Примеры искусства в литературных произведениях. Проблема влияния искусства на человека


Какова роль искусства в жизни человека? Именно этот вопрос оказывается в центре внимания автора предложенного для анализа текста.

Е. Амфилохиева предлагает задуматься над проблемой назначения искусства, которая является актуальной в наши дни. Ведь в эпоху цифровых технологий происходит размывание нравственных ориентиров в обществе, а искусство, являясь средством воспитания души, помогает человеку стремиться к добру и милосердию.

Автор старается донести до читателя мысль о том, что задача искусства – это «удовлетворение духовных потребностей людей путём создания произведений, которые могут доставить человеку радость, наслаждение, заставить сочувствовать и сопереживать и, может быть, даже пробудить в нём художника». Для обоснования своей позиции, Амфилохиева использует цитирование. Так, вспоминая слова философа Шеллинга (предложение 15), автор утверждает, что искусство влияет на человека, вопреки его желаниям. Благодаря использованию метафор (предложение 20), которые придают тексту яркость, усиливается эмоциональное воздействие на читателя.

Видов искусства бесконечно много: живопись, музыка, литература, кино, архитектура...

Но литература сопровождает человека на протяжении всей жизни. Каждому ребенку в детстве читали сказки, стихотворения, басни, которые учили добродушию и милосердию. Так, на развитие писательского таланта А. С. Пушкина – великого русского поэта, повлияли именно сказки, которые он слышал в детстве от Арины Родионовны, его няни. Былины, пословицы и поговорки нашли отражение в творчестве Александра Сергеевича. Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях «Зимний вечер», «Няне», «Вновь я посетил...», а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лари¬ной, няни Дубровского. Таким образом, с помощью искусства можно передать человеку мудрость, опыт, желание учиться и творить.

Необходимо отметить, что искусство играет важную роль в формировании общественного сознания.

Так, в годы Великой Отечественной войны творчество поддерживало народный дух людей, придавало им силы. Многие поэты стали писать вдохновляющие строки, композиторы – музыку, художники – картины. Так, стихотворение Ахматовой «Мужество», написанное в самом начале войны, призывает народ к защите своей Родины от нацистского влияния. Поэтесса призывает восстановить не только разрушенные бомбежкой фабрики и заводы, но и духовное богатство, растраченное во время войны. Таким образом, поэзия является одним из немногих средств, которые смогут заставить людей вновь научиться видеть и чувствовать прекрасное.

Таким образом, искусство влияет на мысли и чувства человека. Поэтому нельзя недооценивать его роль в современном мире. Искусство дает жизни дополнительный смысл, помогает в трудных ситуациях, заставляет сочувствовать и сопереживать и, конечно, радоваться жизни!

Обновлено: 2016-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»

Проблема

Аргумент

Нравственные проблемы

Талант

Его герой - слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он - музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и "унижен", и "возвышен" природой.

- Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.

- А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

Что такое счастье?

1) В.Короленко. Слепой музыкант

"Человек создан для счастья, как птица для полета"; «дорогу осилит идущий»

Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

- проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье

- Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?

- Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

Проблема формирования характера человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки . Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

- Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека

- На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

- Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого - зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Сила духа

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

- человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

- Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

Роль искусства в жизни человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

- Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов. Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина. Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.

Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима

- Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о

несчастных...”.

Проблема выбора

1) В.Короленко. Слепой музыкант

- "Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!"

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

- Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

- Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы . Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

- Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Сострадание

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

- После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

Смыл жизни, человеческого существования

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе .

Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.

- Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. П онимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни , в этом его счастье.

Становление личности

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Познание окружающего мира

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей». Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

Искренняя, самоотверженная любовь

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Многие авторы говорят об искусстве, ведь это их призвание. Поэтому проблемы, связанные с творчеством, часто фигурируют в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Мы собрали наиболее популярные из них, подобрав литературные аргументы к каждой проблеме.

  1. Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант» , с детства чуток к миру звуков, потому что для него это единственная возможность ощутить мир (он родился слепым). Для Петруся искусство – отдушина, способ самовыражения. Герой слушает игру конюха Иохима на дудочке, а вскоре сам начинает играть на фортепьяно. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петрусь не просто играет, он чувствует музыку, передает в ней жизнь и народные чаяния.
  2. Яков, герой рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», относится безразлично к искусству, видя в нем лишь работу. Но он ощущает силу искусства, когда на него наваливается тоска о прожитой зря жизни. Тогда у Якова выходит настолько жалобная и прочувствованная мелодия, что он плачет. Герой умирает, а свою скрипку и музыку передает еврею Ротшильду, на которого постоянно нападал при жизни. И композиция продолжает жить.

Влияние искусства на жизнь человека

  1. Нина, героиня пьесы А.П. Чехова «Чайка» , увлечена театром, мечтает стать актрисой. Но ее родители категорически против такой карьеры для дочери. Нина идет против семьи, уезжает из дома, играет много, но плохо, «с завываниями». Однако после перенесенных трагедий: разрыва с любимым, смерти ребенка – героиня решает изменить свою жизнь, едет в провинцию, чувствуя в себе способность играть совершенно по-новому. Искусство для Нины – вся жизнь, с ее радостями и трагедиями.
  2. Николай Ростов, герой , проиграл в карты крупную сумму. Приехал домой он в ужасном состоянии: где найти столько денег, как сказать о проигрыше бедной семье? Но когда молодой человек услышал пение сестры Наташи, то оно захватило его и избавило от гнетущего состояния, потому что все эти карты, деньги, шулеры – все это приходит и уходит. А искусство вечно, оно остается навсегда.

Понимание ценности искусства

  1. Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , обладает удивительным музыкальным чутьем. Она не только поет сама, но и слышит подлинное искусство в музыке других. Девушка пускается в пляс под народную мелодию, потому что ее переполняет восторг от удивительного мира звука. Наташа видит в музыке целый мир, она сближается с народом в его понимании. Именно эта чуткость и делает Ростову любимой героиней автора.
  2. Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Твардовского , в главе «Гармонь» играет на этом инструменте. От звуков музыки будто стало теплее холодной зимой, повеяло домом, родными местами. И уже не чувствовалась боль в отмороженных пальцах, а ноги сами пускались в пляс. Музыка разогнала тягостные мысли, в этом небольшой эпизоде бойцы отдохнули от трагических военных событий, хотя бы на миг забылись, отодвинув страх и усталость. Именно поэтому Тёркину гармонь и подарили, он песней согрел сердца людей.

Взаимодействие формы и содержания в искусстве

  1. А. Михайлов в книге «Маяковский» описывает биографию великого поэта. Знаменитого футуриста постоянно порицали по различным причинам за форму его произведений, будто бы не видя подлинного масштаба их содержания. Рваные строчки, неологизмы, желтая кофта как основа эпатажных выступлений – все это не так важно, главное – смысл и поднимаемые проблемы. Владимир Маяковский был футуристом, но, в отличие от других коллег по цеху, он не замыкался в этой форме, поэтому и стал классиком.
  2. Сальери, герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «алгеброй искусства». Однако гением он не был, в отличие от Моцарта, потому завидовал, считал, что Моцарт ведет себя неподобающе. Для последнего же главное содержание: творить можно где и когда угодно, главное – то, что получится, а каких-то правил и рамок не существует. Из-за зависти Сальери отравил своего удачливого коллегу, но так и познал тайны его совершенства.

Взаимодействие искусства и власти

  1. Мастер, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , написал гениальный роман. Однако этот роман идеологически не соответствовал государственному курсу, так как включал в себя библейские мотивы. Роман Мастера начали травить критики, а он сам оказался в каких-то темных застенках, о которых автор умалчивает. Все эти страдания привели героя в сумасшедший дом, из которого он вышел только благодаря заступничеству возлюбленной Маргариты перед Сатаной. Таким образом, в нашей стране власть неоднократно норовила подчинить искусство своей воле и навязать творцам свои интересы.
  2. А. Ахматова в поэме «Реквием» правдиво рассказывает о сталинских репрессиях: тысячи арестованных, которые ни в чем не виноваты, их матери и жены, которые стоят в тюремных очередях, ожидая хоть какой-то информации о любимых людях. По мнению Анны Андреевны, ее долг как поэта – отразить эти трагические события. Она считает, что если ей когда-то будут устанавливать памятник, то это необходимо сделать здесь, где она простояла долгие семнадцать месяцев, ожидая весточки от сына и права вручить ему «передачу». Даже после развенчания культа Сталина, когда в СССР началась «оттепель», ее правдивый крик об участи тысяч репрессированных соотечественников так и не был опубликован. Его напечатали лишь за границей, и поэтессе пришлось оправдываться, что это была не ее инициатива, ведь за такое творчество ей грозили серьезные последствия. Достаточно того, что ее в 1946 году публично оскорбил чиновник А. А. Жданов на съезде писателей, назвав ее «взбесившейся барынькой». С тех пор Ахматову прекратили печатать, даже стихи, далекие от политики, партийные деятели считали вредными. Таким образом, Анна Андреевна пережила нападки, издевательства и даже семейный драмы, расплачиваясь за свою честную позицию в искусстве.

Алессандро Барокко "1900-й.
Легенда о пианисте"1900-й - это не только цифра, обозначающая год. Так зовут гениального пианиста-самоучку, родившегося на борту океанского лайнера. У него нет ни документов, ни гражданства, ни родственников, только имя, данное кочегаром, нашедшим ребенка. 1900-й никогда не покидал корабля, никогда не ступал на твердую землю. В бурю и в штиль он не отрывается от клавиш. Это не обычная книга. Это монолог. Воспоминания о прекрасном времени. Чистейшая музыка, мелодия волн, песнь моря. Слова, идущие из самого сердца. Память о друге, об уникальном музыканте, равного которому не было и не будет. Его тонкие пальцы, парящие над клавишами, и сейчас возникают в памяти старого трубача, стоит только закрыть глаза. И его музыка, ни на что не похожая, прекрасная. Она уносит в те далекие дни, когда пароходы перевозили в молодую страну ее новых жителей. Отчаявшихся и полных надежд. Когда в салоне первого класса шампанское лилось рекой, и танцевали нарядно одетые дамы, и за роялем сидел тот самый, неповторимый, чья жизнь началась на корабле, и на корабле прошла. Тот, кто узнавал о мире из чужих воспоминаний, но словно видел его своими глазами. Тот, кого так и не дождались миллионы дорог, разбегающиеся на миллионы сторон от корабельного трапа. День за днем он играл для них. Всю жизнь и одно мгновение. И тот, кто слышал его музыку, уже никогда ее не забудет.

Кадзуо Исигуро "Ноктюрны.

Пять историй о музыке и сумерках"От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за "Остаток дня", - первый в его блистательном послужном списке сборник рассказов. Эти пять поразительных историй о волшебной силе музыки и сгущающихся сумерках объединены не только тематически и метафорически, но и общими персонажами, складываясь в изысканное масштабное полотно. Здесь неудачливый саксофонист ложится на пластическую операцию в расчете, что это сдвинет с мертвой точки его карьеру, звезда эстрады поет в Венеции серенады собственной жене, с которой прожил не один десяток лет, а молодой виолончелист находит себе в высшей степени оригинальную наставницу...

Ник Хорнби "Hi-Fi"

"Hi-Fi" - смешная и печальная, остроумная и порой глубокомысленная, трогательная и местами циничная история любви симпатичного тридцатипятилетнего увальня. Музыка и любовь наполняют его жизнь смыслом, но и ставят перед ним множество проблем, которые он пытается разрешить... Сам автор Ник Хорнби, один из самых читаемых и обласканных критикой современных британских авторов - определяет свое творчество как "попытку заполнить пустоту, зияющую между популярным чтивом и литературой для высоколобых".

Энн Райс "Плач к Небесам"

Роман "Плач к Небесам" переносит читателей в Италию XVIII столетия - эпохи удивительных людей, великих амбиций и страстей. Энн Райс позволяет проникнуть в совершенно особый, наполненный музыкой, изысканный и пленительный мир восхитительных оперных певцов-кастратов и постичь то, что скрывается за кажущейся легкостью их жизни и внешней красотой. Мало кому известно, какая боль таится в сердцах, какие страсти кипят в душах юных любимцев королей и кумиров публики. Ибо признание, слава, восторженное поклонение оплачены слишком дорогой ценой, а души идолов преисполнены страдания и боли.

В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

Повесть «Слепой музыкант» очень глубокая душевная и трогательная по сюжету. Главный герой повести мальчик Петрусь рождается слепым, и с помощью мамы и дяди постигает мир звуков, у него обнаруживается талант музыканта, он учится играть на народных инструментах, на фортепиано. На прогулке Петрусь знакомиться с девочкой Эвелиной, их знакомство перерастает в крепкую дружбу и потом в любовь. Дети вырастают вместе, судьба Петруся складывается удивительно. Он женится на Эвелеине, пройдя перед этим череду испытаний моральных, изучая мир через звуки. В конце романа Петрусь становится известным музыкантом и отцом сына, который рождается у них с Эвелиной.«Парадокс» главный герой рассказа Ян Залуский, калека от рождения, его моральные мучения и тяжелая жизнь, его тяга к красивому и лучшему на земле порождает мысль у Яна «Человек создан для счастья, как птица для полета». Сложный мир взаимоотношения людей в этом рассказе у автора получился очень ярким и жизненным.

Энн Райс "Скрипка"

Трагические события в жизни Трианы приводят ее на грань безумия. И только музыка, всегда сопровождавшая ее по жизни, и на этот раз служит утешением, не позволяя молодой женщине окончательно утратить рассудок. Однако внезапно все меняется. Неизвестно откуда появившийся призрак - скрипач Стефан Стефановский - становится для Трианы добрым гением и одновременно самым жестоким критиком ее таланта. Манипулируя чувствами и разумом Трианы, он переносит ее в Вену XIX века.

Кетиль Бьёрнстад "Пианисты"

Роман «Пианисты» норвежского писателя Кетиля Бьёрнстада открывает малознакомый нам мир, где музыка похожа на спорт, где важны техника, выносливость и амбиции, мир, где малейшая ошибка может стать фатальной… 15-летний пианист Аксель Виндинг своей любовью к музыке обязан матери. Они проводят вечера вместе, слушая концерты классической музыки, пойманные на плохоньком радиоприемнике. Их семья небогата, но мама готова пойти на все ради того, чтобы сын стал выдающимся пианистом. Когда внезапно она погибает, Аксель бросает школу, чтобы все силы отдать подготовке к конкурсу молодых пианистов в Осло. Но в этом он не уникален. Среди горстки отобранных для участия в конкурсе учеников оказывается и Аня Скууг - соседка, в которую он влюблен. На молодых пианистов давит многое: воля родителей, самолюбие преподавателей и - самое главное - их собственные амбиции. Все их мечты воплощены в «Солнце» Мунка, которое висит в большом концертном зале. Но на этом солнце многие сгорят… Трудные вначале, страницы романа постепенно захватывают - и уже не отпускают. Это тонкий и серьезный роман для юного и взрослого читателя о переходе во взрослую жизнь, о смерти, о любви и насилии, о бессилии и страсти.

Андромеда Романо-Лакс "Испанский смычок"

"Испанский смычок” - это история мальчика из пыльного каталонского городка, получившего в наследство от рано умершего отца необычный дар - смычок для виолончели. Этот смычок и определит всю его дальнейшую судьбу. Барселона, Мадрид, Париж, Берлин - он объездит с концертами весь мир. Познает радость дружбы, безумие любви и горечь утрат; будет играть для королей и президентов; познакомится с Пабло Пикассо и одним из первых увидит знаменитую "Гернику”. Будет верно служить Музыке и мучительно размышлять о несправедливости мира. И на протяжении всей жизни с ним будет его бесценный смычок.

Ханс Кристиан Андерсен "Всего лишь скрипач"

Ханс Кристиан Андерсен, прославившийся во всём мире как гениальный сказочник, гораздо менее известен произведениями в других жанрах, а между тем его перу принадлежат романы, пьесы, стихи, путевые заметки. Роман «Всего лишь скрипач» во многом автобиографичен, в Кристиане, одарённом юноше из бедной семьи, нетрудно узнать черты самого Андерсена, хотя герою повезло меньше, чем его создателю: ему не удалось прославиться, и он умер сельским скрипачом. На русском языке роман издавался лишь в пересказе и почти 100 лет назад.

Владислав Шпильман "Пианист

Варшавские дневники 1939-1945" Это воспоминания известного польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана о годах жизни в оккупированной немцами Варшаве с 1939 по 1945 год. В качестве приложения к книге опубликованы отрывки из военных записок капитана вермахта Вильма Хозенфельда, спасшего В. Шпильмана в разрушенной Варшаве. Воспоминания В. Шпильмана написаны сразу после войны и изданы в Польше в 1946 году под названием "Гибель города" в литературной обработке Ежи Вальдорффа. В 1998 году второе издание книги под названием "Пианист" вышло в Германии, на следующий год - в США, и с тех пор она была переведена на восемь языков. Не только в Польше, но и во всем мире - от Испании до Японии - она вызвала лавину откликов и попала в список бестселлеров "The Economist", "The Guardian", "The Sunday Times" и др. Газета "Los Angeles Times" в 1999 году присудила ей титул лучшей книги года в категории "литература факта". Известный кинорежиссер Роман Полански снял фильм по книге "Пианист", как ранее это хотел сделать Анджей Вайда. К сожалению, действительность гораздо страшнее любого фильма. Это сразу заметит читатель книги. В книге нет заданных идей и национальных стереотипов, лишь люди - немцы, украинцы, поляки или литовцы и их поступки. В. Шпильмана сначала спас еврейский полицейский, сгонявший обитателей гетто для отправки в Треблинку, потом полька Хелена Левицкая и, наконец, капитан вермахта Вильм Хозенфельд. Навсегда врезаются в память не сами сцены расправ и транспорты в Треблинку, но, главным образом, живые лица участников трагедии, намеченные иногда двумя-тремя штрихами, детали быта, подробности человеческих отношений. Газета "The Independent On Sunday" (от 28.03.99) написала, что иногда за всю свою жизнь не узнаешь столько о человеческой природе, сколько из этой тонкой книжки. В 2002 году фильм по книге "Пианист" был удостоен "Золотой пальмовой ветви" - высшей награды 55 Каннского Международного фестиваля. В 2003-м - трех "Оскаров" за лучшие режиссуру (Роман Полански), сценарий (Рональд Нарвуд) и мужскую роль (Адриен Броди).

А.П. Чехов "Скрипка Ротшильда"

Произведение "Скрипка Ротшильда” - одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Рассказ сложен для понимания, глубок и психологичен. Первое что вызывает интерес, так это название. Почему "Скрипка Ротшильда”? На самом деле музыкальный инструмент играет важнейшую роль в данном произведении. Скрипка – это не кусок дерева, обтянутый струнами, это душа Якова, его сердце, не обремененное убытками и накопительством. Именно она является доказательством понимания Яковом того, насколько нелепо и глупо он жил, так, что даже смерть казалась ему спасением.

Л.Н. Толстой "Альберт"

Прототипом главного героя повести является Георг Кизеветтер, талантливый скрипач, уволенный после 10 лет службы из оркестра Петербургской оперы. Толстой познакомился с ним в январе 1857 года; в дневниковых записях он называет музыканта "гениальным юродивым" - отсюда и первоначальные заголовки повести: "Пропащий", "Поврежденный", "Погибший".

Сочинение ЕГЭ:

Вы когда-нибудь задумывались о влиянии на вас прочтенных книг? Как они могут вас изменить? Как могут помочь? Роль книги как произведения одной из отраслей искусства поистине велика. Проблему влияния искусства на мировосприятие человека поднимает в своем тексте известный публицист Е. Винокуров.

О том, что человек издревле ощущал на себе воздействие предметов искусства говорят наскальные рисунки, с помощью которых древние люди пытались оставить информацию о себе будущим поколениям, использовали искусство как способ передачи соплеменникам чувств, настроений, мыслей.

Автор предложенного мне текста рассматривает эту проблему на примере великого русского поэта. С первых строк текста Винокуров анализирует роль творчества Сергея Есенина в жизни русского человека. Автор отмечает простоту и доступность есенинских стихов, отмечает их духовную глубину.

Первое предложение текста полностью передает позицию автора: «Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа». Автор уверен в Есенине как в гениальном, великом поэте, который писал только то, что чувствует, только правду. Используя метафоры «художник интуиции», «обнаженная совесть нации», Винокуров объясняет уникальность воздействия поэта.

Невозможно не согласиться с позицией Винокурова. И с моей точки зрения, искусство влияет на восприятие человеком мира. В жизни каждого из нас бывают периоды, когда мы чувствуем себя опустошенными, разочарованными, одинокими, и я не исключение. В такие моменты я люблю слушать произведения современного композитора Людовико Эйнауди. Они помогают мне отодвинуть от себя все плохое, открыть в себе силы восторгаться миром.

Подобным выходом из жизненного тупика для героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Евангелие. Меня поразило, что Соня Мармеладова, оказавшись в тяжелой ситуации, смогла найти опору в нравственных заповедях, указанных в Священном писании. Ведь стоит Соне только вспомнить историю воскрешения Лазаря, как она отбрасывает свою неуверенность и из нуждающейся в помощи жалкой девушки превращается в ту, которая эту помощь готова оказать.

Не менее интересна позиция известного американского писателя Рэя Брэдбери. В романе «451 градус по Фаренгейту» хозяйка дома, помеченного пожарными для сожжения, отказывается покинуть дом одна. Героиня выбирает смерть в огне среди своих любимых книг, так ненавистных обществу. В этом поступке явно прослеживается влияние искусства на человека, неоценимое значение его для каждого.

Анализируя данную проблему, можно сделать вывод: искусство влияет на жизнь общества, помогает человеку определиться в этой жизни, понять, ради чего стоит жить.

Текст Е. Винокурова

(1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

(3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

(6)Есенин - это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

(8)Есенин - великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций - они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочай-шие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написан-ное им с каждым годом звучит громче и громче.

(12)Есенин - певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

(15)Поэт - это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас - точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом - он был обнажённой совестью нации.

(По Е. Винокурову)