Подвижная игра как средство развития речи дошкольника. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Елена Братчик
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Подготовил : воспитатель

Братчик Е. В.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру , которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.

Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников . Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей . Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. дошкольников Игра детей

Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития , в игре осуществляется познавательное развитие , так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык , а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка , коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь

В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров : владенье речью как средством общения ; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи , развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь - важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра - это искра , зажигающая пытливости и любознательности.

По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме : ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их : форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков» . Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру , её роль в ознакомлении детей с предметами , явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры» , которые требуют сосредоточенности , внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей .

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм . Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

Обучающие игры развивают речь детей : пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь , умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Поэтому основными функциями игры являются :

Игровой метод обучения;

Форма обучения;

Самостоятельная игровая деятельность;

средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух основных видах : игры - занятия и дидактические игры . В играх -занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть . Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет , а дети, играя , учатся.

Использование таких игр способствует решению следующих задач :

Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

Совершенствовать разговорную речь;

Обогащать словарь;

Формировать грамматический строй речи и т . д.

В дошкольной педагогике все дидактические игры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида :

Игры с предметами;

Настольно-печатные;

Словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними , дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, формой, величиной.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании :

Подбор картинок по парам;

Подбор картинок по общему признаку;

Запоминание состава, количества и расположения картинок;

Составление разрезных картинок и кубиков;

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих . В таких играх дети учатся , опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.

Методика проведения дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях : подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий , проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно , полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)

Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики . Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре , подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста .

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому , что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Лисина Галина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 251
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра, как средство развития речи дошкольников"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Игра, как средство развития речи дошкольника

консультация для педагогов

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение

образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом

деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить

адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает

вариативность дошкольного воспитания.

областях образовательной программы. Напомню основные виды игр:

Сюжетно-ролевые

В театрализованные

Строительно-конструктивные

Дидактические

Игры-эксперименты.

Сюжетно-ролевые игры

Выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей.

Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению

определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети

играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,

«Строители» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях,

согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными

проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в

первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным

развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. При

этом ребенку бывает необходима помощь взрослого.

Взрослый: обучает правильно выполнять игровые действия; не распределяет

роли, но способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль;

направляет игру с помощью подсказок, вопросов и предложений.

Формирование коммуникативного опыта у детей требует от педагога, во-

первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления

отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера,

как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и

прочие. Во-вторых, педагог специально ставит перед детьми игровые задачи,

которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Так,

например, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре «Больница»

получает роль врача, он должен выполнять активные действия по отношению

к больным, медсестре. Создавая по ходу сюжета различные сложные

ситуации, педагог стимулирует ребенка решать игровые задачи и выходить из

трудных положений; вовлекая в игру, стараться учитывать особенности,

способности и интересы каждого ребёнка.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра

коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям:

общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления

происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого

мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются

реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо

внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Тот, кого “не

принимают” в игру, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучие

в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному

состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот,

агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми

педагогу следует продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую

психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент.

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры.

Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением

деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми

литературными произведениями. Театрализованная игра является одной из

наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи. Как вы

думаете, почему?

Она задействует эмоции школьников: дети знакомятся с чувствами,

настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают

причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и

самореализации ребенка.

Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в

реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения,

приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в

повседневную деятельность.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-

насыщенная речь, активизируется словарь ребенка.

С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику,

языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие

характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все

поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор, как

форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги

образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически,

чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные

эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем как готовый материал в

вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и

Дидактические игры

Одна из форм обучающего воздействия педагогов на ребенка. В то же время

игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая

игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради

которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг

друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра

помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей

глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает

процесс усвоения знаний.

Можно выделить следующие виды дидактических игр :

игры – путешествия,

игры – поручения,

игры – предположения,

игры – загадки,

игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание

детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность,

обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие

способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой

деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное

решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче.

В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится

задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего

действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они

учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является

непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и

мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и

ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное,

высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида

игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным,

чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется

лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна

соответствовать умственным возможностям детей.

Таким образом, можно говорить о том, что различные игры по-разному

действуют на речевое развитие детей :

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства

речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность,

звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его,

придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с

разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли

из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр.

Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать,

различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства,

сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают

схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в

целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия

геометрических тел, пространственных отношений, развивается

диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное

детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в

решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны

для дошкольников. В результате усвоения детьми причинно-следственных

связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический

строй, развивается связная речь.

И самое главное:

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность,

Ирина Владимировна Чистякова
Игра как средство развития речи у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра . Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения . Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи . Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх , обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи , беседы о проведенных и будущих играх .

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности , вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи , художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Сюжетно – ролевая игра .

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра .

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи . В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки) . В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия : “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, - говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит : “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих .

Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия : "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно .

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть , следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка : "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку".

Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи , необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Изначально воспитателю следует давать детям образец диалога или сюжета : “Я глажу Машу. Вот так : по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые , то необходимо “проиграть ” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

Руководя сюжетно-ролевыми играми , воспитатель дает качественную оценку действию ("Я глажу волосы"; "Кукла прыгает высоко", обращает внимание детей на порядок выполнения ("Развязываю пояс на платье , расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати"). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка .

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек : кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.) . При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов – заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим . Таким образом, в игре, кроме речи , определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие : "День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети - пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней ; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами . К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

Дидактические игры

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития . Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь .

Словесные игры направлены на развитие речи , воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Например : игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки» , «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения” . Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спросить : “Что ты принес? Куда поставил?”.

В таких дидактических играх , как «Оденем куклу на прогулку» , «Уложим куклу спать» , «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию ; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного, желтого) цвета", "Скажи, что звучит", "Как петушок кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай и скажи, кто, как кричит" направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.

Для неговорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-ворона", "Гули-гуленьки", "Пальчик-мальчик") .

Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи , а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства . Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например "Воробушки и автомобиль". Воспитателю следует вызывать звукоподражания : "пи-пи-пи" - кричат воробушки, "би-би-би" - гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра "Лохматый пес", а при знакомстве с медведем - "У медведя во бору". В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.

Педагогические задачи моей деятельности:

  • формирование системы научных знаний о природе и обществе;
  • развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
  • воспитание познавательных интересов, любознательности;
  • формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы «Дидактическая игра - средство речевого развития дошкольников.

Мои задачи:

  1. изучить теоретические основы использования дидактических игр в процессе воспитания;
  2. проанализировать уровень развития речи у детей;
  3. апробировать дидактические игры в работе по формированию грамматического строя речи, формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи.

Из своего опыта работы хочу сказать, что дидактические игры по праву считаю одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Я считаю, что дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление ребят с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? Какая? Какое?»). Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»).

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Я хочу сказать, что ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Я думаю, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Выделяют следующие виды дидактических игр:

  • Игры - путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
  • Игры - поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • Игры - предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры - загадки . В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
  • Игры - беседы . В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Игры с предметами или игрушками . Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные . Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия - основа игры.

Из опыта работы, хочу сказать, что дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Из всего выше сказанного могу сделать вывод, что использование дидактических игр в моей работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.

Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры.

Анализируя проведенные игры, я выявила эффективные приёмы ее подготовки и проведения, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.

Аннотация

В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников.

В работе использованы игры из моего опыта работы в логопедической подготовительной к школе группе.

Введение

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей. Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком.

В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Из моего опыта работы в логопедических старшей и подготовительной группах детского сада сложилось убеждение, что дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают ребятам определенный объем знаний и учат владеть этими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность мышления; умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы:

· работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;

· формирование грамматического строя речи;

· расширение словарного запаса;

· развитие связной речи;

· развитие мелкой моторики;

· формирование навыков письма;

· подготовка к обучению чтению.

Работа по развитию речи ведется не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.

Работа над звукопроизношением является основой первого раздела. Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности.

Вторая задача – формирование фонематического слуха – способности отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твердых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса и др.

Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз.

Научить ребенка слушать и слышать можно с помощью разных игр. Например, «отгадай, что звучит?» (педагог воспроизводит за ширмой звук того или иного музыкального инструмента, а ребенок должен отгадать что звучит), «Будь внимателен» (педагог шепотом просит выполнить задание), «Угадай, кто кричит?» (педагог за ширмой воспроизводит звук животного или птицы, а ребенок должен отгадать кто это) и др.

Третья задача – развитие артикуляционного аппарата, от которого зависит внятность и чистота речи. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, то необходимо развивать:

Подвижность языка;

Подвижность губ;

Умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Следующая задача – работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленный вдох и выдох, тихо говорят, затрудняются в произношении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шепотом. Особые трудности они испытывают в школе, когда нужно отвечать у доски.

Для работы над речевым дыханием необходимо:

Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох;

Воспитывать умение правильно, рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Так же педагог может использовать такие упражнения, как «Ветряная мельница» (ребенок дует на маленькую мельницу или вертушку), «Буря в стакане» (ребенок дует в трубочку в стакане с водой), «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью специальной трубочки) и др.

Еще одной задачей является формирование произношения всех звуков родного языка. Замены и искажения, пропуски звуков в дальнейшем могут появиться в письменной речи будущего школьника.

Следующая задача – работа над дикцией, т.е. формирование произношения всех звуков родного языка, развитие речевого дыхания, умения владеть своим голосом. Нечеткая дикция наблюдается чаще у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, неусидчивых. Помощником в данной работе может стать диктофон. Ребенок часто не слышит свою речь со стороны, считает, что говорит правильно, и очень удивляется, когда слышит свою смазанную речь в записи.

Можно рекомендовать следующие игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения и знакомства со звуками: « Я слышу этот звук» (дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук), «Закончи слово» (дети должны правильно назвать последний звук и произнести все слово целиком), «Какой звук потерялся?» (педагог произносит слово, пропуская заданный звук) и др.

Второй раздел работы по развитию речи детей – формирование грамматического строя речи. В период подготовки к обучению грамоте в детском саду дошкольники знакомятся с предложением и словами. Они учатся составлять словосочетания, нераспространенные и распространенные предложения, членить предложения на слова, уточнять лексические значения слов, развивают умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи и др.

В работе над предложением можно использовать условно-графические схемы: каждое слово – отдельная полоска или линия в тетради, предлоги – короткие полоски, знаки препинания тоже имеют свои знаки. С помощью полосок можно моделировать предложение, обозначать его начало и конец, количество слов и т.д.

Обучение грамоте невозможно без словарной работы, поэтому третьим разделом в работе по развитию речи является расширение словарного запаса. Дети уточняют значения слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые и т.д. Работа над обогащением словарного запаса должно вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Словарь дошкольников обогащается существительными, глаголами, прилагательными, числительными, наречиями, предлогами, местоимениями преимущественно в процессе игр.

Работу над словарем можно проводить в рамках специально организованной образовательной деятельности, а так же в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений.

Четвертый раздел – формирование связной речи, которая неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Развитие связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в целом. Этот процесс сопровождается обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя и воспитанием звуковой культуры речи.

Главная функция связной речи – коммуникативная – осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая форма имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной ее особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушивание и последующим говорением другого.

К особенностям монологической речи относятся развернутость и полнота высказываний. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации.

Использование обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по данному направлению.

Формирование связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. С одной стороны, оно способствует освоению разных сторон речи, с другой – самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения дошкольника в овладении родным языком, его словарным запасом, звуковым и грамматическим строем.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, чтобы слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.

Во все системы дошкольного образования включаются дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка.

Дидактическая игра является одной из форм обучения, важным средством образовательной работы.

Задачи – не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, навыками умственной работы, развивать активность, самостоятельность мышления.

Приложение:

«Игры и упражнения по развитию речи детей».

«В нашем городе»

1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласовании существительных и прилагательных в роле, числе и падеже.

2. Развитие связанной речи:

Составление распространенных предложений.

3. Совершенствование общей и мелкой моторики рук.

Ход игры:

1. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу шагать». Дети шагают пальчиками по столу. На каждое название загибают по одному пальцу.

2. Педагог произносит первое предложение, в котором объект не имеет характеристики. Дети подбирают к нему соответствующие прилагательные.

В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, чистых, зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.

В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе люди (какие?) добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые.

Коллаж «Город моей мечты»

Педагог проводит беседу с детьми, выясняя, каким видят они город своей мечты. Затем, подбирая необходимый материал, вырезки, картинки, детали, все вместе составляют коллаж, фрагменты которого дети приготовили дома с помощью родителей.

Итог. Рассматриваются результаты коллективной работы.

Игра «Как сказать правильно?»

Цель: учить подбирать антонимы, уметь объяснять значения слов.

Воспитатель: Закончите фразу:

Подушка мягкая, а скамейка … (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень … (твердый).

Ручей мелкий, а речка … (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники … (крупные).

Кашу варят густую, а суп … (жидкий).

Лес густой, а иногда … (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду … (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …(черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой … (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

Игра «Дом-домище»

Цель: учить объяснять значение слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными).

Воспитатель: Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать – ласково, грубо, пренебрежительно…

Примерные группы слов: рука-ручка - ручище; дом-домик-домище; береза-березка-березонька; книга-книжечка-книжонка; стол-столик; лопата-лопатка; дуб-дубочек; дождь-дождик-дождичек; река-реченька-речушка; облако-облачко; туча-тучка; сапоги-сапожки-сапожищи; нога-ножка- ноженька - ножища; часы-часики; брюки-брючки; лист-листочек; ложка-ложечка; шапка-шапочка; письмо-письмецо – письмишко; друг – дружок-дружочек.

Игра - соревнование «Какая команда внимательнее?»

Цель: Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме; прививать интерес к родному языку. Развивать сообразительность, внимание, мышление, желание говорить громко и выразительно. Развитие мелкой моторики.

Капитаны двух команд обмениваются «Чудесными мешочками» с наборами мелких предметов. Предметы раскладывают на столе. Дети рассматривают их 1 минуту, затем предметы накрывают скатертью. Побеждает команда, участники которой запомнят больше предметов.

Игра-соревнование «Кто быстрее соберет целое из частей»

Каждая команда собирает 1 картинку, разрезанную на 6-7 частей по любой теме словарной работы.


Полукова Татьяна Васильевна