Анализ работы умк школы. Программы начальной школы. Четыре года я работала по программе "Начальная школа XXI века"

http: //www. omc-sinergi. ru/index. php? folder=1&lab=5&dir_id=9 методический центр (здесь даны краткие характеристики всех УМК) В настоящее время педагоги начальной школы России осуществляют процесс обучения по следующим учебнометодическим комплектам: 1. УМК образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. 2. УМК образовательной системы Л. В. Занкова. 3. УМК «Классическая начальная школа» . 4. УМК «Начальная школа 21 века» . 5. УМК «Школа 2000» . 6. УМК «Школа России» . 7. УМК «Гармония» . 8. УМК «Планета знаний» . 9. УМК «Перспективная начальная школа» . 10. УМК «Перспектива»

Если ранее учебник должен был соответствовать основному содержательному минимуму стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), к структуре ООП, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода. Был предложен вопросник по основным направлениям нового стандарта с целью определения, насколько каждый из УМК отражает идеологию ФГОС НОО: формируются ли средствами УМК основы умения учиться и способность к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.

Вопросник по учебно-методическим комплектам на соответствие ФГОС НОО. 1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? 2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? 3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? 4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? 5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы? 6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? 7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? 8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД. 9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? 10. Каким образом в УМК формируются действия контроля? 11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? 12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся» ? 13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся? 14. Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Универсальные учебные действия. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Классификация УУД. 2. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы.

1. Система начального образования Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (научный руководитель - Б. Д. Эльконин). - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: Репкин В. В, Восторгова Е. В. , Левин В. А. Букварь. Авторы: Эльконин Д. Б. , Цукерман Г. А. , Бугрименко Е. А. - Русский язык (2 линии). Авторы: Репкин В. В. , Восторгова Е. В. , Некрасова Т. В. Авторы: Ломакович С. В. , Тимченко Л. И. - Литературное чтение (2 линии). Авторы: Кудина Г. Н. , Новлянская З. Н. Автор Матвеева Е. И. - Математика (2 линии). Авторы: Давыдов В. В. , Горбов С. Ф. , Микулина Г. Г. , О. В. Савельева. Автор Александрова Э. И. - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е. В. , Букварева Е. Н. Реализуются принципы развивающего обучения.

Данный УМК полностью реализует принципы деятельностного подхода, обеспечивая участие ребенка в учебном процессе как субъекта учебной деятельности. Содержание учебников комплекта обеспечивает организацию работы в группе для решения проблемной ситуации, что сопряжено с непосредственной деятельностью каждого ученика. Учебники насыщены вопросами и заданиями для самостоятельной работы. Большое количество заданий творческого характера.

2. Система начального образования Л. В. Занкова (научный руководитель - Н. В. Нечаева). - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н. В. , Белорусец К. С. - Русский язык. Автор Нечаева Н. В. - Литературное чтение (2 линии). Автор Свиридова В. Ю. Автор Лазарева В. А. - Математика (2 линии). Авторы: Аргинская И. И. , Бененсон Е. П. , Итина Л. С. (1 класс) и Аргинская И. И. , Ивановская Е. И. , Кормишина С. Н. (2 -4 класс). Автор Ванцян А. Г. (1 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н. Я. , Казаков А. Н. - Технология. Авторы: Цирулик Н. А. , Проснякова Т. Н. - Музыка. Автор Ригина Г. С. Реализуются принципы развивающего обучения.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа решения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания на нестандартную ситуацию.

3. «Классическая начальная школа» - «Литературное чтение. Чтение и литература» . Автор Джежелей О. В. - «Русский язык» . Автор Рамзаева Т. Г. - «Математика» . Автор Александрова Э. И. - «Окружающий мир. Мир и человек» . Авторы: Вахрушев А. А. и др. - «Окружающий мир. Введение в историю» . Авторы: Саплина Е. В. , Саплин А. И. (3 -4 класс) - «Изобразительное искусство» . Авторы: Кузин В. С. , Кубышкина Э. И. - «Технология. Своими руками» . Автор Малышева Н. А. - «Музыка» . Авторы: Алеев В. В. , Кичак Т. Н.

Основной принцип, реализуемый УМК «Классическая начальная школа» – это принцип единства сознания и деятельности. Учащиеся работают по схеме: делаю-осознаю-руковожу следующими действиями. Часть заданий комплекта – это поэтапное выполнение действий (работа по алгоритму). Следующий принцип – это опора на ведущую деятельность (учение). А также реализуется принцип опережающего развития, опирающийся на зону ближайшего развития.

4. «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н. Ф. Виноградова). Букварь. Авторы: Журова Л. Е. , Евдокимова О. А. - Русский язык. Авторы: Иванов С. В. , Евдокимова О. А. , Кузнецова М. И. - Литературное чтение. Автор Ефросинина Л. А. - Математика. Авторы: Рудницкая В. Н. и др. - Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н. Ф. и др. - Технология. Автор Лутцева Е. А. - Музыка. Авторы: Усачева В. О. , Школяр Л. В. - Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л. Г. , Ермолинская Е. А.

УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

5. «Школа 2000. . . » - «Школа 2100» (научный руководитель Л. Г. Петерсон). - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. - Русский язык. Авторы: Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. - Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. - Математика. Авторы: Демидова Т. Е. , Козлова С. А. , Тонких А. П. - Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А. А. , Бурский О. В. , Раутиан А. С. (1 -2 класс) и Вахрушев А. А. , Данилов Д. Д. , Бурский О. В. и др. С. В. (3 -4 класс). - Информатика. Автор Горячев А. В. - Технология. Авторы: Куревина О. А. , Лутцева Е. А. - Изобразит искусство. Авторы: Куревина О. А. , Ковалевская Е. Д. - Риторика. Автор Ладыженская Т. А.

Открытый учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» автора Л. Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Технология деятельностного метода − это описание управления учителем системного прохождения каждым учащимся целостной структуры − всех шагов учебной деятельности.

6. «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова) - Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В. Г. , Кирюшкин В. А. , Шанько А. Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л. М. , Хохлова Т. Е. Авторы: Канакина В. П. , Горецкий В. Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л. Ф. - Математика. Авторы: Моро М. И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А. А. - Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л. А. (1 класс и 4 класс); Коротеева Е. И. (2 класс); Горяева Н. А. , Неменская Л. А. , Питерских А. С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т. Я. (1 класс); Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. , Величкина Г. А. (3 класс).

Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.

7. «Гармония» (научный руководитель - Н. Б. Истомина). - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Азбука. Авторы: Бетенькова Н. М. , Горецкий В. Г. , Фонин Д. С. . Букварь. Авторы: Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. , Бетенькова Н. М. , Курлыгина О. Е. - Русский язык. Авторы: Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. - Литературное чтение. Автор Кубасова О. В. . - Математика. Автор Истомина Н. Б. . - Окружающий мир. Авторы: Поглазова О. Т. , Шилин В. Д. . - Технология. Автор Н. М. Конышева.

Комплект «Гармония» частично реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку и математике.

8. «Планета знаний» (под редакцией И. А. Петровой). - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Автор Андрианова Т. М. - Русский язык. 1 класс - авторы: Андрианова Т. М. и Илюхина В. А. ; 2 -4 класс - автор Желтовская Л. Я. - Литературное чтение. Автор Кац Э. Э. - Математика. Авторы: Башмаков М. И. , Нефедова М. Г. - Окружающий мир. 1 -2 класс - авторы: Потапов И. В. , Ивченкова Г. Г. ; 3 -4 класс - авторы: Потапов И. В. , Ивченкова Г. Г. , Саплина Е. В. , Саплин А. И. - Английский язык. Авторы: Горячева Н. Ю. , Ларькина С. В. , Насоновская Е. В. - Музыка. Автор Бакланова Т. И. - Изобразительное искусство (1 -2 класс). Автор Сокольникова Н. М.

УМК реализует принципы деятельностного подхода с помощью учета ведущих видов деятельности и законов их смены, обогащения, усиления, углубления детского развития, проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

9. «Перспективная начальная школа» (научный руководитель Н. А. Чуракова); - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Агаркова Н. Г. , Агарков Ю. А. - Русский язык. 1 -2 класс - авторы: Чуракова Н. А. и др. ; 3 -4 классавторы: Каленчук М. Л. и др. - Литературное чтение. Автор Чуракова Н. А. - Математика. Автор Чекин А. Л. - Окружающий мир. Авторы: Федотова О. Н. , Трафимова Г. В. , Трафимов С. А. - Технология. Авторы: Рагозина Т. М. , Гринева А. А. , Мылова И. Б. - Информатика. 2 -4 класс. Авторы: Бененсон Е. П. , Паутова А. Г.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов, что позволяет реализовывать принципы деятельностного подхода. Также УМК «Перспективная начальная школа» реализует личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, используя общий метод проектов.

10. «Перспектива» . Петерсон Л. Г. Математика. 1 кл. в 3 -х частях; Климанова Л. Ф. , Макеева С. Г. Азбука. 1 кл. в 2 -х частях; Климанова Л. Ф. , Макеева С. Г. Русский язык. 1 кл. ; Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. , Виноградская Л. А. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2 -х частях; Рудченко Т. А. Семёнов А. Л. (под ред. Семёнова А. Л.). Информатика. 1 кл. ; Плешаков А. А, Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 1 кл. в 2 -х частях; Роговцева Н. И. , Богданова Н. В. , Фрейтаг И. П. Технология. 1 кл. ; Критская Е. Д. , Сергеева Г. П. , Шмагина Т. С. Музыка. 1 кл. ; Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 1 кл. ; Матвеев А. П. Физическая культура. 1 кл.

Учебники УМК формируют интерес детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности и т. д. В учебники включен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, которые позволяют активизировать деятельность ребенка, позволяют применять полученные знания в практической деятельности, создают условия для реализации творческого потенциала ученика. В учебниках УМК «Перспектива» большое внимание уделяется нравственно-этическому формированию личности. Реализуются принципы опережающего обучения.

Можно увидеть, что не все УМК представляют достаточно полную методическую и содержательную базу для освоения новых принципов ФГОС, поэтому должны быть обязательно доработаны в соответствии с требованиями нового стандарта. УМК 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Да Да Да Нет Система Занкова Да Да Да Нет «Классическая начальная школа» Да Да Да – Нет «Начальная школа 21 века» Да Да Да Нет «Школа 2100» Да Да Да Нет «Школа России» Частично Нет Нет Нет Частично Мало Частично Нет Да «Гармония» Частично Да Да Да Частично Нет «Планета знаний» Да Да – Да Частично Нет Да Нет – – «Перспективная начальная школа» Да Да Да Нет «Перспектива» – – Да Да – Да Нет Л. В. Нет

Анализ образовательных программ и учебно-методических комплектов по математике для начальной школы.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Разнообразные программы и модули обучения в начальной школе предназначены, прежде всего, для формирования у ребёнка интереса, желания и умения учиться. В зависимости от программы, учителя ведут детей к этой цели разными путями. Маршрут обучения выбирают родители. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка .

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения. «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Все программы одобрены Министерством образования и науки РФ и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный федеральным государственным образовательным стандартом, то есть обязательный минимум. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения.

Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности . Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства, так и недостатки.

Согласно статье 47 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют», право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании», .

Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе.

При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

По данным Управления образованием г. Тамбова была составлена таблица, содержащая сведения о программах, которые используют учителя г. Тамбова и Тамбовской области, в частности статистические данные по использованию ими учебников математики в учебном процессе. В таблице 1 также приведены особенности предложенных учебно-методических комплектов.

Таблица 1

Статистические данные по использованию в 2015-2016 учебном году учителями г. Тамбова и Тамбовской области учебников математики

Название

дидактической системы и

УМК

Некоторые особенности УМК

Статисти-ческие данные по использо-ванию в 2015/2016 уч. г. учебников математики

(в %)

г. Там-бов

Тамбовская обл.

УМК

«Школа России»

Моро М.И. и др.

Ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, построен на современных достижениях педагогической науки и на исключительно ценных и значимых традициях отечественной школы

УМК

«Перспектива»

Г.В. Дорофеев, Т. Б. Бука,

Т. Н. Миракова,

или

Л.Г. Петерсон

Представляет собой целостную информационно- образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

10,6

УМК

«Гармония»

Н. Б. Истомина

Органичное соединение традиционной методики и новых подходов в обучении. Реализация основных направлений модернизации образования

1,8

УМК

«Начальная школа XXI века»

В.М. Рудницкая

Направленность комплекта на формирование основных компонентов учебной деятельности. Реализация принципов современной дидактики

4,2

4,4

УМК

«Перспективная начальная школа»

А.Л. Чекин

Комплект нового поколения, позволяющий организовать максимально самостоятельную деятельность учащихся в условиях специально организованной педагогической поддержки, особенно, в условиях сельских школ

0,4

0,8

УМК

«Планета знаний»

М.И. Башмаков,

М.Г. Нефедова

Новый комплект соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса. Обеспечивает социализацию учащихся, разумное сочетание традиционной методики и новых педагогических технологий

УМК

«Начальная инновационная школа»

Б.П. Гейдман,

И.Э. Мишарина,

Е.А. Зверева

В своей основе опирается на самые прогрессивные психолого-педагогические теории современного образования: теорию развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), теорию формирования учебной деятельности (В.В. Давыдов). Кроме того, УМК основывается на традиционных и современных дидактических принципах обучения, развития и воспитания младших школьников.

УМК «РИТМ»

Г.К. Муравин,

О.В. Муравина

Сочетание идей системы развивающего обучения, активных методов обучения и традиционного классического образования, его лучших методических приёмов и методов

0,8

УМК «Диалог»

О.А. Ивашова,

Н.С. Подходова,

В.М. Туркина,

Е.Е. Останина

Особенность данного УМК выражается в изменении качества образовательного процесса, что достигается методическим воплощением единых теоретических подходов во всех предметных областях начального общего образования. Все инновационные теоретические подходы имеют понятные и конкретные интерпретации в учебниках системы, что делает их практическую реализацию продуктивной и перспективной.

УМК «Развивающей системы

Д.Б. Эльконина –

В.В. Давыдова»

Э.И.Алексан-дрова

или

В.В. Давыдов

и др.

Формирование у младших школьников основ теоретического мышления на основе учебно-познавательной деятельности. Основное в положении концепции системы – ученик, рассматривается как субъект учения, как обучающий себя. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивна и ориентирована на исследовательскую деятельность учащихся

3,3

0,8

В учебниках по математике всех перечисленных выше образовательных программ в большей или меньшей мере присутствуют текстовые задачи. Проанализируем значение и роль текстовых задач в некоторых из них.

Обучение младших школьников математике по программе М.И Моро направлено на формирование у детей основных понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей, раскрывающихся на системе текстовых задач. Важным аспектом этой программы является желание научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой текстовых задач, применять простейшие общие подходы к их решению. Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами.

В программе отмечается, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе. Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной текстовой задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий .

Программа И.И. Аргинской по математике для начальной школы нацелена на развитие умений решать текстовые задачи. Оно выражается, прежде всего, в решении задач без соотнесения их со знакомыми, ранее отработанными типами, а на основе распутывания той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений [ 5 ].

В основе программы Н.Б. Истоминой лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, в процессе усвоения математического содержания. Именно перечисленные приемы умственной деятельности составляют основу деятельности, связанной с решением текстовых задач [ 6 ].

В учебнике Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мурашковой предложена целостная система работы с текстовой задачей, которая включает в уточнение представлений о задаче и её структуре, решение цепочек простых задач, сравнение взаимно обратных задач и их решений и др. Основными направлениями работы в этом плане являются: задания на выявление в тексте элементов задачи; постановка вопроса к задаче; дополнение условия задачи числовыми данными или ключевыми фразами в заданном контексте; установление зависимости ответа задачи от изменения какого-либо числового данного в её условии; сравнение задач по фабуле, по способу решения; решение задачи разными способами, составление задачи по её краткой записи, рисунку, чертежу, условию, вопросу, числовым данным, решению и т. п. Усиленное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствует преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления.

Методика работы над задачей по программе Л.Г. Петерсон строится на основе деятельностного метода. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Интерпретация наглядности является важным условием в обучении текстовых задач.

Таким образом, проанализировав существующие учебно-методические комплекты по математике для начальной школы, мы пришли к выводу, что в настоящее время в Российской Федерации сложились две системы обучения: традиционная и развивающая. К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива»; к развивающим системам относятся программы : Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Все программы одобрены Министерством образования и науки РФ и соответствуют государственному стандарту.

В каждой из рассмотренных нами программ по математике решению текстовых задач отводится значительное место. В программах прослеживаются похожие содержательно-методические линии, однако каждая программа имеет свои отличные от других принципы построения программы, структуру содержания программы, методические подходы к изучению текстовых задач, наполняемость курса математики текстовыми задачами, разнообразие представленных текстовых задач и т.д.

Проведем сравнительный анализ методик, используемых при обучении младших школьников решению текстовых задач в начальном курсе математики на примере программы развивающего обучения по системе Л. В. Занкова (учебник математики И.И. Аргинской) и программы традиционного обучения "Перспектива" (учебник математики Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой).

Рассмотрим основы методики обучения младших школьников решению текстовых задач по программе Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой.

Программа математики Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой является авторской, она составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, направлена на успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по математике, позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес учащихся к предмету. За основу авторы взяли классическую методику изучения математики и адаптировать ее для современных детей, включив в программу авторские методические находки.

Весь материал в программе представлен концентрически, это позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности, что особенно важно при обучении младших школьников решению текстовых задач.

Текстовые задачи входят в содержание программного материала наряду с другими разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Активная работа с текстовой задачей начинается с первого года обучения и рассматривается как средство обучения способам рассуждений, выбору стратегии решения, анализу ситуации и сопоставлению данных.

Так, уже в первом классе учащиеся учатся решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; восстанавливать сюжет по серии рисунков; составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка; различать математический рассказ и задачу; выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на…», «меньше на…»; составлять задачу по рисунку, схеме.

Таким образом, уже на первом этапе работы над задачей учащийся получает возможность научиться рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы; соотносить содержание задачи и схему к ней, составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу; понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

Наряду с простыми задачами на первом году обучения математике вводятся некоторые виды составных задач. По мнению авторов программы, это помогает детям избавиться от шаблонности при выборе действия и способа решения. Авторы продумали и систему логических задач, заданий на внимание, память, воображение, без развития, которых невозможно глубокое усвоение программного материала, дальнейшее обучение школьников.

Для того, чтобы дети при знакомстве с задачами и их решением осознавали смысл задачи программой предусмотрено введение специфических терминов. Работа с учащимися по усвоению ими математической терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всего первого класса.

Во втором классе содержание курса математики ориентировано на формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений; определять взаимно обратные задачи и обосновывать своё мнение; определять различие задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и обосновывать своё мнение; определять удобный приём вычисления и обосновывать своё мнение; решать составные задачи в два действия и записывать решение с помощью числового выражения.

В третьем классе младшие школьники учатся использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи. В процессе работы над текстовой задачей у чащийся выполняет краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.; выбирает и обосновывает выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Учащийся может составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.), оценивать правильность хода решения задачи; выполнять проверку решения задачи разными способами. Учащийся получит возможность научиться сравнивать задачи по фабуле и решению; преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия; находить разные способы решения одной задачи.

В четвёртом классе продолжаются все те линии работы с задачами, которые были начаты во втором и третьем классах. Основной упор в четвертом классе сделан на решение составных задач с величинами, на движение и обратных задачах. Особое внимание уделяется решению комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов, с помощью дерева вариантов, таблиц.

Структура работы с текстовыми задачами в системе развивающего обучения Л. В. Занкова в корне отличается от традиционной и включает четыре этапа:

Подготовительный этап (1 класс), задачами которого являются: овладение навыками чтения; формирование необходимых мыслительных операций; овладение умением участвовать в коллективной деятельности.

Начальный этап (2 класс), на котором происходит обучение детей работать с текстом задачи, знакомство с терминами: задача, условие и вопрос задачи, данные и искомое задачи, простая и составная задачи, обратная задача, краткая запись задачи.

Центральный этап (3 класс). На данном этапе происходит обучение сравнению текстовых задач, сходных по сюжету, но различных по математическому содержанию, преобразование задач, приводящих к их упрощению.

Заключительный этап (4 класс). Здесь идет обучение сравнению задач, различных по сюжету, но одинаковых по математическому содержанию, преобразованию задач, приводящему к их упрощению или усложнению.

Заметим, что на каждом этапе продолжается работа и с направлениями, начатыми на предыдущих этапах.

На подготовительном этапе прямая работа над задачей не ведется, однако, навык чтения, овладение необходимыми мыслительными операциями и навыками коллективной деятельности необходимы на всех этапах работы над задачей, поэтому им уделяется внимание, и они являются основными задачами в первом классе.

В учебнике присутствуют и специальные задания, целенаправленно готовящие детей к работе с задачами, такие как: восстановление развития сюжета по серии рисунков; составление различных рассказов математического содержания к одному сюжетному рисунку; завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета.

Работа с текстом задачи на начальном этапе начинается с формирования умения отличить текстовую задачу от других видов заданий. После первого знакомства с задачей начинается постепенное исследование текста задачи с целью выделения условия задачи; вопроса задачи; данных; искомого. Большое внимание на данном этапе уделяется работе по наблюдению за взаимным расположением в задаче условия, вопроса, данных и искомого, так как часто детям трудно найти вопрос, если он находится в начале текста задачи, или в середине.

На начальном этапе с задачами рассматривается большое количество текстов, которые не являются задачами: полное отсутствие данные или их частичное отсутствие, или присутствие двух данных, которых недостаточно для получения ответа на поставленный в тексте вопрос. Такие тексты называются задачами с недостающими или недостаточными данными, они требуют полноценного всестороннего анализа, составления плана решения для выявления недостаточности имеющихся данных. Преобразование таких текстов идёт двумя способами: дополнение условия недостающими данными; изменение вопроса так, чтобы для ответа на него было достаточно данных исходного текста .

Основная ценность работы с задачами с недостающими данными заключается в возможности получения большого количества вариантов их преобразования в полноценные решаемые задачи разного уровня трудности, что даёт возможность каждому ученику действовать на доступном ему уровне.

Важным направлением работы с текстом задачи считается его краткая запись, так как это эффективное средство облегчения поиска путей решения задачи, в котором находят отражение полнота и глубина анализа математических связей.

Одним из важных направлений программы в работе с задачами является сравнение задач, близких по сюжету, но значительно отличающихся по математическому смыслу. Наиболее яркими представителями таких задач являются обратные задачи.

Во втором классе формируется умение проводить общий анализ простой задачи в виде схемы аналитическим способом – от вопроса к данным. При таком способе ученики получают наглядную модель анализа. В результате решения простых задач с графической иллюстрацией дети убеждаются, что для решения необходимо, чтобы в условии было не менее двух числовых данных одной или нескольких величин, а также приобретают навыки правильной формулировки вопросов при анализе задачи и пояснений к действиям. С середины второй четверти дети начинают знакомиться с составными задачами, и продолжается графический анализ при решении составных задач.

Кроме составления схем анализа в учебнике предлагаются следующие виды заданий: дана схема анализа, надо проверить, правильно ли она составлена; дано несколько схем, а надо определить, какая из них подойдёт к данной задаче; составление задачи по модели схемы.

В третьем классе продолжается начатая ранее линия на овладение детьми умением работать с текстом задачи. Вместе с тем формулировка задачи дана в новой, незнакомой ученикам форме. Любую задачу можно сформулировать шестью разными способами, из которых один считается каноническим (в такой задаче сначала в повествовательной форме изложено условие, а затем следует вопрос, представленный вопросительным предложением), а остальные неканоническими и более сложными для восприятия: после условия задачи следует вопрос, изложенный повествовательным предложением; часть условия в повествовательной форме стоит в начале текста, другая его часть объединена с вопросом в сложное вопросительное предложение; часть условия в повествовательной форме стоит в начале текста, другая его часть объединена с вопросом в сложное повествовательное предложение; весь текст задачи объединён в одно сложное вопросительное предложение, начинающееся с её вопроса; весь текст задачи объединён в одно сложное повествовательное предложение, начинающееся с её вопроса.

Также учащиеся знакомятся с такими способами краткой записи задачи как схема и таблица. Сама краткая запись задачи является инструментом, который должен помочь ученику найти её решение.

При работе с обратными задачами в третьем классе главное внимание сосредотачивается на установлении количества возможных обратных задач к данной составной задаче, выявлению признака, помогающего установить это количество до их практического составления, а также выявления среди обратных задач таких, которые в настоящий момент дети решить не могут в силу отсутствия каких-либо знаний. Ещё одним важным направлением этой работы является различение обратной задачи от задач, связанных с исходной задачей общей фабулой, но, тем не менее, такой не являющейся.

В четвёртом классе продолжаются все те линии работы с задачами, которые были начаты во втором и третьем классах. Но больше уделяется внимания работе с обратными задачами: являются ли сравниваемые задачи обратными; самостоятельное создание задачи, обратной данной; определение общего количества задач, обратных данных, и их создание. Однако основными линиями работы с задачами становится классификация задач по сходству их математического содержания и исследование путей преобразования текста задачи, приводящего к упрощению или усложнению её решения, которое надо выполнить, чтобы получить ответ на вопрос задачи. Ведётся работа по сравнению задач по математическому содержанию, но различных по сюжету, а также близких и по тематическому содержанию, и по сюжету, но различных по уровню трудности.

В четвёртом классе начинается знакомство с алгебраическим способом решения задач. Цель этого работы – показать детям его привлекательность, преимущество, рациональность. Учащиеся, сравнивают арифметический и алгебраический способы решения, сами оценивают новый способ, так как он значительно облегчает решение задачи.

Особого внимания и творческого подхода требуют задачи, предлагаемые в конце учебника. Именно на данном этапе обучения должно проявляться умение применять различные приемы и методы решения задач, умение анализировать, рассуждать, предлагать и проверять эти предположения, делать соответствующие выводы. Поэтому при решении задач учителю необходимо организовать работу таким образом, чтобы учащиеся находили различные способы решения, сравнивали их и выбирали наиболее легкий и рациональный .

Таким образом, проанализировав предложенные методики обучения младших школьников решению текстовых задач в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и в традиционной методике Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой, мы пришли к следующим выводам:

1) в рассмотренных программах работе над текстовыми задачами отведено достаточно много учебного времени;

2) структура работы над текстовой задачей в системе развивающего обучения Л.В. Занкова в корне отличается от традиционной методики Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой, так в последней активная работа над текстовыми задачами начинается уже в первом классе, тогда как в системе Л.В. Занкова программа первого года обучения математике направлена на подготовку к работе над задачей, которая станет главной темой лишь во втором классе.

3) в обеих программах на начальном этапе работы с текстовой задачей рассматривают большое количество текстов, не являющихся задачами, что способствует развитию мышления младших школьников, но особенно подробно эта работа ведется в системе Л.В.Занкова.

4) большее внимание в системе Л.В. Занкова уделяется составлению обратных задач, в программе Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой обратные задачи тоже рассматриваются, но значительно позже (в 3-4 классах) и в меньшем объеме.

5) положительным моментом в системе Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой, на наш взгляд, является обучение младших школьников различным способам кодирования информации, содержащейся в условии задачи, перевод текста задачи на язык математических понятий, символов, знаков, что особенно актуально в современном информационном обществе.

6) в обеих программах в качестве методического приема работы над текстовой задачей используется моделирование. Обучающиеся в процессе решения текстовых задач используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задачи.

Проанализировав существующие учебно-методические комплекты по математике, мы пришли к выводу, что в каждой из них решению текстовых задач отводится значительное место. В программах прослеживаются похожие содержательно-методические линии, однако каждая программа имеет свои отличные от других принципы построения программы, структуру содержания программы, методические подходы к изучению текстовых задач, наполняемость курса математики текстовыми задачами, разнообразие представленных текстовых задач и т.д.

Список используемых источников

    Минаева Е. В. Формирование внутреннего плана действий у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2004. - № 19 –с. 25 –28

    Царева, С.Е. Обучение решению задач // Начальная школа. – 1997. - № 11. – С.93-98.

    Артемов А.К., Семенова Т.В. Введение в частные методики обучения. – Пенза: Пенз. политехн. инт, 1982. – 226 с.

    Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.

    Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Козаков А.Н.. Сборник программ для четырехлетней начальной школы: Система Л.В. Занкова // Сост. Л.А. Вохмянина, Р.Г. Чуракова. - М.: Б. И., 2004. – 207 с.

    Вохмякина Л. А., Игнатьева Т. В. – 112 с.

    Бука Т. Б., Дорофеев В. Г., Миракова Т. Н. Методические рекомендации по математике УМК «Перспектива» начального общего образования. - М. : Просвещение, 2015. - 95 с.

Примерная схема анализа УМК

(С использованием учебника и программы по иностранным языкам)

Данный УМК разработан (указать авторов, год издания) и предназначен для (указать уровень обучения иностранному языку, класс) УМК состоит из учебника, книги для учителей, рабочей тетради, звукового пособия. Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам. Авторы учитывают потребности современной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с тем они использовали опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательное изучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков и развитием коммуникативных умений.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на учащихся младшего (среднего) возраста. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, наличии/отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов. Присутствуют вопросы и задания проблемного (творческого) характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формировании социокультурной компетенции. Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений (на примере одного раздела). При составлении системы упражнений авторы учли закономерности усвоения знаний, формирования навыков и развития умений. (Речь, язык; сообщение новых знаний, формирование и совершенствование навыков, развитие речевых умений; упражнения языковые, условно-речевые, речевые и т.д.). Упражнения ситуативно обусловлены.

Уровень управления работой учащихся соответствует уровню владения языком (управление жесткое, гибкое, эврестическое).

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. Оптимально определено соотношение классной и домашней работы, организована самостоятельная работа учащихся.

4. Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку (размещение материала, характер иллюстраций);

б) соответствует санитарным нормам (размеры, вес, шрифт и т.д.);

в) соответствует эстетическим и этическим нормам (цветовая гамма, сюжеты рисунков и т.д.).

Выводы. На основании данного анализа можно сказать, что УМК отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

N.B. Все положения анализа надо подтверждать примерами упражнений из учебника.

Панюкова Ольга Васильевна
Анализ программ и учебников русского языка по УМК «Школа России» и «Начальная школа 21 века»

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника , расширяет кругозор детей в области родного языка , создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи : устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Для анализа мы выбрали систему учебников под редакцией авторов С. В. Иванова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко («Начальная школа 21 века » ) и В. П. Канакина, В. Г. Горецкий («Школа России » ). Содержание учебно -методического комплекта «Начальная школа 21 века » направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах; активизацию мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка ; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку , языку своего народа , родному слову. В учебнике существенное внимание отводится лексической, синтаксическоц и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание текстового, иллюстративного материала .

Программа «Школа России » направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации , языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка . Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения) ; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средст в зависимости от цели, темы, осноыной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1) .

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

0 С. 47, у. 3,4,5

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Итого 9 40 10 8 67

Таблица 1.

Анализ данных учебников позволил установить характер работы над многозначными и омонимичными словами, а также формируемые у младших школьников лексические знания и умения. В учебниках представлены 67 лексических заданий различного характера. Большая работа над многозначными и омонимичными словами предусматривается во 2 классе. Этому вопросу посвящены 40 упражнений, расположенных в разных темах учебника . Наблюдение над данными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте и продолжаются в течение всего периода обучения в начальной школе . Из таблицы видно, что особое внимание уделяется упражненииям на определение лексического значения многозначных слов, их 16, а на определение лексического значения омонимов всего лишь 5. Задачи данных упражнений заключается в том, чтобы сформировать умение детей пользоваться толковыми словарями. Разумеется, из-за сложности материала далеко не во всех упражнениях даются подобные задания. Учитель всегда может организовать эту работу по своему усмотрению. Сравнив количество упражнений по работе с многозначной лексикой (45 за весь курс начальной школы , с упражнениями по работе с омонимами, (их 22, видно, что упражнения с многозначной лексикой превышает на 23. Меньшее количество упражнений на составление предложений с омонимами, их 2, на составление предложений с многозначными словами – 4. В 1 и 4 классах на изучение данной темы отведено всего 8-9 упраджнений за год. Задания на нахождение омонимов проводятся только во 2 классе в количестве 4 упражнений. Специальные упражнения на разграничение слов-омонимов и многозначных слов не выявлены.

Таким образом, изучив упражнения учебников по программе «Начальная школа 21 века » можно сделать следующие выводы : большую часть времени на изучение многозначных слов авторы отвели во 2 классе, в 1 классе проходит только ознакомление со словами, имеющими несколько значений. В 3 и 4 классах упражнения такого типа не предусмотрены. Суммарный объём упражнений, предпологающих работу над данной темой, не обладает достаточным потенциалом для обогащения и активизации словарного запаса учащихся 3 классов.

В качестве второго объекта анализа , представленного в данной статье избраны учебники русского языка «Школа России » , авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (Таблица 2) .

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 99,у. 11 с. 102,у. 18 (2) С. 24,у. 38; с. 43, у. 72 (2) С. 9,у. 10; с. 32,у. 50; с. 54,у. 91 (3) С. 6. у. 1-2; с. 13,у. 12-13; с. 15,у. 16; с. 30,у. 38-39; с. 24,у. 49; с. 121,у. 255; с. 142,у. 319 (10)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения на нахождение омонимов 0 0 0 С. 47, у. 69-70; с. 48,у. 72; с. 99,у. 176; с. 68-69,у. 141 (5)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Таблица 2.

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Нами выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы . Особое внимание также уделчется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В. Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово» происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла . Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б . Гольдберга.

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса . В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений) . В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа ; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20 , 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ , нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Виды упражнений «Начальная школа 21 века » «Школа России »

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Итого 67 80

Таблица 3.

Сопоставительная таблица

Из таблицы видим, что в учебниках программы «Школа России » содержится на 13 упражнений больше, чем в учебниках программы «Начальная школа 21 века » . Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова. Этому вопросу посвящены 16 упражнений, расположенных в разных темах по программе «Начальная школа 21 века » и 18 по программе «Школа России » , а также упражнения на определение лексического значения омонимов, их 5 по программе «Начальная школа 21 века » и 11, соответственно, по программе «Школа России » . Упражнения на определение слов с прямым или переносным значением («Начальная школа 21 века » ) на 6 больше, чем в «Школе России » . В программе «Школа России » упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно, тогда как в другой программе их 5 . Термин «многозначное слово» в обоих программах вводится во 2 классе. По программе «Начальная школа 21 века » ознакомление с омонимами происходит со 2 класса, а по программе «Школа России » в 3 классе.

Мы проанализировали не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал : «Толковый словарик» по обеим программам и «Словарь омонимов» только в учебниках программы «Школа России » . Мы составили сравнительную таблицу (см. Таблица 4, по которой можно увидеть, какие многозначные слова и омонимы и в каком количестве изучаются в каждом классе.

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

"НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России "

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Таблица 4

Сравнительная таблица толковых словариков

Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса только в учебниках В . Г. Горецкого, в учебниках С . В. Иванова со 2 класса. «Словарь омонимов» располагается только в учебниках В . Г. Горецкого. Также нами была составлена сравнительная таблица, где мы указали только сходные слова в учебниках обоих авторов . Из 41 слова в учебниках С . В. Иванова и из 76 слов в учебнике В . Г. Горецкого одинаковых слов всего 6, из них 4 многозначных слова : гребень, золотой, искусство, пейзаж и 2 слова-омонима : ключ и свет. Но нужно отметить, что слова ключ и свет, также являются и многозначными словами, о чем свидетельствует словарная статья.

Итак, анализ учебников авторов С . В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен : на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века » . – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 1 класс / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2011. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2013. 192 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 192 с.

Русский язык . рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России » . 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. ]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с. - ISBN 978-5-09-031535-7.

«Русский язык » 1 класс / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » . 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

Финогеева Анна Николаевна, учитель начальных классов

Образовательные программы в начальной школе

Для сравнительного анализа я выбрала следующие образовательные программы начальной школы:

    «Школа России» под редакцией А.Плешакова;

    «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Школа России»

«Гармония»

Цель: воспитание школьников как граждан России.

Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи:

    развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

    обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

    формирование естественной мотивации учения

Задачи:

    обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов

    создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом

    создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности

Принципы:

    фундаментальность;

    надежность;

    стабильность;

    открытость новому;

    проблемно-поисковый подход.

Принципы:

    организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

    организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

    формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Комплект охватывает все образовательные области.

никаких особых качеств от ребенка не требуется.

По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка.

В результате проведенного анализа образовательных программ начальной школы «Школа России» и «Гармония» можно сказать следующее.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Считаю, что эта программа нужна. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

Анализируя образовательную программу « Гармония», можно заметить, что в процессе ее реализации создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика.

Сами авторы подчеркивают, что основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности.

Мне было бы интересно работать по данной программе, она носит более развивающий характер, нежели традиционная система обучения. В ней большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.