Как описать картину лесистый берег. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег». Индивидуальная проектная работа

Левитан – русский пейзажист, чей талант виден невооруженным глазом, достаточно взглянуть на любую его работу. Каждая картина привлекает внимание, интересна и значима. Заставляет всматриваться часами в изображенные детали и картина Левитана «Лесистый берег», где автор передал свою любовь к природе и ее красоту.

Картина Левитана Лесистый берег

Картину Левитан написал в 1892 году. Используя стиль реализма, он изобразил природу в вечернее время. Картина, с одной стороны, привлекает простотой своей, с другой стороны, захватывает своей глубиной. Изображенный пейзаж близок каждому жителю нашей страны и когда всматриваешься в картину, когда видишь знакомую реку, могучий лес, то щемит сердце, а в памяти всплывают воспоминания из детства.

Левитан Лесистый берег описание

Описание картины «Лесистый берег» Левитана начну со своих эмоций и они самые приятные. Картина поражает своим могуществом и одновременно своим спокойствие и тишиной. Сразу на переднем плане мы видим реку, которая петляет и уходит далеко за горизонт. Река и ее водная гладь спокойная и ровная, а вода прозрачная. В зеркальной прозрачности воды отображается сосновый лес и небо, от этого река кажется бездонной и глубокой. Здесь же на переднем плане расположены старые пни, что держатся за землю своими сильными корнями.

Справа мы видим кусочек пляжа, а по левую сторону расположился обрывистый берег, на котором недалеко растут многовековые деревья, которые успели повидать много чего за свою историю. Они, как те стражи, стоят много лет подряд, охраняя извилистую реку. Здесь же успели вырасти кустарники.
Левитан использовал теплые оттенки красок. Этим он придал своей картине «Лесистый берег» и его описанию теплоты, безмятежности. Когда смотришь на работу, то чувствуешь, как от земли поднимается тепло, что согревает душу. Красивая, талантливая работа, которая вызывает только положительные эмоции.

Исаак Левитан - потрясающий по своему мастерству русский пейзажист. Каждая его картина неповторимая и запоминающаяся. В его работах зрителей не перестает удивлять сочетание простоты и глубины. Каждый русский человек сможет найти в них что-то свое, близкое сердцу. Таковой является и картина «Лесистый берег», написанная художником в 1892 году.

Автор масляными красками изобразил на большом холсте вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области, где он жил какое-то время после выдворения из Москвы. Он часто прогуливался по окрестностям, любовался природой, а заодно выбирал понравившиеся места для своих будущих работ. Вскоре любимым местом для вечернего отдыха Левитана стал берег реки у пологой долины. Художника, видавшего множество прекрасных мест, поразило разнообразие ландшафта, переход от хвойного леса к пустынному берегу реки.

Для Левитана этот переход напомнил его собственную жизнь: попытка вырваться, стремление вперед, бурный рост, а затем резкое падение вниз и снова тихое равномерное движение вперед.

Вечер - любимое время суток художника. Его завораживал повторяющийся каждый день, но в тот же момент неповторимый, переход от дня к ночи, когда небо темнело, а все вокруг затихало, постепенно готовясь ко сну. Левитан видел в этом некую загадку. Вот и для своей картины художник выбрал именно момент наступления сумерек. Уже потемневшее небо немного освещено красным светом заходящего солнца. Его отблески подкрасили толстые стволы в цвет золота.

На переднем плане мы видим небольшую реку, которая делая медленный широкий поворот, стремится вдаль. Берега у нее разные, совершенно непохожие друг на друга: один пологий, другой обрывистый. Даже цвет песка на них очень отличается: сверху он жёлтый, внизу почти что белый. Правый берег немного зарос травой, а, быть может, часть растительности уже вытоптана купающимися и рыбачащими здесь людьми или пасущимся домашним скотом. Обрывистый берег покрыт густой растительностью. Здесь есть и трава, мелкий кустарник, и деревья.

Вода в реке напоминает зеркало. Она отражает берег, сосны и небо в закате. Вода спокойна, ее не тревожит ветер. Вся картина буквально дышит умиротворённостью и покоем.

На высоком берегу растут сосны и лиственницы. Они стоят близко друг к другу, словно защищая реку от чего-то, боясь пропустить кого-то. Они берегут тишину и чистоту. Только одна берёза у самого края леса выгнулась вперед, будто желая убежать от других деревьев, вырваться из плена сосен. Вдоль обрывистого берега видны большие пни спиленных деревьев.

Их корни вылезли из земли и стали похожи на лапы загадочных сказочных героев. Несколько пней стоят в кружке. Издалека кажется, что это старички, согнувшиеся от тяжести лет, собрались и тихо беседуют о чем-то. Видимо, вода часто подмывает песчаный берег, достигла она однажды и леса. Вот и пришлось спилить некоторые деревья, чтобы было удобно плыть по реке.

Выразительность картине дарит неповторимое сочетание сочно-зеленого и ярко-желтого оттенков. Они же придают яркости в восприятии картины летних сумерек, изображенных на картине.

Эту картину хочется рассматривать долго и не спеша, вглядываясь в каждый уголок, заостряя взгляд на каждом мазке, сделанном художником. Есть в ней что-то мистическое и в то же время до боли родное и понятное.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные:положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД:перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные:создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся . Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Вступление

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Основные образы:

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

Лесистый берег

Исаак Ильич Левитан - известнейший русский художник - реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России.

В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку просторами данной местности его, заинтересовала река Пекша, подойдя ближе, он увидел необычной красоты берег, который порос лесом. Так в 19 веке была создана картина «Лесистый берег».

Когда смотришь на данную картину, то ощущается двоякое чувство. Чувство легкости от природы, но в тот же момент чувство тревоги. Художник изобразил все до мельчайших деталей. Если долго всматриваться в картину, то кажется что лес живой и слышен тихой шорох листвы.

В верхней части картины изображено вечернее небо. Оно темно-синее, а над макушками деревьев виднеется красное размытое пятно. Это закат солнца. День подходит к концу.

Эти деревья растут на высоком берегу. На земле растет ярко-зеленая трава. И стоят старые сухие пни. Кто-то давно спилил ели.

Видим высокий обрыв. Это уже не чернозем, а скорее всего глинистый слой земли с песком. Возможно, ранее на этом месте был песочный карьер или люди добывали глину. Именно этот момент притягивает к себе большое внимание. Цвет, который использовал художник для передачи обрыва, существенно выделяется на общем фоне картины.

В конце картины, на обрыве растет молодняк деревьев. Они своими молодыми, но уже сильными корнями удерживают обрыв от оползней во время дождя. Так же не дают реки размыть этот берег.

Чуть ниже художник изобразил реку, которая простирается через всю картину. Вода – как зеркало, отражает в себе прекрасный лес. Художник изобразил ее в синем цвете, а отражение деревьев зеленым.

Исаак Ильич Левитан любил изображать природу, но в то же время просил людей не калечить ее. Как видно из картины в этом месте природа уже пострадала от человеческих рук. Поэтому художник старался запечатлеть на холсте всю красоту российской природы.

Сочинение 2

Левитан. Кто из нас хотя бы раз в жизни не слышал эту фамилию? Выдающийся русский живописец-реалист выбирал для написания своих полотен особо запоминающиеся пейзажи. "Лесистый берег" - один из таких.

Картина была написана мастером в конце 19 века на реке Пекше во Владимирской области. Много ли таких по всей России? Много, но каждая из них неповторима.

Сюжет картины и прост и сложен одновременно. Художник изображает сумеречное состояние в природе. Замерло все в ожидании ночи - затихла жизнь в лесу, ни одно деревце не колышется ветром, речка, кажется, замедлила свой бег - гладка и прозрачна ее вода, словно зеркало, отражающее склонившийся лес, крутой берег, небесную синь. Но настолько ли идилличное состояние?

Глядя на картину, не испытываешь умиротворения не смотря на внешнее спокойствие всего вокруг. Обычно при виде воды или живописной природы, человек старается раствориться в этой гармонии, вода и вовсе заставляет думать о чем-то философском бесконечно. Здесь же, хочется поспешно удалиться...Грусть и нестерпимая тоска одолевает зрителя. Достигается это состояние посредством использования чрезмерно насыщенных, глубоких красок - постепенно сгущающегося синего неба, темно-изумрудного леса, непроходимого, густого и отнюдь не манящего. И река вторит им - ее непредсказуемое спокойствие заставляет осторожничать - вдруг норовит произойти нечто непредсказуемое? Гнетущее состояние вызывает не только насыщенная цветовая гамма.

То там, то тут вдоль берега торчат иссохшие серые пни, на месте которых некогда красовались молодые деревья, похожий на искусственный песчаный карьер левый берег реки - все это дело рук человека, нашедшего применение каждой частичке, что когда-то жила и дышала. Вмешательство техники и человеческой руки в природу внесло свои коррективы - в ней нет прежней радости и жизни. Даже русло реки, ее форма, будто уворачивается от неугодного вмешательства, она "молит" о сохранении естественного природного состояния всего вокруг.

Чувствуется нестерпимая тоска мастера по ушедшей красоте и молодости природы. Отсюда и велико его желание запечатлеть, сохранить, пока еще не поздно то, что осталось нетронутым...

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание

    Иван Антонович Тихий, уникальный русский художник, который написал картину «Аисты», она до сих пор удивляет всех художественных критиков своим величием и натуральностью

  • Решетников Ф.П.

    Решетников Павел Фёдорович родился в июле 1906 года в творческой семье. С ранних лет мальчик работал, так как денег на пропитание не хватало. 1929 год Решетников поступает в Высший художественно-технический институт.

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)

    На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались.

  • Сочинение по картине Поленова Московский дворик 5 класс описание

    Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени. Это один из многих двориков Москвы.

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

Среди великих пейзажистов работы И. И. Левитана узнаваемы во всем мире. С одной стороны, они отражают реальность, существующую в родном крае в виде неподражаемых пейзажей. С другой, изображения явлений окружающего мира несут определенный философский смысл.

Одна из работ художника называется «Лесистый берег». На ней представлено наступление сумерек. Краски сгущаются, большую часть полотна занимают темные оттенки, что не противоречит законам природы, а наоборот, знакомит с тем состоянием природы в лесу, которое наступает перед приходом ночи.

Не слишком широкая река делит картину на две неодинаковые части. Благодаря темно-синему цвету воды в ней создается ощущение, что это место очень глубокое. Именно поэтому не покидает чувство скрытой тайны. Извилистая река уходит вправо, не раскрывая до конца дальнейшего хода своего течения. В настоящий момент в природе такое затишье, что вода будто замерла на одном месте.

Слева взору открывается огромный обрыв, глядя на который возникает мысль об опасности. Настолько сыпучими кажутся представленные автором картины пески, а сухие корни на берегу безжизненными, что каждый, кто видит эту работу, невольно задумывается о скоротечности жизни и вечности, о том, что все руках Божиих. На этой же стороне изображен густой сосновый лес, который с наступлением темноту поторопился погрузиться в грозный зеленый цвет. Лишь изредка кое-где просматриваются крепкие коричневые стволы хвойных деревьев. Некоторым деревьям суждено корнями уцепиться на склоне обрыва, будто оставаясь на плаву. Этот дремучий лесной массив четко отражается в темных водах реки.

Противоположный берег представляет более спокойную обстановку, хотя видна его небольшая часть. Это песчаное место художник определил как пляжное, где покой, нет обрыва и опасности.

На небе не осталось ни облачка. Воздушные просторы мрачные, но выражают лишь вечернее умиротворение, которое привычно для этого времени суток и безветренной погоды.

Таким образом, в картине И. И. Левитана «Лесистый берег» есть собственное настроение, связанное предчувствием загадочных обстоятельств. На подобные думы наводят подобранные художником тона, выбор времени суток и места изображения пейзажа. Этот природный уголок является еще одним напоминанием того, что в родном краю бесчисленное количество таинственных пейзажей, где можно освободиться от ненужных мыслей, принять правильные решения благодаря полной гармонии и покою.

Сочинение №2

Водная гладь на картине заставляет задуматься о «вечном», дарит тепло и спокойствие. Близится вечер, даже лес застыл в его ожидании. Река тиха и спокойна. Однако делится она на два «противоборствующих» лагеря, одним из которых является крутой берег, а другим – ухоженный пляж. Однако эти две противоположности не портят и не отрицают друг друга, а наоборот – создают весьма прелестное сочетание, от которого просто невозможно оторвать взор.

Зрителю словно предоставляется выбор, где оставить навек свое сердце? На лоне дикой природы, близ загадочного леса или там, где отдых полон релаксации и комфорта? Ответ здесь прост: каждый выбирает то, что по душе.

Цветовая гамма достаточно гармонична и приятна. А талант Левитана и его внимание к деталям делают природу многогранной. Оттенки теплые – не пугают даже загадочная темная вода и осыпающийся берег, на котором, к слову, присутствуют и корни вырубленных деревьев.

Создается впечатление, что еще немного – и человечество покусится и на этот девственный кусочек природы, дабы превратить его в такой же пляж, как тот, что показан справа. Кажется, работы уже начались, потому скоро прекрасному лесу настанет конец.

Кто знает, возможно против этого «протестует» художник. Ведь насколько бы выгодными и удобными не казались нам блага цивилизации, достаточно печально осознавать, что с каждым годом первозданность и гармония природы нарушаются все больше и больше. И скоро заводы полностью вытеснят огромное количество лесов, полей, степей и пр.

Конечно же, Левитан не застал всего этого. Но кто знает? Возможно, живописец предчувствовал исход событий – как все мы знаем, великие умеют опережать свое время.

Так или иначе, полотно весьма живописно и приятно. Невольно кажется, что зритель и сам присутствует на отрывистом берегу и чувствует под своей ступней хрупкую, осыпающуюся землю.

Картина обладает неимоверным реализмом, создает невероятную атмосферу. Цвета и оттенки приятные, завораживающие. Автор действительно был мастером своего дела, умевшим создавать настоящие шедевры, неповторимые и уникальные – те, что запомнятся на все времена.