Художник иллюстратор евгения лоцманова отмеченная. Высокие награды

25 марта, в День работника культуры, в Москве была вручена премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Лауреатами премии стали всего три человека: музыкант В.М. Лаврик, дизайнер Е.А. Чебурашкина и коломенская художница Е.Н. Лоцманова. Премии в Кремле вручил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Евгения получила звание лауреата за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации. Талантливая художница является автором рисунков к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н. Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х. Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н. Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Она участница многочисленных выставок, в том числе трёх персональных в 2012, 2013 и 2015 годах. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке в Перми (2013). Член Московского союза художников.

Евгения работает в очень сложной технике - цветной литографии, с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы. Вопреки трудоёмкости технологического процесса, рисунки получаются лёгкими, будто бы сделанными на одном дыхании. Являясь достойным продолжателем традиций отечественной книжной иллюстрации, Е.Н. Лоцманова создала собственный стиль, её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту.










В настоящий момент Евгения Лоцманова работает над книгой своих стихов, иллюстрации к которой художница создает сама.
В заключение весёлое стихотворение для детей от Евгении Лоцмановой.
«Весёлое мычание»
Весёлое мычание,
Ленивое молчание
И сочно-изумрудное
жевание травы,
Тропинок убегание,
Ромашек расцветание,
Барашковое облачко,
безбрежность синевы.

Пятнистое мычание,
Шмелиное ворчание,
Молочное сверкание
берёзовой коры,
Мышиное метание,
И пчёлок бормотание,
И хвостиков качание
под пенье мошкары.

Протяжное мычание,
И птичек совещание,
И сонное журчание
лесного родничка
И радужно-стрекозное
цветное трепетание
И бабочково-знойное
порханье ветерка.

Весёлое мычание
И листков шуршание,
Пушинок пролетание
над сетью паучка,
Кукушкино кричание,
И щавеля щипание,
И важное жужжание
спешащего жучка.

Счастливое мычание,
Кузнечиков трещание,
Душистое встречание
предсумрачной зари,
Медово-ароматное
земли благоухание,
Ты спи сегодня, солнышко,
а завтра вновь гори!

Коломна замечательный город. Он и древний и новый. Мы приехали сюда заблаговременно, и перед открытием выставки Жени Лоцмановой побродили немного и кое- что сфоткали на память.
Все же непонятно, почему в бульваре перед домом Озерова нет ни одной скамейки((Абсолютно не на чем со вкусом посидеть. Но в остальном - оценки от впечатлений - твердые пятерки.
А сама выставка даже превзошла наши ожидания. Вроде бы видели большей частью известное, уже давно любимое, а все равно чувства при виде этого богатства свежие и сильные. Как и в первый раз.
У меня почему-то живет в глубине души ощущение, что я помню Женю с самых ее юных лет. Это, конечно, "ложная память". Встретил я ее на защите диплома в Университете печати, или чуть раньше, в мастерской у Бориса Аркадьевича Диодорова.
У него, повторюсь, много талантливых учеников. И дипломы в тот раз защищали тоже сплошь достойные ребята. Но не в обиду им всем будь сказано, Женя затмила всех.
Наверное, я пристрастен. Конечно же, пристрастен - потому что неравнодушен. К искусству иллюстрирования детских книг, например. Потому что это очень важное дело. Правильно сказал Дима Шеваров - тот, кто сейчас спасает детскую иллюстрацию, тот спасает Россию. Именно так, и не надо думать, что это пафос, громкие слова, преувеличение. Ведь сегодня дети - а завтра народ. Это тоже не моя мысль, это Сергей Михалков давно сказал. Именно детская книга, детское, семейное чтение создают ту связь времен и поколений, которая жизненно необходима для развития национального самосознания. Эта связь за последние двадцать лет была практически утеряна.
Но не буду больше пересказывать чужие умные мысли, лучше послушать самого Шеварова.
Картинки Жени - очень добрые, интересные, немного загадочные. Их хочется разглядывать, и пытливому детскому взгляду они расскажут много, и много чего оставят для фантазий и размышлений.
Сказал "картинки" - и хочется себя остановить. Не картинки, а пудовые типографские камни, неподъемные для хрупких девичьих рук - вот с чем пришлось работать Жене. Автолитография - дело очень трудоемкое, тяжелое, требующее верного глаза, твердой руки и, конечно, вдохновения. В отличие от рисунка или живописи, конечный результат движений твоих рук виден не сразу, а после появления оттиска (да еще гравюры - это зеркальные отражения оригинала, где "право-лево" - наоборот).


() Что еще добавить? Книга русалочьих и сорочьих сказок готова к печати. Будем ждать ее выхода в свет!
Спасибо Жене Лоцмановой, удачи ей!

Директор коломенской художественной школы Василий Берг, директор культурного центра "Дом Озерова" Галина Дроздова, художники Александра Павлова, Александра Пономарева, Надежда Чехонина, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров выступают на открытии выставки "Маленькое сказочное путешествие" в Коломне:


22.6.20012, съемка - Александра Кириллина

Друзья-художники Александра Павлова, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров рассказывают о Жене Лоцмановой:


Беседует Юрий Курнешов, съемка - Александра Кириллина

Алексей Николаевич Толстой написал «Сорочьи сказки» век назад. Это была его первая прозаическая книга. Счастливому автору только исполнилось 24 года. И книжка его дышала счастьем, что в тогдашней декадентской литературе считалось дурным тоном.

Один Максимилиан Волошин приветствовал ее появление в журнале «Аполлон»: «О “Сорочьих сказках” Алексея Толстого не хочется - трудно говорить. И это самая большая похвала, которую можно сделать книге. Она так непосредственна, так подлинна, что ее не хочется пересказывать - ее хочется процитировать всю с начала и до конца. Эта одна из тех книг, которые будут много читаться, но о них не будут говорить…»

Так и вышло: о «Сорочьих сказках» нет ни отдельных исследований, ни обстоятельной критики. Для читателей и литературоведов они остались в тени громадного «Петра Первого», эпических «Хождений по мукам» и блистательного «Золотого ключика», хотя именно «Сорочьи сказки» - исконно авторские, толстовские, а не переводные или пересказанные. В них ожили те таинственные герои, что населяли деревенское детство впечатлительного мальчика Алеши Толстого.

Ближе всего «Сорочьи сказки», конечно, к «Детству Никиты». Их бы и издать стоило бы однажды вместе, да никто пока не догадался. Там ведь и герои перебегают из одной книжки в другую. Тот же Мишка Коряшонок, кончанские мальчишки и Аверьянова изба - все это перенеслось в «Детство Никиты» из сказки «Снежный дом».

В «Сорочьих сказках» угадывается то веселое, цветистое как лоскутное одеяло, направление русской литературы для детей, которое приведет к появлению Степана Писахова и Бориса Шергина, а через много лет - Юрия Коваля, Геннадия Новожилова, Бориса Сергуненкова...

Но первым сел за шитье этого чудесного одеяла непоседливый юный граф Алексей Николаевич Толстой. Читаешь его сказки и дивишься: как же это, оказывается, вкусно - говорить и читать вслух по-русски! Вон у порога «заурлыкал кот», вдали «заугрюмились деревья», мальчишки схватили санки и побежали «скувыркиваться с ометов». Набегаются, накатаются, и тут: «Кто меня звал? - шибыршнул Угомон под печкой», и рухнет ребятня в глубокий сон. А на другой день протрут глаза и увидят: «в окошке брезжил, словно молоко снятое, утренник…».

Сам ритм толстовского повествования завораживает. Это ритм мальчишеский, удалой и абсолютно безунывный.

Кажется, я слишком медленно приближаюсь к тому поводу, который дал мне возможность перечитать «Сорочьи сказки» и напомнить о них вам. А повод этот - выход толстовских сказок в издательстве «Мир детства» с иллюстрациями Евгении Лоцмановой.

Этого издания долго и терпеливо ждала не только художница, но и все, кто видел ее иллюстрации к сказкам А.Н. Толстого на выставках. Забыть их невозможно. Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении Лоцмановой, очень трудно. И хочется повторить слова, написанные Максимилианом Волошиным сто лет назад по поводу «Сорочьих сказок»: «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...».

«Сорочьи сказки» и раньше, конечно, иллюстрировались, но шедевров не было. Что-то не ладилось в отношениях художников с этими с виду такими простыми сказками, что-то главное в изображении ускользало. А Евгения Лоцманова счастливо совпала по мироощущению с писателем, наверное, потому, что принялась за свои иллюстрации в том же возрасте, в каком Алексей Толстой принялся за написание своих сказок. Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

Издательство «Мир детства» выпустило книгу с удивительным для наших дней почтением к молодой художнице, еще не имеющей званий и наград. Это почтение выражается и в безукоризненном полиграфическом исполнении, и в том, что ей посвящено предисловие «От издателя». Там о ней сказаны не просто добрые, но и очень высокие слова: «Художница этой книги совершила подвиг… Зовут ее Евгения Николаевна Лоцманова. Запомните это имя». В иллюстрациях Лоцмановой (а исполнены они в труднейшей технике цветной литографии) искусствоведы найдут перекличку с великими мастерами - с деревенскими пасторалями Ефима Честнякова и легендарными «Ладушками» Юрия Васнецова. И, конечно, с работами Жениного учителя, руководителя мастерской книжной иллюстрации в Московском университете печати, народным художником России Борисом Диодоровым.

Евгения Лоцманова создала свой укромный мир, густо населенный детьми и игрушками, насекомышами и зверушками. Там Жар-птица каждый вечер светит как настольная лампа, да еще и сказки сказывает. Там самый сильный зверь - добрый ёжик. Там толстая нянька выводит носом сонные песни. Там бесстрашные дети долгими зимними вечерами играют «в представленыши».

А бесстрашные они, потому что никого не боятся и всех спасают. Так в сказке «Великан» великаном оказывается мельников внучонок Петька, спасший целый городок маленьких человечков и их царя. Запросто так спас. В городке от радости во все колокола зазвонили, а Петька поскреб стриженый затылок и пошел рыбу доуживать.

Вот и Женя Лоцманова подарила нам такую книгу, которую мы будто всегда искали под подушкой и не находили. Подарила, и пошла домой - картинки к Андерсену дорисовывать.

Будем ждать, когда дорисует.

Дмитрий Шеваров

"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

Лоцманова Евгения

Евгения Лоцманова (р. 1989) - молодой московский художник, выпускница факультета графических искусств Московского университета печати.

Евгения родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, маленьких зверушек, которые очень часто встречаются в русских народных сказках. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики, так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации. Сейчас Евгения живёт в Москве.

Трудиться над созданием рисунков к “Сорочьим сказкам” художница начала давно, ещё в 2004 году, но результат появился только через восемь лет. Это связано с выбором техники исполнения, очень сложной и трудоёмкой – литографией. На создание одной картинки, по признанию самой Евгении Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также процарапывание иглой, с последующей печатью оттисков на бумаге.)

Вот что сама Евгения рассказывает о работе над “Сорочьими сказками”:

" Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".

Коломна, Московская область

С 30 января в рамках проекта Молодежная творческая мастерская в Культурном центре Дом Озерова работает выставка Сказочный лес, посвященная Году литературы в России. На выставке представлены книжные иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена члена МОСХ Евгении Лоцмановой.

Об авторе: Евгения Лоцманова родилась в 1985 году в Коломне, окончила Детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование с раннего детства было любимым занятием - ведь родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати.

Сейчас Евгения Лоцманова – это не только художник-иллюстратор. Она еще пишет детские стихи и мечтает издать книгу, проиллюстрировав ее своими рисунками. Профессии иллюстратора сопутствует и, в какой-то мере, дополняет хобби художницы - изготовление авторской игрушки: кукол и сказочных композиций из различных материалов (папье-маше, паперклей, керамопласт, мохер).

Основная часть работ на выставке – это иллюстрации к сказке Волшебный холм Х. К. Андерсена. Для молодой художницы Евгении Лоцмановой Волшебный холм - это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые оживили эту сказку, и не могут не вызывать восхищения. Все-таки, как много значит художник для книги!

В основе иллюстраций этой истинно сказочной книги - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. Рисунки в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать тяжелой мужской техникой - литографии. Богатый художественный язык и яркие выразительные возможности техники литографии помогли создать сложный, веселый и немного таинственный мир.

Сама Евгения о выбранной технике пишет так: "Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь...Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы".

Иллюстрации… Они, как легкое облако, обволакивают и погружают в сказку, создают необыкновенно волшебную атмосферу. Евгения Лоцманова сотворила маленький мир, населенный существами до того милыми, что сказка Волшебный холм станет у Вас одной из любимых! Думается, что созданные с такой теплотой и любовью иллюстрации не могут не найти отклик в сердцах зрителей. Выставка Сказочный лес - это путешествие по сказкам Х.К. Андерсена, которое вызывает желание прочитать или перечитать дивные сказки датского писателя.

Культурный центр "Дом Озерова"

Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Проезд:

Из Москвы: от ст. м. "Выхино" автобусом № 460 до ост. "Банк", от Казанского вокзала электричкой до станции "Голутвин", далее трамваем № 3, автобусами №№ 5,10 или маршрутными такси №№ 68, 20 до ост. "Площадь 2-х революций"