Валентин катаев. Валентин катаев - биография

Епархиального училища, мать — дочь генерала, происходила из дворянской семьи.

Первое произведение Валентина Катаева — стихотворение "Осень" — было опубликовано в 1910 году в газете "Одесский вестник".

В 1915 году, во время Первой мировой войны (1914-1918), не окончив гимназию, Катаев пошел добровольцем на фронт. Выступал с корреспонденциями и очерками об окопной жизни солдат — "Письма оттуда", "Наши будни", "Ильи Муромцы".

На фронте был дважды ранен , получил отравление газами. За военные заслуги Катаев был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, произведен в подпоручики и пожалован титулом личного, не передающегося по наследству дворянства.

В начале Гражданской войны на бронепоезде "Новороссия" Катаев воевал в составе армии Деникина . После установления в Одессе советской власти, в течение нескольких месяцев находился в тюрьме одесской ЧК за контрреволюционную деятельность.

В 1919 году был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Впечатления о том периоде жизни отразились в автобиографической повести "Записки о гражданской войне" (1920).

В 1922 году Катаев переехал в Москву. С 1923 года он был постоянным сотрудником газет "Гудок", "Правда", "Труд", "Рабочая газета". В круг общения молодого Катаева в 1920-х годах входили писатели Михаил Булгаков, Илья Ильф, Юрий Олеша, поэты Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Борис Пастернак.

В 1920-х годах Катаев опубликовал романы "Повелитель железа" (1924), "Остров Эрендорф" (1924).

В этот период он опубликовал сборники сатирических рассказов "Бородатый малютка" (1924), "Самое смешное" (1927). Острой сатирой на пошлость и мещанство отмечены также рассказы "Игнатий Пуделякин" (1927), "Ребенок", "Вещи" (оба — 1929).

На московских сценах были поставлены его комедии "Растратчики" (1928, по одноименной повести 1926 года — сатире на нэповскую действительность) и "Квадратура круга" (1928).

В 1932 году после двухлетней работы вышел его авангардный роман "Время, вперед!", написанный под впечатлением поездки в Магнитогорск. В 1937 году напечатана героико-революционная повесть "Я, сын трудового народа…".

Мировую известность принесла писателю повесть "Белеет парус одинокий", написанная в 1936 году. В 1937 году по произведению был снят одноименный фильм. Повесть стала первой частью тетралогии "Волны Черного моря". Ее вторая часть "Хуторок в степи" была написана в 1956 году, третья часть "Зимний ветер" в 1960-1961 годах. Четвертая часть была написана в 1948 году и первоначально называлась "За власть Советов", с таким же названием в 1956 году по ней был снят фильм; в 1951 году она была издана вторым вариантом под названием "Катакомбы".

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Катаев служил военным корреспондентом. Огромную популярность принесла писателю повесть "Сын полка" (1945), удостоенная в 1946 году Сталинской премии. По произведению была написана одноименная пьеса и в 1946 году снят фильм.

В 1955-1961 годах Валентин Катаев занимал пост главного редактора журнала "Юность".

В 1960-х годах Катаев написал публицистическую повесть о Владимире Ленине "Маленькая железная дверь в стене" (1964), лирико-философские мемуарные повести "Святой колодец" (1967), "Трава забвенья" (1967), "Кубик" (1969).

Литературной жизни Москвы 1920-х годов посвящена его мемуарно-художественная книга "Алмазный мой венец" (1978).

В 1980 году издана повесть о репрессиях одесского ЧК "Уже написан Вертер".

В 1982 году вышел в свет его "Юношеский роман" — собрание писем — история любви молодого солдата к генеральской дочке на фоне Первой мировой войны.

По произведениям писателя при его жизни были сняты фильмы "Родина зовет" (1936), "Белеет парус одинокий" (1937), "Сын полка" (1946), "Страницы жизни" (1948), "Безумный день" (1956), "За власть Советов" (1956), "Время, вперед!" (1965), "Хуторок в степи" (1970) и др.

Катаев был членом-корреспондентом Академии в Майнце (ФРГ), членом Гонкуровской академии.

Творчество писателя было отмечено различными наградами. В 1946 году Катаев был удостоен Сталинской премии второй степени. В 1974 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями.
12 апреля 1986 года Валентин Катаев скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

С 1934 года Катаев был женат на Эстер Бреннер . В 1936 году у них родилась дочь Евгения, в 1938 году — сын Павел. Павел Катаев стал писателем, известен как автор сказочных книг "Девочка и Белочка" и "Летающий на стрекозе", романа "Один в океане".

Младший брат писателя — Евгений Петров (1902-1942), настоящее имя Евгений Петрович Катаев, в соавторстве с Ильей Ильфом написал романы "Двенадцать стульев" (1928) и "Золотой теленок" (1931).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Имя: Валентин Катаев (Vakentin Kataev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: писатель, сценарист, военный корреспондент

Семейное положение: был женат

Валентин Катаев: биография

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.


Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

Дата рождения:

Место рождения:

Одесса, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:


Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Социалистический реализм, мовизм

Повесть, роман, рассказ

Язык произведений:

Награды / Премии:

Первая мировая война

Ученичество у Бунина

Белое движение

Переделкино

Вторая мировая война

Журнал «Юность»

Мировоззрение

Образование

Творчество

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Рассказы

Сценарии

Стихотворения

Внежанровые произведения

Драматический театр

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Общественная репутация

Интересные факты

(16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Семья

Отец Валентина Катаева — учитель, преподаватель епархиального училища в Одессе Пётр Васильевич Катаев — происходил из среды духовенства. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею .

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.

Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1903—1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913—2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918—1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930—1986) и композитор Илья Катаев (1939—2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).

Биография

Одесса

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкино, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Обиходным языком в семье родителей писателя был украинский. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Первая мировая война

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб».

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика.

Как артиллерист служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки.

Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву.

До отступления ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. До 7 февраля 1920 года, дня входа в Одессу красных (и окончательного — более чем на 70 лет — установления в Одессе Советской власти), родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.

Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа и сразу подключился к офицерскому подпольному заговору по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. Аналогичным образом — одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций — Одесса была освобождена от красных в августе 1919 года. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

Москва

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В.Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н.И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Переделкино

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Журнал «Юность»

Основатель и в 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность».

Рак

Смерть

Мировоззрение

Образование

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизирован в 1965 году). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; одноимённая экранизация — 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм — 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. На какие конкретно неизвестно.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века.

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Романы

  • Время, вперёд!
  • Зимний ветер (1960)
  • Катакомбы (1961)
  • Алмазный мой венец (1978)

Повести

  • Растратчики (1926)
  • Белеет парус одинокий (1936)
  • Я, сын трудового народа (1937)
  • Сын полка
  • Хуторок в степи (1956)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1968)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Уже написан Вертер (1979)
  • Юношеский роман (1982)
  • Спящий (1984)

Рассказы

  • В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
  • Сэр Генри и чёрт (1922)
  • Отец (1925)
  • Море (1928)
  • Барабан
  • Сюрприз
  • Отче наш

Пьесы

  • Квадратура круга
  • Универмаг (1928)
  • Миллион терзаний
  • Авангард (1931)
  • День отдыха (1940)
  • Домик (1940)
  • Синий платочек (1943)
  • Отчий дом (1944)
  • Случай с гением (1956)

Сценарии

  • Цирк (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
  • Родина зовёт (1936)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Шёл солдат с фронта (1938)
  • Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
  • Сын полка (1946)
  • Цветик-семицветик (1948)
  • Безумный день (1956)
  • За власть Советов (1956)
  • Поэт (1956)
  • Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
  • Цветик-семицветик (1968)
  • Хуторок в степи (1970)
  • Фиалка (1976)
  • Понедельник — день тяжёлый (1983)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 — «Растратчики» — Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 — «Квадратура круга» — Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 — «Дорога цветов» — Московский Современный театр

1940 — «Домик» — Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 — «Шёл солдат с фронта» — Театр Вахтангова.
  • 1942 — «Синий платочек» — театр (?).
  • 1948 — «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) — «Дело было в Конске» («Домик») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) — «Пора любви» — театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография

Название

Цветик-семицветик
короткометражный

Волны Чёрного моря

Литературная основа

Фиалка
фильм-спектакль

Последний лепесток

Литературная основа

Сын полка

Понедельник — день тяжёлый
фильм-спектакль

Награды и премии

  • Два Георгиевских креста
  • Орден Святой Анны 4-й степени
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за повесть «Сын полка» (1945)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Три ордена Ленина

Катаев, В. П. против Солженицына, Сахарова

  • Катаев, В. П. подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове

Общественная репутация

  • Иван Бунин (1919):
  • Вера Бунина (1919):
  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):
  • Александр Немировский (2005):
  • Сергей Шаргунов (2006):

— Вот вы называете, скажем, Катаева среди любимых своих писателей… А для вас имеет значение, каким он был как человек? Как вы решаете для себя вопрос соотношения творчества и личности?

— Учебники литературы — всегда учебники истории, их герои, простите канцелярит, «общественно значимы». Конечно, главным делом Катаева была его проза, сверкающая, как леденец, облизанный и выплюнутый в траву летним ребёнком, так что ещё слышен убегающий смех… За мастерский мовизм спасибо Катаеву! Написанное — главное. Но личность, судьба — это то, что создаёт подстрочный таинственный гул или, если угодно, зажигает яркую иллюминацию над строчками. Писателю, как правило, хочется жить широко, вольно, опасно. Писательство — не только кропание строчек, но и «разведка боем», броски в неизведанные области жизни. Двигатель личности, секрет её развития — парадокс. У писателя бывают опыты горькие, мученические, а рядом — сладкие, барские опыты: опыт ледяного хохота, отчаянного спокойствия, ядовитого лоска, во всём последнем и упрекают глупые люди Катаева или Алексея Н. Толстого…

  • Катаев никогда не водил машину — обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955—1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:

Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова.

  • В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Валентин Петрович Катаев родился 16 (28) января 1897 в городе Одесса.
Русский советский писатель, драматург, поэт.
Родился в семье учителя. С юношества начал писать, дебютировал в печати в 13 лет. В годы Первой мировой войны, добровольцем служил на фронте. Был в артиллерии. Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию участвовал в боях против войск А. И. Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).
В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Известные псевдонимы Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.
В 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932), повести «Я сын трудового народа» (1937). Большую популярность Валентину Петровичу Катаеву принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936), по повести поставлен фильм (1937). За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию.
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960—1961), «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм 1956), образующих тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.
Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

_______________________________________________

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК

Поспела, в лесу земляника.
Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.
Пришли они в лес и стали собирать ягоду; кто раньше наберёт.
Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много землячки. Ходи собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.
Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.
Видит — у всех земляника, У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит:
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо,— сказала Женя.— Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках. «Хватит с меня,— думает.— Я уж и так, наверное, много набрала».
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
«Ну,— думает,— так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
Ходила - ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог?»
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка,— говорит.
— Здравствуй, дяденька.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик-боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся..
Вынул старик-боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
— Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик: он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит: — Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые желтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко горели на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя.— Играй быстрей! Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше —
так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое началось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не проронить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
«Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка.— Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику-боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо,— отвечает старик-боровик, коренной лесовик,— я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику-боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку. Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик-боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречерная.— Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда? Не будет тебе никакой дудочки!
С этими словами старик-боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой.
Одну берет, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница,— сказал Жене папа,— полный кувшинчик принесла. Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.
И пошли все домой —папа с полной кружкой, мама с полной чашкой. Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.
А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

// Март 20, 2011 // Просмотров: 15 201

К библиотечному мероприятию

Катаев Валентин Петрович

Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.

Валентин Петрович Катаев родился в 1897 году, 29 января, в городе Одессе, в семье учителя Пет­ра Васильевича Катаева.

Петр Васильевич был очень образованным человеком сначала окончил Вятскую духовную семинарию, затем учился на историко-филологический факультете в Ново­российском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Ка­таева, была дочерью отставного гене­рал-майора.

Она обладала неза­урядными музыкальными способно­стями.

Она умерла, когда Валентину было шесть лет, через несколько месяцев после рождения младшего брата Евгения - впоследствии известного писателя Евгения Петрова (Ильф и Петров).

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. Ему рано открылись богатства родной литературы – Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Шевченко…фамилии очень многих писателей он знал с раннего возраста. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.

Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природы. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.

Первое стихотворение «Осень » Катаев опубликовал в 13 лет (1910 г.) еще гимназистом в газете «Одесский вестник.

В 17 лет(1914 г.) Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.

Другая встреча навсегда связала писателя с Владимиром Маяковским. Под впечатлением этих встреч молодой человек рискнул послать некоторые стихи в журнал «Весь мир» в С.-Петербург, и его стихи были опубликованы. Конечно, Валентин был очень рад, что в нем увидели поэта.

Вскоре началась первая мировая война, Валентина Катаева как и всю молодежь того нелегкого времени, неудержимо потянуло на фронт.

В 18 лет (1915г), не окончив гимназию, на два года ушел служить в действующую армию. Дослужился до прапорщика, был ранен, залечивая раны в одесском лазарете, понял, что воевать не его призвание.

После демобилизации вплотную занялся литературой, стал писать прозу.

Стихи и проза военных лет передают боль юноши-поэта, видящего, как истерзана земля, как разрушаются города и селения. В очерках Катаева в эти годы проявляется глубокий интерес к солдату-фронтовику, крестьянину, рабочему, к человеку в серой шинели, о котором он пишет с глубоким пониманием и уважением. В большинстве произведений этого периода Валентин Катаев говорил открыто и без прикрас о том, что он сам видел и пережил.

В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев.

Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии, и назначили заведующим «Окнами сатиры» в Одессе. Валентин Петрович становится постоянным слушателем литературных кружков и объединений, существующих в Одессе. Сближается с молодыми писателями того времени Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким и вместе они сочиняют - агитационные тексты для плакатов, частушки, лозунги, листовки.

В 24 года (1922 г) сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

Устраивается на работу в качестве секретаря в журнал «Новый мир». Так же пишет фельетоны, заметки, очерки для других газет и журналов где его начинают печатать.

В 28 лет (1925г) написал свою первую - повесть «Растратчики», ко­торая принесла известность не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Московский Художественный театр по повести «Растратчики» поставил пьесу, а затем написанную для театра комедию («Квадратура круга») .

Затем ещё были написаны пьесы и комедии, которые ставились во многих городах Советского Союза

В 39 лет (1936 г) Валентин Петрович написал роман для подростков«Белеет парус одинокий», главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, героизм подростков, живописность описания жизни в городе детства Одессе сделали это произведение одной из любимых детских книг. Этот роман посвящен его босоногому детству.

В 42 года (1939 г) за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

Началась Великая отечественная война опять Катаев оказался на полях сражений, был военным кор­респондентом «Правды» и «Красной звезды», в них печатались его фельетоны, очерки, заметки с фронта.

Так же участвовал в качестве военного корреспондента в боях под Ржевом, под Духовщиной, в великой битве за Орел.

Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка» , о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. За кото­рую впоследствии получил Сталинскую премию. "Сын полка", и "Белеет парус одинокий" вы будете изучать в старших классах.

Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

Впоследствии к некоторым сказкам он написал сценарии, и они были экранизированы. Такие как:

«Цветик-семицветик»,

По произведениям Валентина Катаева были сняты кинофильмы:

"Белеет парус одинокий" (1937),

"Сын полка" (1946; 1981).

В 59 лет (1956 г) Валентин Петрович Катаев стал главным редактором журнал «Юность». Именно там стали публиковаться многие писатели и поэты 20 века. И именно там, Валентин Петрович публиковал свои романы, повести, фельетоны, очерки, заметки, статьи, рассказы, пьес, которые он писал для нас ещё почти 30 лет

Вот такое большое наследие оставил для детей и взрослых замечательный писатель, поэт и прозаик Валентин Петрович Катаев (Умер Катаев в Москве 12. 04. 1986)

Вот вы и познакомилась с биографией писателя, сказки которого вы знаете уже давно. А кто их написал, узнали сегодня.

Мероприятие по сказкам В.П.КАТАЕВА

А сейчас давайте ещё раз вспомним о замечательных сказках Валентина Катаева.

В первом задании мы и узнаем, какие это будут сказки.

Задание №1 - расшифровать название рассказов.

Каждой команде выдаются 2 вида карточек.

1-Шифровка

2-Ключ к шифровке (Сделать алфавит под цифрами)

Ваша задача за 3 мин. Расшифровать шифровку.

1) 5.20.5.15.24.11.1. 9. 11.20.3.25.9.14.9.11.

4) 23.3.6.19.9.11 - 18.6.13.9.23.3.6.19.9.11

(Дудочка и кувшинчик, Пень, Грибы , Цветик – семицветик)

Теперь мы с вами знаем название сказок, по которым будем путешествовать.

Задание №2

В этом задании мы узнаем, кто из вас читал сказки В.Катаева

Каждой команде выдаются карточки с вопросами.

Ваша задача выбрать правильный ответ из трёх вариантов.

Карточка№1

1.Как звали главную героиню сказок «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик - семицветик»?

МАРИЯ КАТЯ ЖЕНЯ

2.Кого встретила в лесу Женя, когда ей надоело собирать ягоды? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

СТАРИКА БОРОВИК А БАБУ ЯГУ ЛЕШЕГО

3.Кто посчитал себя самым главным в лесу в сказке «Пень»?

ДЕРЕВЬЯ БУКАШКИ ПЕНЬ

4.Кто лучше всех разбирался в грибах в сказке «Грибы»?

ЖЕНЯ ПАВЛИК ИННОЧКА

5.Кого встретила героиня сказке «Цветик - семицветик», когда гналась за собакой?

ВОЛШЕБНИЦУ ВЕДЬМУ СТАРУШКУ

6.Сколько медведей вышло к ЖЕНЕ на Северном полюсе в сказке «Цветик - семицветик»?

СЕМ Ь ТРИНАДЦАТЬ ОДИН

7.Герой сегодняшнего нашего мероприятия?

В.БИАНКИ В.ГАРШИН В. КАТАЕВ

Карточка№2

1.Куда надо было заглянуть Жене, чтоб увидеть землянику? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

ПОД ЛОПУХ ПОД ЛИСТИК И ПОД КОРЯГУ

2.На что обменяла Женя кувшинчик? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

НА БАЛАЛАЙКУ НА ДУДОЧК У НА ГИТАРУ

3.Зачем наклонялись люди, проходившие мимо старого пня? Сказка «Пень»

НАЙТИ ЯГОДУ НАЙТИ ОПЁНО К НАЙТИ ШИШКУ

4.Как звали двоюродную сестру Жени и Павлика в сказке «Грибы»?

ВИКТОРИЯ НАДЕЖДА ИННОЧКА

5.Кто съел баранки, пока Женя глазела по сторонам и читала вывески в сказке «Цветик - семицветик»?

КОРОВА СОБАК А КОШКА

6.Какой недуг был у мальчика Вити в сказке «Цветик - семицветик»?

БЫЛ ХРОМО Й БОЛЕЛА РУКА БЫЛ В ГИПСЕ

7.В какую игру предложила Женя поиграть больному мальчику Вите в сказке «Цветик - семицветик»?

В КЛАССИКИ В САЛК И В ФУТБОЛ

Карточка№3

1.Какая ягода поспела в лесу в сказке «Дудочка и кувшинчик»?

ЗЕМЛЯНИК А МОРОШКА КЛЮКВА

2.Как обозвал старик боровик Женю, когда рассердился на нее? Сказка «Дудочка и кувшинчик»

ОБМАНЩИЦЕЙ ЛЕНТЯЙКО Й ЛОДЫРЕМ

3.Кто «открыл глаза» старому пню, что он не такой уж и важный в сказке «Пень»?

ЖАБА ВОРОНА СИНИЧКА

4.Как звали брата главной героини в сказках «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик - семицветик»?

ВАНЕЧКА ПАВЛИ К ПЕТЯ

5.Что купила Женя в магазине в сказке «Цветик - семицветик»?

7 ПРЯНИКОВ 7 БАРАНО К 7 БУЛОЧЕК

6.Что подарила старушка Жене, чтоб её утешить?

НАЛИВНОЕ ЯБЛОКО ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИ К ГОРОШИНУ

Что стала делать Женя, когда остался один лепесток в сказке «Цветик - семицветик»?

ЛИТЬ СЛЁЗЫ ХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ ДУМАТЬ И РАССУЖДАТЬ

Задание №3 – на внимательность

Все вы помните, что цветок имел семь лепестков.

Вам выдается по две карточки, на одной название цвета каждого лепестка, а на второй название желаний Жени.

Ваша задача вспомнить и подобрать желание к каждому цвету.

ЖЁЛТЫЙ - вернул домой с баранками

КРАСНЫЙ - отремонтировал вазу

СИНИЙ - отправил на Северный полюс

ЗЕЛЁНЫЙ – вернул с Северного полюса

ОРАНЖЕВЫЙ - завалил детскими игрушками

ФИОЛЕТОВЫЙ - возвратил игрушки в магазин

ГОЛУБОЙ - вылечил мальчика Витю

(название сделать на одной карточке, а выполнение желаний каждая отдельно, чтоб учащиеся подобрали

Задание №4

В сказках Валентина Катаева присутствуют не только люди, но другие жители населяющие нашу природу.

Сейчас с помощью загадок мы и узнаем, кто ещё является лесным и деревенским жителем.

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (БАБОЧКА)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? … (ВОРОНА)

Он растет под хвойной лапой,

Он растет, а с ним и шляпа.

Никогда на наш поклон

Не снимает шляпы он. (ГРИБ)

Готовит лакомство,

Хотя не повариха,

Иголки носит при себе,

А не портниха. (ПЧЕЛА)

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются... (ОПЯТА)

Мальчик с пальчик,

Шапка красная.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я...(ПОДОСИНОВИК)

На лесной полянке

Красуются Татьянки-

Алый сарафан,

Белые крапинки (ЗЕМЛЯНИКА)

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые... (ЛИСИЧКИ)

Громко лает во дворе,

Отдыхает в конуре,

Стережёт хозяйский дом

И виляет нам хвостом. (СОБАКА)

Летом в лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (МЕДВЕДЬ)

Прозрачнокрылый самолёт

Свой совершает перелёт

С розовощёкой кашки

На блюдечко ромашки. (СТРЕКОЗА)

Шустро зёрнышки клюёт,

Желтопузая... (СИНИЧКА)