимназии не требовалось, туда и поступил Савва. Латынь на вступительном экзамене за него сдал другой учащийся. Поступив в университет, Савва затем перевелся на юридический факультет Московского университета, где и начал учиться с большим интересом.

Уже тогда Савва Мамонтов начал серьезно увлекаться театром. В его дневнике за 1858 год можно найти отзывы о многих спектаклях, по которым можно судить, насколько большую роль играл театр в жизни студента. Из дневников можно многое узнать и о том, как протекала жизнь Саввы в кругу семьи. Например, 31 января 1858 г. он записал: "Сегодня утром ходил к Александру (двоюродный брат, Александр Николаевич. — А. Б.) на фабрику, у него был Булахов, он пробовал мой голос, говорит, что у меня баритон и может образоваться хороший голос, если мне им заниматься".

В середине 19 века Мамонтовы приобрели дом на Воронцовом поле и подмосковное имение Киреево возле Химок. В этом имении останавливались некоторые декабристы, которые возвращались в Москву после амнистии. Иван Тимофеевич продолжал успешно заниматься предпринимательством, а Савва Иванович жил своими интересами. Он стал не только театральным зрителем, но и принимал участие в любительских театральных постановках. Все это волновало отца. Поскольку старшие сыновья не имели склонностей к предпринимательству, то надежда была только на Савву. Театральные занятия сына все больше беспокоили Ивана Тимофеевича, и, чтобы отвадить его от столичных развлечений, он направил его в Баку по делам Закаспийского товарищества. Это случилось в 1862 году, а в 1863 руководители товарищества назначили Савву Ивановича заведующим Центральным отделением фирмы, расположенным в Москве.

В 1864 году Савва Мамонтов приехал в Италию, чтобы немного поправить здоровье и познакомиться с тонкостями торговли шелком. Ломбардия и ее столица Милан были известными европейскими центрами шелководства и шелкоткачества. Кроме того, именно в Милане располагался знаменитый театр Ла Скала - сердце мировой оперы. Были ли от этой поездки какие-то деловые результаты - не известно, но известно, что в Италии Савва Иванович серьезно увлекся оперой и даже стал брать уроки пения. К своим занятиям он относился со здоровой долей юмора. Мамонтов писал, что извозчики, стоянка которых располагалась под окнами, где он занимался пением, не выдерживали и разъезжались. Первая поездка в Италию ознаменовалась для Саввы Мамонтова и еще одним важным событием - здесь он познакомился с дочерью известного московского купца, крупного шелкоторговца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, которая впоследствии стала его женой. Елизавета Сапожкова не отличалась красотой, но была очень хорошо воспитана, образованна, обладала сердечным и открытым нравом. Сапожковы занимали очень высокое положение в обществе, и их согласие на брак дочери с Саввой стало подтверждением авторитета Мамонтовых. Иван Федорович высоко оценил 17-летнюю Лизу Сапожкову, и безоговорочно одобрил выбор сына. После свадьбы молодожены несколько недель прожили в Кирееве, а затем отправились в свадебное путешествие по Италии.

По возвращении из-за границы Савва с женой поселились на Садово-Спасской, в доме, который приобрел для них Иван Тимофеевич Мамонтов. В 1860-е годы Иван Тимофеевич тесно сотрудничал с Ф.В. Чижовым, бывшим профессором математики, находившимся в дружеских отношениях с Гоголем, Аксаковым, Поленовым и другими известными представителями искусства и культуры. Чижов симпатизировал Савве Мамонтову, и на протяжении долгого времени был его наставником и покровителем.

В 1869 году Иван Тимофеевич Мамонтов умер, и Савве пришлось самому вести дела. Не без помощи Чижова молодой Мамонтов приобретал новый опыт и добивался успехов в области предпринимательства. Так, в 1872 году по рекомендации Чижова Савва Мамонтов стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В то же время, он являлся владельцем торговой конторы, специализировавшейся на поставках строительных материалов. Приблизительно в это же время Мамонтов начал активно участвовать в общественной жизни.

После смерти Ивана Тимофеевича Киреево отошло к его сыну Федору, а Савва Иванович с Елизаветой Григорьевной приобрели у писателя С.Т. Аксакова его усадьбу Абрамцево. Чета Мамонтовых считала, что дети должны расти в простой и здоровой обстановке, поэтому дом за городом был прекрасным решением. Из воспоминаний Елизаветы Григорьевны можно узнать, что несмотря на живописную местность, сразу перебираться в Абрамцево было нельзя, так как дом был настолько ветхим, что нуждался в капитальной переделке. Со временем Савва Иванович, отличавшийся постоянной жаждой деятельности, превратил Абрамцево в цветущую усадьбу. Помимо усадебного дома здесь построили больницу, школу, мост, плотину на реке Воре, улучшили дорогу, оборудовали мастерские для художников. Также в Абрамцеве появилась новая церковь, оранжерея и сад.

Савва Иванович испытывал искреннюю заинтересованность к людям искусства, и они ему отвечали взаимностью. Так возник "мамонтовский кружок", в который входили многие выдающиеся деятели российской культуры конца 19 века. После очередной поездки в Италию в 1874 году Савва Мамонтов очень тяжело переживал возвращение к обычным деловым будням в России. Он начал задумываться о том, что у семьи уже вполне достаточно средств для безбедного существования, и, возможно, стоит ограничить свою деловую активность, чтобы иметь больше времени для себя и своих близких. В то же время, его деятельная и увлекающаяся натура стремилась к большому и важному делу. Таким делом для него на некоторое время стала постройка Донецкой каменноугольной железной дороги. Это предприятие принесло Мамонтову всероссийскую известность. Дорога была достроена в 1882 году, а в начале 1990-х ее выкупило государство.

Предпринимательская деятельность Мамонтова прекрасно уживалась с его духовными и интеллектуальными интересами. Он был в курсе самых последних течений в изобразительном искусстве и литературе, находился в родстве с Третьяковым и хорошо знал его собрание. В круг общения Мамонтова входили А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.И. Суриков, Н.В. Неврев, В.А. Серов, К.А. Коровин и многие другие. Савва Иванович при необходимости оказывал художникам не только моральную, но и материальную поддержку. Некоторые из них подолгу жили в доме Мамонтова в Москве и в Абрамцеве. Савва Иванович мог различить в еще не признанном художнике талант. Он помогал встать на ноги Врубелю, Васнецову, Серову, Коровину. В Абрамцеве были созданы многие произведения искусства, прославившие впоследствии своих авторов.

Несмотря на то, что Мамонтов целенаправленно не занимался коллекционированием, его постоянно окружали произведения искусства. Многие художники сами дарили ему свои работы, некоторые картины Савва Иванович и его жена покупали сами. Таким образом, постепенно сформировалась коллекция, в которую входило большое число ценных произведений живописи.

Савва Мамонтов сделал многое для пропаганды творчества художников-передвижников. В 1880 году он за свой счет издал альбом "Рисунки русских художников". Также Мамонтов помогал организовывать художественные выставки в Москве, совместно с княгиней М.К. Тенишевой финансировал издание журнала "Мир искусства", внес несколько десятков тысяч рублей в фонд Музея изящных искусств и был избран членом-учредителем Комитета по устройству музея.

В доме Мамонтовых часто звучала музыка. Здесь проходили музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Бетховена, Шумана, Моцарта, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского и других композиторов. Иногда перед гостями выступал сам Савва Тимофеевич, который обладал вокальным талантом. Ставили у Морозовых и домашние спектакли, в одном из которых в 1878 году принимал участие 17-летний К.С. Алексеев, впоследствии известный как Станиславский.

Мамонтова беспокоила мысль о том, что просвещенная российская публика достаточно пренебрежительно относится к отечественному оперному искусству, и в начале 1880-х годов он решил заняться крупными оперными постановками. Вместе с дирижером Н.С. Кротковым он начал собирать труппу. В 1882 году частные театральные труппы были разрешены законодательно, и Мамонтов первым осмелился учредить оперный театр совершенно нового типа. До этого русские оперные постановки были ориентированы на правильное выпевание нот, Савва Иванович же задумал создать на сцене цельное произведение, в котором принимали бы участие на равных певцы, актеры, музыканты и художники. Это была совершенно новая задача, и решать ее пришлось без опоры на опыт.

В труппу Московской частной русской оперы было решено набирать молодых певцов, которые еще не выступали на казенной сцене. В новом театре Мамонтов официально не занимал никаких постов, но он принимал самое активное участие в репетициях, руководил актерами, говорил им, что "опера не есть концерт в костюмах на фоне декораций". Для начала было решено поставить три оперы: "Русалка" А.С. Даргомыжского, "Фауст" Ш. Гуно и "Виндзорские проказницы" О. Николаи. Первый спектакль "Русалка" прошел в январе 1885 года в здании Лианозовского театра. Рисунки для костюмов и декорации создавал художник В.М. Васнецов, декорации писали молодые К.А. Коровин, И.И. Левитан, Н.П. Чехов. Они же оформляли "Фауста" и "Виндзорских проказниц" по эскизам В. Д. Поленова. Именно благодаря Савве Мамонтову появилось понятие "театральный художник". До этого серьезные художники не занимались театром, а театральные декорации создавали декораторы, задачей которых было более-менее похоже изобразить средневековый замок, античные руины или итальянский пейзаж - стандартные иллюстрации к оперным темам. При таком серьезном подходе к организации театра, казалось бы, он должен был иметь огромный успех, тем более, что задолго до открытия по Москве ходило множество слухов о новшествах в театре "железнодорожного короля". Несмотря на то, что все билеты на премьеру были раскуплены, успеха постановка не имела, и в дальнейшем зрительные места в зале часто оставались пустыми, а в прессе появлялись довольно острые критические заметки. Отчасти они были справедливы, у первых постановок театра Мамонтова имелись недостатки. В первую очередь - это невысокий уровень мастерства артистов, которые еще не научились "петь, играя", но цели Мамонтова были гораздо более далекоидущими и глобальными. Большинство, в том числе и родственники, осуждало Савву Ивановича, считая занятие театром недостойным для делового человека такого масштаба.

Много времени и сил пришлось потратить, прежде чем мамонтовская опера стала собирать восторженные отзывы. В 1898 году гастроли мамонтовского театра с успехом прошли в Санкт-Петербурге, после чего была опубликована восторженная статья В.В. Стасова, в которой он высоко оценил роль Мамонтова в развитии русской оперы. Именно благодаря Савве Ивановичу загорелась сценическая звезда Шаляпина, стал известен талант дирижера и композитора Рахманинова, нашла своего слушателя музыка Мусоргского и Римского-Корсакова.

Создание частной оперы и ее дальнейшая материальная поддержка, прежде чем спектакли стали окупаться, нуждалось в крупных и регулярных затратах. Точных данных о том, во что все это обходилось Савве Мамонтову, не сохранилось. Только путем приблизительного анализа и некоторых слухов можно предполагать, что в первый год основания театра Мамонтов потратил на него около трех миллионов рублей, а ведь на этом его вложения не закончились, и продолжались на протяжении нескольких лет. Надо заметить, что театральное меценатство Мамонтова было совершенно бескорыстным, он не имел никакой выгоды от этого предприятия. Со временем способности, художественный вкус и чутье Мамонтова в творческой среде оценили по достоинству, и по многим вопросам спрашивали у него мнения и света. Например, Станиславский называл Савву Ивановича своим учителем эстетики.

Но меценатство Мамонтова было направлено не только на искусство, он долгое время был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве. В качестве душеприказчиков Чижова Савва Иванович занимался учреждением учебных заведений в северных губерниях, в том числе Костромского промышленного училища им. Ф.В. Чижова, где был избран пожизненным почетным попечителем. Мамонтов стал организатором либеральной газеты "Россия" в Санкт-Петербурге. Газета быстро стала популярной, и просуществовала несколько лет. В 1902 году ее закрыли за фельетон А.В. Амфитеатрова "Господа Обмановы", в котором высмеивались члены царской семьи.

Все благотворительные начинания Мамонтова требовали больших финансовых расходов, а средства можно было получить в процессе предпринимательской деятельности, которой Мамонтов продолжал заниматься. В начале 1990-х годов правление Московско-Ярославской дороги решило продлить железнодорожную линию до Архангельска. Это был сложный и трудоемкий проект, который не сулил никаких крупных дивидендов в обозримом будущем. Но Савва Мамонтов взялся за него, посчитав, что развитие надежного железнодорожного сообщения поможет хозяйственному росту отдаленных русских областей. Он возглавил правление Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а также привлек к делу своего младшего брата Николая и сына Всеволода, а затем и Сергея.

Новый участок дороги был достроен в 1897 году, а через год по ней началось регулярное движение. Осуществление этого масштабного проекта было единогласно одобрено всеми, кто понимал важность экономического прогресса страны. Сам же Мамонтов просто делал нужное дело, не стремясь к наградам, чинам или званиям, хотя, за свою деятельность он все равно не оставался без них. Так, в 1896 году по инициативе министра финансов С.Ю. Витте, Мамонтов получил престижное звание мануфактур-советника, а через год, также благодаря Витте, Савва Иванович был награжден орденом Владимира четвертой степени.

Общество железной дороги в этот период процветало, его чистый доход за 1898 год составлял 5,2 миллиона рублей. Логично предположить, что при таких доходах, часть которых оседала в семье Мамонтовых, можно было быть совершенно уверенными в собственном благосостоянии, но многочисленные идеи и проекты Саввы Ивановича постоянно требовали новых и новых расходов.

В начале 1890-х готов Мамонтов параллельно с железнодорожными делами приступает к осуществлению грандиозной экономической комбинации, которая в конце концов привела его к краху. Суть предприятия заключалась в создании конгломерата связанных между собой промышленных и транспортных предприятий.

Еще в 1890 году Мамонтов арендовал у государства почти заброшенный Невский судостроительный и механический завод в Петербурге, и на его базе организовал "Московское товарищество Невского механического завода". Товарищество должно было заниматься обеспечением железных дорог подвижным составом. Для того, чтобы обеспечивать это производство сырьем, Мамонтов приобрел в Иркутской губернии Николаевский металлургический завод (преобразованный в общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов). В обоих случаях во главе предприятий встал Савва Иванович Мамонтов. Ничего подобного до Мамонтова еще никто не делал, и в случае успеха был бы образован крупный концерн.

Чтобы поднять все свои промышленные предприятия на современный уровень, нужна была их полная модернизация. Эта задача требовала огромных капиталовложений и, возможно, Мамонтов просто не до конца оценил серьезность предстоящей работы. Личных средств оказалось недостаточно, не хватало и личного контроля, а также компетентных и честных сотрудников. Часть средств просто растрачивалась впустую, но все это Мамонтова не останавливало. Он продолжал упорствовать в своем начинании и начал финансировать предприятия из кассы Московско-Ярославско-Архангельской дороги, а также изыскивал денежные средства на стороне. В этом случае интуиция подвела Мамонтова, а одной из причин стало отсутствие надежного источника кредитования. Он не имел тесных отношений с банками. По совету Витте Мамонтов обратился за помощью в другим крупным промышленникам, но они видели в нем серьезного конкурента, так что не в их интересах было помогать Савве Ивановичу.

В конце 1890-х годов Мамонтов также задумал грандиозный проект - строительство огромного культурного центра с современной гостиницей, ресторанами, художественными галереями, помещениями для спортивных состязаний и, конечно же, театром. Этот комплекс должны были построить на месте нынешней гостиницы Метрополь. С 1830-х годов это была трехэтажная гостиница с банями, принадлежавшая купцу Челышеву. Здание было построено известным архитектором Осипом Бове. Мамонтов выкупил и гостиницу, и прилегающую к ней территорию для реализации своего плана. Конкурс на лучший проект проводился в 1899 году, выиграли его архитекторы Л.В. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Однако Савве Мамонтову больше понравился проект Вильяма Валькота, который занял четвертое место. Строительство началось сразу же. Старую гостиницу не сносили, ее должны были перестроить и объединить при помощи общих фасадов с новыми корпусами. Как раз в это время у Саввы Ивановича начались финансовые проблемы, и Метрополь остался недостроенным. В дальнейшем Метрополь перешел к новым владельцам, нанявшим для строительства архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, которые внесли в проект Валькота значительные изменения.

В результате рискованной банковой операции, на которую Мамонтов возлагал большие надежды, он потерпел неудачу, которая в итоге кардинальным образом изменила его жизнь. Мамонтов провел ряд операций, которые позволили бы ему достичь финансовой стабильности, но везение обернулось к нему спиной.

В газеты просочилась информация о его финансовом крахе. Журналисты, охочие до горячих новостей, и совершенно несведущие в экономических вопросах, будоражили общественно мнение заметками о грандиозных суммах краж и растрат. Со временем ситуация стала проясняться, и о Савве Ивановиче уже говорили, как о жертве. Всех интересовали ответы на вопросы, почему такой серьезный предприниматель попал в подобную ситуацию, была в этом его вина или он стал жертвой обстоятельств? Некоторые считали, что Мамонтов пострадал от интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н.В. Муравьевым и С.Ю. Витте, вначале поддерживавшим Савву Ивановича, но затем обернувшим свое мнение против него. Мамонтовское дело называли "одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства". Также существовала версия, что другие предприниматели и чиновники мстили Мамонтову за его популярность и подвижничество в сфере культуры. До сих пор это громкое дело остается не до конца ясным.

Объективно положение Мамонтова было небезнадежным. Из баланса личной собственности, которую он сам составил, общая стоимость движимого и недвижимого его имущества составляла 2 миллиона 660 тысяч рублей, а претензии кредиторов - 2 миллиона 230 тысяч рублей. Но Мамонтову не дали времени распродать имущество и расплатиться с долгами. Иски быстро передали в суд, и 11 сентября 1899 года Мамонтова арестовали в его доме и пешком под конвоем сопроводили в Таганскую тюрьму, а на его имущество наложили арест. Тяжело для Саввы Ивановича было крушение дел всей его жизни, и то, что он, хоть и немолодой, но очень деятельный человек, на несколько месяцев был заточен в одиночной камере.

Изначально сумма залога, который мог бы облегчить меру пресечения свободы, была определена в 763 000 рублей. В первые дни ареста Савва Иванович обратился к следователю с просьбой сменить тюрьму на домашний арест, так как его слабое здоровье могло не выдержать тюремных условий, и до суда он попросту мог бы не дожить. Следователь отвечать не торопился. Лишь через неделю он сообщил Мамонтову, что, если он нездоров, то его могут перевести в тюремную больницу. Совершенно неожиданно залог подняли до 5 миллионов рублей, и близкие Мамонтова не смогли собрать такую сумму. Некоторые знакомые в это трудное время отвернулись от Мамонтова, хотя вина еще даже не была доказана, но оставались и такие, которые не бросили его в трудную минуту. Среди верных друзей Саввы Ивановича были тринадцать художников из "мамонтовского кружка", Константин Сергеевич Станиславский, а также рабочие мамонтовских предприятий, которые даже собирали деньги для выкупа промышленника.

После пяти месяцев тюремного заключения во время врачебного осмотра было признано, что Мамонтов страдает болезнями легких и сердца, и следователь согласился перевести заключенного под домашний арест. 17 февраля 1900 года Савва Иванович поселился в небольшом доме в Петропавловском переулке, а в его знаменитом на всю Москву доме на Садовой власти устроили настоящий погром. Полицейские и судебные чиновники приходили сюда несколько раз. Было описано все имущество, а переписка изъята.

Особый интерес у судебных исполнителей вызывали деловые архивы Мамонтова. Эти документы изучали особенно тщательно, пытаясь найти в них следы махинаций, но никаких подтверждений так и не обнаружили. Внимание обращалось даже на мелочи, личные отношения между коллегами, но раздуть из них дело не вышло. Следствие завершилось в мае 1900 года, его передали в суд, и 23 июня началось разбирательство в Московском окружном суде. В числе подсудимых оказались и сыновья Мамонтова, его брат Николай, директор К. Д. Арцыбушев и начальник коммерческого отдела М. Ф. Кривошеин.

Во время судебных заседаний ни один из нескольких десятков свидетелей не сказал ни одного плохого слова в адрес Мамонтова, и все показания сводились к тому, что обнаруженные нарушения не являлись результатом злого умысла Мамонтова и его коллег. После нескольких дней судебных разбирательств был вынесен приговор "не виновен", который присутствующие в зале встретили овацией. Несмотря на то, что Мамонтов был полностью оправдан, дело продолжалось. Иски кредиторов нужно было удовлетворять. Окружной суд признал Мамонтова несостоятельным должником, от него потребовали подписку "о несокрытии своего имущества и о невыезде из Москвы".

Имущество Мамонтова начали пускать с молотка. В доме Мамонтовых находилось множество ценных предметов, прекрасная библиотека, все это оценить по достоинству могли только люди, по-настоящему просвещенные. Те же чиновники, которые распродавали имущество Мамонтова не были такими специалистами, например картину Коровина "Испанки" оценили всего в 25 рублей, а его "Корабли" в 50 рублей. По 25 рублей оценили и один этюд Врубеля и картину Перова "Мальчик". Самую высокую цену назначили за картины Васнецова "Ковер-самолет", "Витязь на распутье" и скульптуру Антокольского "Христос перед Пилатом" — по 10 000 рублей. Около двух лет дом на Садовой со всем имуществом стоял опечатанный. Только весной 1902 года начались распродажи. Предметы из собрания Саввы Мамонтова разошлись по музеям, в частные коллекции, а иногда и просто попали к случайным людям. В итоге все долги были уплачены, и пострадавшим оказался только сам Савва Иванович. Деловая его карьера была закончена, состояния у него не осталось, но уважение и любовь к себе он не растерял.

После суда, в 1900 году Савва Иванович переехал с Басманной в маленький деревянный домик у Бутырской заставы. Несколько ранее сюда было перевезено оборудование гончарной мастерской из Абрамцево, где при участии Врубеля и мастера-керамиста П.К. Ваулина создавалась майолика - керамика, покрытая глазурью. В 1900 году на выставке в Париже работы из мамонтовской мастерской получили золотую медаль. Владелицей мастерских художественных изделий "Абрамцево" в Москве была дочь Саввы Ивановича — Александра.

В этом доме Савва Иванович и прожил до конца своих дней. Последние годы он редко появлялся на людях, общался только с узким кругом людей - родными и близкими друзьями, в числе которых были В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.Э. Грабарь, С.П. Дягилев, Ф.И. Шаляпин и другие. Савва Иванович прожил долгую жизнь пережил многих своих друзей и близких. Савва Иванович Мамонтов умер он 24 марта (6 апреля по н/с) 1918 года, и был похоронен в Абрамцеве.


Меценат Савва Иванович Мамонтов (рожд. 3 (15) октября 1841 г. – смерть 6 апреля 1918 г.) – крупнейший предприниматель в области железнодорожного строительства, меценат.

Происхождение. Ранние годы

Род Мамонтовых идет от Ивана Мамонтова, родившегося в 1730 г. Савва Мамонтов родился в зауральском городе Ялуторовске (Тобольская губерния). Семейство Мамонтовых проживало в роскошном особняке, в котором устраивались приемы и балы, часто устраивали вечера, на которых обсуждали спектакли и книги, пение, музицирование.

Еще когда жив был отец Савве приходилось выполнять много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. Как в точно распределили наследство в 1869 г., неизвестно. Но Савве в его 28 лет достался контрольный пакет акций Тверской железной дороги.

Личная жизнь

1865 год – Савва женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, которая разделяла любовь супруга к искусству. Когда Елизавета выходила замуж ей было около 17-ти лет, она не отличалась особенной красотой, но любила читать, петь, много занималась музыкой.

В Москве супружеская пара жила в доме на Садово-Спасской 6, в создании и украшении которого принимали участие виднейшие художники тех времен, русские и иностранные.

Предпринимательство. Меценатство

Мамонтов имел несомненно деловую хватку и смог заработать довольно крупное состояние на развивавшемся в то время железнодорожном строительстве.

1872 год – был директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х годах купец 1-й гильдии, избирался гласным Городской думы, был членом Общества любителей коммерческих знаний. 1894 год – становится председателем правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Савва Иванович был главный акционер. Вместе с этим Мамонтов создавал конгломерат связанных между собой предприятий.

Савва Мамонтов любил общаться с крупнейшими деятелями русской культуры. В течении нескольких лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись.

Савва с женой решили приобрести свой дом за городом, потому как Киреево унаследовал старший брат. Узнав, о продаже усадьбы писателя и чиновника Сергея Тимофеевича Аксакова, Мамонтовы в 1870 г. осмотрели имение в Абрамцево. Несмотря на то что он был в плохом состоянии, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома супруги приобрели усадьбу за 15 тыс. рублей и оформили ее на имя жены. В последствии семья неоднократно занималась перестройкой дома и благоустройством усадьбы.

Савва с супругой отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии создавались художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества.

В 1870-1890 гг. подмосковная усадьба Мамонтовых в Абрамцево стала центром художественной жизни. Там любили собираться крупнейшие русские художники и живописцы, такие как: Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин), музыканты (Федор Шаляпин, карьере которого Савва Иванович немало поспособствовал). 1885 год – Савва Мамонтов основал на свои деньги Московскую частную русскую оперу, действовавшую до 1904 г.

1899 год – совместно с М. Тенишевой занимался финансированием журнала «Мир искусства». Жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, избирался членом-учредителем Комитета по устройству музея. Был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве.

Крушение мамонтовского дела

Рос Савва в полном достатке. В особняке в Большом Трехсвятительском переулке имелась…

1890-е годы – Мамонтов решил создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Однако долги, сделанные Саввой Ивановичем в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства привели к крушению мамонтовского дела. 1899 год – Мамонтова арестовали, и заключили в Таганскую тюрьму. 1900 год – Московским окружным судом было признано отсутствие корыстного умысла в его действиях, но Мамонтов был объявлен несостоятельным должником.

Последние годы. Смерть

В конце 1900-х, после суда, Савва Иванович Мамонтов поселился в Бутырском проезде у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы своей жизни, занимаясь художественной керамикой. 1902 год, весна – дом Мамонтова на Садовой-Спасской, который стоял опечатанным после его ареста, был распродан вместе с коллекцией для уплаты долгов. Несколько картин из его собрания были приобретены Третьяковской галереей, Русским музеем, другие - частными коллекционерами.

Умер Савва Мамонтов в 1918 году 6 апреля в Москве. Погребен в Абрамцево - село в городском поселении Хотьково, Сергиево-Посадского района, Московской обл.

Своих детей Савва Иванович назвал: Сергеем, Андреем, Всеволодом, Верой, Александрой. Как видно, по первым буквам имен можно прочитать САВВА. С древнееврейского “Савва” переводится как старик, мудрец.

Когда Савва был в тюрьме, Шаляпин его так и не пришел навестить. Савва Иванович говорил: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Перед смертью бывший меценат завещает, чтобы Шаляпина не пускали на его похороны.

Дочь Мамонтова Вера - изображена на знаменитой картине живописца Валентина Серова «Девочка с персиками».

Меценат Савва Иванович Мамонтов был выходцем из купеческой семьи. Он родился 2 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Когда мальчику было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Москву. Отец Иван Федорович промышлял винным откупом. С женой Марией у него было семь детей, в том числе две рано умершие дочери. Иван Федорович перебрался в Москву после того как стал и начал заведовать всем откупным хозяйством губернии. Дела у торговца шли в гору, поэтому семья жила на широкую ногу. У Мамонтовых был арендованный на Мещанской улице особняк, в котором устраивались званые вечера и балы.

Детство

Хотя Мамонтовы принадлежали к купеческому сословию, порядки в семье сильно отличались от традиционных в этой среде. В жизни этой семьи важное место занимала литература, искусство, театр, музыка. Манеры Ивана Федоровича больше напоминали манеры английского лорда, чем купца. Конечно, образ жизни старших сильно повлиял на интересы, которыми обзавелся Савва Мамонтов. Биография мецената сложилась бы иначе, если бы не вкусы его собственной семьи. Кроме того, образованием мальчика занимался гувернер, выучивший его иностранным языкам и европейским манерам.

Сначала Савва учился в обычной гимназии. Затем отец перевел его в Институт Корпуса гражданских инженеров в Петербурге. Это решение было дальновидным. Как раз тогда в России развивалось железнодорожное строительство. Инженерные профессии вообще стали крайне востребованными. Больше всего ученик, однако, любил немецкий язык. Спустя два года отец забрал его из Петербурга из-за эпидемии скарлатины.

Юность

В 19 лет которого отличалась многочисленными неожиданными поворотами, поступил в столичный университет, однако затем перевелся в Московский, где выбрал юридический факультет. Несмотря на эту специальность, главной страстью молодого человека был театр. Он не пропускал ни одной громкой премьеры и вращался в кругах московской интеллигенции. К Мамонтовым даже заглядывали только что амнистированные декабристы.

Иван Федорович продолжал успешно вести дела. У него было несколько сыновей, однако ни один из них не интересовался предпринимательством. Надежды отца возлагались именно на Савву. В 1862 году он отправил сына в Баку, где ему предстояло заняться торговыми делами Закаспийского товарищества. Уже через несколько месяцев Савва Мамонтов, биография которого сделала очередной зигзаг, стал заведующим в центральном московском отделении этой организации.

В 1864 году предприниматель поехал в Италию. Во-первых, он хотел заняться своим здоровьем, а во-вторых, собирался присмотреться к торговле шелком. Для это цели была выбрана Ломбардия. Она издавна славились своей индустрией шелкоткачества и шелководства. В Милане Савва Иванович Мамонтов познакомился с местным легендарным театром «Ла Скала», где ставились лучшие мировые оперы. Купец не на шутку заинтересовался этим видом искусства и даже стал брать любительские уроки пения.

Личная жизнь

Молодой Савва Мамонтов, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, познакомился со своей будущей супругой Елизаветой Сапожниковой во время своего первого итальянского путешествия. Отец девушки был крупным торговцем шелка, потому брачный союз Саввы только укрепил серьезный общественный статус его семьи.

Ивану Федоровичу Елизавета очень понравилась, и он с огромной радостью одобрил выбор своего сына. После праздничной церемонии пара вновь отправилась в Италию - на этот раз в свадебное путешествие. Жена Саввы Мамонтова родила мужу пятерых детей. Их дочь Вера была изображена живописцем Валентином Серовым на его знаменитой картине «Девочка с персиками».

Магнат-наследник

Отец Саввы Иван Федорович скончался в 1869 году, после чего его семейное предприятие перешло к сыну. Преемнику помогали родительские помощники. С ними молодой предприниматель не только сохранил, но и преумножил родительское наследие. Так в 1872 году во главе Общества Московско-Ярославской железной дороги встал новый директор - Савва Мамонтов. Биография купца была связана с самыми разными областями предпринимательства. Одновременно с железной дорогой он владел торговой конторой, поставлявшей строительные материалы. Постепенно Мамонтов привыкал вести и активную общественную жизнь.

Родовым гнездом Саввы Ивановича стало поместье Абрамцево, купленное у писателя Сергея Аксакова. Супруги считали, что их детям лучше расти за городом подальше от лишней суеты и нездоровой обстановки. Всегда отличавшийся кипучей любовью к деятельности магнат сделал из Абрамцево процветающую усадьбу с собственной школой, церковью, оранжерей, садом, больницей, мостом и плотиной на реке Воре.

Меценатская деятельность

Несмотря на деловую активность, купец продолжал интересоваться искусством. Он был знаком со всеми главными лицами отечественной интеллигенции своего времени. В Абрамцево даже сформировался кружок из деятелей культуры, организатором которого был сам Савва Мамонтов. Интересные факты жизни интеллигента и мецената у него сочетались с новостями об очередных крупных сделках и предприятиях. Мамонтов обзавелся всероссийской известностью после того, как закончил строительство важной для экономики железной дороги в Донецком каменноугольном бассейне. Коммуникации были построены в 1882 году. Через восемь лет Савва Иванович продал их государству за целое состояние.

Особую слабость Мамонтов питал к художникам. Он дружил с Аполлинарием Васнецовым, Исааком Левитаном, Василием Суриковым, Валентином Серовым и другими живописцами. Купец приходился родственником создателю главной московской галереи Павлу Третьякову.

Покровитель искусств

При необходимости меценат Савва Мамонтов помогал художникам не только морально, но и материально. Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. Живописцы месяцами жили прямо у него в доме. Благодаря Савве Ивановичу на ноги встали такие звезды, как Врубель, Васнецов, Коровин и Серов. Некоторые их картины, ставшие затем общепризнанной классикой, были нарисованы в усадьбе Мамонтова. Хотя купец не занимался коллекционированием напрямую, картины у него оседали вместе с появлением новых знакомств из мира искусства.

Меценатская деятельность Саввы Ивановича очень помогла молодым художникам-передвижникам. В 1880 году на средства негоцианта большим тиражом был издан их альбом. Также Мамонтов организовывал московские художественные выставки. Вместе с дворянкой Марией Тенишевой он финансировал знаменитый журнал «Мир искусства».

Увлечение музыкой и театром

Живопись была не единственным интересом купца. Музыка - вот еще одно искусство, которым болел Савва Мамонтов. Интересные факты о его вкусах хорошо известны по регулярным творческим вечерам, которые предприниматель устраивал в своем доме. Здесь звучали произведения Шумана, Бетховена, Моцарта, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и других известных композиторов. Не забросивший вокальных занятий Мамонтов иногда сам выступал перед гостями. Также у него ставились домашние спектакли. В одном из представлений сыграл юный Константин Алексеев, позже ставший всемирно известным театральным режиссером Станиславским.

В 1882 году в России законодательно были разрешены частные труппы. Одним из тех, кто сразу же воспользовался новыми возможностями, стал Савва Мамонтов. Абрамцево было не только убежищем для художников. Меценат интересовался оперой и, огорченный пренебрежительным отношением российской публики к этому виду искусства, решил заняться организацией оперных постановок. Он мечтал о цельных произведениях на сцене, в которых мог объединиться труд музыкантов, художников, певцов и актеров. Ничем подобным отечественные постановки еще не отличались.

В подборе новой труппы Савве Мамонтову помогал дирижер Николай Кротков. Организаторы решили пригласить молодых исполнителей, еще не выступавших в государственных театрах. Сам Мамонтов в создаваемом театре никакой должности не занимал, хотя регулярно посещал репетиции и общался с актерами.

Собственная труппа

В начале 1885 года в принадлежавшем здании прошел первый спектакль мамонтовской труппы «Русалка», поставленный по произведению композитора Александра Даргомыжского. Декорации для него создавались Исааком Левитаном и Затем они же работали над другими спектаклями («Фаустом» и «Виндзорскими проказницами»). Нет сомнения, что «творческие дети» Саввы Мамонтова стали первыми театральными художниками России. До того момента серьезные живописцы не занимались декорациями для постановок, считая это ремесло несоответствующим их уровню. Существовала отдельная ниша иллюстраторов, изображавших одинаковые оперные фоновые пейзажи: античные руины, средневековые замки, природу Италии. Труппа «железнодорожного короля» изменила этот устоявшийся порядок.

Довольно долгое время экспериментальная опера Мамонтова не имела успеха у аудитории. Сказывался недостаток опыта молодых «необстрелянных» актеров. Предприниматель, однако, ну опускал рук, даже несмотря на колкие замечания в прессе и критику друзей, считавших, что серьезному магнату не стоит заниматься такой ерундой. Первые громкие гастроли театра прошли только в 1898 году, когда мамонтовская труппа покорила Санкт-Петербург.

Кроме настоящих монументов в Сергиевом Посаде и Ярославле, своеобразный памятник Савве Мамонтову - артисты, ставшие известными благодаря его опере. К ним можно отнести звезду сцены Шаляпина, композиторов Рахманинова, Римского-Корсакова и Мусоргского.

Меценатство Мамонтова не ограничивалось одним лишь искусством. Долгое время он был председателем в Дельвиговском железнодорожном училище в Москве. Савва Иванович финансировал строительство учебных заведений, в том числе и в северных губерниях. Им было учреждено Костромское промышленное училище. В Санкт-Петербурге магнат организовал издание отличавшейся либеральными взглядами газеты «Россия». Она была закрыта в 1902 году, после того как там появился фельетон, высмеивавший членов царской семьи.

Благотворительный интерес к северу у Мамонтова появился благодаря строительству железной дороги в Архангельск. Этот его проект отличался особенной трудоемкостью и сложностью. С самого начала он не сулил быстрой и ощутимой прибыли. Савва Иванович взялся за строительство только из чувства гражданского долга и осознания, что именно новая линия позволит ускорить хозяйственное развитие севера.

Дорога в Архангельск была достроена в 1897 году. Она имела колоссальное значение как для самого северного региона, так и для всей страны. Несмотря на масштаб своей деятельности, Савва Иванович не стремился к государственному признанию. Он не искал чинов и наград, не заводил связей с власть предержащими. Тем не менее у магната были высокопоставленные доброжелатели и покровители. Одним из них считался министр финансов Сергей Витте. После строительства железной дороги в Архангельск чиновник добился награждения Мамонтова орденом Святого Владимира четвертой степени.

Банкротство и последние годы

В 1890 годы Савва Морозов принялся за свой самый крупный предпринимательский проект. Он заключался в создании объединения транспортных и промышленных предприятий. Для этого магнат приобрел несколько устаревших и требовавших модернизации заводов. Их ремонт стоил значительных трат. Постепенно семья Саввы Мамонтова теряла все больше денег. В 1898 году, оказавшись в затруднительном положении, предприниматель решился на рискованную финансовую операцию с акциями Ярославской железной дороги. В результате продажи ценных бумаг Мамонтов окончательно обанкротился.

Пытаясь спастись от финансового краха, меценат получил государственную концессию на строительство железной дороги из Петербурга в Вятку. Однако это только усугубило положение. В 1899 году у Мамонтова закончились деньги, он больше не мог расплачиваться с многочисленными кредиторами. Более того, государство в лице министерства финансов назначило ревизию готовившейся дороги.

Дело дошло до суда. Савву Ивановича на несколько месяцев посадили в тюрьму, он лишился имущества. Предпринимателя обвинили в хищении средств. На суде его защищал выдающийся представитель отечественной адвокатуры Федор Плевако. Мамонтова оправдали, он вышел на свободу под несмолкающие аплодисменты публики. Однако никаких капиталов у него уже не осталось. Остаток жизни Савва Иванович провел вне общественной жизни. После суда он переехал в небольшой домик рядом с Бутырской заставой. Общался Мамонтов только с узким кругом старых друзей, среди которых остались известные на всю страну художники и артисты. Меценат скончался 6 апреля 1918 года в возрасте 76 лет. Его похоронили в поселке Абрамцево.

Савва Мамонтов – известный русский предприниматель и меценат 19 века. Биография Саввы Мамонтова очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман – на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов – предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. Усадьбу Абрамцево, где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.


Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра – САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.