Олег погудин личная жизнь жена. Олег Погудин: личная жизнь, жена, дети, фото

Имя: Погудин ОЛег

Возраст: 50 год

Место рождения: Санкт-Петербург

Деятельность: Советский и российский камерный певец, исполнитель романсов, педагог. Народный артист России

Артист Олег Погудин по праву имеет титул «серебряного голоса России». Безусловно, он очень талантлив. Многие считают певца лучшим в своем деле. С детства он радует зрителей своим превосходным голосом. Сперва пел в хоре, а после широко стали продаваться диски с его творчеством. Много раз Погудин становился лауреатом музыкальных конкурсов. Он имеет звание Народного артиста России. Но счастлив ли Олег Погудин в личной жизни? Есть ли у него жена и дети? Давайте узнаем об этих деталях его биографии.

Начало творческого пути

Певец Олег Погудин в 2018 году отмечает юбилей. Он появился на свет 22 декабря 1968 года в Ленинграде. Его семья была очень благополучной. С детства мальчик не испытывал нужды ни в чем. Мать и отец Олега Погудина посвятили себя работе в НИИ военно-промышленного комплекса.

Однако, такая серьезная профессия, не могла помешать мальчику с детства увлекаться музыкой, романсами. И папа будущего артиста, во многом, поспособствовал его увлечениям. Именно он привил Погудину — младшему любовь к искусству.

Кроме того, большую роль сыграла обстановка, в которой жил Олег на окраине Ленинграда. Это было место с благополучной атмосферой и простотой провинции. Но до центра города можно было доехать всего за час.

Безусловно, поклонники Погудина рады, что у нас есть такой замечательный артист. Хотя в детстве Олег мечтал повторить судьбу великого Юрия Гагарина и полететь в космос. А еще одна детская мечта Погудина — стать моряком. Ведь Ленинград это город, в котором есть настоящий военно-морской флот.

Это не могло не оказать влияние на формирование внутреннего мира подрастающего поколения. Этим детским фантазиям не суждено было сбыться. Олег рос слабым, болезненным. Поэтому о космосе и море пришлось забыть.

Семилетний мальчик накрепко связал свою жизнь с пением. В девять он становится одним из главных солистов престижного хора Ленинградского радио. В то время он выступал в таких местах как БКЗ Октябрьский, Государственная Академическая Капелла имени Глинки и за рубежом.

Интересно, что однажды будущий артист ответил в сочинении на вопрос: «Кем я хочу быть?» ответил, что мечтает стать певцом. Тогда ему поставили «двойку». Разумеется, потому что такие несерьезные профессии не поощрялись советским обществом. И школьники должны были мечтать о том, чтобы посвятить свою жизнь труду на благо Родины.

До сих пор артист признается — он не любит поклонение идеологии ни в каком виде. Так раньше советским людям внушали, что за границей жить плохо, и люди там не самые лучшие.

Олег еще ребенком ездил на гастроли за границу и узнал, что это совсем не так. Уже в то время многие люди были обеспеченными и успешными за рубежом, не страдали там от голода и нужды.

Сделав такие выводы, Погудин понял — не стоит доверять всему, о чем тебе говорят представители власти. Вот почему профессию он выбрал творческую, максимально свободную от идеологии и позволяющую проявить себя и свои таланты.

Олег Погудин в студенческие годы

Завершив обучение в школе, Олег Погудин решил стать студентом Ленинградской консерватории театра и музыки. Однако, планы его не осуществились. Нет, Погудин, бесспорно обладал талантом. Это признавали все. Но члены приемной комиссии посоветовали парню отложить поступление на два года. Они боялись, что у парня начнет ломаться голос, и это помешает ему заниматься. Амбициозный Погудин не хотел терять два года жизни на ожидания и поступил в другое учебное заведение. Для него раскрыл свои двери ЛГИТМиК, где он учился на курсе Александра Куницына.

Олег Погудин, фото

Начинал свою музыкальную карьеру он с песен известного шансонье Александра Вертинского. И на выпускном экзамене исполнил несколько хитов этого артиста. Однако, комиссию покорил именно тот факт, что Погудин не копировал вокал Вертинского. Он придавал композициям свою «изюминку». Не был похожим ни на кого.

Есть и еще один любопытный факт из студенческой биографии Олега Погудина. Он учился на одном курсе с известным сегодня актером и певцом Евгением Дятловым. Причем молодые люди находились в дружеских отношениях. Они множество раз выступали вместе и записали немало совместных песен.

Расцвет карьеры

В юные годы Олег Погудин, биография, наличие жены и детей у которого интересны поклонникам, пел при Церкви и хотел уйти в монастырь. Но сценическое пение вскоре стало единственным серьезным увлечением артиста. Погудин вспоминает — услышал в 1992 году по телевизору романс Анны Герман и был потрясен до глубины души. Он осознал, что должен заниматься именно певческой карьерой и остался «в миру».

Чуть позже Погудин стажировался в Соединенных Штатах Америки и после этого он приобрел сумасшедшую популярность как за рубежом, так и на своей родине. В 1990 году Олег Погудин работает в Москве, в театре имени Горького. Через два года едет на гастроли в Швецию, а еще спустя год, молодой артист едет с большим гастрольным туром по российским городам. Кроме того, талантливого певца приглашают участвовать в мюзиклах. А еще Олег Погудин выпускает на дисках свои романсы. И его альбомы зрители принимали на «ура».

Стажировался Олег Погудин в США

Артист признается в интервью — он не страдает от звездной болезни. В том числе из-за того, что с детства у него было много проблем со здоровьем. Мальчик тогда осознал, что он обычный человек — ничем не выше окружающих.

За свою карьер и творческую биографию, Олег Погудин, который не любит распространяться о жене и детях, был удостоен множества почетных премий. В том числе: «За постижение души русского романса», «Ангел трубящий». А в 2004 году он становится заслуженным артистом телевидения.

В 2005 году Погудин по-прежнему на пике популярности. Он с успехом ведет телепередачу «Романтика романса» на телеканале «Культура». В рамках этой телепередачи известные и популярные артисты исполняли старые романсы, хиты талантливых бардов, джазовые композиции.

Когда артисту исполнилось тридцать шесть, он устроился на работу преподавателем в ЛГИТМиК, где когда-то был студентом. Шесть лет он отдал работе в университете и стал доцентом.

Несмотря на занятость, творческую деятельность Олег Погудин никогда не бросал. Он по-прежнему играл на сцене и выпускал сборники песен. В 2011 году он получает должность в Совете при Президенте России и отвечает за культурную жизнь в стране. А в 2015 году Олег Погудин стал Народным российским артистом.

Личная жизнь Олега Погудина

Биография известного исполнителя, наличие у него детей и жены являются закрытой для чужих глаз темой. Но преданным поклонникам все же известно, что самый известный исполнитель романсов в России ни разу не был в браке. Тема личной жизни — то, что Погудин тщательно скрывает от журналистов. Как-то в интервью он упомянул о своей позиции по этому вопросу. Сказал, что не считает возможным обсуждение такого деликатного вопроса с кем бы то ни было.

Личную жизнь Олег Погудин скрывает

Разумеется, красивому мужчине часто прочат в жены самых разных девушек. Кроме того, часто имя артиста связывают со скандалами. Например, около пяти лет назад ходили слухи о том, что Погудин когда пел на свадьбе, положил глаз на невесту. И девушка якобы ответила ему взаимностью. Впрочем, никаких доказательств этой громкой истории не было обнаружено.

А год спустя, Погудин начал встречаться с юристом Екатериной Павловой. Вместе их видели в увеселительных заведениях, на торжествах. Кроме того, говорили, что Екатерина и Олег иногда путешествуют вместе — на Кипр, в Венецию, в Монако. Погудин почти никак не комментировал слухи о своем романе.

Нынешняя жизнь Олега Погудина

Сейчас Олег Погудин проживает в собственной квартире в Санкт-Петербурге. Он до сих пор остается верующим человеком. Вера — это самое ценное, что есть в его жизни. Часто артист посещает Александро — Невскую лавру, а на гастроли берет с собой православную икону и Библию.

В 2016 году Олег Погудин выпустил очередной альбом «Городской романс». И через четыре месяца он рассказал о своей жизни в программе «Виражи времени».

Олег Погудин является членом совета жюри конкурса юных талантов «Синяя птица»

В ноябре 2018 года известный артист дал концерт в Париже. Он исполнил как известные русские романсы, так и композиции известных авторов — Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко. А также песни на французском языке. Также Погудин напомнил о том, что прошло уже сто лет с момента знаменательного события — советской социалистической революции.

В то время много талантливых личностей эмигрировали из страны. И Александр Вертинский, который во многом был примером для Погудина, много песен посвящал этим людям. Олег исполнил некоторые из них — о том, как тяжело было тем людям покидать горячо любимую Родину.

Также Олег Погудин является членом совета жюри конкурса юных талантов «Синяя птица». Артист неоднократно оказывал помощь юным исполнителям в том, чтобы начать карьеру. Он являлся организатором их концертов, помогал выпускать диски. Более того, артист признается, что он считает себя одним из самых талантливых певцов в мире и благодарен, что у него есть хорошее актерское образование.

Кроме того, артист считает состояние на современной эстраде ужасным. Есть очень много людей, по его мнению, которых можно уважать лишь за то, что они зарабатывают деньги. При этом как артисты такие люди не развиваются. Им не интересно это развитие.

Олег считает, что сегодня очень благоприятное время для того, чтобы раскрыть свой творческий потенциал. Он утверждает, что если бы в советское время было столько возможностей, он добился бы гораздо больших успехов. Хотя в принципе, артист доволен своей карьерой и жизнью.

Олег Погудин известен многим своим голосом, которым он покорил сердца миллионов людей. Олег Погудин, чья личная жизнь, жена, дети, биография, всегда интересовали журналистов, является для многих ярким примером настоящего артиста, считающего важным в карьере, не славу, а творчество и счастье поклонников.

Олег Погудин, о личной жизни, жене и детях пойдет речь ниже, на концертах собирал аншлаги и не прекращал радовать поклонников новыми композициями, которые отличались душевностью. Для многих он стал наставников, человеком, чьи советы помогают добиться большего.

Олег Погудин родился 22 декабря 1968 года. Место рождения – Ленинград, именно там, в исследовательском научном институте работали родители Олега. Институт был частью комплекса промышленной сферы, работать в которой было в советское время очень престижно. Семья Олега жила хорошо, мальчик ни в чем не нуждался и в раннем возрасте проявил любовь к музыке.


Неудивительно, ведь отец Погудина любил петь и много свободного времени уделял этому хобби. Позже Олег признался, что именно родительская любовь к музыке позволила ему рано определиться с будущей профессией, поставить перед собой четкие цели.

В раннем возрасте парень демонстрировал успехи в занятиях музыкой. В возрасте 11 лет он стал участником популярного хора Ленинградского радио. Талант мальчика привлек внимание руководителей проекта, которые позволили ему исполнять роль солиста хора.

Учеба

В школе парень учился хорошо, а после получения аттестата, поспешил поступить в Институт театра и музыки, в Ленинграде. Стать студентом учебного заведения парню удалось без проблем. Он начал обучение под началом Александра Куницына, который в юноше видел большой потенциал. Он с удовольствием передавал подопечному важный опыт и способствовал развитию Погудина.


Среди сокурсников юноше было выделяться просто благодаря умению к каждому заданию подходить нестандартно. Оригинальность он смог продемонстрировать и в дипломной работе, в которой ему необходимо было работать над моно спектаклем Вертинского. Молодой талант решил не повторяться и подарил композициям шансонье новое звучание, которое исполнению Вертинского было нехарактерно.

В песнях Погудина, были новые интонационные краски, совершенно другой вокал. Экзаменационная комиссия была приятно удивлена, неудивительно, что Олегу удалось окончить институт с отличием. Мужчина смог раскрыть талант рано и быстро развивал профессиональную деятельность.


Карьера

  1. К моменту окончания института парень успел прославиться благодаря возможности поехать по студенческому обмену в США. В стране он пробыл два месяца, за это короткое время смог полностью открыть талант и поразить преподавателей Театрального центра им. Юджина О’Нила. Ему удалось стать участником заключительного выступления, которое провели в Линкольн центре.
  2. Во время стажировки певец снова убедился, что выбрал правильный путь и решил отказаться от идеи стать монахом или посвятить жизнь церкви. Известно, что парня приобщали к духовному миру с детства и именно в церкви он смог впервые продемонстрировать талант в качестве певчего.
  3. После учебы Олег удалось попасть в драматический театр им. Горького, где он проработал три года. За это время он смог представить поклонникам сольную программу и организовать релиз первой пластинки. Альбом получил название «Звезда Любви».

Успех на сцене и в кино

Во время гастролей, глядя на переполненные залы, Погудин осознал популярность. Не верилось артисту, что его слава распространилась за пределы родной страны. В странах ближнего зарубежья его встречали тепло. Шикарные концерты удалось дать и в Швеции.

Талан артиста позволил ему стремительно развиваться не только в качестве певца, но и актера. Многогранность Олега привлекла внимание многих режиссеров. Это привело к появлению Погудина в таких шедеврах, как «Цыганский романс» и «Жаворонок».


Выступления и съемки в кино не мешали артисту продолжать работать над новыми песнями, которые он собрал в следующем альбоме, вышедшем в 1993 году. Через некоторое время артист представил фанатам третье творение.

В конце 90-х Олег решил вернуться к корням, возобновил общение с однокурсниками, вместе с которыми начал записывать песни. Многим запомнился яркий дуэт Погудина с Дятловым. Во время этого сотрудничества двух звезд родился альбом «Бирюзовые златы колечки». Артисты успешно выступали в Соединенных Штатах и на территории Германии.

Олег Погудин, чья личная жизнь, жена, дети и биография стали центром внимания общественности, старался развиваться в разных направлениях и с радостью принял предложение поработать на телеканале «Культура» в качестве ведущего. На протяжении года в эфире мужчина представлял вниманию публики лучшие выступления популярных исполнителей и восходящих звезд.


Факт! Большое влияние на культурную жизнь Санкт-Петербурга артист имел во время работы преподавателем в Академии театральных искусств. Благодаря нему жители города смогли увидеть несколько ярких постановок, которые критики и публика приняли на ура. В это время были выпущены два успешных альбома Погудина, которые отличались особым, глубоким звучанием.

Артист старался поддержать молодых артистов, помог с организацией первых концертов Алене Биккуловой, посодействовал успеху ее дипломной работы. Вместе они записали песню под названием «Вечная любовь», которая быстро стала хитом.

Олегу Евгеньевичу присудили звание Народного артиста. В то же время он работал в Совете (при Президенте Российской федерации), который отвечал за развитие культуры.

Личная жизнь

Артист пользовался большим успехом у противоположного пола. Но люди, которые пытаются узнать об Олеге Погудине больше, разведать о его личной жизни, жене, детях, биографии, знают, что в жизни мужчины единственная настоящая любовь – это музыка.

Певцу и актеру, невзирая на огромную армию поклонниц, не удалось найти единственную, с которой хотелось бы связать свою жизнь. Говорить об отсутствии избранницы и наследников мужчина не желает и в интервью старательно избегает таких тем.


Погудин – один из немногих артистов, публичных людей, которые уверенны, что личная жизнь должна оставаться скрытой от глаз посторонних. Артист старается делать все возможное, чтобы СМИ сосредоточились в первую очередь на его творчестве, но любопытные журналисты упрямо стараются найти любую информацию о женщинах в жизни Олега.

Певцу много раз приписывали романы с известными артистками, ходили слухи о том, что Погудин нашел возлюбленную в Италии, чье сердце покорил исполнением романтической композиции на иностранном языке в ресторане, где женщина отдыхала в компании друзей. Позже информация ничем не подтвердилась.


На смену таким слухам пришли новые. В сети публиковали совместные фотографии Олега с Екатериной Павловой. Известно, что они много раз ездили отдыхать в Европу, посещали Кипр и Венецию, изучали Монако. Отношения не переросли во что-то серьезное, Екатерина и Олег остались друзьями.

В данный момент артист проживает в Питере, лишь периодически появляясь в своей московской квартире. Погудин считает себя глубоко верующим человеком и никуда не отправляется без икон.

Имя: Погудин ОЛег
Дата рождения: 22 декабря 1968 г
Возраст: 49 лет
Место рождения: Санкт-Петербург
Деятельность: Советский и российский камерный певец, исполнитель романсов, педагог. Народный артист России

Артист Олег Погудин по праву имеет титул «серебряного голоса России». Безусловно, он очень талантлив. Многие считают певца лучшим в своем деле. С детства он радует зрителей своим превосходным голосом. Сперва пел в хоре, а после широко стали продаваться диски с его творчеством. Много раз Погудин становился лауреатом музыкальных конкурсов. Он имеет звание Народного артиста России. Но счастлив ли Олег Погудин в личной жизни? Есть ли у него жена и дети? Давайте узнаем об этих деталях его биографии.

Начало творческого пути

Певец Олег Погудин в 2018 году отмечает юбилей. Он появился на свет 22 декабря 1968 года в Ленинграде. Его семья была очень благополучной. С детства мальчик не испытывал нужды ни в чем. Мать и отец Олега Погудина посвятили себя работе в НИИ военно-промышленного комплекса.


Однако, такая серьезная профессия, не могла помешать мальчику с детства увлекаться музыкой, романсами. И папа будущего артиста, во многом, поспособствовал его увлечениям. Именно он привил Погудину - младшему любовь к искусству.


Личная жизнь певца Эмина

Олег Погудин в студенческие годы

Завершив обучение в школе, Олег Погудин решил стать студентом Ленинградской консерватории театра и музыки. Однако, планы его не осуществились. Нет, Погудин, бесспорно обладал талантом. Это признавали все. Но члены приемной комиссии посоветовали парню отложить поступление на два года. Они боялись, что у парня начнет ломаться голос, и это помешает ему заниматься. Амбициозный Погудин не хотел терять два года жизни на ожидания и поступил в другое учебное заведение. Для него раскрыл свои двери ЛГИТМиК, где он учился на курсе Александра Куницына.


Олег Погудин, фото


Биография Андрея Державина

Личная жизнь Олега Погудина

Биография известного исполнителя, наличие у него детей и жены являются закрытой для чужих глаз темой. Но преданным поклонникам все же известно, что самый известный исполнитель романсов в России ни разу не был в браке. Тема личной жизни - то, что Погудин тщательно скрывает от журналистов. Как-то в интервью он упомянул о своей позиции по этому вопросу. Сказал, что не считает возможным обсуждение такого деликатного вопроса с кем бы то ни было.


Личную жизнь Олег Погудин скрывает


Разумеется, красивому мужчине часто прочат в жены самых разных девушек. Кроме того, часто имя артиста связывают со скандалами. Например, около пяти лет назад ходили слухи о том, что Погудин когда пел на свадьбе, положил глаз на невесту. И девушка якобы ответила ему взаимностью. Впрочем, никаких доказательств этой громкой истории не было обнаружено.


А год спустя, Погудин начал встречаться с юристом Екатериной Павловой. Вместе их видели в увеселительных заведениях, на торжествах. Кроме того, говорили, что Екатерина и Олег иногда путешествуют вместе - на Кипр, в Венецию, в Монако. Погудин почти никак не комментировал слухи о своем романе.

Нынешняя жизнь Олега Погудина

Сейчас Олег Погудин проживает в собственной квартире в Санкт-Петербурге. Он до сих пор остается верующим человеком. Вера - это самое ценное, что есть в его жизни. Часто артист посещает Александро - Невскую лавру, а на гастроли берет с собой православную икону и Библию.


В 2016 году Олег Погудин выпустил очередной альбом «Городской романс». И через четыре месяца он рассказал о своей жизни в программе «Виражи времени».

Олег Погудин является членом совета жюри конкурса юных талантов «Синяя птица»


В ноябре 2018 года известный артист дал концерт в Париже. Он исполнил как известные русские романсы, так и композиции известных авторов - Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко. А также песни на французском языке. Также Погудин напомнил о том, что прошло уже сто лет с момента знаменательного события - советской социалистической революции.


В то время много талантливых личностей эмигрировали из страны. И Александр Вертинский, который во многом был примером для Погудина, много песен посвящал этим людям. Олег исполнил некоторые из них - о том, как тяжело было тем людям покидать горячо любимую Родину.


Также Олег Погудин является членом совета жюри конкурса юных талантов «Синяя птица». Артист неоднократно оказывал помощь юным исполнителям в том, чтобы начать карьеру. Он являлся организатором их концертов, помогал выпускать диски. Более того, артист признается, что он считает себя одним из самых талантливых певцов в мире и благодарен, что у него есть хорошее актерское образование.


Кроме того, артист считает состояние на современной эстраде ужасным. Есть очень много людей, по его мнению, которых можно уважать лишь за то, что они зарабатывают деньги. При этом как артисты такие люди не развиваются. Им не интересно это развитие.


Олег считает, что сегодня очень благоприятное время для того, чтобы раскрыть свой творческий потенциал. Он утверждает, что если бы в советское время было столько возможностей, он добился бы гораздо больших успехов. Хотя в принципе, артист доволен своей карьерой и жизнью.

Популярного исполнителя русскиз романсов часто упрекают, что его публика, в основном, люди страше тридцати. О том, кто приходит на его концерты, почему избегает быть в центре художественной жизни и своем отношении к попсе, он рассказал в интервью.

Олег Евгеньевич, романс очень уникальный, и даже специфический сегодня жанр. Тем не менее, вы известны, вы популярны. Насколько вы зависимы сегодня, как артист, от продюсеров, если они у вас есть? Что помогает вам собирать залы - имя или работа команды?

Работает имя. Продюсеров у меня никогда не было. Продюсер - это человек, который вкладывает свои средства в то, чтобы состоялось событие, если мы говорим об искусстве. У меня никогда не было продюсеров - ни в художественном, ни в финансовом смысле.

Собирать залы помогает имя, у меня достаточно долгая история, я уже двадцать лет на сцене. Есть своя публика, есть известность. Если бы начинал деятельность сейчас, вообще не представляю, могло бы что-то состояться, как сейчас, или нет.

Но какой-то пиар присутствует в вашей деятельности? Нельзя же просто наклеить, например, в Воронеже, и они соберут полный зал.

Именно так и было в Воронеже (улыбается). Просто наклеили афиши, и люди пришли.

- Заметил, что у вас очень мало интервью.

Это вы справедливо заметили, интервью почти нет. Я не форматный человек для большинства средств массовой информации сегодня, и это горестные реалии нашего времени. Я не только себя имею в виду, но и артистов подобного моему мировоззрения. Журналисты говорят, что это неинтересно широкой публике. Я думаю, что это неинтересно нынешним журналистам, и они навязывают слушателям, читателям свое мнение не только о художественных событиях и процессах, но и политических, экономических. Наверное, поэтому многие артисты моего жанра, к сожалению, маргинализируются. Это не чей-то злой умысел, просто сегодня такая культура.

- Если вам предложат спеть в стиле рэп, вы откажетесь?

Откажусь, но не по принципиальным несовпадениям. Вернее, поэтому тоже, но главное, в искусстве каждый должен заниматься своим делом. Это не моя область деятельности.

- Несколько лет вы вели программу на канале «Культура»…

Один год.

- Мне почему-то показалось, что больше.

На самом деле, это очень здорово, что вам так показалось. Мне многие говорят про «несколько лет». Я считаю, что это был колоссальный успех и для команды, которая делала передачу «Романтика романса», и для меня, если мы за неполный год сделали программу, которая настолько была внутренне наполнена, что у многих осталось ощущение, что она шла несколько сезонов.

- Сейчас вас нет ни на одном центральном канале. Это потому что они с вами не дружат или вы с ними?

Как я могу дружить или не дружить с каналом? В нашем отечестве любой телеканал - это совершенно замкнутая на себя структура, это организация, которая сама принимает решения, сама распределяет средства.

- И на каждом своя тусовка.

Я не люблю это слово, поэтому и говорю: организация», или, если хотите, сообщество. Сам я не прошусь на телевидение, но не по брезгливости, не из-за гордости, просто у меня нет на это времени. Если бы у меня не было публики и мне нужно было как-то оповестить о себе, то приложил бы усилия, чтобы общаться с каналами, и постарался бы при этом не потерять лица и не поступился бы принципами. Сейчас необходимости в этом нет, это не нужно мне, и будет вредно для моей деятельности.

В девяностые годы я нередко был на телевидении. Это было еще постсоветское телевидение, а не телевидение сериалов и снятых по западным калькам программ, их сейчас тьма - от «Как стать миллионером» до «Двух звезд». Все копируется, иногда хорошо, иногда нет, но все равно это не продукт родной культуры. Для меня это важно, потому что уверен, что за исключением идеологии, которая была провальная, советская школа во всех спектрах культуры - в театре, телевидении, литературе - это колоссальное достижение. Все хорошее из той культуры, что было отринуто, для меня дорого. Я до сих пор остаюсь в той области культуры, и пытаюсь ее отстаивать насколько возможно.

Так что, никакого конфликта с телевидением у меня нет, я неинтересен для них. Я неродной им.

- Обратил внимание, что вы очень осторожны в интервью. Почему?

За каждое слово надо отвечать. Но кроме этого есть беда, с которой сталкивался сотни раз. Журналисты обещали прислать мне интервью на просмотр, и не присылали. В результате выходили интервью с откровенными подлогами, это было несколько раз. В них было то, чего я не говорил вообще.

Вы совершенно не похожи на других артистов тем, что не рассказываете о своих увлечениях, как проводите свободное время, своей личной жизни. Вы умышленно умалчиваете об этом?

Ничего не говорить о личной жизни - это позиция, и так будет всегда. Что касается остального, я говорю крайне редко, и там где это уместно. Если меня спрашивают о практичности и удобствах моей машины, я могу ответить. Говорить просто так: «У меня вот такая машина», « У меня вот такие часы» нелепо. Если бы у меня брали интервью для журнала мод, я бы поговорил в меру своей компетенции о марках одежды.

Сегодня есть целые сообщества людей, которые выходят на сцену, но назвать их артистами трудно, потому что они во главу угла ставят свою известность, а не творчество. Финансы интересны всем, даже высокохудожественным людям, этот вопрос не последний, особенно в наше время, когда все меряется деньгами. Но нельзя им отдаваться до конца, отдавать им самое главное.

А это сообщество зарабатывает не художественным деланием, а эксплуатацией собственной известности. Это другая профессия. Подавляющее большинство серьезных артистов не занимаются пиаром и мельканием на телеэкране в ущерб своей профессии. Кроме попсовых исполнителей, но это не артисты, у них «сердцевина художественного делания» - процесс тусовки, процесс показывания себя, где только можно. Причем они могут быть непустыми и интересными людьми, но бессовестность в художественном существовании для них не трагедия, а для настоящего артиста - беда.

- Вы говорите о личной бессовестности?

Нет, не в смысле, что кто-то кого-то обманул, а бессовестность и бесстыдство на уровне профессии. Им не стыдно фальшиво спеть, забыть слова на сцене, быть плохо одетыми…

- И выйти на сцену под шафе?

Это другая история, такое случается и серьезными артистами, но это болезнь. Я имел все-таки в виду, когда человек в нормальном рассудке может позволить себе такое, что настоящий артист никогда не позволит себе.

Можно ли сказать, что эта бессовестность относится и к тем артистам, которые говорят одно, а думают на самом деле другое?

Давайте разделим профессию и быт. Это разные вещи. О быте я говорить не буду.

Но ведь мы с вами помним времена, когда почти все артисты состояли в одной партии, ставили «Сталеваров», «Малую землю»….

Простите, перебью вас. Сейчас почти все артисты тоже члены одной партии.

- И при этом все понимают, что на самом деле происходит.

Я не понимаю, что происходит на самом деле. Я не могу ставить знак равенства между советским периодом и нынешним, и категорически не буду.

Мне было шестнадцать лет, когда я закончил школу, это было еще в Советском союзе. Я очень хорошо помню то время, какой был тогда идеологический прессинг. Мне достаточно воспоминаний о том, как я десятилетним ребенком уезжал в ГДР. Я был солистом детского хора, и нас собрали на площади Пролетарской диктатуры, и обучали, как нужно понимать то, что мы увидим в ГДР. Это объясняли десятилетним детям! Это был страшный режим со страшной идеологической машиной. Нынешний режим страшен другими вещами.

- Нынешним детям раздают в Таврическом дворце тексты молитв за президента России.

Я не слышал об этом, но даже если во всех школах обяжут читать молитвы за президента, все равно это нельзя сопоставлять с советским режимом. Тогда во всех школах молились за «руководящую и направляющую силу», малые дети клялись ей в верности, и отказаться было почти невозможно. А за человека молиться хорошо, только желательно добровольно.

Советское время и нынешний период - несопоставимые реальности. Я нынешнее время выбираю однозначно, хотя в нем есть страшные уродства. Они не созданы идеологией, как при советском режиме, эти уродства живут в человеческой душе.

- В одном интервью вы рассказывали о мечте - создать свой театр. Мечта сбывается?

Думаю, она не сбудется. По крайней мере, в нынешний период она не сбывается. Все предельно цинично коммерциализировано. Мне говорили: «Дадите денег - будет помещение, и делайте что хотите. Нет денег - до свидания, заканчиваем разговор». Им совершенно безразлично о чем им говорят: о культуре или художественных ценностях. Но я спокоен, отсутствие театра не мешает основному делу. Я могу не быть руководителем или создателем театра, но я не могу не быть певцом.

С другой стороны, Матвиенко помогает вашим коллегам, выделяет помещения по низкой арендной плате. Вы вините государство в том, что не получается с театром?

Нет, к государству, как к идее, я лоялен. Без государства, при анархии жизнь невозможна. К сожалению, в нашем отечестве мы не можем быть независимыми от государства. Мы насквозь подчинены ему. Просто есть вещи, которые мне кажутся вторичными, и ими можно манкировать, а есть вещи, которые нельзя опустить. Вот они часто не в резонансе с нынешней государственной политикой.

- Например, какие?

Если говорить о культуре, то, мне кажется, в стране происходит глобальная культурная катастрофа. Я могу отвечать за сказанное, поскольку это - моя профессия. Даже со стороны заметно, что в образовательном процессе колоссальная катастрофа. Про экономику я знаю гораздо меньше, но мне кажется, что и в ней не все в порядке. Достаточно взглянуть на то, что происходит на улицах Петербурга, особенно на состояние дорог. Это не просто стыдно, это больно.

- Если поездить по России, можно найти и пострашнее места.

Нет. Поверьте мне, я очень много езжу по стране. В этом году была очень тяжелая зима. Конечно, удивительно, что, хотя у нас город северный, об этом никакие чиновники не вспоминают, пока не грянет непогода. Но я был как раз в январе в Саратове, Волгограде, Самаре, Туле, и везде ситуация с уборкой улиц от снега была лучше, чем в Петербурге.

При этом я не склонен ругать власти города, мне понятно, что у них жизнь несладкая в нынешних реалиях. У них все требуют денег, но при этом, на уровне обычных исполнителей, не считают себя обязанными, даже получив их, выполнить свою работу. Управлять в нашей стране - это мука, но если ты пришел во власть, то вынужден отвечать на уровне совести хотя бы. Про уровень закона промолчу, в России сами знаете как относятся к закону.

- И получается, что виноваты простые дворники?

Бессовестность или совестливость не зависит от рода деятельности.

Многие критики упрекают вас в том, что ваша публика, в основном, тридцати-сорокалетние люди. Может это именно тот возраст, в котором романс более понятен? Может, молодые люди не готовы его воспринимать, пока не перечувствовали, не пережили сами тех чувств, которые есть в романсах?

Категорически не согласен, это о восприятии. Что касается публики, то она возрастная просто потому, что почти двадцать лет в стране идет понижение культурного уровня. Это даром не прошло.

Во времена нашей юности, тем, кто жил в Ленинграде, было стыдно не ходить в Филармонию, в Кировский театр, БДТ, сейчас эта тема снята. Человек, любящий романс, должен быть как-то культурно воспитан. Услышать романс может каждый, за это я готов биться всегда. Но только если человек умеет чувствовать и любить тем более русский человек … Или человек, говорящий на русском языке…

- Вы поправились из-за политкорректности?

Нет, я имел в виду человека, для которого русский язык родной. Кстати, я всегда говорю «русский», никогда не могу сказать «россиянин». Политкорректность мне противна, когда она превращается в безумие, и тогда становиться одной из самых вредных привычек нашего времени.

Люди, приходящие на мои выступления либо просто талантливы душой, либо, что чаще всего и бывает, они находятся на определенном культурном уровне, и много таких, кому меньше сорока. Я преподавал в театральном институте, выпустил два курса. Могу лишь повторить, что после общения со студентами понял, что культурный уровень в стране рухнул. Но при этом талант никуда не исчез, он дается вне времени, социального положения или строя. Восприимчивость, душевная чуткость никуда не исчезли, но вот окультуренность исчезла. За редким исключением. Есть ребята, которым родители, несмотря на совершенно дикие девяностые годы, сумели привить какую-то культуру. Мне хочется низко поклониться этим родителям.

На моих концертах немало молодых людей, и, как правило, это все люди, которым посчастливилось встретиться с русской культурой, и как-то понять ее на своем уровне. Бывают и дети, их приводят родители, но большая часть все равно старшие.

Романс - это особый язык, который в годы моей юности был понятен всем, поскольку это язык Толстого, Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Блока. Язык современных молодых людей очень далек от языка русского романса. Они его боятся…

- Боятся Пушкина и Блока?

Да, и уж тем более Толстого или Достоевского. Из-за объемов. Просто потому что у них большие произведения. Вы же знаете, как сегодня ужимают того же Пушкина в несколько строк на экзаменах?

- «На холмах Грузии…» - всего восемь строк. Чего же тут ужимать?

Согласен. Но ведь надо еще почувствовать почему «На хОлмах», а не холмах. Нужно быть немного в зоне другого, поэтического языка. Вот вы упомянули в начале беседы рэп. Рэп и романс - две антитезы.

- Как и попса?

Попса - это «чудище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй». Она мимикрирует, может принять любой образ. Попсовая певица тоже может петь романсы, и говорить о том, как она замечательно их чувствует. Есть художественно бессовестные люди, которые могут исполнить что угодно, лишь бы попасть в поле зрения зрителя.

- А что вы хотите, есть такое понятие - рейтинг.

Это все условно, тем более в нашем отечестве. Какой рейтинг закажут, такой и будет. Это не показатель.

Рэп и романс противоположны по рождению, идеи, сути. Романс - это любовь и воспевание любимого.

- Но русский рэп может быть и социальным, и политическим.

Не может быть любовным. И редко бывает правдивым, часто это пошлый эрзац, как русский шансон, где псевдоблатные песни, которые не идут в сравнение с настоящей уголовной песней. Я их тоже не люблю, но в них, по крайней мере, есть душа, настоящие страдания.

Многое у нас в отечестве, к сожалению, перенято из-за границы, и становится пошлостью, потому что не свое, и обезьянничаем мы не лучшим образом. Но это не значит, что мы тут же должны обрядиться в косоворотки, отпустить бороды и петь народные песни.

Артисты говорят: «Сегодня был хороший зал». Как вы чувствуете реакцию зала? Насколько знаю, на сцене очень яркий свет и зал кажется темным пятном.

Во-первых, я чувствую дыхание зала, когда оно попадает со мной в резонанс. Это слышно, когда зал прекращает параллельную с концертом жизнь. Иногда это происходит почти сразу после начала концерта, иногда для этого нужны усилия. Прекращается шепот, и особенно разговоры, даже маленький разговор - катастрофа.

- А звонки мобильников?

В девяностые такие звонки были показным неуважением, дескать, смотрите, у меня есть мобильник, Сейчас чаще всего иначе. Я хожу в театры и вижу, что это случается у бабушек, которые не знают как выключить телефон. С ними происходит целая трагедия, они бледнеют, у них начинают трястись руки, они готовы провалиться сквозь землю, но не в состоянии нажать нужные кнопки.

Когда стихает параллельная жизнь, когда дыхание в зале обретает другой ритм, стихают шорохи, повороты, когда человек начинает забывать что он неудобно сидит, сосуществуя с тем, что происходит на сцене, тогда артист начинает чувствовать зал. Вам это скажет любой настоящий артист. Ты чувствуешь не только градус внимания, но и соединение. Объяснить еще как-то точнее трудно.

Читал, что вы выступали в лучших залах страны, и даже в кремлевском дворце съездов. Но ведь там шесть тысяч мест. Стадион почти!

Это не стадион, это театральный зал. Стадион - это Лужники, Юбилейный, питерский СКК. Дворец съездов - театральная площадка, просто огромная. Никакого принципиального конфликта нет. Очень удобно работать в «Октябрьском», хорошо оборудованный зал. Я очень люблю Мюзик-холл, но в нем работать труднее, потому что он круглый, и энергия расходится веером.

Советская эстрадная песня выродилась в попсу, рок-н-ролл стал не явлением, а течением в музыкальной жизни. Можно ли по этой логике сказать, что дворовые, тюремные и даже бардовские песни некая разновидность городского романса?

Очень условно, и я буду говорить о городской песне, разновидностью которой является и романс в том числе. Здесь лучше вести разговор не о разнице жанра, а о разнице стиля. Если говорить о жанре, то с большим скрипом, романс можно отнести к городской песне, но стили у них все равно разные.

- А как вы относитесь к уголовным песням?

Я пел их, но в них часто есть некоторая неправда, а я не выношу песен, где есть неправда. А некоторые я не смогу спеть правдиво, или, если точнее не смогу спеть на сто процентов от себя. Например, сказать, что «Чубчик» уголовная песня, не могу. Тут есть стилизация. Или « Как вдали при долине громко пел соловей». Бичевская ее стилизовала просто ззз-замечательно. Среди тюремных песен есть хорошие, хорошая песня та, где есть мелодия.

- А «Очи черные» блатная песня?

Совсем нет. Почему вы спросили? (смеется). Блатная и уголовная песня - это песня человека, лишенного свободы, или человека, нарушающего законы, и понимающего, что он может быть за это лишен свободы. Можно вспомнить еще и разбойные песни, но они не уголовные. Разбойные песни вообще, любимая история в русской песенной культуре, но мне кажется, что образы в них поэтизируются, к сожалению, в ущерб правде.

- К сорока годам человек кумиры молодости обычно уходят на второй план. Остались ли у вас кумиры?

Конечно.

- Даже не смотря на то, что вы сами стали звездой?

Звездочкой. Но слово «кумир» я все-таки убрал бы, кумиру поклоняются. Я говорил бы о мастерах, которых ценю и люблю. Они - ориентиры, авторитеты, учителя. Они те же, что были и раньше. Во всех интервью всегда называл имя Лемешева. Сергей Яковлевич для меня певческий идеал, хотя не хотел бы с ним абсолютно слиться. Но то волшебство, которое случается, когда слушаешь его пение, всегда остается.Лемешев основной, но и других исполнителей немало. Я до сих пор продолжаю учиться у них, слушая записи.

Кроме Лемешева могу назвать десяток имен великих теноров. Это представители оперной профессии. Если говорить про эстраду, то в первую очередь Эдит Пиаф.

- А из тех, кто пел романсы?

Если говорить еще об учителях, то Обухова, Шаляпин, Собинов.

- Вы почему-то умалчиваете про Лялю Черную?

По масштабу это совсем не то. Я не могу поставить в один ряд Обухову и Лялю Черную. Если бы я писал вам доклад по именам, оказавшим на меня влияние (смеется), то непременно указал бы в нем Лялю черную, но очень далеко в списке.

- А Русланову?

Одной из первых, но я не исполнитель народных песен. Она великая, а каждый великий певец имеет мощное воздействие, его музыковедчески не определишь. Артист - не теоретик, артист - практик.

- Что вы взяли для себя у тех, кого назвали?

Нельзя сказать, что я взял что-то у Лемешева, что-то у Руслановой, у Обуховой - то-то, а у Пиаф - вот это. Это синтез, который произошел и наслоился. Каждому артисту дается свой талант, а манера исполнения - это обучение и опыт. Обучение - это и знание имен, которые я называю, и по записям можно многому научиться. Те, о ком я говорил, тоже не на пустом месте появились, у них были свои учителя, свои идеалы, и, если хотите, свои кумиры, которым они подражали.

У вас много наград и премий, в том числе несколько церковных. Какие у вас отношения с церковью? Как вы относитесь к тому, что сегодня церковь, я имею в виду РПЦ, все активнее вторгается в жизнь общества?

Категорически не люблю аббревиатуру РПЦ. Лучше говорить Русская православная церковь. Какие у меня отношения с церковью? Я церковный человек. Политическая сторона жизни церкви меня не занимает, пока это не будет мешать внутрицерковной жизни.

- Я спросил не о политике, а про ее влияние на жизнь общества.

Сложно говорить об этом, потому что говорить надо ответственно, а церковь и церковная жизнь - это во многом тайна. Не в смысле когда что-то скрывается от кого-то, а тайна в том, что нельзя понять церковную жизнь, не участвуя в ней. Доступ к этой тайне открыт всем, церковные двери открыты каждому, но чтобы войти в тайну нужно в ней участвовать. Тогда многое становится понятным, а что-то становится трагичным и сложным. Особенно когда в церковную жизнь вторгаются реалии нашего мира, которые не касаются церковной сути. Церковь и установивший ее Спаситель - не от мира сего. Поэтому когда церковь сталкивается с миром, очень часто происходят драматические и трагические события как в церкви, так и в мире.

Еще могу сказать, то что видит внешний мир по телевидению о жизни церкви не есть настоящая жизнь церкви. Внешний мир, кстати, часто манипулирует, когда показывает одну ее сторону.

- Какую?

Ту, которая выгодна в данный момент. Я наблюдаю жизнь церкви не только в Петербурге, и могу сказать авторитетно: серьезного влияния на политическую жизнь страны церковь не имеет и не будет иметь.

Простите, совершенно не имел в виду политику. Вот вы сказали, что церковь не от мира сего, но как же быть с теми джипами, на которых разъезжают каждый второй священник?

Вы проводили статистические исследования, говоря, что каждый второй?

- Ну, каждый четвертый.

Вот вы уже сказали «каждый четвертый», уже в два раза меньше. А если посмотреть повнимательнее, то окажется, может быть, каждый сотый. Нельзя судить о священниках только по Москве и Петербургу. Если отъехать от столиц на сто километров, то можно увидеть явно противоположные примеры. Есть люди, которые продавали квартиры в городе, строили храмы в глубинке и служат в них.

- Единичные факты.

Я троих знаю. Если хорошо посмотреть, то, поверьте, много таких примеров наберется.

У вас очень специфическая манера выступлений - вы почти не двигаетесь. Концерт идет почти два часа, и быть все это время без движения, наверное, тяжело?

Я не без движения. Мои руки живут почти всегда, а вместе с ними и все остальное. По крайней мере, система кровообращения (смеется). К тому же, когда мне необходимо, я ухожу со сцены, или двигаюсь по ней. А вообще, певческий труд - тяжелый, и недаром по выработке двадцати пяти лет можно выйти на пенсию. Как и военным.

- Вот даже как.

Это экстремальный труд. Если петь по-настоящему, конечно, а не под фонограмму.

- Вы почти три года служили в БДТ. Чем вы в нем занимались?

- (смеется). А чем занимаются в драматических театрах?

- Что вы играли - главные, второстепенные роли?

Главных ролей не играл. Если бы я остался служить на театре, причем в том понимании театра, которое было в БДТ начала девяностых годов, может быть, я и состоялся бы как драматический артист. Но это было бы несопоставимо с тем, что я делаю в пении.

- Кого вы застали в театре?

Кроме Товстоногова, всех великих. Тогда еще были живы и Лебедев, и Стржельчик, и Ковель, и Трофимов, и Толубеев. В этом составе я чувствовал себя ребенком. Что такое двадцать один год! Выходов на сцену у меня было много, и в этом счастье, потому что я был в одном профессиональном поле с великими и гениальными артистами. Я знаю, что такое настоящий театр.

- Какие роли были у вас?

Вы имеете в виду роли со словами?.. Роль со словами была только одна - сына Илла в пьесе «Визит старой дамы». В этом спектакле играли Валентина Павловна Ковель и Олег Басилашвили. В спектакле «Коварство и любовь», например, играя полицейского, я не произносил ни слова, но спектакль ставил Чхеидзе, и это был не простой ввод, я существовал на сцене вместе с другими артистами, наблюдал как рождается спектакль. Да и играли в нем Алиса Бруновна Фрейндлих, Кирилл Юрьевич Лавров, Валерий Михайлович Ивченко, Андрей Толубеев и недавно пришедшая в театр Нина Усатова. Великий состав.

- Не обидно было, что давали роли без слов?

Нет, эти почти три года были счастьем, только потому что нахожусь в этом коллективе. А потом у меня началась какая-то тоска по несостоявшемуся, пришло ощущение страха, что ничего не состоится. Меня уже тогда мощно потянуло к концертной деятельности, уже давал концерты, и чувствовал что происходит на них с публикой и со мной. Выбор был сделан, но не от ума. Я ушел из БДТ фактически на улицу, забрал трудовую книжку и ушел в никуда.

- Никто не остановил?

Не совсем так. На прощание Кирилл Юрьевич сказал: «Олег, двери театра для вас не закрыты». Это было сказано искренне, и очень искренним и сердечным было пожелание удачи. Кстати, искренность, есть отличительная черта русского театра, которая утрачивается сейчас, и утрачивается, в основном, насильно, под давлением со стороны. В БДТ эта искренность и правда служения - были в полной мере. Замечательно, что такой опыт был в моей жизни, хотя никаких актерских достижений там не произошло, и не должно было произойти, как я понимаю сейчас.

- Странно, вы же учились на артиста…

Ну, так и что? Я был бы, вероятно, хорошим средним актером, но ничего выдающегося не было бы. Если бы не случилось чудо, а оно всегда может случиться. У меня есть серьезные достижения в другом жанре. Возможно, я состоялся бы в драматическом искусстве, а, может быть, и нет. Той гарантии, которая у меня была в музыкальном жанре, там совсем не было и не могло быть.

- Вы меня приятно удивили. Оказывается, вы очень живой человек, чего не скажешь по вашим интервью…

На самом деле, я стараюсь всем давать интервью так же, как и вам. Это потом журналисты правят.

Известно, что творческому человеку необходимо творческая среда. Писатели общаются с писателями, киношники и музыканты проводят различные фестивали. С кем вы общаетесь из своих коллег?

В этом смысле я одинокий человек. В какое-то время это одиночество было сознательным выбором. Когда началась вакханалия в середине девяностых, сознательно уходил от нее, искал свою дорожку. Потом создал абсолютно самодостаточный коллектив.

Я постоянно, как на работу, хожу на оперные постановки. Для меня это и любовь, и необходимость. Я там многому учусь. С актерами, режиссерами общаюсь только в профессиональном смысле. У меня есть дорогие для меня имена в песенном жанре, к которым я часто апеллирую, стараюсь смотреть что интересного делают они.

Что касается бытового общения, то в круге моих друзей мало артистов. Есть ученики, которые уже стали взрослыми. Я с радостью смотрю на то, что они делают на сцене, и сейчас наше общение, сохраняя некоторую условность «педагог-ученик», все-таки перерастает в нечто большее. У них уже есть самостоятельное мнение, самостоятельные движения.

- А кого-то назвать можете?

Я редко называю фамилии, но есть дорогие и в творческом и в человеческом плане имена… О той же Елене Камбуровой я всегда буду говорить самые возвышенные слова, и я счастлив, что мы с ней не просто знакомы, а знакомы до такой степени, что, можно сказать, это в общих чертах, но все-таки дружба. По крайней мере, дружеские отношения.

Вы сказали, что ваше одиночество - особенность вашей личной жизни. Можно ли сказать, что это свойство присуще вам, как питерскому человеку? Например, москвичи живут широко…

Не уверен. Безусловно, разница в темпераменте есть, но только в темпераменте. В Москве много наших земляков работает, но далеко не все московские или петербургские артисты родились и выросли в Ленинграде или Москве, если говорить о моем поколении. Обучались, прижились - это другой разговор.

Замкнутость моей жизни надо относить к церковному миропониманию. Я привык так жить, и думаю, что это правильно. Необходимо быть острожным со своей душой. Нужно честно и по-настоящему любить людей, которых Господь дает нам на пути. Нужно быть острожным в растрачивании своей душевной энергии и сил, потому что за все надо будет отвечать. За каждого человека, который встретился тебе на пути.

Я не сторонюсь людей, но и не стремлюсь быть в центре кипучей театрально-художественной жизни. Я ее знаю достаточно. Лет десять-пятнадцать назад я был в ее гуще, и знаю, насколько она выхолащивает, растаскивает, расхватывает, и насколько трудно потом себя собрать.

- И опустошает тоже?

Вы правы, опустошает. Не потому что ты нехороший или твои собеседники, просто так устроена театральная жизнь. Публичность высасывает, она постоянно требует какого-то куража, душевного обнажения. Это не всегда полезно, хотя иногда помогает в работе.

Не я это придумал, и к этому не стремился. Это прозвище…

- Прозвище?

Не кличка же (смеется). Это прозвище, в хорошем смысле, я получил на петербургском радио в 1993 году. Так назвал меня в передаче корреспондент. Я не помню эту передачу, не помню даже имени этого человека, но огромное ему спасибо, что он так сказал. Люди, которые организовывали мои концерты, вцепились в эти слова, и стали помещать на афиши. Я боролся с этим все девяностые годы со всем юношеским пылом. Потом понял, что бороться бесполезно, потому что это было полное совпадение с жанром, в котором я работаю. Есть и совпадение с Серебряным веком. Так рождаются ассоциации с моими сценическими работами и образом, хотя говорить «образ» не очень корректно, ведь на сцене я всегда работаю от себя. То есть образ в данном случае слит со мной абсолютно, по крайней мере психофизически и поведенчески.

- Но каково жить, сознавая себя серебряным голосом страны?

Если увижу эти слова в газете, то не буду сразу думать, что это про меня написано. Но когда меня так представляют, уже не гримасничаю. Представляют, ну и пусть представляют. Бог с ним!


Серебряный голос России, исполнитель русского романса и лирической песни Олег Погудин не участвует ни в «Песнях года», ни в «Песнях о главном».

Он - один из редких примеров того, как практически без помощи телевидения (исключение в его случае составляет программа «Романтика романса», которую он когда-то вел на канале «Культура») можно собирать полные залы: Концертный зал имени Чайковского или Кремля. Конечно, о творчестве артиста можно спорить. И все-таки Погудин - истинный рыцарь романса. Он мог бы легко вписаться в гостиной знатной провинциальной барыни

XIX века или артистический салон начала XX: одухотворенное лицо, опрятный академичный вид.

Это очень красивая литературная история. Это был 1995 или 1996 год. На петербургском радио меня объявили: «А сейчас вы услышите романсы в исполнении серебряного голоса Олега Погудина». Определение было настолько удачным, что после программы у меня телефон буквально разрывался: люди звонили и говорили: как это здорово звучит!

По-моему, немного пресновато...

Мы можем с вами спорить. Если бы мы были в прямом эфире, я мог бы спорить с вами ярко и аргументированно. «Серебряный» в любом языке, по крайней мере средиземноморской культуры, есть определение нескольких критериев: чистоты, звонкости и благородства. Кроме того, «серебряный» эстетически рифмуется с Серебряным веком, эпохой расцвета городского романса. Так что образ рождается сам собой. Устроители концертов сразу же подхватили это определение и стали писать его на афишах моих концертов. Года два я сопротивлялся этому. Потом махнул рукой. Потом сам полюбил это название. Хотя по-прежнему его не предлагаю и никому не навязываю.

По сравнению с золотым тенором Басковым, золотым баритоном Хворостовским вы как будто занимаете заранее более низкую позицию.

Если говорить о лидерстве, действительно золотых голосов столько, что это становится почти пошло. После того как назвали золотым голосом Карузо, а его называли именно по качеству звучания, все остальные голоса, хоть сколько угодно раззолоченные, не смеют претендовать на «золото». А серебряный голос - это не звание. Это, можно сказать, прозвище. Как раньше фамилии давали: человек делал бочки - его звали Бочкарев, в кузнице работал - Кузнецов. У меня, кстати, фамилия тоже «производственная». Погудка - это песня. Гудок - скрипка народная. А Погудин - значит «поющий». Все мужчины в моем роду, а семья крестьянская, большая, все очень хорошо поют.

Олег, вы определенно не состоите в тусовке шоу-бизнеса, не считаетесь своим и в академической среде. С кем вы? Где ваша ниша?

Слово «ниша» не люблю, потому что в ней есть такой оттенок «спрятался», «укрылся». Но спасибо за вопрос, я сам над этим часто размышляю. Думаю так: я - представитель эстрадного жанра, который старается все доводить до академического уровня.

Почему вы выбрали романс?

Есть такое понятие, как призвание. Я не выбирал романс. Простите за нескромность, романс выбрал меня. Это мой родной язык, моя родная стихия. Я не прикладывал никаких усилий, чтобы проникнуть в этот мир. Есть люди, которые в романс заходят. Например, раньше исполнял рок-н-ролл, а потом решил попеть романсы. Или оперная карьера у певца идет на закат, и он переходит на романсы. Это все как раз из разряда той грустной неправды, которая отвращает от жанра людей.

Романс вряд ли можно назвать современным жанром. А у вас нет чувства, что не в свое время родились?

Я, конечно, человек своей эпохи. Но эстетически идеалы мои связаны с XIX столетием. Вплоть до того, что касается манеры одеваться, разговаривать, обставить квартиру - все восходит к XIX веку. Хотя в бытовом плане я с современностью не в конфликте. Меня устраивает наличие компьютеров, мобильных телефонов, автомобилей, определенного уровня комфорта. Только бы техническая, материальная сторона жизни не заслоняла душевную, духовную.

Неужели вы дома по вечерам зажигаете белые свечи, зашториваете бархатные портьеры, ужинаете в бабочке...

Если хочется, зажигаю свечи. Но это редко - только для создания атмосферы. А что касается комфорта, профессия певца предъявляет некоторые требования: в помещении должно быть достаточно тепло, должна быть определенная влажность: не сухо, но и не туман, должны отсутствовать посторонние запахи.

Наверное, собираете дома картины, антиквариат?

Нет, и даже если бы был достаточно состоятельным для этого человеком - жаловаться не буду, пока милостью Божию я обеспечиваю себя достаточно хорошо, хотя я не богатый человек, - все равно не стал бы. Я не очень хотел бы связывать свою судьбу вплотную с судьбами людей, обладавших этими вещами. От картин я до сих пор испытываю невероятный восторг, как будто в первый раз встречаюсь с шедеврами. Но повесить у себя дома картину не смогу.

Вы скромный человек в быту?

Не могу сказать, что скромный. Но достаточно простой. Другое дело, я очень придирчив к качеству: еды, одежды. Мне не важно, модно это или нет, Армани это или Версаче. Мне важно, чтобы это было качественно, удобно и красиво. Хотя, как ни странно, качественное создают именно эти модные фирмы. Вот сейчас я сижу с вами разговариваю и в этом же пиджаке я могу сегодня пойти в театр.

Одна поклонница пожаловалась, что на ваших концертах преобладает возрастная аудитория.

Я процитирую Пушкина: «Любви все возрасты покорны». В отличие от многих, кто это цитирует, я знаю продолжение текста, но в данном случае достаточно и этого. В зале, безусловно, большая часть публики - старшего возраста, то есть им больше тридцати. Но немало и молодых людей, и слушателей с детьми.

А ваши поклонницы совершают по отношению к вам безумные поступки?

Совершают, но я не хочу об этом говорить. Я человек в этом смысле, простите за высокое слово, целомудренный. Когда женщина влюбляется в артиста, она влюбляется не в человека из плоти и крови, а в образ, который складывается из массы вещей, в том числе и артиста, который стоит на сцене. Есть в этом и прекрасные стороны, пока человек адекватен, пока это его возвышает. И беда, когда человек начинает сходить с ума. Но все равно это процесс очень интимный. Я не любитель насмешливых высказываний в адрес поклонниц. Мне жалко человека. Мне хочется помочь. Правда, я уже убедился в том, что определенному контингенту людей помочь невозможно. Такое поклонение - это своего рода сублимация, создание своего мира, к которому я почти не имею отношения. И если я не выполняю правил игры, которую они ведут, я становлюсь врагом. Общение со слушателями вне концерта должно быть крайне регламентировано.

Наверное, умы поклонниц смущает и то, что вы не женаты.

Я никогда этой темы не касаюсь в разговоре с представителями СМИ. Я живу полной жизнью и все в этом смысле. Я человек счастливый. Хотя мироощущение у меня почти трагическое. Но не потому, что мне плохо или чего-то не хватает. А потому, что я до сих пор не разучился жалеть людей. Мне очень горька мимолетность нашего счастья. Поверьте, у меня богатый опыт личной жизни, чтобы говорить, насколько мы не умеем любить, сколько было допущено ошибок, какие прекрасные люди ушли из моей жизни. Не из жизни, слава богу, а из моей жизни. Какие прекрасные могли бы быть отношения, как бы они могли продолжаться, если бы не то-то и то-то. Но я отстаиваю собственное право не говорить о личной жизни, кроме как с близкими людьми.

Если говорить о женщине, для вас идеал - это, наверное, тургеневская героиня?

- (Смеется.) Тургеневская героиня - это действительно идеальный образ. Но было бы полным идиотизмом требовать от женщины, чтобы она одевалась, причесывалась, как в XIX столетии. Все мои отношения происходят с конкретными людьми, которые живут сейчас, в наше время. И, кстати, несовпадения эстетические - они часто отнюдь не мешают очень близким отношениям.

Последний вопрос: «Романтику романса» на «Культуре» будете еще вести?

Меня пригласили на один сезон. Я его провел. Потом пригласили другую ведущую. Но я до сих пор признателен тем людям, с которыми мы работали, и для меня колоссальное счастье, потому что это был живой поток. Я смог высказать на колоссальную аудиторию мысли, которые мне дороги. Потому что, к сожалению, и романс общество потребления пытается привести исключительно к развлекательному знаменателю.