Праздный образ жизни фамусовского общества. Фамусовское общество по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

План
1) Жанр «Горя от ума» (общественно-политическая комедия, комедия нравов).
2) Критика консервативного дворянства – одна из ведущих тем произведения.
3) Характеристика фамусовского общества:
чинопочитание (Молчалин, Максим Петрович);
власть авторитетов (Фамусов, Молчалин);
карьеризм (Скалозуб, Молчалин);
преклонение перед иностранным;
невежество;
«кумовство»;
власть женщин.
4) Заключение.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства, он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.
Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это фамусовское общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег.
Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. Примером для подражания здесь является Максим Петрович. Его карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб».
В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!»
Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»
Молчалин – человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице. Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина.
Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» - говорит он Фамусову:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: ««пустое, рабское, слепое подражанье». Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились.
Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь».
Кроме того, в фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые.
Интересно, что в фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.
Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.


Несмотря на то, что бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано больше, чем 2 века назад, то, что описывал великий русский драматург, актуально и по сей день, в наше время.

Хоть и Чацкий, и Фамусов - герои того времени, начала 19 века, отголоски этих персонажей можно найти и в наших социальных аспектах общества.

Как известно, в русской истории народ всегда волновала проблема самодержавия, поэтому вопрос, кто достоин власти, народ или монарх – был всегда актуальным. Особенно болезненный отпечаток в нашем обществе оставило крепостное право, которое не давало народу двигаться вперед. Грибоедов в своей комедии описывает именно те явления общества: борьбу людей, согласных с декабристами, и борьбу с дворянством, которое было консервативно настроено.

Да и зачем дворянству было что-то менять в своей жизни, когда у привилегированной массы людей было практически все, чего только мог пожелать человек, живший в 19 веке: это и свое хозяйство, и крестьяне, и прислуга, и прочие роскоши жизни.

Если рассматривать персонажа Фамусова, который вызывает самые отрицательные и негативные чувства, то этот мужчина очень лицемерный персонаж, который двояко себя ведет в обществе.

Например, Фамусов говорит, что он чтит Бога и подает достойный пример «монашеского» поведения, но тем временем он не может обойтись без зоркого взгляда на свою молоденькую служанку Лизу.

Фамусов зависел от других людей, более высших по рангу, поэтому их мнение было самым главным двигателем в его жизни. Он как-то даже говорил Чацкому, что нужно брать пример с тех, кто волею судеб стал богатым господином:

Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!

Фамусов не живет, а существует. Он выполняет все те функции, которое выполняло тогда дворянское общество. Весь смысл жизни богатых людей заключался в вечном кутеже или нарочитом аристократизме. Государственная служба, которую выполняли большинство дворян, не делали их патриотичными и эрудированными людьми: например, работа для Фамусова была просто галочкой, мол, он дворянин, и ему так положено.

Служебные обязанности выполнялись этим героем, потому что «надо» без доли энтузиазма. Поэтому, благодаря такому дворянскому обществу, в России не было никакого прогресса, в то время, как Европа обгоняла нас моментально.

Чацкий - лишний человек в этом обществе, но, как борец с системой, он бессилен, ведь, как говорится, «один в поле - не воин».

Но, конечно же, нельзя брать все дворянское сословие под одну гребенку с Фамусовыми, Кирсановыми, Маниловыми и прочими персонажами, которых описывали великие литературные деятели. Например, Грибоедов сам был дворянином, но его социальный статус не мешал ему затрагивать важные проблемы и высмеивать подобного себе ранга людей.

Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик - любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной.

А наши старички? - Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас боже!.. Нет...

Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.

2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви,

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»

4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь . Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Всё больше сестрины, свояченицы детки. . .

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Протекция, кумовство - обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник , как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

; Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.

Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных.

Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,

Людишки, пишущая тварь,

Все вышли в знать, все нынче важны.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусову вторит.

Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против рассадников просвещения - «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.)

Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них - правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».

Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии.

Если домашнее задание на тему: » Фамусовское общество в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

/ / / Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.

Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию . Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.

Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера - главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.

Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.

В комедии «Горе от ума» основная задача А.С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века. Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым.

Это и есть Фамусовское общество – минувший век. К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность - «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие. Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место - Франция. Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания. Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Фамусовское общество

А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.

Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.

Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.

В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.

Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.

Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».

Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Емельян Пугачев - главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника

  • Анализ произведения Первая любовь Тургенева

    Произведение И. С. Тургенева «Первая любовь» проникнуто собственными любовными переживаниями, которые пережил когда-то автор. Для него любовь представляется неистовой силой в любом из своих проявлений

  • Сочинение Сережа в рассказе Белый пудель Куприна образ и характеристика

    В произведении Куприн повествует нам историю о маленьком осиротевшем мальчике Серёже, его опекуном Мартыном Лодыжкиным, их псом Арто, и помещиками с их избалованным сыном Трилли.

  • Сочинение Что такое Честь

    С самого детства мы часто слышим о таком слове как «честь». Но, уже, будучи взрослыми, многие из нас все еще не осознают истинное понятие этого слова. Почему же в сегодняшних реалиях честь уже не является важнейшим элементом жизни

  • Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.