Квартет и сколько им лет. Семейные драмы «Квартета И. Фильмы с участием «Квартета И»

Театр «Квартет И» создан в 1993 году группой выпускников эстрадного факультета ГИТИСа (актеры Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит и режиссер Сергей Петрейков).
В октябре 1993 года Театр «Квартет И» открыл свой первый сезон на сцене театра «ГИТИС» (Большой Гнездниковский пер. 10). В репертуаре театра – единственный спектакль «Это только штампы» – яркое эстрадное обозрение, родившееся из студенческих этюдов и пародирующее штампы театра, эстрады, кино и самой жизни.
В 1995-2000 годах в театре были поставлены спектакли: «Ля Комедия, или Мы будем развлекать вас всеми средствами, которые хороши», «Актерские игры», «Ля Комедия-2, или Совсем другая история с элементами большого искусства».
В марте 2001 года состоялась премьера спектакля «День Радио». Авторы пьесы – участники «Квартета» Л. Барац, С. Петрейков и Р. Хаит, авторы песен – А. Кортнев и группа «Несчастный случай». Жанр спектакля уникален, это сплав комедии на грани фарса, документальной «производственной» драмы и рок-концерта. В 2006 году появляются новые исполнители: Дмитрий Певцов и группа «БоБРы». Они начинают играть «в дубль» с Алексеем Кортневым и «Несчастным Случаем". «День Радио» обретает новое дыхание.

В ноябре 2003 года был поставлен ещё один легендарный спектакль - «День Выборов». Это продолжение истории, начатой в "Дне Радио". К артистам «Квартета» и музыкантам «Несчастного Случая» присоединяются популярные шоумены В. Пельш и В. Уткин, актеры Е. Стриженова, А. Макаров, Ф. Добронравов, М. Полицеймако и другие. В качестве «специального гостя» в яркогротесковой роли генерала Бурдуна выступают Александр Пашутин и Валерий Баринов. Позднее к ним присоединяется Георгий Мартиросян, а в октябре 2004 года на роль кандидата в губернаторы вводится Александр Цекало.

В 2005-2006 годах были поставлены спектакли: «Быстрее, чем кролики», «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках»

Участники этой труппы уже давно стали представлять собой что-то вроде бренда отечественного юмора. Остроумные и непохожие ни на кого, они пользуются огромной популярностью, а спектакли и фильмы с участием «Квартета И» по сценариям, которые они же сами себе и пишут, моментально разбираются на цитаты и становятся крылатыми.

Начало творческого пути

Не все знают, что на самом деле «Квартет И» (фильмы с их участием будут описаны отдельно) состоит не из четырех человек, а из пяти: кроме Леонида и Ростислава, это Александр Демидов, Камиль Ларин и Сергей Петрейков (последний из перечисленных является художественным руководителем).

Но все началось с Одессы. А точнее, когда и Ростислав Хаит (больше известные как Леша и Слава) в далеком 1978 году стали одноклассниками в первый же год обучения в Одесской школе. Однако с другими участниками будущего «Квартета» они подружились лишь спустя десятилетие, во время учебы в ГИТИСе.

Ни для кого не секрет, что театральный зритель раньше узнал ответ на вопрос: «Кто такие «Квартет И?» Фильмы с их участием (список всех киноработ можно будет увидеть далее) снискали огромную популярность, однако ребят больше знают как театральную труппу. Но первые шаги к успеху были, как это обычно происходит, неуверенными и трудными. Билеты распродавались плохо, и вырученных денег не хватало, чтоб покрыть расходы на постановки, аренду помещений и т. п. Когда стало совсем туго, от «смерти» труппу спас один из ее участников - Сергей Петрейков. Он сдавал свою квартиру на Большой Никитской иностранным квартирантам, а плату за аренду пожертвовал на развитие будущего театра (7000 $ по тем меркам были огромной суммой). Само собой, ему эти деньги со временем вернули.

Первые успехи

В 1995 году свет увидела пьеса «Ля Комедия» - первый проект, после которого появились постоянные зрители. Спустя три года ребята занялись сценическими импровизациями под названием «Актерские игры». В 1999 году вышла «Ля Комедия 2» - первый спектакль, доходы с которого превысили затраты на постановку. Но настоящий успех пришел в 2001-м. Именно в этом году ребята запустили свой новый спектакль - «День радио», ставший их визитной карточкой. Затем последовало продолжение - «День выборов», потом «Быстрее, чем кролики», а также первые работы в кино…

Фильмы с участием «Квартета И»

Список открывает фильм «День выборов». На самом деле у ребят давно зрело желание создавать кино. И вот однажды к ним пришел один питерский бизнесмен с желанием сделать из пьесы «День выборов» фильм, потому как считал, что это самая актуальная тема для зрителя. Став не только спонсором, но и продюсером, Николай Ульянов (так зовут бизнесмена) позвал в режиссерское кресло Но в итоге прокат фильма не принес инвестору прибыли. Да и сами участники «Квартета» фильмом остались недовольны, мотивируя тем, что он слишком был похож на спектакль, а предлагали экранизировать пьесу «Быстрее, чем кролики», дескать, она более кинематографична. Но решающее слово было не за ними. Далее последовало продолжение - «День радио», на этот раз более удачное. И хоть с первым фильмом сюжет продолжения никак не связан, в главной роли - наш любимый «Квартет И». Фильмы с их участием (список можно увидеть ниже) после этого стали завоевывать все большую аудиторию.

«День выборов» (2007)

Эта, в авторском определении «форс-мажорная», комедия начинается с телефонного звонка в квартире директора московской радиостанции «Как бы радио». Олигарх по имени Эммануил Гедеонович «попросил» отправить коллектив радиостанции в одну из областей Поволжья для раскрутки кандидата в губернаторы Игоря Цаплина. Ребятам придется столкнуться с местной мафией, казаками, милицией и солдатами, а также давлением местного губернатора. Несмотря на все проблемы, наши герои выходят из любой ситуации с юмором и завидным профессионализмом. В итоге Игорь Цаплин на выборах набирает подавляющее большинство голосов, но выясняется, что выборы были выиграны совсем не в той области, где нужно. Фильм заканчивается тем, что олигарх присылает нового кандидата.

«День радио» (2008)

В главных ролях - все тот же "Квартет И". Фильмы с их участием (список стал пополнятся чуть ли не каждый год) весьма разнообразны и не похожи на предыдущие.

Теперь это история о сумасшедшей ночи в жизни радиостанции «Как бы радио». Случилось ЧП: когда до прямого эфира оставалось всего несколько минут, вдруг выясняется, что тема живого марафона была перехвачена конкурентами. Однако отменить марафон невозможно, ведь каждый сотрудник может оказаться без работы, да к тому же на акцию приглашены ведущие рок-музыканты страны. Ребята обязаны придумать новую тему.

Тем временем из города Находки вышел в море катер с животными местного областного цирка на борту - на гастроли в Японию. Неожиданно в открытом море катер глохнет. Оказывается, член экипажа «налево» слил половину бака горючего. И оставшегося горючего должно было бы хватить, да только второй член экипажа (капитан судна) слил половину бака еще раньше…

Благодаря креативным стараниям сотрудников «Как бы радио», катер «КЦР 12» превратился в терпящий бедствие в Японском море огромный лайнер «Доктор наук профессор Шварценгольд» с редчайшими животными на борту. И конечно же, все это преподносится эксклюзивно в прямом эфире радиостанции. Пока ребята просят прокомментировать ситуацию «саму Бриджит Бардо», к борьбе за животный генофонд подключается МЧС и Министерство обороны…

«О чем говорят мужчины» (2010)

Четверо друзей отправляются на своей машине из Москвы, через Киев, в Одессу, на концерт рок-группы «Би-2». В процессе путешествия друзья обсуждают насущные вопросы, волнующие мужчин среднего возраста: о любви и дружбе, о вранье, о переводе бабушек через дорогу и даже об условности современного искусства… В итоге ребята, несмотря на аварию, попадают на концерт.

«О чем еще говорят мужчины» (2011)

31 декабря, Москва. Саша и какая-то состоятельная женщина не разминулись машинами. Поскандалив, женщина отправляет двух внушительных защитников «разобраться» с Лешей. Александр же сделал то единственное, что мог, - позвал на помощь своих друзей. И вот, оказавшись взаперти в Сашином офисе (на улице их поджидают), друзья снова беседуют о жизни, делятся, кто кем в детстве хотел стать и кто чего в жизни добился. А еще пытаются разобраться в вопросе, мучающем каждого: как же быть с любимыми, а порой невыносимыми женщинами?

«Быстрее, чем кролики» (2013)

Двое друзей просыпаются в странном помещении - доме, состоящем из комнат и коридоров, причем без окон и дверей. Пытаясь выяснить, что же было вчера, приятели встречают людей, которые заняты той же проблемой. Также компания озабочена неожиданными находками: поминальным столом и могильным камнем. Все судорожно вспоминают, как же сюда попали? И наконец, куда это «сюда»? Не самое ли время задуматься о том, что они оставят после себя?

«Страна чудес» (2015)

На этот раз герои - из разных уголков страны. Здесь и семья из провинции, которой выпал шанс попасть на «Поле Чудес», и служащий ППС, переживающий свой первый рабочий день, и пьющий Валера, который стоит перед выбором: спасти мир от или улететь с пришельцами на другую планету, и молодые влюбленные, знакомящие своих родителей, а также четыре пассажира, которые никак не могут вылететь в Москву…

«День выборов 2» (2016)

Игорь Владимирович Цаплин переизбирается на третий срок. Ничего не сделав для области, он задумывается: а его ли все это? К тому же разрекламированный мост через Волгу рухнул прямо во время его торжественного открытия. И это перед самыми выборами! За дело берется команда пиарщиков-политтехнологов из Москвы…

А что дальше?

Стоит отметить одну деталь, касающуюся с названием «Квартет И»: фильмы с их участием (список был перечислен) давно выходят за рамки обычной кинокомедии - в них есть место и драме, и мелодраме, и даже философии. Они изумляют своего зрителя каждым новым проектом. И в очередной раз после просмотра пьесы или кино возникает вопрос: «А что, собственно, дальше? Как они еще удивят?» Именно это и предстоит выяснить поклонникам.






Фильмография театре "КВАРТЕТ И":
2007 — «День выборов»

2008 — «День радио»
2008 — «Вольт» — озвучивание персонажей (дубляж)
2010 — «О чём говорят мужчины »
2011 — «О чём ещё говорят мужчины»
2012 — «Пираты! Банда неудачников» — озвучивание персонажей (дубляж)

Комический театр «Квартет И» создан в 1993 году группой выпускников эстрадного факультета ГИТИСа.
Для того, чтобы узнать условия приглашения и заказать выступление на торжество, звоните, официальный сайт страница театра "Квартет И" и контакты прямого концертного агента на сайте.
Первая деятельность театра произошла на сцене ГИТИСа, четверо выпускников создали свою первую комедию «Это только штампы», в основе которой лежали типичные студенческие шутки.
Помимо успешной деятельности в театре и кино участники театра «Квартет И» также некоторое время регулярно появлялись на ТВ-канале «СТС» в развлекательно-интеллектуальном шоу "Игры Разума" в качестве постоянных участников программы (одной из участвующих в соревновании команд).
«Квартет И» создал проект «Другой театр», в котором знаменитости играют не только комедии, но и драмы.

Актёры, участники Квартета И:

  • Ростислав Хаит - актёр, сценарист.

Один из основателей комического театра «Квартет И».
Прославился ролью Славы в спектаклях «День радио» и «День выборов» и в одноименных фильмах, а также в фильмах «О чём говорят мужчины», «О чём ещё говорят мужчины».

  • Леонид Барац - актёр, режиссёр, сценарист.

Один из основателей комического театра Квартет И. Известен ролями в спектаклях «День радио» и «День выборов», а также в одноимённых фильмах. Автор спектакля «День Радио».

  • Камиль Ларин - актёр. Один из основателей комического театра Квартет И.
  • Александр Демидов - актер , российский телевизионный деятель сценарист.

Заместитель генерального директора Первого Канала, продюсер. Один из основателей комического театра Квартет И.

Начиналась история "Квартета" в театре ГИТИС, что в Большом Гнездниковском переулке. Первое время репертуар группы исчерпывался одним спектаклем – эстрадным обозрением "Это только штампы", построенном – как явственно следует из названия – на пародировании самых распространенных штампов кино, театра и даже реальной жизни. Пользовался этот спектакль невероятным успехом; демонстрировать его перестали лишь в 2002-м – и даже теперь ряд номеров из спектакля нередко используются театром в своих представлениях.

В мае 1995-го "Квартет" представил вниманию зрителей постановку "Ля Комедия, или Мы будем развлекать вас всеми средствами, которые хороши". В основу представления лег классический фарс Мольера "Лекарь поневоле". Еще три года спустя – 16-го октября 1998-го – выходит пьеса "Актерские игры". Именно в этой постановке в России впервые экспериментируют с достаточно популярным за рубежом жанром "импровизационного шоу" – артисты придумывают новые сценки буквально в режиме реального времени, по заданной зрителями теме. На постоянной основе с "Квартетом" сотрудничают известный по популярной телепрограмме "Сам себе режиссер" Александр Жигалкин и Эдуард Радзюкевич; в качестве приглашенных звезд выступают Евгений Стычкин, Евгений Дворжецкий и лидер группы "Несчастный случай" Алексей Кортнев.

В 1999-м "Квартет" устраивает "Бой за звание чемпиона мира по юмору"; построен этот актерский конкурс на уже опробованной в "Актерских играх" технике импровизационного шоу. Главными соперниками "Квартета" становится другая популярная комическая группа – "О.С.П. - студия". Шоу принимается зрителями достаточно хорошо, и создатели решают сделать его одним из своих регулярных проектов – до апреля 2002-го "Бой за звание чемпиона мира по юмору" проводится в Московском Дворце Молодежи. Сражается "Квартет" все с той же "О.С.П.-студией"; иногда, впрочем, на смену Михаилу Шацу сотоварищи приходит "Команда Звезд" – Валдис Пельш, Алексей Кортнев и Николай Фоменко.

14-го октября 1999-го вниманию зрителей представляется своеобразное продолжение "Ля Комедии" – "Ля Комедия-2 или Совсем другая история с элементами большого искусства".

В марте 2001-го квартет выпускает новый спектакль – "День Радио". Эта восхитительная комедия пользуется у зрителей невероятным успехом – практически все представления собирают полный зрительный зал. В 2003-м на канале РТР выйдет телеверсия спектакля, а в 2008-м спектакль превращается и в кинофильм. 12-го ноября 2003-го комики выпускают продолжение – спектакль "День Выборов"; вновь многочисленные музыкальные группы самых различных жанров изображает команда Алексея Кортнева, "Несчастный случай"; на сцене появляется немало весьма и весьма известных актеров – Валдис Пельш, Екатерина Стриженова и Михаил Полицеймако.

В феврале 2005-го "Квартет" ставит пьесу "Друг с другом" Ксении Драгунской; получившийся спектакль "ПроЯвлениЯ Любви" становится первым продюсерским опытом команды. Главные роли в постановке исполняют Павел Майков, Евгений Стычкин и Амалия&Амалия.

: 55°46′44″ с. ш. 37°35′25″ в. д.  /  55.779° с. ш. 37.5902° в. д.  / 55.779; 37.5902 (G) (Я)

Первая деятельность театра произошла на сцене ГИТИСа, где четверо выпускников создали свою первую комедию «Это только штампы», в основе которой лежали типичные студенческие шутки.

Помимо успешной деятельности в театре и кино участники театра «Квартет И» также некоторое время регулярно появлялись на ТВ-канале «СТС » в развлекательно-интеллектуальном шоу «Игры Разума» в качестве постоянных участников программы (одной из участвующих в соревновании команд). В начале 2010 года «Квартет И» снялся в двух выпусках телешоу «„Квартет И“ на РенТВ ». 23 января 2011 года на Первом канале вышел первый выпуск новой юмористической основанной на импровизации программы «Шоу Ни бэ ни мэ нехило», участниками которого также являются артисты «Квартета И».

Программы

  • «Верю - Не Верю» на ТНТ
  • «Игры Разума» на СТС
  • «„Квартет И“ на РенТВ »
  • «Шоу Ни бэ ни мэ нехило» (4 выпуска) на Первом канале

Видеоработы

  • Клип «Хипстер», рок-группа «Би-2» (Леонид Барац, Ростислав Хаит).
  • - Художественный фильм «Пять похищенных монахов» (будучи студентом снимался Александр Демидов в роли Васи Куролесова).
  • - Художественный фильм Похабовск. Обратная сторона Сибири (снимался Александр Демидов в роли Евгения Борисовича Туговатых)
  • - Клип «Бухгалтер», группа «Комбинация» (снимался Леонид Барац в роли тапера).
  • - Клип «Моряк», рок-группа «Агата Кристи» (снимались Ростислав Хаит и Леонид Барац).
  • - Клип «Где-то за морями», певица Клементия, (весь состав)
  • Клип «Веселый мир», рок-группа «Агата Кристи» (весь состав).
  • Клип «Это за окном рассвет», рок-группа «Браво » (весь состав).
  • - Клип «Только ты сегодня не придёшь», певица Саша Ч (весь состав).
  • - Клип «Ладошки», Светланы Рерих (снимались Леонид Барац и Максим Аверин).
  • - Клип «Мальчик хочет в Тамбов», Мурат Насыров (снимался Камиль Ларин).
  • Клип «Обними меня», Лена Зосимова (снимался Ростислав Хаит).
  • Клип «Реки любви», рок-группа Би-2 (весь состав)
  • Клип «Бермуды», рок-группа Мумий Тролль (весь состав)
  • Клип «Маргаритка», Аркадий Укупник (снимались Ростислав Хаит и Камиль Ларин)

Реклама

Критика и отзывы

«Квартет И» уже больше десяти лет специализируется на развлечении публики и достиг на этом поприще немалых успехов. Спектакль «День радио » с участием Алексея Кортнева и группы «Несчастный Случай » и его продолжение «День выборов » стали хитами, на которые ломится публика, обычно предпочитающая театрам кино и ночные клубы.

М. Шимадина, «Коммерсант»

«Квартет И» сильно отличается от многих своих коллег, «промышляющих» веселым жанром. К публике, говоря высоким слогом, они выходят с чувством ответственности. И без устали выдумывает что-то новое и смешное, порой опасно балансируя на ниве политической сатиры, чем сегодня почти не балуются даже самые смелые и штатные отечественные сатирики.

Г. Заславский, «Независимая газета»

По мнению писателя и режиссёра Е. В. Гришковца , работы театра - «небрежные во всех смыслах», и в то же время имеют большой зрительский успех :

Неважно, что нет актёрского мастерства, нет представления о сценической культуре, нет внятного понимания, что они делают и зачем… Они своим напором и уверенностью заставляют к себе прислушиваться. А то, что их стали слушать, эту уверенность только усилило. Возникла цепная реакция. Неважно, что ребята мало читали пьес, не знают законов композиции, не ведают, как и зачем пишутся пьесы, не знают, как снимается кино, каковы взаимоотношения автора и персонажа, не знают, что такое сюжет и фабула и вряд ли знают, какая между ними разница. У них есть убеждённость в своей уникальности, и это притягивает!" … "уверенные в том, что природный ум, талант, упорство, обаяние, чувство юмора заменят всё это с лихвой. И это сработало! Сработало и убедило их в полнейшей своей правоте.

Квартету явно хотелось совсем оглушительного успеха, славы, узнаваемости и больших денег. Но не любой ценой! Точно не ценой расставания со своей средой и, главное, со своей публикой… В искусство же Квартету шагнуть хотелось. Это вполне понятный шаг для тех, кто пытается расти. Но они не знали, как это сделать и опасались безденежья. Поэтому продолжали делать аморфные и небрежные, но с претензией на искусство, постановки, которые искренне считали спектаклями. Ох, если бы у них было признание критики, парочка премий или лауреатство какого-нибудь большого фестиваля… Уверен, что их следующий шаг был бы иным.

Вместе с тем, писатель отмечает самобытность театра («всё время шли каким-то своим путём. Где-то очень между эстрадой с КВНом и искусством. При этом, они придерживались передовых течений.»), его значимость («явление весьма заметное, знаковое и, в любом случае, заслуживающее внимание») и считает, что они заслуженно добились своего успеха: «Квартет И - твёрдо стоящий всеми восьмью ногами на земле коллектив. У них огромная аудитория, у них всегда аншлаги (это чистая правда, я сам видел), и публика у них хорошо одета, способна покупать билеты по таким ценам, за которые на меня многие не пойдут. Хорошая у них публика (без иронии). Их жаждут на корпоративах. Их фильмы имели выдающийся успех в прокате.»

Напишите отзыв о статье "Квартет И"

Примечания

Литература

  • Квартет И. День радио. День выборов. - М.: Гаятри, 2007. - 224 с. - ISBN 978-5-9689-0094-4 .
  • Квартет И. Самая смешная книга. Мексиканские негодяи и не только… - М.: АСТ: Харвест, 2008. - 288 с. - ISBN 978-5-17-056757-7 . - ISBN 978-5-9713-9510-2 . - ISBN 978-985-16-6430-2 .
  • Квартет И. Шесть комедий. - М.: Гаятри, 2008. - 496 с. - ISBN 978-5-9689-0161-3 .
  • Квартет И. Смешная книга. Конюх Федоров и не только… - М.: АСТ: Харвест, 2009. - 336 с. - ISBN 978-5-17-057264-9 . - ISBN 978-5-9713-9511-9 . - ISBN 978-985-16-6501-9 .
  • Квартет И. Шесть комедий / Квартет И. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с. - ISBN 978-5-699-50872-3 .

Ссылки

  • - официальный сайт
  • - страница на
  • театра «Квартет И»

Отрывок, характеризующий Квартет И

После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.
Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами.
Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает.
Княжна пятнадцатого решилась ехать. Заботы приготовлений, отдача приказаний, за которыми все обращались к ней, целый день занимали ее. Ночь с четырнадцатого на пятнадцатое она провела, как обыкновенно, не раздеваясь, в соседней от той комнаты, в которой лежал князь. Несколько раз, просыпаясь, она слышала его кряхтенье, бормотанье, скрип кровати и шаги Тихона и доктора, ворочавших его. Несколько раз она прислушивалась у двери, и ей казалось, что он нынче бормотал громче обыкновенного и чаще ворочался. Она не могла спать и несколько раз подходила к двери, прислушиваясь, желая войти и не решаясь этого сделать. Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его.
Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
– Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
– Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.
– Пойдемте, – сказал доктор.
Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились.
Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его.
Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона.
– Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же…
– Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место.
– Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
Он рукой двигал по ее волосам.
– Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
– Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.