Из каких произведений эти герои евгений онегин. Евгений онегин

Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта, хорошо владеющего французским языком и немного латынью, имеющего приличные манеры, ведущего праздный образ жизни, не имея должности, любящего времяпровождение на званых балах и театральных постановках. Характерными чертами Онегина поэт называется безразличность, холодность, язвительность и злословие, выражающиеся в его резком охлажденным уме, презрительном отношении к людям и постоянной скуке везде и всюду. Отличительной особенностью Евгения Онегина является отсутствие способности на глубокое, истинное чувство любви, являясь опытным сердцеедом, покорившим сердце Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина

Вторым главным персонажем произведения является Татьяна Ларина, изображенная в романе в образе простой семнадцатилетней девушки, происходящей из небогатой дворянской семьи и живущей в российской глубинке. Девушка хорошо образованна, но при этом плохо изъясняется на русском языке, поскольку с детства воспитывается в общении на французском языке, хотя очень увлекается чтением и созерцанием окружающей природы. Татьяна отличается непримечательной внешностью, хотя и обладает своеобразной особой очаровательностью. По характеру Татьяна описывается в качестве умной, волевой, упрямой женщины, в которой сочетаются молчаливость, отрешенность, мечтательность и большое воображение. Татьяна, познакомившись с Онегиным, испытывает к юноше искреннее и чистое чувство, но оно не находит взаимности в Евгении. Впоследствии Ларина соглашается на брак с князем, жизнь с которым строится у девушки на обоюдном уважении, верности и честности.

Владимир Ленский

Одним из основных героев романа представлен автором Владимир Ленский, описываемый в качестве молодого черноволосого красивого дворянина восемнадцати лет, получившим немецкое образование, являющимся другом и соседом Евгения Онегина. Ленский хорошо воспитан, занимается шахматами, музицированием, пишет стихи. Владимир отличается мечтательностью, сочетающейся с увлечением философией, романтизмом, пылким, восторженным характером, выражающимся в его наивности, доверчивости, простодушии, вере в добро. Ленский обладает способностью на искренние, нежные чувства к женщине и настоящую дружбу. В финале произведения Владимир умирает, будучи сраженный выстрелом Онегина на дуэли из-за невесты Ленского Ольги Лариной, которая спустя время становится женой иного человека.

Ольга Ларина

Ольга Ларина является одной из основных героинь романа, младшей сестрой Татьяны Лариной, прелестной светловолосой девушкой с голубыми глазами, красивыми плечами, изящной грудью и звонким голосом. Ольга обладает веселым, живым, беспечным, шаловливым нравом, отличаясь ветреностью, резвостью, общительностью, простоватой глупостью. Неспособность Ольги на обдуманные поступки и ее увлечением женским кокетством становятся причиной смерти Владимира Ленского, страстно любившего Ольгу Ларину и считающегося ее женихом.

Муж Татьяны

Второстепенным героем произведения представляется муж Татьяны Лариной, изображенный в образе князя, являющимся давним товарищем и дальним родственником Онегина, с которым во времена юности они вместе развлекаются.

Мать Прасковья

Также второстепенными персонажами романа являются члены Ларинского семейства, включающего отца девушек Дмитрия Ларина, мать Прасковью, а также няню Филипьевну. Супруги Ларины проживают счастливую семейную жизнь, поскольку отличаются разумностью, мудростью и добрым отношением друг к другу и окружающим. Филипьевна изображается в качестве добродушной крестьянки, в раннем тринадцатилетнем возрасте вышедшей замуж без любви по воле своих родителей.

Княжна Алина и Зарецкий

В качестве второстепенных героев произведения представлены поэтом княжна Алина, являющаяся двоюродной тетей сестер Лариных, старой, больной женщиной, у которой семья останавливается при приезде в Москву на ярмарку невест, несмотря на недомогание любящей устраивать званые ужины, а также секундант Ленского на дуэли, изображенный в образе его приятеля, господина Зарецкого, имеющего большой опыт в проведении дуэлей, отличающийся здравым смыслом, острым умом, но при этом обладающий злым языком, выражающимся в нехороших сплетнях, расчетливостью, хитростью. В молодости Зарецкий проявляет себя как буян, картежник и повеса, оставшийся на всю жизнь старым холостяком, но при этом имеющий многочисленных незаконнорожденных детей от крепостных крестьянок. По прошествии времени Зарецкий изменяется и на закате своей жизни занимается обучением своих детей и спокойным ведением хозяйства.

Герои произведения Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» жемчужина произведений А.С.Пушкина. Произведение нравоучительное и образы героев показывают, что такое хорошо и плохо. В творении все внимание уделено не только центральным героям, но и второстепенным. Здесь нет плохих или хороших персонажей, все они неоднозначны и не подвергаются жесткой критики.

Главными героями являются Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

Онегин молодой богатый дворянин, живет в Петербурге, он, как и все столичное дворянство проводит свое время на балах, в театре и поиске новых развлечений. В романе ему примерно 26 лет, тщательно следит за своей внешностью, одевается по моде. Несмотря на праздную жизнь, он не чувствует удовлетворения, постоянно грустит. Онегин снискал славу ловеласа, он не глупый молодой человек, у него много талантов, но в обществе его считают лишь милым и умным. Евгений эгоист, он зависим от общественного мнение, он не ценит близких. Его искренность заключается лишь в тоске и безразличии. Из-за страха упасть в глазах общества убивает друга.

Татьяна Ларина дочь провинциального дворянина. Для Пушкина она стала воплощением русского национального характера. Она тихая и спокойная, шумным компаниям предпочитает книги. Наедине с собой она чувствует себя комфортнее. Ей примерно 17 лет, ее красота неброская, одевается просто. Несмотря на скромность, влюбившись в Онегина, делает первый шаг. В итоге получив отказ, она берет себя в руки и начинает жить заново, выходя замуж за достойного, но нелюбимого мужчину. Спустя два года ей хватает сил отказать Онегину, несмотря на ее любовь. Ведь она верна мужу.

Второстепенные персонажи, не менее важны в этом произведении.

Владимир Ленский молодой и богатый дворянин. Лучший друг Онегина и его полная противоположность. Владимир мечтатель, он верит в любовь, доброту и дружбу. С детства он влюблен в Ольгу Ларину, младшую из сестер. Несмотря на большую популярность у девушек, Владимир хочет жениться на Ольге, пишет и посвящает ей стихи. Ленский приревновал младшую Ларину к Онегину, и в результате погиб от руки друга на дуэли.

Ольга Ларина младшая сестра Татьяны, ее противоположность. Она красивая кокетка, ее персонаж не наделен глубиной. Младшая Ларина веселая, ветреная и беззаботная. В результате ее ветрености и шаловливости, на дуэли гибнет Ленский. Ольга недолго оплакивает его и выходит замуж за молодого офицера.

Прасковья Ларина мать Татьяны и Ольги. В юношестве была мечтательной особой. Она любила одного сержанта, но ее выдали замуж за другого. Первое время она не могла с этим смириться, но со временем привыкла к замужней жизни и научилась аккуратно управлять мужем.

Няня Татьяны Филипьевна. Добрая старушка, с младенчества ухаживает за старшей Лариной, поучает ее жизненными историями и всячески оберегает.

Князь N муж Татьяны, его жизнь посвящена службе Родине. Он любит Татьяну и готов на все ради нее.

Зарецкий сосед и друг Ленского и Онегина. Зарецкий не глупый, но жестокий и безразличный. После бурной молодости живет в своем имении, жены нет, но есть незаконные дети от крестьянок. Был секундантом на дуэли у Ленского. Его можно считать самым отрицательным героем, ведь в его силах было остановить дуэль и примирить друзей.

Княжна Алина сестра Прасковьи Лариной. Живет в Москве, принимает у себя в гостях Лариных, когда они приезжают на ярмарку невест. Сама является старой девой, так как никогда не была замужем. Несмотря на старость, продолжает устраивать приемы у себя в доме.

Роман вне времени, это одно из величайших произведений, он был популярен при написании и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

    Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Философско – психологический вопрос, который мучает подрастающее поколение. Чтобы постараться ответить на этот вопрос рассмотрим несколько наглядных примеров.

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.

В «Евгении Онегине» отразилась вся жизнь русского общества начала XIX века. Однако спустя два столетия это произведение интересно не только в историческом и литературном плане, но и в плане актуальности вопросов, которые поставил перед читающей публикой Пушкин. Каждый, открывая роман, находил в нем что-то свое, сопереживал героям, отмечал легкость и мастерство стиля. А цитаты из этого произведения давно стали афоризмами, их произносят даже те, кто саму книгу и не читал.

А.С. Пушкин создавал это произведение около 8 лет (1823-1831). История создания «Евгения Онегина» началась в Кишиневе в 1823 году. В нем отразился опыт «Руслана и Людмилы», но предметом изображения послужили не исторические и фольклорные персонажи, а современные герои и сам автор. Также поэт начинает работать в русле реализма, постепенно отказываясь от романтизма. В период Михайловской ссылки он продолжал работу над книгой, а завершил ее уже во время вынужденного заточения в селе Болдино (Пушкина задержала холера). Таким образом, творческая история произведения вобрала в себя самые «плодородные» годы творца, когда его мастерство эволюционировало с бешеной скоростью. Так что в его романе отразилось все то, чему он научился за это время, все, что он познал и почувствовал. Возможно, этому обстоятельству произведение обязано своей глубиной.

Сам автор называет свой роман «собраньем пестрых глав», каждая из 8 глав обладает относительной самостоятельностью, ведь написание «Евгения Онегина» длилось долго, и каждый эпизод открывал определенный этап в жизни Пушкина. По частям книга и выходила, выпуск каждой становился событием в мире литературы. Полное издание увидело свет только в 1837 году.

Жанр и композиция

А.С. Пушкин определял свое произведение как роман в стихах, подчеркивая, что оно лиро-эпическое: сюжетная линия, выраженная любовной историей героев (эпическое начало), соседствует с отступлениями и авторскими размышлениями (лирическое начало). Вот, почему жанр «Евгения Онегина» называют «романом».

«Евгений Онегин» состоит из 8 глав. В первых главах читатели знакомятся с центральным персонажем Евгением, переезжают вместе с ним в деревню и встречают будущего приятеля – Владимира Ленского. Далее драматизм повествования увеличивается за счет появления семейства Лариных, особенно Татьяны. Шестая глава – кульминация отношений Ленского и Онегина и бегство главного героя. А в финале произведения происходит развязка сюжетной линии Евгения и Татьяны.

Лирические отступления связаны с повествованием, но это также диалог с читателем, ими подчеркивается «свободная» форма, близость к задушевной беседе. Этим же фактором можно объяснить незавершенность, открытость финала каждой главы и романа в целом.

О чем?

Молодой, но уже разочаровавшийся в жизни дворянин получает в наследство имение в деревне, отправляется туда, надеясь развеять свою хандру. начинается с того, что он вынужден был сидеть с больным дядей, который и оставил племяннику свое родовое гнездо. Однако деревенский быт скоро наскучивает герою, его существование стало бы невыносимым, если бы не знакомство с поэтом Владимиром Ленским. Приятели – «лёд и пламень», но различия не мешали дружеским отношениям. поможет в этом разобраться.

Ленский знакомит друга с семейством Лариных: старушкой-матерью, сестрами Ольгой и Татьяной. Поэт давно влюблен в Ольгу, ветреную кокетку. Гораздо серьезнее и цельнее характер Татьяны, которая сама влюбляется в Евгения. Ее воображение давно рисовало героя, осталось только появиться кому-нибудь. Девушка страдает, терзается, пишет романтическое письмо. Онегин же польщен, но понимает, что не может ответить на столь страстное чувство, поэтому дает жесткую отповедь героине. Это обстоятельство повергает ее в депрессию, она предчувствует беду. И беда действительно пришла. Онегин решает отомстить Ленскому из-за случайной размолвки, но выбирает ужасное средство: заигрывает с Ольгой. Поэт оскорблен, вызывает вчерашнего друга на дуэль. Но виновник убивает «невольника чести» и уезжает навсегда. Суть романа «Евгений Онегин» заключается даже не в том, чтобы показать все это. Главное, на что стоит обратить внимание, это описание русской жизни и психологизма персонажей, который развивается под влиянием изображенной атмосферы.

Однако отношения Татьяны и Евгения не окончены. Они встречаются на светском вечере, где герой видит не наивную девочку, а зрелую женщину в полном блеске. И влюбляется сам. Также терзается и пишет послание. И встречает такую же отповедь. Да, красавица ничего не забыла, но поздно, она «другому отдана»: . Несостоявшийся любовник остается ни с чем.

Главные герои и их характеристика

Образы героев «Евгении Онегине» — не случайная подборка действующих лиц. Это миниатюра российского общества того времени, где скрупулёзно перечислены все известные типажи знатных людей: небогатый помещик Ларин, его светская, но опустившаяся в деревне супруга, возвышенный и несостоятельный поэт Ленский, его ветреная и легкомысленная пассия и т.д. Все они представляют императорскую Россию времен своего расцвета. Не менее интересен и самобытен . Ниже представлена характеристика главных героев:

  1. Евгений Онегин – главный герой романа. Он несет в себе неудовлетворенность жизнью, усталость от нее. Пушкин подробно рассказывает о среде, в которой вырос юноша, о том, как среда формировала его характер. Воспитание Онегина типично для дворян тех лет: поверхностное образование, направленное на то, чтобы быть успешным в приличном обществе. Он подготавливался не для настоящего дела, а исключительно для светских развлечений. Поэтому смолоду устал от пустого блеска балов. Он обладает «души прямым благородством» (чувствует дружескую привязанность к Ленскому, не обольщает Татьяну, пользуясь ее любовью). Герой способен на глубокое чувство, но боится потерять свободу. Но, несмотря на благородство, он — эгоист, и самолюбование лежит в основе всех его чувств. В сочинении написана наиболее подробная характеристика персонажа.
  2. Очень сильно отличается от Татьяна Ларина, этот образ предстает идеальным: цельная, мудрая, преданная натура, готовая на все ради любви. Она выросла в здоровой среде, на природе, а не в свете, поэтому в ней сильны настоящие чувства: доброта, вера, достоинство. Девушка любит читать, в книгах она и почерпнула образ особенный, романтический, овеянный тайной. Именно этот образ воплотился в Евгении. И Татьяна со всей страстностью, правдивостью и чистотой отдалась этому чувству. Она не обольщала, не кокетничала, а взяла на себя смелость признаться. Этот отважный и честный поступок не нашел отклика в сердце Онегина. Он полюбил ее на семь лет позже, когда она блистала в свете. Слава и богатство не принесли счастья женщине, она вышла за нелюбимого, но ухаживания Евгения невозможны, семейные клятвы для нее святы. Подробнее об этом в сочинении .
  3. Сестра Татьяны Ольга не представляет большого интереса, в ней нет ни одного острого угла, все округло, не зря Онегин сравнивает ее с луной. Девушка принимает ухаживания Ленского. И любого другого человека, потому что, почему бы и не принять, она кокетлива и пуста. Между сестрами Лариными сразу наблюдается громадное различие. Младшая дочь пошла в мать, ветреную светскую особу, которую насильно заточили в деревне.
  4. Однако именно в кокетливую Ольгу влюбился поэт Владимир Ленский. Наверное, потому что пустоту легко наполнить собственным содержанием в мечтах. Герой еще горел скрытым огнем, тонко чувствовал и мало анализировал. В нем высоки моральные понятия, поэтому он чужд свету и не отравлен им. Если Онегин беседовал и танцевал с Ольгой лишь от скуки, то Ленский увидел в этом предательство, бывший друг стал коварным искусителем безгрешной девушки. В максималистском восприятии Владимира это сразу разрыв отношений и дуэль. В ней поэт проиграл. Автор ставит вопрос, что же могло ждать персонажа при благоприятном исходе? Вывод неутешителен: Ленский женился бы на Ольге, стал бы обыкновенным помещиком и опошлился в рутинном прозябании. Также вам может понадобиться .

Темы

  • Основная тема романа «Евгений Онегин» обширна – это русская жизнь. В книге показан быт и воспитание в свете, в столице, деревенский быт, нравы и занятия, нарисованы типичные и при этом уникальные портреты персонажей. Спустя почти два века в героях находятся черты, присущие и современным людям, эти образы глубоко национальны.
  • Тема дружбы также отражена в «Евгении Онегине». Главный герой и Владимир Ленский находились в тесной дружбе. Но можно ли считать ее настоящей? Они сошлись по случаю, от скуки. Евгений искренне привязался к Владимиру, который своим душевным огнем согревал холодное сердце героя. Однако столь же быстро он готов оскорбить друга, заигрывая с его любимой, которая и рада этому. Евгений думает только о себе, ему абсолютно неважны чувства других людей, поэтому он не смог сохранить товарища.
  • Любовь – тоже важная тема произведения. О ней говорят почти все писатели. Пушкин не стал исключением. В образе Татьяны выражена истинная любовь. Она может развиться вопреки всему и остаться на всю жизнь. Онегина никто не любил и не полюбит так, как главная героиня. Упустив такое, остаешься несчастным на всю жизнь. В отличие от жертвенного, всепрощающего чувства девушки, эмоции Онегина – это самолюбие. Он испугался робкой девочки, влюбившейся впервые, ради которой надо было бы бросить опротивевший, но привычный свет. Но Евгений был покорен холодной светской красавицей, у которой бывать – уже честь, не то, что любить ее.
  • Тема лишнего человека. Веяние реализма, появляется в творчестве Пушкина. Именно окружение воспитало Онегина таким разочарованным. Именно оно предпочитало видеть в дворянах поверхностность, направленность всех их усилий на создание светского блеска. И больше ничего не надо. Напротив, воспитание в народных традициях, общество простых людей делало душу здоровой, а натуру цельной, как у Татьяны.
  • Тема преданности. Верна своей первой и самой сильной любви Татьяна, а легкомысленна, изменчива и заурядна Ольга. Сестры Ларины полностью противоположны. В Ольге отражается типичная светская девушка, для которой главное – она сама, отношение к ней, потому можно и изменять, если есть вариант получше. Стоило Онегину сказать пару приятных слов, она и забыла про Ленского, привязанность которого гораздо сильнее. Сердце же Татьяны верно Евгению всю жизнь. Даже когда он растоптал ее чувства, она долго ждала и не могла найти другого (опять в отличие от Ольги, которая быстро утешилась после смерти Ленского). Героине пришлось выйти замуж, но в душе она продолжала быть верной Онегину, хоть и любовь перестала быть возможной.

Проблемы

Весьма показательна проблематика в романе «Евгений Онегин». Она открывает не только психологические и социальные, но и политические недостатки и даже целые трагедии системы. Например, потрясает устаревшая, но от этого не менее жуткая, драма матери Татьяны. Женщину выдали замуж подневольно, и она сломалась под натиском обстоятельств, став злой и деспотичной хозяйкой ненавистного имения. А вот, какие актуальные проблемы поднял

  • Главная проблема, которая поднимается во всем реализме в целом, и Пушкиным в «Евгении Онегине» в частности, – разрушающее влияние светского общества на душу человека. Лицемерное и алчное окружение отравляет личность. Оно предъявляет внешние требования приличия: молодой человек должен знать немного по-французски, немного читать модную литературу, быть прилично и дорого одет, то есть производить впечатление, казаться, а не быть. И все чувства здесь также фальшивы, они только кажутся. Вот почему светское общество отнимает лучшее у людей, оно охлаждает самый яркий пламень своим холодным обманом.
  • Хандра Евгения – еще один проблемный вопрос. Почему главный герой впадает в депрессию? Не только из-за того, что его испортило общество. Главная причина – он не находит ответ на вопрос: зачем все это? Зачем он живет? Чтобы ездить в театры, на балы и приемы? Отсутствие вектора, направления движения, осознание бессмысленности существования – вот чувства, которые охватывают Онегина. Здесь перед нами встает извечная проблема смысла жизни, который так сложно найти.
  • Проблема эгоизма отражается в образе главного героя. Поняв, что никто его не полюбит в холодном и равнодушном мире, Евгений стал сам себя любить больше всех на свете. Поэтому ему плевать на Ленского (он только развевает скуку), на Татьяну (она может отнять свободу), он думает только о себе, но за это наказан: остается совершенно один и отвергнут Татьяной.

Идея

Основная мысль романа «Евгений Онегин» заключается в критике существующего жизненного порядка, который обрекает более-менее незаурядные натуры на одиночество и гибель. Ведь сколько потенциала в Евгении, а дела нет, только светские интриги. Сколько душевного огня во Владимире, а кроме гибели его может ждать только опошление в крепостнической, удушающей среде. Сколько душевной красоты и ума в Татьяне, а она может только быть хозяйкой светских вечеров, наряжаться и вести пустые разговоры.

Люди, которые не думают, не размышляют, не страдают – вот те, кому подходит существующая реальность. Это общество потребления, которое живет за счет других, которое блистает в то время, пока те, «другие», прозябают в бедности и грязи. Мысли, над которыми задумался Пушкин, заслуживают внимания и поныне, остаются важными и насущными.

Еще один смысл «Евгения Онегина», который закладывал Пушкин в своем произведении, — это показать, как важно сохранить индивидуальность и добродетель, когда вокруг свирепствуют соблазны и моды, которые подчиняют себе не одно поколение людей. Пока Евгений гнался за новыми тенденциями, разыгрывал из себя холодного и разочарованного героя Байрона, Татьяна слушала голос сердца и оставалась верна себе. Поэтому она находит счастье в любви, хоть и безответной, а он – одну лишь скуку во всем и всех.

Особенности романа

Роман «Евгений Онегин» — принципиально новое явление в литературе начала XIX века. У него особая композиция – это «роман в стихах», лиро-эпическое произведение большого объема. В лирических отступлениях вырисовывается образ автора, его мысли, чувства и идеи, которые он хочет донести до читателей.

Пушкин поражает легкостью, певучестью своего языка. Его литературный стиль лишен тяжеловесности, дидактичности, автор умеет говорить о сложных и важных вещах просто и понятно. Конечно, многое нужно читать между строк, так как суровая цензура была безжалостна и к гениям, однако поэт тоже не лыком сшит, поэтому сумел в изящности стиха поведать о социально-политических проблемах своего государства, которые успешно замалчивались в печати. Важно понимать, что до Александра Сергеевича русская поэзия была иной, он совершил своеобразный «переворот игры».

Особенность также заключена в системе образов. Евгений Онегин – первый в галерее «лишних людей», в которых заключен громадный потенциал, не способный найти воплощения. Татьяна Ларина «подняла» женские образы с места «нужно главному герою кого-то любить» до самостоятельного и цельного портрета русской женщины. Татьяна – одна из первых героинь, которая выглядит сильнее и значительнее главного героя, а не прячется в его тени. Так проявляется направления романа «Евгений Онегин» — реализм, который еще не раз откроет тему лишнего человека и затронет тяжелую женскую судьбу. Кстати, эту особенность мы тоже описали в сочинении « ».

Реализм в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» ознаменовывает переход Пушкина к реализму. В этом романе автор впервые поднимает тему человека и общества. Личность не воспринимается отдельно, она – часть социума, который воспитывает, накладывает определенный отпечаток или же полностью формирует людей.

Главные герои типичны, но при этом уникальны. Евгений – аутентичный светский дворянин: разочарованный, поверхностно образованный, но при этом не похож на окружающих – благородный, умный, наблюдательный. Татьяна – обычная провинциальная барышня: воспитана на французских романах, наполнена сладкими мечтами этих произведений, но при этом она «русская душою», мудрая, добродетельная, любящая, гармоничная натура.

Именно в том, что читатели в течение двух веков видят в героях себя, своих знакомых, именно в неизбывной актуальности романа и выражается его реалистическая направленность.

Критика

Роман «Евгений Онегин» вызвал большой отклик у читателей и у критиков. По словам Е.А. Баратынского: «Каждый о них толкует по своему: одни хвалят, другие бранят и все читают». Современники ругали Пушкина за «лабиринт отступлений», за недостаточно прописанный характер главного героя, небрежность языка. Особенно отличился рецензент Фаддей Булгарин, который поддерживал правительство и консервативную литературу.

Однако лучше всего роман понял В.Г. Белинский, называвший его «энциклопедией русской жизни», произведением историческим, несмотря на отсутствие исторических персонажей. Действительно, современный любитель изящной словесности может изучать «Евгения Онегина» и с этой точки зрения, чтобы узнать больше о дворянском обществе начала XIX века.

И спустя век продолжалось осмысление романа в стихах. Ю.М.Лотман видел в произведении сложность, парадоксальность. Это не просто сборник цитат, знакомых с детства, это «органический мир». Все это доказывает актуальность произведения и его значимость для русской национальной культуры.

Чему учит?

Пушкин показал жизнь молодежи, как может сложиться ее судьба. Конечно, судьба зависит не только от среды, но и от самих героев, но влияние социума бесспорно. Поэт показал главного врага, который поражает молодых дворян: праздность, бесцельность существования. Вывод Александра Сергеевича прост: творец призывает не ограничивать себя светскими условностями, глупыми правилами, а жить полной жизнью, руководствуясь нравственными и духовными составляющими.

Эти идеи остаются актуальными и поныне, перед современными людьми часто встает выбор: жить в гармонии с собой или ломать себя ради каких-то выгод или общественного признания. Выбирая второй путь, гоняясь за иллюзорными мечтами, можно потерять себя и с ужасом обнаружить, что жизнь закончена, а так и ничего не сделано. Именно этого нужно бояться больше всего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина является одним из центральных произведений русской классической литературы. Главные герои «Евгения Онегина» воплотили характеры людей XIX столетия. Но это произведение необыкновенно актуально и сейчас.

Евгений Онегин - главный герой романа. Повествование начинается с того, что Онегин узнает о тяжелой болезни своего дяди, владельца огромного состояния. Евгений отправляется в Санкт-Петербург, заранее зная, что ему в столице ему будет скучно...

Главный герой Евгений Онегин ведет очень взбалмошную светскую жизнь. Постоянные приемы, ужины и балы; женщины, которые пытаются завоевать его сердце; вино, карты и постоянные кутежи... Но в одно утро Онегин понимает, что такой образ жизни ему не подходит, что развлечения и сибаритский образ жизни наскучили. Он пробует читать, писать, философствовать, но ничего не выходит... Окончательно потеряв надежду на то, что жизнь заиграет новыми красками, главный герой пускает в хандру.

Продажа имения

Внезапно главный герой Евгений Онегин узнает о кончине своего отца. Он отправляется в деревню, где находятся дом и земля, которые оставил ему в наследство отец. По приезде он узнает, что папенька долгие годы жил на деньги, которые постоянно у кого-то одалживал. Чтобы хоть как-то разобраться с отцовскими долгами, Евгений принимает решение продать имение, втайне надеясь на то, что смертельно больной дядя оставит ему свои владения в наследство.

Наследство

Вернувшись в Петербург, главный герой Евгений Онегин узнает о том, что дядя скончался и оставил ему все свои средства и земли.

Приехав в бывшее имение дяди, Онегин решил, что переезд сюда изменит его жизнь. Именно так он и поступает, приняв решение переселиться в деревню.

Евгению Онегину, главному герою романа, нравится деревенская жизнь. Проскучав за городом недолгое время, Онегин понимает, что здесь жизнь так же тосклива, как и в столице.

Видя, как тяжело крестьянам справляться с финансовыми трудностями, он отказывается от барщины и вводит для крестьян оброк. Из-за таких изменений соседи начинают называть Евгения опаснейшим чудаком.

Новый друг

В это время в родную деревню возвращается сосед Онегина, с которым главный герой еще незнаком. Владимир Ленский, которому всего семнадцать лет, прожил в Германии несколько лет и решил возвратиться в родные земли.

Онегин и Ленский - два противоположных характера, но это не мешает им начать общение, они практически все свободное время проводят вместе. Раскрываясь друг перед другом все больше, Ленский рассказывает новому другу о своей подруге детства - Ольге. Владимир говорит, насколько чиста и прекрасна его любовь к ней.

У Ольги есть старшая сестра, которая совсем на нее не похожа: Татьяна, в отличие от непосредственной и жизнерадостной сестры, не любит шумные компании, предпочитая светскому веселью тишину и умиротворение.

Сестры Ларины

Мать девочек, будучи еще совсем юной, была отдана замуж насильно, по расчету родителей. Она долго переживала из-за своего отъезда из родных земель, однако время шло, девушка все больше привыкала к новому поместью, и вскоре стала управлять и домашним хозяйством и волей мужа. Муж, Дмитрий Ларин, искренне любил свою жену и во всем ей доверял. Молодая семья жила просто, уважая старые традиции. Жизнь супругов протекала мирно, пока в один день хозяин поместья не скончался...

В один вечер Владимир решил навестить семью Ольги и пригласил с собой главного героя нашего повествования - Евгения Онегина. Сначала Онегин сомневается, стоит ли принимать приглашение - он уже и не надеялся на веселье. Однако Евгений решается поехать, чтобы увидеть Ольгу, о которой Ленский рассказывал с таким трепетом и восхищением. Пробыв в гостях несколько часов и познакомившись с Ольгой и Татьяной, Онегин высказывает свое мнение о сестрах. Он говорит Ленскому, что Ольга - совершеннейшее очарование, но в качестве спутницы жизни он выбрал бы Татьяну.

Роман Пушкина «Евгений Онегин»: главный герой

Поскольку роман довольно объемный, в нем присутствуют как главные герои, так и второстепенные. Пушкин выбрал тех персонажей, которые были яркими представителями петербургского общества тех лет. Обратим внимание на главных героев произведения «Евгений Онегин».

Что можно еще сказать о них? Отношение автора к герою романа Евгению Онегину довольно трепетное. Он с нежностью описывает его образ, прощает ошибки, ставит перед лицом трудных ситуаций. То, как Пушкин относится к Евгению, ни в чем его не упрекая, говорит о том, что главный герой является прототипом самого автора.

Образ Онегина

На протяжении всего романа видно, как меняется главный герой - Евгений Онегин.

Это молодой мужчина двадцати шести лет, родившийся в Петербурге. Онегин ведет светский образ жизни, тщательно следит за своей внешностью, одевается по последней моде. Онегин - мужчина с хорошими манерами, образованный, с разносторонними знаниями и интересами. Несмотря на то что главный герой проводит все свое свободное время в шумных компаниях, он одинок, страдает от хандры и тоски. Онегин не может найти себя ни в чем, так как не знает, чего вообще хочет от жизни.

Долгое время мучая себя неопределенностью, Онегин пытается понять глубину своих чувств к старшей из сестер Лариных. Когда Татьяна понимает, насколько сильна ее любовь к Евгению, она пытается создать с ним отношения. Но после того, как он отвергает ее чувства, она отступает и начинает жить своей жизнью.

Спустя годы, когда Онегин уже определился в своих жизненных приоритетах, он видит Татьяну и понимает, что он зря отверг ее тогда. Пытаясь вернуть ее, он получает резкий отказ от Татьяны, которая к этому времени уже вышла замуж за боевого офицера, генерала, причем родственника и друга Евгения.

В этот момент Евгений понимает, насколько сильно он ошибся в молодости, и, не находя себе места, вновь теряет себя в обыденности и серости дней.

Образ Татьяны

Татьяна - спокойная, сдержанная, воспитанная девушка. Она очень отличается от своей младшей сестры: ей не нравятся шумные компании, свое свободное время она предпочитает проводить за чтением, находя в этом душевное успокоение.

Встретив Онегина, Татьяна понимает, что влюбляется в него. Скромность не мешает героине сделать первый шаг навстречу Евгению, однако он отвергает ее... Девушки XIX века не делали первого шага, его отказ стал ударом по гордости девушки. Однако эта сильная молодая женщина собралась с духом и начала жизнь заново, будто в ней никогда не было Онегина...

Проходит время, Татьяна выходит замуж за достойного человек, состоятельного генерала N. Однако ее сердце по-прежнему принадлежит Евгению... Когда он приходит к Татьяне, желая исправить ошибку своей молодости и предложить ей руку и сердце, она дает отказ. Татьяна говорит, что любит Онегина, но она замужем за другим мужчиной. Для нее невозможна измена даже нелюбимому мужчине.

На этом Татьяна прощается с Онегиным, желая ему обрести счастье.

Образ Ленского

Владимир - богатый молодой дворянин, завидный жених. Он воспитан, красив, образован, имеет хорошее состояние. Несмотря на то что множество девушек мечтает выйти замуж за Владимира, он даже не думает о женитьбе.

На протяжении долгих лет он влюблен в девушку, которая вместе с ним росла в деревне - в Ольгу. Именно младшую из сестер Лариных на протяжении долгих лет пророчили в жены Владимиру.

Образ Ольги

Ольга - полная противоположность Татьяны. Она ветрена и легкомысленна. Слишком кокетливая, резвая, до невозможности жизнерадостная Ольга показала себя в романе как человек, не имеющий никаких серьезных планов на будущее.

Именно из-за этого происходит конфликт между Онегиным и Ленским, который перетекает в дуэль, оборвавшую жизнь Ленского. Ольга знала о любви Владимира, но после его смерти она недолго грустила и через несколько месяцев вышла замуж за красивого и богатого молодого офицера.

Заключение

Библиография

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")

В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.

II. Главные герои романа в стихах

Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:

Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".