Свияжск на какой реке стоит. Оглядываясь в прошлое. Районы. Где лучше жить

Некоммерческий информационный проект «Остров-град Свияжск». История Свияжска. Виртуальная прогулка по острову. Научные статьи, публицистика, фотографии, видео и рассказы путешественников.

Предположительно, в дохристианскую эпоху место на Круглой горе в устье реки Свияги (30 километров вверх по Волге из Казани), где сейчас находится Свияжск, было языческим капищем (древней стоянкой). В окрестностях Свияжска после основания крепости находили кости мамонта.

К XIII-XIV веку относится первое упоминание свияжского останца в булгарских хро­никах Шарафетдина бин Хисаметдина аль-Муслими аль-Булгари под назва­нием «Кара кирмен» («Черная кре­пость»).

Город-крепость

Свияжск, основанный как крепость в 1551 году , не имеет аналогов в мировой истории военной операции.

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье.
С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Несмотря на то, что ханство переживало глубокий экономический кризис, Казань по-прежнему оставалась мощнейшей крепостью того времени, а ее защитники во главе с имамом Кул Шарифом отличались невероятным боевым духом.

Граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и Ивану Грозному была необходима хорошо укрепленная крепость, так как отрезанные из-за трудностей сообщения с Москвой московские войска не могли длительно осаждать Казань.

В 1551 году после очередного неудачного похода на Казань восйко Ивана IV разбило свой лагерь в устье Свияги на расстоянии суточного перехода до Казани. Для того, «дабы учинить тесноту казанской земле», царю необходимо было найти место для опорной базы влизи ханской столицы. Никольская летопись гласит, что татарские князья во главе с Шах-Али, сторонники Москвы, указали на Круглую гору, поросшую лесом — высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками — Свиягой и Щукой. Вокруг холма располагались непросыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь русское войско было на вражеской территории. Поэтому царь повелел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполагаемой крепости.

Зимой 1550-1551 года на Верхней Волге в лесах началась работа. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову в городе Мышкин (современная Ярославская область). К весне деревянный кремль со стенами, башнями и церквами был готов.
Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием» (середина VII века, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник):

Затем все бревна разметили, разобрали и связали из них несколько плотов .
В апреле 1551 года , как только Волга вскрылась ото льда, караван судов «везущи с собой готовы град деревян… того же лета нов, хитр сотворен» , отправился вниз по Волге к выбранному месту.

Одновременно из Москвы на Казань выступило государево войско, двинулись рати князя Хилкова из Мещеры, князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.

24 мая 1551 года русские войска заняли позицию у берега Свияги. На острове началась работа: гору разровняли и очистили от лесов. Царские люди выловили плоты с разобранным городом ниже по течению около устья Свияги, и из готовых бревен всего за 24 дня на горе Круглой была возведена крепость, по размерам превосходящая Московский кремль и Новгород. День и ночь трудились 75 тысяч человек. В этот же срок были поставлены и Рождественская церкви. Первоначально город-крепость был назван в честь царя Иван-городом, но уже скоро его начали называть «Новгород (Новоград, новый город) Свияжский».

В 1552 году стал базой русских войск при осаде Казани.

«Ступайте, дураки, — насмехались над русскими татары, — в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»

Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» — пошли на приступ. татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.

По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань — наша, ее царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано. (Русская линия)

Выполнив свою основную функцию, город не пришел в упадок.

В 1552 году в Свияжске на пути в Москву останавливалась царица Сююмбике с сыном Утямашем.

В 1606 году происходят волнения «гулящих людей» во главе с Илейкой Муромцем (Горчаковым).

В 1610-1911 году «бунташный люд» осаждает город, но восставшие царские войска разгромили восставших.
В 1612 году мимо Свияжска прошло Казанское ополчение с иконой Казанской Божьей Матери спасать Москву.
В конце XVII — начале XVIII века Свияжск сохранил за собой лишь функции первого христианского города в бывшем Казанском ханстве с действующими монастырями. Экономические, политические и административные функции постепенно отошли к Казани.

В 1710 году построили каменную .

В 1734 году построена каменная приходская церковь Николая Чудотворца.

В 1735 году построена каменная приходская Софийская (Тихвинская)
церковь.

В 1754 году на центральной площади города возведен каменный кафедральный Рождественский собор.

В 1764 году происходит закрытие Троице-Сергиевского монастыря.
В 1781 году
учрежден герб г. Свияжска.
Описание герба:
«В голубом поле, город деревянный на судах на реке Волге, и в той реке рыбы»

Монастырский город

В XVIII-XIX веках Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, и монастырями. Его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

В 1795 году образован на месте бывшего Троице-Сергиевского мужского монастыря.

В 1798 году в Свияжске останавливался император Павел I.

В 1829 году выполнен проект регулярного плана развития города Свияжска.

В 1833 году в Свияжске останавливался А. С. Пушкин.

В 1836 году в Свияжске останавливался император Николай I в. пору пребывания наследником престола.

В июне 1847 года Тарас Шевченко проезжал через Свияжск, следуя в Оренбург во время путешествия на пароходе «Князь Пожарский», о чем упомянул 14 сентября 1858 в своем Дневнике.

В 1871 году в Свияжске останавливался император Александр II в. пору пребывания наследником престола.

Гравюра по рисунку М. И. Махаева (середина XVIII века)

В 1877 году на IV археологическом съезде академик И. И. Срезневский ставит вопрос о сохранении уни­кальной фресковой живописи в свияжском Успенском монастыре.

В 1896 году в Свияжске произведена корректировка генерального плана города Свияжска (население 3,5 тыс. человек).

В 1902-1904 году профессор Д. В. Айналов исследует фрески свияжских соборов.

Во второй половине XIX — начале XX века ведется широкое строительство каменной и деревянной городской застройки, сохранившейся до настоящего времени.

В 1906 году возведен собор в честь иконы «Всех Скорбящих Радости», архитектор Ф. Малиновский.

Уничтожение памятников

В 1917 году произошли первые акты вандализма и экспроприации.

В 1918 году в Свияжск направляют Льва Троцкого, цель которого — борьба с белыми. По его приказу началось истребление духовенства:
настоятеля Успенского Богородицкого монастыря архиепископа Амвросия зверски убили за то, что он отказался отдать хлебные запасы монастыря и церковные ценности;
священник Софийской церкви отец Константин (Долматов), ветхий старик, был расстрелян за то, что он якобы палил из пулемета по красноармейам с колокольни своей церкви;
монахинь Предтеченского монастыря расстреливают без каких-либо обвинений.

«Газета «Le Journal» сообщает: «Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому . Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу» (из книги князя Н. Жевахова «Еврейская революция»).

В 1922 году
произошло вскрытие мощей Св. Германа уполномоченными Казанского ОПТУ.

В 1923-1924 году закрыли Успенский и Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1926 году Свияжск окончательно приходит в запустение и получает статус села Верхнеуслонского района.

В 1928 году в помещениях Успенского монастыря открыли детскую колонию с принудительным трудом с выселением из монастыря всех постояльцев и жильцов.

В 1929 году трудовую колонию преобразуют в трудкоммуну для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом.

С 1929 по 1930 год были :
надвратная церковь Вознесения Успенского монастыря;
Германовская церковь Успенского монастыря;
приходская Никольская церковь;
кафедральный Рождественский собор;
приходская Благове­щенская церковь;
приходская Софийская (Тихвинская) церковь.

В 1933 году закрыли колонию-коммуну с передачей ее хозяйства в ведение НКВД ТАССР.
В 1936 году колонию преобразовали в тюрьму с лимитом в 200 человек.
С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа погибло 5 тыс. репрессированных.

В. Голицын. Показатели за день по ИТК №5 (эскиз для стенда).
В. Голицын. «Папа, да иди же обедать!» (рисунок на обороте эскиза для стенда).
1942 год. ИТК №5, Свияжск.
Оберточная бумага, цветные карандаши, акварель.
Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» при Международном «Мемориале»


Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), художник. Был трижды арестован на короткое время в 1925, 1926 и 1933. В 1930 выслан из Москвы с семьей. Арестован 22.10.1941 , в заключении в ИТК № 5 г. Свияжска под Казанью. Умер от пеллагры

Главными достопримечательностями острова-града Свияжск являются конечно монастыри. На острове их целых три. Кроме их осмотра будет ещё прогулка по Свияжску и как обычно много фото.

Продолжение нашей прогулки по Свияжску. Начало в статье: , где я подробно написал о истории Свияжска, как до него добраться из Казани и о Богородице-Успенском мужском монастыре, находящемся на входе в остров-град.
Пора посмотреть на достопримечательности, что находятся в глубине острова.

Интересно, что до 1917 г. он был женским, а с 1917 г. по сей день является мужским.
Монастырь основали в 16 веке, дав ему имя Рождественский. Сначала постройки были из дерева, затем из камня и кирпича, но старинные здания утрачены из-за частых пожаров (1795 г. и др.) и перестроек.
Активно работы проводились в 1796 году, когда появилась колокольня и Иоанно-Предтеченский придел Сергиевской церкви.
Тяжелые времена монастырь переживает при советской власти, в 1919 г. закрывается. Однако вся его территория объявляется музеем-заповедником истории и архитектуры, в 1959 г. проходит реставрация центрального собора.

Купола собора иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» из красного кирпича издалека видны всем гостям острова. Архитектурные особенности напоминают о Кронштадтском соборе в Петербурге, также имеющем купол в форме полусферы.

Строительство собора велось с 1898-1906 гг. по проекту Ф.Н. Малиновского, роскошное здание выполнено в нововизантийском стиле.

Отреставрированное внутренне убранство собора иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Роспись в основном выполнена масляными красками.

Троицкая церковь, Свияжск.

Самая древняя постройка на территории монастыря и всего Свияжска – это Троицкая церковь, выполненная из дерева в 1551 г. Этот храм входит в число уникальнейших объектов историко-культурного значения. Незначительные перестройки проводились только в 19 веке, когда появилась крыша и главка из железа и покрытие из теса вместо шатровой кровли. Внутреннее убранство сохранило иконостас в три яруса из резного дерева, хотя большинство иконописных сокровищ в советское время было увезено в музеи или в неизвестном направлении.

История сооружения Троицкой церкви очень интересна: вместе с материалами для постройки Свияжской крепости в 1551 году привезли и бревна для этой церкви. Собрали церковь в течение одних суток, как говорится, «без единого гвоздя».

Легенды называют основателем Троицкой церкви князя Никиту Серебряного, современника Грозного. Сохранились свидетельства того, что здесь творил молитву Иоанн Грозный накануне взятия Казани.

На территории монастыря находится еще одна старинная постройка – церковь Сергия Радонежского, или кратко Сергиевская церковь с одной главой и маленькой звонницей, постройки 1604 г. Храм относится к типу трапезных. Его особая ценность объясняется сохранившимися на паперти фресками, на которых изображены Сергий Радонежский и Александр Свирский. Фреска уникальна, так как является настенной увеличенной копией работы Андрея Рублева «Троица».

Церкви, храмы и соборы Свияжска.

Сергиевская церковь. Двухэтажную белокаменную церковь освятили в 1604 г. во имя Сергия Радонежского. Это здание необычной планировки: в период постройки на первом этаже находились хозяйственные помещения и монашеские комнаты, а собственно церковные помещения – на втором этаже. Церковь трехпрестольная, каждый престол находится в своем приделе. Внутри церкви можно увидеть хорошо сохранившуюся фресковую роспись 17 века с изображением Троицы, патриарха Никона и Сергия Радонежского.

Культурно-природный ландшафт Свияжска.

Комплексные реставрационные и реконструкторские работы в крепости и соборах проводятся в Свияжске с 2010 г. по программе «Возрождение», одновременно обновляется городской жилой фонд, строятся новые помещения для учреждений культуры, гостиницы и др.

В 2017 г. подана заявка на включение в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО, Успенского монастыря и Троицкой церкви.

Свияжск сегодня.

В Свияжске много построек, появившихся в 20-21 веке, но стилизованных под старину. Из-за большого количества новых сооружений, так называемого «новодела», остров-град не может получить статус историко-культурного музея-заповедника.

Гостиница «Дом купца Каменева».

На территории Свияжска сохранились некоторые строения 19-20 вв.

Территория острова благоустроенная и красивая, приезжающие чувствуют себя как в сказке на острове Буяне.

Историко-реконструкторский комплекс «Ленивый Торжок» представляет собой торговые ряды, ремесленные лавки.

Церковь Константина и Елены, Свияжск

У самого берега находится приходская Церковь Святых Константина и Елены. Её видно в первую очередь, когда подплываешь на кораблике к острову.
Церковь строили в конце 17 века. Сначала звонница была отдельно стоящим зданием, но со временем ее соединили с церковью, достроив между ними трапезную.
В советское время церковь не работала, открылась только в 90-е гг. 20 века как помещение для выставочных мероприятий. В настоящее время в церкви проходят крещения.
На первом плане – здание женской гимназии, выстроенное в 1913-14 гг., в котором до сих пор размещается школа.

Свияжск – малонаселенное сельское поселение. В 2016 году его население составляло всего 259 человек.

Дома Свияжска.

В Свияжске так же, как и во многих городах Татарстана, представляющих историческую ценность (Болгар, Чистополь, Елабуга, Бугульма и др.) действует проект «Культурное наследие: остров-град Свияжск и древний Болгар», в соответствии с которым разрешено строить новые дома только по 5-ти типовым проектам: дом с мансардой, дом с мезонином, дом одноэтажный с 5-ю окнами на улицу и др.

Облик Свияжска должен соответствовать историческому, дома должны иметь габариты и пропорции в духе старинных построек.

В процессе разработка других типовых проектов, которые не будут ограничивать жителей острова, но помогут сохранить стилевое единство древнего города.

А за золотыми воротами детского досугового центра «Сказка» проводятся интересные игры и квесты для детей дошкольного и школьного возраста.

Музей Свияжска.

Пушка «Девкина голова», воссозданная по старинным изображениям, установлена перед входом в Музей истории Свияжска. В музее оформлены богатые экспозиции, посвященные истории острова, включая рассказ о деятельности почитаемых здесь святых, об археологической и военной истории. Музей имеет залы для проведения интерактивных занятий, в них оборудованы солдатская изба, кабинет чиновника, монашеская келья, гимназическая классная комната, представлены макеты старинных домов и пароходов и др. Все экспонаты интерактивного пространства доступны посетителям, которые приходят сюда на тематические занятия и игровые встречи.

В конце улицы – Надвратная колокольня в Свияжском Богородице-Успенском монастыре, а это значит, что мы прошли круг по Свияжску и возвращаемся обратно к машине.

Мы покидаем остров Свияжск – удивительный музей-заповедник. На карте Республики Татарстан это всего небольшая точка, но в истории нашей страны – важный и богатый событиями период.

Свияжск официальный сайт.

Подробная информация о городе, экскурсионных маршрутах и туристических фирмах размещена на

Свияжск был основан 24 мая 1551 года как стратегическая крепость Московского царства. Строили град как перевалочный пункт для завоевания Казанского ханства. Град был воздвигнут под руководством Ивана IV Грозного всего за четыре недели. Однако после Советской власти и пережитков ГУЛАГа не может придти в себя уже несколько десятилетий. Свияжск стал пристанищем для многих художников, среди них главный декоратор фильма Тарковского - Сталкер. Сам Пушкин признавался, что именно таким представлял себе свой сказочный остров Буян. Это поистине волшебное и неописуемой красоты место. Мой рассказ об истории острова, его особенностях, музеях, достопримечательностях и людях.

Изучать Свияжск можно бесконечно, недаром в его архиве хранится несколько десятков тысяч экспонатов. Гора, на которой был основан град, образовалась еще в период таяния ледников. В 8-9 веках на вершине горы проводили свои обряды Сувары. Молодой русский царь Иван IV, увидев это место, решает возвести тут военную базу. Необходимость в перевалочном пункте возникла из-за желания добиться захвата Казанского ханства. Многочисленная армия Московского царства выбивалась из сил, доходя до Казани, солдатам был необходим отдых в укрепленной крепости.

Для будущего града подготовили ровную площадку, для этого пришлось полностью срезать верхушку горы. Примерно за тысячу километров, в угличевских лесах, были полностью возведены все сооружения будущего Свияжска, затем град был разобран и сплавлен вниз по Волге. За 28 дней 75 тысяч человек собрали готовый город, который превосходил по размерам Московский кремль. Это стало единственным и уникальным примером самой короткой закладки города. Были возведены более тысяч дворов, в которых проживало примерно 5 тысяч человек.

В строительстве использовалась лиственница, которая со временем становится прочной как камень и устойчива к погодным условиям. Многие европейские города стоят на лиственнице, к примеру, всем нам знакомая Венеция.

На острове есть деревянная церковь, которой 462 года. На бревнах можно увидеть зарубки, которые ставили в то время для счета. Тогда считали, что пила терзает дерево и в строительстве использовали лишь грубый топор. Строили без гвоздей, чтобы с течением времени дерево не загнивало.

Церковь построили за один световой день. В ней находится алтарь, где перед походом на Казань молился Иван IV, после чего завоевание прошло успешно. Считается, что это самая древняя деревянная церковь на Волге.

Декоративные элементы иконостаса выполнены из липы, сами же иконы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Сейчас планируется вернуть иконы на прежнее место, но уже не оригиналы, а их копии. В 16 веке церковь освещали благодаря специальным раздвижным проемам, они же использовались для вентиляции.

На острове была проведена большая социальная программа, 88 свияжских семей были переселены из монастырских строений и памятников архитектуры в новые дома. Раньше приходилось отапливать дома дровами, а воду носить из колодца. В новых домах предусмотрены все коммуникации. Хорошим примером переселения стала Земская больница, сейчас ее реконструируют под музей.

В Свияжске многонациональное население. Среди 248 человек большая часть русские, также можно встретить марийцев, чувашей, грузин и даже есть одна крещеная татарская семья. Чуть меньше 100 лет Свияжск официально является сельским поселением, до этого 4 века был остров-градом. Тут есть своя школа, где обучается 27 детей и детский сад, куда ходит 14 ребят. В местном отделении полиции трудится 3 сотрудника.

В 1555 году в Свияжске был основан монастырь, за первые 5 лет было возведено два храма: Никольский собор и Успенская церковь. Возводили храмы каменщики из известной псковской артели. Те же люди строили мощные стены казанского Кремля и собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.

Уже в 17 веке появилась 43-х метровая колокольня – самое высокое сооружение Свияжска. В 18 веке был построен братский корпус.

Первый наместник монастыря Герман в 1564 году был приглашен в Москву. Иван Грозный собирался возвести его в чин главного митрополита всей страны. Но Герман отказался, так как был не согласен с царской политикой опричнины.

Другой храм был построен в псевдовизантийском или старо русском стиле на деньги матушки Апфии. Матушка не дожила несколько лет до открытия храма и скончалась в 1905 году, ее могила находится в подвале церкви. Архитектором выступал Павел Малиновский, которые проектировал Троицкий собор Раифского монастыря и храм Великомученицы Варвары в Казани.

В 1911 году собор был расписан, но по технической ошибке художника уже через 3 года понадобилось обновление. Краску должны были наносить на холст, а затем приклеивать к стенам. В 1914 году вместо холста использовали обычный линолеум. Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости означает просящих у богоматери радость.

Монастыри раньше были самыми богатыми организациями, имели свое производство. Они были крупнейшими землевладельцами той эпохи, по этой причине Советская власть невзлюбила их. В 4-х километрах от острова Лев Троцкий участвовал в бою против белого движения, где его отряд дал отступление. Приплыв в Свияжск, он вышел на Рождественской площади, где произнес пламенную речь о том, как испокон веков попы дурили головы людей. После чего на площади был установлен памятник Иуде Искареот, как первому революционеру на земле. Простоял памятник несколько недель, после чего был уничтожен местными жителями.

15 мая 2011 года состоялось открытие свияжского музея. До этого в здании располагался интернат, а в 20-м веке расстрельная тюрьма – некий прообраз татарского Алькатраса. Стену, возле которой расстреливали заключенных, пришлось разобрать, так как под ней находилась братская могила. Но двор для прогулок заключенных сохранился.

Удалось восстановить камеру номер 8, в ней сделали небольшой музей. На стенах висят фотографии заключенных, взятые из архива. Представлены предметы повседневного быта заключенных.

В небольшой камере содержалось до 18 заключенных. Узники переживали страшные болезни, которые приводили к развитию гангрен и ампутации. Среди экспонатов находится настоящий протез, который пришлось носить жертве политических репрессий, чтобы облегчить свою короткую жизнь в ожидание расстрела.

В свияжском филиале ГУЛАГа погибло более 5 тысяч человек. Здесь находился выдающийся татарский поэт Хасан Туфан и изобретатель известной игры Пираты - известный художник и представитель именитого рода Голициных. Здесь он создал многие свои шедевры, копии которых находятся в музее. Плотность населения тюрьмы постоянно был превышена, в некоторые года почти в три раза.

Каждый год остров посещает большое множество художников, многие из них остаются здесь жить. Сами жители про таких шутят, что приехал на несколько дней, но задержался на несколько десятилетий. Среди таких художников – главный декоратор фильма Тарковского «Сталкер» Рашид Сафиуллин. Он рисует Свияжск в разные времена года.

Многие уверены, что остров Свияжск и есть тот самый остров Буян, который Пушкин описывал в своей сказке. История же гласит, что великий поэт посетил остров спустя два года после написания «Сказки о царе Салтане». Во время своего визита он признал, что именно таким представлял сказочный остров Буян. Художники Голубцов и Артамонов воссоздали калейдоскоп жизни обычного человека на острове:

Люди живут в своих домах.

Уходят на работу.

Ухаживают за детьми и читают молитву.

А их души возносятся к небесам.

Кстати, Свияжск не всегда был островом. В 1957 году люди проснулись и сказали «Теперь вокруг нас море». В результате образования Куйбышевского водохранилища дорогу, связывающую столицу и остров, затопило. До этого земли Свияжска были на 70 гектаров больше, сейчас все это скрывается под водой. Была вероятность того, что Свияжск будет затоплен полностью, но люди не стали переселяться. До 2008-го года на остров можно было добраться только по воде.

Еще одной особенностью острова является отсутствие гражданского кладбища, оно находится на противоположном берегу. Раньше тело умершего человека можно было доставить либо по воде, либо по льду. Весной же добраться до кладбища было невозможно. Если верить легенде острова, то весной люди просто не умирали, а рожениц заранее доставляли на большую землю.

На острове присутствует монастырское кладбище. Тут хоронили только служителей или почетных меценатов. Самым богатым благотворителем был Каменев, его семья похоронена на острове, но захоронение полностью утрачено в годы Советской власти.

Самым главным и нарядном местом в русских домах считается печь. Чтобы печь стала еще более нарядной, было принято украшать ее изразцами ручной работы. Глиняный изразец удачно отображает уклад и самобытность своей эпохи.

Совсем недавно в Свияжске открылась выставка «Путь изразца». На ней представлены изразцы Москвы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Нового Иерусалима и других городов. Встретить целый и сохраненный изразец – это большая редкость. В экспозиции можно увидеть достаточно интересные экспонаты.

За время своего существования остров-град Свияжск не пережил военных действий. Большой истории маленького острова могут позавидовать многие государства. На изучение собранных тут крупиц истории может уйти не один десяток лет. Остается только позавидовать людям, проживающим и нашедших себя в этом историческом месте.

Россия - самое большое государство в мире. Её просторы раскинулись почти на 10 000 км - от Калининграда до Камчатки. Россия - страна с удивительной историей и культурой. Именно поэтому мы запускаем новый спецпроект, в рамках которого будем знакомить вас с малоизвестными местами России.

Первая остановка в нашем турне - остров-град Свияжск с богатой историей и живописными картинами.

Новоград Свияжский

Середина XVI века. Между Московским царством и Казанским ханством - ожесточённая борьба. Иван Грозный во что бы то ни стало хочет покорить Поволжье.

Казанское ханство в глубоком кризисе. Практически единственный форпост сопротивления русским войскам, превосходящим противника в численности и артиллерии, - Казань.

В 1550 году армия Ивана Грозного предприняла вторую попытку завоевать столицу Казанского ханства. Неудачно: слишком далеко от Москвы, чтобы регулярно снабжать войска провиантом и оружием. Но, возвращаясь домой, воеводы заметили посреди реки высокий холм с крутыми склонами и плоской вершиной (Кара-Кермен). О «находке» доложили царю.

Грозный тут же оценил стратегическую ценность возвышенности. Холм почти со всех сторон окружён водой; он всего в 26 верстах от Казани, но из города его не видно. У Ивана IV созрел хитрый план - построить крепость, которая бы стала перевалочным пунктом для русских войск.

За 1 000 км до предполагаемой крепости, в угличских лесах, царь приказал построить деревянный кремль. Поручение исполнили. А весной 1551 года, когда Волга вскрылась ото льда, царь повелел разобрать крепость, погрузить брёвна на плоты и сплавить к Кара-Кермену.

24 мая 1551 года русские войска и работяги высадились на острове. Закипела работа: днём и ночью трудились 75 000 человек. Меньше чем за месяц на заросшем нелюдимом холме выросла мощная военная крепость, по размерам превосходившая даже Московский кремль. Следом возвели две церкви - Троицкую и Рождественскую, а также многочисленные хозяйственные постройки. Город-крепость сначала получил название «Иван-город», а затем - «Новоград Свияжский».




Что посмотреть в Свияжске?

Во второй половине XVI века Свияжск получил статус уездного города: росло население, развивались ремёсла, строились новые церкви и дома.

К началу XVIII столетия город стал «монастырским». Все экономические, политические и административные функции взяла на себя Казань. В Свияжске же действовали два монастыря - Троице-Сергиевский (позднее - Иоанно-Предтеченский) и Успенский. Город считался оплотом духовности и красоты.

Гармонию разрушила революция. В 1918 году в Свияжск прибыл Троцкий - начался красный террор. Казнили священников, разрушали храмы (с 1929 по 1930 годы уничтожили 6 из 12 существовавших в городе церквей), закрыли оба монастыря.

В советское время Свияжск стал «городом ненужных людей». В 1928 году в кельях Успенского монастыря разместили исправительную колонию для трудных подростков, а в 1943 году - лагерь НКВД. Позднее эти помещения переоборудовали под психиатрическую лечебницу.

Лишь в 1960-х, после наполнения Куйбышевского водохранилища, когда Свияжск стал островом, началось его культурно-историческое возрождение.


Сегодня остров-град Свияжск словно портал в прошлое. Там нет общественного транспорта, промышленности и современных зданий - лишь живописная природа Средней Волги и многочисленные памятники архитектуры.

Всего на острове порядка 20 старинных построек: одни сохранились хорошо, другие полуразрушены. Из действующих строений: Успенский собор (1556–1561 гг.), колокольня Никольской церкви (1556 г.), Сергиевская церковь (XVII век), церковь Константина и Елены (XVI–XVIII вв.) и другие.




Жемчужиной острова является Троицкая церковь (1551 г.) - первый православный храм на Волге и единственная постройка, уцелевшая со времён Ивана Грозного. Его соорудили из огромных брёвен лиственницы без единого гвоздя всего за один световой день.

Разумеется, церковь достраивали. В XIX веке шатровое завершение заменили на восьмискатную крышу, пристроили крыльцо, а бревенчатые стены обшили тёсом и покрасили… Выглядел храм тогда блёкло и неприметно.


Но в 2009 году ему решили вернуть исторический облик: убрали краску, пристроили деревянную террасу. Оставили только тёс (видимо, для защиты древних брёвен от дождя и снега). Теперь не только внутри, но и снаружи Троицкий храм источает атмосферу эпохи Ивана IV. Кстати, у входа в него стоит скамейка, на которой по легенде сидел сам Грозный государь.


Чем заняться в Свияжске?

Как и в других исторических местах, главное «развлечение» в Свияжске - осмотр архитектурных достопримечательностей. Это можно делать как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессиональных гидов.

Последние организуют различные экскурсионные программы, в том числе интерактивные (с историческими перформансами и театрализованными представлениями).


В 2012 году после реконструкции был открыт Конный двор, постройка которого датируется XVI веком. В царской России он служил постоялым двором для приезжих, а в советское время - хозблоком. Сейчас Конный двор - это этнографический центр, где можно окунуться в атмосферу старины.


На его территории организовали ремесленную слободу, где можно понаблюдать, как куют подковы, делают глиняные горшки и плетут рыбацкие корзины.


Кстати, рыболовство - одно из основных занятий местных жителей по сей день (даже на гербе города - рыбы). Оно и понятно: промышленности нет, для сельского хозяйства мало места, зато воды предостаточно.

Свияжск стоит на месте, где река Свияга впадает в Волгу; навигация начинается в апреле и заканчивается в октябре. Почти у всех местных жителей есть лодки - летом волжские берега буквально усыпаны любителями рыбной ловли.


«Поохотиться» на щук и лещей приезжают даже из других регионов. Мужчины шутят: «Свияжск - идеальное место для рыбалки с женой. Она - в город на экскурсию, а ты спокойно ждёшь клёва».

Как добраться до Свияжска?

Раньше добраться до Свияжска можно было только по воде. Но в 2008 году построили дамбу с асфальтированной дорогой, которая соединила остров с «большой землёй». Теперь доехать до села можно как речным, так и наземным транспортом.


По воде

Летом ежедневно курсирует пассажирский теплоход по маршруту Казанский речной вокзал - Свияжск.

Время отправления: 8:20
Время прибытия: 10:30
Стоимость билета: 100 руб. (билеты продаются за час до отплытия)

Вечером в 16:30 теплоход уходит назад, в Казань прибывает в 18:45 .

По выходным совершаются также дополнительные экскурсионные туры.

Кроме того, доплыть до Свияжска можно на моторной лодке либо катере из близлежащих Васильево или Введенской Слободы.


По земле

Свияжск находится в 30 км от Казани - 40 минут на личном автомобиле. Можно найти схему проезда в Интернете или воспользоваться навигатором. Но в село на машине не въедешь - для автомобилей предусмотрена стоянка внизу.


По железной дороге

С центрального железнодорожного вокзала Казани регулярно ходят электрички до ж/д станции Свияжск, что в 14 км от острова, в посёлке Нижние Вязовые. Оттуда до острова-града можно добраться на попутке или такси.

Почему стоит увидеть Свияжск?

Свияжск - маленький остров, обнимаемый могучими волнами великой русской реки. В 1833 году Свияжск посетил Пушкин. С тех пор существует предание, что именно его имел в виду поэт, описывая остров Буян в «Сказке о царе Салтане». Разумеется, это всего лишь легенда (о царевне Лебедь Александр Сергеевич написал в 1831 году), но в неё легко верится, потому что Свияжск действительно сказочной красоты остров. Там хочется бродить между церквушек и обветшалых домиков, любоваться природой, стоять на берегу и думать о прошлом и будущем.


Свияжск - крохотное село, где большая часть жителей - старики, но его истории могут позавидовать многие мировые города. Более 15 лет это место претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Федеральные и местные власти делают всё, чтобы Свияжск стал «мировым достоянием». Но многие из тех, кто посетил этот город (не туристы, а простые ценители истории), отмечают, что реставрационные работы порой ведутся грубо, без соблюдения исторической достоверности и уважения к русской культуре (лишь бы было похоже на что-то старинное). Именно поэтому Свияжск надо видеть! …пока он не стал типичным туристическим этнопарком.


И лайфхак напоследок: если хотите проникнуться тишиной и историческим величием острова-града, отправляйтесь в Свияжск осенью или зимой.

Приближается 30 октября - День памяти жертв политических репрессий. Недавно мне довелось увидеть остров-град Свияжск, что на Волге, недалеко от Казани. Здесь с 1936 года находилась тюрьма НКВД ТАССР, где с 1937 по 1948 гг. погибли 5 тысяч репрессированных.

Вообще история Свияжска весьма богата . Город был основан как крепость в 1551 году. В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и Ивану Грозному была необходима хорошо укрепленная крепость, так как отрезанные из-за трудностей сообщения с Москвой московские войска не могли длительно осаждать Казань.

Крепость решено было построить в устье Свияги на расстоянии суточного перехода до Казани, на Круглой горе - высоком холме с плоским верхом и обрывистыми склонами. Вокруг холма располагались болота. Крепость срубили и построили на Верхней Волге, в углечских лесах, за 1000 км. Построенные стены и башни крепости привезли весной на плотах и здесь собрали. Благодаря таким хитростям татары не проведали о стройке. И вскоре Казань была взята.

Свияжск стал настоящим островом после постройки Куйбышевской ГЭС, - водохранилище затопило прилежащие низины. Это было в 1957 году, тогда же большинство из 3,5 тысяч местных жителей покинуло свою родину. Долгие годы сюда можно было добраться только водным путем. Но вот в 2005 году построили дамбу, по которой теперь сюда можно доезхать на автомобиле. С дамбой Свияжск из космоса выглядит так забавно:)

Еще в 2008 году монастыри и многочисленные церкви Свияжска лежали в руинах. В 2009 году Свияжск отнесли к объектам культурного наследия республиканского значения в виде достопримечательного места (в границах Свияжского сельского поселения). Под свое крыло Свияжск взял бывший президент Республики М. Шаймиев и республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры. В Свияжске рассказали, что Минтимер Шарипович бывает здесь каждые 2-3 недели, инспектируя ход восстановительных работ. Сделано много: обустроены все инженерные сети, подведен газ, жители переселены из тесных келий бывшего монастыря, где они проживали десятилетиями без элементарных удобств...

1.

Вид на Успенский монастырь XVI-XX вв.

2. Дамба и дорога, по которой мы приехали из Казани хорошо видна сверху, от монастырских стен:

От Казани сюда надо ехать по трассе М-7 в сторону Москвы, после моста через р. Свиягу повернуть направо по указателю.

3. У монастырской стены - памятник жертвам политрепрессий (скульптор М. Гашимов):

4. Нас сначала ведут в музей истории Свияжска, мимо монастыря. Сюда мы вернемся позже

Сейчас в Свияжске живут около 350 человек. Из старых деревянных домов их переселили во вновь построенные муниципальные коттеджи. А в "деревяшечках" после ремонта будут магазинчики, мастерские декоративно-прикладного искусства и т.п.
5.

Музей истории Свияжска расположен в комплексе казенных сооружений 1838-1840-х годов постройки. Здесь только-только закончилась реставрация и постоянной экспозиции еще нет
9.

10. Макет когда-то густонаселенного Свияжска

12. В музее представлены вещи, найденные археологами. Вот, например, симпатичный фрагмент изразца

13. Свияжск на гравюре XVIII века. Ничего вам не напоминает?
А.Г. Рудаков, М.И. Махаев. Вид Свияжска при водополии к полнолунию. 1769

В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами...

Заманчивая версия: будто бы Свияжск является прототипом пушкинского чудесного града. Однако, нет. Пушкин узнал о Свияжске уже после того, как написал сказку:)
14.

Вид Свияжска. Неизвестный художник. Сер. XVIII в.

15. Свияжск с высоты птичьего полета летом

16. и зимой

Часть нынешней экспозиции музея - это картины с видами исторического и нынешнего Свияжска, портретами его жителей.
17.

Город-град Свияжск. Р.Т. Сафиуллин. 2010.

18.

Еще одна картина Р.Т. Сафиуллина из цикла "Времена года"

19 и 20 тоже работы Р.Т. Сафиуллина

20.

Работы Рашита Сафиуллина и др. художников, посвященные Свяижску, можно посмотреть

История Свияжска тесно связана с гражданской войной. Летом 1918 года Казань была захвачена белочехами. Как писал присланный в Свияжск командовать наступательной операцией на Казань Лев Троцкий: "В течение месяца здесь решалась заново судьба революции". В район станции Свияжск были стянуты силы Волжской речной военной флотилии, туда же пришел бронепоезд, на поле неподалеку размещался аэродром. Троцкий впервые в истории гражданской войны применил в Свияжске метод так называемой "децимации" - расстрела каждого десятого бойца из отступавших с фронта частей. Вошел он в историю и установкой в Свияжске памятника "первому революционеру", на роль которого решено было избрать Иуду Искариота, апостола, "восставшего" против Иисуса Христа.
На экскурсии нам сказали. что никаких документальных подтверждений того, что памятник действительно существовал, пока не найдено.

21. Еще одно здание комплекса казенных сооружений, где размещалась в 1930-40е годы тюрьма:

22. Схема корпусов Свияжской тюрьмы № 8 МВД РТ. 1946

23. Подлинная тюремная дверь

В Свияжске отбывал срок и умер Владимир Михайлович Голицын (1901 - 1943) - потомок старинного княжеского рода. В 1918-19 гг. заведовал плакатной мастерской в Богородицке, затем делал Окна РОСТа в Туле. В 1920 г. завербовался художником в Заполярье. В 1922 году, будучи сотрудником плавучего Морского научного института Арктики, отправился на Новую Землю в составе первой советской экспедиции.

Позже работал художником, в 1923-25 гг. - в Кустарном музее. В 1925 г. за роспись деревянных шкатулок в древнерусском стиле удостоен золотой медали на Международной выставке в Париже. Работал декоратором в Богородицком театре, иллюстрировал книги, сотрудничал с журналами "Кругосвет", "Всемирный следопыт", "Пионер", "Знание - сила". Изобрел более десятка настольных детских игр.

Впервые был арестован в 1925 году, затем в 1926 г. - содержался в Бутырке. В 1941 г. вновь арестован, осужден и с июня 1942 г. находился в ИТК № 5 Свияжска. 29 декабря того же года был определен на этапирование в Енисейск, несмотря на сильное истощение. Однако 6 февраля 1943 с. скончался, диагноз - обострение пеллагры. Реабилитирован в 1958 году. В 1983 году на западной стене Успенского монастыря в знак памяти пребывания В.М. Голицына и его родственницы С.В. Олсуфьевой в свияжской ИТК № 5, были установлены памятные доски И.В. Голицыным и М.А. Трубецким.

Софья Владимировна Олсуфьева (1984-1943) вместе с мужем, археологом и искусствоведом Ю.А. Олсуфьевым, отцом Павлом Флоренским и С.П. Мансуровым в 1918 году в Троице-Сергиевом посаде создали комиссию по охране памятников искусства и старины, участвовали в спасении мощей Сергея Радонежского. Юрий Алескандрович Олсуфьев расстрелян в 1938 году. Софья Владимировна перед арестом работала в музее-усадьбе Кусково. 1 ноября 1941 г. осуждена, в Свияжске находилась с декабря 1942 года. Умерла 15 марта 1943 г., диагноз - обострение пеллагры. В 1991 году реабилитирована.

26.

В.М. Голицын. Архангельск. Эскиз росписи деревянной коробки. 1923-24 гг. Копия

27.

В.М. Голицын. Красноармейцы. Эскиз росписи деревянной коробки. 1923-24 гг. Копия

В музее находятся рукописи книг Андрея Гурьевича Лошадкина (1881-1942) "Сад, огород, пасека и рыбный пруд или подсобные отрасли сельского хозяйства", "Краткий курс огородничества", "Тыквы, дыни, арбузы" и др., написанные в 1930-1940 гг. в Свияжской тюрьме. Он - выпускник Казанской художественной школы, учился в Спб академии художеств, но из-за материальных трудностей поступил на Высшие с.-х. курсы. Работал агрономом в Казани и губернии. В 1931 году арестован, затем освобожден, но в 1938 году вновь арестован. Отбывал заключение в Свияжской ИТК № 5, работал здесь агрономом, в вечерние и ночные часы рисовал и писал книги. Умер 2 августа 1942 г. в Свияжске от дизентерии. Реабилитирован в 1986 г.

29.

Рисунки А. Лошадкина

30.

Братский корпус Успенского Богородицкого монастыря с. Свияжска, где размещалась ИТК № 5

После перевода отсюда колонии в середине1950х здесь находился филиал республиканской психиатрической клиники.
Больница была закрыта в конце 1980-х, тогда же несколько церквей были возвращены верующим. На острове разместился филиал Музея изобразительных искусств РТ.

31. Одна из улиц Свияжска:

32. Муниципальное жилье

34. Магазин

35. Мы пересекли остров и вышли к церкви Константина и Елены (кон. XVII в.) на противоположном берегу от Успенского монастыря

36. Вдали на другом берегу виднеется церковь Макарьевского монастыря

37. Дом городского головы Ф.П. Полякова, конец XIX в.

38. Дом Илларионова - Медведева - Бровкина, конец XIX в.

39. Богадельня (нач. XX в.), где нас вкусно покормили (здесь сейчас гостиница со всеми удобствами и кафе). С балкона этого здания Троцкий выступал на митингах в 1918 году.

40. Улица Московская с вышеназванными домами

41. Местная школа расположена в здании уездной гиманзии (XIX в.). Детишек в Свияжске мало, в школу привозят ребят из близлежащих сел и деревень. В этом же здании находится и детский сад

42. Рядом с гимназией - холм с руинами Собора Рождества Богородицы (XVI век), разрушенного в 20-30е годы прошлого века. В Свияжске все места разрушенных церквей обозначены крестами, а подобные информационные стенды стоят и у восстановленных памятников

43. Невдалеке памятник свияжцам - участникам ВОв

44. Здания пожарного обоза и ремесленной школы, 1870-е годы

45. Все это расположено на центральной площади Свияжска, тут и цветочные скульптуры есть:

46. Усадьба купца Ф.Т. Каменева, конец XIX в. Сейчас здесь гостиница

50. Вот такие кресты много еще где стоят в Свияжске. А этот у законсервированных руин церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (XVII в.). Напротив была еще одна церковь - Софийская. Оба храма разрушены в первой половине XX в.

51. Где-то здесь планируется сделать вот такую штуку

52. А мы по улице Троицкой идем к Иоанно-Предтеченскому монастырю мимо деревянного двухэтажного дома постройки конца XIX века:

53. Иоанно-Предтеченский монастырь раньше был женский, сейчас возрождается как мужской. На территории монастыря находятся три храма. Собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", начало XX века:

54. Рядом - самая древняя не только в Свияжске, но и во всем Среднем Поволжье деревянная Троицкая церковь, построенная одновременно с городом в 1551 году (от того времени остался фундамент):

55. Сергиевская церковь построена во времена Бориса Годунова, в конце XVI - начале XVII вв. и посвящена Сергею Радонежскому - покровителю Свияжска:

56. На территории монастыря сохранились несколько корпусов, где проживали монахини, постройки конца XIX - начала XX вв.

57. А мы возвращаемся к Успенскому монастырю

58. Детская площадка

60. В Успенском монастыре вовсю идут восстановительные работы

61. Первое, что мы видим, - церковь св. Германа (XVII-XX вв) с братским корпусом

65. Вид на старейшую каменную постройку Свияжска - Никольскую церковь с колокольней (колокольня пристроена позже) и Успенский собор (1556 г.). Собор (он справа) построен псковской артелью под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя, знаменитых мастеров, которым Россия обязана одним из своих символов - Покровским собором (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

66. Рядом с собором - монастырское кладбище. Могильные плиты найдены недавно в самых разных местах острова, в том числе на дорогах, и перенесены сюда. Есть и монашеские могилы последних лет

67. В Успенском соборе более 1000 кв. метров фресок XVI века. Это уникальный ансамбль, сохранившийся лишь в Свияжске, включающий и любимую туристами фреску Христофора "Песьеглавца" - святого, которого изображали с головой лошади и собаки

68.

Христофор "Песьеглавец"

70. В соборе сейчас ведутся реставрационные работы. Из-за гигантской длины поста фрески больше не показываю, кому интересно - можно посмотреть в моем альбоме Свияжск на Яндекс-фотках

71. Здание монастырского училища XVII-XIX вв.

72. Архимандричий корпус XVII века:

73. Восстанавливается надвратная Вознесенская церковь. Работы ведутся и в сумерках, когда мы покидаем остров-град

74. Удивительное место... Поразило всех, кто был на экскурсии, - и казанцев, бывавших здесь еще до восстановительных работ ("сколько же сделано за такое короткое время!") и нас, ничего раньше не знавших о Свияжске. Меня совсем не покоробила новодельность (а попадаются негативные отзывы на эту тему в сети) - после рассказов казанцев, что здесь было раньше - полная разруха и запустение. Хочу приехать сюда еще, увидеть град во всей красе.