Катаев валентин петрович. Валентин катаев - биография

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Катаева Валентина Петровича

Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель и поэт.

Детство и юность

Валентин Катаев родился в Одессе 16 (по новому стилю – 28) января 1897 году в семье Петра Васильевича, преподавателя Одесского епархиального училища, и Евгении Ивановны, генеральской дочери, наследницы дворянской крови. В 1902 году у супругов родился еще один сын – Евгений (впоследствии – писатель и сценарист Евгений Петров, написавший в соавторстве с Ильей Ильфом такие знаменитые романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).

Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна заболевает воспалением легких и умирает. Воспитанием мальчишек занялась ее родная сестра. Тетушка Валентина и Евгения с ранних лет прививала им любовь к хорошей литературе – дома была огромная библиотека, доступная для чтения в любое время дня. Возможно, именно благодаря этому братья Катаевы и избрали сложный и полный перипетий путь литераторов.

В 1910 году на страницах газеты «Одесский вестник» было опубликовано первое стихотворение Валентина под названием «Осень». Затем в течение двух лет появились еще 25 его произведений. С 1912 года Катаев начинает писать юмористические рассказы.

Военное и послевоенное время

Валентин Катаев так и не успел окончить гимназию – началась Первая мировая война. В 1915 году юноша ушел добровольцем на фронт. Это не мешало молодому писателю продолжать творить. Он писал очерки и небольшие рассказы о военной жизни. В 1917 году после тяжелого ранения Катаев попал в госпиталь в родной Одессе. Затем в 1918 году, уже после окончания Мировой войны, Катаев примыкает к «белому движению», попадает на службу в войска гетмана Скоропадского, затем уходит в добровольческую армию. Писатель был артиллеристом, воевал против петлюровцев. В 1920 году Валентин заболевает тифом, попадает в одесский госпиталь, а оттуда – домой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1920 году Валентин Катаев был арестован на полгода за участие в заговоре против Врангеля. Был отпущен благодаря имевшимся связям и удачному стечению обстоятельств.

Вторая мировая война. Литература

В 1921 году Валентин Катаев становится сотрудником харьковского издательства. Спустя год он переезжает в Москву и устраивается в сатирическую газету «Гудок». Долгие годы Катаев жил мирно и спокойно – ровно до тех пор, пока не началась очередная война. На сей раз Валентин Катаев пошел на фронт в качестве военного корреспондента. Параллельно он писал рассказы, очерки и статьи. Незадолго до окончания Второй мировой Катаев опубликовал свою знаменитую повесть «Сын полка».

После войны Валентин Катаев начал выпивать. Писатель уходил в запои на несколько дней, но вовремя смог одуматься и перестать разрушать свою жизнь. Несмотря на алкогольную зависимость, в 20-30-е годы он продолжает активно работать и публиковать свои книги. В 40-е годы Катаев публикует сказки для детей.

В 1955 году Валентин Катаев основал журнал «Юность» и стал его главным редактором. Журнал много раз подвергался жесткой критике со стороны органов власти. На страницах «Юности» печатались произведения молодых писателей и поэтов, резко выступающих против консерватизма и закостенелости.

За годы своей творческой деятельности Валентин Катаев создал более сотни произведений, среди которых и романы, и повести, и рассказы, и очерки, и сказки, и пьесы, и киносценарии, и стихотворения.

Личная жизнь

Валентин Катаев дважды был женат. О первой его супруге ничего неизвестно. Второй спутницей жизни писателя была Эстер Давдовны Бреннер. В 1936 году в семье родилась дочь Евгения, в 1938 году – сын Павел.

Смерть

12 апреля 1986 года Валентин Петрович Катаев ушел из жизни. За несколько лет до этого он перенес тяжелую операцию по удалению раковой опухоли.

Тело писателя похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.

Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 16 января 1897 года (29 января по новому стилю). Его отец был учителем епархиального училища, мать - дочь генерала. Учился Катаев в Одесской гимназии. Писать стихи начал еще в 9 лет, а впервые стихи Катаева были опубликованы в Петербурге в 1914 году - в журнале "Весь мир".

В 1915 году Валентин Катаев пошел добровольцем в действующую армию. Службу он начал в артиллерийской бригаде, затем Катаеву было присвоено звание прапорщика. Позже его наградили орденом Святой Анны IV степени, а также двумя Георгиевскими крестами.

В 1919 году Катаева призвали в Красную армию, но очень скоро его отозвали и назначили заведующим "Окнами сатиры РОСТА" в Одессе: писал тексты для агитационных плакатов, сатирические лозунги и листовки. В 1921 году исполнял аналогичные обязанности в Харькове.

Через год переехал жить в Москву, где скоро начал работать в газете "Гудок", писал юморески, не оставлял работы и над художественными произведениями. В 1925 году была издана одна из самых известных работ Катаева - "Растратчики". Эта повесть была инсценировала и имела огромный успех на сцене МХАТа. После такого успеха Катаев написал комедию "Квадратура круга", которая также не была оставлена без внимания критиков и читателей. В 1936 году напечатал свой известный роман «Белеет парус одинокий», в 1937 - повесть "Я сын трудового народа", которая позже была экранизирована. Экранизированы были и его более поздние работы: «Хуторок в степи», «За власть Советов», "Сын полка" (за эту работу награжден Сталинской премией 2-й степени).

С 1955 года был создателем и главным редактором Московского журнала "Юность".

С 1958 года Валентин Катаев - член КПСС.

В 1964 году произведением «Маленькая железная дверь в стене» меняет писательскую манеру и стиль. Новый стиль Катаев назвал "мовизмом". В этой манере были написаны повести «Трава забвенья», «Святой колодец», рассказ «Кубик», роман «Алмазный мой венец».

Писатель Катаев был еще и поэтом, но ни один его стихотворный сборник так и не был опубликован. Незадолго до смерти Валентин Катаев собрал все стихи, которые у него сохранились и от руки переписал их в блокноты.

В конце жизни писателю была сделана операция по удалению раковой опухоли.

Валентин Петрович Катаев родился 16 (28) января 1897 в городе Одесса.
Русский советский писатель, драматург, поэт.
Родился в семье учителя. С юношества начал писать, дебютировал в печати в 13 лет. В годы Первой мировой войны, добровольцем служил на фронте. Был в артиллерии. Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию участвовал в боях против войск А. И. Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).
В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Известные псевдонимы Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.
В 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932), повести «Я сын трудового народа» (1937). Большую популярность Валентину Петровичу Катаеву принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936), по повести поставлен фильм (1937). За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию.
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960—1961), «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм 1956), образующих тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.
Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

_______________________________________________

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК

Поспела, в лесу земляника.
Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.
Пришли они в лес и стали собирать ягоду; кто раньше наберёт.
Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много землячки. Ходи собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.
Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.
Видит — у всех земляника, У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит:
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо,— сказала Женя.— Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках. «Хватит с меня,— думает.— Я уж и так, наверное, много набрала».
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
«Ну,— думает,— так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
Ходила - ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог?»
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка,— говорит.
— Здравствуй, дяденька.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик-боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся..
Вынул старик-боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
— Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик: он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит: — Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые желтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко горели на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя.— Играй быстрей! Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше —
так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое началось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не проронить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
«Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка.— Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику-боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо,— отвечает старик-боровик, коренной лесовик,— я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику-боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку. Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик-боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречерная.— Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда? Не будет тебе никакой дудочки!
С этими словами старик-боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой.
Одну берет, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница,— сказал Жене папа,— полный кувшинчик принесла. Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.
И пошли все домой —папа с полной кружкой, мама с полной чашкой. Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.
А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

// Март 20, 2011 // Просмотров: 15 201

К библиотечному мероприятию

Катаев Валентин Петрович

Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.

Валентин Петрович Катаев родился в 1897 году, 29 января, в городе Одессе, в семье учителя Пет­ра Васильевича Катаева.

Петр Васильевич был очень образованным человеком сначала окончил Вятскую духовную семинарию, затем учился на историко-филологический факультете в Ново­российском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Ка­таева, была дочерью отставного гене­рал-майора.

Она обладала неза­урядными музыкальными способно­стями.

Она умерла, когда Валентину было шесть лет, через несколько месяцев после рождения младшего брата Евгения - впоследствии известного писателя Евгения Петрова (Ильф и Петров).

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. Ему рано открылись богатства родной литературы – Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Шевченко…фамилии очень многих писателей он знал с раннего возраста. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.

Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природы. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.

Первое стихотворение «Осень » Катаев опубликовал в 13 лет (1910 г.) еще гимназистом в газете «Одесский вестник.

В 17 лет(1914 г.) Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.

Другая встреча навсегда связала писателя с Владимиром Маяковским. Под впечатлением этих встреч молодой человек рискнул послать некоторые стихи в журнал «Весь мир» в С.-Петербург, и его стихи были опубликованы. Конечно, Валентин был очень рад, что в нем увидели поэта.

Вскоре началась первая мировая война, Валентина Катаева как и всю молодежь того нелегкого времени, неудержимо потянуло на фронт.

В 18 лет (1915г), не окончив гимназию, на два года ушел служить в действующую армию. Дослужился до прапорщика, был ранен, залечивая раны в одесском лазарете, понял, что воевать не его призвание.

После демобилизации вплотную занялся литературой, стал писать прозу.

Стихи и проза военных лет передают боль юноши-поэта, видящего, как истерзана земля, как разрушаются города и селения. В очерках Катаева в эти годы проявляется глубокий интерес к солдату-фронтовику, крестьянину, рабочему, к человеку в серой шинели, о котором он пишет с глубоким пониманием и уважением. В большинстве произведений этого периода Валентин Катаев говорил открыто и без прикрас о том, что он сам видел и пережил.

В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев.

Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии, и назначили заведующим «Окнами сатиры» в Одессе. Валентин Петрович становится постоянным слушателем литературных кружков и объединений, существующих в Одессе. Сближается с молодыми писателями того времени Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким и вместе они сочиняют - агитационные тексты для плакатов, частушки, лозунги, листовки.

В 24 года (1922 г) сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

Устраивается на работу в качестве секретаря в журнал «Новый мир». Так же пишет фельетоны, заметки, очерки для других газет и журналов где его начинают печатать.

В 28 лет (1925г) написал свою первую - повесть «Растратчики», ко­торая принесла известность не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Московский Художественный театр по повести «Растратчики» поставил пьесу, а затем написанную для театра комедию («Квадратура круга») .

Затем ещё были написаны пьесы и комедии, которые ставились во многих городах Советского Союза

В 39 лет (1936 г) Валентин Петрович написал роман для подростков«Белеет парус одинокий», главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, героизм подростков, живописность описания жизни в городе детства Одессе сделали это произведение одной из любимых детских книг. Этот роман посвящен его босоногому детству.

В 42 года (1939 г) за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

Началась Великая отечественная война опять Катаев оказался на полях сражений, был военным кор­респондентом «Правды» и «Красной звезды», в них печатались его фельетоны, очерки, заметки с фронта.

Так же участвовал в качестве военного корреспондента в боях под Ржевом, под Духовщиной, в великой битве за Орел.

Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка» , о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. За кото­рую впоследствии получил Сталинскую премию. "Сын полка", и "Белеет парус одинокий" вы будете изучать в старших классах.

Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

Впоследствии к некоторым сказкам он написал сценарии, и они были экранизированы. Такие как:

«Цветик-семицветик»,

По произведениям Валентина Катаева были сняты кинофильмы:

"Белеет парус одинокий" (1937),

"Сын полка" (1946; 1981).

В 59 лет (1956 г) Валентин Петрович Катаев стал главным редактором журнал «Юность». Именно там стали публиковаться многие писатели и поэты 20 века. И именно там, Валентин Петрович публиковал свои романы, повести, фельетоны, очерки, заметки, статьи, рассказы, пьес, которые он писал для нас ещё почти 30 лет

Вот такое большое наследие оставил для детей и взрослых замечательный писатель, поэт и прозаик Валентин Петрович Катаев (Умер Катаев в Москве 12. 04. 1986)

Вот вы и познакомилась с биографией писателя, сказки которого вы знаете уже давно. А кто их написал, узнали сегодня.

Мероприятие по сказкам В.П.КАТАЕВА

А сейчас давайте ещё раз вспомним о замечательных сказках Валентина Катаева.

В первом задании мы и узнаем, какие это будут сказки.

Задание №1 - расшифровать название рассказов.

Каждой команде выдаются 2 вида карточек.

1-Шифровка

2-Ключ к шифровке (Сделать алфавит под цифрами)

Ваша задача за 3 мин. Расшифровать шифровку.

1) 5.20.5.15.24.11.1. 9. 11.20.3.25.9.14.9.11.

4) 23.3.6.19.9.11 - 18.6.13.9.23.3.6.19.9.11

(Дудочка и кувшинчик, Пень, Грибы , Цветик – семицветик)

Теперь мы с вами знаем название сказок, по которым будем путешествовать.

Задание №2

В этом задании мы узнаем, кто из вас читал сказки В.Катаева

Каждой команде выдаются карточки с вопросами.

Ваша задача выбрать правильный ответ из трёх вариантов.

Карточка№1

1.Как звали главную героиню сказок «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик - семицветик»?

МАРИЯ КАТЯ ЖЕНЯ

2.Кого встретила в лесу Женя, когда ей надоело собирать ягоды? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

СТАРИКА БОРОВИК А БАБУ ЯГУ ЛЕШЕГО

3.Кто посчитал себя самым главным в лесу в сказке «Пень»?

ДЕРЕВЬЯ БУКАШКИ ПЕНЬ

4.Кто лучше всех разбирался в грибах в сказке «Грибы»?

ЖЕНЯ ПАВЛИК ИННОЧКА

5.Кого встретила героиня сказке «Цветик - семицветик», когда гналась за собакой?

ВОЛШЕБНИЦУ ВЕДЬМУ СТАРУШКУ

6.Сколько медведей вышло к ЖЕНЕ на Северном полюсе в сказке «Цветик - семицветик»?

СЕМ Ь ТРИНАДЦАТЬ ОДИН

7.Герой сегодняшнего нашего мероприятия?

В.БИАНКИ В.ГАРШИН В. КАТАЕВ

Карточка№2

1.Куда надо было заглянуть Жене, чтоб увидеть землянику? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

ПОД ЛОПУХ ПОД ЛИСТИК И ПОД КОРЯГУ

2.На что обменяла Женя кувшинчик? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

НА БАЛАЛАЙКУ НА ДУДОЧК У НА ГИТАРУ

3.Зачем наклонялись люди, проходившие мимо старого пня? Сказка «Пень»

НАЙТИ ЯГОДУ НАЙТИ ОПЁНО К НАЙТИ ШИШКУ

4.Как звали двоюродную сестру Жени и Павлика в сказке «Грибы»?

ВИКТОРИЯ НАДЕЖДА ИННОЧКА

5.Кто съел баранки, пока Женя глазела по сторонам и читала вывески в сказке «Цветик - семицветик»?

КОРОВА СОБАК А КОШКА

6.Какой недуг был у мальчика Вити в сказке «Цветик - семицветик»?

БЫЛ ХРОМО Й БОЛЕЛА РУКА БЫЛ В ГИПСЕ

7.В какую игру предложила Женя поиграть больному мальчику Вите в сказке «Цветик - семицветик»?

В КЛАССИКИ В САЛК И В ФУТБОЛ

Карточка№3

1.Какая ягода поспела в лесу в сказке «Дудочка и кувшинчик»?

ЗЕМЛЯНИК А МОРОШКА КЛЮКВА

2.Как обозвал старик боровик Женю, когда рассердился на нее? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

ОБМАНЩИЦЕЙ ЛЕНТЯЙКО Й ЛОДЫРЕМ

3.Кто «открыл глаза» старому пню, что он не такой уж и важный в сказке «Пень»?

ЖАБА ВОРОНА СИНИЧКА

4.Как звали брата главной героини в сказках «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик - семицветик»?

ВАНЕЧКА ПАВЛИ К ПЕТЯ

5.Что купила Женя в магазине в сказке «Цветик - семицветик»?

7 ПРЯНИКОВ 7 БАРАНО К 7 БУЛОЧЕК

6.Что подарила старушка Жене, чтоб её утешить?

НАЛИВНОЕ ЯБЛОКО ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИ К ГОРОШИНУ

Что стала делать Женя, когда остался один лепесток в сказке «Цветик - семицветик»?

ЛИТЬ СЛЁЗЫ ХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ ДУМАТЬ И РАССУЖДАТЬ

Задание №3 – на внимательность

Все вы помните, что цветок имел семь лепестков.

Вам выдается по две карточки, на одной название цвета каждого лепестка, а на второй название желаний Жени.

Ваша задача вспомнить и подобрать желание к каждому цвету.

ЖЁЛТЫЙ - вернул домой с баранками

КРАСНЫЙ - отремонтировал вазу

СИНИЙ - отправил на Северный полюс

ЗЕЛЁНЫЙ – вернул с Северного полюса

ОРАНЖЕВЫЙ - завалил детскими игрушками

ФИОЛЕТОВЫЙ - возвратил игрушки в магазин

ГОЛУБОЙ - вылечил мальчика Витю

(название сделать на одной карточке, а выполнение желаний каждая отдельно, чтоб учащиеся подобрали

Задание №4

В сказках Валентина Катаева присутствуют не только люди, но другие жители населяющие нашу природу.

Сейчас с помощью загадок мы и узнаем, кто ещё является лесным и деревенским жителем.

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (БАБОЧКА)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? … (ВОРОНА)

Он растет под хвойной лапой,

Он растет, а с ним и шляпа.

Никогда на наш поклон

Не снимает шляпы он. (ГРИБ)

Готовит лакомство,

Хотя не повариха,

Иголки носит при себе,

А не портниха. (ПЧЕЛА)

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются... (ОПЯТА)

Мальчик с пальчик,

Шапка красная.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я...(ПОДОСИНОВИК)

На лесной полянке

Красуются Татьянки-

Алый сарафан,

Белые крапинки (ЗЕМЛЯНИКА)

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые... (ЛИСИЧКИ)

Громко лает во дворе,

Отдыхает в конуре,

Стережёт хозяйский дом

И виляет нам хвостом. (СОБАКА)

Летом в лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (МЕДВЕДЬ)

Прозрачнокрылый самолёт

Свой совершает перелёт

С розовощёкой кашки

На блюдечко ромашки. (СТРЕКОЗА)

Шустро зёрнышки клюёт,

Желтопузая... (СИНИЧКА)

Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда (1974).

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.
Становление писателя Катаева

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.