Серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова. Анализ стихотворения Ахматовой «Поэма без героя»

На сцене 3 группы:

  • символисты – в черных костюмах
  • акмеисты – строгая одежда
  • футуристы – рубахи навыпуск, взлохмаченные.

Задник сцены:

  • Плакат “Серебряный век русской поэзии”
  • Увеличенные обложки книг М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Брюсова и др.

Звучит музыка Рахманинова

Ведущий 1.

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья –
Только прочь от своих могил.
По Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Ведущий 2. Серебряный век! Что же это такое? Каковы его границы? О начале серебряного века говорить более или менее легко. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-х (Мережковский и ранний Брюсов). А вторую границу следует отодвинуть к концу двадцатого столетия. Можно связать ее с выстрелом, оборвавшим в 1921 году жизнь Н. Гумилева. Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании этого слова, а период в несколько десятилетий, когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым, необычным творчеством.

Ведущий 1 . Они были очень разные, поэты Серебряного века. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами.

Высвечиваются на сцене группы так, чтобы были видны названия на столах (“символисты”, “ акмеисты”, “футуристы”).

Символист. Я считаю, господа, что поэзия – путь к высшему познанию Мира. И познание это может быть только через символ. Вы читали последнюю работу Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях в русской литературе”?

Акмеист . А я вот что скажу, уважаемые символисты, если уж и говорить о новых течениях, то прежде всего речь надо вести об акмеизме. Ну, зачем вам эти символы, мистика, потусторонний мир, когда вокруг нас столько замечательного, земного. Запредельное нельзя постичь, сколь оригинальны ни были бы ваши попытки.

Символист. А зато сколь музыкальны наши стихи. Вот послушайте строчки К. Бальмонта. Звуки – сама музыка (“Камыши”).

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Разве не прелесть?!

Акмеист. Я ничего не имею лично против К. Бальмонта, но согласитесь – пессимизм сплошной. И вообще мы в объединении “Цех поэтов” отказались от мысли познать непознаваемое. Я согласен с Н. Гумилевым, С. Городецким в том, что простой, вещный, предметный мир значителен сам по себе. И совсем зря нас обвиняет А. Блок в том, что наше творчество “без божества, без вдохновения”. Да вы только послушайте (звучит стихотворение Н. Гумилева “Жираф”).

Футурист . Слушал я вас, господа поэты, слушал и прямо скажу: Устал! Мережковский, Гумилев, Пушкин – там, Лермонтов всех надо забыть, выбросить из головы. Наша поэзия – вот начало всех новых путей. Мы мечтаем о неслыханной невиданной модели искусства. Это обновит дряхлеющий мир. Мы взрываем язык, вносим дисгармонию в стихи! Послушайте одно из последних стихотворений Велимира Хлебникова.

Звучит стихотворение В. Хлебникова “О, рассмейтесь, смехачи!”

Символист. А вы еще говорите о нашей непонятной поэзии. У нас как раз все понятно, а здесь!!! В чем смысл?

Футурист. Так у вас, символистов, сплошная печаль: охи да ахи! А здесь предлагают смеяться. Не понравился наш В. Хлебников, что ж! А вот И. Северянин вас покорит.

Звучит стихотворение “Увертюра” И. Северянин.

Ведущий 1. Да что вы все спорите?! А я вот знаю, что вас всех объединяет. Это стихотворения о любви. А у символистов эта тема была вообще ведущей.

Символист . Неземная божественная любовь. Поиск вечной женственности вот о чем писал, например, А. Блок.

Из зала читают стихотворение А. Блока о любви (на выбор чтеца).

Акмеист. А наша Анна Ахматова пишет о любви земной. Пишет правильно.

Из зала читают стихотворение А. Ахматовой о любви (на выбор чтеца).

Футурист. А наш В. Маяковский вот выдал.

Из зала звучит стихотворение “Военно-морская любовь”

Акмеист. О любви писать легко. По крайней мере, всем разрешается. А наш

О. Мандельштам писал стихи о таком, о чем шептать нельзя было. Наказан, конечно, был. Когда его арестовали, жена и дружившая с семьей А. Ахматова, сразу решили, что это за стихи о Сталине.

Из зала звучит стихотворение О. Мандельштама “Мы живем под собой, не чуя страны”.

Из зала звучит стихотворение М. Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано”

Ведущий 1 . Простите, господа поэты, что-то я не могу вспомнить, чьи сейчас прозвучали стихи? Но это уже явно не О. Мандельштам.

Ведущий 2. Да они и не знают, я думаю.

Акмеист. Почему же это мы не знаем Марину Цветаеву. Она не такая как все. Мы просто не можем ее вовлечь ни в одну нашу группу, но от этого ее стихи не стали хуже. Послушайте.

Из зала звучат стихотворения М. Цветаевой:

“Мне нравится, что вы больны не мной…”

“Вчера еще в глаза глядел”

Ведущий 2. Все сдаюсь. И М. Цветаеву знаете, и стихи ее знаете! Я очень рад! И поэзию серебряного века любите.

Ведущий 1. А вообще, если поговорить о поэзии, то можно вспомнить, что есть в ней необычное явление. Вот, например, акростих. Поэты серебряного века чем только не увлекались! Характерен для них был и акростих. Хотя явление в литературе это не новое. Державин был мастером таких забав. Вот у него (демонстрируется плакат со строчками Державина)

Буду я петь Тебя как и пел
Отче благий! Как звать, не умею
Гусльми души звенеть как звенел,
Альфой начав, омегой немею.
(Г.Ф. Державин)

В XVII веке акростихи писали многие поэты. Но это больше считалось застольно-альбомной забавой. Но в XX веке новое понимание акростиха.

Символистское время – это время предчувствий, активного переосмысления всех форм, понимания поэзии как своего рода шифра. Кажется, велика важность запустить чье-либо имя по краю строки? Но в том-то и дело, что, чем проще прочитать имя по краю, тем сложнее докопаться до смысла самого текста. Николай Гумилев упорно вписывал в вертикаль имя

А.Ахматовой. У Б. Пастернака в двух акростихах имя Марины Цветаевой. Иннокентий, Анненский, Игорь Северянин, Сергей Есенин, Сергей Городецкий и многие другие писали акростихи.

Ведущий 2. Хочется отдельно поговорить и о сонете. Напомню, что сонет это стихотворение из 14 строк, обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди различных видов сонета выделяются два основных – итальянский и английский.

Итальянский состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

Английский сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишья. Среди других вариантов можно отметить французский, отличающийся от итальянского особой рифмовкой в терцетах. Вот как раз он и имеет важное значение для истории русского сонета.

Традиционные стилевые требования к сонету: возвышенная лексика и интонация, точные и редкие рифмы, запрет на переносы и на повторения знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти ограничения обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики.

Венок сонетов представляет собой цепь из 15 сонетов, где 14 стихотворений образуют кольцо, так как последняя строка каждого сонета повторена в первой строке следующего, причем последняя строка четырнадцатого стихотворения повторяет первую строку первого. Пятнадцатый сонет, называемый мадригалом, состоит из первых строк всех четырнадцати остальных, в том порядке в каком они следуют друг за другом. Венок сонетов также родился в Италии, а в современной форме сложился к концу XVII века. На начало XX века приходится “золотой век” русского сонета. В творчестве В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, И.Ф. Анненского, М.А. Волошина, О.Э.Мандельштама, И. Северянина сонет приобрел разнообразие и свободу. Появляются сонеты-акростихи, “безголовый” сонеты (с одним катреном), “хвостатые” (с лишним терцетом), “хромые” (написанные строками неравной длины).

Особенной силы достигает искусство сонета в творчестве И.А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка, отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мысли и прозрачностью интонации.

Из зала звучит сонет И. Бунина “В его стихах - веселая капель”.

Символист. А вот сонет В. Брюсова был написан на глазах у изумленной публики в кафе “Десятая муза” в мае 1918 года.

Из зала звучит стихотворение “Помни о смерти” В. Брюсова.

Акмеист. Ну, положим, с легкой руки В. Брюсова, любителя сонетов, он, сонет, становится достоянием и акмеистов. Н. Гумилев и представители организации “Цех поэтов” предпочитали строгие традиционные формы. Исключение составила разве что своевольная А.Ахматова. Из 16 сонетов два-три соответствовали принятым нормам. Вот сонет

Н. Гумилева, любителя путешествий по дальним необычным странам. Отсюда и экзотические настроения в его стихах, в том числе и сонетах. Познакомьтесь с одним из сонетов Н.Гумилева.

Из зала звучит сонет Н. Гумилева “Нас было пять…Мы были капитаны”.

Футурист . А мы вот все перестраиваем язык. Число правильных сонетов вообще резко изменилось. Распознать классический сонет у футуристов часто было трудно. А вот у

И. Северянина интересно то, что свои сонеты он посвящал деятелям культуры и искусства. Таких сонетов у него было более 100. Некоторые характеристики деятелей замечательно проницательны и объективны.

Из зала звучит сонет И. Северянина (на выбор чтеца).

Ведущий 1. Давайте не будем спорить больше. Вспомните, сколько песен звучит, написанных на стихи поэтов серебряного века. Просто посидим и послушаем, а потом распрощаемся.

Под гитару исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мною”.

Глава третья

И под аркой на Галерной...
А. Ахматова

В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем.
О. Мандельштам

То был последний год...
М. Лозинский

Петербург 1913 года. Лирическое отступление: последнее воспоминание о Царском Селе. Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет:

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Втеер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...
И всегда в темноте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул,
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный -
Настоящий Двадцатый Век.

А теперь бы домой скорее
Камероновой Галереей
В ледяной таинственный сад,
Где безмолвствуют водопады,
Где все девять мне будут рады,
Как бывал ты когда-то рад.
Там за островом, там за садом
Разве мы не встретимся взглядом
Наших прежних ясных очей,
Разве ты мне не скажешь снова
Победившее смерть слово
И разгадку жизни моей?

Глава четвертая и последняя

Любовь прошла и стали ясны
И близки смертные черты.
Вс. К.

Угол Марсова поля. Дом, построенный в начале XIX века братьями Адамини. В него будет прямое попадание авиабомбы в 1942 году. Горит высокий костер. Слышны удары колокольного звона от Спаса на Крови. На поле за метелью призрак дворцового бала. В промежутке между этими звуками говорит сама Тишина:

Кто застыл у померкших окон,
На чьем сердце «палевый локон»,
У кого пред глазами тьма? -
«Помогите, еще не поздно!
Никогда ты такой морозной
И чужою, ночь , не была!»
Ветер, полный балтийской соли,
Бал метелей на Марсовом поле
И невидимых звон копыт...
И безмерная в том тревога,
Кому жить осталось немного,
Кто лишь смерти просит у бога
И кто будет навек забыт.
Он за полночь под окнами бродит,
На него беспощадно наводит
Тусклый луч угловой фонарь, -
И дождался он. Стройная маска
На обратном «Пути из Дамаска»
Возвратилась домой... не одна!
Кто-то с ней «б е з л и ц а и н а з в а н ь я»...
Недвусмысленное расставанье
Сквозь косое пламя костра
Он увидел - рухнули зданья.
И в ответ обрывок рыданья:
«Ты - Голубка, солнце, сестра! -
Я оставлю тебя живою,
Но ты будешь м о е й вдовою,
А теперь...
Прощаться пора!»

На площадке пахнет духами,
И драгунский корнет со стихами
И с бессмысленной смертью в груди
Позвонит, если смелости хватит...
Он мгновенье последнее тратит,
Чтобы славить тебя.
Гляди:
Не в проклятых Мазурских болотах,
Не на синих Карпатских высотах...
Он - на твой порог!
Поперек.
Да простит тебя Бог!

(Сколько гибелей шло к поэту,
Глупый мальчик: он выбрал эту, -
Первых он не стерпел обид,
Он не знал, на каком пороге
Он стоит и какой дороги
Перед ним откроется вид...)

Это я - твоя старая совесть
Разыскала сожженную повесть
И на край подоконника
В доме покойника
Положила -
и на цыпочках ушла...

Послесловие

Все в порядке: лежит поэма
И, как свойственно ей, молчит.
Ну, а вдруг как вырвется тема,
Кулаком в окно застучит, -
И откликнется издалека
На призыв этот страшный звук -
Клокотание, стон и клекот
И виденье скрещенных рук?..


Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А.А.Блок


Серебряный век () ? Оцуп Н.А. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением «золотого века» Русский культурный Ренессанс Бердяев Н.А.






Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.



Символизм (Д.Мережковский) Символ- основная эстетическая категория Тематика произведений: отрицание действительности(мир- зверинец, тюрьма, келья); жизнь- сон, игра теней; самообожествление; метание человека от мрака к свету (мотив качелей); одиночество; Вечная Женственность, Душа мира




Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов




Футуризм (будущее) Манифест « Пощечина общественному вкусу »: « Мы отрицаем правописание »; « Мы расшатали синтаксис »; « Нами уничтожены знаки препинания » « Мы новые люди новой жизни » Сборники: «Рыкающий Парнас», «Дохлая Луна», «Доители изнуренных жаб» Группы: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Будетляне»






Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф Н. Гумилев Cравнительная таблица модернистских течений рубежа веков Критерии для сопоставления СимволизмАкмеизмФутуризм 1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваемМир надо переделать 2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое 3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен- ность слова Свобода в обраще- нии со словом 4.Особенности формы Намеки, иносказа- ния Конкретная образность Обилие неологиз- мов, искажений слов 5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек- тура, скульптура Живопись

Слово, определение, эпитет серебряный витало в воздухе, появлялось в разных местах.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Так А.А. Ахматова в «Поэме без героя» ретроспективно определила время своей молодости. Раньше о Серебряном веке говорили философ и критик Р.И. Иванов-Разумник (1925), поэт и мемуарист В.А. Пяст (1929), поэт и критик Н.О. Оцуп (1933). «На Парнасе Серебряного века» - назовёт позднее свои воспоминания художник С.К. Маковский (1964). Сегодня определение можно встретить на обложках многих сборников стихов, статей, воспоминаний: «Русская поэзия Серебряного века», «Сонет Серебряного века», «Воспоминания о Серебряном веке»…
Имя века придумали древние греки, разделившие существование человечества на четыре периода: золотой, серебряный, медный и железный. Серебряный век у Гесиода и Овидия противопоставлялся счастливому и беззаботному золотому веку как эпоха деградации, упадка, хотя дальше шли века ещё более жестокие. Поэтическая мифология греков стала у римлян историей: серебряным назвали I в. н.э., когда творили сатирик Ювенал, автор романа «Сатирикон» Петроний, историк Тацит.
Серебряный век в современном понимании - это приблизительно три десятилетия на рубеже веков, время с начала 1890-х по начало 1920-х годов. (Иногда эти границы сужают или расширяют с двух сторон ещё на десятилетие.) Таким образом, между “золотым веком”, оставшимся на прежнем месте, и новым Серебряным возникло зияние, эпоха без названия от Гоголя до Чехова, время великой русской прозы.
Открыватели новой эпохи первоначально пустили в неё не всех.Серебряный век понимался преимущественно как эпоха русского модернизма, время символизма и акмеизма, Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама. Но постепенно этот круг расширился, в него включили практически всех работавших в эту эпоху писателей. Из мировоззренческой, эстетической характеристики Серебряный век превратился в обозначение хронологического отрезка, противоречивой культурной эпохи, включающей также И.Бунина, М.Горького, Л.Андреева - писателей разных направлений, часто полемизирующих между собой, объединённых, тем не менее, духом времени, тяготением к поставленным новой эпохой “проклятым вопросам”.
“Социальные, гражданские темы, стоящие в центре внимания предыдущих поколений, решительно отодвигаются в сторону экзистенциальными темами - Жизни, Смерти, Бога; серьёзно обсуждать вопросы социальной несправедливости «в мире, где существует смерть», писали акмеисты, - это ломиться в открытую дверь” (Гаспаров М.Л. Поэтика “серебряного века”, 1993).
В таком расширенном понимании Серебряный век включает и русскую религиозную философию (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Лев Шестов), и модернистские течения в живописи (объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»), и музыку (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов), и театральные искания (постановки В.Э. Мейерхольда, оформительская деятельность Л.С. Бакста и А.Н. Бенуа).
Серебряный век оказывается не направлением, а исторической полосой, степью, через которую вынуждены были пройти все: согласные и несогласные с установившейся в ней погодой, оказавшиеся позднее в разных местах и поэтому по-разному оценивающие пройденный путь.По мнению философа Ф.А. Степуна “в десятилетие от года 1905 до года 1915 Россия переживала весьма знаменательный культурный подъём”. “За несколько лет этой дружной работы облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства символистов сознание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось как вглубь, так и вширь.На выставках «Мира искусства» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живопись. Крепли музыкальные дарования - Скрябина, Метнера, Рахманинова.От достижения к достижению, пролагая всё новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театр”.

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком
стыл"
На сцене 3 группы:
символисты – в черных костюмах
акмеисты – строгая одежда


 футуристы – рубахи навыпуск, взлохмаченные.
Задник сцены:
 Плакат “Серебряный век русской поэзии”

Увеличенные обложки книг М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Брюсова и др.
Звучит музыка Рахманинова
Ведущий 1.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья –
Только прочь от своих могил.
По Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Ведущий 2. Серебряный век! Что же это такое? Каковы его границы? О начале серебряного века говорить более
или менее легко. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890­х (Мережковский и ранний
Брюсов). А вторую границу следует отодвинуть к концу двадцатого столетия. Можно связать ее с выстрелом,
оборвавшим в 1921 году жизнь Н. Гумилева. Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании
этого слова, а период в несколько десятилетий, когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым,
необычным творчеством.
Ведущий 1. Они были очень разные, поэты Серебряного века. Они жили сложной внутренней жизнью,
трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами.
Высвечиваются на сцене группы так, чтобы были видны названия на столах (“символисты”, “ акмеисты”,
“футуристы”).
Символист. Я считаю, господа, что поэзия – путь к высшему познанию Мира. И познание это может быть только
через символ. Вы читали последнюю работу Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях в русской
литературе”?
Акмеист. А я вот что скажу, уважаемые символисты, если уж и говорить о новых течениях, то прежде всего речь
надо вести об акмеизме. Ну, зачем вам эти символы, мистика, потусторонний мир, когда вокруг нас столько
замечательного, земного. Запредельное нельзя постичь, сколь оригинальны ни были бы ваши попытки.
Символист. А зато сколь музыкальны наши стихи. Вот послушайте строчки К. Бальмонта. Звуки – сама музыка
(“Камыши”).
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Разве не прелесть?!

Акмеист. Я ничего не имею лично против К. Бальмонта, но согласитесь – пессимизм сплошной. И вообще мы в
объединении “Цех поэтов” отказались от мысли познать непознаваемое. Я согласен с Н. Гумилевым, С.
Городецким в том, что простой, вещный, предметный мир значителен сам по себе. И совсем зря нас обвиняет А.
Блок в том, что наше творчество “без божества, без вдохновения”. Да вы только послушайте (звучит
стихотворение Н. Гумилева “Жираф”).
Футурист. Слушал я вас, господа поэты, слушал и прямо скажу: Устал! Мережковский, Гумилев, Пушкин – там,
Лермонтов всех надо забыть, выбросить из головы. Наша поэзия – вот начало всех новых путей. Мы мечтаем о
неслыханной невиданной модели искусства. Это обновит дряхлеющий мир. Мы взрываем язык, вносим
дисгармонию в стихи! Послушайте одно из последних стихотворений Велимира Хлебникова.
Звучит стихотворение В. Хлебникова “О, рассмейтесь, смехачи!”
Символист. А вы еще говорите о нашей непонятной поэзии. У нас как раз все понятно, а здесь!!! В чем смысл?
Футурист. Так у вас, символистов, сплошная печаль: охи да ахи! А здесь предлагают смеяться. Не понравился
наш В. Хлебников, что ж! А вот И. Северянин вас покорит.
Звучит стихотворение “Увертюра” И. Северянин.
Ведущий 1. Да что вы все спорите?! А я вот знаю, что вас всех объединяет. Это стихотворения о любви. А у
символистов эта тема была вообще ведущей.
Символист. Неземная божественная любовь. Поиск вечной женственности вот о чем писал, например, А. Блок.
Из зала читают стихотворение А. Блока о любви (на выбор чтеца).
Акмеист. А наша Анна Ахматова пишет о любви земной. Пишет правильно.
Из зала читают стихотворение А. Ахматовой о любви (на выбор чтеца).
Футурист. А наш В. Маяковский вот выдал.
Из зала звучит стихотворение “Военно­морская любовь”
Акмеист. О любви писать легко. По крайней мере, всем разрешается. А наш
О. Мандельштам писал стихи о таком, о чем шептать нельзя было. Наказан, конечно, был. Когда его арестовали,
жена и дружившая с семьей А. Ахматова, сразу решили, что это за стихи о Сталине.
Из зала звучит стихотворение О. Мандельштама “Мы живем под собой, не чуя страны”.
Из зала звучит стихотворение М. Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано”
(1913 г).
Ведущий 1. Простите, господа поэты, что­то я не могу вспомнить, чьи сейчас прозвучали стихи? Но это уже явно
не О. Мандельштам.
Ведущий 2. Да они и не знают, я думаю.
Акмеист. Почему же это мы не знаем Марину Цветаеву. Она не такая как все. Мы просто не можем ее вовлечь ни
в одну нашу группу, но от этого ее стихи не стали хуже. Послушайте.
Из зала звучат стихотворения М. Цветаевой:
“Мне нравится, что вы больны не мной…”
“Маме”
“Вчера еще в глаза глядел”
Ведущий 2. Все сдаюсь. И М. Цветаеву знаете, и стихи ее знаете! Я очень рад! И поэзию серебряного века
любите.
Ведущий 1. А вообще, если поговорить о поэзии, то можно вспомнить, что есть в ней необычное явление. Вот,
например, акростих. Поэты серебряного века чем только не увлекались! Характерен для них был и акростих.
Хотя явление в литературе это не новое. Державин был мастером таких забав. Вот у него (демонстрируется
плакат со строчками Державина)

Буду я петь Тебя как и пел
Отче благий! Как звать, не умею
Гусльми души звенеть как звенел,
Альфой начав, омегой немею.
(Г.Ф. Державин)
В XVII веке акростихи писали многие поэты. Но это больше считалось застольно­альбомной забавой. Но в XX
веке новое понимание акростиха.
Символистское время – это время предчувствий, активного переосмысления всех форм, понимания поэзии как
своего рода шифра. Кажется, велика важность запустить чье­либо имя по краю строки? Но в том­то и дело, что,
чем проще прочитать имя по краю, тем сложнее докопаться до смысла самого текста. Николай Гумилев упорно
вписывал в вертикаль имя
А.Ахматовой. У Б. Пастернака в двух акростихах имя Марины Цветаевой. Иннокентий, Анненский, Игорь
Северянин, Сергей Есенин, Сергей Городецкий и многие другие писали акростихи.
Ведущий 2. Хочется отдельно поговорить и о сонете. Напомню, что сонет это стихотворение из 14 строк,
обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди различных видов
сонета выделяются два основных – итальянский и английский.
Итальянский состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).
Английский сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишья. Среди других вариантов можно
отметить французский, отличающийся от итальянского особой рифмовкой в терцетах. Вот как раз он и имеет
важное значение для истории русского сонета.
Традиционные стилевые требования к сонету: возвышенная лексика и интонация, точные и редкие рифмы,
запрет на переносы и на повторения знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти ограничения
обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики.
Венок сонетов представляет собой цепь из 15 сонетов, где 14 стихотворений образуют кольцо, так как
последняя строка каждого сонета повторена в первой строке следующего, причем последняя строка
четырнадцатого стихотворения повторяет первую строку первого. Пятнадцатый сонет, называемый мадригалом,
состоит из первых строк всех четырнадцати остальных, в том порядке в каком они следуют друг за другом.
Венок сонетов также родился в Италии, а в современной форме сложился к концу XVII века. На начало XX века
приходится “золотой век” русского сонета. В творчестве В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, И.Ф. Анненского, М.А.
Волошина, О.Э.Мандельштама, И. Северянина сонет приобрел разнообразие и свободу. Появляются сонеты­
акростихи, “безголовый” сонеты (с одним катреном), “хвостатые” (с лишним терцетом), “хромые” (написанные
строками неравной длины).
Особенной силы достигает искусство сонета в творчестве И.А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка,
отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мысли и прозрачностью интонации.
Из зала звучит сонет И. Бунина “В его стихах ­ веселая капель”.
Символист. А вот сонет В. Брюсова был написан на глазах у изумленной публики в кафе “Десятая муза” в мае
1918 года.
Из зала звучит стихотворение “Помни о смерти” В. Брюсова.
Акмеист. Ну, положим, с легкой руки В. Брюсова, любителя сонетов, он, сонет, становится достоянием и
акмеистов. Н. Гумилев и представители организации “Цех поэтов” предпочитали строгие традиционные формы.
Исключение составила разве что своевольная А.Ахматова. Из 16 сонетов два­три соответствовали принятым
нормам. Вот сонет
Н. Гумилева, любителя путешествий по дальним необычным странам. Отсюда и экзотические настроения в его
стихах, в том числе и сонетах. Познакомьтесь с одним из сонетов Н.Гумилева.
Из зала звучит сонет Н. Гумилева “Нас было пять…Мы были капитаны”.
Футурист. А мы вот все перестраиваем язык. Число правильных сонетов вообще резко изменилось. Распознать
классический сонет у футуристов часто было трудно. А вот у
И. Северянина интересно то, что свои сонеты он посвящал деятелям культуры и искусства. Таких сонетов у него
было более 100. Некоторые характеристики деятелей замечательно проницательны и объективны.