Герои и темы народного эпоса. Вопрос Общие черты и сходство героических эпосов народов мира? Эпические герои: образы и характеристики Герои и темы народного эпоса сообщение


Илья́ Муромец, или Илья́ Муровец (полное былинное имя Илья Муромец сын Ивана) один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя- воина, народного заступника.. По данным украинских историков и первым исследованиям, что были проведены в КПЛ, в 17-м веке, его малой родиной было древнее селение Моровийск (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины) на Черниговщине, недалеко от древней «духовой дороги», что ведет с Чернигова в Киев.




Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево- Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.


Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии.После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.


Географические объекты Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. Организации Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец» Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог Илья Муромец» Техника Илья Муромец фрегат Российского императорского флота В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.




Живопись Илья Муромец персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» картина В.П.Верещагина, Илья Муромец картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» картины Константина Васильева.




  • Кириллина Августина Дмитриевна, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы №1 с гимназическими и лицейскими классами

  • Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100…»

Тема: Герои эпоса (русская былина «Добрыня и Змей» ,

якутское олонхо «Нюргун Боотур «Стремительный» (3 песня),

древнегреческая поэма «Одиссея» (песнь 8 «Одиссей у циклопов),

карело-финская поэма «Калевала» (43 руна).

Цели урока : дидактическая – на основе сравнительного анализа героев

эпоса раскрыть нравственный облик идеала человека раз-

ных народов в древности.

развивающая в ходе исследовательской работы сделать

вывод о единстве содержания и формы жанра героического

эпоса; обогащать эмоциональную сферу учащихся разно-

образием чувств – нравственных, интеллектуальных,

эстетических.

воспитательная – показать общечеловеческое значение

древних творений, современное звучание героического

эпоса, ставящего проблемы гуманизма, актуальные в наши

дни.
Тип урока – обобщение знаний.

Основной метод- исследовательский

Оборудование урока:

первоисточники, критическая литература, «Современный толковый словарь русского языка», иллюстрации

к произведениям, карточки для сводной таблицы,

маршрутные листы групп, сочинения учащихся «Любимый

герой эпоса», элементы национальных костюмов для каждой группы

учащихся.

Это урок - прощание с полюбившимися произведениями героического эпоса разных народов, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Идея проведения данного урока возникла из того, что взаимосвязанное изучение произведения позволяет увидеть преемственность гуманистических традиций литератур разных народов. Урок явился результатом большой предварительной работы: учащиеся составляли к каждому произведению «Исторический словарик», учили наизусть отрывки из произведений, выполняли иллюстрации к ним, готовили защиту проекта «Исторический опыт народа» по группам.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:


  • Добры молодцы и красны девицы (обращение к 1 группе)

  • Племя людское Среднего мира! (обращение ко 2 группе)

  • Славный народ Эллады! (обращение к 3 группе)

  • Жители Калевы1 (обращение к 4 группе).

  • Поведем беседу складную о героях « преданий старины глубокой».
Дайте определение этим литературным произведениям.

Д: Они относятся к жанру героического эпоса, потому что это героические песни о подвигах богатырей. Их исполняли сказитель, олонхосут, аэд, песнопевец.

У: - Исполнители героических песен с большой любовью воспевали народных героев.

1-й ученик Сказитель:

У Добрынюшки брови черные, соболиные,

Глаза зоркие, соколиные.

С лица бел да румян,

А силой ему равных нет!
2-й ученик Олонхосут:

Нюргун Боотур Стремительный

Был красивейшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Не было равных ему богатырей!

3-й ученик Аэд:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже,

Который, странствуя долго, заботился

О жизни спутников милых.

Скажи мне об Одиссее, благосклонная Муза!

4-й ученик Песнопевец:

Старый, верный Вяйнямейнен,

Вековечный прорицатель,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой.

У: - Народ любил своих героев, наделил не только прекрасной внешностью, красивы были их

их поступки.

На уроке предстоит решить такую художественно-исследовательскую задачу :

«Каков идеал героя разных народов в древности?»

Найдите в «Современном толковом словаре русского языка» объяснение значения

слова «идеал».

Д : - « (от греч. Idea – стремление, идея.) Высшая степень совершенства, предел стрем-

У: Алгоритм работы по решению художественно – исследовательской задачи урока:

I этап– «Погружение в эпоху древности» пройдет в форме защиты групп своего исследования «Исторический опыт народа».

II этап – «Образ героя эпоса» (сравнительное сопоставление).

III этап Вывод-ответ на проблемный вопрос.

Итак, как говорили древние греки: «Пусть же попутные ветры несут нас к намеченной цели!»
II. Защита проектно-исследовательской деятельности творческих групп по теме «Исторический опыт народа».

У: Эпос каждого народа своеобразен. Появление героя эпоса связано с историей народа.

Каждая группа провела исследование, пользуясь историческим методом, по первоисточникам и критической литературе по направлениям:


  • Верования

  • Обычаи

  • Быт
(Материалы отчета групп приводятся вкратце.)

I группа:

В былине содержится доказательство о принятии на Руси христианства («Схватил он колпак земли греческой», т.е. головной убор христиан в Византии). Бог вселяет веру в народ, вдохновляет Добрыню Никитича на победу.

Правил Русью князь Владимир, которого народ величал «Красно-Солнышко». Именно его племянницу спас богатырь от Змея. На русскую землю совершали набеги кочевые племена и брали в полон людей русских.

II группа:

Древние якуты имели свое представление о мироустройстве. Они делили мир на Верхний, где правили небожители; свою землю называли Средним миром, а Нижний мир считали убежищем абаасы..

Похищение женщин считалось большим оскорблением, ведь женщина олицетворяла тепло

семейного очага (« В ужасе завопил Нюргун Боотур: « Беда мне!»)

Более развито было скотоводство. В почете крепкий и сильный конь, как у Нюргуна Боотура

(«Мчался конь падучей звездой.») А о занятиях охотой и рыболовством в олонхо не упоминается.

Жизнь племени людского была очень трудная из-за суровых природных условий и стычек с

тунгусскими племенами.

III группа:

Древние греки считали, что миром правят боги, живущие на горе Олимп (« … так было,

конечно, угодно Могучему Зевсу»). В тексте упоминаются:


  • Посейдон – бог моря;

  • Эос – богиня зари;

  • Афина Паллада – богиня мудрости (она покровительствует Одиссею).
Древние греки очень почитали своих богов, совершали обряд жертвоприношения.

(« Яркий огонь разложив, совершили мы жертву»).

Священным в Древней Греции был закон гостеприимства («Вперед беззащитных гостей ты

не губи и не ешь.»)

Эллины занимались скотоводством (« … пас он баранов и коз») , виноделием («чашу вина

золотого ему предлагая…»), были мореходами (« К берегу близкому скоро пристав с кораблем …»).

Поэма повествует о возвращении Одиссея с Троянской войны.

IV группа:

Потомки Калевы очень любили свою Родину, северную природу:

«… росла сосна в лесочке,

Ёлка там была на горке,

Серебро - в ветвях сосновых,

Золото – в ветвях у елки.»

Они противопоставляли ее Похъеле - холодному царству льда, снега и мрака.

«Там застыл морозный воздух,

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных бродят.»

Своим верховным богом считали Укко. Верили, что у каждого предмета есть свой дух.

Медведь служил татемом. Люди называют его ласково: «Отсо, яблочко лесное».

Лес для народа – не просто лес: в нем заключено их будущее. Ведь лес – это земля для посева

В поэме очень подробно описаны процессы труда. Особое место отведено рассказу как

получили железо.

Древние карелы занимались скотоводством, земледелием, охотились на дичь.

У: Исторический опыт народа составляет национальную специфику героического эпоса.

Это значит, что у каждого народа были свои боги, обычаи, враги.

Вывод:

Древний человек нуждался в защите от природных явлений и врагов. Он мечтал о

счастливой жизни и свою мечту воплотил в образе героя эпоса.
III.Исследовательская работа по сопоставлению образов героев.

У: Сопоставление образов героев проведем по горизонтали , т.е. исходя из содержания произведений,

по таким сквозным направлениям: Родина –Герой --- Народ

Враги--- Герой --- Подвиг

и по вертикали , т.е. по форме произведений (форма есть выражение содержания).


  1. Направление «Родина – Герой – Народ»
У: Что является содержанием героического эпоса?

Д: Борьба героя и силами Зла составляет содержание этих произведений.

У: Что олицетворяют враги?

Д (1 группа): Змей олицетворяет внешних врагов. Используются эпитеты «Змея проклятая»,

«Змеище - Горынище».

Д (2 группа): « Абаасы – все враждебное человеку, все противное его интересам»

(по «Якутскому словарю» Пекарского). В олонхо он назван: « кровожадный вор»,

« разбойник о трех тенях». Он был чудовищем:

«Там, где быть должна его голова

Ржавый расплющенный шлем,

Схожий с гнездом орла.

Да мелькнула трижды черная пасть.

Да блеснули зеленой синевой

Кривые клыки его».
Д (3 группа): Циклоп олицетворяет грубую физическую силу. Это огромный одноглазый великан, «казался лесистой, дикой вершиной горы». Циклоп сравнивается с «бешеным зверем»,

Д (4 группа): Старуха Лоухи, Похъелы хозяйка, коварна, лжива. Она обманом завладела

сокровищем народа – чудесной самомолкой Сампо, обрекая людей на голодную жизнь:

«Изведу народ твой мором

И весь род твой уничтожу».

Лоухи - символ мрака, бедности, несчастий.

Вывод : Люди преодолевали препятствия на жизненном пути. Представляли их в виде

сильных чудовищ, которых мог победить только более сильный герой.


  1. Направление «Герой – Враги – Подвиг»
У: Перед вами блок-схема композиции произведений героического эпоса:

1. 2. 3. 4.




Условные обозначения:

Герой, представитель народа.

У: «Расшифруйте» эту блок-схему.

Д: 1 схема : И былина, и олонхо, и поэма, и руна начинаются с повествования о вероломном

поступке врагов.

2 схема: Герой встает на защиту своего народа. Противники сходятся в поединке.

3 схема: Герой одерживает победу над врагом.

4 схема: Торжествует Добро.

У: - Что является кульминацией?

Д: Поединок героя с врагом – это кульминация произведений.

У: Выразительно прочитайте эпизод «Поединок».

Как показана сила противников?

Д (1 группа): Бой Добрыни Никитича со Змеем в былине описан кратко:

« Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ю проклятую,-

Та Змея, она кровью пошла».

Для показа силы противников используется гипербола.

Д (2 группа ): В олонхо бой Нюргуна Ботура с Абаасы показан подробно:

« Тридцать дней и ночей подряд

колотили друг друга они».

Кроме гиперболы есть элементы фантастики:

«Прекрасное Нюргуна лицо,

Исказилось от гнева оно.

Кверху скосился левый глаз,

Книзу скосился правый глаз.

Искры потрескивали в волосах,

Вспыхивал синий огонь…»

Все это составляет национальное содержание олонхо.

Д (3 группа ): Одиссей победил Циклопа силой ума. Не оставляют героя и боги, восхищенные

его мужеством, выдержкой и хитростью. Одиссей оставил чудовище в дураках три раза».

Д (4 группа): В руне бой краткий, так же применяется гипербола:

«Старый, верный Вяйнямейнен

Тащит руль из глуби моря,

Им чудовище ударил,

Отрубил орлице когти.

С крыльев сотня повалилась, с тела тысяча упала.»
Вывод: Фантастика и гипербола - это средства выражения героического .

У: Какова проблематика произведений?

Д (1 группа ): Русский богатырь сражался за Забаву Путятичну, за русский народ.

Он наказал Змея за вероломство и обман. Добрыня Никитич ставил

превыще всего свой воинский долг. В этом он похож на Оловянного Солдатика

из сказки Андерсена.

Д (2 группа): Нюргун Боотыр вступил в бой, спасая свою похищенную сестру-красавицу

Айталын- Куо, за свое племя. Иначе и быть не могло,ведь богатырь был

спущен с Верхнего мира для защиты людей.

Д (3 группа): Одиссей наказал Циклопа за святотатство, за нарушение закона гостеприимства.

Он вступил в схатку с врагом за своих товарищей,а значит, за свой народ.

Д (4 группа): Вяйнямейнен поставил своей целью вернуть чудо-мельницу Сампо,

он был верен своему народу.

Вывод: В поступках героев раскрывается их внутренняя красота. Подвиги совершены во имя

народа, по велению души.


  1. Художественная идея – общность героического эпоса разных народов.
У : Через поступки героев раскрывается художественная идея произведений.

Прочитайте наизусть заключительные слова героев.

Д (1 группа): « Не летать тебе да на святую Русь,

Не копить полонов да русских!»

Д (2 группа): «Я забить, завалить хочу

Дорогу в подземный мир.

Чтоб не вырывались оттуда к нам

Погибель, смерть и беда!»

Д (3 группа): «Если. Циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,

Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:

Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта

Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой».

Д (4 группа): «Ой ты, Укко, бог верховный,

Будь для чад своих подмогой.

Выстрой каменную крепость

С двух сторон родного края,

Чтоб злодей не смог бы тронуть,

Враг плодов не смог похитить

Никогда, пока на небе

Золотой блистает месяц!»

Вывод: Идейное содержание произведений героического эпоса заключается в победе сил Добра над Злом. Каждый народ мечтал о счастье. Носителем идеи счастья и был герой.

В этом проявляется общность героического эпоса разных народов.


  1. Единство содержания и формы жанра героического эпоса.
У: Перед вами плод наших раздумий и поиска – сводная таблица

«Единство содержания и формы произведений героического эпоса»:


Жанр

героического

эпоса.


Былина

«Добрыня и Змей»


Олонхо

« Нюргун Боотур Стремитель-ный»

(3 песня)


Древнегречес-кая

поэма «Одиссея»

(песнь 8

«Одиссей у

циклопов»)


Карело-финская

поэма Калевала»

(43 руна).


Носители Добра

Добрыня Никитич

Нюргун Боотур Стремительный

Одиссей

Вяйнямейнен

Силы Зла

Змей

Абаасы

Циклоп

Старуха Лоухи

Содержание

Б о р ь б а г е р о я с в р а г о м

Проблематика

За Забаву Путятичну,

свободную Русь.


За Айталыын-Куо,

племя людское.


За товарищей,

свой народ.


За Сампо,

счастливую жизнь


Художественная идея.

П о б е д а Д о б р а н а д З л о м.

Вывод: В жанре героического эпоса содержание и форма помогают раскрыть образ героя.

IV. Работа в группах. Заполнение маршрутных листов.

V. Вывод –решение художественно – исследовательской задачи.

1. Отчет руководителей групп.

Руководитель 1 группы: Русский народ считал своим идеалом воина-защитника:

смелого, готового защитить свой народ, отдать жизнь за Родину. Смысл его жизни – защита Отчизны.

Руководитель 2 группы: Древние якуты выбрали своим идеалом воина недюжинной силы, беспощадного к врагам, уважительно относящегося к женщине.

Руководитель 3 группы : Древние греки воспели ум Человека, который может сразиться даже с потомками богов.(Циклоп был сыном Посейдона - бога морей).

Руководитель 4 группы : В «Калевале« показан идеал Человека, который трудолюбив, мудр. Он, прежде всего,Учитель, готовый повести народ за собой.

У: Вы выделили основные черты идеала Человека разных народов. В этом национальная специфика произведений героического зпоса.

2. Ответ на проблемный вопрос.

У: А что составляет общность в понимании идеала Человека разными народами?

Д : Все народы ценят такие черты, как мужество, силу духа, любовь к своему народу.

Вывод: Получился обобщенный образ идеала Человека разных народов в древности.

Это носитель Добра. У него высокое предназначение – очистить родную

землю от зла, и тогда наступит счастливая жизнь.

VI. Итог урока.

У: Прошли века, но до сих пор человечество восхищается подвигами

героев, древними творениями.

А для чего нам, современным людям, нужно знать эти произведения?

Д: Нужно брать с героев пример, учиться у них любить Родину. В наше время у людей тоже есть враги. Самый страшный из них - терроризм. Террористы – это чудовища в человечьем обличии. Нужно защитить мир от них.

У: Произведения героического эпоса – это сокровищница человечества, кладезь мудрости народной, живительный источник, припадая к которому, мы черпаем все чистое и святое. Уже много веков люди с интересом читают эти предания, а так бережно сохраняют только очень дорогое для всего народа.Error: Reference source not foundError: Reference source not found

План-конспект по мировой художественной культуре

в 9 классе

«Темы и герои народного эпоса»

Форма проведения: эвристическая беседа.

Цель урока: Познакомить с темами и героями народного эпоса, его элементами, характерными особенностями.

Задачи:

основные темы и героев народного эпоса

примеры известных произведений народного эпоса.

Уметь:

Соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением;

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных народов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, учебник Г.И.Даниловой - для детей.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

    Актуализация знаний

    Определение цели и задач урока.

    Сообщение новых знаний при помощи презентации.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Чтение детьми темы, слайд 2).

Сегодня на уроке, мы продолжим разговор об одной из древнейших художественных ценностей каждого народа - о героическом эпосе. Точнее о темах и героях народного эпоса.

Учитель: Прежде чем начать разговор, давайте вспомним, что такое героический эпос и его разновидности (Ответы учащихся, «эпос» - это род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание. Разновидности героического эпоса: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.)

Учитель: Совершенно верно. Назовите отличительные черты эпоса?

(1.Эпическое повествование ведется от лица повествователя, свидетеля и истолкователя происшедшего

2. Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени

3. Сказочно-фантастическое в эпосе не отделено от реального

4. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах)

Учитель: Молодцы. Вы хорошо усвоили предыдущий материал и давайте приступим к изучению нового.

Для начала определим цели и задачи нашего урока (слайд 3)

Учитель: Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разное время и разной исторической обстановке, он имел много общего. Прежде всего, темы и сюжеты, а также характеристика главных героев.

Любой эпос начинается с истории о сотворении мира (Слайд 4)

Он включает в себя историю создания богами гармонии мира из бездны хаоса.

Например, в древнеисландском эпосе «Сташая Эдда»(X в.) (слайд 5) представлена следующая картина мироустройства:

Верховный бог Один (слайд 6) пытается узнать у провидицы вёльвы историю начала жизни и будущее. Она рассказывает ему о временах, когда еще не проросло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (слайд 7) , пронизывающий все 9 миров Вселенной. Его ветви определяют границы Земли. Высшие боги во главе с Одином подняли землю из мировой бездны. Возле источника, где растет дерево, появляются 3 «девы судьбы»-норны. Вёльва предсказывает гибель богов.

В других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и из него появилось первое существо – великан Имир (слайд 8). Боги, живущие в кроне мирового Древа, убили Имира, а из его тела сделали мир. Череп стал небом, плоть – землей, кровь – морем, кости – горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки – источники судьбы человека, его ветви объедают 4 оленя, символизирующие 4 стороны света.

Легенда о сотворении мира в индийском эпосе гласит, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем было рождено Золотое Яйцо, из которого возник Прародитель Брахма. Скорлупа яйца разделилась надвое, обозначив границы земли и неба. (слайд 9)

Учитель: Как вы считаете, какой сюжет представлен в эпосе разных народов? (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Кроме истории о сотворении мира, излюбленным сюжетом эпоса является чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности . (слайд 10)

- Богатырь Манас из киргизского эпоса, был рожден от вкушения его матерью яблока,(слайд 11) а герой осетинского эпоса родился из камня. Вяйнемёйнен – герой «Калевалы» (слайд 12)- родился от матери-воды уже взрослым.

Учитель: Вспомним любимые нами народные сказки. Какой сюжет рассказывает нам семейной жизни героя?(ответы учащихся)

Учитель: Вы правы, распространенным сюжетом народного эпоса было сватовство героя , во время которого перед ним ставят трудновыполнимые задания) (слайд13)

Учитель: Давайте подумаем, что может следовать за сватовсвом героя? (ответы учащихся)

Учитель: Вы снова угадали. Значительная часть эпоса посвящена описанию битвы и гибели героя (слайд 14) Во время неравной схватки, герой проявляет настоящие чудеса отваги и гибнет. Например, трагическая судьба героя гомеровского эпоса – Ахилла (слайд 15) Погибает доблестный рыцарь Роланд, (слайд 16) ценой своей жизни защищая короля и Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса (слайд 17). Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». (слайд 18) Они вынуждены покинуть отчий дом, и совершают тяжелый путь к вершинам Гималаев. Только старшему из братьев удалось достичь цели.

Учитель: Мы обозначили центральные темы эпоса разных народов. Назовите героев русского эпоса (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Богатыри. Богатыри-люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

Русский героический эпос - одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (слайд 21 )Это киевская эпоха, а вот в новгородское время - это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев (слайд 20).

Учитель: Назовите черты главного героя героического эпоса?(ответы учащихся)

Действительно, героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша по Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса(слайд 21)

Учитель: Подведем итоги.

Что вы узнали нового?

С какими темами и героями народного героического эпоса мы сегодня познакомились?

(ответы учащихся)

Учитель: Домашнее задание: Подготовить рассказ о наиболее понравившемся герое

Эпос - это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

Народный эпос

В сознании первобытных людей неразделимо существовали некоторые зачатки искусства и науки, морали, религии и прочих видов направлений общественного развития. Только несколько позже все они обрели самостоятельность.

Частью культовых, религиозных, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире.

Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои - это герои устного эпического творчества.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях.

К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Герои легенд - реально жившие в те времена люди.

Об исторических событиях, имевших место в Древней Руси, повествуют былины. песни или стихотворные сказания. В них эпический герой - это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Это Алеша Попович и Илья Муромец, а также Добрыня Никитич. Однако эпические герои - это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович - богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор - великан, Садко - купец-гусляр и другие.

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.

Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Мировое наследие

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Самым ярким примером героического эпоса восточных славян является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Здесь основное действующее лицо - богатырь. Илья Муромец - эпический герой, центральная фигура многих произведений подобной тематики. Он представлен сочинителями в виде главного защитника своей родины и народа, отразив все основные ценности восточных славян.

Среди самых ярких произведений армянского эпоса находится поэма «Давид Сасунский». В этом произведении отражена борьба народа против захватчиков. Центральная фигура этой поэмы представляет собой олицетворение духа людей, стремящихся обрести свободу и победить иностранных завоевателей.

В немецком героическом эпосе выделяется такое произведение, как «Песня о Нибелунгах». Это предание о витязях. Главное действующее лицо этого произведения - могучий и смелый Зигфрид. Из повествования видна характеристика эпического героя. Он справедлив, и даже когда становится жертвой измены и предательства, остается великодушным и благородным.

Образцом французского эпоса служит «Песня о Роланде». Основной темой данной поэмы является борьба народа с завоевателями. Главный герой при этом наделен смелостью и благородством.

В английском героическом эпосе содержится множество баллад о Робине Гуде. Это легендарный разбойник и защитник всех несчастных и бедных. В балладах говорится о его мужестве, благородстве и веселом нраве.

Илья Муромец

Самым ярким отличительным признаком эпоса является героический характер его повествования. Из таких произведений становится ясно, кто является народным любимцем, и за какие заслуги.

Наиболее ярко образ эпического героя Древней Руси Ильи Муромца нашел свое отражение в былинах, относящихся к киевскому циклу. Их действие происходит либо в самом Киеве, либо возле него. В центре каждого повествования находится князь Владимир. Основной темой этих былин является защита Руси от южных кочевников.

Помимо Ильи Муромца участие в событиях принимают такие богатыри, как Алеша Попович и Добрыня Никитич. По данным исследователей, в общей сложности насчитывается 53 сюжета русских героических былин. Илья Муромец является главным героем в пятнадцати из них. В былинах представлена вся биография русского богатыря, начиная от его рождения и заканчивая смертью. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Исцеление Ильи Муромца

Из этой былины становится понятно, что ее главный герой был сыном крестьянина. Его, калеку, чудесным образом исцелили старцы. Они же и послали молодца служить в Киев, для того чтобы оборонить Русь от грозного врага. Перед уходом из родной деревни Илья Муромец совершил свой первый подвиг. Он вспахал крестьянское поле. И здесь уже показывается богатырская сила этого человека. Ведь он с легкостью выкорчевал на поле пни, а эта работа всегда являлась одной из наиболее тяжелых. Нет ничего удивительного в том, что в былине этот подвиг нашел свое отражение одним из первых. Ведь мирный труд крестьянина всегда служил источником его жизни.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В этой былине выделяют сразу несколько основных исторических эпизодов. Первый из них касается освобождения Чернигова, который осадила вражеская сила. Жители города попросили Илью Муромца остаться у них и быть воеводой. Однако богатырь отказывается и едет служить в Киев. По дороге он встречает Соловья-Разбойника. Этот похож и на птицу, и на человека, и на чудовище. Его сходство с соловьем определяется тем, что живет он в гнезде на дереве и умеет свистеть так же, как и эта птаха. Разбойник он потому, что нападает на людей. Чудовищем его можно назвать из-за разрушительных последствий свиста.

Народу, создавшему это произведение, было крайне важно то, что добрый и благородный молодец Илья Муромец из обычного лука и только одним выстрелом победил Соловья-Разбойника. Важно и то, что никакого преувеличения силы человека в данном эпизоде нет. При этом сказитель высказал свое утверждение об обязательной победе добра над злом. Благодаря этому подвигу Илья Муромец выделился из всех богатырей. Он стал самым основным защитником родной земли, центром для которой является город Киев.

Русские богатыри

Эти герои эпического произведения всегда обладают недюжинной силой. Именно благодаря ей они и становятся необыкновенными людьми. Но, несмотря на это, во всех повествованиях богатырь - это обычный человек, а не какое-то волшебное существо.

В былинах эти люди, обладающие самыми лучшими качествами, противостоят злу в лице змей, чудовищ, а также врагам. Богатыри представляют собой ту силу, которая всегда способна защитить родную землю, восстановить справедливость. Всегда встают они на сторону правды. Рассказы о такой идеальной силе говорят о том, что именно о ней всегда и мечтал наш народ.

Основные черты Ильи Муромца

Этот богатырь является самым любимым героем русских былин. Он наделен могучей силой, которая дает ему выдержку и уверенность. Илья обладает чувством собственного достоинства, которым он никогда не поступится даже перед лицом великого князя.

Народ представляет этого богатыря как защитника всех сирот и вдов. Илья ненавидит бояр, говоря им в лицо всю правду. Однако обиду этот герой забывает, когда над родной землей нависает беда. Кроме того, он призывает и других богатырей, чтобы они встали на защиту, но не князя Владимира, а матушки русской земли. Ради этого он и совершает свои подвиги.

Князь Владимир

Этот персонаж также присутствует во многих былинах об Илье Муромце. При этом стольный князь Владимир - вовсе не богатырь. В былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике он не совершает никаких плохих поступков. Рассказчик показывает его как человека, не обладающего мужеством. Ведь киевский князь испугался доставленного в город Соловья-Разбойника. Однако есть и другие былины. В них Владимир несправедлив и плохо поступает с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович

Этот герой встречается в нескольких былинах. Они повествуют еще о Вольге и о Святогоре.

Микула Селянинович - эпический герой, богатырь и чудесный пахарь. Его образ является олицетворением всего русского крестьянства, несущего «тягу земную».

Согласно повествованию, биться с этим богатырем нельзя. Ведь весь его род любим «матушкой сырой землей» - одним из самых загадочных и монументальных образов, существующим в русском эпосе.

Исходя из старинных понятий, Микула Селянинович является оратаем. Его отчество означает "землепашец".

Микула Селянинович - эпический герой, образу которого постоянно сопутствует ореол славы и сакрализация. Народ воспринимал его как крестьянского покровителя, бога Руси, святого Николу. Сакрализация присутствует даже в образе сохи, плуга, а также в самом акте пахоты.

Согласно былинам, главное в жизни Микулы Селяниновича - труд. Его образ олицетворяет крестьянскую силу, ибо только этот богатырь способен поднять «сумочки переметные» с «тягой к земле».

Вольга и Микула Селянинович

Эту былину народ создавал в течение нескольких веков. При этом неизвестно, является ли Микула Селянинович реальным человеком, жившим в те далекие времена или нет. А вот Олег Святославович - это князь, двоюродный брат Владимира Мономаха и внук Ярослава Мудрого.

О чем же повествует эта легенда? В ней рассказывается о встрече двух богатырей - князя и крестьянина. До этого каждый из них занимался своими делами. Князь воевал, а пахарь Интересно, что в этой былине оратай одет в праздничные одежды. Таковы правила этих произведений. Богатырь должен быть всегда красивым. Образ Вольги (Олега Святославовича) противопоставлен будничной работе крестьянина. При этом труд пахаря почитается в былине больше воинского.

И это не случайно, ведь в те времена любой пахарь мог стать неплохим воином. Однако не все воины способны были справиться с тяжелым крестьянским трудом. Это и подтверждается эпизодом, когда дружина князя не смогла даже вытянуть сошку из земли. Микула Селянинович же выдернул ее одной рукой, да еще и отряхнул от налипших комков. Вольга уступил пахарю первенство в труде и похвалил его. В его словах чувствуется гордость за крепкого богатыря, который справляется с делом, непосильным для всей дружины.

Отношение народа к богатырю

Доказать, что Микула эпический герой, несложно. Ведь его образ, олицетворяющий собой крестьянскую силу, проникнут большим уважением. Это чувствуется и в связи с использованием ласковых слов, когда героя называют оратай-оратаюшко.

Приветствуется народом и скромность богатыря. Ведь он говорит о своих делах без всякого хвастовства.

Святогор

Этот богатырь также является древнейшим русского эпоса. В его образе находит свое олицетворение абсолютная вселенская сила. Святогор - самый сильный на свете человек. Он настолько тяжел и огромен, что выдержать его не может даже сама «мать сыра земля». Именно поэтому богатырю приходится ездить на коне только по горам.

В одной из былин, где встретились два героя, образ Микулы становится несколько иным, приобретая космическое звучание. Однажды случилось так, что Святогор, ехавший на коне, увидел пешего молодца. Он попытался догнать Микулу, но сделать это так и не смог.

В другой былине богатырь-крестьянин просит Святогора поднять сумку, которая упала на землю. Однако он не справился с этой задачей. Микула же поднял сумку лишь одной рукой. При этом он рассказал о том, что в ней находится «тягость земная», осилить которую может только мирный и трудолюбивый пахарь.

Мифом называют древнее народное сказание о легендарных богах, героев и о невероятных явлений природы. Миф означает предание и сказание, отсюда и происходит нынешнее назначение мифа, как отдельного литературного жанра.

Миф и его место в литературе

Подобные сказания возникли в первобытном обществе, и поэтому в мифах переплетены всевозможные ранние элементы философии, религии, искусства. Отличительной особенностью мифа является то, что ему присущи повторяющиеся темы и сходные мотивы, которые можно встретиться в мифах разных народов и времен.

Считается, что мифы были основным способом познания мира в первобытном обществе, так как в них отображались приемлемые объяснения многих явлений природы.

Это связано с тем, что в мифах природа выступала в виде символов, которые порой были в виде человека. Мифология близка к художественно литературе формой образного повествования, поэтому говорят о том, что мифология оказала огромное влияние на развитие литературы, как таковой.

В художественных произведениях очень часто встречаются мифологические мотивы и и многие сюжеты основаны на мифах. Примером этого могут послужить такие литературные произведения, как "Волшебная гора" Т. Манна и "Нана" Э. Золя.

Героический эпос разных народов и герои эпоса

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.