Проект "Русские национальные обычаи и обряды Рождества" творческая работа учащихся (8 класс) на тему. Традиции русского народа: проект о том что складывалось веками Проект традиции обряды и обычаи руского народа

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ МИРА» Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы. И. Эренбург

Цель ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ НАРОДОВ МИРА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУЧНОПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СПРАВОЧНИКОВ, МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТА, КУЛИНАРНЫХ РЕЦЕПТОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СУВЕНИРОВ.

1. Подготовительный этап 1) Сформируйте проектную группу (Выполняете самостоятельно или в группе с одноклассниками). 2) Выберите для исследования одну из стран мира, изучите традиции и обычаи этой страны. Для чего необходимо знать традиции и обычаи народов мира?

2. Этап планирования. 1) Составьте план работы над проектом: a) Выясните сроки представления проекта. b) Сформулируйте задачи работы над проектом. c) Определите, какие источники информации вы будете использовать.

3. Исследовательский этап. Изучите источники информации. Сделайте выводы. Используйте опорные вопросы: 1) Назовите пять слов, которые характеризуют народ (например, немецкий) на основе его традиций и обычаев. 2) Как вы будете приветствовать своих знакомых?

3) Какой национальный танец вы станцуете на празднике? 4) Что вы будете заказывать в кафе для знакомства с местной кухней? 5) Какой сувенир, характеризующий страну, вы посоветуете приобрести? 6) Какой вид спорта можно назвать национальным для страны?

4. Этап оформления. Оформите проект в виде доклада, электронной презентации и т. д. Попросите взрослых помочь вам (в приготовлении блюд, поиске сувениров и т. д.)

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Теремок» п.Каменка Вичугского района Ивановской области

Проект для детей средней группы

«Традиции и обычаи русского народа»

Подготовила воспитатель

Смирнова Евгения Владимировна

2016г.

Пояснительная записка:

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций,

праздников. Народные традиции и праздники –это отражение языческих

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл

народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны

предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной

культуры поможетребенку почувствовать гармонию жизни предков –славян,

понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью

утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в

старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники,

русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить

историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа,

воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету,

любви, красоте.

Актуальность темы:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна.

Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов

современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,

богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций

русского народа, у детей обогащается представление об окружающей

действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь,

формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с

другими детьми и воспитателем.

Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях

русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

2.Развивать память, воображение, речь.

3.Обогащать словарный запас за счет русских слов.

4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

5.Воспитывать уважение к русской культуре.

6.Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о

традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным

традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники:дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: три недели

Место проведения: МК ДОУ д\ с «Теремок» п.Каменка

1 этап –по дготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала по теме.

2.Составление перспективного плана.

3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для

девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и

филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными

сказками, потешками.

7.Подборпредметов народного быта.

8.Выбор формы работы с родителями.

9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ родителей.

2 этап –практический.

1 неделя проекта.

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня: «С Новым годом поздравляем»

1.д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

материалов.

2.Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную

речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить

детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать,

беседовать по содержанию сказки.

4.С\ р игра «Кукольный театр» (артисты –зрители). Формировать ролевое

взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5.Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный

Тема дня «Что такое Рождество»

1.Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о

народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.

2.Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как

3.Д\ и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся

к тому или иному празднику.

4.П\ и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе.

Воспитывать интерес к народным играм.

5.Слушание народных песен, потешек,закличек.

6.Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности

детей, восприятие символов народного праздника.

Тема дня: «Мешок Деда Мороза»

1.Д\ и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их

качества и назначение.

2.Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей.

Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться

к их ответам.

3.Д\ и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и

вежливые слова.

4.С\ р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре

трудовые действия взрослых.

Тема дня «Русские народные сказки»

1.Д\ и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить

знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2.Д\ и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии

картинок. Развивать детское творчество.

3.Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве

сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4.Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального

напряжения.

5.Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через

народные игры.

Тема дня: Русская матрешка.

1.Д\ и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их

в возрастающем и убывающем порядке.

2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания

русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.

3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей

интерес к русскому прикладному искусству.

4.Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений.

Использовать для танца народные костюмы.

5.Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня: «Русь мастеровая»

1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными

профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.

Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к

3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию

4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность,

сообразительность, память.

5.Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.

Тема дня: Русский народный костюм.

1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2.Д\ и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного

цвета к другому.

3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с

традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать

желание творить самим.

4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие

по объему стихотворения. Развивать память детей.

5.Чтение песенок, потешек, закличек.

Тема дня: «Родная природа»

1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на

2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к

родному краю, природе.

4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы,

зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Тема дня: «Филимоновская игрушка».

1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической

речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к

народным игрушкам.

2. Д\ и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об

особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным

играм, любовь к народным традициям.

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять

характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в

поделках.

Тема дня: «Деревянная ложка».

1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный

запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской

культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием

игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями

русского народа.

4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского

народа». Формировать представление о самобытных традициях.

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек.

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать

любовь к русским традициям.

2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры.

Воспитывать интерес к русским народным играм.

3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к

народному творчеству.

4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления,

укрепление мышечной системы организма.

Тема дня: «Колыбельные песни»

1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему

песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2.Д\ и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать

изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным

творчеством.

4.С\ р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество

детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Тема дня: «Рукотворное чудо»

1.Д\ и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»

проект

«Быт и традиции русского народа»

Разработала

Ст. воспитатель ВКК МДОАУ № 18

Шарова Олеся Викторовна

Орск, 2016г.

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Обоснование:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:

Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».

- «Центр театра», где размещены различные виды театров.

Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

Музей национального быта, организация экскурсий, фотоотчет посещения краеведческого музея города Орска – Русская изба.

Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.

Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».

Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Наличие теоретической базы опыта

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Место проведения: МДОАУ «Детский сад №18»

Сроки проведения: сентябрь - январь 2016 года.


Участники проекта:
- дети и родители детей старших групп,
возраст с 5 до 6 лет;

Музыкальные руководитель МДОАУ №18 – Круглова Ю.А., Михайличенко Е.Ю.

Воспитатели старших групп – Коломиец Т.Н., Диденко О.В.

Педагог-психолог – Вексель А.В.


Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу

дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе,

Его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он

Родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Цель проекта: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

Определила в работе с детьми следующие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.


2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов , необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке ; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.


4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 сентября 2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».

Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

Первичный мониторинг.

Анкетирование родителей.

Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»

II Этап. Формирующий (с 16 сентября по 20 января 2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

Занятия в соответствии с планом.

Беседы.

Чтение познавательной и художественной литературы.

Слушание классической музыки.

Просмотр видеосюжетов, презентаций.

Экскурсия в русскую избу.

Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки .

III Этап. Рефлексионный (с 20 по 31 января 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

Мониторинг.

Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

Выпуск информации на сайт

Презентация проекта

Мероприятия с детьми

Занятие «Русь-матушка».

Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему .

Беседа по картине «Крестьянская семья».

Экскурсия в краеведческий музей города Орска русская изба

Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

Чтение произведений Бианки.

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Выставка рисунков детей «Осень золотая»

Беседа «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.

Беседа «Зазимки на Покров - период свадеб»

Цель: Рассказать детям про Покров и традиции, связанные с этим днем.

Беседа «Женские осенние работы»

Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.

Аппликация «Укрась полотенце»

Игра-хоровод «Капустинские хороводы»

Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.

Рисование «Роспись ложки»

Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа .

Игра – забава «Бояре».

Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т.д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.

Просмотр презентации «Русский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

Рисование «Распиши сарафан и рубаху».

Рисование «Распиши кокошник».

Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа» «Традиции нашего народа в осенний период».

Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.

Мероприятия с родителями

Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

Выставка работ из овощей и фруктов.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень», И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.

Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа в осенний период».

Результативность на начало проекта

  • дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
  • знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
  • дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
  • Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.

Вторичный мониторинг будет проведен в конце ноября.

МОНИТОРИНГ.

На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества

Знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

Средний уровень.

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

Низкий уровень.

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

Знает народные приметы

Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

Результаты диагностики на окончание проекта

У детей:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
  • Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период » на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.